4 . Волевой акт и его структура

Волевая действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простому волевому акте побуждение к действию направлено более или менее осознанную цель,способен прямо переходить в действие. Простой волевой акт есть два фазы:

1)возникновения побуждение и осознание цели;

2)достижения цели.

Сложную волевую действие характеризует опосредствованный сознательный процесс:действия предшествует учета его последствий,осознание мотивов,планирования. Такая действие требует значительного напряжения сил,терпения,настойчивости,умение организовать своем выполнения действия.

В сложной волевому действия ученые(Г. С. Костюк,А. В. Петровский,В. В. Скрипченко)выделяют четыре фазы:

1)возникновения побуждение и предыдущая постановка цели;

2)стадия обдумывание и борьба мотивов;

3)принятия решений;

4)выполнения.

1 . Первая,начальная фаза волевого акта сводится к постановке цели.

Необходимым предпосылкой постановки цели есть возникновения определенного мотива,побуждение и повьязаного ему стремление. Стремление,переживаемую человеком,может по-различном осознаваться им и по-различном влиять в ее деятельность. В зависимости от характера его осознание стремление может выражаться в форме влечения,желание и влечения.

Процесс постановки цели повьязаний с возникновением осознанного действенного желание или влечения.

Следует отметить,однако,что у сложном волевому акте и возникшее активное желание не всегда сразу же ведет к ответных действий,поступков. Это происходит тогда,когда в своем человека одновременно появляется несколько желаний,побуждений,противоречащих друг другу. Причем противоречивые желание можно как самой цели,и средств его реализации.

2 . В этих случаях происходит выбор цели или выбор средств их достижения,что есть содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств действия возникает потребность в в обсуждении их приемлемости,предусматривающее взвешивания разных доводов за и в отношении выдвинутых целей или средств их достижения,требует оценки противоречивых желаний,анализирование обстоятельств,рассуждения,напряженной работе мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко проявленной борьбой мотивов. Эта борьба отражает присутствие в человека внутренних препятствий,противоречивых побуждений,желаний,стремлений,сталкивающихся,вступают в конфликт между собой. Например,желание гулять с друзьями или остаться помочь матери. . В этом случае,если цель ясная и приемлема,может возникнуть война между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например,как подготовиться к занятия-законспектувати вопрос самостоятельно или списать.

В сложных волевых действиях в борьбу вступают конечно общественно-значимые мотивы с другими противоречивыми им побуждениями. Возможен конфликту и общественными мотивами разной степени значимости,

Волевая регуляция поведения

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непро­извольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникно­вения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых по­буждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный ха­рактер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предва­рительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершае­мые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведе­ния и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появи­лась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществ­ление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объек­тивных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализо­ваны.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий тре­бует волевого усилия - особого состояния нервно-психического на­пряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мораль­ные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в сво­их силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутренне­го мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали ис­следования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Воле­вые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возмож­ностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление при­нятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопро­вождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выс­тупает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующие идеально (в голове человека) содер­жание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать со­держание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значи­мые желания, одновременное удовлетворение которых объективно ис­ключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления до­стичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это соб­ственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отноше­ний между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включаю­щей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответ­ствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в слож­ном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из ре­зультатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следова­ние им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характе­ризуется сладом напряжения, поскольку разрешается внутренний кон­фликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. Пос­ле этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не ме­нее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.Волевой акт и его структура . Звенья волевого акта . Волевое усилие. Принятие решения и его психологическая...

  • Основные подходы к изучению воли

    Реферат >> Психология

    Влияние борьбы мотивов и принятие решения в структуре волевого акта . Эта точка зрения характерна для... роль тех или иных частей волевого акта в его структуре (борьбы мотивов, принятия решения, исполнения...

  • Понятие мировоззрения, его структура , функции и исторические типы

    Реферат >> Философия

    ... его разветвленной структуры через функциональные отличия. Так, выделяются речевые акты ... высшему нравственному закону, в волевом акте человек возвышается над собственными... деятеля-субъекта как автора волевого акта . Безличная иррациональная сила «воли...

  • Понятие воли, структура волевого акта , волевые качества личности менеджера

    Реферат >> Психология

    ... структура волевого акта , волевые качества личности менеджера. Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии, но его ... Волевой акт может иметь разную структуру , в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые ...

  • Воля

    Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

    Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

    Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

    основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

    Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

    Волевой акт и его структура

    Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

    В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

    Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

    В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

    1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

    Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

    Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

    2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

    Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

    Волевые качества личности и их формирование

    Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

    Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

    К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

    Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

    НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

    Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

    Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

    Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

    Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

    У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

    Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

    Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

    Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

    Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

    Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

    Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

    Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

    Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

    ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности. Источник В. а. всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления - как объективным. В ходе В. а. человек возвышается над своими альтернативными, конкурирующими, иногда равновеликими влечениями, осмысливает их, осуществляет их селекцию. Выделяют 3 характерные черты В. а.: усиление побуждения к действию; наличие двух смыслов действия (превращение незначимого или малозначимого действия в сильно значимое; подключение этого действия к смысловой сфере личности); наличие двойной произвольности действия (по способу мотивации и по способу осуществления действия). Признаками В. а. являются сознательное подчинение сильных влечений более важным целям; подавление импульсивно возникающих в данной ситуации иных влечении и желании; отсутствие эмоционального удовольствия в процессе выполнения действия. В. а. - это готовность субъекта к той или иной конкретной деятельности и некий прообраз этой деятельности, в котором в определенной мере уже антиципирована схема предстоящей деятельности. Поэтому наличие продуманного плана действия, приложение усилий для его осуществления, повышенное внимание к действиям по реализации намеченного плана являются другим рядом важных признаков В. а. Он может быть охарактеризован как программа логически обдуманных действий, системы алгоритмов, в которых определено что, как, когда и где необходимо совершить. По своей детерминации во внутреннем плане В. а. есть итог работы ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения и пр. Поэтому воля показывает целостный характер психики, как взаимосвязь всех психических функций. При осуществлении В. а. человек обретает понимание своих способностей, необходимых для реализации намеченного, учитывает свой жизненный опыт. В. а. всегда представляет собой целенаправленное действие человека. При его осуществлении человек контролирует ход деятельности и складывающуюся ситуацию. Поэтому В. а. - это интенциональное действие человека, он осознает сам акт интенции и себя как ее источник. В качестве своей цели В. а. всегда предполагает цель актуальную, т. е. обоснованную и конкретизированную планом деятельности, предусматривающую непосредственное осуществление цели. Цель как абстрактный идеал не может стать предметом В. а. В. а. может быть направлен на отыскание необходимого смысла деятельности, на выполнение деятельности, на научение чему-либо. Поэтому он является эпистемологически значимым условием и предпосылкой познавательных процессов. В частности, В. а. играет важную роль в формировании личного знания, акцентируя внимание на настойчивости в поиске решения, последовательности в реализации свободы мышления. Особое значение В. а. обретает для формирования способности субъекта познания осуществлять рискованные, инновационные когнитивные операции, принимать решение об их допущении и реализовывать его. В. а. активирует образы памяти как репродуктивного механизма воспроизведении духовной реальности, сохраняющейся под порогом сознания; с него часто начинается работа воображения в творческом процессе. В. а. удерживает объект в поле сознания субъекта в течении всего времени, необходимого для выполнения поставленной задачи; поддерживает сконцентрированное на объекте внимание человека. Длительность В. а. различна: от нескольких мгновений до нескольких лет. В. а. завершается только вместе с реализацией цели деятельности. Он может быть направлен как на объект - на внешнее препятствие, так и на субъект - на внутреннее препятствие (на преодолении ряда или одной из своих характерологических особенностей). В. а. может включаться в деятельность на любом этапе ее протекания - от начального до завершающего. С конца 30-х по 80-е гг. 20 в. в западной и отечественной психологии исследования воли практически прекратились, ввиду господства идей «деятельностного редукционизма». С утверждением трактовки человека как активного субъекта в его развитии и поведении проблема воли вновь приобрела актуальное значение. М.А. Кукарцева

    Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

    Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена – постановку цели и исполнение.

    В сложном волевом действии обозначены четыре звена:

    1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

    2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

    3) решение;

    4) исполнение.

    1. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося во влечении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, влечение переходит в желание. Зарождение желания означает, поэтому, возникновение или постановку цели. Желание, однако, еще не включает в себя мысли о средствах и хотя бы мысленном овладении ими.

    Желание переходит в подлинно волевой акт (хотение) когда к значению цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами.

    2. Иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие:

    Появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах;

    Появляется несколько конкурирующих целей; возникает мысль о возможных нежелательных последствиях. Отсюда возникает задержка между побуждением и действием. Вклинивается размышление и борьба мотивов. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов.

    3. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Принять решение – значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Принимаемое решение обычно оформляется в короткой фразе: «Буду делать так».

    4. За решением должно последовать исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. И в этой борьбе с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления, заключается основное.

    Волевой акт совершается при большом или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие возникает в связи с затруднениями.



    Развитие воли.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

    ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.

    10.1. Понятие, сферы проявления и свойства темперамента.

    Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов; остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

    Свойства темперамента есть природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит:

    Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например: скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

    Психический темп и ритм;

    Интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

    Направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например: направленность человека к контактам с новыми людьми или обращенность человека к самому себе).

    Выделяют три сферы проявления темперамента:

    1.Общую активность (интенсивность и объем взаимодействия с окружающим миром);

    2.Особенности моторной сферы (темп, быстрота и общее количество движений);

    3.Свойства эмоциональности (впечатлительность, чувствительность).

    Указанные сферы проявлений темперамента могут стать основой визуальной диагностики темперамента.

    Относительно свойств темперамента существует несколько точек зрения. Рассмотрим их в историко-генетическом плане. Б. М. Теплов предложил трехфакторную модель темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2)выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. Исходя из представлений Б.М.Теплова, В.Д.Небылицин различал два главных компонента в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность. Общая активность обуславливает «внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» (Небылицын, 1976, с.251). Под эмоциональностью В.Д.Небылицын понимал целый комплекс качеств, «описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний» (Небылицын, 1976, с. 251). Он выделял три аспекта эмоциональности: впечатлительность, импульсивность, эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам или ситуациям. Импульсивность обозначает быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения. Эмоциональная лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

    Наиболее известной и приводимой в учебниках по общей психологии является классификация свойств темперамента В.С.Мерлина. По его мнению, структура темперамента представлена следующими свойствами:

    1) сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

    2) реактивность - степень непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово);

    3) активность - степень активности воздействия человека на внешний мир и преодоления препятствий на пути достижения целей;

    4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний случайных событий или от целей, убеждений);

    5) темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций;

    6) пластичность-ригидность - легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения, привычек;

    7) экстраверсия-интроверсия - зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интроверсия);

    8) эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько слабое воздействий необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает (Мерлин В.С.,1986).

    Подход В.М.Русалова к выделению свойств темперамента опирается на достижения современного функционально-системного подхода в нейро- психофизиологии, а также представление о том, что в поведении можно выделить взаимодействие человека с предметным миром и взаимодействие с социальным миром. Предложенная В.М. Русаловым восьмимерная структура темперамента включает следующие свойства: предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, предметный темп, социальный темп, предметная эмоциональность, социальная эмоциональность (В.М. Русалов, 1989, 1990).