Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956].

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Поэтому одно из главных, базовых умений исследователя - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого - hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Интересные наблюдения за гипотетическими построениями новых слов и речевых оборотов содержит книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». С этими гипотетическими трактовками содержания слов, с процессом создания собственных слов постоянно сталкиваются все, кто имеет дело с маленькими детьми.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза - это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Одно из главных очевидных требований к гипотезе - её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые»очень серьёзные» исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличии от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко: как рождаются гипотезы; какими они бывают; как их строить; какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.

Как рождаются гипотезы

Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это - проблема . А откуда берётся проблема? Этот вопрос мы в значительной мере разобрали выше. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться . Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?…

Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы . При каких условиях это применимо?

Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи . Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…

Упражнения на обстоятельства

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
книга;
самовар;
барабан.
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие . Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведём ещё несколько упражнений:

1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие - днём?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолёт оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

2. Задания типа «Найдите возможную причину события » также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

Дети стали больше играть во дворах;
Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.

3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен - Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей , объясняющих, что бы произошло в результате.

4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения . Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Обучение детей умениям задавать вопросы

Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Логическая структура вопроса . В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза - это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Любой вопрос , как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части - базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.

Какими могут быть вопросы

Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?

2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы) . Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания . Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.

На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.

Вопросы могут быть корректными и некорректными . Первые - это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.

Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён . Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.

Другое задание - «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995].

Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.

Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!

Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения .

В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.

К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных , которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:

«Строганок - то, чем строгают.
Копатка - то, чем копают.
Колоток - то, чем колотят.
Цепля - то, чем цепляют.
Вертуция - то, что вертится.
Лизык - то, что лижет.
Мазелин - то, чем мажут.
Кусарики - то, что кусают»

[Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30].

Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками - весёлое задание - «Вопросы и ответы». Читаем детям:

Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?

В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно - нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Игра - «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас имеют обычно лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь страны называют Красной?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Найдите причину события с помощью вопросов . Педагог-психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй - стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.

Савенков И.А.//Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

Дистанционный образовательный проект для учащихся 7-х-11-х классов «Лестница успехов». 2007 год

_____________________________________________________________________________


Гипотеза исследования. Методы исследования

Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Установив необходимость проблемной ситуации для организации исследования и определения его (исследования) темы попробуем определиться с методами и приемами ее разрешения.

Нельзя разрешить проблему, не наметив пути ее разрешения. Мы можем найти пути решения проблемы, только, если допустим факт возможности или невозможности. То есть, для разрешения проблемы необходимо что-то предположить или допустить. Согласно, энциклопедическим данным, любым предположением или догадкой может выступать гипотеза. Следовательно, для того чтобы найти пути решения проблемной задачи, необходимо выдвинуть гипотезу.

Сначала попробуем разобраться, что такое гипотеза, какие гипотезы бывают, и какими характеристиками она должна обладать.

Гипотеза одновременно может быть научно-обоснованным предположением, совокупностью воздействий и системой мер по реализации задач исследования.

Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.


Форма

«если…, то…»

«если…, то…, так как...»



Уровень

Эмпирическое исследование

Теоретическое исследование



Характер

Модификационная

Революционизирующая



Механизм формирования

Простые: индуктивные или дедуктивные

Комплексные: индуктивно-дедуктивные



Логическая структура

Линейная (1 предположение)

Разветвлённая (возможные следствия)



Функциональное назначение

Объяснительная

Предсказательная

Смешанная

Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если..., то..., так как...". При этом выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно - следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.

Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.



По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера

  • гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)

Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.

По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).


Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному

Кратко рассмотрим механизм построения индуктивной гипотезы. Он заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора - от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы-допущения. Ход мыслей экспериментатора - от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно-дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов - допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.


Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Назовём лишь некоторые из них. Это:

Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

Попробуем разобрать проблемную ситуацию более конкретно. Попытаемся подойти к осмыслению объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравится не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье хранится очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не испортится?

Сформулируем некоторые возможные гипотезы. Попытаемся выдвинуть гипотезу, для чего воспользуемся несколькими приемами формулировки (построения) гипотезы из вышеуказанных.

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье храниться дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохранится.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?

Способы проверки гипотезы.


  1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,

  2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Следующий этап работы - наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента.

Итак, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

Методы исследования

Знания, не рожденные опытом,

матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок .

Леонардо да Винчи

Метод - это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п. Следовательно, м етод - это инструмент , способствующий прогрессу в научном познании. Сформированность научных методов является показателем уровня развития той или иной научной дисциплины. При этом метод должен быть определен и заложен в гипотезу на уровне ee формирования.

Классификация методов исследования


Методы или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверить возможность применения гипотезы, теории, модели для конкретной ситуации.

Выбранные методы исследования должны обеспечить:


  • достоверность - достаточность для объективной характеристики явления или объекта;

  • валидность - адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор
В свою очередь, исследователь должен:

  • полностью владеть информацией о переменных и исследуемых факторах, их возможной группировке;

  • выбрать метод исследования и владеть им;

  • изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.
Таким образом, важной проблемой выбора методов исследования является обоснованность выбора, что обеспечивает корректность самого метода. Методы должны соответствовать цели исследования, а выводы, сделанные в работе, соответствовать выбранным методам. Об этом не стоит забывать в самом начале планирования исследования. Следующий момент, обеспечивающий корректность метода – это его доступность возрастной группе юных исследователей. Под доступностью в данном случае, мы подразумеваем и наличие необходимого оборудования или источников информации, и сформированность у исследователей умений этим оборудованием пользоваться, а также понять текст из источника информации.

Далее, выбранные методы должны обеспечивать достаточность получения информации и обеспечить её (информации) достоверность. При использовании метода должны выполняться ВСЕ требования методики. Элементарный пример: школьники проводят изучение качества очистки питьевой воды с целью выявления соответствия её требованиям СанПиН. При этом выбраны методы качественного и количественного анализа водопроводной воды. На первый взгляд всё правильно. Однако местом отбора проб служат домашние краны, а состояние водопроводных сетей в домах, где живут ребята, значительно отличается друг от друга. И по факту, школьники проводят исследование состояния водопровода в каждом конкретном доме.

Иногда корректность выбранных методов исследования плавно переходит в гуманность. Одно дело исследовать отрицательное влияние, предположим, некоторой вредной среды на некоторые живые организмы и хладнокровно констатировать факт гибели данных живых организмов, и совсем другое дело создавать условия, ведущие к гибели организмов самому. Это неизбежно при проведении научных исследований, наука требует не меньших жертв, чем красота. Практически любое коллекционирование, к примеру, связано с гибелью живых организмов. Но встречаются работы, в которых данные методы не обоснованы поставленными задачами и их результаты запрограммированы элементарной логикой и вряд ли нуждаются в подобного рода подтверждениях.
Анализ и синтез (теоретические методы исследования)

К теоретическим методам исследования относятся анализ и синтез.


Если в качестве примера взять традиционные действия учителя на уроке, то при проведении анализа исследователь может расчленить их на отдельные компоненты и проанализировать их порознь. Но для исследователя описания отдельных действий учителя на уроке мало, он должен объединить эти действия и отметить, какие изменения происходят в действиях учащихся при изменении действий учителя. То есть провести синтез.

! Анализ и синтез тесно связаны между собой.

При анализе документальных материалов опять же различают два способа:


  • традиционный , классический, под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах и выявление их сути;

  • качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.
При проведении исследования важна ещё одна теоретическая процедура – СРАВНЕНИЕ. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения - критерий – признак, по которому данное сравнение проводится.

В исследованиях школьников нам придётся чаще всего иметь дело преимущественно с тремя видами сравнения:


  • сравнение явлений или объектов по одному признаку (например, сравнение скорости падения предметов разной площади, но одной массы);

  • сравнение однородных явлений или объектов по нескольким признакам (например, сравнение знаний и умений учащихся из контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания);

  • сравнение различных этапов в развитии одного явления (например, сравнение жизненного цикла у растений одного вида в городе и в лесу весной, летом и осенью).
! Надеемся, что Вы уже обратили внимание, что теоретические методы исследования необходимы и для проведения практического (эмпирического исследования).
Наблюдение (эмпирические методы исследования)

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов.


  • Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.

  • Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том числе педагогикой, психологией, социологией, физиологией.
Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы…

  • наблюдать,

  • замечать все мелочи,

  • следить за осуществлением определенной деятельности,

  • следить за развитием ситуации,

  • систематизировать и группировать факты.
П

лановость проявляется в:

    • предварительном изучении материалов и анализе явлений,

    • в подготовке к проведению наблюдения,

    • а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,

    • определяются формы записей и т. п.
! Эти моменты нельзя недооценивать. Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться целенаправленность наблюдения, приняв случайный и поверхностный характер.

Систематичность предполагает последовательную работу, исключающую фрагментарность наблюдений, при которой может:


  • возникнуть искаженное представление об объекте,

  • переоценка несущественных показателей,

  • произойти недооценка важных показателей
Такая опасность появляется преимущественно при наблюдении за явлениями, подверженными постоянным изменениям. Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку об объекте или явлении.

Основные требования к методу наблюдений.


  1. Наблюдение должно иметь определенную цель.

  2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.

  3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

  4. Явления или объекты следует наблюдать в реальных естественных условиях (если наблюдение не является фазой эксперимента).

  5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.

  6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.

  7. Желательно, чтобы наблюдатель знал (предвидел), какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждал их.
Анализ материалов наблюдения.

Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме

Опрос (эмпирические методы исследования)
Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.

Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках, мотивах поведения, организационном климате и т. д.

Различают три разновидности опроса:


  • анкетирование - письменный заочный опрос;

  • интервью - устная беседа, очный опрос;

  • социометрический опрос.
Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.
Анкетирование (эмпирические методы исследования)
Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов (items).

Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.


При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

1. Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.

5. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.


Вопросы (эмпирические методы исследования)

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили...? Как вы относитесь...?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спецификой.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда респонденты отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов - отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов - уточнить правдивость ответов на основные вопросы.

Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

1) «да-нет»;

2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

Такой вопрос может выглядеть следующим образом:

Укажите, в каких ситуациях у вас возникали конфликты с другими работниками в течение двух последних месяцев:

1) при выполнении моей непосредственной работы;

2) при необходимости делиться своим опытом;

3) при необходимости получения помощи от других сотрудников;

4) при необходимости заменять отсутствующих сотрудников;

5) в других случаях (укажите, каких).

Выбор ответа из набора предложенных вариантов предполагает возможность возникновения организационных конфликтов в целом ряде названных ситуаций.

Для более компактного расположения вопросов в анкете

их можно представить в табличной форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование. Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Вводная часть - это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия анонимности опроса, направления использования его результатов, правила заполнения анкеты.

В основной части анкеты содержатся вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.


Интервьюирование (эмпирические методы исследования)

Интервьюирование наиболее часто применяется в случаях:


  • при составлении программы организационно-психологического исследования (если в поле исследования включена организация);

  • если в исследовании принимает участие очень небольшое число респондентов;

  • если мнение респондента особо важно (его мнение является мнением эксперта в данном вопросе).

Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:


  • стандартизированное

  • нестандартизированное
Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов

Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования.

Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.

К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т. п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным.

Важно также создать дружескую атмосферу опроса. Для этого следует использовать вступительное слово эксперта и своеобразный психологический «разогрев».


Социометрический опрос (эмпирические методы исследования)

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос.

Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений.

Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы.

Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений:


    • предрасположенность

    • предпочтение (положительный выбор)

    • отвержение

    • избегание (отрицательный выбор)

    • оставление без внимания

    • игнорирование

Литература
1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm

2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37

3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.

4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.

5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.

6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума

7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".

8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны.

9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.


10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО


11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования
12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.

МОУ ДПОС «Центр медиаобразования», г. Тольятти

Web -сайт проекта «Лестница успехов»: http://www.mec.tgl.ru/ раздел «Дистанционные проекты»

e-mail: [email protected]

людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез :

1) По иерархической значимости : Генеральные Вспомогательные

2) По широте использования : Универсальные Частные

3) По степени обоснованности : Первичные Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы , как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования .

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы , эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение .

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы .

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования , т. е. общий его замысел (идея) .

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования .

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования , т. е. перед объектом и предметом , а некоторые – после объекта и предмета . Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, определить и т . п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения» , то цель можно сформулировать следующим образом : «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта , предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза . Гипотеза – это предположение , выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы . Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования .

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования :

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу , исследователь должен строить предположение о том , каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу ? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях , предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы . В исследованиях по истории педагогики гипотеза , как правило, не предусматривается .

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если :

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования , т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы . Задачи исследования – это те исследовательские действия , ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования . Как правило, различают три группы задач, которые связаны с :

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру , т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить , какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании .

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие :

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий ;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы) .

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить :

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует . Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения .

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования , с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи :

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например :

Провести диагностику …;

Изучить особенности ….

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования . А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет , на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап , связанный с выдвижением гипотезы . `` Научная гипотеза - это утверждение , содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы . По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов :

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования . Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук , имеющих в качестве предмета исследования совсем другое . Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том , что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями , вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так : ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"" . Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя , можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том , что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том , что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований , связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения , которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом : ``Предполагается , что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики .

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется , дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем , что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности .

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение , требующее последующей экспериментальной проверки.

Гипотеза в дипломных работах выступает в качестве наиболее ценного методологического инструмента осуществляемого исследования. Благодаря гипотезе, научными изыскателями обнаруживается новое знание и идеи. Гипотеза представляет собой предположение, которое следует из теории. Существование такого предположения, обозначаемого во введении дипломной работы , ещё не доказано и экспериментально не опровергнуто. Автору лишь предстоит на протяжении всей исследовательской работы успешно обнаружить его истинность или доказать ложность.

Гипотеза выступает в роли утверждения, в котором предполагается наличие или существование связи между несколькими переменными. Гипотеза словно мостик, построенный между действительными фактами и новыми, неизвестными, теми, наличие которых ещё нужно доказать.

Гипотеза не приходит из ниоткуда. Её появлению предшествуют различные догадки, не представляющие собой гипотезу как таковую. Догадку можно назвать гипотезой, если она включает логическое обоснование, базирующееся на доказанных положениях.

Необходимо помнить, что формулировка гипотезы осуществляется на основании изучаемой проблемы . Блестяще сформулированное допущение отвечает таким требованиям, как адекватность вопросу исследования, отсутствие конфликта между новым и старым знанием, доступность для проверки. Помимо этого предсказание должно быть корректным и простым, не сводиться к банальным фактам.

Существует несколько этапов создания и дальнейшего развития гипотезы . Первый из них - выявление некоторой группы фактов, не укладывающихся в давно известные теории, нуждающиеся в объяснении новым предположением. Второй - непосредственно формулировка гипотезы , призванной объяснить обнаруженные факты. Третий - глубокое исследование обозначенного предсказания и выделение из него всевозможных следствий. Четвёртый — сравнение следствий гипотезы с существующими научными открытиями. Пятый - становление нового научного знания из гипотезы в случае подтверждения выведенных из неё следствий и отсутствия противоречий с давно известными постулатами науки.

Гипотезу можно проверить либо активным экспериментом, либо обнаружением корреляций между теми величинами, взаимосвязь которых вызывает научный интерес.

Примеры гипотез дипломных работ

«Мотивация деятельности управляющих работников».

Гипотеза : Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.

«Документооборот в организации».

Гипотеза : Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.

«Развитие любознательности детей школьного возраста».

Гипотеза : Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

«Разработка Web -сайта для кафедры «Педагогика и психология».

Гипотеза : Взаимодействие преподавательского состава кафедры «Педагогика и психология» со студентами вуза станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web -сайт кафедры.

Понятие гипотезы (греч. ὑπόθεσις - "основа, предположение") представляет собой научное предположение, истинность которого еще не подтверждена. Гипотеза может выступать как метод развития научного знания (выдвижение и экспериментальная проверка предположений), а также как элемент структуры научной теории. Создание гипотетической системы в процессе осуществления тех или иных мыслительных операций позволяет человеку делать доступным для обсуждения и видимого преобразования предполагаемое устройство определенных объектов. Процесс прогнозирования по отношению к данным объектам приобретает более конкретный и обоснованный характер.

История развития метода гипотез

Возникновение гипотетического метода приходится на ранний этап развития античного математического знания. В Древней Греции математики использовали мысленного эксперимента для математических доказательств. Данный метод заключался в выдвижении гипотезы с последующим выводом из нее следствий с помощью аналитической дедукции. Цель метода заключалась в проверке изначальных научных догадок и предположений. Свой собственный аналитико-синтетический метод разрабатывает Платон. На первом этапе выдвинутая гипотеза подвергается предварительному анализу, на втором необходимо провести логическую цепь выводов в обратном порядке. Если это представляется возможным, исходное предположение считается подтвержденным.

В то время как в античном наукознании гипотетический метод применяется больше в скрытой форме, в рамках других методов, в конце 17-го в. гипотеза начинает использоваться уже как самостоятельный метод научного исследования. Наибольшее же развитие и укрепление своего статуса в рамках научного познания метод гипотез получил в работах Ф. Энгельса.

Гипотетическое мышление в детском возрасте

Процедура формулирования гипотез является одним из важнейших этапов развития мышления в детском возрасте. Об этом, например, пишет швейцарский психолог Ж. Пиаже в своей работе «Речь и мышление ребенка» (1923 г.).

Примеры гипотез для детей можно встретить уже на начальных этапах обучения в Так, детям может быть предложено ответить на вопрос о том, откуда птицы знают дорогу на юг. В свою очередь, дети начинают выдвигать предположения. Примеры гипотез: «они следуют за теми птицами в стае, которые уже летали на юг раньше»; «ориентируются по растениям и деревьям»; «чувствуют теплый воздух» и т. д. Изначально мышление 6-8-летнего ребенка отличается эгоцентричностью, в своих выводах же ребенок ориентируется прежде всего на простое интуитивное обоснование. В свою очередь, развитие гипотетического мышления позволяет снять данное противоречие, способствуя поиску ребенком доказательств при обосновании тех или иных своих ответов. В дальнейшем же, при переходе в среднюю школу, процесс порождения гипотез существенно усложняется и приобретает новую специфику - более абстрактный характер, опора на формулы и др.

Активно задания на развитие гипотетического мышления используются в рамках развивающего обучения детей, построенного по системе Д.Б. Эльконина -

Тем не менее, независимо от формулировки, гипотеза является предположением о связях двух и более переменных в определенном контексте и представляет собой обязательный компонент научной теории.

Гипотеза в системе научного знания

Научная теория не может формулироваться при помощи непосредственного индуктивного обобщения научного опыта. В качестве промежуточного звена выступает гипотеза, объясняющая совокупность тех или иных фактов или явлений. Это наиболее сложный этап в системе научного знания. Ведущую роль здесь играют интуиция и логика. Рассуждения сами по себе еще не являются доказательствами в науке - это только выводы. Об их истинности можно судить только в случае истинности тех посылок, на которые они опираются. Задача исследователя в данном случае заключается в выборе из множества эмпирических фактов и эмпирических обобщений наиболее важных, а также в попытке научного обоснования данных фактов.

Помимо соответствия гипотезы эмпирическим данным, необходимо также, чтобы она отвечала таким принципам научного знания, как разумность, экономичность и простота мышления. Возникновение гипотез обусловлено неопределенностью ситуации, объяснение которой является актуальным вопросом для научного знания. Также может иметь место наличие противоречивых суждений на эмпирическом уровне. В целях разрешения данного противоречия необходимо выдвижение определенных гипотез.

Специфика построения гипотез

В связи с тем что гипотеза в своей основе опирается на некое предположение (предсказание), следует иметь в виду, что это еще не достоверное, а вероятное знание, истинность которого еще необходимо доказать. При этом она должна охватывать все факты, относящиеся к данной научной области. Как отмечает Р. Карнап, если исследователь предполагает, что слон является отличным пловцом, то речь вовсе не идет об одном конкретном слоне, которого он мог наблюдать в одном из зоопарков. В данном случае имеет место английский артикль the (в аристотелевском смысле - множественное значение), то есть речь идет о целом классе слонов.

Гипотеза систематизирует уже имеющиеся факты, а также предсказывает появление новых. Так, если рассматривать примеры гипотез в науке, можно выделить квантовую гипотезу М. Планка, выдвинутую им в начале ХХ века. Данная гипотеза, в свою очередь, привела к открытию таких областей, как квантовая механика, квантовая электродинамика и др.

Основные свойства гипотезы

В конечном итоге любая гипотеза должна получить либо подтверждение, либо опровержение. Таким образом, мы имеем дело с такими свойствами научной теории, как верифицируемость и фальсифицируемость.

Процесс верификации направлен на установление истинности того или иного знания посредством их эмпирической проверки, после чего подтверждается гипотеза исследования. Примером может служить атомистическая теория Демокрита. Также следует различать предположения, которые можно подвергнуть эмпирической проверке, и те, которые, в принципе, непроверяемы. Так, утверждение: «Оля любит Васю» - изначально не поддается верификации, в то время как утверждение: «Оля говорит, что любит Васю» - может быть верифицируемо.

Верифицируемость также может иметь косвенный характер, когда заключение делается на основе логических выводов из прямо верифицированных фактов.

Процесс фальсификации, в свою очередь, направлен на установление ложности гипотезы в процессе эмпирической проверки. При этом важно отметить, что результаты проверки гипотезы сами по себе не могут ее опровергнуть - необходима альтернативная гипотеза для дальнейшего развития исследуемой области знания. Если таковой гипотезы нет, отказ от первой гипотезы невозможен.

Гипотеза в эксперименте

Предположения, выдвигаемые исследователем для экспериментального подтверждения, носят название экспериментальных гипотез. При этом они необязательно основываются на теории. В. Н. Дружинин выделяет три типа гипотез с точки зрения их происхождения:

1. Теоретически обоснованные - основывающиеся на теории (модели реальности) и являющиеся прогнозами, следствиями данных теорий.

2. Научные экспериментальные - также подтверждают (либо опровергают) те или иные модели реальности, однако за основу берутся не уже сформулированные теории, а интуитивные предположения исследователя («А почему бы не так?..»).

3. Эмпирические гипотезы, сформулированные относительно конкретного данного случая. Примеры гипотез: «Щелкни корову по носу, она махнет хвостом» (Козьма Прутков). После подтверждения гипотезы в процессе эксперимента она приобретает статус факта.

Общим для всех экспериментальных гипотез является такое свойство, как операционализируемость, то есть формулирование гипотез в терминах конкретных экспериментальных процедур. В данном контексте также можно выделить три типа гипотез:

  • гипотезы о наличии того или иного явления (тип А);
  • гипотезы о наличии связи между явлениями (тип Б);
  • гипотезы о наличии причинной связи между явлениями (тип В).

Примеры гипотез типа А:

  • Существует ли феномен «сдвига к риску» (термин социальной психологии) в процессе группового принятия решения?
  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

Также сюда можно отнести периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, на основе которой ученый предсказал существование еще не открытых на тот момент элементов. Таким образом, к данному типу относятся все гипотезы о фактах и явлениях.

Примеры гипотез типа Б:

  • Все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечным движениям (И.М. Сеченов).
  • Экстраверты имеют бо́льшую чем интроверты.

Соответственно, данный тип гипотез характеризуют те или иные связи между явлениями.

Примеры гипотез типа В:

  • Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю (К.Э. Циолковский).
  • ребенка способствует развитию его интеллектуальных способностей.

Данный тип гипотез имеет в своей основе независимую и зависимую переменные, отношения между ними, а также уровни дополнительных переменных.

Гипотеза, диспозиция, санкция

Примеры данных понятий рассматриваются в рамках юридического знания в качестве элементов правовой нормы. Следует также отметить, что сам вопрос структуры норм права в юриспруденции является объектом дискуссии как для отечественной, так и для зарубежной научной мысли.

Гипотеза в юриспруденции представляет собой часть нормы, определяющей условия действия данной нормы, на факты, при которых она начинает функционировать.

Гипотеза в рамках права может выражать такие аспекты, как место / время происшествия определенного события; принадлежность субъекта к определенному государству; сроки вступления правовой нормы в действие; состояние здоровья субъекта, влияющее на возможность реализации того или иного права, и др. Пример гипотезы нормы права: «Ребенок неизвестных родителей, обнаруженный на территории РФ, становится гражданином РФ». Соответственно, указывается место происшествия и принадлежность субъекта конкретному государству. В данном случае имеет место простая гипотеза. В праве примеры подобных гипотез являются достаточно распространенными. Простая гипотеза имеет в своей основе одно обстоятельство (факт), при котором она вступает в действие. Также гипотеза может быть сложной, если речь идет о двух и более обстоятельствах. Кроме того, существует альтернативный вид гипотез, предполагающий действия различного характера, приравненные законодательством друг к другу по тем или иным причинам.

Диспозиция направлена на закрепление прав и обязанностей участников правовых отношений, указание их возможного и должного поведения. Как и гипотеза, диспозиция может иметь простую, сложную либо альтернативную форму. В простой диспозиции речь ведется об одном юридическом последствии; в сложной - о двух и более, наступающих одновременно либо в совокупности; в альтернативной диспозиции - о разных по характеру последствиях («либо-либо»).

Санкция, в свою очередь, является частью нормы, указывающей на принудительные меры для обеспечения прав и обязанностей. Во многих случаях санкции направлены на конкретные виды юридической ответственности. С точки зрения определенности, выделяют два вида санкций: абсолютно-определенные и относительно-определенные. В первом случае речь идет о юридических последствиях, не предусматривающих никаких альтернатив (признание недействительности, передача прав собственности, штраф и т. д.). Во втором случае может рассматриваться несколько вариантов решения (например, в Уголовном кодексе Российской Федерации это может быть штраф либо лишение свободы; рамки действия срока наказания - например, от 5 до 10 лет, и т. д.). Также санкции могут быть штрафными и правовосстановительными.

Анализ структуры правовой нормы

Соответственно, структуру «гипотеза - диспозиция - санкция» (примеры правовой нормы) можно представить в следующем виде: ГИПОТЕЗА («если..») → ДИСПОЗИЦИЯ («то..») → САНКЦИЯ («иначе..»). Однако в реальности одновременно все три элемента в норме права встречаются достаточно редко. Чаще мы имеем дело с двучленной структурой, которая может быть двух видов:

1. Регулятивные нормы права: гипотеза-диспозиция. В свою очередь, могут подразделяться на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

2. Охранительные нормы права: гипотеза-санкция. Также могут быть трех видов: абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные (см. классификацию санкций).

При этом гипотеза необязательно должна находиться в начале правовой нормы. Соответствие определенной структуре отличает норму права от индивидуаль-ного предписания (рассчитанного на однократное действие), а также от общих принципов права (не выделяющие гипотезы и санкции, регулирующие отно-шения без особой определенности).

Рассмотрим примеры гипотезы, диспозиции, санкции в статьях. Регулятивные нормы права: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (Конституция РФ, ч. 3, ст. 38). Первая часть нормы, касающаяся трудоспособных детей, достигших 18 лет - это гипотеза. Она, как и положено гипотезе, указывает на условия действия нормы - на порядок ее вступления в силу. Указание на необходимость заботы о нетрудоспособных родителях - это диспозиция, закрепляющая определенную обязанность. Таким образом, элементами правовой нормы в данном случае являются гипотеза и диспозиция - пример обязывающей нормы.

«Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме...» (Гражданский кодекс РФ, ч.4, ст.748). Это примеры гипотезы и диспозиции запрещающей нормы.

Охранительные нормы права: «За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет, отвечают его родители...» (Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст.1073). Это структура: гипотеза-санкция, пример абсолютно-определенной правовой нормы. Данный вид представляет собой единственно точное условие (вред, который причинил несовершеннолетний) в сочетании с единственно точной санкцией (ответственность родителей). Гипотезы в охранительных правовых нормах указывают на нарушения.

Пример альтернативной правовой нормы: «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору… наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов...» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 2); «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения... наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 3). Соответственно, факты мошенничества, о которых идет речь, являют собой примеры научных гипотез, а те или иные альтернативы ответственности за данные преступления - примеры санкций.

Гипотеза в рамках психологического исследования

Если речь идет о психологическом научном исследовании, опирающемся на методы то гипотеза в данном случае должна соответствовать прежде всего таким требованиям, как четкость и лаконичность. Как отмечает Е.В. Сидоренко, благодаря данным гипотезам исследователь в ходе расчетов, собственно, и получает ясную картину относительно того, что он установил.

Принято выделять нулевую и альтернативную статистические гипотезы. В первом случае речь идет об отсутствии различий в исследуемых признаках, согласно формуле Х 1 -Х 2 =0. В свою очередь, Х 1 , Х 2 - значения признаков, по которым проводится сопоставление. Соответственно, если цель нашего исследования - доказать различий между значениями признаков, то мы хотим опровергнуть нулевую гипотезу.

В случае же с альтернативной гипотезой утверждается статистическая значимость различий. Таким образом, альтернативная гипотеза - это то утверждение, которое мы стремимся доказать. Также ее называют экспериментальной гипотезой. Следует отметить, что в некоторых случаях исследователь, напротив, может стремиться доказать нулевую гипотезу, если это соответствует целям его эксперимента.

Можно привести следующие примеры гипотез в психологии:

Нулевая гипотеза (Н 0): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой является случайной.

Альтернативная гипотеза (Н 1): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой не является случайной.

Предположим, что в группе детей с высоким уровнем тревожности была проведена серия тренингов по снижению данной тревожности. Были сделаны замеры данного показателя до и после проведения тренингов соответственно. Необходимо установить, является ли различие между данными замерами статистически значимым показателем. Нулевая гипотеза (Н 0) будет иметь следующий вид: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов случайна. В свою очередь, альтернативная гипотеза (Н 1) будет звучать как: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов не является случайной.

После применения того или иного математического критерия (например, G-критерий знаков) исследователь может сделать вывод о статистической значимости / незначимости полученного «сдвига» в отношении исследуемого признака (уровня тревожности). Если показатель является статистически значимым, принимается альтернативная гипотеза, а нулевая, соответственно, отбрасывается. В обратном случае, наоборот, принимается нулевая гипотеза.

Также в психологии может иметь место выявление связи (корреляции) между двумя и несколькими переменными, что также отражает гипотеза исследования. Пример:

Н 0: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания не отличается от 0.

Н 1: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания статистически значимо отличается от 0.

Кроме того, примеры научных гипотез в психологическом исследовании, требующие статистического подтверждения, могут относиться к распределению признака (эмпирический и теоретический уровень), степени согласованности изменений (при сопоставлении двух признаков либо их иерархий) и др.

Гипотеза в социологии

Например, если речь идет о неуспеваемости студентов в вузе, необходимо проанализировать ее причины. Какие гипотезы в данном случае может выдвинуть социолог? А.И. Кравченко приводит следующие примеры гипотез в социологическом исследовании:

  • Низкое качество преподавания ряда предметов.
  • Отвлечение студентов вуза от учебного процесса на дополнительный заработок.
  • Низкий уровень требовательности администрации вуза к успеваемости и дисциплине студентов.
  • Издержки конкурсного приема в вуз.

Важно, чтобы примеры научных гипотез отвечали требованиям ясности и конкретности, касаясь только непосредственно предмета исследования. Грамотность формулирования гипотез, как правило, определяет грамотность выбора методов исследования. Данное требование одинаково для построения гипотез во всех формах научной социологической работы - будь то гипотеза в рамках семинарского занятия либо гипотеза дипломной работы. Пример с низкой успеваемостью в вузе, в случае выбора гипотезы о негативном воздействии подработки студентов, можно рассматривать в рамках метода простого опроса респондентов. Если же выбрана гипотеза о низком качестве преподавания, необходимо использовать экспертный опрос. В свою очередь, если речь идет об издержках конкурсного отбора, можно применить метод корреляционного анализа - при сопоставлении показателей успеваемости студентов данного вуза с разными условиями поступления.