Домашнее обучение — что это такое? Кто имеет на него право? Читайте ниже.

Любой ребенок в России имеет право на образование

Подавляющее большинство детей с 7 до 18 лет в настоящее время учится в школах. Но некоторые дети проходят обучение на дому. Здесь возможны 2 варианта:

  1. Ребенок здоров, а его родители считают домашнее обучение наиболее удобной формой обучения для своего ребенка.
  2. Ребенок болен и не может посещать занятия в школе по состоянию здоровья.

Семейное образование

В первом случае вопрос о целесообразности для ребенка домашнего обучения решается в местных органах управления образованием. Вопрос может решиться положительно, если ребенок постоянно переезжает с места на место с родителями, если серьезно чем то увлечен и постоянно выезжает на конкурсы или соревнования, если опережает сверстников в развитии и осваивает школьную программу быстрее других детей. Такое образование называется семейным. Возможность такого образования имеется у ребенка в соответствии с действующим законом об образовании. В новом законопроекте тоже есть такой пункт.

Законопроект Об образовании в Российской Федерации

  • Глава 7. Общее образование
    3. Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 4 настоящей статьи. Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования.

Учить всему придется родителям в семье. Ребенок будет прикреплен к определенной школе, куда будет регулярно приглашаться для сдачи экзаменов по школьной программе. Приглашение на дом учителей и репетиторов осуществляется в этом случае по желанию родителей, и все расходы, связанные с этим лежат на родителях.

Индивидуальное обучение больных детей

Справка из поликлиники

Если ребенок длительно болен, лечится амбулаторно и по состоянию здоровья не может посещать школу, он имеет право на домашнее обучение. В этом случае вопрос о необходимости домашнего обучения для ребенка решает КЭК (контрольно-экспертная комиссия в детской поликлинике по месту жительства и выдает ребенку справку, о необходимости домашнего обучения.

Возможны два варианта развития событий

  1. лечащий врач ребенка сам объяснит родителям необходимость домашнего обучения и предложит оформить справку через КЭК
  2. родители понимают, что их ребенок не в состоянии обучаться в школе на общих основаниях, и начинают беспокоиться по поводу домашнего обучения для него.

Далее КЭК выносит свое решение по вопросу необходимости обучения ребенка на дому и выдает родителям на руки справку, в которой указывается диагноз ребенка и срок рекомендуемого домашнего обучения. Справка заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой и главный врач, и круглой печатью поликлиники.

Справка может выдаваться на длительный срок, (максимально на 1 учебный год) и на короткий срок (от 1 месяца при травмах и после операций).

Заявление от родителей

Далее родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой организовать для ребенка индивидуальное обучение на дому и прилагают к заявлению справку из поликлиники. Отказать в домашнем обучении школа не имеет права, если это ближайшая к Вам школа по месту жительства. Если ребенок до болезни учился далеко от дома, на время домашнего обучения родители имеют право перевести его в близлежащую школу.

Дальнейшей организацией индивидуального обучения ребенка занимается школа. В каждой общеобразовательной школе существуют правила по организации обучения на дому. С ними родителям стоит ознакомиться. Обычно, в них есть такой пункт:

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во – вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в школе, часть – дома); в – третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Это означает, что ребенок вовсе не обязательно должен обучаться исключительно дома весь срок, указанный в справке. Это зависит от возможностей ребенка (его состояния здоровья), а также от желания родителей и ребенка. Все эти вопросы совместно обсуждаются и создается план индивидуального обучения ребенка.

Домашнее обучение

Возможно чисто домашнее обучение. Когда педагоги будут приходить к ребенку на дом и заниматься с ним на дому. Такая форма обучения регламентируется письмом Министерства образования РФ от 14 ноября 1988г № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» В этом документе четко расписано, сколько часов в неделю педагоги обязаны заниматься с ребенком:

  • 1 — 4 кл — 8 ч,
  • 5 — 8 кл — 10 ч,
  • 9 кл — 11 ч,
  • 10 — 11 кл — 12 ч.

Расписание составляется индивидуально и согласовывается с родителями, занятия в таком объеме проводятся бесплатно для ребенка, учебниками он обеспечивается наравне с другими детьми (на сегодняшний день все школьники обеспечиваются ими за счет родителей).

Индивидуальное обучение

Этих часов не всегда бывает достаточно для полноценного обучения, а занятия сверх этого объема уже оплачиваются родителями. Поэтому большинство родителей стараются организовать ребенку посещение школы, как только это становится возможным для него.

Чаще вопрос решается так: ребенок в периоды ремиссии или относительно хорошего самочувствия посещает школу и занимается вместе с классом или индивидуально с учителем (но в школе). А в периоды обострения (ухудшения самочувствия) учителя приходят к нему на дом. Или индивидуально ребенок изучает только некоторые предметы, которые даются ему особенно трудно. Такой подход регламентируется письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения». Полный текст этого документа можно увидеть здесь В любом случае вариант обучения для ребенка подбирается с письменного согласия родителей.


Дистанционное обучение больных детей

В настоящее время организуется новая форма обучения для детей инвалидов: дистанционное обучение.

Она применима только к детям-инвалидам, ведь им домашнее обучение требуется длительно.

На сегодняшний день для этой программы обучения отбирают детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития и не имеющих противопоказаний к работе за компьютером. Предлагается форма домашнего обучения через компьютер и интернет, (через скайп), такое обучение проводится по согласованию с родителями. На время обучения дети обеспечиваются необходимым оборудованием: компьютер, подключенный к интернету, на котором установлены программы, необходимые для обучения. А также обслуживанием: обеспечением быстрого ремонта или замены техники, в случае ее поломки.

Обучение происходит через центр дистанционного обучения, либо через общеобразовательную школу. Чаще всего дистанционное обучение сочетается с другими формами обучения. (Обучение на дому, комбинированное и т.д.) Эта форма обучения на сегодняшний день очень активно развивается.

Индивидуальное и домашнее обучение.

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни. На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка. Сегодня люди все чаще слышат фразу "домашнее обучение в школе". Что это такое - миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие - талантливые дети-спортсмены или художники и пр., которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности. Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение. Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе - что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

Виды и характеристики домашнего обучения

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Государственная помощь

Федеральный гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации получения образования в семейной форме".

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение. На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания "за бугром", российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний. Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • "Не-принадлежность" к серой, общей массе со стандартизацией знаний.
  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Согласно письму Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 право на надомное обучение имеют дети с соматическими, хирургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в т. ч. дети-инвалиды.

Правовая основа организации обучения на дому

Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие нормативные документы:

  • постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях ";
  • письмо Минобразования России от 28.02.2003. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" . Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. (Ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения";
  • письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";
  • письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха";
  • письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17 -235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";
  • письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
  • письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".

Субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои документы , регламентирующие организацию обучения школьников на дому. В Москве, например, такими документами являются положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утвержденное распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП (приложение 1) и постановление "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования" .

Организация надомного обучения

Поскольку обучение ребенка на дому, как правило, приводит к изоляции от детского коллектива, что затрудняет его интеграцию в общество, в некоторых субъектах РФ для детей с нарушением здоровья используется такая модель организации образовательного процесса, как надомное обучение.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, необходимо включить следующие должности:

  • педиатр;
  • медицинская сестра;
  • реабилитолог;
  • психотерапевт;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Содержание образования в рамках данной модели определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением (далее - ОУ) самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Минобрнауки России, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.

Образовательный процесс в осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться дома, а часть - на дому.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения - в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

Ниже представлен вариант базисного учебного плана надомного обучения (таблица).

Базисный учебный план надомного обучения

План
Скачать в.docx

Образовательные области и виды занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Языки и литература

Общественные дисциплины

Естественные науки

Математика

Технология

Всего

Обязательные коррекционные занятия

Занятия по выбору

Итого

Примечания:

2. ОБЖ лучше интегрировать с окружающим миром.

3. Преподавание биологии, физики и химии должно носить экологизированный характер.

4. Регионоведческое направление может быть отражено в преподавании литературы, истории и географии.

Для организации обучения на дому ОУ должно подготовить ряд документов. В первую очередь необходимо провести заседание педагогического совета и принять соответствующее решение, оформив его протоколом.

Ведение документации

В протоколе должны содержаться следующие положения:

"1. Предоставить возможность обучающимся в ______ учебном году получать образование в следующих формах: ________________________________.

(экстернат, обучение на дому, заочное обучение и т. д.).

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому следующих обучающихся: ____________________________________________________________.

(Ф.И.О. обучающихся)

3. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса в рамках обучения на дому возложить на ____________________________".

(должность и Ф.И.О. ответственного лица)

После принятия такого решения ответственное лицо разрабатывает, а руководитель ОУ утверждает положение об организации индивидуального обучения на дому. Далее заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое ответственное лицо собирает с родителей (законных представителей) заявления об обучении на дому (приложение 2) и справки (копии) из медицинского учреждения (приложение 3), разрабатывает и (законными представителями) обучающихся расписание занятий (приложение 4) и (приложение 5), готовит учебно-методические комплекты (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ), план и справки по внутришкольному контролю. Затем руководитель ОУ издает приказы об индивидуальном обучении детей на дому на каждого обучающегося (приложение 6), копии которых вкладываются в классные журналы.

С 2010-2011 учебного года на основании п. 3 ст. 7 закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти г. Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, ОУ, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области образования.

Перед началом учебного года на каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся:

  • даты занятий в соответствии с расписанием;
  • содержание пройденного материала;
  • количество проведенных учебных часов;
  • текущие отметки.

На основании этих записей оплачивается труд педагогических работников , участвующих в обучении детей на дому.

В классном журнале на левой странице разворота в строке для отметок напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: "образование на дому, приказ от ________ № ____". Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал. Сюда же вносятся сведения о переводе обучающегося в другой класс или о выпуске его из ОУ.

При частичной порче (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение. В случае невосполнимости данных комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве ОУ пять лет.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов
(школе надомного обучения)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность общеобразовательной школы для больных детей и детей-инвалидов (в дальнейшем - школа надомного обучения).

Настоящее Положение является основой для разработки уставов для государственных учреждений системы образования. Для негосударственных учреждений данное Положение является примерным.

1.2. Школа надомного обучения, являясь составной частью системы образования, предоставляет возможность лицам, не имеющим возможности обучаться в условиях класса общеобразовательных школ, получить в адекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов.

Школа надомного обучения реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и является общеобразовательным учреждением.

1.3. Школа надомного обучения в своей деятельности руководствуется Законом Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, настоящим Положением, договором с учредителем и уставом учреждения.

1.4. Учредителем школы надомного обучения является Московский департамент образования.

1.5. Школа надомного обучения, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе, в возрасте до 16 лет (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому - письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980 г. № 281-М/17-13-186).

1.6. Школа надомного обучения несет ответственность перед органами государственной власти и управления образования, родителями и педагогической общественностью, отвечающими за реализацию конституционного права граждан на получение образования, качество общего образования и его соответствие специальным программам, за адекватность применения форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

Организация деятельности школ надомного обучения

2.1. Школа надомного обучения создается учредителем и регистрируется соответствующими регистрирующими органами в установленном порядке.

2.2. В школе надомного обучения могут создаваться консультационные пункты для родителей, лиц, их заменяющих, подростков, специальные группы трудовой и профессиональной подготовки.

2.3. Количество классов (групп, подгрупп) в школе надомного обучения определяется уставом учреждения в зависимости от физических особенностей обучающихся, санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.

Формы обучения могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индивидуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка.

Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше
8 часов в неделю в I-III классах, 10 часов в IV-VIII классах, 11 часов в VIII-IХ классах, 12 часов в Х-ХI классах. При наличии медицинских рекомендаций количество часов по классам может быть увеличено, но не должно превосходить предельно допустимой нагрузки базового компонента учебного плана.

2.4. При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать
6 человек.

2.5. Обучение в школе надомного обучения ведется на русском языке.

2.6. В школу надомного обучения принимаются дети по направлению органов здравоохранения (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому).

2.7. Направление детей в школу надомного обучения осуществляется органами образования по заключению органов здравоохранения с согласия родителей (лиц, их заменяющих).

2.8. Обучение в школе надомного обучения включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2.9. С обучающимися, имеющими нарушения речи, проводятся индивидуальные (не менее 25 минут) и групповые (не менее 3 человек) логопедические занятия.

Образовательный процесс

3.1. Содержание образования в школе надомного обучения определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Министерством образования Российской Федерации, в соответствии в государственными стандартами.

Продолжительность учебного года в I классах - 30 недель, во II-XI классах - не менее 34 недель.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Годовой календарный график разрабатывается и утверждается школой надомного обучения по согласованию с вышестоящим органом управления образования.

3.3. По окончании обучения выдается документ государственного образца об уровне образования.

Участники образовательного процесса

4.1. Участниками образовательного процесса в школе надомного обучения являются обучающиеся, педагогические работники, специалисты медико-психологической службы, родители, лица, их заменяющие.

4.2. Руководство и обеспечение образовательного процесса в школе надомного обучения осуществляется педагогами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в школе надомного обучения осуществляет штатный психолог.

4.3. Отчисление учащихся из школы надомного обучения производится по истечении срока, определенного органами здравоохранения.

4.4. Права и обязанности участников образовательно-воспитательного процесса определяются уставом и положением учреждения.

Медицинская работа в школе надомного обучения

5.1. Медицинская работа в школе надомного обучения осуществляется закрепленным за ним медицинским персоналом, который отвечает за диспансеризацию обучающихся, охрану их здоровья и укрепление психофизического состояния, проведение профилактических мероприятий, обеспечивает контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

5.2. В своей работе медицинский персонал руководствуется соответствующими нормативно-методическими документами органов здравоохранения и образования.

5.3. В целях охраны здоровья обучающихся медицинские работники могут рекомендовать отдельным учащимся дополнительные дни отдыха, увеличение каникул.

5.4. Медицинский персонал оказывает помощь педагогам в организации обучения, дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе с учетом особенностей заболевания, следит за выполнением педагогами медицинских рекомендаций.

5.5. Врачи являются членами педагогического совета школы надомного обучения. Совместно с педагогами решают вопросы социальной направленности обучения.

5.6. Контроль за организацией медицинского обслуживания учащихся осуществляется местными органами здравоохранения, администрацией образовательного учреждения.

Управление школой надомного обучения

6.1. Управление школой надомного обучения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, уставом школы на принципах демократизации, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

6.2. Общее руководство школой надомного обучения осуществляет выборный орган - Совет учреждения. Порядок выбора Совета и вопросы его компетенции определяются уставом учреждения.

6.3. Непосредственное руководство школой надомного обучения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, имеющий высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Директор школы надомного обучения назначается органами управления образования.

6.4. Директор школы надомного обучения:

  • несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований по охране прав обучающихся и работников;
  • планирует и организует образовательный процесс в соответствии с нормативными документами, а также с учетом состояния здоровья детей;
  • организует и направляет совместную работу педагогического коллектива и медицинского персонала на осуществление единства образовательного процесса и лечебно-восстановительной работы;
  • отвечает за прием детей в школу надомного обучения строго по медицинским показаниям;
  • обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей;
  • несет ответственность за обеспечение учреждения необходимым оборудованием, материалами, пособиями;
  • осуществляет подбор и назначение заместителей, определяет их обязанности, проводит расстановку работников с учетом мнения Совета учреждения;
  • принимает на работу и увольняет работников;
  • обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
  • распоряжается имуществом школы надомного обучения;
  • несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

6.5. Разграничения полномочий между Советом учреждения и директором определяются уставом школы.

Экономическое и правовое обеспечение деятельности школы надомного обучения

7.1. Финансовые средства школы надомного обучения складываются из:

  • бюджетных ассигнований;
  • средств спонсоров;
  • других источников в соответствии с действующим законодательством.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования учреждения.

7.2. Школа надомного обучения должна иметь необходимую материальную базу для организации образовательного процесса.

7.3. Объекты собственности, закрепленные учредителем (Московским департаментом образования) за школой надомного обучения, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

7.4. Права юридического лица у школы надомного обучения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента ее регистрации. Школа надомного обучения как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

7.5. Школа надомного обучения имеет право на международную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

7.6. Ликвидация и реорганизация школы надомного обучения производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании".

Порядок ликвидации и реорганизации определяется уставом школы надомного обучения.

Приложение 2

Приложение
Скачать в.docx

Заявление об организации надомного обучения

Директору

(наименование образовательного учреждения)

_________________________________

(Ф.И.О. директора)

от _______________________________

________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас организовать для моего ребенка индивидуальное обучение на дому в период с "___" _______ 20__ г. по "___" ________ 20__ г.

Основание - медицинская справка, выданная ____________________________________ "___" ________ 20__ г.

(наименование медицинского учреждения)

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков ознакомлен(а), претензий по организации процесса обучения и содержанию образовательных программ не имею.

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 3

СПРАВКА о необходимости надомного обучения

"____" ________ 20__ г. № __________

__________________________

(место составления справки)

Настоящая справка выдана ____________________________________________________________ ,

(Ф.И.О., число, месяц и год рождения ребенка)

проживающему по адресу _____________________________________________________________ ,

(адрес)

сроком на ________________________________ в том, что он(а) нуждается в надомном обучении в связи

с ___________________________________________________________________________________ .

(диагноз, патологическое состояние, на основании которого ребенок подлежит обучению на дому, согласно перечню болезней школьного возраста, утвержденному письмом
Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздравом РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186, с указанием шифра заболевания)

Основание - заключение клинико-экспертной комиссии № _____ от "____" ________ 20__ г.

Главный врач:

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Заместитель главного врача:

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Заведующий отделением:

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

* Справка печатается на бланке медицинского учреждения и заверяется его печатью.

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Заведующий отделением:

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 4

Приложение
Скачать в.docx

РАСПИСАНИЕ

уроков индивидуального обучения на дому

ученика ______ класса _____
(Ф.И.О. обучающегося)

Дни недели

Предметы

Ф.И.О. учителя

Время проведения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

С расписанием уроков ознакомлены

___________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя))

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________________

  (Ф.И.О. классного руководителя)

"___" ________ 20__ г. _______________/__________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 5

Приложение
Скачать в.docx

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________________________________
(наименование предмета)

Учитель: _____________________________________________________________________________

Класс: _______________________________________________________________________________

Программа: __________________________________________________________________________

Учебник: _____________________________________________________________________________

Дополнительные учебные пособия: _____________________________________________________

Рассмотрено на заседании методического объединения "____" ________ 20__ г.

Приложение 6

ПРИКАЗ
об индивидуальном обучении на дому

(скачать >>)

Повышение ставок оплаты труда учителей за индивидуальное обучение на дому ребенка с ограниченными возможностями здоровья применяется только в случае, если заболевание согласно медицинскому заключению носит хронический характер.

Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 <О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы>.

Постановление правительства г. Москвы от 25.09.2007 № 827-ПП “Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования”.

Утверждено распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП.

Справка печатается на бланке медицинского учреждения и заверяется его печатью.

С.И. Сабельникова,

зам. директора окружного методического центра
Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы