Содержание.

Введение………………………………………………………… ………….3

    Творчество и человек: их взаимные связь, влияние, роль……………..…5
    Творчество как потребность………………………………………………. .7
    Творчество как вид деятельности………………………………………... 10
    Заключение…………………………………………………… ……………13
Список литературы…………………………………………………… …...….14
Введение.

Что есть творчество для современного человека? Творение нового своими руками и мыслями, преобразование окружающего мира. Творчество – неотъемлемая часть жизни любого из нас, дарующая стимул развиваться, жить и продолжать творить.
Согласно Новой философской энциклопедии, творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.
В частности, в данной работе будет рассматриваться аспект понятия творчества как человеческой потребности и вида деятельности.
Современный окружающий человека мир многообразен и ярок. Он динамично развивается и постоянно меняется. И все благодаря человеку – разумному существу, способному преобразовывать, развивать, дополнять мир чем-то совершенно новым и ранее неизвестным. И при этом человек сам подстраивается под созданный им окружающий мир и условия жизни, он сам решает, что делать дальше.
В создании и развитии человеком окружающего мира большую роль играют такие факторы, как человеческие мотивации и потребности, от которых всецело зависит характер деятельности человека.
Таким образом, рассмотрение вопроса о творчестве как потребности и виде деятельности человека является актуальной философской, психологической и социологической проблемой и задачей, решение которой важно для понимания влияния творчества на нашу жизнь и его роли в ней.

    Творчество и человек: их взаимные связь, влияние, роль.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск субъекта творчества.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления или производства - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора творения, не сможет воспроизвести в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Но тогда это будет уже не творчеством. Ведь оно обязано быть уникальным и неповторимым. В процессе творчества человек вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности и свое состояние.
Творчество представляет собой некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид отличается от остальных тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Он отличается способностью эффективно оперировать противоречивой информацией. Другими творческими качествами творческой личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Творческие личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации.
Люди творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Ряд культурных эпох отождествляли с творческими личностями высокую социальную оценку. Ключевыми словами, относящимися к данной области, всегда были и являются «одаренность», «оригинальность», «фантазия», «интуиция», «воодушевление», «техническое изобретение», «научное открытие», «произведение искусства».
О творчестве можно говорить только при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Таким творцом может быть только человек.
Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры - всей той второй природы, которую человек «надстраивает» над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека - от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество.
Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы.
    Творчество как потребность.
Творчество - это отказ от стереотипов восприятия и выражения, открытие новых сторон уже известного и освоенного материала, это постоянный поиск тем, идей, аспектов, средств их реализации во внешнем мире. Творческая деятельность, как и всякая другая, имеет ряд компонентов: цель, средство реализации цели и результат.
В самом общем виде цель творчества можно определить как стремление к реализации потребности самовыражения и к эстетическому освоению мира. Применительно к каждому отдельному акту творчества цель конкретизируется в замысле автора. Замысел предшествует творческому процессу, но на практике первоначальный замысел в процессе его реализации часто существенно изменяется, корректируется.
Процесс реализации замысла является для художника одновременно и наиболее интересным, и наиболее трудным, мучительным. «Цель творчества – самоотдача», - утверждал Борис Леонидович Пастернак. Человек творческий - это человек, отдающий, дарящий себя другим.
Потребность в самовыражении свойственна каждому. Способ самовыражения обуславливается уровнем общекультурного развития, характером способностей и склонностей творческого человека, развитием его эмоционального и интеллектуального фона.
Для автора, творческой личности творчество - это средство самовыражения, самореализации, общения, нравственного удовлетворения, самоутверждения.
С точки зрения рассмотрения творчества как человеческой потребности, стоит выделить теорию человеческих потребностей, предложенную в 40-е гг. XX века американским психологом и экономистом Абрахамом Маслоу.
Потребность, по его определению, это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.
На схеме показана пирамида – иерархия человеческих потребностей по теории А.Маслоу. Он утверждал, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.

Таким образом, А.Маслоу выделяет потребность в самовыражении и самоактуализации как наивысшую человеческую потребность.
«Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
Творчество – это один из результатов самоактуализации, причем самый прекрасный и наивысший, по мнению А.Маслоу. Ведь другими результатами могут быть просто человеческие реакции на окружающий мир – самовыражение, причем не всегда приемлемое в обществе, не всегда красивое или воспитанное поведение.
«Совершенных людей нет! Есть люди, которых можно назвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы, пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Таких людей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существования вселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный к саморазвитию. Но даже эти люди несовершенны…»
    Творчество как вид деятельности.
При рассмотрении творчества как вида деятельности, необходимо обратиться к различным аспектам данного вопроса.
С точки зрения психологии и философии можно утверждать, что творчество – это не сама деятельность, а атрибут человеческой деятельности, ее свойство, которое лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Таким образом, «творческий подход» может быть свойственен и применен практически к любой деятельности человека: общению, производству, ремеслу, да и, в общем, к его образу жизни. При этом человек продолжает выступать автором, творцом уникальных событий или вещей. Применение такого «творческого подхода» всецело зависит от человека, от его воли и желания сделать что-то неповторимое и новое.
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.
Так через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Ведь предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.
Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, то есть творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной) .
Культура дает возможность творчеству превратиться из свойства деятельности в саму деятельность – искусство. Из творчества как деятельности, как способа самореализации человека и народов, из новых неповторимых открытий, давших миру красоту и удобство жизни, рождается традиция.

Заключение.

Творчество сильнейшим образом влияет на нашу жизнь, на ее изменения и на дальнейшее развитие. Творчество – это и есть сама жизнь, активная, прекрасная. Без творчества жизнь перестает быть полноценной, превращается в подчинение сложившимся обстоятельствам, человек теряется как личность, он не способен самореализоваться. Каждому человеку в жизни необходимо творчество, будь то «творческий подход» в его занятии или творчество как искусство.

Список литературы.

    Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.
    и т.д.................

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Что такое творческая личность?

Творческая личность – это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3.

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.
  • Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 70.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 82.
  • Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности: практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).


В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общение предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию. Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Существуют разные виды творчества:

Производственно-техническое

Изобретательское

Политическое

Организаторское

Философское

Художественное

Мифологическое

Религиозное

Музыкальное

Повседневно-бытовое и т.п.

Шахматное

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки - теория творчества (эврилогия, креатология). Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением.

1. Понятие творчества

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество». Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (Божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств. Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их преодоление - в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.

Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки «тайны» творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития