Дети с нормальными интеллектуальными способностями и полноценной слуховой деятельностью зачастую страдают дисфункцией в формировании разных (звуковых, семантических и лексико-грамматических) речевых сторон. Причина формирования нарушения заключается в речевых расстройствах, что вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). Одной из самых сложных патологий является ОНР 1 степени.

Выявить наличие нарушения можно при логопедическом осмотре, после чего начинается этап коррекции, в результате которого происходит не только формирование речевого понимания, полноценного словарного запаса, но и постановка верного звукопроизношения и грамматического строя языка.
При отсутствии своевременного лечения в будущем ребенок может страдать дисграфией или дислексией.

Обращая внимание на клинический состав категории детей с ОНР можно выделить три группы:

  • ОНР неосложненной формы, которая характеризуется наличием минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся в неполном контроле тонуса мышц, моторных преобразований, а также проявлением незрелого поведения в эмоционально-волевой сфере.
  • ОНР осложненной формы отмечается у детей, страдающих неврологическими или психологическими синдромами, например, церебрастеническим, судорожным или гипердинамическим.
  • Дети, которые отличаются органическими дефектами в речевых отделах мозга, подвержены развитию грубого недоразвития речи.

Отталкиваясь от степени ОНР выделяют четыре уровня:

  • 1 уровень речевого развития характеризуется абсолютным отсутствием общеупотребительной речи – «безречевые дети».
  • При 2-ом уровне речевого развития отмечается употребление начальных элементов речи, бедным словарным запасом, а также проявлением аграмматизма.
  • Если у ребенка отмечается развернутая фразовая речь, но звуковые и смысловые стороны не полностью развиты, то речь идет о 3-ем уровне речевого развития.
  • При 4-ом уровне речевого развития наблюдаются не значительные недочеты в фонетико-фонематической, а также лексико-грамматической речевых сторонах

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Общая характеристика 2,3 и 4 уровня ОНР

Для 2 уровня ОНР характерно увеличение речевой активности. В общении ребенок применяет постоянный, но все еще искаженный и узкий запас употребляемых слов. На данном уровне ребенок способен дифференцировать предметы, действия, пользоваться местоимениями, некоторыми союзами и предлогами. Ребенок активно реагирует на картинки, которые носят знакомый характер, то есть, например, на предметы, окружающие его в повседневной жизни.

Речь строится из элементарных предложений (используется 2-3, в редких случаях 4 слова). Ребенок не может назвать цвета, формы предмета, поэтому незнакомые слова старается заменить близкой по смыслу фразой.

Для третьего уровня ОНР характерно развитие развернутой обиходной речи. При этом отмечается неполное знание некоторых слов, а также неправильное составление определенных грамматических форм. Чаще всего дети данной группы страдают от нарушения слуховой дифференциации звуков. Главной отличительной особенностью данной степени считается неспособность к словообразованию, путаница в падежах и словесных форм.

Четвертый уровень ОНР обнаруживается при детальной диагностике, ведь в жизни многие родители не обращают внимания на небольшие дефекты в речи. Основная проблема данных детей заключается в неспособности удержания фонематического образа слова, а также в нарушении дифференциации звука.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости.

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова (машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на:

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонение в развитии детей, которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение. ОНР у детей дошкольного возраста встречается чаще (40% от всего количества), чем другие речевые патологии. К общему недоразвитию речи стоит отнестись очень серьезно, так как без коррекции оно чревато такими последствиями, как дисграфия и дислексия (различные нарушения письма).

К симптомам ОНР у ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, поскольку оно может повлечь за собой целый комплекс проблем

Классификация

Недоразвитие речи может быть разной степени. Выделяются:

  • 1 уровень ОНР – полное отсутствие связной речи.
  • 2 уровень ОНР – у ребенка наблюдаются начальные элементы общеупотребительной речи, однако словарный запас очень скудный, ребенок допускает множество ошибок в употреблении слов.
  • 3 уровень ОНР – ребенок может выстраивать предложения, но звуковая и смысловая стороны еще недостаточно развиты.
  • 4 уровень ОНР – ребенок разговаривает хорошо, допуская лишь некоторые недочеты в произношении и построении фраз.

У детей с общим недоразвитием речи чаще всего выявляются патологии, полученные еще во внутриутробном развитии, либо во время родов: гипоксия, асфиксия, травмы при родах, резус-конфликт. В раннем детстве недоразвитие речи может быть следствием черепно-мозговых травм, часто возникающих инфекций, каких-либо заболеваний в хронической форме.


ОНР диагностируется к 3-м годам, хотя «предпосылки» недоразвития речи могут формироваться даже на этапе беременности и родов

Когда у малыша общее недоразвитие речи любой степени, разговаривать он начинает довольно поздно – в 3 года, некоторые – только к 5 годам. Даже когда ребенок начинает выговаривать первые слова, многие звуки он произносит нечетко, слова имеют неправильную форму, говорит он невнятно, и его с трудом понимают даже близкие люди (см. также: ). Связной такую речь назвать нельзя. Поскольку формирование произношения происходит неправильно, это отрицательно сказывается на других аспектах развития – памяти, внимании, мыслительных процессах, познавательной деятельности и даже координации движений.

Недоразвитие речи корректируется после определения уровня. От его характеристики и диагноза напрямую зависит, какие меры понадобится предпринимать. Теперь приведем более подробную характеристику каждого уровня.

1 уровень ОНР

Дети 1 уровня ОНР не умеют формировать фразы и строить предложения:

  • Они пользуются очень ограниченным запасом слов, причем основную часть такого лексикона составляют лишь отдельные звуки и звукоподражающие слова, а также несколько самых простых, часто слышимых слов.
  • Предложения, которые они могут использовать, состоят из одного слова, а большинство слов являются лепетными, как у младенца.
  • Свой разговор они сопровождают мимикой и жестикуляцией, понятными только в данной ситуации.
  • Значения многих слов такие дети не понимают, часто переставляют слоги в словах и вместо полного слова произносят только его часть, состоящую из 1-2 слогов.
  • Звуки ребенок произносит очень нечетко и невнятно, а какие-то из них вообще не способен воспроизвести. Трудными для него являются и другие процессы, связанные с работой со звуками: различать звуки и выделять отдельные из них, соединять их в слово, узнавать звуки в словах.

Программа по развитию речи для первой ступени ОНР должна включать в себя комплексный подход, направленный на развитие речевых центров мозга

При 1 уровне ОНР у ребенка прежде всего необходимо развивать понимание того, что он слышит. Не менее важно стимулировать навыки и стремление самостоятельно выстраивать монолог и диалог, а также развивать другие умственные процессы, которые напрямую связаны с речевой активностью (память, логическое мышление, внимание, наблюдательность). Правильное звуковое произношение на этом этапе не так важно, как грамматика, то есть построение слов, словоформ, окончаний, употребление предлогов.

2 уровень ОНР

На 2 уровне ОНР у детей, помимо несвязного речевого лепета и жестикуляции, уже проявляется способность строить из 2-3 слов простые предложения, хотя смысл их примитивен и выражает, чаще всего, только описание предмета или действие.

  • Многие слова заменяются синонимами, так как ребенок плохо определяет их значение.
  • Он испытывает определенные трудности и с грамматикой – неправильно произносит окончания, неуместно вставляет предлоги, плохо согласовывает слова между собой, путает единственное и множественное число, допускает другие грамматические ошибки.
  • Звуки ребенок по-прежнему произносит нечетко, искажает, смешивает, заменяет одни другими. Различать отдельные звуки и определять звуковой состав слова ребенок еще практически не умеет, так же как и соединять их в целые слова.

Особенности коррекционной работы при 2 уровне ОНР заключаются в развитии речевой активности и осмысленном восприятии услышанного. Большое внимание уделяется правилам грамматики и лексики – пополнению словарного запаса, соблюдению норм языка, правильному употреблению слов. Ребенок учится грамотно строить фразы. Ведется работа и над правильным произношением звуков, корректируются различные ошибки и недочеты – перестановка звуков, замена одних другими, обучение произношению отсутствующих звуков и другие нюансы.


На втором уровне ОНР важно подключить также фонетику, то есть работу со звуками и их правильным произношением

3 уровень ОНР

Дети 3 уровня ОНР уже могут говорить развернутыми фразами, но в основном строят только простые предложения, со сложными пока не справляясь.

  • Такие дети хорошо понимают, о чем говорят другие, но все же затрудняются воспринимать сложные речевые обороты (например, причастные и деепричастные) и логические связи (причинно-следственные отношения, пространственные и временные связи).
  • Лексикон у детей 3 уровня недоразвития речи значительно расширен. Они знают и используют все главные части речи, хотя существительные и глаголы преобладают в их разговоре над прилагательными и наречиями. При этом ребенок может по-прежнему ошибаться, называя предметы.
  • Также еще присутствует неправильное употребление предлогов и окончаний, ударений, неверное согласование слов между собой.
  • Перестановка слогов в словах и замена одних звуков другими уже встречаются крайне редко, только в самых тяжелых случаях.
  • Произношение звуков и различение их в словах хоть и нарушено, но уже в более простой форме.

Недоразвитие речи 3 уровня предполагает занятия, развивающие связную речь . Лексика и грамматика устной речи совершенствуются, освоенные принципы фонетики закрепляются. Сейчас дети уже готовятся к изучению грамоты. Можно использовать специальные развивающие игры.

4 уровень ОНР

4 уровень ОНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется уже довольно большим и разнообразным словарным запасом, хотя у ребенка возникают трудности в понимании значений редких слов.

  • Детки не всегда могут понять смысл пословицы или суть антонима. Проблему может создать и повторение слов, сложных по составу, а также произношение некоторых труднопроизносимых сочетаний звуков.
  • Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи еще плохо определяют звуковой состав слова и делают ошибки при образовании слов и словоформ.
  • Они путаются, когда приходится самостоятельно излагать события, могут пропустить главное и излишнее внимание уделять второстепенному, или повторять то, что уже сказали.

4 уровень, характеризующийся нерезко выраженным общим недоразвитием речи, является тем финальным этапом занятий по коррекции, после которого дети достигают необходимой нормы речевого развития дошкольного возраста и готовы к поступлению в школу. Все навыки и умения необходимо по-прежнему развивать и совершенствовать. Это касается и правил фонетики, и грамматики, и лексики. Активно развивается умение по построению фраз и предложений. Недоразвития речи на данном этапе уже не должно быть, а дети начинают осваивать чтение и письмо.

Первые две формы недоразвития речи считаются тяжелыми, поэтому их корректировка ведется в специализированных детских заведениях. Дети, у которых наблюдается недоразвитие речи 3 уровня, посещают занятия в классах коррекционного обучения, а с онр последнего уровня – общеобразовательные классы.

В чем заключается обследование?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Диагностирование недоразвития речи проводится у детей дошкольного возраста, и чем раньше это происходит, тем легче будет откорректировать данное отклонение. В первую очередь логопед проводит предварительную диагностику, то есть знакомится с результатами осмотра ребенка другими детскими специалистами (педиатром, неврологом, невропатологом, психологом и т. д.). После этого подробно выясняет у родителей, как протекает речевое развитие ребенка.

Следующий этап обследования – диагностика устной речи . Здесь логопед уточняет, насколько сформировались различные языковые компоненты:

  1. Степень развития связной речи (например, умение составлять рассказ по иллюстрациям, пересказывать).
  2. Уровень грамматических процессов (образование различных словоформ, согласование слов, выстраивание предложений).

Далее изучается звуковая сторона речи : какие особенности имеет речевой аппарат, каково звукопроизношение, насколько развита звуконаполняемость слов и слоговая структура, как ребенок воспроизводит звуки. Поскольку недоразвитие речи – очень сложный для коррекции диагноз, дети с ОНР проходят полное обследование всех психических процессов (в том числе слухоречевой памяти).


Выявление ОНР требует от специалиста высокой квалификации, а также наличия результатов обследования другими детскими специалистами

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: ). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

Введение

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить особенности речи детей c ОНР 3 уровня и методики, направленные на её коррекцию, что определяет цель исследования.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • специфики общего недоразвития речи 3 уровня;
  • методик, корректирующих речевое нарушение, в аспекте изучаемого дефекта.
  1. Специфика ОНР 3 уровня

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века Р.Е. Левиной. Ей же были выделены три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР :

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики» .

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак, а потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходили, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк» .

У детей с ОНР 3 уровня время появления первых слов не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте двух – трех лет, и в четырех – шести летнем возрасте .

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, отказываясь от тех, которых нет в его активном лексиконе .

Первые слова аномальной детской речи принято классифицировать следующим образом (рис.1).

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Рис.1. Первые слова аномальной детской речи

Чем меньше слов в лексиконе у ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные.

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением, пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на ранних его этапах.

Безусловно, рано или поздно в жизни детей c недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать уже приобретаемые слова друг c другом. Однако слова, соединяемые в предложения, как правило, не имеют никакой грамматической связи между собой .

Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Из-за дефектов произношения, аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны окружающим.

При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В то же время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей, что дает основание ставить вопрос о введении в практическую логопедию понятий относительного (по отношению к этапу речевого развития) и абсолютного (по отношению к возрасту) словарного запаса .

Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи 3 уровня обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. Дети с ОНР иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Такое явление, по мнению А.Н. Гвоздева, не имеет места при нормальном развитии детской речи .

Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным: и в 3, и в 5 лет, и в более поздний период.

Несмотря на то, что в некоторых условиях синтаксического построения дети грамматически правильно оформляют концы слов и им доступно их изменение, в других аналогичных синтаксических построениях на месте правильной формы слова, которую следовало бы ожидать, ребенок продуцирует некорректные формы слов или их фрагменты: «кататя аизах и коньки» (кататься на лыжах и коньках).

Если при нормальном развитии речи однажды воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает большое количество случаев образований форм слов по аналогии, то при нарушениях речевого развития дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. А поэтому в грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических построений имеются непредвиденные колебания.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных .

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжелого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжелых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи .

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Анализируя особенности связной речи дошкольников c ОНР 3 уровня, можно выяснить, что чаще всего речь этих детей не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Например: «Ева и Сясик игали. Масик бёщиль пальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку.» (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку) .

Для этих детей характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном, это свистящие, шипящие, аффикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Особенностью звукопроизношения этих детей являются недостаточное озвончение звуков [ б ] , [ д ] , [ г ] в словах, замены и смещения звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] , [ д ] , [ л’ ] , [ й ] , которые в норме формируются рано («вок гом» - вот дом; «тот тусяй молято» - кот кушал молоко; «моля любка» - моя юбка).

Фонематическое недоразвитие у детей описываемой категории проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Диагностическим показателем является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов («вототик титит вотот» - водопроводчик чинит водопровод; «ватитек» - воротничок) .

Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове («вототик» - вместо «животик», «вленок» - «львёнок», «кадовода» - «сковорода», «вок» - «волк» и т.п.). Типичными являются также персеверации слогов («хихист» - «хоккеист», «ваваяпотик» - «водопроводчик»); антиципации («астобус» - «автобус», «лилисидист» - велосипедист); добавление лишних звуков и слогов («ломонт» - «лимон»). Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка, страница).

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и падеже («я рисую краском ручкам»).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я идаю батиком» - «я играю с братиком»; «книге лезит тае»- «книга лежит на столе»); замена («нига упая и тая» - «книга упала со стола»); недоговаривание («полезя а забор» - «полезла на забор»; «полься а уисю» - «пошла на улицу») .

Подводя итог вышеописанному, можно сделать следующие выводы, дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. При ОНР III уровня речевого развития ребенок не может спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

  1. Методики, направленные на коррекцию ОНР 3 уровня

Коррекционная работа, c детьми, имеющими ОНР 3 уровня должна строиться как в рамках специализированной помощи, так и дома. В связи c этим разрабатываются методики, которые могут быть использованы родителями и методики, рекомендованные логопедам .

Так, для домашних заданий могут быть рекомендован следующий комплекс упражнений, применяемый в аспекте той или иной лексической темы.

Лексическая тема «Осень. Деревья»

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра «Один – много». Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.
  3. Повтори рассказ-описание об осени. Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.
  4. Игра «Чей листочек?». У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.
  5. Выучить стихотворение.

Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

Лексическая тема «Овощи»

  1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный - короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
  2. Игра «Назови ласково». Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.
  3. Игра «Доскажи словечко». Сравнить по форме. Огурец овальный, а помидор …. Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

Сравнить на ощупь. Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

  1. Игра «Что лишнее?». Огурец, кабачок, капуста, морковка (по цвету). Капуста, помидор, лук, огурец (по форме). Репа, чеснок, яблоко, огурец (фрукт).
  2. Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой. Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.
  3. Отгадай загадки. Одну выучить наизусть.

Я важный и сочный. У меня красные щечки (помидор)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая (морковь)

На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый (огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – меня в них ищи (капуста)

Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

Лексическая тема «Одежда»

  1. Выучить слова: шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
  2. Игра «Одень гномика». Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.
  3. Игра «Купим одежду для девочки», «Купим одежду для мальчика». Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.
  4. Составить рассказ – описание об одежде.

Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

  1. Выучить стихотворение.

Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

Я сошью ему штанишки. И конфетку положить…

Так в рамках темы «Ягоды», можно закрепить название ягод, научиться составлять предложения; развивать у детей внимание, память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Реализация этих целей возможна в ходе:

Игры «Что с чем рядом?»

На доске – 5-6 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой)? Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина и т.д.

Игры «Составление предложение».

На доске – три картинки с изображением ягод. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку?» Дети отвечают.

Физминутки.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдём,

Их в корзинки соберём

И домой мы принесём

Мы кричим в лесу: «АУ»!

Эхо там живёт в бору.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению.

Игры «Подбери слово».

Логопед спрашивает детей: «ЧТО можно делать с ягодами?» (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т.д.)

Составления рассказа «Ягоды».

Шиповник-это ягода. Она растёт в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него - маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нём много витаминов.

Дети хором произносят рассказ. Затем логопед предлагает детям различные вариации пересказов , а именно:

1.«Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах. Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают текст.

3.Пересказ по кругу. Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.

4.Пересказ группе детей. Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

В качестве методик в работе c детьми, также можно использовать:

  • игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  • рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  • игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • составление описания предмета по собственному рисунку;
  • использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

Заключение

В ходе работы было выяснено, что в логопедии под понятием «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Различают 3 уровня речевого недоразвития.

Дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо множества недостатков в развитии связной речи, у детей c ОНР 3 уровня страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, семантические.

Дети с общим недоразвитием речи требуют целенаправленной коррекционной работы. Успешная работа по преодолению ОНР 3 уровня у детей, возможна только в синтезе усилий логопедов и родителей. Для комплексной коррекции сегодня, разрабатываются, различные картотеки с упражнениями, которые помогают работать c детьми, как специалистам, так и родителям.

Список использованной литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 285 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. – 236 с.
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Академия, 2007. – 361 с.
  5. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников./ Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2010. – 256 с.
  6. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство – пресс, 2007. – 224 с.
  7. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Нева, 2005. – 315 с.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2007. – 247 с.
  9. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2009. – 361 с.
  10. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2008. – 298 с.

В последнее время у большого числа детей обнаруживаются различные нарушения развития: трудности с обучаемостью, нарушения письма и чтения, разнообразные речевые расстройства, дефекты внимания и памяти. Все это добавляет работы детским специалистам: неврологам, дефектологам, логопедам. Последние часто сталкиваются с ОНР - симптомом, характерным для многих нарушений детского развития.

Что такое ОНР

ОНР в логопедии (общее недоразвитие речи) - это обобщенное название обширной группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с сохраненными слухом и интеллектом. Недоразвитие характеризуется искажением фонетического, грамматического и артикуляционного строя речи и сочетается с отставанием в речевом развитии.

Речь является высшей психической функцией, которая формируется только в человеческом обществе и только в определенное время. Это связано с сензитивными периодами развития соответствующих отделов головного мозга (речевых центров), поэтому отсутствие речи у ребенка в возрасте 2-3 лет является серьезным поводом для беспокойства.

Важно! Несвоевременная или недостаточная коррекция ОНР отражается в дальнейшем во взрослой жизни: проблемы в учебе, несформированность коммуникативных умений, неадекватность самооценки, личностное неблагополучие…

На сегодняшний день существует определенная путаница в логопедических терминах и классификациях. Так, 1 и 2 уровни заболевания автоматически относятся к ТНР (), а 4 уровень похож на фонетико-фонематическое недоразвитие. Вместе с тем запись

«ОНР» часто можно увидеть и при постановке таких диагнозов, как задержка психического развития, педагогическая запущенность и пр. Становится не совсем понятно, что это за диагноз – ОНР.

Очевидно, что данное нарушение является неотъемлемой составляющей ряда патологических состояний детского развития. Можно утверждать, поэтому, что ОНР - это большая совокупность речевых патологий, от наиболее легких и быстро поддающихся исправлению до довольно стойких и трудно корригируемых.

Уровни и формы ОНР

Поскольку речевые расстройства многообразны и отличаются степенью стойкости и тяжести, принято различать . Формы указывают на анатомический дефект, лежащий в основе нарушения речи, а уровни отражают степень этого нарушения и его конкретную выраженность (недоразвитие какого именно компонента речи преобладает).

К формам ОНР относят:

  1. Неосложненную (в основе лежат минимальные мозговые дисфункции). При этой форме для ребенка характерна нормально выраженная потребность в общении, однако, в силу органических поражений, нарушены эмоционально-волевое развитие, моторная ловкость, что приводит к тому, что для окружающих детей такой ребенок может выступать не как самый желанный партнер по взаимодействию.
  2. Осложненная (в основе лежат неврологические нарушения). Первичный дефект обуславливает не только речевые, но и иные моторные и психические расстройства. Поэтому осложненные формы часто встречаются у детей с ДЦП, психопатическими синдромами, аутизмом. Общение со сверстниками в таких ситуациях значительно осложняется, что лишает ребенка возможности скорректировать дефект за счет нахождения в языковой среде.
  3. Грубое недоразвитие (обусловлено нарушением речевых центров ГМ). Способности к освоению речи у детей с такими нарушениями сведены к минимуму. Даже при условии систематической и полноценной коррекции речь ребенка не будет похожа на речь нормально развивающегося сверстника.

Уровни речевого развития:

Причины

При сборе логопедом анамнеза часто выявляются , обусловливающие возникновение ОНР у детей: асфиксии, родовые травмы, внутриутробные гипоксии, ранние инфекции, частые ОРЗ и пр.

Правильный подход к проблеме предполагает понимание того, что данное нарушение - это последствие некоего первичного дефекта ( , дизартрия, заикание и пр.). Соответственно, успешная коррекция возможна только при правильном указании фундамента ОНР.


Симптоматика

В норме речевое развитие ребенка начинается с 4-месячного возраста, когда появляется гуление, затем лепетание, которые к 1 году оформляются в осмысленные и осознанные слова. К 2 годам здоровые малыши могут строить двух-трехсложные предложения, в состоянии выучить короткий простой стишок или потешку. Общение ребенка со взрослым носит постоянный активный характер и инициируется малышом чаще, чем взрослым.

Важно! Если вышеперечисленные особенности детского развития не наступают в положенное время, это повод заподозрить задержки речевого развития и обратиться к логопеду.

Кроме этого, в зависимости от формы ОНР, могут наблюдаться также следующие симптомы:

  • Отсутствие интереса к общению (для осложненной формы и ГНР).
  • Недостаточно активная умственная деятельность.
  • Нарушения памяти и внимания.
  • Значительные фонетические искажения.
  • Очень бедный словарный запас.


Принципы диагностики и коррекции ОНР

Очевидно, что пока ребенок не заговорит, заметить большинство симптомов болезни просто не представляется возможным. Вместе с тем, например, и 2 уровня можно ожидать при наличии у ребенка в анамнезе анатомо-физиологических факторов, которые провоцируют развитие заболевания (травмы, инфекции, асфиксии и т. д.).

  1. Поэтому одним из основных принципов диагностики ОНР является качественный сбор и анализ анамнестических данных.
  2. Также важно проводить диагностическую работу параллельно с выявлением уровня развития всей психической деятельности в целом, чтобы найти точки компенсации речевого дефекта.
  3. Вывод об уровне и форме ОНР делается на основе многостороннего сравнения речи пациента с нормативными для его возраста значениями. Чем сильнее отклонение от нормы, тем более выражено ОНР ().
  4. Для дальнейшей коррекционной работы большое значение имеет принцип динамического изучения ребенка. Это позволяет отследить его прогресс и оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • Учет психологических последствий дефицита речевого общения.
  • Дифференцированный подход к пациенту, в зависимости от степени нарушения.
  • Принцип единства речи и остальных психических функций.
  • Принцип опоры на сохранные звенья речевой деятельности.

Профилактика ОНР

Поскольку первопричинами ОНР считаются органические факторы, крайне важно максимально исключить их еще на стадии вынашивания ребенка. Для этого будущая мама должна вести здоровый образ жизни, качественно питаться, по возможности родить без осложнений.

Хороший и правильный уход за младенцем также обеспечивает ему условия для дальнейшего полноценного развития. Постоянное общение с малышом, стимулирование его речи, разнообразные предметные игры и чтение книжек - обязательные условия, без которых формирование речевой деятельности не представляется возможным.

Вашему малышу логопедом поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Разумеется, это не особо радостное известие для родителей - за исключением тех случаев, когда изначально уровень был ниже. Как развиваются дети с ОНР, на какие его особенности должны обратить внимание родители, и самое главное – сможет ли учиться такой ребенок в обычной школе? Эти вопросы очень актуальны сегодня – ведь, к сожалению, диагноз ОНР 3 уровня дети-дошкольники имеют достаточно часто (по некоторым данным, до 40%).

В одной из предыдущих статей мы описывали все четыре уровня ОНР. Давайте вспомним краткие характеристики детей каждого уровня:

  • Первый уровень – безречевой. Дети пользуются лепетными словами и предложениями из 2-4 слов;
  • Второй уровень – это зачатки правильной речи, когда малыш пробует произнести многие слова, сильно искажая их. Не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число;
  • Третий уровень – это фразовая речь, в которой ребенок допускает много ошибок. Дошкольник охотно общается только в присутствии близких людей, стесняясь делать это самостоятельно;
  • Четвертый уровень – это незначительно измененная речь, в которой присутствуют перестановка звуков или слогов, затруднения при выговаривании отдельных букв и произнесении сложных слов.

Давайте теперь подробнее рассмотрим, какие проблемы с речью характерны для детей с ОНР 3 уровня.

ОНР 3 уровня: характеристика детей

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР. Логопед при обследовании ребенка будет обращать внимание на лексику, грамматику и фонетику одновременно.

Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР. Поэтому коррекцию речи дошкольника нужно начинать как можно раньше, и обычных логопедических групп при детских садах здесь, как правило, недостаточно. Потребуются регулярные занятия.

Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни. При этом дошкольник пользуется различными частями речи и пытается построить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Его словарный запас достаточно большой. Однако ошибок у детейвсе еще много.

Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты»), неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).

Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).

Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).

Родителям таких детейстоит следить и за своей речью, проговаривая слова правильно, и не пытаться говорить с ребенком на его языке, коверкая слова – пассивный словарь в этом возрасте гораздо больше, чем активный, и неправильно произносимые родителями слова запечатлеются в памяти ребенка именно в таком виде.

ОНР и школа

В какой школе будет учиться малыш, если ему поставлен диагноз ОНР 3 уровня? Для понимания проблемы стоит рассказать о некоторых особенностях дошкольников. Важной характеристикой детей с ОНР 3 уровня является то, что они понимают недостаточность своей речи и стесняются ее. Поэтому вступление в контакт с незнакомыми детьми и взрослыми у них затруднено. Это нужно всегда иметь в виду родителям, которые должны поощрять попытку дошкольника пообщаться с другими людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы над ребенком смеялись и передразнивали его.

Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.4.7 из 5 (58 голосов)