Высокий уровень развития науки и техники, возросшие объемы информации не позволяют обычному человеку, не гению, стать высококлассным специалистом в нескольких областях знаний. Для большинства людей становится возможным получить только тот объем знаний, который необходим для изучения того или иного предмета, той или иной профессии. Т.е. подавляющее большинство дипломированных специалистов имеет только одно , но и этого им вполне достаточно для самореализации в жизни.

Только имея те знания, которые можно получить в вузе, вы можете говорить о том, что достаточно хорошо знаете теорию вашей профессиональной деятельности, чтобы считаться высококлассным специалистом. Только специальные знания по предмету, ставшему вашей профессией, делают вас профессионалом высокой квалификации, или ученым.

Высшее дает человеку не только необходимый объем специальных знаний в той или иной науки, техники, литературы, искусства, но и другие, не менее важные навыки. Во время обучения в вузе, вы получаете дополнительные знания в смежных областях, без которых сегодня не обойтись ни одному действительно грамотному и образованному человеку. В вузах студенты всех специальностей изучают , и культуру, основы права, иностранные и экономику.

Но, самое главное, во время обучения, человек получает навыки работы в информационном поле. В вузе он учиться работать с литературой, организовывать поиск необходимых для работы источников знаний, обрабатывать их, анализировать и делать выводы из того, что он узнал. Современные компьютерные технологии и возможности интернета только расширили то пространство знаний, которое доступно студентам и выпускникам вузов.

Можно сказать, что высшее образование – это другой качественный уровень восприятия информации, который отличает выпускника вуза от выпускника . Это ступенька, с которой думающий человек может продолжить свое дальнейшее образование в выбранной профессиональной сфере и смежных с ней областях знаний, которые ему пригодятся для дальнейшего роста и самосовершенствования.

Высшее образование сегодня не редкость, практически каждый школьник по окончании 11 класса идет учиться в высшее учебное заведение. Кто-то делает это осознанно, желая получить определенную профессию, а кто-то идет в ВУЗ, не задумываясь о том, насколько ему это нужно и важно.

Новые знания

Высшее учебное заведение – это, в первую очередь, источник новых знаний, которые невозможно получить в школе. Безусловно, любые знания можно черпать из соответствующих вашим запросам книг, однако никакие книги не заменят общение и взаимодействием с преподавателем, способным разъяснить непонятные моменты и передать опыт, накопленный им многолетним трудом. Кроме того, первые курсы практически всех факультетов являются общеобразовательными и включают в себя такие предметы, как философия, история, психология, социология и т.д. Развитие интеллекта еще никому не мешало, тем более что начитанность и сегодня в большой цене.

Работа по специальности

Если вы определились в том, чем хотите заниматься в течение хотя бы значительной части своей жизни, то лучший способ рано или поздно найти подходящую работу – это пойти учиться в ВУЗ. Некоторые профессии не требуют высшего образования, однако устроиться работать учителем, врачом или инженером без соответствующего диплома не получится. Есть смысл получать высшее образование даже в том случае, если вы не пойдете работать по специальности. Заглядывая в будущее, можно разглядеть ситуации, в которых диплом пригодится и обеспечит вас работой, а следовательно, и средствами к существованию. Поэтому если есть время и возможность, лучше поступить в ВУЗ, максимально подобрав специальность согласно собственным знаниям и интересам.

Престиж

Как правило, большинство абитуриентов идут учиться не на тот факультет, который им действительно интересен, а стараются поступить куда угодно, лишь бы суметь сдать вступительные экзамены. Если проходной балл позволяет учиться за счет государственных средств, то это считается большим везением, и специальность уже значения не имеет. Почему такой безответственный выбор будущей деятельности совершает большинство молодежи, только что окончившей школу? Дело в том, что наибольшее значение в современном обществе имеет собственно наличие диплома. Если просмотреть объявления о вакансиях, можно заметить удивительную вещь: высшее образование требуется и водителю автобуса, и продавцу, и мойщику окон, и даже обычному дворнику. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. К сожалению, именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения, хоть большинство из студентов не имеют желание учиться.

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Заочная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация

Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

Общеобразовательное обучение

Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

К общеобразовательным программам относятся:

  1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
  2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
  3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

Самообразование

Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

Функции образования и его ценность для общества

Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

  1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
  2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

Значение образования для человека

Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

  • свободу и независимость;
  • стабильность существования;
  • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
  • успех в обществе, социальное одобрение;
  • власть, уважительное отношение окружающих.

В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

Высшее образование - один из первых пунктов в описании требований к большинству вакансий. На деле HR-специалисты не так уж часто подшивают дипломы о высшем образовании к личным делам сотрудников. Существует представление, что поголовное высшее образование необходимо, и жизнь без него пойдет под откос. Но так ли это на самом деле? Подход к высшему образованию оброс множеством клише. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные причины получения высшего образования, и во что они выливаются в реальности. Чтобы понять, нужно ли начинать.

Когда высшее образование нужно

    Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно . И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно . Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

    Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно , ненадежно или даже неэтично . Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

    Повышение общего уровня эрудиции . Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать , чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам - психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

    Плавный переход от детства ко взрослой жизни . Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность - совершенно нормально.

Когда только кажется, что нужно

    Невозможность получить хорошую работу без высшего образования . Любимая старшими поколениями манипуляция «не будешь учиться - станешь дворником», конечно, крепко оседает в сознании и приобретает негативную окраску. Если получить высшее образование заставляют такие установки, то лучше перед поступлением в ВУЗ крепко задуматься или даже поработать с психологом. Это поможет отделить реальное желание от навязанного чувства вины. Успешность в жизни зависит от способности приспосабливаться, а не от склонности к академическим успехам. Но мы о другом.

    Получить хорошую работу без высшего образования не так уж и сложно, достаточно обладать какими-либо навыками . Делать ремонт в квартирах, например, - работа хорошая. Быть бортпроводником на пассажирском самолете, ответственным за безопасность пассажиров, при этом посмотреть весь мир - тоже хорошо. Ни для одной, ни для другой специальности высшее образование не требуется. И список можно продолжать бесконечно. Кроме того, на некоторые должности, не требующие высшего образования для трудоустройства, позволяют учиться уже за счет работодателя. Так могут сделать, например, полицейские.

    Невозможность быть уважаемым специалистом (и человеком) без высшего образования . Такая причина тоже требует психологической работы. Или, опять же, реальных примеров, которые этот миф разрушают. Акушерки, ювелиры, архитектурные реставраторы - все они не имеют высшего образования, лишь среднее. Но вряд ли кто-то будет называть их работу мало уважаемой.

Плохие причины получить высшее образование

    Родители сказали - надо . Слушатся родителей - хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

    Все получают высшее образование . Делать что-то за компанию - не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования - это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование - это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим . Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому - известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Примеры можно приводить бесконечно, суть одна: высшее образование не всегда является единственным источником для освоения профессии

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным . Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование - это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет - это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей , желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов .