Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства -- положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами. Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

Эмоция -- это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли -- это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Чувства -- это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции -- радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость -- горе», «любовь -- ненависть», «симпатия -- антипатия», «удовлетворение -- недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства -- те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические -- те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, -- эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности -- повышать активность организма, и негативным -- угнетать все его функции.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению. Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным -- гнев, страх, радость, грусть и т.п. У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства -- моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч.Дарвин, свойственно только человеку.

Высшие чувства представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические. Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства -- это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник -- совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

Эстетические чувства -- это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

Ответы №3.

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность

2)Пристрастность
3)Интегральность

4)Пластичность

5)Адаптация

6)Суммация

7) Амбивалентность

8) Динамичность



9) Коммуникативность

10) Заразительность-

11) Предвосхищение

12) Мнестичность-

13) Иррадиация-

14) Генерализация



.
структура эмоций включает 3 основных измерения:

● возбуждение-успокоение;

● напряжение-разрешение.

Импрессивный компонент.

смешанных эмоция х,

Таким образом, переживание -

Экспрессив­ный компонент.

● речевые (интонация и др.),

нижняя часть лица конвенциальная мимика

Из звуковых средств

Фи­зиологический компонент.



Классификация чувств.

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).
Исходя из того,какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств , их делят (например: Рудик, 1978) на три группы : нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственными называют чувства
, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной.
Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.
Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психологических явлений относится к эмоциям, а какое - к чувствам, подчас решить сложно. Дело в том, что одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности.

Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).

Ответы №3.

(Вопросы 1-21 по учебнику “Эмоции и чувства”. 2-е изд.: 2013г. Ильин Е. П.)

Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов.

Эмоции - особый класс психических процессов, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей.

В отечественной психологии выделяются два аспекта понятия эмоции – отражения и отношения: эмоции являются специфической формой отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

Функции эмоций - это их узкое природное предназначение, работа, выполняемая в организме. Исследователи данной проблемы выделяют следующие функции:

1. Оценочная, проявляется в том, что эмоции являются языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего, они не отражают объективные явления, а выражают субъективные к ним отношения. Они сигнализируют о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые обозначаются положительным или отрицательным знаком еще перед тем, как они будут подвергнуты осознанной, логической оценке.

2. Сигнальная , состоит в оповещении организма и других людей о состоянии удовлетворения или неудовлетворения потребностей субъекта.

3. Защитная , состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.).

4. Мобилизирующая. Эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений.

5. Организующая функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности, сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Однако, эмоции могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека – человек, оказавшийся во власти эмоций, теряет голову. Современная психология считает, что сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, т.е. нарушение деятельности является косвенным проявлением эмоций. Это обусловлено, прежде всего, чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме.

6. Регуляция как функция эмоций илиспособность эмоций регулировать действительность, которая проявляется через две взаимодополняющие функции. Первая функция “закрепления - торможения” (П.К.Анохин), 2 -аффективного следообразования” (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем и действия и воздействия, которые их возбудили. Далее в актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль и выполняют

7. предвосхищающую функцию , поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, а возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном их исходе.

8. Анализ различных мнений по данному вопросу позволяет выделить главную функцию эмоций – их участие в управлении поведением человека и животных . С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей).

Роль эмоций – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Положительная роль эмоций не коррелирует прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль - с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для благодушия.

В психологической науке существует традиция обособления эмоциональных процессов в отдельную сферу, противопоставляемую когнитивной сфере (разум – сердце, чувства – познание, интеллект – аффект).

Признание эмоций особым классом психических явлений связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Эмоции сопровождают, оценивают и выражают субъективное отношение к познаваемому содержанию, т.е. одной из основных характеристик эмоций является предметность, которая является главным критерием для отнесения эмоций к отдельному классу психических явлений.

К основным различиям эмоциональных и познавательных процессов также можно отнести следующие :

1) отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и тоже явление действительности способны вызывать иногда совершенно противоположное субъективное отношение;

2) эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Также они в меньшей степени опосредованы речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и контролируемы, чем познавательные процессы;

3) качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений - радость, страх, гнев и др.- специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

4) эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. познавательные же процессы в меньшей степени определяются потребностями;

5) эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем;

6) эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когнитивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функционированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания полагать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко опреде­ленным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и - несмотря на разнообразие форм - сходным.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.

2)Пристрастность (субъективность) - зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения (обусловленного его потребностями, установками, опытом, темпераментом и др.). Одна и та же причина вызывает у людей разные эмоции в зависимости от их индивидуально-типологических и личностных особенностей и ситуации, в которой они находятся.
3)Интегральность - объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позво­ляет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагиро­вать с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

4)Пластичность - одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (интенсивность, длительность, знак и т.д.). Например, человек может наслаждаться страхом, упиваться своей грустью и т.д

5)Адаптация - притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же воздействий. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

6)Суммация - соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Зачастую процесс суммации эмоцио­нальных переживаний является скрытым и не осознается челове­ком (эффект «последней капли»).

7) Амбивалентность - противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему-либо или к кому-либо, т.е. человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

8) Динамичность - временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания или при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, которое перерастает в эмоциональный взрыв. При осуществлении события возникает разрешение возникшего напряжения и его угасание.

9) Коммуникативность - передача информации от одного участника общения к другому посредством эмоциональной экспрессии (интонация, темп, тембр и т.д. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, спосо­бен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с по­мощью средств эмоциональной экспрессии.

10) Заразительность- передача эмоций другим людям (всеобщее веселье, паника и т.д.)

11) Предвосхищение (антиципация)-прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения.

12) Мнестичность- память на эмоции при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли.

13) Иррадиация- возможность распространения эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным.

14) Генерализация - возникновение эмоций под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Негативная эмоциональная реакция на собаку из-за укуса или громкого лая переносится на схожие объекты (на любую другую собаку, схожую игрушку и тд.). Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространяется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать опре­деленные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избе­гать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрица­тельные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возмож­ности образования других (положительных или нейтральных).

3.Структура эмоций. Содержательная характеристика структурных компонентов эмоций .
Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению,структура эмоций включает 3 основных измерения:

● удовольствие-неудовольствие;

● возбуждение-успокоение;

● напряжение-разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зару­бежных и отечественных психологов. В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты:

1) импрессивный (внутреннее переживание);

2)экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность);

3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоцио­нального реагирования может быть выражен в большей или мень­шей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент.

Согласно С.Л. Рубинштейну, пережи­вание - это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности.Основной функцией пережива­ний является образование специфического, субъективного опыта че­ловека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные , т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным.П. В. Симонов говорит о смешанных эмоция х, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках».Существует условное деление эмоциональных переживаниях по различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).

Именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущ­ности понятия «переживания», поскольку переживания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника и в качестве результата, продукта процесса пе­реживания.

Таким образом, переживание - это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему со­бытию его жизни, выражающее характер (полезность, необходи­мость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Экспрессив­ный компонент. Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

● мимические (выразительные движения лица),

● речевые (интонация и др.),

● звуковые (смех, плач и др.),

● жестикуляционные (выразительные движения рук)

● пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства экспрессии . Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.С помощью мимики, т.е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной куль­туре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д. Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы фор­мирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видо-типичные мимические схемы, соответствующие определенным эмо­циональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализи­рованные способы проявления чувств, подлежащие произвольно­му контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свой­ственные только данному индивиду.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются: интонация, четкость дикции, логическое уда­рение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голо­са, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Из звуковых средств экспрессии наи­более характерными являются смех и плач.
Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттен­ки и смысл. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазмати­ ческие сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота.

Фи­зиологический компонент.

У эмоций есть специфические физиологические механизмы. Реализованы они порой весьма сложно. Переживания более-менее сильных эмоций приводят к ряду изменений в организме. Примеры: ускорение или замедление сердцебиения, изменение темпа дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь,ощущение слабости в желудке.
Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения:повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения,снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови, приподнимание волосков на коже и др.
Симпатический отдел приспособляет, настраивает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Факт в том, что любая "активная" эмоция сопровождается возбуждением симпатического отдела.
Таким образом, субъективные переживания теснейшим образом связаны с физиологическими процессами. Эмоция во многом и есть субъективное отражение физиологических изменений в организме.

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие об эмоциях

§ 1. Понятие об эмоциях

Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.

Эмоции (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз,

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства , обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности сформировались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект - значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в типовых ситуациях.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Потребности, мотивы и эмоции автора Леонтьев Алексей Николаевич

§ 1. Общее учение об эмоциях К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Стерва в стихии брачных игр. Свадебная лихорадка автора Кабанова Елена Александровна

Глава 4. Все, что вы хотели узнать об эмоциях Но боялись спросить - все это мы сейчас проясним. Ну, сперва скажем несколько слов касаемо… невинности. Как мы уже знаем, в юности невинность - даже девичья, не говоря уже о юношеской - сама по себе кажется (обладательнице

Из книги Узнай лжеца по выражению лица автора Экман Пол

Насколько точны суждения об эмоциях? Определения того, какие эмоции выражаются на данном лице, недостаточно. Важно также выяснить, являются интерпретации наблюдателей правильными или нет. Когда люди смотрят на чье–то лицо и решают, что этот человек испуган, то правы они

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Новое мышление об эмоциях Со времен Платона мы думаем, что душа состоит из трех относительно самостоятельных сущностей: ума, воли и чувств, в основе которых лежат эмоции. Если ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, то эмоции всегда возникают и действуют

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги 7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мысли автора

Часть вторая ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭМОЦИЯХ СОБЕСЕДНИКА Эмоции человека – это его подлинное лицо, поскольку свидетельствуют о том, насколько удовлетворены наши потребности. Если мы испытываем положительные эмоции – значит, все у нас нормально, а внешние обстоятельства

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 12 Научитесь говорить о своих эмоциях Затаенные эмоции способны незримо подрывать ваши отношения Конечно, совместная жизнь невозможна без эмоций! И не всегда эти эмоции положительны. Самое плохое, что мы можем сделать для себя и для другого – это начать подавлять

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Мимика расскажет все об эмоциях Форма лица, строение отдельных его частей – все это природные данные, которые, хотя и говорят многое о склонностях человека, но все же не дают полную картину характера. Гораздо больше может рассказать привычная мимика – то выражение лица,

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ ПРИ ЭМОЦИЯХ СТРАХА И ГНЕВА Страх, тревога, стыд, подавленность Тревожный человек напряжен: напряжение мышц служит защите внутренних органов от внешнего физического нападения (последнее ожидается рефлекторно, что заложено в нас

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

О мотивах и эмоциях Мотивы обнаруживают себя в эмоциях. Одно и то же событие может переживаться по-разному в зависимости от того, какой был мотив и каков результат.Если снова обратиться к рассказу Чехова, то можно увидеть именно такую зависимость.Вот Аня, у которой, по

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

59. Понятие об эмоциях и чувствах Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к

Эмоции – это неотъемлемая и очень важная составляющая жизни человека. Многие игнорируют их роль в своей жизни или просто не берут в учет. Но эмоции помогают улучшить отношения и ухудшить их, работать более эффективно или вообще не начать трудиться. Руководители, которые считают, что эмоциям на работе не место, поступают очень неправильно. Но что такое вообще эмоции? В этой статье мы дадим ответ на данный вопрос.

Эмоции и их функции

Под эмоциями подразумевают переживания средней продолжительности, которые возникают в ответ на изменение окружающего или внутреннего мира и являют собой субъективную оценку происходящему. Они отличаются от аффектов и настроений.

Функции эмоций

  • Сигнальная. Заключается в том, что они помогают нам передавать свое отношение к определенным вещам другим людям, можем передавать собственные настроения им и устанавливать прочные отношения с собеседниками.
  • Регулятивная. Означает то, что эмоции нас чаще всего побуждают к определенному действию или, наоборот, отталкивают от него. В первом случае эмоция называется стенической , а во втором – астенической. Причем нужно смотреть не на принадлежность эмоции к определенному классу (страх, гнев, радость, печаль), а на конкретные действия, которые были вызваны этим состоянием.
  • Отражающая. Эмоции являются средством переработки информации и окружающей действительности. В психологии есть такое свойство психики, как отражение. Оно подразумевает то, что все, происходящее в мире и в нас самих, оставляет отпечаток в психике . Эмоции здесь играют ключевую роль.
  • Побудительная. Суть этой функции в том, что эмоции определяют направление, в котором мы двигаемся. Этот пункт близок к регулятивной функции затем лишь исключением, что побудительная функция определяет цели, которые мы перед собой ставим. То есть, они побуждают двигаться к какой-то мечте.
  • Подкрепляющая. Тоже в какой-то степени пересекается эта функция с регулятивной. Эмоции являются маркером, что есть хорошо, а что – плохо. Интенсивная по эмоциональной части информация запоминается намного лучше, чем сухая. Так, устроен эволюционный механизм. Именно поэтому так тяжело учить школьный или университетский учебник. Там факты, и только. Подкрепляющая функция также выражается так: мы сделали какой-то поступок. Если нам понравилось его совершать, мы стараемся повторять. Если не понравилось, то стараемся избегать. Именно эта функция имеет побочный эффект в виде зависимостей разного рода. Человек пьет, и ему это нравится. Очевидно, что ему хочется это делать чаще. А поскольку эмоции имеют побудительную функцию, то становится понятно, почему человек не выдерживает, и таки срывается в очередной запой. И даже когда человек уже не получает удовольствия от спиртного, бросить ему тяжело, потому что сформировался рефлекс . А на его формирование влияют положительные эмоции.
  • Переключающая функция. А эта функция другим языком называется силой воли. То есть, функция эмоций также в том, чтобы определить, какое действие более важное и приоритетное. Механизм по большей части бессознательный. Но если развивать силу воли, то постановка приоритетов становится более осознанным процессом.
  • Приспособительная функция. А в целом эмоции являются средством адаптации к окружающей среде. Страх необходим для того, чтобы найти способ избежать неприятностей, которые сделают плохо человеку. Агрессия необходима, чтобы преследовать добычу (пусть абстрактную, в виде цели) и уничтожить ее. Или же уничтожить существо, которое потенциально угрожает. Все это механизмы приспособления. И, вообще, страх со злостью очень тесно связаны . Чаще всего злятся оттого, что боятся, хотя и не всегда.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление эмоций делится на вербальное и невербальное. Первое – это тогда, когда человек сам говорит, что он чувствует или намекает . В общем, вербальное внешнее выражение эмоций связано непосредственно со смысловой частью речи. Невербальное – это много разных аспектов, которые не соединены с ней.

К таковым проявлениям можно отнести множество признаков, таких как: поза, жесты, мимика, дыхание, сердцебиение, интонация.

Вербальное выражение эмоций

К вербальному выражению относятся все то, что связано с синтаксическими, лексикологическими и другими языковыми структурами. Эмоции могут возникать и проявляться по-разному. На радость, может указывать как непосредственное указание на факт испытания этого состояния “я так доволен”, так и косвенные признаки, такие как увеличение количества эмоционально окрашенных слов или усиление эмоционального оттенка обычного слова – “это невероятно круто”.

Вербально выражаемые эмоции могут проявляться и через контекст, когда нет непосредственного слова, которое бы указывало на эмоцию, но при этом видна оценка события. “С президентом А встретился президент Б, который указал на необходимость осуществления превентивного ядерного удара. Собственно, президент Б достаточно силен, чтобы морально надавить на А, и потому понятно, кто будет править бал”. Здесь нет эмоциональных слов, но зато понятно, что автор этого высказывания считает, что президент Б лучше президента А. Основной упор здесь идет на слова “достаточно силен”.

В этом случае нет достаточной объективности, потому что контекст интерпретируется непосредственно слушателем или читателем в зависимости от того, по какому каналу передается подобная информация. Так, в описанном примере с президентами можно также сделать такие выводы:

  • Президент А очень бедный, его так жалко. А Президент Б полный негодяй.
  • Президенту А нужно было думать перед тем, как встречаться с президентом Б.
  • Президент Б очень большой молодец. Собственно, если ты сильнее, то почему бы не применять силу.

Фразы, в которых эмоциональный смысл закладывается в контекст, очень часто используются профессиональными лгунами и средствами массовой информации . С одной стороны, имитируется объективность, выкладываются, казалось бы, сухие факты. Тем не менее делается ставка на то, чтобы слушающий или читатель проинтерпретировал их в нужном СМИ русле.

Собственно, поэтому вербальный канал передачи эмоций является очень ненадежным. Если правильно подобрать слова, то можно легко скрыть собственные состояния.

Невербальное выражение эмоций

Здесь все намного интереснее. Если человек испытывает какую-то эмоцию, то она обязательно отражается в теле, пусть даже в самых маленьких движениях или вегетативных изменениях. Поэтому наблюдательный человек может легко определить лгуна, который волнуется за исход разговора. Профессиональные шпионы умеют не нервничать, когда лгут, и потому никакой детектор лжи неспособен их “раскусить”. Но обычный человек, который не обладает эмоциональным интеллектом (способностью распознавать собственные и чужие эмоции, а также управлять ими), не сможет скрыть свое негативное состояние, даже если будет правильно подбирать слова.

Самый информативный канал передачи невербальной коммуникации . Хотя интонация, поза, жесты и так далее, тоже могут очень много сказать. А вот физиологические изменения, такие как дыхание, сердцебиение, изменение проводимости кожи, способны измерить специальные датчики, которые и являют собой главный компонент детектора лжи.

Эмоции и чувства – соотношение этих понятий

Эмоции и чувства -–это близкие, но не тождественные понятия. Есть несколько версий, чем они отличаются. Одна из них говорит, что чувства – это категория внутренняя, а эмоции являются выражением чувств. Что-то в этом есть, хотя некоторые эмоции, вообще никак себя не показывают, а человек ничего особо и не делает, хотя и испытывает определенные состояния .

Поэтому все больше психологов говорят, что чувства – это как комплекс эмоций. Последние являются более примитивными и исходят от первой сигнальной системы. Они эволюционно древние. А чувства – это чисто человеческое понятие, и они могут возникать в ситуациях социального взаимодействия или приближены к ним.

Например, решительность являет собой сочетание разумной злости и радости. Злость является определенным антиподом страха, а радость из-за того, что человек очень сильно чего-то хочет. Вообще говоря, мы по большей части испытываем не эмоции, а именно чувства. Например, ревность – это сочетание страха, злости и печали. Страха за то, что человек лишится своего родного человека, а также удара по самолюбию, злость на человека, к которому ревнует, а печаль -– это нарекание на свою горькую судьбу.

Вдохновение являет собой смесь радости и гнева. Последний помогает сосредоточить внимание на определенном предмете, а радость стимулирует творчество. Именно поэтому вдохновленный человек всецело погружается в работу, и перестает реагировать на любые стимулы, а также может делать то, на что в обычном состоянии неспособен. Хороший пример чувства вдохновения – хирург настолько был увлечен операцией, что не заметил, как посыпался кусок потолка в операционной . И когда операция закончилась, он спросил коллег, что произошло?

Как возникают эмоции

Механизм возникновения эмоций, следующий – сначала происходит в мире какое-то изменение. Нет разницы, где в психике или в окружающей действительности. Это изменение оценивается мозгом определенным образом (подсознательно), что вызывает определенные мысли, которые ведут к конкретному действию. Схема предельно проста. И несмотря на то что порядок здесь приведен от изменения к действию, на самом-то деле, влияние на любой из этих компонентов помогает повлиять на способность конкретных состояний возникать в определенной ситуации .

Именно поэтому ведущие психологи и коучи говорят, чтобы мы учились брать под контроль собственные мысли. Собственно, сила воли являет собой неспособность удержаться от пирожного, когда очень сильно хочется, а способность взять под контроль собственные мысли и то, что мы представляем. Да, воображение очень тесно связано с эмоциями. Стоит только представить себя очень жирным человеком, который не может даже без одышки выйти из дома, которому врачи пророчат два года еще прожить, имеющего диабет в максимальных деталях , то же самое пирожное перехочется есть сразу же.

Кстати, касаемо речи. За силу воли и речь отвечают одни и те же участки мозга -– префронтальная кора. Так что в норме речь очень тесно связана с волевой регуляцией поведения. Так что это можно использовать для того, чтобы мотивировать себя и изменить жизнь к лучшему. Ведущий коуч мира Энтони Роббинс советует хотя бы неделю посидеть на мысленной диете. То есть, думать только о позитивном. Доказано, что оптимисты (да, именно те, кто слегка смотрят на мир сквозь розовые очки) имеют больше шансов достичь цели .

Кроме того, оптимизм очень положительно влияет на обучение. Оптимист имеет больше шансов испытать вдохновение, чем реалист или пессимист, что было подтверждено многочисленными исследованиями. Помните, что основа творчества – это расслабление .

Сила воли – это не влияние на действия, как последнее звено в цепочке, а на оценку и мысли, как причину действий. Собственно, ее можно назвать еще одним компонентом механизма возникновения эмоций.

Основные эмоции человека

А какие же можно считать основными, базовыми? Вообще, над ответом ученые спорят. Но есть четыре класса эмоций, которые испытывает человек – гнев, радость, страх, печаль. И видим, что считающаяся позитивной эмоция только одна. Почему так? А потому что нельзя рассматривать психические состояния с позиции позитива или негатива. Каждая имеет плюсы и минусы в зависимости от адекватности ситуации и интенсивности.

А еще люди интересуются, что такое взрыв эмоций? Ответ очень прост – когда в один момент возникает сразу несколько чувств большой интенсивности. Например, при смерти близкого человека или очень хорошей новости.

Выводы

А выводы из этой статьи можно сделать следующие:

  • Эмоции необходимы для управления поведением и общения между людьми.
  • Нет плохих и хороших эмоциональных состояний.
  • Основой силы воли является речь, которая одновременно способна влиять на состояния.

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают появление определенных эмоций и чувств - положительное или отрицательное отношение к ней Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие я или неудовлетворение, радость, печаль, гнев, стыд Такие переживания называют эмоциями, чувствомми.

Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулирующую функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступков или удерживают ее от негативных поступков

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности К Д Ушинский писал, что \"ни слова, ни мысли, даже поступки наши не выражают так чувства на ас самих и наше отношение к миру, как наши чувствачування".

Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны

Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности

Различают простые и сложные эмоции Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в стекла адни эмоции и чувства Характерным признаком сложных эмоций является то, что они - результат осознания объекта, который обусловил их появление, понимания их жизненного значения, например, переживания удовольствия при восприятии музыки, пейзажзажу.

Чувства - это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд то ОЩ.

Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью

В чувствах проявляется отношение личности к труду, событий, другим людям, к самому себе По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например, радость и гнев, стыд, негодование я, любовь тощо.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут иметь противоположный проявление: \"радость - горе\", \"любовь - ненависть\", \"симпатия - Антип Патио \",\" удовольствие - неудовольствие \"Полярные переживания имеют ярко выраженный положительный или отрицательный оттенок Условия жизни и деятельности вызывают чувство разного уровня активностивикликають почуття різного рівня активності.

Различают стенични эмоции и чувства - те, которые усиливают активность, побуждают к деятельности, и астенические - угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют



зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношения к ситуации и объектов, вызывающих переживания, эмоции и чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают довготрива алыми или кратковременным.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они охватывают личность полностью Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функций организма, эмоции и чувства с сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм Благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни организмму.

Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущение жизни, эмоции могут стать как положительным фактором жизнедеятельности, усиливающих или активность организма, так и отрицательным, подавляя все функции.

Известный физиолог П К Анохин установил, что эмоции, именно долговременные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.д.), играют решающую роль в развитии так называемых неврогенных заболеваний

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях Характер пережил колебаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, которые способствуют или не способствуют их удовлетворениюню.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения Это предопределяет различие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для людей и животных-гнев в, страх, радость, печаль и т.д. Человеческие эмоции корне изменились в процессе исторического развития человека, они получили чисто человеческих черт, своеобразных особенностей Голод, например, переживается человеком не так, как животным Человек в зависимости от обстоятельств может сдерживать свой голод, отказываться от ешь їжі.



У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные, которые не свойственны животному Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности Чувство стыда, указывал Ч Дарвин, присущее только человекині.

Эмоции и чувства человека взаимосвязаны с ее деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания в связи с отношением к ней и ее результатов, а эмоции и чувства также стимулируют человека к д деятельности, придают ей силу, становятся внутренним побуждением, ее мотивам.

Чувство обогащают жизнь человека Идеи без чувств - холодные, \"светят, и не греют\", лишены жизненности и энергии, не способны к воплощению

Убежденност

Общеизвестно, что без человеческих эмоций не может совершаться процесс познания окружающего мира. Вместе с тем эмоциональные процессы и состояния не должны противопоставляться всей остальной психической деятельности. Источником чувства всегда прямо или косвенно является объективная реальность, хотя субъективно чувства направлены на тот или иной объект внешнего или внутреннего мира.

Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям, к представлениям и понятиям физического или социального порядка. Преломляясь в нашем жизненном опыте, эти раздражители вызывают соответствующую субъективную реакцию в форме более простых эмоций и высших чувств, характер которых зависит прежде всего от того, насколько удовлетворены (или, наоборот, не удовлетворены) наши высшие или низшие потребности.

Отражательная, познавательная функция организма развивается и совершенствуется в процессе эволюции как средство наиболее тонкого и правильного приспособления к окружающей среде. Наши ощущения не только дают объективную истину, но и являются средством биологического приспособления к определенным обстоятельствам, конкретным ситуациям. Качества возникающих впечатлений, представляющих собой сложную гамму чувств, связаны со степенью удовлетворения потребностей организма, запросов человека. Другими словами, наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между полюсами приятного и неприятного.

Таким образом, эмоции и чувства - это субъективное отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей действительности, к потребностям, мотивам и целям деятельности человека. При этом указанные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоции и чувства.

Эмоции есть и у животных, но чувства - только у человека. В чувствах проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Потребность - это необходимость в чем-то, неудовлетворение которой вызывает отрицательные эмоции. Различают материальные, или естественные потребности (в пище, жилье, сне и т.д.) и потребности духовные, или общественные, которые соответствуют интеллектуальным, моральным, эстетическим и праксическим запросам личности. Но даже естественные потребности приобретают у человека социальный характер, так как формируются в процессе общественно-исторического развития личности. Наиболее важной ддя личности является потребность в труде, что должно учитываться при построении системы психотерапии.

Чувства - это одно из проявлений общественного сознания; родились они в процессе исторического развития общества и становления в нем личности. Они определяются не изолированным объектом, а самим бытием человека, независимо от того, сознает он это или нет. Разумеется, каждый индивидуум при встрече с каким-либо раздражителем говорит себе либо "плохо", либо "хорошо", или же уточняет градации между этими двумя оценками. Объясняется это индивидуальными особенностями личности в целом. Основную роль в окончательной "обработке" рождающегося чувства играет наше внутреннее убеждение, которое часто подсказывает, что даже боль, например, - это "хорошо" и, наоборот, чувство насыщения, комфорта - это "плохо". Следовательно, выступает ведущая роль социальных мотивов, моральных и этических установок, господствующих в данном обществе, которые, преломляясь в сознании человека, оказывают решающее действие.

Основные функции чувств: регулирующая (направляет наше поведение, способствует преодолению преград, снимает избыток эмоционального возбуждения и т.п.) и сигнальная (выделяет значимые раздражители, которые производят впечатление). Эта сигнальная функция называется импрессшной стороной чувств (от лат. impiessio - впечатление) в отличие от экспрессивной стороны (от лат. expiessio - внедрение), которая проявляется в выразительных движениях. Однако не всегда имеет место соответствие между этими сторонами чувств. Язык эмоций краток и должен изучаться в клинике, например для выявления маскированной депрессии.

Эмоции и чувства характеризуются динамикой, фазностью - напряжение и разрешение (угасание). Эмоции и чувства могут рассматриваться как положительные, отрицательные и неопределенные. Последние рано или поздно трансформируются в первые два качества. Эмоции и чувства полярны (амбивалентны) - радость и грусть, обаяние и отвращение.

Изучение физиологической стороны эмоций началось еще с того времени, когда И. Кант предложил разделить эмоции на стенические и астенические. Исследуя эти две группы чувств, У. Джемс и Ф. Ланге создали теорию, в которой примат отдавался сосудистым, секреторным и двигательным актам. Раскрытию характера и механизмов этих сдвигов в организме оба ученых посвятили много времени, причем были выявлены различные изменения внутренней среды организма. Однако авторы рассматривали эмоции исключительно как следствие этих сдвигов. Джемс писал: "Неправильно говорить "я увидел медведя, испугался, побежал"". Надо: я увидел медведя, побежал, испугался; мы смеемся не потому, что нам смешно, но нам смешно потому, что мы смеемся. Теория Джемса-Ланге, направленная против идеалистического объяснения эмоций, в свое время, безусловно, сыграла определенную положительную роль.

С позиций психофизического параллелизма примерно такое же значение имела и теория В. Вунота, в которой психическому и физиологическому в чувствах отводились независимые места. И если первая теория является примером биологизации психических явлений, то вторая - примером дуализма. Экспериментальные данные У. Кеннона (1871- 1945; русский перевод его книги - "Физиология эмоций", 1927) показали, что чувства гнева и страха неизменно сопровождаются повышенным поступлением адреналина в кровь. Развивающаяся далее симпатикотония играет положительную роль в подготовке животного к борьбе, к деятельности. В крови увеличивается количество сахара, повышается свертываемость крови, тонус и работоспособность мышц, учащается сердечная деятельность и дыхание, растет артериальное давление. Биологический смысл этих и других реакций - привести в готовность защитные системы организма животного. Кеннон не только создал свою "таламическую теорию эмоций", но и доказал, что Джемс и Ланге заблуждались. С этой целью он путем введения соответевующих лекарств создавал своебразную "модель" той или иной эмоции. Скопировав вегетативные, мышечные и иные сдвиги, сходные с теми, которые, по мнению Джемса и Ланге, лежат в основе эмоций, Кеннон не получил "соответствующих" эмоций.

Нечто подобное тому, что Кеннон нашел в организме животных, наблюдается и у человека. Так, в момент возникновения чувств, особенно при значительной их выраженности, человек бледнеет или краснеет, возникает бради-или тахикардия, гило-или гипертония мышц, изменяется деятельность потовых, сальных и иных желез. У испуганного человека расширены глазные щели и зрачки, повышено кровяное давление. Иногда возникает "гусиная кожа", или "мороз пробегает по коже", волосы "становятся дыбом" - все это является следствием пиломоторной реакции. В иных случаях стимулируется деятельность желудочно-кишечного тракта (реже тормозится), появляются тремор, похолодание конечностей и пр. Происходят и другие изменения внутренней среды, в подавляющем большинстве целесообразные. В редких случаях вегетативный аккомпанемент наших чувств может быть и бесполезным, а иногда и чрезвычайно вредным.

Во многих старых учебниках по физиологии приводится такой случай: группа студентов крупнейшего английского университета, доведенная до крайности зверским отношением к ним одного из сторожей, решила его проучить. Однажды они инсценировали обстановку судебного заседания, куда был доставлен связанный и перепуганный сторож. Собравшиеся были в черных одеяниях, на лице у каждого была маска. В торжественной обстановке был произведен допрос обвиняемого и свидетелей. Приговор гласил: смертная казнь путем обезглавливания. Сопротивлявшегося сторожа подвели к месту казни, завязали глаза, положили голову на плаху и... резко ударили свернутым в жгут мокрым полотенцем по плахе рядом с головой "осужденного". Когда затем решили прекратить шутку, оказалось, что сторож умер.

В исследованиях X. Селье, начатых еще в 1925 г., показано, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора, по X. Селье) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по X. Селье, являются: стадия тревоги (изменение артериального давления, температуры тела, повышение проницаемости капилляров, желудочно-кишечные расстройства и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия, алкалозу - ацидоз, увеличивается масса коры надпочечников и др.) и стадия истощения. При неблагоприятном исходе в стадии истощения организм погибает. В соответствии с положениями X. Селье, стрессор может действовать на организм и прямо, и косвенно, например в случае волнений и переживаний. Стадии стресса - это проявление общего адаптационного синдрома, имеющего в основе первоначальные сдвиги в адренало-пшофизарной системе. Таким образом, взаимоотношения организма и среды X. Селье рассматривает сквозь призму гуморальной системы регуляции.

В учении о стрессе основная роль отводится автором гормонам адаптации, а также роли нервной системы. Однако несмотря на чрезвычайную ценность экспериментальных данных, полученных X. Селье (о болезнях адаптации, анестезирующих свойствах стероидных гормонов и пр.), они не могут быть изолированно полностью использованы при изучении механизма возникновения эмоций.

Последователи учения И.М. Сеченова-И.П. Павлова об отражательной роли мозга рассматривают эмоции как одно из проявлений реакции организма на раздражители. По их мнению, принцип рефлекторной деятельности полностью сохраняет свое значение и по отношению к эмоциональным реакциям.

Как неоднократно указывал И.П. Павлов, эмоции связаны с подкоркой - местом замыкания безусловных рефлексов. При этом он подчеркивал, что подкорковая деятельность - это основа лишь "элементарных эмоций", т.е. инстинктов и чувств, сопряженных с ними (голода, жазды, самосохранения, продолжения потомства и др.). В работах последних лет доказано, что, как считал еще В.М. Бехтерев, проявления эмоций можно получить и у декортицированного животного (X. Мегун, Дж. Моруцци).

По мере развития и усложнения работы головного мозга, возрастанию роли второй сигнальной системы механизм возникновения, а главное - регуляции наших чувств, подвергается существенным изменениям. Деятельность подкорки, вегетативной нервной системы в значительной степени подчинена коре больших полушарий. Работы многочисленных авторов с очевидностью показали, какие глубокие биологические сдвиги, в том числе гормональные, сосудодвигательные, внутриорганные, могут иметь место, если раздражения внешнего мира принимаются корой больших полушарий.

Тем не менее значение подкорковых механизмов остается весьма существенным, особенно в свете выводов, сделанных в работах о роли ретикулярной формации. А.А. Меграбян проводит такое красочное сравнение: "Могучий инертный поток подкоркового компонента аффектив-ности регулируется гностическими чувствами и направляется по руслу разумной необходимости, подобно тому как горная река, закованная в бетон гидростанции, дает целесообразно используемую энергию".

Анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции - чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования, в том числе и в момент возникновения. При этом нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-сивдром, по X. Селье) предстают в виде их промежуточных звеньев. Поэтому не следует строго локализовать эмоции и тем более чувства, как это делает Дж. Олдс, выделяя центры наслаждения, агрессии и т.д. Мы повторили некоторые опыты Олдса с вживленными электродами и получили соответствующий эффект, однако мы получали то же самое и при раздражении других областей мозга, в том числе и коры, потому что "центры" эмоций представляют сложные функционально-динамические системы (по П.К. Анохину).

ь без чувств невозможна