МБДОУ детский сад комбинированного вида №29 Составила и провела Чуйкина Т.М. февраль 2016 г. г. Сергиев Посад

Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

1) Обучающая:

  • упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки, розана бутона, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

2) Развивающая:

  • учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • развивать творческие способности.

3) Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Материал для занятия:

  • деревянные кухонные доски и лопаточки
  • образцы узоров
  • гуашь
  • мягкие кисточки (№2 и №4)
  • палитры, салфетки, подставки, непроливайки
  • экран для демонстрации слайдов
  • образцы поэтапного рисования бутона, ромашки, розана, листьев.

Предварительная работа: знакомство с историей городецкой росписи; прорисовка элементов росписи; беседа о русском быте и традициях.

Ход занятия

(1) Организационный момент.

Воспитатель: - Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего дет-ского сада. Давайте их поприветствуем.

Приветствие произносят все хором:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

(2) Игровое упражнение. «Нарисуем картину»

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? (ответы детей)

А сейчас закрасьте все белок краской. Что скажете теперь?

После этого возьмите яркие краски и раскрасьте все вокруг этими красками. Что можете сказать?

(3) Приглашение в путешествие.

Да, согласна с вами: мир ярких красок куда интересней черно-белых. И сегодня я хочу пригласить вас в одно прекрасное место, где вокруг все яркое, красивое, разноцветное.

Отгадайте куда мы отправимся:
- Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится по всей России

Своей росписью, творец!

Вы правы, мы отправляемся в гости к городецким мастерам.

(4) Беседа о городецких мастерах с демонстрацией слайдов.

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне с окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома. Для украшений использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани, детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелеными листиками.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете найти отгадки на этих ярких образцах.

а) Он не броский, круглый он –
нераскрывшийся … (бутон) .
б) Ей в жару не будет жарко.
Она в воде, она… (купавка) .

в) Словно чудо тут и там
Распускается… (розан) .
г) Она круглая, как чашка,
И зовут ее… (ромашка) .

(5) Игровой прием.

Воспитатель: - Ребята! По электронной почте нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку.

Ох! Ох! Ох! Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то горько плачет.
От досады и стыда.
Но отлично все кончается,
Все на место возвращается,

Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить!

(ответы детей)

Воспитатель:

А вот и сама Федора! (слайд)

«Дорогие ребята! Я действительно стала хорошей хозяйкой. И мне на моей кухне хочется иметь красивые дощечки. Вы мне можете помочь?»

Воспитатель:

Согласны ли вы сделать приятный подарок Федоре?

(6) Этапы рисования элементов росписи.

Воспитатель: - Тогда нам необходимо вспомнить все этапы рисования элементов росписи.

  1. этап «Подмалевка» : круговыми движениями толстой кисти наносим светлое цветовое пятно розового или голубого цвета.
  2. этап «Теневка» : здесь используем более темные краски красных и синих оттенков: вверху рисуем маленький круг, от него идет скобка, которую начинаем рисовать концом кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.
  3. этап «Оживка» : она выполняется белой краской тонкой кистью.

Аналогично изображается ромашка, розан, только маленький кружоксерединка рисуется в центре светлого пятна.

(7) Физминутка.

Воспитатель: А теперь давайте расскажем всем, что мы будем рисо-вать.

Мы пойдем по лугам
С яркими цветами.
Дети идут по кругу, взявшись за ру-ки.
Сказочные те цветы

Нарисуем сами.
Руки вверху, наклоны вправо-влево.
Здесь ромашки и бутоны
Словно капельки росы,

Указательными пальцами обеих рук в воздухе изображают капельки.

Расцветают здесь розаны
Удивительной красы
Круговые движения руками перед собой
Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!
Руки в замок, перед собой, прямой галоп.
Птицы яркие летают
Руки в стороны, бег врассыпную

И купавки расцветают.

Присесть, встать медленно, изобра-жая руками распустившийся цветок.

(8) Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую. Вспомните пословицы (И/у «Доскажи пословицу» ) :

- «Сделаешь наспех - … « (сделаешь насмех) » »

- «Есть терпение - … « (будет и умение!) » »

(9) Анализ детских работ.

(Дети выбирают понравившиеся работы, мотивиря свой выбор) .

Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!

Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это все для Городца

Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.

Воспитатель: - Я думаю Федоре трудно будет выбрать лучшие дощечки, т.к. они очень красивые.

(10) Подведение итогов.

Воспитатель:

О какой росписи мы сегодня говорили?

Чем она вам нравится?

Подумайте, как мы можем отправить подарки Федоре?

Наталья Шавыкина
Декоративное рисование «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе

Цель :

Продолжать знакомство с Городецкой росписью , ее колоритом, особенностями.

Учить выделять основные элементы узора.

Задачи :

Обучающая : упражнять в рисовании Городецких цветов – розы , ромашки и бутона, соблюдая последовательность этапов изображения; в нанесении оживки с помощью кончика кисточки.

Развивающая : Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка) . Развивать творческие способности.

Воспитывающая : развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Материал для занятия :

Панно и картинки с изображением городецкой росписи , Заготовки из альбомных листов (силуэты разделочных досок, три образца досок поэтапного изображения основных городецких узоров , гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предшествующая работа : знакомство с элементами росписи ; роспись элементов на полоске бумаги; знакомство с историей Городецкой росписи .

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети : страх,тоску,грусть…

Воспитатель : А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым) . А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет) . А какой вы видите мир?

Дети : цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель : Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети : в музее.

Воспитатель : Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано : «Детям группы Ромашка » от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе . Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку» . -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети : разделочная доска.

Воспитатель :- а вы догадались какая это роспись ?

Дети : Городецкая роспись .

Воспитатель : По каким элементам вы догадались?

Дети : по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи . Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей - застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец » .

Есть на Волге город древний ,

По названью – Городец .

Славится по всей России

Своей росписью , творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит ,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон) .

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка) .

Словно чудо тут и там распускается … (розан) .

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка) . Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель : -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца , а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны .

Воспитатель : Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап : подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны) .

2 этап : тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап : оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа) .

Воспитатель : Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети : ромашка, бутон, городецкая роза .

Воспитатель : правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции .

Публикации по теме:

Недавно мы с детьми побеседовали о том, в каких изделиях народного и современного искусства встречаются завитки. Вспомнили различные элементы.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование. Снежинка» Изобразительная деятельность. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Декоративное рисование. Снежинка». Виды детской деятельности:.

Конспект НДО по художественному развитию «Городецкая роспись» Цель: продолжить знакомство детей с городецкой росписью Задачи: ХЭР. Знакомство с цветовым решением рисунка городецкой росписи, с цветковыми.

Тема: «Городецкая роспись»Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование) Продолжительность – 25 минут. Цель: познакомить детей.

Как нарисовать городецкий узор на тарелочке поэтапно для детей от 7 лет

Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №94" Дзержинск, Нижегородской области.
Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше - самостоятельно.
Назначение: панно-тарелочка может послужить подарком родственникам, друзьям а также украсить интерьер на кухне.
Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народными промыслами;
- учить составлять узор из элементов городецкой росписи;
- совершенствовать навыки рисования тонкой кистью;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю на минутку вспомнить историю городецкой росписи, почувствовать её солнечную, добрую атмосферу.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ города Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.


Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.


Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.



Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.


Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.
Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.



У нижегородских школьников стало традицией посещать Городец с экскурсиями.


Там они узнают много интересного из истории Нижегородского края. Окунаются в атмосферу быта своих предков. Могут всё потрогать своими руками.



И, конечно, участвуют в мастер-классах местных мастеров.




Дети остаются в восторге от таких поездок.


А теперь позвольте представить мой мастер-класс по рисованию городецкой росписи.
Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.


Покрываем тарелочку грунтом (акриловый сохнет быстро).


Изобразим в центре тарелочки один из элементов - ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.



Этап "подмалёвка".Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).


Смешиваем рубиновую и белую гуашь, получаем розовый цвет. Делаем розовый фон.


Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).


Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг центра.


Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие - снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).


Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.


Рисуем зелёные листочки.


Делаем прожилки на листиках (кисть №1) - вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.


Прожилки на зелёных листьях делают иначе.


Этап "оживка". Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные - с одной стороны - усиками.


Наша тарелочка готова.


В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.


Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.

Материал.

Образцы предметов с разной композицией узоров; книга – альбом «Городецкая роспись»; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварельные краски, кисти № 2, №6, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия.

Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась

Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?

Дети: Конь, птица, петух.

Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети: оживки.

Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то, как

по – разному, можно расположить гирлянды.

Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?

Дети: розовый с красным, голубой с синим.

Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты коней, всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают изображение как бы объемным. Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья. Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, украшают быт.

А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети: Белый и черный.

Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

Показ:

Оживку рисуем кончиком кисти.

А дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.

А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою гирлянду.

Звучит спокойная русская народная музыка.

Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети выставляют свои работы. Рассматривают.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас.