Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии . Методы практической психологии пока со студентов-психологов - не спрашивают. О них - в конце статьи, а в основной статье, когда пишется "методы психологии", следует читать "методы академической психологии". Итак,

Методы (академической) психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент . Дополнительными - , беседа , и биографический метод . В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование .

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе - и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Психология для накопления научных данных использует целый комплекс Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования - это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений. Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные - включают (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические - это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты - методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические - тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические - приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования : ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

Для того чтобы иметь возможность применять на практике полученные знания в области психологии необходимо знать и уметь пользоваться специальным комплексом психологических методов.

Правильное применение этих методов психологии, при соблюдении определенных норм и правил, позволит получить достоверную информацию. При этом выбор метода при проведении исследования не может быть случаен, он полностью зависит от особенностей исследуемого психического явления.

Методы современной психологии заставляют человека, проводящего психологическое исследование вернуться к объекту исследования, тем самым углубляясь в его понимание. Если рассматривать суть метода, то это есть способ проведения исследования в действительности, т. е. в реальном мире.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Методы современной психологии

Каждая такая методика включает в себя несколько действий и способов их осуществления исследователем во время изучения объекта. Но любому методу отвечает лишь один характерный вид этих действий и способов осуществления, который соответствует задачам и целям исследования.

В основе одной такой методики может лежать несколько метод. А также следует отметить и тот факт, что у психологической науки отсутствует какой-нибудь комплекс, методов не имеющий другого варианта исследования.

Рассмотрим некоторые из этих методик, их классификацию и характеристики. Для этого разделим их на две группы: методы базовой (общей) психологии и методы прикладной психологии.

Методы базовой (общей) психологии

Базовая (общая) психология проводит исследование при помощи общих понятий о человеческом сознании, его взглядов на мир, образа жизни и нрава, а также включает все то, что может оказать воздействие на проведение данного психологического исследования.

Методы базовой (общей) психологии – это такие способы, при помощи которых человек проводящий исследование имеет возможность получить достоверную информацию для выдвижения им в дальнейшем научной теории и возможностью дать практические рекомендации.

1. Наблюдение

Целенаправленное и организованное восприятие и фиксация поведения объекта исследования. Данная методика считается одной из наиболее древних и должна осуществляться в привычных условиях для человека, который является объектом этого исследования. Наблюдение принято проводить тогда, когда нельзя вмешаться в процесс происходящего или же не рекомендуется нарушение процесса взаимосвязи человека с его окружением.

Такой способ исследования нужен тогда, когда необходимо получить полную картину ситуации и наиболее полно отметить все происходящие изменения в поведении одного человека или группы людей.

Существенными особенностями метода наблюдения считают:

  • невыполнимость или затруднительность вторичного наблюдения;
  • наблюдение, сопровождаемое чрезмерной эмоциональностью;
  • объект наблюдения связан с наблюдателем.
При проведении наблюдения необходимо регистрировать полученные данные в протокол и соблюдать следующие правила:
  • процесс наблюдения никоим образом не должен оказывать влияние на происходящий ход событий;
  • наблюдать лучше не за одним человеком, а группой людей, тогда у наблюдателя появляется возможность сравнивать;
  • наблюдение необходимо проводить повторно и регулярно, учитывая при этом ранее полученные данные.

Этапы наблюдения:

  1. Определение объекта, предмета или ситуации, за которыми будет производиться наблюдение.
  2. Определиться с приемом, используемым в процессе наблюдения и способом регистрации полученной информации.
  3. Разработать план наблюдения.
  4. Определиться с методом, при помощи которого будут обрабатываться зафиксированные данные.
  5. Само наблюдение.
  6. Обработка и толкование полученной информации.
К средствам наблюдения можно отнести приборы, при помощи которых можно производить аудиозапись, фото и видеосъемку, а также наблюдение может проводиться непосредственно тем человеком, который проводит исследование.

Зачастую метод наблюдения относят к такому виду исследования, как эксперимент, но это не так, ввиду того, что:

  • человек, проводящий наблюдение никоим образом, не вмешивается в происходящее;
  • наблюдатель регистрирует только то, что наблюдает.

Этическая сторона вопроса заключается в следующем, по правилам Американской психологической ассоциации (АРА) - наблюдение должно проводиться по строго определенным правилам:

  • Обязательное получение согласия на участие в эксперименте у ее участников. Исключение составляет лишь проведение наблюдения в общественном месте.
  • Исключить возможность причинения вреда участникам эксперимента в процессе его проведения.
  • Избегать или снизить до минимального придела вторжение исследователя в личную жизнь.
  • Все полученные данные об участниках эксперимента строго конфиденциальны.
Даже не являясь психологом можно воспользовавшись данной методикой получить нужную информацию о человеке, в случае такой необходимости.

2. Психологический эксперимент

Опыт, проводимый исследователем в специально созданных для этого условиях, для того, чтобы получить необходимую информацию об испытуемом путем вмешательства в его жизнедеятельность. При этом экспериментатор постоянно изменяет условия проводимого эксперимента и оценивает полученный результат.

Кроме того, психологический эксперимент может присоединять к себе такие методы, как: тестирование, опрос, наблюдение. Но может быть и независимым от других метод.

По способу проведения эксперименты бывают:

  • лабораторный способ (возможность изменения условий и оказывать влияние на определенные факты);
  • естественный способ (проводится при заурядных обстоятельствах, не ставя в известность испытуемого о проведении эксперимента);
  • психолого-педагогический способ (получение навыков и конкретных качеств при обучении чему-либо);
  • пилотажный способ (применяется в качестве пробного исследования, перед началом самого эксперимента).
По уровню осознанности психологический эксперимент подразделяют на следующие типы:
  • Явный – человек, участвующий в эксперименте, знает об этом и знаком со всеми деталями его проведения;
  • Скрытый – человек, не в курсе проведения эксперимента.
  • Комбинированный – участник эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.
Для организации эксперимента, необходимо знать с какой целью проводится исследование, с кем и при каких обстоятельствах. Между экспериментатором и участником исследования устанавливается связь в виде инструктажа или же его отсутствие. После чего приступают непосредственно к проведению самого исследования, в заключение которого производится обработка полученной информации и озвучивается результат.

Как научная метода, эксперимент обязан соответствовать следующим критериям:

  • Беспристрастность при получении данных.
  • Достоверность полученной информации.
  • Обоснованность и пригодность полученной информации.
Тем не менее, несмотря на то, что эксперимент один из наиболее уважаемых методов, используемых для получения данных он, имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Достоинства метода:

  • Имеется право на выбор начальной отметки при проведении исследования.
  • Имеется право повтора эксперимента.
  • Имеется возможность изменения условий проведения эксперимента с возможностью оказания влияния на результат.
Недостатки метода:
  • Сложность психики для эксперимента.
  • Неустойчивость и уникальность психики.
  • Психика владеет свойством внезапности.
Именно по вине этих причин при выполнении эксперимента человек, проводящий исследование, не может руководствоваться данными исключительно этого метода психологического исследования, ему необходимо прибегать к другим методам, сочетая их между собой и учитывать множество разнообразных данных.

Так же как и в случае с наблюдением психологический эксперимент должен проводиться в соответствии с кодексом этики АРА.

Обычный человек, может, вполне самостоятельно без помощи специалиста в области психологии проводить независимые эксперименты в повседневной жизни. Конечно же, полученные им данные в ходе такого эксперимента будут далеки от истины, но все же определенную информацию получить возможно.

Помните, при проведении эксперимента в области психологии самостоятельно необходимо быть внимательным к окружающим и следить за тем, чтобы не причинить никому вреда.

Психология – это правильно подобранные слова на неправильно сформированное убеждение.
Айшек Норам

3. Самонаблюдение

Слежение за самим собой и индивидуальными чертами своего поведения и нрава. Такой метод используется в виде самообладания и представляет огромное значение в психологии и жизнедеятельности человека.

Тем не менее следует отметить то, что самонаблюдение в большинстве случаев может только установить факт чего-либо, но не основание (где то оставил, а где и почему одному богу известно). В связи с этим самонаблюдение не может считаться автономной и основной методикой в процессе постижения сущности проявлений психики.

Работа данного метода напрямую зависит от самооценки личности. К такому способу чаще всего прибегают люди с заниженной самооценкой и как следствие при выборе такого способа человек начинает заниматься самобичеванием, а именно копаться в себе, испытывать чувство вины, искать оправдание своим поступкам и т. д.

Для того чтобы данное исследование было точным и имело результат, необходимо:

  • вести дневник;
  • сравнивать наблюдения за собой с наблюдениями за окружающими;
  • увеличить самооценку;
  • участвовать в тренингах, способствующих росту и развитию личности.
В жизни наблюдение является, весьма рабочим, способом в том случае, если человек хочет разобраться в себе, понять, почему человек поступает именно так, а не иначе, избавиться от комплексов и вредных привычек, а также решить некоторые жизненные проблемы.

4. Тестирование

Имеет отношение к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путем использования психологических тестов. Данная методика наиболее распространена в психотерапии, при консультировании, а также на собеседовании у работодателя.

Такой способ необходим тогда, когда наиболее конкретная осведомленность о личности человека, чего нельзя добиться, применяя другие методы.

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:

  • Валидность - обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
  • Надежность - подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
  • Достоверность - даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
  • Репрезентативность - соответствие характеристикам норм.
Для того чтобы тест был эффективным, его создают при помощи проб и ошибок (меняя число вопросов, их редакцию, текст и мысль).

Тест проходит многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведенного итога.

Психологические тесты бывают следующих видов:

  1. Тест на профориентацию – устанавливает склонность человека к тому или иному роду деятельности или же указывают на целесообразность и гармоничность занимаемой должности;
  2. Тесты личности – помогают исследовать нрав, нужды, чувства, способности и прочие личные качества человека;
  3. Тесты на умственные способности человека – исследуют уровень формирования интеллекта;
  4. Вербальные тесты – исследуют возможность обрисовать и передать совершаемые человеком поступки при помощи слов.
  5. Тесты достижений - оценивают степень усвоения тех или иных знаний и умений.
Помимо, перечисленных методов тестирования существуют и иные варианты тестов, способствующие изучению личности и ее особенностей.

Кроме того, такой метод исследования можно без проблем применить к себе любой человек, тем самым узнать о своих потенциально скрытых возможностях.

5. Биографический метод

Это исследование, диагностирование, регулирование и планирование прохождения человеком дороги длиною в жизнь. Различные вариации данного способа стали формироваться и зарождаться в начале ХХ века.

В нынешних методах биографического исследования, человека изучают, руководствуясь историческими связями и возможностями личностного роста.

В данном случае сведения о личности получают из следующих источников:

  • автобиография,
  • опросный лист,
  • интервьюирование,
  • показания свидетелей,
  • разбор заметок, посланий, писем, дневников и др.
Такой метод применяется довольно часто людьми, стоящими во главе предприятия, ведущими биографию при исследовании, чьей-либо жизни, при разговоре с малознакомыми личностями. Метод несложно использовать при общении с человеком для получения, каких-либо сведений относительно его жизни.

6. Опрос

Метод, основанный на совместном контакте исследователя и объекта изучения, в процессе которого респонденту задаются вопросы, на которые тот, в свою очередь, дает ответы.

Такой метод наиболее популярен в психологической науке. Причем вопрос психолога зависит от того, какие данные необходимо выяснить в процессе исследования. Такая методика обычно используется для выяснения необходимой информации и данных не об одном конкретном человеке, а о целой группе людей.

Опросы, как правило, подразделяют на следующие виды:

  1. Стандартизированные (классические опросы способные дать тотальный взгляд на интересующий вопрос);
  2. Не стандартизированные (в меньшей степени имеющие отношение к классической форме опроса, позволяют овладеть конкретными нюансами проблемы).
При формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные рядовому обывателю.

Опросы бывают:

  • Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
  • Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психологии человека.
  • Анкетирование – ответы на вопросы непосредственно перед самим разговором.
  • Тесты личностного характера – проводятся с целью выяснения особенностей психики личности.
  • Интервью – личный разговор.

При формировании вопросов необходимо учитывать следующие правила:

  1. Немногословность и отдельность.
  2. Отсутствие характерных слов, являющихся понятиями чего-либо в психологии.
  3. Сжатость и скупость.
  4. Четкость.
  5. Отсутствие подсказок.
  6. Вопросы составлены таким образом, чтобы избежать нешаблонных ответов.
  7. Отсутствие у вопросов эффекта отталкивания.
  8. Отсутствие у вопросов способности внушать что-либо.

Вопросы подразделяют на несколько типов относительно поставленной задачи:

  • Открытые (конфигурация ответов в данном случае беспрепятственна);
  • Закрытые (ответы подготовлены заранее);
  • Субъективные (личного характера касающиеся взглядов человека к кому-либо или чему-либо);
  • Проективные (о третьем лице, без упоминания какой-либо информации об опрашиваемом).
Такой метод помогает определить нужды большинства или узнать их пожелания касаемо определенного вопроса.

Методика является весьма актуальной и значимой для получения важной информации на интересующие и волнующие темы большинства людей.

7. Беседа

Одна из разновидностей наблюдения. Относится к самостоятельному способу исследования личности, целью которого является определить круг, тех вопросов, которые невозможно выявить при обычном наблюдении.

Беседа - это диалог, эффективность которого зависит от следующих условий:
  1. Необходимо загодя обдумать содержание беседы;
  2. Наладить контакт с собеседником;
  3. Ликвидировать все возможные неблагоприятные условия, способные доставить неудобства исследуемой личности (напряженность, настороженность, страх и т. п.)
  4. Понятность вопросов для исследуемого человека;
  5. Вопросы, некоим образом не должны указывать на верный ответ;
  6. Во время беседы психолог наблюдает за поведением участника диалога и сравнивает его реакцию с полученным ответом на вопрос;
  7. Содержание беседы необходимо держать в памяти или вести скрытые аудио или видеозаписи разговора, чтобы в дальнейшем иметь возможность более подробно разобраться в проблеме и анализировать ее;
  8. Не следует записывать разговор в открытую, такие действия могут создать дискомфорт для участника исследования и вызвать недоверие;
  9. Следует следить за ответами, имеющими недосказанность, оговорки и т.д.
Беседа содействует в получении необходимых данных из первых уст и нахождению общего языка между людьми. Если правильно подойти к организации данного метода можно не только получить необходимую информацию, но и лучше узнать человека, разобраться в нем и его поступках.

Методы и исследования прикладной психологии

Прикладная психология направлена на проведение исследований с определенной группой людей, методы которой позволяют переменить психическое состояние и поведение человека.

1. Внушение

Процесс, вклинивания в подсознание человека указаний, взглядов, принципов, убеждений и определенных формул без осознанного им контроля. Внушение бывает косвенное и прямое.

Цель метода состоит в том, чтобы достичь нужного состояния или мнения. Способ которым данная цель будет достигнута значения не имеет. Важно лишь достижение необходимого эффекта.

Собственно по этой причине при внушении свободно используют эмоциональные закрепления в памяти признаков объектов при коррекции поведения, сбивание с толку, отвлечение интереса, интонации, замечания и даже отключения сознания (гипноз, наркотические вещества, содержащие алкоголь напитки).


Существуют следующие виды внушений:
  • прямое (влияние на человека при помощи слов - распоряжение, приказания, инструкция),
  • косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
  • умышленное,
  • неумышленное,
  • позитивное,
  • негативное.

Приемы внушения также различны:

  • Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
  • Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
  • Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.
Вначале внушение неосознанно применялось людьми, чьи навыки и умения общаться сформировались в значительной степени. На сегодняшний день данная метода широко используется и играет немалую роль в психотерапии и гипнотерапии.

Зачастую метод применяют во время гипноза или же при нахождении человека в состоянии транса. Внушение неотъемлемая часть жизни человека начиная с раннего возраста, такой метод применим в период воспитания, становления политических убеждений, просмотре рекламных роликов, во взаимоотношениях, религиозных взглядах и т. д.

2. Подкрепление

Это моментальная реакция, как правило, положительная или отрицательная, человека, проводящего исследование или окружающих условий на действия исследуемого. Реакция должна быть действительно молниеносной, только в этом случае участник эксперимента сможет связать ее со своим действием.

В том случае, если реакция положительна, то впоследствии поступки и действия должны быть схожи с предыдущими. В случае отрицательного эффекта действовать необходимо наоборот.

Виды подкрепления в психологии:

  • позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
  • отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
  • сознательное,
  • бессознательное,
  • стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
  • сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
  • одноразовое,
  • регулярное,
  • прямое,
  • косвенное,
  • базовое,
  • целое (полное),
  • частичное.
Подкрепление – немалая доля для жизненного пути человека. Так же как и внушение, оно с нами, с самого раннего возраста в период воспитания и приобретения жизненного опыта.

3. Психологическая консультация


Беседа психолога с пациентом, помогающая последнему решить сложные вопросы, сложившиеся в его жизни. В этом случае специалисту требуется начать работу тут же безотлагательно, так как какие-либо подготовительные мероприятия в данном случае не требуются и клиенту они не нужны. Во время такой беседы психолог может понять проблему и наметить этапы на пути к успеху в решении проблемы.

Обычно люди обращаются к специалисту со следующими проблемами:

  • Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
  • Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
  • Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.

Консультация психолога включает в себя следующие этапы:

  • договор,
  • запрос,
  • план действий,
  • настрой на работу,
  • исполнение заказа,
  • задание на дом,
  • окончание работы.
Психологическая консультация так же как и другие методики психологических исследований включает в себя как теорию, так и практику.

В настоящий момент имеется большое количество вариантов и видов консультирования. Встреча и беседа с психологом зачастую помогает решить не только жизненные проблемы, но и помогает выйти из сложившихся сложных обстоятельств.

Заключение

На этом, пожалуй, классификацию можно закончить, но это далеко не весь перечень методов, используемых в современной психологии, для решения различного рода проблем и задач.

Для того чтобы понять внутренний мир человека и суть вещей в целом, необходимо понять, что основой ведущей к пониманию является наука - Психология.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным - тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.п.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы - анкетирование и интервью. Их отличия - в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.


Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие - это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория . В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.