Введение 2

    • I. Теоретические аспекты изучения детской одаренности 3

      • 1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 3

        2. Признаки одаренности 6

        3. Виды одаренности 8

        4. Принципы и методы выявления одаренных детей 13

        5. Факторы, влияющие на развитие одаренности 15

        6. Как зачать гения 20

        7. Можно ли запрограммировать рождение одаренного ребенка? 22

        II. Работа с одаренными детьми г. Ярославль 32

        Заключение 36

        Литература: 37

Введение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

I. Теоретические аспекты изучения детской одаренности

1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми 7.

Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

Талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности 1.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды , опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче 3.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности . Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым 2. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность -- непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).

Термин «одаренность» появился в психологии в начале ХХ в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Сегодня одаренность рассматривается как комплексная характеристика сферы способностей, включающая:

ü качественно своеобразное сочетание способностей к выдающее-муся исполнению деятельности;

ü интеграцию способностей, обусловливающих широту возможнос-тей человека;

ü умственный потенциал, целостную характеристику познаватель-ных возможностей и способностей к учению;

ü совокупность задатков – ярко выраженных природных предпосылок, способностей;

ü талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

На этой основе можно сделать ввод, что понятие одаренности тесно связано с понятиями «способность» и «талант». В психологии способности большинством ученых рассматриваются как компонент одаренности (Б.М. Теплов и др.) В.Н. Леонтьев рассматривал одаренность как предпосылки таланта, случаи «исключительного развития способностей»). Известный современный российский психолог Е.П. Ильин трактует одаренность как сочетание ряда способностей , обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

В этом отношении следует заметить, что в психологии принято различать общие и специальные способности. Общие интеллектуальные способности применяются во многих видах деятельности. Они ярко проявляются в учении. Специальные способности проявляются к отдельным видам деятельности. Например, к тем или иным видам искусства, языкам, математике, технике и т.д.

В свою очередь понятие «талант» в «Словаре иностранных слов» (1983) определяется как «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; одаренность». Это идею поддерживают многие психологи, в том числе и Е.П. Ильин, который рассматривает талант как синоним одаренности. В этом отношении также интересно мнение психолога А.В. Либина, который считает, что одаренность, талант и гениальность – это различные степени проявления креативности, которая по отношению к этим терминам является родовым понятием. Следовательно, люди отличаются друг от друга по уровню развития своих способностей: у одного способности средние, у другого они дости­гают степени таланта, а иногда и гениальности. Своеобразное со­четание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение сложных видов деятельности и есть одаренность.

Гениальность же многими психологами трактуется как «гармоничное сочетание сразу нескольких дарований» (Г. Жоли). В.Н. Дружинин, например, дает следующую формулу гения:

Гений = (высокий интеллект + более высокая креативность)× × активность психики.



Большинство ученых, говоря о гениальности людей, подчеркивают их чрезмерно высокие целеустремленность и трудоспособность: «Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл» (Т. Эдисон).

Несмотря на большое количество исследований, на сегодняш­ний день нет единой концепции одаренности. Рассмотрим наиболее известные концепции, раскрывающие различные позиции в определении сущности одаренности.

Предметом острых дискуссий является вопрос о природе и пред­посылках одаренности. Начиная с работ английского естествоиспы­тателя Ф. Гальтона , не теряет авторитета концепция врожденной одаренности .

Примерно в середине XIX века известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наслед-ственности.

В противоположность этому в отечественной педагогике общепризнанным считается положение о прижизненном формировании способно­стей, что нередко приводило к недооценке врожденных задатков и отрицанию необходимости особого подхода к одаренным детям. Признавая, что внешние обстоятельства оказывают решающее воз­действие на формирование способностей (при отсутствии необхо­димых условий природные задатки просто могут остаться нереали­зованными), нельзя отрицать такого очевидного факта, что в равно благоприятных условиях разные люди могут демонстрировать раз­личный уровень способностей, а также даже в весьма обедненной в воспитательном плане среде могут проявиться неординарные спо­собности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена .

В начале XX века английский психолог Ч. Спирмен выдвинул двухфакторную гипотезу интеллекта, основанную на предположе­нии о существовании факторов специальных способностей. Общий фактор, по Спирмену, является определяющим в структуре способ­ностей человека и находит свое отражение во всем многообразии частных, специальных способностей.

Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литера­турных и пр.). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, вос­приятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испы­туемые, показывающие низкий результат тестов на мышление, плохо справляются с большинством других тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность; 2) фактор, специфический для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способно­сти (генерального фактора G) и соответствующей специальной способности (S-фактора). В сво­их рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей – членов общества. В обществе способностей может царить анархия – способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господ­ствовать «олигархия» – успешность деятельности детерминируют несколько основных способ­ностей (как затем полагал оппонент Спирмена – Л. Терстоун). Наконец, в «царстве» способностей может править «монарх» – G-фактор, которому подчинены S-факторы.

G-фактор Спирмен определял как общую «умственную энергию», которой в определенной мере наделены люди, и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной дея­тельности.

Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных за­дач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

Дальнейшая разработка этой теории сторонниками «многофак-торного» подхода к интел­лекту Дж. Гилфордом, Л. Терстоуном и др. и результаты ее критики привели к тому, что большинство современных исследователей при­знает существование общей одаренности, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности и основывающейся на общих способностях. При этом общими называются умственные способности человека в целом (в отличие от специ­альных способностей, например, к музыке, рисованию, спорту). В самом деле, свойства ума проявляются очень широко, в различных видах деятельности (всю­ду требуются, например, внимание, а также сравнение, анализ, планирование и т. д.), в этом смысле они и являются общими, т. е. общими для самых разных занятий.

X. Гарднер (Gardner, 1984) является ярым противником IQ и общих способ­ностей. Он выдвинул теорию мультиинтеллекта (multiple intelligences), согласно которой существуют девять видов интеллекта: логико-математический, вербаль­ный, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, интра-личностный и интер-личностный, натуральный и спиритуальный. Каждый индивид в той или иной степени наделен всеми видами интеллекта, а вопрос о наличии или отсутствии способностей как таковой ставиться не должен. Речь должна идти о качественной характеристике интеллекта: в чем именно проявляется одарен­ность того или иного человека и лишь потом - насколько велик масштаб этой одаренности.

Идеи Гарднера многократно подтверждены фактами, так как в истории известны многие личности, проявившие выдающиеся свойства одновременно в различных областях. Так, например, Леонардо да Винчи был известен как хороший фехтовальщик и всадник, танцор, певец, поэт, музыкант, конструктор музыкальных инструментов, художник, математик, механик, астроном, геолог, ботаник, анатом, физиолог, военный инженер.

Готфрид Лейбниц был политиком, историком, юристом, философом, математиком, педагогом, дипломатом, путешественником-географом

Михаил Васильевич Ломоносов также прославил себя в различных областях деятельности. Он сделал серьезные разработки и открытия в следующих сферах науки и искусства: русский язык и русская поэзия, физика, химия, география, геология, кристаллография, астрономия. Он был родоначальником такой отрасли как физическая химия, выдающимся художником, создающим мозаичные картины.

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о многосторонности способностей и интересов у одаренных людей. Однако, здесь следует вспомнить слова Гёте, о том, что если кто-то хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя.

Многие исследователи связывают понятие одаренности с понятием склонности к деятельности, так как способности (одаренность) человека к определенному виду деятельности часто сопровождаются наличием у него склонности к тому или иному виду деятельно­сти. Склонность, как и другие психологические понятия, определяется исследователями по-разному.

В концепции индивидуально-психологических различий Б. М. Теплова существенное значение имеют развивавшиеся им в связи с изучением способностей представления о склонности как направленности на занятие определенной деятельностью, как личном отношении к деятельности. По определению Б. М. Теплова, «склонность – это тенден­ция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью» (1954). Такая индивидуаль­ная особенность, ее возникновение и развитие рассматривались им в неразрывной связи с фор­мированием других индивидуальных особенностей, и прежде всего способностей человека, составляющих основу его одаренности. Но в этом отношении нельзя отождествлять склонности и способности человека. Склонность – это влечение к деятельности, интерес к ней, который может проявляться даже на фоне недостаточно выраженных способностей. В то же время при наличии у человека способностей, у него может быть недостаточно выражена склонность к соответствующему виду деятельности. Тогда мы можем говорить о «загубленном таланте».

«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются»

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Тем самым область психологии способностей - это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Позицию Теплова разделяет ряд психологов, в том числе Н.С. Лейтес, который в статье «Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова» высказывал в отношении склонностей следующее: «Различия между людьми по склонностям выступают, прежде всего, в том, сформировалась ли вообще склонность и какова ее сила. Велики различия по широте склонностей: у одного человека склонностей может быть несколько и самых разных, у другого – только одна. Склонности могут быть разной продолжительности и разной степени осознанности. Та или иная склонность может занимать очень разное место в устремлениях личности: от несущественного до самого главного, придающего смысл жизни».

Многими учеными одаренность понимается как многоаспектное и многоуровневое яв­ление, что нашло отражение во многих современных концепциях. Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).

В этом отношении в зарубежной психологии наиболее широкую известность получила модель американского психолога Дж. Рензулли (Renzulli, 1986) «Трехкольцевая концепция одаренности», изображающая одаренность как область пресечения трех окружностей. Согласно этой концепции одаренность является сочетанием трех характеристик :

1) интеллектуальных спо­собностей, превышающих средний уровень, 2) творческого подхода, 3) настойчивости. При таком понимании одаренности предполагает­ся наличие творческого потенциала в сочетании с определенными личностными свойствами. Одаренными и талантливыми признаются дети, обладающие этой композицией качеств или способные их развить и приложить в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Эти дети нуждаются в обеспечении такого разнообразия возможностей обучения и психологического обслуживания, которое обычно не предоставляется традиционными программами обучения.

Ведущими факторами развития одаренности ребенка Рензулли считал мотивацию, выдающиеся способности и креативность. На этой основе Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка, который должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлечен­ность задачей и высокий творческий потенциал. Эта модель в дополненном или моди­фицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей.

Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Авторы назвали ее «Рабочая концепция одаренности» .

Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу».

Л.И. Ларионова (2007) также включает в понятие одаренности три компонента: интел­лект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д.Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообу­словленность интеллекта, креативности и духовности личности, а также на положе­ние В.Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативно­стью.

Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта (G, S), индивидуально-психологических способностей (склонностей), характеристик окружения (среда) и слу­чайности. Особый интерес в этом плане для многих ученых представляет такой фактор, как характеристики окружения, т.е. среда. Решающим средовым фактором развития одаренности признается психическая стимуляция, происходящая при общении ребенка и взрослого.

Таким образом, во всех исследованиях одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. В то же время требует конкретизации важный вопрос – кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики или одну? Большинство авторов, отвечая на этот вопрос, склонны считать, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.

1. Классификация видов детской одарённости.

Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее ви­дах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях одаренности. Дифференциация видов одаренности определяется критериями, положенными в основу классификации.

Среди критериев выделения одаренности можно назвать следу­ющие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности одаренности.

3. Форма проявления.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития (Н.Д. Алексеев).

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности. К основным видам деятельности относятся практическая, теоре­тическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одарен­ности. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сцениче­ская, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная ода­ренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности отмечают одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

В целом в настоящее время психологи различают следующие виды одаренности:

Ø общая интеллектуальная;

Ø специфическая академическая;

Ø творческая: художественное и исполнительское искусство;

Ø психомоторная (спортивная);

Ø лидерская (доминантность во взаимодействии);

Ø социальная (одаренность в сфере общения).

Каждый вид одаренности по своим представлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительной техники), в по­знавательном плане (на уровне интерпретаций), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведе­ния и слушателями), в духовно-ценностном плане (на уровне прида­ли смысла своей деятельности в качестве музыканта).

По критерию «степень сформированности» одаренность можно дифференцировать на:

Актуальную одаренность;

Потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристи­ка ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателя­ми психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность - это психологическая характери­стика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточ­ности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом не­благоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсут­ствием необходимой образовательной среды и т.д.). Потенциальная одарен­ность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические воз­можности ребенка. Многое, если не все, здесь зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке.

В соответствии с критерием - «форма проявления» различаются:

Явная одаренность;

Скрытая одаренность.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка доста­точно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оце­нить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в ме­нее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появ­ляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренно­сти такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его спо­собностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные» дети добиваются высочай­ших результатов.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятель­ности» можно выделить:

Общую (или умственную) одаренность;

Специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным ви­дам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг ко­торых выстраиваются эмоциональные, мотивационные, волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответствен­но, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдель­ных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одарен­ности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно бо­лее высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одарен­ность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индиви­дуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно диф­ференцировать:

Раннюю одаренность;

Позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых ода­ренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с вы­сокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем от­сутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не озна­чает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Так, например, маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. В свою очередь у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получи­ли название «вундеркиндов». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младше­го школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисо­вании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают ин­теллектуальные вундер-кинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной дея­тельности по собственному желанию (например, пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручными иллюстрациями и др.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познаватель­ных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в кото­ром проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарование проявляются в искусстве, особенно в музыке. Не­сколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдаю­щихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше дру­гих, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейб­ниц, Галуа, Гаусс и др.).

Определенные виды одаренности могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.

В последнее время понятие «одаренность» становится все более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Подобный интерес к данному термину возникает на фоне того, что не все гении, какими их считают простые люди, являются одаренными с научной точки зрения.

В психологии такое определение используется для обозначения возможностей личности к достижению ею более высоких показателей, результатов. Так что такое одаренность, как этот термин интерпретирует психология, и какие виды одаренности существуют?

Очень часто люди задаются вопросами, является ли одаренность отклонением от нормы и почему одного человека можно назвать одаренным, а по отношению к другому этот же термин применить нельзя. Не менее актуальным считается вопрос о том, действительно ли можно стать гением или человек рождается с таким даром. Ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Основные понятия и термины

Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.

Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях . В то же время — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.

Ученые и психологи утверждают, что одаренность – это свойство психики, которое отличается системностью и способностью развиваться на протяжении всего жизненного пути индивида. Этим критерием можно оценивать способность некоторых личностей к достижению более существенных высот и результатов, сопоставляя их умения с возможностями большинства других людей. Ребенок, у которого наблюдается склонность к одаренности, среди своих сверстников может выделяться исключительными достижениями, демонстрируя их сразу в нескольких различных сферах.

Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:

  • Наследственности (генетической предрасположенности).
  • Социального окружения (влияния ближайшей социальной среды).

Однако влияние психологического аспекта тоже не стоит исключать, потому что в основе формирования уникальной возможности человека лежат именно психологические механизмы. Они влияют на процессы саморазвития индивида и, соответственно, на характер реализации индивидуального дара. Кроме того, понятия «одаренность» и «способности» по-разному интерпретируются научно, ведь их проявления воспринимаются уже с точки зрения норм и правил той сферы, в которой нашел свое применение талант.

Одаренность детей очень часто выражается в склонности к успешной самостоятельной деятельности. Такие возможности характеризуются стихийностью, а потому к школьной или социальной деятельности могут не иметь никакого отношения. Например, у ребенка есть талант к моделированию, но он может не проявлять его в школе. Поэтому не стоит ограничиваться конкретными рамками, оценивая выявленную у ребенка одаренность.

Нехватка знаний, практических навыков или соответствующих умений у человека может стать основной причиной отсутствия у него таланта в той или иной сфере (сферах) деятельности. И как только ему удастся освоить их, проявление одаренности не заставит себя ждать.

Осложнения физиологического характера могут быть причиной, почему у ребенка отсутствуют или слабо реализуются таланты. Говоря об одаренности детей, стоит учитывать ряд факторов, которые могут стать решающими при проявлении успешности ребенка в той или иной деятельности. Среди них:

  • Проблемы речевого развития.
  • Тревожность у ребенка, выраженная в сильной форме.
  • Склонность к конфликтности в общении.

Даже несмотря на то, что уровень способностей ребенка будет высоким, подобные нарушения развития могут сказаться на степени выраженности одаренности. Учитывая это, одаренность у ребенка может рассматриваться как потенциальная особенность психического здоровья и развитие ее на разных жизненных этапах. При этом имеющиеся особенности должны учитываться как специфическая проблема одаренности в отношении к возрасту ребенка (если не брать в расчет определение способностей у взрослых людей).

Для каждого конкретного ребенка уникальная возможность будет условным параметром, определяющим возможные показатели его успешной деятельности в будущем. При этом такая характеристика одарённого индивида считается условной, проявляющейся индивидуально. Поэтому даже самые яркие достижения ребенка являются косвенными признаками его таланта, недостаточными для определения его способностей в отношении будущего жизненного периода.

Не стоит отрицать того, что признаки одаренности ребенка, явно выраженные в детстве, могут постепенно угасать (либо исчезать), даже если условия для их развития будут весьма благоприятными. Учитывать такую вероятность обязательно необходимо при организации и ведении практической деятельности в отношении талантливых детей.

Констатировать же факт одаренности для закрепления за такими детьми данного статуса не следует. В практике деятельности с такими детьми принято заменять словосочетание «одаренный ребенок» термином «ребенок с признаками одаренности».

По каким признакам определить особенного ребенка

Если говорить простым языком, то особенности ребенка, демонстрируемые им при осуществлении непосредственной деятельности, могут оцениваться в соответствии с характером одаренности. И эти особенности являются характерными признаками того, что ребенок действительно имеет зачатки таланта. Детская одаренность в возрасте 1-6 лет может выражаться, как:

  • Любознательность ребенка.
  • Упорство, способствующее достижению целей.
  • Впечатляющая фантазия.
  • Хорошо развитые речевые возможности и огромный словарный запас.
  • Склонность к длительной концентрации внимания на конкретном предмете (задании).
  • Искренность, доброта, доверие.

Процессы формирования и дальнейшего развития заложенных природой задатков зависят не только от индивидуальности индивида, но и от его жизненной позиции, а также от личностной направленности самих талантов. Конечно, каждый ребенок уникален и неповторим.

Однако характеристика одаренности предусматривает несколько общих критериев, характерных для тех или иных способностей. Общими предпосылками, указывающими на наличие у ребенка склонности к проявлению уникальных достижений, для каждого случая являются два фактора:

  • Повышенная активность.
  • Возможность саморегуляции.

Каковы разновидности реализуемых уникальных особенностей

По В.И.Панову, выделяют 10 разновидностей направленности выдающихся особенностей. Они отличаются по степени и широте проявления, а также по сферам деятельности, в которых ребенок их реализует. Виды детской одаренности изложены ниже.

Общая. Характеризуется высоким уровнем общих способностей, не ограниченных диапазоном проявления.

Специальная – в отличие от общей проявляется способностями в конкретной сфере и выявляется отношением к другим областям.

Общая интеллектуальная и академическая – ею обладают, как правило, преуспевающие сразу в нескольких разноплановых областях деятельности дети, способные к быстрому усваиванию любой информации.

Академическая – рассматривается как проявление феноменальных способностей в обучении или как высокие показатели познавательной деятельности.

Интеллектуальная одаренность – явление, характерное для детей-«отличников». Им свойственны высокие показатели умственных способностей. Основа такой одаренности – состояние умственных и других психологических ресурсов, позволяющих осуществлять интеллектуальную деятельность. Принято считать, что такая одаренность и высокий уровень развития интеллекта тесно связаны.

Художественная – подразумевает высокий уровень достижений ребенка в сфере художественного творчества, где задействуется исполнительское мастерство. Есть несколько смежных направлений, имеющих отношение к этому виду одаренности: музыкальное, художественно-изобразительное или литературное.

Творческая одаренность – подразумевает нестандартное видение окружающего мира либо выражается как способность мыслить вопреки шаблонам, которая в свою очередь может спровоцировать нестандартное поведение. Самое удивительное, что такие одаренные дети часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности, которая вешает на них клеймо «неудачников».

Практическая. Несмотря на то, что она не признается как отдельная одаренность детей, такая разновидность способностей заключается в знании собственных слабостей и сильных сторон, а также умелое их использование. Нередко она проявляет себя в сочетании с социальной одаренностью.

Социальная. Это явление очень многогранное, оно определяется преимущественно успешностью взаимодействия с общественностью через общение. Люди с такими склонностями вполне могут реализовать себя в роли работников социальных служб, психологов, преподавателей и т.п. Синонимами этого термина являются понятия «одаренность лидерская» и «организаторская одаренность».

Психомоторная или спортивная. Это способности, исключительные для данного поля деятельности. Связанный с физической активностью дар может выражаться в умении ребенка быть быстрее, точнее и т.п. Оценить перцептивно-двигательные возможности позволяют специализированные тесты на определение моторного развития.

Как выявить необычайные возможности

Проблема детской одаренности очень тщательно исследуется учеными. Дело в том, что успешность развития заложенных природой задатков зависит от своевременности их выявления, а потому при работе с детьми применяются специализированные диагностические методики. Они позволяют определить наличие уникальной особенности, которую впоследствии нужно будет развивать.

Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.

Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также их родителями воспитатели и психологи часто применяют метод экспертных оценок с 5-балльной системой оценивания, анкетирование, шкалу интеллекта или специальную методику Скинера и Холла. При определении наличия одаренности у подростка важную роль будет играть наблюдение: оценивая способности взрослеющего человека в разных сферах, можно выявить тенденции развития у него определенных возможностей.

Изучая особенности одаренных детей, не следует навязывать им свое мнение или восприятие мира. Лучше стимулировать развитие выявленных склонностей к определенному роду деятельности, оказывая детям поддержку и постоянно помогая им расширять свой кругозор. Автор: Елена Суворова

Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Типология одаренности

Понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.

Одаренность общая и специальная

Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря, - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т.д.

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность в природе - большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности на четыре группы:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

Дети с высоким уровнем творческих способностей;

Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей… При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.

Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно .

В.С.Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок иллюзии и реальность» предлагает следующее понятие способностей: это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности .

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на подходе, основанном на утверждении о том, что способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности .

В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей .

Следующим уровнем развития способностей является одаренность.

Одаренность общая (англ. general aptitude, gift) -- уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор .

Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие -- на истории, третьи -- на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития .

Следующий уровень развития способностей человека -- талант.

Талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности.

Талант - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности .

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода .

Талант - это способность человека оригинально решать банальные задачи; способность, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Талант - точен; его главная забота - быть точным; но не абстрактно точным, а точно соответствовать своею деятельностью своему чувству, своей душе . Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант -- это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память -- это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто .

Высший уровень развития способностей называют гениальностью.

Гениальность (от лат. genius -- дух) -- высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р.С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества .

Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова .

Например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче .