5 любопытных фактов о министре науки и высшего образования (это новый) 16 лет занимался финансами и только четыре года — наукой «Обалдеть!»: как в РАН отреагировали на Котюкова
Мы, граждане России, конечно будем посмотреть, кто из ху и что из этого выйдет... Но кое-какие предварительные сведения о новом назначенце нового министерства знать все-таки надо.

Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил состав нового правительства. Министерство просвещения возглавила Ольга Васильева, а министерство науки и высшего образования — 41-летний Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Вот некоторые интересные факты о новом министре Котюкове.

Итак, 5 фактов

1. Попал в политику благодаря своему преподавателю

Михаил Котюков окончил Красноярский государственный университет (КГУ) по специальности «финансы и кредит» в 1999 году. Там же началась его управленческая карьера. Декана КГУ Валерия Зубова избрали губернатором Красноярского края, и он решил провести эксперимент — привлечь к управлению своих молодых студентов. Михаил Котюков оказался среди тех, кому предложили пост в краевой администрации. Ещё на третьем курсе он стал главным экономистом кредитного отдела Финансового управления администрации Красноярского края. К концу обучения его назначили начальником контрольно-ревизионного отдела Финуправления.

2. 16 лет занимался финансами и только четыре года — наукой

В разное время Михаил Котюков работал в администрации Красноярского края, занимался частным бизнесом, был заместителем губернатора и министром финансов Красноярского края. В 2012 году он стал заместителем министра финансов России Антона Силуанова. Уже через год Дмитрий Медведев назначил его руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО), созданного в рамках реформы РАН. Были те, кто недоумевал, почему Котюкова назначили на такой пост. Некоторые считают, что его кандидатуру продвинула Ольга Голодец, которая курировала реформу РАН, а до этого работала с ним в Красноярском крае.

3. Стал руководителем ФАНО в 36 лет

Федеральное агентство научных организаций появилось в 2013 году в рамках реформы Российской академии наук (РАН). До 2018 года ФАНО руководило научными организациями, но 15 мая этого года агентство упразднили — оно войдёт в состав нового Министерства науки и высшего образования. Когда ФАНО только создали, многие учёные были настроены крайне скептически — им не нравилось, что руководить ФАНО будет человек, не имеющий отношения к науке. К тому же они боялись, что после реформы станет больше бюрократии. Подводя итоги работы Михаила Котюкова, некоторые учёные говорят, что ожидали худшего. Другие считают, что деятельность ФАНО всё же негативно сказалась на научном сообществе.

4. Четыре месяца был проректором Сибирского федерального университета

И это всё, что связывало Михаила Котюкова с наукой до того, как его назначили руководителем Федерального агентства научных организаций. Он занимал пост проректора по экономике и финансам с марта по июль 2007 года. Бывшие коллеги утверждают, что Котюков «оставил в вузе яркий и неизгладимый след».

5. О его личной жизни почти ничего не известно

Коллеги Котюкова вспоминают, что он всегда был непубличным человеком — о работе мог говорить сколько угодно, о личной жизни — никогда. Известно, что у Михаила Котюкова есть жена, сын и дочь. Редактор красноярской газеты «Конкурент» Игорь Рудик описывает чиновника как «высокого, спортивного, харизматичного» человека с «репутацией вундеркинда». По словам Рудика, в одном из интервью Котюков признался, что он рос в довольно бедной семье без отца — его воспитанием занимались бабушка и мама.

15 мая Владимир Путин издал указ, согласно которому министерство образования и науки разделят на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Первое ведомство будет отвечать за школьное и средне специальное образование, а второе — за развитие вузов, науки и нанотехнологий.


«Обалдеть!»

Министром науки и высшего образования России станет нынешний руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Президент России Владимир Путин согласовал персоналии всех министров и заместителей правительства, предложенные главой кабинета министров.

Одним из главных изменений в структуре правительства, о котором стало известно 15 мая, стало разделение Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Соответствующий проект структуры нового правительства вечером президенту представил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В компетенцию Министерства просвещения войдут вопросы общего образования, тогда как второе ведомство будет отвечать за высшие учебные заведения и развитие науки в целом. Как пояснил премьер, такое решение «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Из целей и задач нового министерства следует, что его деятельность будет разделена на две части: курирование вузовской и академической наук.

Поэтому насущный вопрос сейчас — как будут переформатироваться эти потоки средств».

По мнению эксперта, на новой должности Михаилу Котюкову поможет его междисциплинарный и разнопрофильный опыт работы на прошлых позициях. «Он работал и в университете, изнутри понимает механику, особенности управления вузами, с другой стороны, он работал управленцем в социальной сфере, работая в Минфине, — продолжает Лешуков. — И, наконец, последние несколько лет за его плечами непростая работа в ФАНО, где ему приходилось общаться с разными представителями науки в нашей стране: и академиками, и чиновниками, и с университетской наукой. Этот широкий опыт как раз должен сыграть на пользу, так как задачи перед ним стоят сложные

— выстроить кооперацию между академической и вузовской наукой».

Традиционно более критические мнения вызвала фигура Михаила Котюкова со стороны академической науки. Ведь последние четыре года именно ФАНО вело оперативное управление вузами, которые в рамках реформы РАН отошли от Академии наук. И большинство ученых говорят, что с приходом ФАНО для них увеличился объем бумажной работы и проблем с бюрократией.

«Обалдеть! Удивительный вариант, — искренне воскликнул один из опрошенных «Газетой.Ru» академиков, узнав о назначении Котюкова. — Это, конечно, безобразие — назначать человека с финансовым бэкграундом, который никогда в науке не работал, главой Министерства науки и высшего образования!

Это полный нонсенс. Он не понимает, что такое наука, в ней надо поработать какое-то количество лет, чтобы понимать, что это за область деятельности.

Но все-таки это не самый плохой вариант. Осторожный позитив связан с тем, что худо-бедно ученых он все-таки слушал. Он вполне прислушивался к мнению Научно-координационного совета ФАНО, понимал свои недостатки в плане образования и опыта, то есть он обучаемый человек».

По словам ученого, согласившегося говорить с «Газетой.Ru» на условиях анонимности, для министра такого масштаба «очень не вредно» иметь международную репутацию — причем не управленческую, а научную. «Представьте себе — он будет рулить участием России в международных научных проектах. Надо же понимать, что это за проекты!» — добавил он.

Ранее положительно воспринял известие о разделении Минобрнауки вице-президент РАН академик Алексей Хохлов. «Безусловно, я вижу в этом одни плюсы, я неоднократно говорил, что поддержу любую схему реорганизации, если университеты и научные институты будут в одном ведомстве. Так и случилось, и я этим очень удовлетворен, — заявил академик.— Наука требует притока новых кадров, поэтому она тесно связана с высшим образованием. Разделение пошло верным путем. Ведь средняя школа, детские сады, ясли -— это все-таки специальные вопросы, и пусть этим занимается Министерство просвещения, хотя тут тоже есть вопросы, связанные с высшим образованием, ведь у нас есть школы и колледжи при университетах. Но, тем не менее, эти вопросы можно решить в рамках двух ведомств».

«Я испытываю большое уважение к Михаилу Котюкову. Он безусловно квалифицированный человек с государственным мышлением, и я понимаю, что он зажат в определенных рамках», — заявил Михаил Маров, академик, завотделом планетных исследований и космохимии Института геохимии и аналитической химии РАН

Ранее своим указом президент России упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), передав его функции Министерству высшего образования и науки Российской Федерации.

Отныне функции управления академическими институтами переходят в Министерство науки и высшего образования. Основные задачи, которые предстоит решать этому Министерству, сформулированы в указе президента.

В частности, это обновление приборной базы на 50% и создание в России минимум пятнадцати научно-образовательных центров мирового уровня с участием инновационных предприятий, выпускающих конечную продукцию.

«Думаю, новое министерство сконцентрируется на выполнении этих задач. Но все же нельзя забывать, что важнейший сектор науки — это академическая наука. Она должна сохранить свою идентичность, и, надеюсь, она ее сохранит», — уверен Хохлов.

Нынешнее Министерство образования и науки создано в 2004 году и является правопреемником Министерства образования, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки Российской Федерации. До 1996 года начальным и средним образованием управляло Министерство образования, а высшим и послевузовским образованием и наукой — Государственный комитет по высшему образованию.

Ранее в качестве кандидатов на пост министра науки назывались нынешний замглавы Минобрнауки академик Григорий Трубников и глава Российского научного фонда Александр Хлунов.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Распоряжение от 12 ноября 2019 года №2986-р. В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Также уточняются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры.

4 декабря 2019 , Присуждены премии Правительства России в области науки и техники за 2019 год Распоряжение от 29 ноября 2019 года №2846-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 131 соискатель. Премии присуждены за работы в области медицины, энергетики, геологии, производственных технологий, материаловедения, машиностроения, транспорта, информационных технологий, экологии и сельского хозяйства.

2 декабря 2019 О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2854-р

12 октября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Присуждены премии Правительства России в области науки и техники для молодых учёных за 2019 год Распоряжение от 7 октября 2019 года №2323-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 25 соискателей. Премии, в частности, присуждены за разработку и внедрение методов и систем интеллектуального управления роботами различного вида и назначения, комплексной системы обеспечения устойчивого жизненного цикла зданий и сооружений, форвакуумных плазменных электронных источников для обработки и модификации диэлектрических материалов.

3 октября 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Правительство Российской Федерации одобрило проект Соглашения между правительствами России и Кубы о научно-техническом и инновационном сотрудничестве Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2242-р. Цель Соглашения – расширение и укрепление связей между научными и образовательными организациями, а также другими организациями России и Кубы, осуществляющими сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах.

20 сентября 2019 , Миграционная политика Правительство внесло в Госдуму законопроекты о совершенствовании процедуры проведения комплексного экзамена по русскому языку для иностранных граждан Распоряжения от 18 сентября 2019 года №2084-р, №2085-р. Принятие законопроектов позволит обеспечить единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на территории России и за её пределами, повысить качество его проведения, более эффективно осуществлять контроль и надзор за деятельностью образовательных организаций при проведении экзамена, исключить риски возможной фальсификации сертификатов.

11 сентября 2019 , Автомобильный транспорт. Безопасность дорожного движения О решениях по итогам заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения О повышении защищённости детей от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

7 сентября 2019 Присуждены премии Правительства России в области образования за 2019 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1944-р. Лауреатами премий в 2019 году стали 10 соискателей. Премии присуждены за разработку цифрового образовательного комплекса по теоретической и инженерной механике, учебники и научно-практические пособия по геотехнике, а также за учебно-научные издания в области современных информационно-измерительных и управляющих радиоэлектронных систем.

7 сентября 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Увеличен размер премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных Постановление от 31 августа 2019 года №1121. С 2020 года размер денежной части премий Правительства России в области науки и техники для молодых учёных увеличен с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей.

23 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Установлены показатели реализации Стратегии научно-технологического развития, динамика которых подлежит мониторингу Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р. Определены 11 показателей, отражающих ход реализации Стратегии по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

23 августа 2019 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность Утверждены правила функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества Постановление от 17 августа 2019 года №1067. Принятые решения направлены на обеспечение информационно-аналитического сопровождения волонтёрской деятельности, позволят сформировать единую площадку по взаимодействию институтов добровольческой деятельности.

Министерство образования и науки России отныне разделено на два ведомства - министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Портал profiok.com рассказывает о том, зачем это было сделано и какие задачи стоят перед новыми ведомствами.

Историческая преемственность В 1802 году император Александр I издал манифест о создании в России Министерства просвещения в целях "воспитания юношества и распространения наук". Иными словами, впервые это словосочетание прозвучало в нашей стране более двухсот лет назад. На протяжении этого периода, разумеется, проводились реформы: образование то объединяли с культурой или наукой, то снова разъединяли эти сферы.

После развала СССР образование вновь объединили с научной сферой. Министерство образования и науки занималось и детскими садами, и вузами, и регулированием научной деятельности. Как ни выстраивай управленческую политику, сложно сформировать единую стратегию, одновременно приводящую к двум разным целям. А цели действительно разные: к примеру, высшее образование и наука охотятся за талантами, а школы и детские сады должны стремиться дать равные возможности всем.

Яркий пример - атака на ЕГЭ, предпринятая представителями РАН в конце апреля. С точки зрения чиновников, ЕГЭ - социальный лифт, возможность для человека из глубинки попасть в столичный вуз. Академики, наоборот, полагают, будто ЕГЭ убивает творческое начало: не случайно, мол, победители олимпиад не всегда хорошо сдают единый экзамен. Тот факт, что у гениев-олимпиадников не все хорошо с ЕГЭ, Ольга Васильева тоже заметила. Правда, вывод сделала другой: видимо, что-то нечисто с этими олимпиадами, раз их победители не в состоянии ответить на элементарные вопросы по профильным предметам.

И так во всем. По мнению Ольги Васильевой, задача школы - воспитать человека и обеспечить ему качественные базовые знания независимо от того, в какой именно школе он учится. Все остальное - расширенные учебники, дополнительные занятия, кружки и секции - возможно, но не вместо, а плюс к базовой программе. Освоил основное - расширяй знания.

Словом, под каждую из глобальных задач теперь создано отдельное ведомство. "Это позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования", - своеобразно, но доходчиво объяснил президенту смысл реформы Дмитрий Медведев. Министерство просвещения займется общим и средним профессиональным образованием, дополнительным образованием и профессиональным обучением работников всех возрастов. Министерству науки и высшего образования достались вузы, наукограды, научные центры, инновации и так далее.

Росмолодежь и Рособрнадзор теперь подчиняются правительству напрямую. Напомним, что курирующий вице-премьер в этой сфере - Татьяна Голикова, возглавлявшая ранее Счетную палату РФ.

Вузы и наука Бесконечная история с реформированием РАН показала, что с системой управления наукой у нас в стране до сих пор туго. С учетом задач, поставленных президентом, то есть необходимости технологического и научного рывка, так больше продолжаться не могло. В стране должно было появиться отдельное ведомство, которое координировало бы развитие вузовской и академической науки.

Новое министерство науки и высшего образования создано на базе ликвидированного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Должность министра отдана главе ФАНО Михаилу Котюкову . Когда создавалось ФАНО , идея была в том, чтобы развести управление имуществом и собственно научную работу. В ходе реформы РАН эти сферы разошлись так далеко, что развитие науки забуксовало. Теперь, как мы видим, делается новая попытка выстроить систему управления наукой. Примечательно, что в рамках одного ведомства оказалась связка науки и высшей школы. Это означает, что государство делает серьезную ставку на развитие вузовской и молодежной науки - например, аспирантуры.

В майском указе говорится, что к 2024 году наша страна должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные разработки в сферах, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Кроме того, необходимо увеличить финансирование науки "за счет всех источников" (то есть не только из бюджета), а также сделать работу в России привлекательной для отечественных и зарубежных исследователей и ученых. Для этого будут развиваться проекты мегасайенс, создаваться научно-образовательные центры, обновляться материально-техническая база научных организаций. Наконец, должна быть сформирована целостная система подготовки и профессионального роста научных кадров.

Глава РАН Александр Сергеев выразил удовлетворение тем фактом, что в майский указ вошли многие идеи представителей академии. После принятия поправок в закон о РАН академия наук получила полномочия по координации всей фундаментальной науки в стране, причем вне зависимости от того, где именно ведутся исследования. Хочется верить, что реформа системы управления наукой ощутимо повысит эффективность научных исследований, и измеряться эта эффективность будет в более осязаемых показателях, нежели индексы цитирования в научных журналах, которые все уже давно научились накручивать.

Просвещение

Надо сказать, судя по публичным выступлениям Ольги Васильевой, тема управления научным развитием всегда была от нее несколько дальше, чем обучение и воспитание школьников. Когда министр переключается в разговоре с мегасайенс-проектов на обучение музыке, игру в шахматы или просто произносит слово "детишки", у нее заметно меняется тембр. Наверное, правильно, что человек, работающий в должности министра, отныне будет полностью погружен в задачи, круг которых определяет не только служебный долг, но и душевная привязанность.

Согласно майскому указу от 07.05.2018 , через шесть лет Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Предполагается, что для этого на всех уровнях будут внедряться новые технологии и методы обучения, а также будет обеспечено качество и доступность образования.

При этом внимание будет уделяться и воспитанникам детских садов, и работающим гражданам, которые захотят обновить свои профессиональные навыки и компетенции, включая, например, "цифровые" знания и умения.

Министерство будет создавать условия для раннего развития детей до трех лет, выявлять и развивать способности у детей и молодежи (у всех, а не только у одаренных детей в элитных школах - прим. profiok.com), займется профориентацией, развитием волонтерства и наставничества. Отдельная задача - обеспечить профессиональное развитие педагогических работников: к 2024 году в систему профессионального роста должен быть вовлечен, как минимум, каждый второй учитель. Перед ведомством также стоит задача модернизации сферы профессионального образования и развертывания системы конкурсов профессионального мастерства, которая откроет гражданам возможности для карьерного роста. Помимо этого, к задачам в сфере образования отнесено "воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций".

Глава кабмина Дмитрий Медведев поручил всем ведомствам к 29 июня 2018 года разработать динамику целевых показателей в относящихся к ним сферах, затронутых в майском указе, уточнить перечни задач, определить "вехи" (контрольные точки) и ответственных. Проекты национальных программ появятся позже - в середине августа, планы мероприятий по их реализации - к концу сентября.

Поэтому конкретики пока, конечно, нет. Но, похоже, проект "5-100", по поводу эффективности которого так радикально разошлись мнения Ольги Васильевой и вице-премьера Ольги Голодец, явным образом нигде не фигурирует. Скорее всего, это к лучшему: нам нужны не позиции в рейтингах, а достойный уровень образования в масштабе всей страны. 24 мая Ольга Васильева приехала на "Последний звонок" в свою родную школу. "Наша главная цель - это просвещение в России, которое затронет разные уровни образования, в том числе образование взрослых", - так она сформулировала в разговоре с педагогами основные задачи Министерства просвещения, добавив, что в стратегических задачах, поставленных президентом, много внимания уделяется воспитанию.

Итак, министерство науки и высшего образования займется подготовкой кадров для технологического рывка, а также будет создавать условия для этого самого рывка, повышая эффективность научных исследований. Основная задача министерства просвещения - формировать нацию, создавая равные условия для всех, изживая "ценности" 1990-х, приучая детей трудиться, уважать друг друга, любить свою страну и свою культуру. Это в корне разные цели, и вряд ли кто-нибудь возьмется определить, какая их них важнее.

Межведомственное взаимодействие

Разъединение "сиамских близнецов" - операция сложная и ответственная. Реорганизация Минобрнауки продлится до конца финансового года, и с января 2019 года каждое из новых министерств заживет собственной самостоятельной жизнью. Но разделить сферы влияния и ответственности не так-то просто. К какому ведомству, например, будут относиться педагогические институты? Наверное, логично было бы отдать их министерству просвещения, раз уж оно занимается учителями, но тогда они могут со временем "выпасть" из российской системы высшего образования.

Есть вопросы и к ЕГЭ. До сих пор усилиями предыдущих руководителей Минобрнауки учеба в школе воспринималась исключительно как подготовка к поступлению в вуз. Сейчас ситуация меняется, и получение рабочей профессии, как и обучение в колледже или техникуме вместо института, уже не выглядят крахом карьеры на самом ее старте. Может быть, пришло время пересмотреть подход к ЕГЭ и не заставлять сдавать его тех, кто не собирается продолжать учебу в университете?

С другой стороны, профориентация сейчас начинается, как правило, со школьных лет, если не с детского сада. Во многих школах существуют профильные классы, обучение в которых гарантирует поступление в конкретный вуз. Словом, у новых ведомств есть немало точек соприкосновения, и эффективность их работы будет зависеть, в том числе, и от того, насколько быстро они смогут достичь общего видения и понимания целей и задач друг друга.

Представляя новых министров Ольгу Васильеву и Михаила Котюкова коллективам Минобрнауки и ФАНО , вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что важно работать над стратегическими задачами слаженно и сообща, а инициативы "в чувствительных сферах" необходимо обсуждать с обществом и экспертами. Оба министра в ответ заверили, что настроены на конструктивное сотрудничество.

"Я считаю, что формирование команд, дружественная среда в нашем социально-экономическом блоке - это важно, потому что если работают единомышленники, все получается", - заключила Голикова.

  • Закон о реформе РАН: процесс уничтожения продолжается...

    Шесть лет назад, 27 сентября 2013 года, был подписан федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук...». Сегодня мы подводим печальные итоги процесса уничтожения РАН, который, увы, продолжается.

  • О последствиях новых подходов к организации контактов с зарубежными учеными

    ​Приказ Минобрнауки о регламентации контактов российских ученых с иностранцами может подорвать реализацию крупных государственных программ: «программы 5/100», направленной на наращивание потенциала российских университетов, и программы мегагрантов.

  • На Петербургском международном экономическом форуме рассказали о науке

    ​Какие разрывы нужно преодолеть российской науке, что важнее - открытия отдельных ученых или научных групп, что мешает бизнесу воспринимать многие идеи современных ученых? Об этом и многом другом представители науки, власти и бизнеса рассказали на сессии ""Большие вызовы" - стимул для развития науки" Петербургского международного экономического форума 2017.

  • Задачи нацпроекта «Наука» можно выполнить благодаря усилиям РАН и Минобрнауки

    ​Задачи, поставленные в национальном проекте "Наука", можно решить благодаря слаженной совместной работе Российской академии наук (РАН) и Министерства науки и высшего образования (Минобрануки) РФ, сообщил глава Минобрнауки Михаил Котюков на общем собрании РАН.

  • Внимание чиновников к исследованиям ученых оборачивается лишь усилением бюрократического пресса

    ​Президент РФ Владимир Путин рассказал о планах по заманиванию обратно в Россию наиболее успешных ученых-россиян. Избранный в сентябре 2017 года новый президент Российской академии наук Александр Сергеев энергично взялся за дело (в минувшем январе оба президента встретились и остались довольны друг другом).

  • , ул. Тверская , д. 11
    55°45′37″ с. ш. 37°36′33″ в. д. H G Я O L

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России ) - федеральный орган исполнительной власти России, действовавший в 2004-2018 годах (и ранее в 1996-1999 гг.) и осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования , научной , научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий , государственных научных центров и наукоградов , интеллектуальной собственности , а также в сфере молодёжной политики, воспитания , опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    Прекратило существование в связи с разделением на два ведомства: министерство просвещения Российской Федерации и министерство науки и высшего образования Российской Федерации .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Фильм для Министерства образования и науки РФ

      ✪ «Час с министром» - Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева

      Круглый стол Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ

      ✪ Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. на ПМОФ-2018

      Субтитры

    История

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) образовано в 2004 году и являлось правопреемником Министерства образования Российской Федерации, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки Российской Федерации (1996−1999), которое было образовано из двух ведомств: до 1996 года начальным и средним (в том числе средним специальным и профессионально-техническим) образованием управляло Министерство образования Российской Федерации (1991−1996), а высшим и послевузовским образованием и наукой - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993−1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991−1993). Последнее было реорганизовано (путём передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из просуществовавшего лишь две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР , которое объединило ведомства СССР и РСФСР: Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям. Министерство образования РСФСР (позже Российской Федерации), созданное в 1988 году (при объединении Министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию), при распаде СССР в 1991 году стало правопреемником:

    • Государственного комитета СССР по народному образованию ( −), образованного в результате слияния трёх министерств СССР:
      • Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР)
      • Министерство профессионально-технического образования СССР.

    Министерство образовано при создании первого правительства Фрадкова указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.

    Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, - Федеральному агентству по образованию , Федеральному агентству по науке , Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки .

    Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко , который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 года была установлена численность центрального аппарата министерства - 380 человек - и адреса его размещения: улица Тверская , дом № 11/4; Брюсов переулок , дом № 21, строение 1 и 2; Чистопрудный бульвар , дом № 6 (в здании бывшего Министерства образования Российской Федерации на улице Люсиновской было размещено Федеральное агентство по образованию). Также было установлено, что центральный аппарат имеет 6 департаментов по основным направлениям деятельности, а министр имеет двух заместителей.

    20 мая 2004 года подведомственное министерству Федеральное агентство по науке было переименовано в .

    13 августа 2005 года учреждена дополнительная должность статс-секретаря - заместителя министра.

    18 августа 2008 года количество заместителей министра было увеличено до пяти, численность центрального аппарата - до 430 человек, а количество департаментов - до семи.

    15 мая 2010 года количество заместителей министра было увеличено до семи, численность центрального аппарата - до 850 человек, а количество департаментов - до восемнадцати.

    Под эгидой Министерства и Федерального агентства по образованию проводится Всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету (данные 2007 года). Минобрнауки России координирует вопросы реализации Приоритетного национального проекта «Образование» .

    Согласно указу Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года (вступил в силу 10 марта) были упразднены Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с передачей их функций непосредственно Министерству образования и науки .

    Согласно указу Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и выведена из подчинения Минобрнауки России вместе с расширением круга регулируемых ею вопросов .

    Во второй половине 2010-х годов периодически озвучивалась идея разделения Минобрнауки на два ведомства: одно ответственное за образование, другое - за науку.

    15 мая 2018 года Минобрнауки было разделено на два отдельных министерства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Рособрнадзор и Росмолодёжь перешли в управление Правительства РФ .

    Компетенция Минобрнауки России

    Минобрнауки России регулирует в следующих областях:

    • научная , научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;
    • развитие федеральных центров науки и высоких технологий ;
    • государственные научные центры и наукограды ;
    • воспитание , опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
    • социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ;
    • уникальные научные стенды и установки;
    • национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

    Руководство

    Министры

    Заместители министра

    • Фридлянов, Владимир Николаевич (5 апреля 2004 - 15 мая 2010 )
    • Свинаренко, Андрей Геннадьевич (8 апреля 2004 - 22 марта 2007 )
    • Ливанов, Дмитрий Викторович (19 ноября 2005 - 27 марта 2007 ) - статс-секретарь
    • Сентюрин, Юрий Петрович (27 апреля 2007 -11 ноября 2010; до 16 июня 2010 - статс-секретарь)
    • Калина, Исаак Иосифович (11 сентября 2007 - 9 ноября 2010)
    • Миклушевский, Владимир Владимирович (1 сентября 2008 - 19 октября 2010)
    • Хлунов, Александр Витальевич (1 сентября 2008 - 8 февраля 2010)
    • Пономарёв, Алексей Константинович (9 июня 2010 - 17 апреля 2012 )
    • Мазуренко, Сергей Николаевич (25 марта 2010 - 7 июня 2012 )
    • Биленкина, Инна Петровна (15 июня 2010 - 1 августа 2012 )
    • Лобанов, Иван Васильевич (16 июня 2010 - 28 января 2011 ) - статс-секретарь
    • Камболов, Марат Аркадьевич (12 ноября 2010 - 2 августа 2014 )
    • Дулинов, Максим Викторович (17 ноября 2010 - 9 июня 2012 )
    • Реморенко, Игорь Михайлович (3 февраля 2011 - 20 июля 2013 ; до 5 июня 2012 - статс-секретарь)
    • Климов, Александр Алексеевич (14 июня 2012 - 9 сентября 2016 )
    • Федюкин, Игорь Игоревич (14 июня 2012 - 6 июня 2013 )
    • Повалко, Александр Борисович (18 июня 2012 - 15 декабря 2016 )
    • Третьяк, Наталья Владимировна (18 июня 2012 - 8 декабря 2016 ; до 2 августа 2013 - статс-секретарь, после - первый заместитель)
    • Толстикова, Екатерина Андреевна (11 сентября 2014 - 12 ноября 2016 )
    • Переверзева, Валентина Викторовна (с 22 марта 2017 ) - первый заместитель
    • Каганов, Вениамин Шаевич (с 25 июня 2013 )
    • Огородова, Людмила Михайловна (с 26 августа 2013 )
    • Кузнецова, Ирина Владимировна (с 1 декабря 2016 )
    • Трубников, Григорий Владимирович (c 25 января 2017 )
    • Зенькович, Павел Станиславович (с 6 февраля 2017 ) - статс-секретарь
    • Синюгина, Татьяна Юрьевна (с 25 марта 2017 )

    Структура центрального аппарата

    Ведомственные награды (описание)

    Медаль Л. С. Выготского

    Медаль Л. С. Выготского - ведомственная медаль Министерства образования и науки Российской Федерации, учреждённая приказом Минобрнауки России № 546 от 12 мая 2016 года (уточнения внесены приказом № 1223 от 26 сентября 2016 года ). Учреждение медали было связано с празднованием 120-летнего юбилея со дня рождения Л. С. Выготского, внёсшего значительный вклад в развитие наук о развитии человека в природе, культуре и обществе.

    Порядок награждения

    Медалью Л. С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических наук, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющих научную или образовательную деятельность (далее - работники), внесшие значительный вклад:

    в развитие культурно-исторического подхода в психологии; в совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан; в научно-методическое обеспечение психологической поддержки. Медалью награждаются работники, имеющие стаж работы в области психологических наук не менее 20 лет, в том числе в представляющей к награждению образовательной или научной организации не менее 5 лет.

    Описание знака награды

    Медаль Л. С. Выготского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм изготавливается из сплава нейзильбер с последующим оксидированием.

    На лицевой стороне медали прямое рельефно-графическое изображение портрета Л. С. Выготского. По окружности медали с правой стороны рельефная надпись буквами "ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ" и обозначены годы его жизни 1896-1934.

    На оборотной стороне по кругу надпись «Министерство образования и науки Российской Федерации», в центре выпуклыми заглавными буквами в 4 строки надпись «ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК», снизу вверх по окружности направо и налево - по одной лавровой ветви.

    Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с четырехугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм, обтянутой белой шелковой муаровой лентой шириной 20 мм. В середине ленты две вертикальные поперечные синие полоски шириной 3 мм, разделяемые белой полоской в 1 мм. Боковые края ленты окаймлены синей полоской шириной 1 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. Оборотная сторона колодки представляет собой металлическую пластину с креплением в виде булавки.

    Министерства образования и науки Российской Федерации.

    Награда была учреждена 13 января 1999 года приказом Министерства общего и профессионального образования России № 44 от 13.01.1999 . В 2004 году в связи с переименованием министерства приказом Минобрнауки № 84 от 06.10.2004 положение было переработано и опубликовано под наименованием «Положение о знаках отличия в сфере образования и науки» . Преобразована и прекратила существование в прежнем виде 26 сентября 2016 года в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1223 от 26.09.2016 .

    Порядок награждения

    Награждаются работники образовательных учреждений (организаций) высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, работники образовательных учреждений (организаций) других министерств и ведомств, а также работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:

    • значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники и культуры, реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, а также программ соответствующего дополнительного образования и переподготовки специалистов, обеспечении единства обучения и воспитания, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
    • внедрение в образовательный процесс форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний и новых технологий, которые обеспечивают развитие самостоятельности студентов, индивидуализацию их обучения;
    • успехи в практической подготовке студентов, аспирантов и слушателей, руководство научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью обучаемых;
    • достижения в исследованиях по актуальным проблемам фундаментальных, поисковых, прикладных наук, в том числе, по проблемам образования;
    • достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
    • успехи в разработке учебной литературы и производстве учебных пособий и оборудования;
    • заслуги в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования;
    • успехи в организации финансово-хозяйственной деятельности, развитие и укрепление материально-технической и экспериментально-производственной базы учреждений (организаций) образования;
    • постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).

    Награждаются работники, имеющие стаж работы в системе соответствующего профессионального образования не менее 15 лет.

    Награждение производится приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

    Вручение нагрудного знака «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и соответствующего удостоверения к нему производится в торжественной обстановке по месту работы награждённого.

    Привилегии награждённых

    Почётным работникам высшего профессионального образования Российской Федерации работающим в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения.

    Описание знака награды

    Знак награды представляет собой медаль с прикрепляемой при помощи ушка и кольца с прямоугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм и обтянутой белой шелковой муаровой лентой. Боковые края ленты окаймлены синей поперечной полоской шириной 3 мм на расстоянии 1 мм от краев, а в середине ещё две поперечные полоски шириной 3 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. На лицевой стороне медали имеется надпись «Почётный работник высшего профессионального образования», окаймленная с правой стороны оливковой ветвью.

    Знак награды носится на правой стороне груди под государственными наградами Российской Федерации.

    См. также . Дата обращения 18 марта 2018.
  • Минобрнауки РФ займется вопросами молодежной политики в России
  • СМИ сообщили о планах разделения Минобрнауки на два ведомства (неопр.) . Lenta.ru (20 августа 2016). Дата обращения 12 мая 2018.