Тема Эмоции.

Вопросы для изучения:

1. Понятие об эмоциях.

2. Свойства эмоций. Структура эмоций.

3. Формы эмоционального реагирования.

Понятие об эмоциях.

Термином «эмоция» (от лат. emovere - возбуждать, волновать) принято обозначать особую группу психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение человека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций и ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существованиивообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изучения, так и полное отрицание необходимости употребления такого понятия (например, Э, Даффп).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональных явлений принадлежит психологам-интроспекционистам: эмоции - это особая группа явлений сознания, имеющих дваосновных проявления (удовольствие и неудовольствие). Также представители интроспективной психологииобратили внимание на связь эмоциональных явлении с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направлении привело к довольно радикальному изменению в конце XIX в, взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физиологических процессов (бихевиоризм, теория Джемса-Ланге и др.). Параллельно развивалось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, из функций, которые они выполняют в адаптациичеловека к окружающему миру (Ч.Дарвин и др.).

Концепция эмоций, разрабатываемая в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которого заключаетсяв отражении окружающей действительности.Эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции - это «отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной психологии подчеркиваются два основных аспекта эмоций:

1) аспект отражения: эмоции являются специфической формой отражения значимости предметов и событий действительности для субъекта. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности;


2) аспект отношения: эмоции выражают субъективное отношение человека к миру. По мнению П.М. Якобсона, «эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру».

В отличие от интроспективной психологии эмоции в рефлективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихевиористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция - это психическое явление. Вместе с тем они подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов (основные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на павловской теории). В противоположность сторонникам глубинной психологии утверждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружающим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Согласно Г.М. Бреславу, эмоции являются посредниками между мотивационными и познавательными процессами. К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.

К основным различиям эмоциональных и познавательных процессов можно отнести следующие:

Эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные - к многообразным объектам, и соответственно, первым присуща субъективность, а вторым - объективность содержания опыта;

Отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и тоже явление действительности способны вызывать иногда совершенно противоположное субъективное отношение;

Эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Также они в меньшей степени опосредованы речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и контролируемы, чем познавательные процессы;

Качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений - радость, страх, гнев и др.- специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

Эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные же процессы в меньшей степени определяются потребностями;

Эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем;

Эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когнитивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функционированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и - несмотря на разнообразие форм - сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, кажущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловлено тем, что возможность прогнозирования поведения человека, который руководствуется рациональными представлениями, является значительно большей, чем возможность прогнозирования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других способом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершаемых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными процессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последнего времени систематически не изучались. Более того, считалось, что если они и существуют, их трудно выявить и использовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятельности человека.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических явлений, выражающих в форме непосредственного переживания значимости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Эмоциональная стабильность - главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии - это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

В психологии эмоции - это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ - результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ - результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации - это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства - это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции - реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В - более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же - субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
Категория Подкатегория Проявления Характеристика
Нравственные Моральные Гуманность Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
Аморальные Жестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
Интеллектуальные Специфические Вдохновение Определяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
Неспецифические Любопытство
Удивление
Юмор
Ирония
Праксические Выбор деятельности Профессия Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
Эстетические Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания Любовь к природе Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная - оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая - чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая - благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная - помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная - на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная - язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение - две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления - результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями » вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка - всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают появление определенных эмоций и чувств - положительное или отрицательное отношение к ней Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие я или неудовлетворение, радость, печаль, гнев, стыд Такие переживания называют эмоциями, чувствомми.

Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулирующую функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступков или удерживают ее от негативных поступков

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности К Д Ушинский писал, что \"ни слова, ни мысли, даже поступки наши не выражают так чувства на ас самих и наше отношение к миру, как наши чувствачування".

Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны

Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности

Различают простые и сложные эмоции Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в стекла адни эмоции и чувства Характерным признаком сложных эмоций является то, что они - результат осознания объекта, который обусловил их появление, понимания их жизненного значения, например, переживания удовольствия при восприятии музыки, пейзажзажу.

Чувства - это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд то ОЩ.

Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью

В чувствах проявляется отношение личности к труду, событий, другим людям, к самому себе По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например, радость и гнев, стыд, негодование я, любовь тощо.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут иметь противоположный проявление: \"радость - горе\", \"любовь - ненависть\", \"симпатия - Антип Патио \",\" удовольствие - неудовольствие \"Полярные переживания имеют ярко выраженный положительный или отрицательный оттенок Условия жизни и деятельности вызывают чувство разного уровня активностивикликають почуття різного рівня активності.

Различают стенични эмоции и чувства - те, которые усиливают активность, побуждают к деятельности, и астенические - угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют



зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношения к ситуации и объектов, вызывающих переживания, эмоции и чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают довготрива алыми или кратковременным.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они охватывают личность полностью Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функций организма, эмоции и чувства с сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм Благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни организмму.

Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущение жизни, эмоции могут стать как положительным фактором жизнедеятельности, усиливающих или активность организма, так и отрицательным, подавляя все функции.

Известный физиолог П К Анохин установил, что эмоции, именно долговременные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.д.), играют решающую роль в развитии так называемых неврогенных заболеваний

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях Характер пережил колебаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, которые способствуют или не способствуют их удовлетворениюню.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения Это предопределяет различие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для людей и животных-гнев в, страх, радость, печаль и т.д. Человеческие эмоции корне изменились в процессе исторического развития человека, они получили чисто человеческих черт, своеобразных особенностей Голод, например, переживается человеком не так, как животным Человек в зависимости от обстоятельств может сдерживать свой голод, отказываться от ешь їжі.



У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные, которые не свойственны животному Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности Чувство стыда, указывал Ч Дарвин, присущее только человекині.

Эмоции и чувства человека взаимосвязаны с ее деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания в связи с отношением к ней и ее результатов, а эмоции и чувства также стимулируют человека к д деятельности, придают ей силу, становятся внутренним побуждением, ее мотивам.

Чувство обогащают жизнь человека Идеи без чувств - холодные, \"светят, и не греют\", лишены жизненности и энергии, не способны к воплощению

Убежденност

Общеизвестно, что без человеческих эмоций не может совершаться процесс познания окружающего мира. Вместе с тем эмоциональные процессы и состояния не должны противопоставляться всей остальной психической деятельности. Источником чувства всегда прямо или косвенно является объективная реальность, хотя субъективно чувства направлены на тот или иной объект внешнего или внутреннего мира.

Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям, к представлениям и понятиям физического или социального порядка. Преломляясь в нашем жизненном опыте, эти раздражители вызывают соответствующую субъективную реакцию в форме более простых эмоций и высших чувств, характер которых зависит прежде всего от того, насколько удовлетворены (или, наоборот, не удовлетворены) наши высшие или низшие потребности.

Отражательная, познавательная функция организма развивается и совершенствуется в процессе эволюции как средство наиболее тонкого и правильного приспособления к окружающей среде. Наши ощущения не только дают объективную истину, но и являются средством биологического приспособления к определенным обстоятельствам, конкретным ситуациям. Качества возникающих впечатлений, представляющих собой сложную гамму чувств, связаны со степенью удовлетворения потребностей организма, запросов человека. Другими словами, наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между полюсами приятного и неприятного.

Таким образом, эмоции и чувства - это субъективное отражение объективных отношений, в которых находятся предметы и явления окружающей действительности, к потребностям, мотивам и целям деятельности человека. При этом указанные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам и явлениям, вызвавшим определенные эмоции и чувства.

Эмоции есть и у животных, но чувства - только у человека. В чувствах проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Потребность - это необходимость в чем-то, неудовлетворение которой вызывает отрицательные эмоции. Различают материальные, или естественные потребности (в пище, жилье, сне и т.д.) и потребности духовные, или общественные, которые соответствуют интеллектуальным, моральным, эстетическим и праксическим запросам личности. Но даже естественные потребности приобретают у человека социальный характер, так как формируются в процессе общественно-исторического развития личности. Наиболее важной ддя личности является потребность в труде, что должно учитываться при построении системы психотерапии.

Чувства - это одно из проявлений общественного сознания; родились они в процессе исторического развития общества и становления в нем личности. Они определяются не изолированным объектом, а самим бытием человека, независимо от того, сознает он это или нет. Разумеется, каждый индивидуум при встрече с каким-либо раздражителем говорит себе либо "плохо", либо "хорошо", или же уточняет градации между этими двумя оценками. Объясняется это индивидуальными особенностями личности в целом. Основную роль в окончательной "обработке" рождающегося чувства играет наше внутреннее убеждение, которое часто подсказывает, что даже боль, например, - это "хорошо" и, наоборот, чувство насыщения, комфорта - это "плохо". Следовательно, выступает ведущая роль социальных мотивов, моральных и этических установок, господствующих в данном обществе, которые, преломляясь в сознании человека, оказывают решающее действие.

Основные функции чувств: регулирующая (направляет наше поведение, способствует преодолению преград, снимает избыток эмоционального возбуждения и т.п.) и сигнальная (выделяет значимые раздражители, которые производят впечатление). Эта сигнальная функция называется импрессшной стороной чувств (от лат. impiessio - впечатление) в отличие от экспрессивной стороны (от лат. expiessio - внедрение), которая проявляется в выразительных движениях. Однако не всегда имеет место соответствие между этими сторонами чувств. Язык эмоций краток и должен изучаться в клинике, например для выявления маскированной депрессии.

Эмоции и чувства характеризуются динамикой, фазностью - напряжение и разрешение (угасание). Эмоции и чувства могут рассматриваться как положительные, отрицательные и неопределенные. Последние рано или поздно трансформируются в первые два качества. Эмоции и чувства полярны (амбивалентны) - радость и грусть, обаяние и отвращение.

Изучение физиологической стороны эмоций началось еще с того времени, когда И. Кант предложил разделить эмоции на стенические и астенические. Исследуя эти две группы чувств, У. Джемс и Ф. Ланге создали теорию, в которой примат отдавался сосудистым, секреторным и двигательным актам. Раскрытию характера и механизмов этих сдвигов в организме оба ученых посвятили много времени, причем были выявлены различные изменения внутренней среды организма. Однако авторы рассматривали эмоции исключительно как следствие этих сдвигов. Джемс писал: "Неправильно говорить "я увидел медведя, испугался, побежал"". Надо: я увидел медведя, побежал, испугался; мы смеемся не потому, что нам смешно, но нам смешно потому, что мы смеемся. Теория Джемса-Ланге, направленная против идеалистического объяснения эмоций, в свое время, безусловно, сыграла определенную положительную роль.

С позиций психофизического параллелизма примерно такое же значение имела и теория В. Вунота, в которой психическому и физиологическому в чувствах отводились независимые места. И если первая теория является примером биологизации психических явлений, то вторая - примером дуализма. Экспериментальные данные У. Кеннона (1871- 1945; русский перевод его книги - "Физиология эмоций", 1927) показали, что чувства гнева и страха неизменно сопровождаются повышенным поступлением адреналина в кровь. Развивающаяся далее симпатикотония играет положительную роль в подготовке животного к борьбе, к деятельности. В крови увеличивается количество сахара, повышается свертываемость крови, тонус и работоспособность мышц, учащается сердечная деятельность и дыхание, растет артериальное давление. Биологический смысл этих и других реакций - привести в готовность защитные системы организма животного. Кеннон не только создал свою "таламическую теорию эмоций", но и доказал, что Джемс и Ланге заблуждались. С этой целью он путем введения соответевующих лекарств создавал своебразную "модель" той или иной эмоции. Скопировав вегетативные, мышечные и иные сдвиги, сходные с теми, которые, по мнению Джемса и Ланге, лежат в основе эмоций, Кеннон не получил "соответствующих" эмоций.

Нечто подобное тому, что Кеннон нашел в организме животных, наблюдается и у человека. Так, в момент возникновения чувств, особенно при значительной их выраженности, человек бледнеет или краснеет, возникает бради-или тахикардия, гило-или гипертония мышц, изменяется деятельность потовых, сальных и иных желез. У испуганного человека расширены глазные щели и зрачки, повышено кровяное давление. Иногда возникает "гусиная кожа", или "мороз пробегает по коже", волосы "становятся дыбом" - все это является следствием пиломоторной реакции. В иных случаях стимулируется деятельность желудочно-кишечного тракта (реже тормозится), появляются тремор, похолодание конечностей и пр. Происходят и другие изменения внутренней среды, в подавляющем большинстве целесообразные. В редких случаях вегетативный аккомпанемент наших чувств может быть и бесполезным, а иногда и чрезвычайно вредным.

Во многих старых учебниках по физиологии приводится такой случай: группа студентов крупнейшего английского университета, доведенная до крайности зверским отношением к ним одного из сторожей, решила его проучить. Однажды они инсценировали обстановку судебного заседания, куда был доставлен связанный и перепуганный сторож. Собравшиеся были в черных одеяниях, на лице у каждого была маска. В торжественной обстановке был произведен допрос обвиняемого и свидетелей. Приговор гласил: смертная казнь путем обезглавливания. Сопротивлявшегося сторожа подвели к месту казни, завязали глаза, положили голову на плаху и... резко ударили свернутым в жгут мокрым полотенцем по плахе рядом с головой "осужденного". Когда затем решили прекратить шутку, оказалось, что сторож умер.

В исследованиях X. Селье, начатых еще в 1925 г., показано, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора, по X. Селье) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по X. Селье, являются: стадия тревоги (изменение артериального давления, температуры тела, повышение проницаемости капилляров, желудочно-кишечные расстройства и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия, алкалозу - ацидоз, увеличивается масса коры надпочечников и др.) и стадия истощения. При неблагоприятном исходе в стадии истощения организм погибает. В соответствии с положениями X. Селье, стрессор может действовать на организм и прямо, и косвенно, например в случае волнений и переживаний. Стадии стресса - это проявление общего адаптационного синдрома, имеющего в основе первоначальные сдвиги в адренало-пшофизарной системе. Таким образом, взаимоотношения организма и среды X. Селье рассматривает сквозь призму гуморальной системы регуляции.

В учении о стрессе основная роль отводится автором гормонам адаптации, а также роли нервной системы. Однако несмотря на чрезвычайную ценность экспериментальных данных, полученных X. Селье (о болезнях адаптации, анестезирующих свойствах стероидных гормонов и пр.), они не могут быть изолированно полностью использованы при изучении механизма возникновения эмоций.

Последователи учения И.М. Сеченова-И.П. Павлова об отражательной роли мозга рассматривают эмоции как одно из проявлений реакции организма на раздражители. По их мнению, принцип рефлекторной деятельности полностью сохраняет свое значение и по отношению к эмоциональным реакциям.

Как неоднократно указывал И.П. Павлов, эмоции связаны с подкоркой - местом замыкания безусловных рефлексов. При этом он подчеркивал, что подкорковая деятельность - это основа лишь "элементарных эмоций", т.е. инстинктов и чувств, сопряженных с ними (голода, жазды, самосохранения, продолжения потомства и др.). В работах последних лет доказано, что, как считал еще В.М. Бехтерев, проявления эмоций можно получить и у декортицированного животного (X. Мегун, Дж. Моруцци).

По мере развития и усложнения работы головного мозга, возрастанию роли второй сигнальной системы механизм возникновения, а главное - регуляции наших чувств, подвергается существенным изменениям. Деятельность подкорки, вегетативной нервной системы в значительной степени подчинена коре больших полушарий. Работы многочисленных авторов с очевидностью показали, какие глубокие биологические сдвиги, в том числе гормональные, сосудодвигательные, внутриорганные, могут иметь место, если раздражения внешнего мира принимаются корой больших полушарий.

Тем не менее значение подкорковых механизмов остается весьма существенным, особенно в свете выводов, сделанных в работах о роли ретикулярной формации. А.А. Меграбян проводит такое красочное сравнение: "Могучий инертный поток подкоркового компонента аффектив-ности регулируется гностическими чувствами и направляется по руслу разумной необходимости, подобно тому как горная река, закованная в бетон гидростанции, дает целесообразно используемую энергию".

Анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции - чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования, в том числе и в момент возникновения. При этом нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-сивдром, по X. Селье) предстают в виде их промежуточных звеньев. Поэтому не следует строго локализовать эмоции и тем более чувства, как это делает Дж. Олдс, выделяя центры наслаждения, агрессии и т.д. Мы повторили некоторые опыты Олдса с вживленными электродами и получили соответствующий эффект, однако мы получали то же самое и при раздражении других областей мозга, в том числе и коры, потому что "центры" эмоций представляют сложные функционально-динамические системы (по П.К. Анохину).

ь без чувств невозможна

Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования.

Эмоциии (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) – это особая группа психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Человек не только познает окружающую действительность, но и активно на нее реагирует и оказывает соответствующее воздействие. Познавая действительность, человек, так или иначе, к ней относится. Одни события, явления, предметы его радуют, другие огорчают, раздражают, третьи возмущают, вызывают негодование, и даже приступы ярости.

Эмоции (от латинского emoveo – потрясать, волновать) – реакция психики человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, носящая ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции, как правило, относительно простой непосредственный вид психического отражения, протекающий в форме переживаний личной значимости и оценке внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека. Это отражение носит ярко выраженный субъективный характер, каждый из нас по-своему и плачет и по-своему смеется. Эмоции могут быть реакцией не только на непосредственные события, но и на вероятные и вспоминаемые, они отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и могут предвосхищать результат и действие.

В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Функции эмоций

Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать определенным образом.

Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послеконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25%. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.



Защитно – мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности для индивида. Она помогает ему вовремя подготовиться к сложной ситуации. При этом подготовка происходит не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряженное состояние и др.).

Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

показателем талантливости артиста.

Виды эмоций

Характеристика эмоций Виды эмоций
1 Знак Положительные, отрицательные, амбивалентные
2 Модальность Радость, страх, гнев и пр
3 Влияние на поведение и деятельность Стеничные (повышающие активность), астеничные (понижающие активность)
4 Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
5 Предметность Предметные, беспредметные
6 Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
7 Происхождение Врожденные приобретенные Первичные, вторичные
8 Уровень развития Низшие, высшие
9 Длительность Кратковременные, длительные
10 Интенсивность Слабые, сильные

Формы эмоционального реагирования:

аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

Эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

Радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.

Удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.

Печаль - переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

Гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности.

Отвращение - эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

Презрение - чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

Страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству.

Стыд - переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.

Вина - переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

1. Эстетические чувства возникают при восприятии мира прекрасного, будь то явление природы, произведение искусст­ва или поступки человека (чувство красоты, величия, низости, комического и трагического).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс по­знания, воображения и творчества (изумление, сомнение, недо­умение, пренебрежение, любопытство).

3. Нравственные чувства характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, к людям и к обще­ству в целом (чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства).

4. Праксические чувства возникают в практической дея­тельности и отражают эмоциональное отношение как к резуль­татам, так и к самому процессу труда.

Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.


Введение.

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца - «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается - зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

2.Понятия об эмоциях и чувствах.

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям- с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это, возможно, прежде всего, благодаря эмоциям (от лат. emoveo – потрясаю, волную)- специфической форме психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного. В основе эмоций лежит сложная деятельность, подкорки и вегетативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональными изменениями организма - работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, желез внутренней секреции. Посредством эмоции человек узнаёт, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Таким образом, эмоции, выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоции. Выделяют так же коммуникативную функцию эмоции. Внешнее проявление эмоций в мимике, пантомимике позволяет информировать других людей о своем отношение к предметам и явлениям действительности. Высшим уровнем развития эмоций, характеризующим устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значимость, являются чувства. Чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.). .

2.1.Физиологические механизмы формирования эмоций.

"Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых обра-зований". . Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенче-ская программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наибо-лее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обес-печивающейэнергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры го-ловного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базо-вым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталаму-се) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удо-вольствия, агрессии и успокоения. . Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Пред-полагается, что эмоции являются функцией правогополуша-рия мозга. Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: из-менениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просве-та сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не слу-чайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (су-хость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровя-ного давления, мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на мно-гократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам. Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве. Так, в Древнем Китае, подозреваемый, во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.

3. Виды эмоций и чувств.

Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют приспособительную функцию. Так, одной из положительных функции аф-фекта является то, что он навязывает субъекту стереотипные дейст-вия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволю-ции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. . Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любо-пытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предме-тов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удо-вольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений . Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции . Эмоции характери-зуют потребности человека и предметы, на которые они направ-лены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологиче-ски закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреж-дении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким обра-зом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции : Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. . Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.Чувства – сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности. В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:1) Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического. 2) Интеллектуальные. Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства. 3)Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства. 4) Практические. Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение, как к результатам, так и к процессу труда. .

3.1.Функции чувств и эмоций.

Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида - например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств. . 1) Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. . Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в учении и обучении. В учении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения. 2) Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт. 3) Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения. . 4) Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им». Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект. 5) Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм. . Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека). 6) Функция формирования сознания. Сознание, как известно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия. В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания. В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эго центричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок. 7) Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни. «Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он всегда присущ в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом - знания, особенно существенного для сознания».. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание - это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание - знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта. Переживания интимно входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения, прежде всего, обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.