Кто из нас не мечтает окружить себя предметами из ценных пород дерева? Например, поставить в кабинете ореховый стол. Или каждый день любоваться спальным гарнитуром из красного дерева. Увы, позволить себе подобные радости могут далеко не все - слишком уж дорогое удовольствие. Как быть остальным? Выход есть: под ценные породы дерева можно замаскировать самую обычную ель или березу. Рассказываем, как это сделать.

Инструменты и материалы:

  • дерево
  • необходимые растворы (в зависимости от типа древесины, описаны ниже)
  • марля для тампона, пульверизатор
  • шкурка

Процесс:

1. Прежде всего определяем, под что именно возможно отделать ваше изделие.

  • под красное дерево хорошо поддаются имитации ольха, вяз, ясень, бук, кедр, береза, вишня и груша
  • в черное дерево можно превратить березу, дуб, клен, граб, яблоню, сливу и вишню
  • под орех легко маскируются ольха, береза, липа и бук

2. Выбираем специальные растворы, с помощью которого будем пропитывать древесину. Для каждого вида дерева - свои составы.

  • «под орех»: двухромовокислый калий (концентрация 1:25) и марганцовокислый калий (концентрация 2:25)
  • «под черное дерево»: хлористый анилин (концентрация 1:50), хлористая медь (концентрация 2:50) и двухромовокислый калий (концентрация 3:25)
  • «под красное дерево»: медный купорос (концентрация 1:10-50) и желтая кровяная соль (концентрация 2:100)

Краска закрепится лучше, если добавить в раствор немного (до 3%) столярного клея.

3. Подготавливаем поверхность к покраске. Тщательно отшлифовываем поверхность древесины. На ней не должно быть следов старой краски, грязных и жирных пятен, клея или лака. Хвойную породу обязательно очистите от потеков смолы, а затем промойте 10-процентным раствором едкого натрия, бензином, скипидаром, спиртом или 10-процентным раствором поваренной соли.

4. Начинаем обработку. Наносить составы нужно в строгой последовательности:

  • «под орех»: сначала наносим первый раствор, а после 10 минут - второй
  • «под черное дерево»: сначала наносим смесь первых двух растворов, а через 10 минут - третий
  • «под красное дерево»: наносим первый раствор, а после его высыхания - второй

Прежде чем обрабатывать весь предмет, попробуйте сначала на небольшом кусочке древесины. Пропитывать древесину составами можно тампоном из сложенной в несколько слоев марли. Если есть такая возможность, можете погрузить дерево в раствор. Или опрыскать его из пульверизатора.

Если через 15-20 минут у вас не получился желаемый цвет, обработку можно повторить. Однако помните, что чересчур увлажненная древесина может легко потрескаться.

5. Дайте изделию высохнуть и наслаждайтесь красотой!

Травление древесины

Протравы — красители для глубокого тонирования. Протравное крашение древесины не даёт вуали, текстура древесины проявляется. Толщина окраски получается глубокой и равномерной, сама окраска прочная, водо- и светостойкая.

Лучше всего поддаются протравливанию изделия из древесины лиственных пород. Протравливание хвойных пород обычно даёт неудовлетворительные результаты.
Два способа глубокого тонирования:
1. Ручное крашение при помощи тампона, изготовленного из полотняной ткани, не оставляющей на поверхности древесины волокон.
2. Окрашивание посредством вымачивания в протраве. Время выдержки древесины в протраве определить сложно, т.к. всё зависит от породы древесины и её свойств, например толщины и влажности. Основной принцип — держать изделие в протраве нужно столько, чтобы краска хорошо его пропитала.

Протравы, являясь некоторыми неорганическими солями и основаниями, окрашивают древесину в результате реакции с дубильными веществами, в результате чего образуются цветные соединения. При окрашивании разных пород древесины можно получить разные цвета. Часто древесину специально насыщают танином, чтобы получить необходимый эффект. Лучше всего воспринимает окраску таниносодержащая древесина (бук , дуб , каштаны ), хуже — древесина липы , берёзы , где танина значительно меньше. Также для предварительной обработки древесины с малым содержанием дубильных веществ используют экстракт дубовый дубильный, резорцин, пирогаллол, пирокатехин.
Насыщение танином древесины осуществляют в эмалированной посуде. Её помещают в посуду вместе с толчеными дубовыми галлами (чернильными орешками) в соотношении 3:1 по массе, заливают водой и кипятят в течение 10 минут. Если используется кора молодого дуба , то её предварительно проваривают несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и только после этого опускают в него древесину. Через несколько часов изделие, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор красителя.
Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, можно капнуть на неё 5%-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания не изменит цвет, при наличии дубильных веществ на поверхности останется черное или серое пятно. [ , ]

Недостаток использования протрав для тонирования — ограниченное количество получаемых цветовых тонов, а также, как уже отмечалось выше, зависимость цветового тона от колебаний химического состава древесины (содержания дубильных веществ). Поэтому результаты, полученные на одном изделии, могут оказаться невоспроизводимыми на другом.

Протравы: железный и медный купоросы , марганцовокислый калий, натриевый и калиевый хромпики, хлорная и сернокислая медь , хлорное и сернокислое железо, сернокислый марганец, хлористый кальций, цинковый купорос, квасцы, аммиак и др.

Реактив растворяют в воде (t=20° C ) и в течении часа отстаивают раствор. Затем сливают. Перед травлением изделия очищают при помощи шкурки от возможных пятен, затем опускают в раствор.

Если используется несколько протрав, то следующую наносить нужно только после полного высыхания древесины. При окраске поверхности, уже обработанной другим составом, протраву необходимо делать гуще.

Действие различных протрав на разные породы древесины.


Медный
купорос,
1%

Железный
купорос,
4-5%

Железный
купорос,
1%

Цинковый
купорос,
2,5%

Калиевый
хромпик ,
3%

Калиевый
хромпик ,
5%

Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый Оливково-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый Оливково-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый Оливковый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый

Сернокислый
марганец,
2,5%

Хлористый
кальций,
1%

Английская
соль,
2%

Хлорное
железо,
1%

Хлорная
медь,
1%
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Марганцовокислый калий применяют, в основном, для усиления естественного коричневого или бурого цвета древесины. В качестве красителя его лучше использовать в сочетании с сернокислой магнезией в равных пропорциях. Разбавляют эту смесь в горячей воде.
Замоченная в растворе марганцовки светлая древесина сначала окрасится в вишнёвый, а затем в коричневый цвет. Но необходимо учитывать, что под воздействием солнечного света окрашенное изделие светлеет.
Кроме того, марганцовку можно использовать при подделке берёзы под орех . Для этого готовят раствор, состоящий из 30 г английской соли, 30 г марганцовкокислого калия и 1 литра воды. Сперва необходимо красить сплошь, а затем тонкой кистью навести прожилки и полоски. Перед глазами необходимо иметь натуральный образец.
Если после обработки железным купоросом серую древесину обработать 1 %-ным раствором марганцовки, она приобретёт тёмно-коричневый цвет.

Хлористый калий придаст светлой древесине желтый цвет (10 г на 1 л воды при 100° C).

Вымачивая строганый шпон в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок), можно достигнуть серого, голубого и черного цветов. Выдерживать в настое шпон необходимо 5-6 дней.

Древесину можно протравить в синий цвет, вымачивая в следующей смеси: в разбавленную водой азотную кислоту засыпают медные опилки. При нагреве этой смеси до кипения опилки растворяются. Остывший состав разводят водой в соотношении 1: 1. Древесину после вымачивания в растворе следует нейтрализовать раствором питьевой соды.

Серебристую или серую окраску древесины можно получить следующим способом. Железные опилки заливают дождевой водой и помещают в раствор строганый шпон так, чтобы листы не касались ни дна, ни стенок посуды. Разумеется, лучше всего такие оттенки получаются на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется при вымачивании берёзы (шпона) в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды) в течение 1-3 суток. После выдержки в растворе шпон промывают проточной водой. Насыщенность тона контролируют визуально. Морёный орех в таком растворе приобретает дымчатый, сероватый оттенок, а бук — коричневый.

Дуб : углекислый калий, применяемый в фотографии, кипятят в мягкой воде в течение часа (1 кг углекислого калия на 2 литра воды). Затем жидкость слегка остужают и процеживают через несколько слоёв марли или через ткань. Полученную кашицу затем сушат. Когда она застынет, её необходимо размолоть в порошок. непосредственно перед применением порошок растворяют в воде из расчёта 1: 15 (1: 20).
Иссиня-черный цвет морёного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки в уксусе. Вымачивают шпон в этом растворе в течение суток. Перед высыханием нейтрализуют раствором питьевой соды.

Комбинируя искусственные и естественные красители можно также добиваться различных оттенков. Так, если изделие из светлых пород древесины в результате травления в железном купоросе приобрело оливково-зелёный цвет, то его можно сделать тёмно-серым с зеленоватым оттенком, подержав в настое отвара листьев и плодов берёзы , или желто-зелёным — в настое корня ревеня .
Протравленную в висмутовой соли древесину можно выдержать в настое из опилок и коры дикой груши , тогда она приобретёт приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст тёмно-синюю окраску, а кора ольхи — тёмно-красную.
Если древесину выдержать сначала в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей кортофеля, то она окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев — в тёмно-зелёный.

Для окрашивания древесины "под темный дуб" нужны 50 частей кассельской бурой краски, 5 частей поташа и 100 частей дистиллированной воды. Этот состав кипятят в течение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа, затем выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Одну часть порошка разводят в 20 частях воды и кипятят несколько минут. Этим раствором покрывают древесину.

Для имитации "под орех" нужен следующий состав (в частях по массе): 3 части глауберовой соли, 3 части марганцовокислого калия и 100 частей горячей (60-80°) воды. Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично в виде жилок. Можно покрыть некоторые участки, черной протравой: 2,5-3 части нигрозина, растворенные в 100 частях горячей (60-80°) воды.

Для имитации березы и клена "под орех" применяют следующий состав: 30 г английской соли + 30 г марганцовокислого калия +1 л воды - покрывать, как и предыдущим составом.

Для имитации "под красное дерево" применяют растворы следующего состава (в частях по массе): а) 3 части анилиновой вишневой краски, растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает вишнево-красную окраску; б) 2,5-3 части анилиновой краски "Понсо", растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает темно-красную окраску.

Имитация березы и бука "под красное дерево” производится с помощью обработки поверхности древесины двумя растворами с интервалом в 10 минут: а) 50 г медного купороса + 1л воды; б) 100 г желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) + 1 л воды.

Имитация древесины сосны, ели, березы и бука под ценные породы древесины (окрашивание в коричневый цвет) производится следующим составом в частях по массе: 3 части кислотного хромкоричневого красителя + 3 части уксусной эссенции +10 частей алюминиевых квасцов + 1 л воды.

Имитация древесины "под старый дуб" производится раствором следующих составляющих: 16 г поташа + 20 г сухой анилиновой коричневой краски + 20 г сухой синей краски + 0,5 л горячей (60-80°) воды + 1 чайная ложка бытового пищевого 9% уксуса и покрывается в горячем состоянии с помощью кисти.

При поверхностном крашении глубина пропитки составляет до 2 мм, горизонтальные поверхности окрашивают вдоль волокон, на вертикальные поверхности краситель наносят сверху вниз. Температура раствора должна быть 40-50°. Наносить раствор нужно несколько раз до получения требуемого цвета. Разрыв по времени между каждым нанесением краски не должен превышать 5 минут. Излишки краски снимают сухой ветошью.

После полного высыхания красителя (2 ч при температуре 18-20°) поверхность древесины протирают вдоль волокна пучком конского волоса или шлифуют шкур­кой. Расход красителя составляет 2-4 г/м кв. поверхности древесины.

Окраска дуба и дубового шпона "под седой дуб" производится в несколько приемов: а) поверхность покрывается черным спиртовым лаком; б) после высыхания на нее насыпается сухой алюминиевый порошок и тампоном втирается в поры дуба; в) просушенная окрашенная поверхность протирается комком конского волоса или древесной стружкой вдоль волокон; г) покрывается бес­цветным спиртовым или масляным лаком.

Протравное (глубокое) крашение осуществляется в два приема: сначала древесину обрабатывают раствором протравы, а затем красят. Протравами служат следующие соли металлов: медный купорос, железный купорос, двухромовокислый калий (хромпик) и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, в который ее нужно окрасить. Растворы готовят путем растворения солей в горячей воде, отфильтровывания и охлаждения.

Окрашивание древесины в домашних условиях можно осуществить по следующим рецептам:

Вишневого, а затем коричневого цвета древесины можно достичь, подвергнув древесину воздействию раствора марганцовки (перманганата калия).

Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретает в растворе хлористого калия, приготовленного из расчета 10 г на 1 л воды при кипении.

Серо-голубого и черного цветов достигают вымачиванием строганного шпона в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок) в течение 4-5 дней.

Иссиня черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки и уксуса.

Цвет "воронова крыла“ у дуба и серый для других пород можно получить с помощью следующего состава: в водный раствор азотной кислоты (соотношения 1:1) добавляют 1/6 часть (по массе) железных опилок или стружек. После растворения опилок добавляют в раствор воды в соотношении 1: и ставят раствор на двое суток в теплое место. После отстаивания сливают в стеклянную посуду с притертой пробкой только светлую часть раствора, которая и является красящим составом.

Черный тон древесины можно получить в растворе уксусной кислоты с добавкой в нее ржавчины (окисла железа). В таком растворе шпон вымачивается в течение суток. Перед высыханием листы шпона для нейтрализации кислой среды погружают в раствор питьевой соды.

Серебристую или серую окраску строганного шпона можно получить путем помещения шпона в раствор, полученный из железных опилок, залитых дождевой водой, причем шпон размещают в растворе так, чтобы листы не касались ни стенок, ни дна посуды.

Голубовато-зеленый отлив достигается путем вымачивания шпона из обыкновенной березы в растворе сернокислого железа (из расчета 50 г на 1л воды) в течение 1-2 суток. После выдержки в растворе листы шпона промывают проточной водой. Насыщенность тона в этом случае контролируют визуально. Мореный орех в таком растворе приобретает дымчато-серый цвет, а бук - коричневый.

Красивый коричневый цвет древесине придают пары аммиака, для чего окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду. Ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, после чего посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс "морения" заканчивается. При этом способе окраски детали не коробятся и ворс не поднимается.

Красновато-желтый цвет шпону ели и ясеня придает выдержка в растворе азотной кислоты в воде в соотношении 1:1. После высыхания поверхность шпона шлифуется мелкозернистой шкуркой и обрабатывается пучком конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой стружкой.

Неожиданные оттенки цвета получаются при вымачивании строганного шпона в кофейном отваре с добавлением питьевой соды после предварительного протравливания в горячем растворе квасцов.

Приведенные ниже природные (растительные) красители с добавкой некоторых химических ингредиентов, с помощью которых древесина может быть окрашена в нужные, нам цвета, не хуже промышленных красителей, а главное они светоустойчивы и не разлагаются, а также при их применении исключается образование пятнистости.

Ожидаемый цвет:

Вид красителя: .

Красно-коричневый

Отвар шелухи лука

Коричневый

Кора яблони, оболочка грецкого ореха

Кора ольхи или вербы

Оранжевый

Отвар молодых побегов тополя (150 г веток на 1л воды)

Зеленоватый

Побеги тополя + отвар дубовой коры

Волчьи ягоды + кислота

Коричневый

Волчьи ягоды + купорос

Волчьи ягоды + питьевая сода

Волчьи ягоды + глауберова соль

Волчьи ягоды + поташ

Интенсивность цвета окраски древесины растворами природных красителей усиливается при добавлении в раствор 2% алюминиевых квасцов.

Крашение древесины и деревянных изделий.

Эту операцию выполняют при прозрачной отделке для усиления естественной окраски древесины, придания ей необходимого или более глубокого цвета, для устранения дефектов и синевы, пятен, полос и т. д.

Крашение осуществляют одним из трех способов: прямым поверхностным,
протравным или проявляемым.
Древесина хорошо окрашивается всеми красителями, применяющимися
для хлопчатобумажных тканей, а также природными (в виде отваров из растений,
коры деревьев, древесных опилок и т. д.), которые можно приготовить
самостоятельно в домашних условиях.

Техника прямого поверхностного крашения проста.
Сначала готовят состав: в воду, подогретую до 70*С, всыпают компоненты и перемешивают их до полного растворения; дают раствору отстояться в течение 3 суток
и сливают в рабочую посуду.
Поверхность древесины два-три раза смачивают влажной губкой и прошкуривают (тонкой или уже использованной шкуркой) легкими движениями руки,
снимая поднявшийся ворс.
Затем кистью или губкой в несколько приемов, до получения желаемого цвета,
наносят красящий состав.
Окрашенный материал или изделие сушат при комнатной температуре 1,5 - 2 часа,
после чего протирают жесткой тканью, приглаживая ворс,
листы шпона кладут под пресс.
Если требуется тонирование, т. е. чтобы на прежнем одноцветном кусочке дерева, скажем, темные тона плавно и почти незаметно переходили в светлые,

готовят три-четыре раствора красителя разной концентрации.
Например, смешивают компонент и воду в соотношении
1:1; 2:1; 3:1 (по массе).

Изделие покрывают сначала раствором самой слабой концентрации полностью, затем раствором средней концентрации - на 2/3 и завершают тонирование самым густым раствором - на 1/3.

При сгущении красителя в каком-то одном месте следует темное пятно осторожно
размыть водой или потереть ластиком.

Для прямого поверхностного крашения и тонирования древесины применяют чаще

всего естественные красители - бейцы и морилки,
продающиеся в хозяйственных магазинах.
Бейц - порошок, морилка - водный или спиртовой раствор красителя,
готовый к применению.
Красящими веществами в них являются гуминовые кислоты (содержатся в почвах, торфяниках, бурых углях), окрашивающие древесину на глубину 1- 2 мм.

По цвету, морилки бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные.
При добавлении в морилку отвара из шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий красивый оттенок.
А капля черной туши позволит углубить цвет морилки.
Из синтетических красителей для древесины применяют главным образом кислотные, нигрозины и протравные.
Кислотные красители представляют собой натриевые, калиевые или кальциевые
соли органических кислот.
Они окрашивают древесину в яркие чистые тона:
в светло-коричневые - красители N5, 6, 7, 16, 16В, 163, 17;
в темно-коричневые - N 8Н, 12, 13.

Нигрозины могут быть водо- и спирторастворимыми.
Так, водорастворимый 0,5%-ный нигрозин окрашивает древесину в синевато-серый цвет, а 5%-ный - в черный.

Распространены также и смесовые красители.
Например: красновато-коричневые - NQ 3, 3В, 4;
красно-коричневые - NQ 33, 34.
Коричневый цвет приобретет древесина березы, бука, сосны, ели, лиственницы при прямом поверхностном окрашивании раствором
уксуса (15 г на 1 л воды) или квасцов алюминиевых (55 г на 1 л воды).

Под орех можно окрасить раствором марганцовки (30 г на 1 л воды) березу, клен,
сосну, ель, лиственницу.
Имитацию красного дерева даст анилиновая вишневая краска, темно-красного - анилиновая краска «Понco» (20 - 25 г на 1 л воды).
В черный цвет окрасит березу, тополь, сосну, ель сульфат натрия (глауберова соль).
Серый цвет придаст березовому шпону 0,1%%ный раствор нигрозина.
Наиболее интенсивно окрашивается древесина тогда, когда красящие вещества вступают во взаимодействие с дубильными веществами (в частности, с танином), содержащимися в древесине.
Такие красящие вещества называются протравами.

В процессе окраски ими массив древесины прокрашивается на значительную глубину,
а шпон - насквозь.
Лучше всего окраску воспринимает таниносодержащая древесина - бук, дуб, орех, каштан, хуже - древесина липы, березы, где танина
значительно меньше.
Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, нужно капнуть на нее
5%-ным раствором железного купороса.
Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания капли не изменит цвет,
при их наличии - на поверхности останется черное
или серое пятно.
Насыщение древесины (березы, липы, ольхи, тополя, сосны и др.) танином осуществляют следующим образом.
В эмалированную посуду помещают массив древесины (шпон) и толченые дубовые
галлы в соотношении 3:1 (по массе), наливают воду и кипятят в течение 10 мин.
Затем древесину сушат и смачивают протравой; через несколько часов споласкивают в чистой проточной воде и помещают в раствор красителя.
Вместо галлов можно взять кору ивы или молодого дуба, но ее надо предварительно проварить несколько минут на среднем огне, раствор остудить и только после этого опускать в него древесину.

Можно также обработать древесину перед травлением 0,2-0,5%-ным раствором пирогалловой кислоты.
Протравы готовят, растворяя химические вещества в воде,
нагретой до 70*С.
В этот раствор окунают при окрашивании древесину или шпон.
Поверхности значительных размеров окрашивают кистью.
Протравное крашение не дает вуали, толщина окраски получается равномерной.
Для окрашивания древесины разных пород рекомендуются следующие протравы:

для дуба - хромпик 1-4%-ный (коричневый);


медный купорос 2-4%-ный (под орех);


железный купорос 0,5-2%-ный (черный);


для бука - железный купорос 2 -4%-ный (коричневый);


хромпик 2-3%-ный (зеленовато-желтый);


для березы - хромпик 2-4%-ный (коричневый);


железный купорос 4%-ный (коричнево-желтый);


для сосны - хромпик 1 - 4%-ный (коричневый);


медный купорос 1,5-5%-ный (под красное дерево);


для лиственницы - хромпик 2 -4%-ный (коричневый);


железный купорос 2-4%-ный (коричнево-серый).

Березовый шпон при длительной выдержке в 5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый цвет, а после травления З,5%-ной марганцовкой -
золотисто-коричневый.
Древесина березы в З,5%-ном растворе желтой кровяной соли (железистосинеродистый калий) окрасится в красно-коричневый цвет.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется на березовом шпоне после выдержки его около 3 суток в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды).
Мореный орех в таком же растворе станет дымчато-серым,
бук - коричневым.
В желтый цвет окрасится шпон из светлой древесины, обработанный раствором хлористого калия (10 г на 1 л воды температурой 100 ОС).
Шпон, выдержанный около 6 дней в настое дубовых и железных опилок,
приобретает серый, голубой или черный цвет.
При вымачивании дубового шпона в растворе уксуса и железной стружки получают иссиня-черный цвет мореного дуба.
Быстро придать древесине черный тон можно, поместив ее на сутки в раствор
уксусной кислоты с ржавчиной.
Перед сушкой древесину обрабатывают (нейтрализуют) раствором пищевой соды.
Краситель синего цвета создают, разбавив азотную кислоту водой и
всыпав туда медные опилки.
Смесь нагревают до кипения - опилки растворяются.
Остывший состав разводят водой (1:1).
Вымоченную в нем древесину необходимо нейтрализовать раствором пищевой соды.
Шпон из ели и ясеня, опущенный в смесь азотной кислоты (1:1), приобретает
устойчивую красновато-желтую окраску.

Мореный дуб синевато-серого тона получится после травления хлорным
и сернокислым железом, коричневого - хромовокислым и двухромовокислым калием, желто-коричневого - хлорной и сернокислой медью.
Основой многих природных красителей являются растения, кора деревьев,
древесные опилки и др.
Для крашения из них следует приготовлять отвары сильной концентрации.

Чтобы окраска была устойчивой, древесину предварительно
протравливают в солевом растворе.
Таким образом, лучше окрашивать древесину светлых мягких пород.
Отвар из шелухи лука окрасит: светлую древесину в красно-коричневый цвет,

из недоспелых плодов крушины - в желтый, из коры яблони - в коричневый.
Для усиления тона окраски можно добавить в эти отвары квасцы.

Желтый цвет приобретается древесиной под воздействием отвара барбарисового корня.
В процеженный отвар добавляют 2% квасцов и снова нагревают до кипения,
охлаждают и красят.
В черный цвет окрасит древесину отвар из коры ольхи или вербы.
От засушенных цветов череды получается золотисто-желтый тон.

Череду размельчают, вымачивают 6 часов и в этой же воде кипятят
в течение 1 часа.
Смесь сока волчьих ягод с кислотами окрасит древесину в черный цвет,
с купоросом - в коричневый, с пищевой содой - в голубой, с глауберовой солью в алый,
с поташом - в зеленый.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, приобретает оливково-зеленый цвет. Если затем опустить его в отвар листьев березы, он станет темно-серым

с зеленоватым оттенком.

Отвар коры ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а отвар коры ольхи - темно-красную.
Если выдержать шпон в растворе солей олова, а затем в отваре из картофельной ботвы, то он окрасится в лимонно-желтый цвет.
При проявляемом окрашивании древесину вначале обрабатывают протравами, а затем - составами для проявления.

Так, светлая древесина (клен, ель, ольха и др.) окрашивается в
светло-серый цвет после травления 5%-ной пирогалловой кислотой
с последующим крашением 4%-ным железным купоросом;
в синий цвет - после травления 0,7 -1%-ным хромпиком;
в коричневый - после травления 2-3%-ным танином и окрашивания
5-10%-ным нашатырным спиртом.
Черный цвет получается, если после танина нанести на древесину
1 - 2%-ный железный купорос.

Ярко-желтой окраски достигают, обработав древесину 1-1,5%-ным уксуснокислым свинцом, а затем 0,551%-ным хромпиком; оранжевой - покрасив после травления
0,5-1%-ным карбонатом калия (поташом).
Алый цвет получится после травления 1 %-ным медным купоросом с последующей обработкой 8 - 10%-ным раствором
железистосинеродистого калия (желтая кровяная соль, продается
в магазине фототоваров).

Кроме поверхностного крашения существует также и глубокое, или пропитка.
Этим способом красят кряжи, заготовки, шпон крупнопористых пород - березы, бука, липы, ольхи.
Применяют смесевые красители и протравы.
Крашение производят в горяченных ваннах.
Сначала древесину помещают в ванну с горячим раствором красителя и выдерживают
до полного прогревания.
Затем материал перекладывают в ванну с холодным красителем;
древесина охлаждается и за счет создавшегося вакуума раствор всасывается внутрь нее.
Влажность древесины перед крашением должна быть не выше 20%, температура горячего красителя - не выше 90 ос, холодного - 30-35 ос.
Продолжительность выдержки 14-48 часов.

Работы по дереву и стеклу Коршевер Наталья Гавриловна

Имитация древесины ценных пород

Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.

Для имитации ценной древесины применяют различные растворы красителей, легко проникающие в древесину. Наиболее известные из них ореховая морилка, бейцы № 10. Для окраски различных древесных пород в разные цвета, а также для имитации под ценные породы дерева можно использовать следующие составы.

Чтобы окрасить древесину сосны, ели, березы и бука в коричневый оттенок, нужно взять 3 г кислотного хромкоричневого красителя, 3 г уксусной эссенции и 10 г алюминиевых квасцов на 1 л воды.

Для окрашивания древесины березы и бука под красное дерево готовят два раствора: 50 г медного купороса на 1 л воды и 100 г желтой кровяной соли на 1 л воды; первоначально поверхность обрабатывают раствором медного купороса, затем выдерживают 10 мин и наносят раствор желтой кровяной соли.

Окрасить древесину березы под орех можно, используя 20 г ореховой морилки и 2 г бейц № 10 на 1 л воды.

Для окрашивания под старый дуб нужно 16 г поташа, 20 г сухой краски анилина коричневого. 20 г сухой синей краски растворяют в 0,5 л воды, смесь кипятят 20–30 мин, после чего добавляют 1 чайную ложку уксуса; поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.

Если окрашивают под седой дуб, то обработанную поверхность древесины дуба покрывают сначала черным спиртовым лаком, а когда лак высохнет, на поверхность насыпают серебряный порошок (алюминиевый порошок). Затем чистым тампоном втирают порошок в поры дуба. Остатки серебряного порошка удаляют с поверхности чистым тампоном примерно через 1 ч.

Порошок, оставшийся в порах дерева, слегка приклеивается лаком, и на дубе появляется седина. Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокон комком конского волоса или древесной стружкой, затем покрывают бесцветным спиртовым или масляным лаком.

Для имитации ценных пород древесины можно использовать следующие промышленные водорастворимые красители для дерева.

Краситель № 1: красновато-коричневый, применяют для окраски бука под красное дерево.

Красители № 5, 6 и 7: светло-коричневые, применяют для окраски бука и ясеня под светлый орех, для окраски ореха, березы и ясеня.

Краситель № 10: желтовато-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Красители № 11, 12, 13, 14: орехово-коричневые, применяют для окраски березы, ясеня и бука под орех среднего и темного тонов.

Краситель № 17: светло-коричневый, применяют для окраски березы и бука под орех среднего тона.

Краситель № 122: оранжево-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Краситель № 124: красный, применяют для окраски березы, дуба и бука под красное дерево.

Водорастворимые красители готовят следующим образом: отвешивают необходимое количество красителя, растворяют его в небольшом объеме горячей воды (не менее 95 °C) и тщательно размешивают. Полученную массу выливают в горячую воду и перемешивают.

Раствор красителя отстаивают в течение 48 ч, затем фильтруют через два слоя марли и наносят на изделие тампоном, кистью или распылением. Раствор красителя может иметь различную концентрацию в зависимости от требуемого тона окраски.

Из книги Работы по дереву и стеклу автора Коршевер Наталья Гавриловна

Строение древесины Сделав только поперечный срез, можно четко рассмотреть строение древесины. Каждый брусок необтесанного дерева имеет кору – это кожа дерева, которая не используется в работе, ее обязательно снимают. Под корой располагается зона роста дерева, которая

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Пороки древесины Внешнего осмотра достаточно для того, чтобы выявить пороки древесины: сучки, косослой, гниль, червоточину. Пороки древесины могут быть различными. Одни из них могут полностью исключить древесину из употребления, другие лишь ограничивают возможности по

Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор Сергеевич

Cушка древесины Различных пороков древесины во время работы можно избежать, так или иначе расположив чертеж на заготовке. Но в любом случае для работы надо брать только хорошо высушенную древесину, иначе есть вероятность, что после долгой и упорной работы весь труд

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Тесание древесины Используется только при обработке кряжей, пластин и четвертей. Основной инструмент работы – топор. Прежде чем приступать к тесанию бревна, его освобождают от коры, укладывают на подмостки и шнуром намечают линии тески. С той стороны бревна, которая

Из книги автора

Пиление древесины Разновидность распиловки, требующей использования специального оборудования деревообрабатывающих предприятий, мы затрагивать не будем.В зависимости от того, насколько толстый выбран массив древесины, используют ту или иную пилу. А от закрепления на

Из книги автора

Строгание древесины Этот прием обработки древесины заключается в выравнивании поверхности после пиления. В зависимости от этапов выполнения строгания используют разные типы рубанков.Приготовленную к отделке деталь укладывают на верстак и закрепляют ее. Начинают с

Из книги автора

Сверление древесины Этот прием используют для проделывания различных отверстий. Отверстия могут быть сквозными и глухими, глубокими и неглубокими, широкими и узкими. Сверлением производят выборку круглых отверстий и гнезд под шипы, шурупы, болты; кроме того,

Из книги автора

Долбление древесины Долбление применяют в том случае, когда необходимо получить сквозные и глухие гнезда для шиповых соединений. Эту работу выполняют долотом и стамесками. Если инструмент хорошо заточен, то сложностей при выполнении, как правило, не возникает.Перед

Из книги автора

Отбеливание древесины Не всегда краска может закрыть неравномерный цвет древесины. Разноцветные пятна может иметь даже здоровая древесина – это признак неравномерного распределения природного пигмента. А что говорить о древесине, которая хранилась годами и потемнела

Из книги автора

Имитация древесины ценных пород Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.Для

Из книги автора

Имитация жизни Совершенные шагающие роботы имитируют движения насекомых, ракообразных, и иногда – человека. Конструкции двуногих роботов редки, поскольку требуют для осуществления сложных инженерных решений. Я планирую рассмотреть проект двуногого робота в моей

Из книги автора

1. Виды древесных пород и части дерева Растущие деревья имеют следующие составные части: корни, ствол, ветви, листья. Корневая система деревьев выполняет функции поставщика влаги и питательных веществ из почвы по стволу и ветвям к листьям. Кроме того, корни удерживают

Из книги автора

3. Микроскопическое строение древесины хвойных и лиственных пород Древесина хвойных пород имеет определенную микроструктуру, которую можно установить, применяя микроскопы, а также химические и физические методы исследования Древесина хвойных пород отличается от

Из книги автора

1. Определитель древесных пород На основании «Справочника по древесине» А. М. Боровикова и Б. Н. Уголева составлен определитель пород.1. Группы древесных пород:1) годичные слои хорошо заметны на всех разрезах древесины. Сердцевинные лучи не видны. Сосудов нет. Древесина

Из книги автора

3. Плотность древесины. Тепловые свойства древесины Плотность древесины – это масса единицы объема материала, выражающаяся в г/см 3 или кг/м 3. Существует несколько показателей плотности древесины, которые зависят от влажности. Плотность древесного вещества – это масса

Из книги автора

Вопрос 3. Защита программ и ценных баз данных от несанкционированного копирования и распространения По оценкам экспертов в первом десятилетии XXI века только в США общая стоимость нелегально тиражируемых программных средств ежегодно составляла около 3 миллиардов