Объективность должна быть основным принципом психологического исследования. Психодиагностические методики разного типа придерживаются разных требований, так, например, измерительные методы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Цель, предмет и область применения должны быть сформулированы однозначно, четко выделена область применения, контингент испытуемых, конкретизированы цели использования;
  • Процедура проведения задается однозначным алгоритмом;
  • Процедура обработки. Она должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. Диагностические суждения или выводы должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности;
  • Тестовые шкалы обязательно проверяются на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения;
  • Основанные на самоотчете процедуры, должны быть снабжены средствами контроля над достоверностью для отсеивания недостоверных протоколов;
  • В головной методической организации должен вестись банк данных, собранных по тесту с целью периодической коррекции всех стандартов методики.

Требования к экспертным методам

  • Инструкции по применению снабжаются указанием на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
  • Все инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к эталонному набору данных;
  • Процедура обработки результатов должна включать документирование Промежуточных этапов обработки, чтобы другому эксперту перепроверить конечный результат;
  • Разработчикам-пользователям важно иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению эксперт-согласованности на эталонном наборе данных;
  • В головной организации должен быть банк данных, который обеспечивает подготовку пользователей и их переподготовку.

Любая методика не будет являться профессиональной психодиагностической методикой, если она не удовлетворяет перечисленным требованиям. В обязательном порядке все методики в рамках головных методических организаций должны проходить аттестацию. В обязанности головных методических организаций входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик».

Не прошедшая аттестацию инструктивная литература, считается непригодной для применения в практической психологии, хотя в исследовательских целях возможность её применения не исключается.

Требования к пользователям

Пользователями являются профессиональные психологи и непсихологи. К ним предъявляются разные требования. Пользователь психолог:

  • Знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы Психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики. В обязательном порядке психолог должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике. Кроме этого у него должна быть личная библиотека методик, применяемая в данной области, Важным является самостоятельное ведение картотеки;
  • Психолог-профессионал отвечает за решения, которые принимаются им На основе тестирования. Он обеспечивает их соответствие репрезентативности и прогностической валидности. Должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами;
  • По сравнению с непрофессионалами пользуется преимущественным правом На проведение психодиагностики в заданной области, использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Имеет право на преимущественное получение методических материалов и их приобретение в качестве индивидуальной профессиональной собственности;
  • Он обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя другие стандартизованные методики и метод независимых экспертных оценок;
  • В подборе методик для комплексной программы исследования исходит из требования максимальной эффективности диагностики – максимальная надежность при минимальных затратах;
  • Занимается научно-методической работой, анализируя эффективность применения методики в заданной области. Как правило, эта работа предусматривает оперативные контакты с головной методической организацией;
  • Для проведения стандартных методик обследования обеспечивает самое тщательное соблюдение всех требований. Интерпретация, подсчет баллов, прогноз проводятся в строгом соответствии с методическими указаниями. В использовании методики психолог не имеет права отклоняться от стандарта, принятого на определенное время;
  • Полученную от испытуемого психодиагностическую информацию, содержит в строгой конфиденциальности. Для кого и для чего полученная информация может использоваться психолог обязан предупредить испытуемого, и не скрывать, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
  • Психолог обязан хранить профессиональную тайну;
  • Наряду с вероятной гипотезой, рассматривать альтернативные диагностические гипотезы;
  • Обо всех нарушениях нормативных принципов психодиагностики.

Психолог обязан сообщить в региональные или центральные органы Общества психологов. Имеет право лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в каждой науке существует разработанная и апробированная система средств, направлений, путей, приемов, методов и методик исследования.

Приведем формулировку метода, принадлежащую одному из крупнейших теоретиков отечественной психологии С. Л. Рубинштейну .

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика есть вариант, частная и конкретная реализация метода в заданных условиях – организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным общенаучным закономерностям, методологическим правилам.

Методология – это не просто учение о методах, а многослойная, динамичная, соподчиненная система научных знаний и представлений, задающая направления, правила и способы познания мира.

Методология включает в себя систематическое описание философии и идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над любой частной теорией всякой науки. Методология задает, что именно , как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным. Поэтому соблюдение определенных методологических правил, требований, принципов, выступает необходимым условием эффективности любого научно-психологического исследования.

Первое и самое важное методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале основных исторических этапов смены представлений о предмете психологии, рассмотренных в предыдущей главе. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением – интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика – это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты, опросники.

Важно понимать, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя частное принимать за общее, явление за сущность, поведенческое за психологическое. Например, невозможно достоверно судить о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.

Во-вторых, используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, доказательности, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики.

пример

Так, результаты технизированного эксперимента обязательно дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры сопоставляются и коррелируются с вербальными тестовыми ответами. Методологическим основанием такого подхода служит, например, разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, или перспективная методологическая триада: деятельность – сознание – личность (А. Н. Леонтьев), о которых неоднократно говорится в последующих главах учебника.

В-третьих, при изучении психического явления желательна реализация генетического, или эволюционного, подхода, т.е. исследование феномена (свойства, процесса, состояния) в процессе его генезиса, происхождения и развития, в ходе целенаправленного формирования. Это теоретическая установка на систематическое исследование самой "жизни" психики.

Такая методология носит название продольного среза (во времени), когда реализуется особая, трудоемкая и дискуссионная логика формирующего, преобразующего эксперимента, классически и четко отработанная, например, в научной школе П. Я. Гальперина (см. § 39.4).

В-четвертых, практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное, типическое: семья, профессия, нация и т.п. Человеческая психика социальна по сути, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом даже в исследовании, формально не являющемся социально- психологическим.

пример

Например, не следует проводить опросы или тестирование людей в присутствии их начальника. Нельзя адекватно использовать в России неадаптированную инокультурную зарубежную методику и терминологию. При выставлении школьной отметки (и любой оценки) неизбежно сравнение или какое-то иное социальное сопоставление учащихся и т.д.

В-пятых, любой используемый психологией метод, с одной стороны, должен быть глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален; с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации, адресованные не к одной личности.

Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методы и методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать? Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это реализация особой вероятностной методологии, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных допущениям и законам теории вероятностей.

Наконец, еще одним необходимым требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная или практическая проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты и средства исследования, но психическое несводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших; каждый из них специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.

  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – выдающийся отечественный психолог и философ, философское образование получил в Германии (докторская диссертация в 1913 г.), доктор педагогических наук (по психологии) (1937), профессор (1937), академик АПН СССР (1945), член-корреспондент АН СССР (1943). С 1915 г. преподавал в Одессе и Ленинграде (с 1930 г.). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, организатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1942–1945 гг. возглавлял Институт психологии АПН РСФСР. Выдвинул объяснительный принцип единства сознания и деятельности (1922, 1934), методологию "воздействия и изучения" психики. Разрабатывал методологические проблемы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, создал философско-психологическую концепцию человека (субъекта), концепцию психического как процесса. Автор одного из лучших отечественных учебников но общей психологии. Основные труды : "Принцип творческой самодеятельности" (1922); "Основы общей психологии" (1940); "Основы психологии" (1935); "Бытие и сознание" (1957); "О мышлении и путях его развития" (1958); "Принципы и пути развития психологии" (1959); "Проблемы общей психологии" (1973).

Экзамен по психологии!!!

1 и 2 билет

Методы психологии-Это способы изучения психики.

Они делятся на: Основные и Вспомогательные

Основные методы:

1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике.

Требование к наблюдению:

1. Точная фиксация(дата наблюдения,наблюдения поведения,анализ)

2. Побуквенная фиксация(пошаговая)

3. Наличие плана

4. Наличие цели

5. Система

2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции.

Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек)

1. Быстрый

2. Фиксация

3. Должен быть знаком

Наблюдение –это субъективный метод

Эксперимент -это объективный метод

В эксперименте более активный исследователь,но нельзя вмешиваться в процесс.

2 билет!!!Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод

1 .Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку)

Требования:

1. Продукт создается самим ребенком

2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком.

3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества

4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать.

5. После создания продукта провести беседу.

2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах.

Достоинства теста:

1. Есть варианты ответа

2. Есть баллы

3. Многократное использование

4. Быстрый большое количество испытуемых

5. Объективность

Недостатки теста:

1. Не все тесты подходят к определенной личности

2. Мало вариантов ответа

3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)

3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие)

Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка)

Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!

Дополнение к методу Теста (социометрия)

Виды теста:

1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека

2. Групповые – проводится с группой людей

3. Социальные – проводится с людьми разного возраста

4. Изолированные – исследование одной стороны психики

5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий

6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями,умениями и навыками на данный момент.

7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей.



8. Интеллектуальные – исследование умственного развития:

· Оценка уровня умственного развития

· Выявлений отношений умственного развитя

· Определение умственной готовности детей к школе

9.тесты креативности – исследование творческих способностей

10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь” ,”Тест для детей” Брайн Шелби.

4.Метод беседа

Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста)

Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка.

Требования к беседе:

1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка

2. Вопросы должны быть короткие

3. К беседе надо готовится заранее

4. Варьировать вопросы (перефразировать)

5. Побуквенная запись

6. С одним ребенком в методе

7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей

8. Беседа не более 5-7 минут.

5.Метод анкетирования:

1.Зыкрытый

2.Открытый

Анкетирование проходит пот Шнербеле.

Характеристика основных методов психологии

Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)



Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Переваги і недоліки методу спостереження

Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.

С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.

Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.

Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.

С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.

Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.

Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.

Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.

Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.

Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.

Тест - это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование - обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Классификация тестов:

  • 1) по форме:
    • а) устные и письменные;
    • б) индивидуальные и групповые;
    • в) аппаратурные и бланковые;
    • г) предметные и компьютерные;
    • д) вербальные и невербальные (выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций. К невербальным тестам относятся большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т. п.);
  • 2) по содержанию:
    • а) изучающие свойства интеллекта;
    • б) способности;
    • в) отдельные характеристики личности и т. д.;
  • 3) по целям тестирования:
    • а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;
    • б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;
    • в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц (например, администрации, желающей проверить своих сотрудников на профессиональную пригодность или нанять на работу наиболее достойных, имеющих наилучшие результаты тестовых испытаний), требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;
  • 4) по временным ограничениям:
    • а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;
    • б) тесты результативности;
  • 5) по методическому принципу, положенному в основу методики:
    • а) объективные тесты;
    • б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:
      • - тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемые выносят свои суждения (как правило, «да» или «нет», реже трехальтернативный выбор ответов);
      • - открытые опросники, предполагающие последующий кон

тент-анализ;

  • - шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;
  • - индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
  • в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);
  • г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Требования к тестовым методам исследования:

  • 1) репрезентативность (представительность) - это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;
  • 2) однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется Обычно это качество проверяется повторными измерениями;
  • 3) валидность (обоснованность) - это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;
  • 4) точность - способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;
  • 5) надежность - возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты

  • 1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
  • 2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

3. Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает окружающий коллектив и среду в которой он находится.

Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

4. Дополнительные методы. По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик, который используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов - его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Данный метод применим к малоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Предварительный просмотр:

Тема 1

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.

Психологическое исследование:
требования к организации и его этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 1) .

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

  1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
  2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез

3. Планирование исследования

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация

5. Обработка данных

Определение целей и задач исследования

Определение экспериментальных планов

Выбор методов и методик исследования

Определение математических методов обработки данных

6 . Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы

Рис. 1. Основные этапы психологического исследования

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных .

Классификация методов исследования

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.

Будущим юристам необходимо отчетливо представлять особенности каждого метода, чтобы активно их использовать в своей профессиональной деятельности. В психологии выделяют четыре группы методов исследования (рис. 2) .

Организационные методы. Данная группа включает срав-нительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Классификация

Методы психологического исследования

Организационные

Способы обработки данных

Интерпретацион-ные методы

Эмпирические

Сравнительный

Филогенетический

Онтогенетический

Типологизация

Методы математико-статистического анализа данных

Методы качественного анализа

Генетический

Структурный

Комплексный

Лонгитюдный

Анализ процессов и продуктов деятельности

Биографический

Наблюдение

Эксперимент

Психодиагностические методы

Метод экспертных оценок

Рис. 2. Классификация методов психологического исследования
Б.Г. Ананьева

Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 3).

Основные

Вспомогательные

Психодиагностические
методы:

  1. беседа
  2. анкетирование
  3. тестирование

Наблюдение

Наблюдение:

  1. открытое
  2. скрытое
  3. пассивное
  4. активное
  5. лабораторное
  6. естественное
  7. случайное
  8. систематическое
  9. включенное
  10. невключенное
  11. сплошное
  12. выборочное
  13. лонгитюдное
  14. периодическое
  15. одиночное

Эксперимент:

  1. лабораторный
  2. естественный
  3. констатирующий
  4. формирующий

Метод экспертных
оценок

Метод анализа процесса и продуктов
деятельности

Биографический метод

Эмпирические методы исследования

Наблюдение

Рис. 3. Основные эмпирические методы психологии

Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Характеристика основных эмпирических методов
психологии

Метод наблюдения

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психо-логии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенап-равленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан .

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

  1. пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
  2. мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
  3. речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
  4. поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);
  5. наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);
  6. поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
  7. поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
  8. поведение в основной деятельности (работе).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

  1. многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

Существует следующая классификация видов наблюдения
(рис. 4) .

С хронологической точки зрения организации наблюдения

В зависимости

От позиции

наблюдателя

По упорядоченности

В зависимости

от

регулярности

В зависимости от активности

наблюдателя

Активное

Случайное

Систематическое

Систематическое

Выборочное

Сплошное

Случайное

Скрытое

Пассивное

Открытое

Лабораторное

Естественное

Клиническое

Одиночное

Периодическое

Лонгитюдное

Наблюдение

Невключенное

Включенное

Включенное

Невключенное

Рис. 4. Классификация видов наблюдения

В зависимости от позиции наблюдателя:

  1. открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
  2. скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

2. В зависимости от активности наблюдателя:

  1. пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;
  2. активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
  1. лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об становке до максимальной в эксперименте с ис пользованием специ альных помещений, технических средств и принудительных инструк ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациен том в процессе его лечения;
  2. естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

3. В зависимости от регулярности:

  1. случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  1. систематическое – преднамеренное наблюдение, со вер шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику;
  2. включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
  3. невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

4. По упорядоченности:

  1. случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  2. сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ хо димости получить наиболее полную информа цию о динамике изу чаемых явлений;
  3. выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про ме жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус мотрению;
  4. систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику.

5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:

  1. лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
  2. периодическое – наблюдение в течение определенных промежут-

ков времени;

  1. одиночное – описание отдельного случая.

Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).

Особенности применения метода наблюдения

Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информа-ции, так и действий, движений, поступков)

Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя)

Сохранение естественности усло-вий деятельности

Допустимо использование разнооб-разных технических средств

Необязательно получение предва-рительного согласия испытуемых

Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя

Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения

Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъек-тивной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

  1. адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
  2. точность и образность формулировок;
  3. обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике. Для психолога и юриста внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь судит о внутренних причинах поведения человека, его эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии, например, свидетеля события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Используется данный метод в юридической практике и в познавательных целях (например, следователем в ходе проведения следственных действий). Следователь во время обыска, допроса, следственного экспе-римента имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего наблюдения.

Освоение юридическими психологами и юристами метода «поведенческий портрет» позволяет создавать более полное представление о конкретном человеке, за которым ведется наблюдение (психическое состояние человека, особенности характера, социальный статус). Поведенческий портрет помогает следователям и оперативным работникам в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, в розыске и задержании скрывшихся преступников.

Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

В юридической практике показания потерпевших, свидетелей представляют фактически самоотчеты о своих состояниях, переживаниях. Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегруз-ками.

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния . Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6, табл. 1).

Эксперимент

Естественный

(проводится в реальных
жизненных условиях)

Лабораторный

(проводится в условиях
лаборатории)

б

Эксперимент

Формирующий

(предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

Констатирующий

(ограничивается констатацией изменений изучаемых
психических явлений)

Рис. 6. Классификация видов эксперимента :

а – в зависимости от условий проведения эксперимента;
б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении

Психических явлений

Таблица 1.

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент

Обеспечивается высокая точность результатов

Относительная точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях

Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

Отсутствие полного контроля за все-ми переменными

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

Условия деятельности соответствуют реальности

Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого (табл. 2) .

Таблица 2

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Наблюдение

Эксперимент

В зависимости от природы вопросов

Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление

Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы

В зависимости от контроля ситуации

Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению

Ситуация эксперимента четко определена

В зависимости от точности регистрации

Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте

Точная процедура регистрации действий испытуемого

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. При проведении лабораторного эксперимента используют сложное лабораторное оборудование (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).

С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюю-дательность и др. Естественный эксперимент широко применяется долж-ностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Однако применение его ни в коем случае не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис.7).

Стандартизированный опрос

Свободный опрос

Исключаются ошибки при формулировке вопросов

Полученные данные сложнее сравнить друг с другом

Полученные данные легко сравнимы друг с другом

Носит отпечаток искусствен-ности (напоминает устную анкету)

Позволяет гибко корректи-ровать тактику исследования, содержание задаваемых вопро-сов, получать на них нестандартные ответы

Рис. 7. Особенности применения стандартизированного и свободного опроса

Стандартизированный опрос − опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

В юридической практике может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза (анамнез – сведения о прошлом испытуемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц).

Непринужденная беседа позволяет следователю изучить основные особенности личности собеседника, выработать индивидуальный подход и вступить в контакт с допрашиваемым. Такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следователю необходимо обратить внимание на налаживание личного контакта с собеседником. Благоприятный для беседы климат создают:

  1. ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  2. проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;
  3. положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
  4. искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Беседа психолога отдела внутренних органов с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызвать психотерапевтический эффект. Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место, демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие контакта с собеседником.

Проведение беседы является большим искусством, которым должны владеть и психологи, и юристы. Этот метод требует особой гибкости и четкости, умений слушать собеседника, разбираться в его эмоциональных состояниях, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Беседа является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта со свидетелями, подозреваемыми и т.д.

Анкетирование

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1 . Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2 . Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

  1. формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;
  2. сложные и многозначные слова должны исключаться;
  3. вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
  1. включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Метод анкетирования широко применяется при исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время этот метод широко используется для исследования некоторых аспектов причин преступности (например, механизма образования преступного умысла и т.д.).

Метод тестирования

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности . С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Выделяют следующие виды тестов:

  1. тест-опросник – основан на системе заранее продуманных, тща-

тельно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности

вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;

  1. тест-задание – включает серию специальных заданий, по итогам

выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;

  1. проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно

которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
  2. надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;
  3. валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
  4. практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.).

Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого в совершении преступления (находящегося в СИЗО), при решении задач судебно-психологической экспертизы может дать неверное, искаженное представление о личности в связи с состоянием тревожности, возможной подавленности, отчаяния, озлобленности и т.д.

Применение тестов специалистами предполагает соблюдение ими целого ряда процедурных требований, о чем должен знать юрист, оценивающий результаты тестирования, изложенные в акте судебно-психологической экспертизы. Тестирование должно проводится в бла-гоприятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профессионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обследование.

Отступления от этих обязательных требований могут свидетельствовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психолога и негативно повлиять на оценку его заключения судом.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

В юридической практике данный метод позволяет собрать как можно больше независимых сведений о личности обвиняемого, чтобы составить о нем объективное мнение. Так, например, чтобы полно охарактеризовать обвиняемого, одной характеристики с его последнего места работы бывает недостаточно. Поэтому для следствия очень важно рассмотрение характеристик с мест, где обвиняемый учился или работал, мнение о нем соседей, коллег по работе, родственников и знакомых.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности

Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека. В юридической практике метод анализа процесса и продуктов деятельности в совокупности с другими методами применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Так, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, психическом состоянии обвиняемого в момент совершения преступления, о мотивах преступления, об интеллектуальных способностях и т.д.

Биографический метод

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

В юридической практике назначение этого метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих психологическое значение в жизни человека, с момента рождения и до того периода, который интересует следователя и суд. Следователь в ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, и во время беседы с ним самим выясняет необходимые для следствия сведения: о его родителях, о его взаимоотношениях с окружающими, работе, интересах, склонностях, характере, перенесенных заболеваниях, травмах. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, личное дело, дневники, письма и т.д.

Для будущих юристов, учителей права изучение и применение методов научной психологии имеет большую практическую ценность. Они необходимы в работе с подростками, социальными группами, персоналом; кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.