§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

Сегодн я мы продолжим рассказ о китайской культуре с ее многообразием узоров и символов.
С первой частью можно ознакомиться здесь:

Большое количество образов в Китае связано с растительным миром.

Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы зимой. Такие деревья сажали во дворах храмов предков - это должно было живым принести счастье и удачу. Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Однако, изображение сосны и журавля означало последние годы долгой жизни.
"Ни вяз, ни тополь с сосной не сравнятся. Царит над всеми она. Всех сосна зеленей." (Ду Фу).
"Сосна, кипарис - природно сиры и прямы. Трудно им быть с лицом персика, сливы". (Ли Бо)

В Китае издавна трогательно любили цветы персика , которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы.

Ценились не только цветы персика, но его плоды, ветви. Так из персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу.
В Китае персик называют "персик бессмертия" или "именинный персик". Персики дарят на день рожденья, желая долгих лет жизни. Орнамент с изображением персика обычно вывешивают у входной двери, чтобы отгонять нечисть.
Плод персика олицетворял супружеское счастье.


Цветы сливы.
Удивительный цвет, изящная форма и чудесный аромат цветущей сливы сделали ее очень популярной в китайском искусстве. Акварели и узоры на ткани, инкрустации, песни и стихи возводят утонченный образ ветки цветущей сливы в разряд национальных символов. Слива цветет раней весной, когда вокруг совсем холодно и даже лежит снег.



Чистота и благородство цветка, наперекор снегу и холоду открывающего свои нежные лепестки навстречу солнцу ранней весной, заряжают энергией и жизненной силой людские сердца.

Цветок пиона приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая) . Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит - «цветок знатности и богатства», его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий.
"Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме)

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото. В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.


Пион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того, пион считается эмблемой земной любви.

Хризантема. Пассивным началом инь в цветочном царстве является хризантема, олицетворяющая собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.

Распространены пуговицы в виде золотых хризантем.


А также вышивка и печать на ткани.

Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара".

Символика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.
При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.

Особым почитание пользовалась , которую можно встретить в любом районе Китая. Эт о дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины в Китае сравнивают с ивой.
Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.
Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца.
Переплетенные ветви ивы являются симовлом нерасторжимой любви.

Китайское слово " аналогично по звучанию "поколение за поколением", поэтому в орнаментах гранат символизирует многочисленное потомство.

Плод его изображают с лопнувшей кожицей, чтобы сквозь трещину, похожую на улыбающийся рот, были видны зернышки. Такой рисунок читается как "сто сыновей".

Орнаменты из кизила (dogwood) стали популярны в эпоху Хань. Кизил использовали в качестве лекарства, а по народным поверьям, он был способен приносить удачу. В настоящее время изображение кизила используется в укаршениях и ювелирных изделиях.


Орнамент - это узор, который состоит из ритмически упорядоченных элементов. Он стилизует реальные мотивы, схематизируя их и оперируя отвлечёнными формами. Служит такой узор для заполнения каких-то поверхностей и для обрамления или разделения отдельных частей. По используемым мотивам можно различать геометрический, зооморфный, геральдический, гротескный, арабесковый и растительный орнамент. Стоит отметить, что подобное украшение должно гармонировать с назначением и характером самого украшенного предмета.

Реальные формы растений, животных или предметов могут использоваться только в том случае, если они не затмевают прочие составные части украшения и не повредят общему впечатлению. Поэтому обычно можно встретить натуральные формы в специально подобранном стилизованном виде. Такая натуральная форма изображается в главных чертах с добавлением каких-то узоров и завитков в подходящем к предмету стиле. Однако растительный орнамент может подходить к любому украшению, в отличие от других предметов, форм людей или животных.

Рисунки многих орнаментов обусловлены материалом, ритмом и формой предмета, образуют декор и являются неотъемлемым признаком определённого стиля. Можно сказать с уверенностью, что растительный орнамент - это самый распространённый узор после геометрического. Для него имеют значение характерность и определённые излюбленные мотивы, которые используются времена.

Чтобы сделать оригинальную трактовку формы, используют только растительный орнамент, т.к. он по сравнению с другими видами имеет больше возможностей для создания оригинальных мотивов или приёмов исполнения. В изображении применяются различные формы цветов, листьев и плодов, вместе или по отдельности. Художник рисует первоначальные формы, цвет и масштаб, которые изменяются в его руках и подчиняются законам симметрии. Когда выбирается стиль нанесения узора, тогда усиливаются и все типичные особенности, а также удаляется всё случайное. Эти изменения могут быть очень значительными, до такой степени, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.

Наиболее востребованный орнамент в профессиональной сфере аниматоров и дизайнеров - это векторные картинки. Они могут использоваться при создании какой-то красочной продукции в рекламе или полиграфии. Дизайн упаковок также предусматривает вектор-орнамент - это помогает создать эксклюзивные и оригинальные работы. Стоит отметить, что готовые тематические орнаменты помогают дизайнерам сэкономить время, которого всегда так не хватает.

Часто дизайнеры также используют растительный - это линейное вертикальное или горизонтальное чередование мотива. плинтуса на обоях, различная роспись на фасадах домов, как в сёлах и деревнях (в особенности это применяется в Украине). Такой узор нужно уметь составить правильно, чтобы он был гармоничным, а роспись - красивой и оригинальной. Очень важно для любого подобного узора, чтобы он находился в одной цветовой гамме с основным полем изделий.

Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов - в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов - часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

Главным мотивом орнамента является, прежде всего, живая природа: морские волны, более или менее стилизованные, широко распространенные от вазописи архаической Греции до японского искусства, сталактиты, украшающие Альгамбру в Гранаде, вулкан Фудзияма в японском искусстве, ореол пламени, окружающий некоторые изображения Будды; небесные светила, и в том числе солнце, использовавшееся во множестве орнаментов от времени Древнего Египта до эпохи Людовика XIV, луна, часто в виде серпа, которую мы находим и в искусстве ислама и во времена Дианы де Пуатье, звезды, где число лучей меняется в зависимости от страны и от эпохи и, наконец, молния, стилизованная порой до неузнаваемости.

Флора может быть и упрощенно стилизована и натуралистична или же воспроизведена в реалистической и сильно усложненной манере. Деревья часто изображаются на тканях, листья предстают иногда как масса листвы, иногда по отдельности, например лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции; или же листья бывают деформированы и стилизованы до полной утраты сходства с живым листом и превращаются в игру изогнутых линий, что мы можем видеть в лепных орнаментах некоторых мусульманских построек. Чрезвычайно распространены цветы, например лилия в Эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Талантливые мастера умело подчиняют мотив цветка форме украшаемого предмета: в Египте на предметах треугольных или удлиненных изображали голубой лотос, на округлых и широких поверхностях - белую водяную лилию. Плоды редко изображаются без листьев, гораздо чаще с веткой, как, например, грозди и листья винограда в искусстве христианских народов. Для растительных мотивов и на Востоке, и на Западе характерно преобладание изогнутых линий: растительные побеги и завитки, которые раскручиваются и закручиваются спиралью; подвешенные за концы фестоны и гирлянды, столь частые в римском искусстве и искусстве периода классицизма, венки, встречающиеся в те же эпохи. Есть также и розетки, вписанные в круг, которые представляют собой или раскрытый цветок, изображенный сверху (лотос в Индии; хризантема в Японии), или же цветок с шестью лепестками, полученный из пересечения дуг с помощью циркуля (распространенный мотив в народном искусстве). Еще один цветочный декоративный мотив - пальметта - имел огромное распространение в бесчисленных разновидностях. Обычно пальметта расположена вертикально, но она встречается и в перевернутом виде, а также в горизонтальном и диагональном.

Не удивительно, что растительные мотивы являются излюбленной темой орнаментов многих стран мира. Это и понятно. Почти любое растение в своем строении орнаментально. Оно построено по принципу повторов некоторых элементов (листья, цветы, усики и т.п.), обладает радиальной или билатеральной симметрией, а плавные изгибы побегов словно являются частями воображаемых окружностей.



Наиболее простые примеры растительных мотивов имеют билатеральную симметрию и строятся на основе вспомогательных квадратов (рис. 51).

Рис. 51. Пример билатеральной симметрии в растительном мотиве

Более сложный прием - зеркальное отражение со сдвигом. В результате происходит последовательное чередование различных элементов. (Любопытно, что на свете существует множество растений у которых листорасположение соответствует приведенному примеру).

В более пышных растительных орнаментах присутствуют обычно все приемы, описанные выше: сдвиг, повороты, использование вспомогательных сеток, рисование деталей на основе дуг окружностей и т.п. (рис. 52).

Рис. 52. Пример использования различных приемов орнаментальной симметрии для построения растительного орнамента

Анималистические мотивы также часто служили декоративным целям. Слон в буддийских странах, баран в орнаментах античного Рима и эпохи Возрождения, змеи в кхмерском искусстве.

Из морской фауны использовались рыбы, а также дельфин в древнегреческом и древнеримском искусстве, в эпоху Возрождения в Италии и Франции; карп в китайском искусстве. Спрут получил большое распространение в критских и микенских декорах. Различные раковины моллюсков, и особенно морской гребешок, часто встречаются в декоративном искусстве Франции эпохи времен Людовика XV и Людовика XVI.

Мастера декоративного искусства широко использовали изображения насекомых: скарабей в Древнем Египте, бабочка во всех видах искусства Китая и Японии, пчела во французском ампире, стрекоза в японских изделиях и в европейском искусстве начала ХХ в.

Однако наибольшее применение во всех странах и почти во всех видах декоративного искусства нашли изображения птиц в силу символического смысла, который им придавался: сокол в Египте, орел в Риме, Византии и в Германской империи, павлин в христианском искусстве, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Но нередко мотив птицы использовался лишь в декоративных целях: коринфские вазы, некоторые мусульманские блюда, средневековые испанские ткани, ткани эпохи Людовика XVI и гончарная посуда индейцев зуни.

Кроме реальных животных, изображенных целиком, в качестве декоративных мотивов использовались части тела животных: бычьи головы, известные уже из первобытного искусства, львиные лапы в египетской мебели, протомы в искусстве греков, а также сказочные существа, такие, как египетские сфинксы или грифоны и химеры греческой и римской античности, Византии и эпохи Возрождения, драконы, феникс и маски тао-тё в китайском искусстве. К этим чудовищам следует отнести также и фантастических зверей с двумя туловищами и одной головой - мотив, более распространенный, чем принято считать, и даже одноглавые существа с тремя туловищами.

Человек, естественно, очень часто используется как сюжет орнамента, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически.

В декоративном искусстве всех стран мы встречаем изображения мужчины и женщины поодиночке или в группах, в позах спокойных и величественных или, наоборот, в динамичном движении и даже в необузданном танце. Фигуры могут быть обнаженными или в одеждах, закрывающих почти все тело.

Есть и карикатурные изображения (греческие терракоты, резные украшения готических откидных скамеечек).

Человеческое лицо тоже служило мотивом декора, и на его основе родился маскарон.

Использовались и некоторые отдельные части человеческого тела: глаз, сердце, нога, рука, которая могла иметь четыре, а то и три пальца (мусульманское искусство).

Формы человеческого тела использовались также и для создания фантастических существ: кентавры и сирены античности, ангелы христианского мира, амуры (итальянские путти), полуфигуры и особенно ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

Пейзаж с человеческими фигурами или без них используется довольно редко или же сводится к дому с одним или двумя деревьями. Встречается так же тема волн и облаков, (в основном в китайской орнаментике). За основу берутся фигуры, контур которых составлен отрезками дуг. Элементы таких фигур порой напоминают кусок листа, купол храма или закрученный гребень волны. Затем полученный контур многократно обводится разнообразными линиями, разделенными небольшими промежутками. Они как бы объединяют элементы узора в единое целое.

Иногда элементы узора строятся по закону зеркальной симметрии, однако кроющие линии проходят при этом только по верхнему контуру. Нередко элементы орнамента выстраиваются как бы в два яруса.

Неодушевленные предметы составляют немаловажную часть декора. Достаточно вспомнить готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV и садовые орудия времен Людовика XVI, так же, как и греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты и веера, французские монгольфьеры.

Количество и разнообразие предметов, используемых в декоративном искусстве, исключает всякую возможность классификации. Можно сказать, что все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом.

6.4. Комплексные мотивы

К этой категории мы можем отнести мотивы с двойным назначением, утилитарным и декоративным. Здесь мы прежде всего рассмотрим надписи: прямолинейное написание китайских иероглифов, куфическое арабское письмо, римские прописные буквы. Надпись имеет смысловую нагрузку и одновременно является украшением. Чаще всего ее помещают на бордюрах.

Древнегреческие и средневековые готические буквы гораздо меньше использовались в декоративном искусстве, чем арабский шрифт, который подчас настолько растворяется в сплетении линий, украшающих фон, что сам становится орнаментом.

Декоративность арабской вязи побуждала иной раз христиан использовать ее просто в качестве украшения («Комментарии св. Беата к «Апокалипсису» XI в. с надписью «Нет бога кроме Аллаха»), на мусульманских тканях встречаются буквы, перевернутые вертикальным штрихом вниз ради достижения большего декоративного эффекта. Надписи помещались и на камне, и на керамике, на простых и драгоценных металлах, на тканях.

Далее следуют символические мотивы. Они разнообразны и во многом повторяют мотивы, о которых говорилось выше. Так, треугольник символизирует горы на керамике неолитического Китая и додинастического Египта; круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, они изображают небо, движение светил, облака и гром; круг, разделенный надвое спиралью - знак «инь-янь», - обозначает нераздельность мужского и женского начал.

Среди растительных мотивов символического характера общеизвестны древо жизни в Месопотамии и Иране, роза, как королевский символ средневековой Англии, лилия во Франции; следует также упомянуть цветок лотоса в буддийском искусстве. Что касается символических мотивов, почерпнутых из фауны, в предыдущем разделе уже говорилось о птицах.

Христианское искусство Востока и Запада использовало целый ряд символических мотивов - от рыбы, раннехристианского символа, до эпиграфических - IHS и хризмы; сюда же относятся ягненок, павлин и феникс, пальма, якорь, дельфин, обвивающий трезубец, и, разумеется, на первом месте крест, существующий во многих вариантах, каждый из которых очень декоративен.

В некоторых случаях мы видим сочетание нескольких символов: так, например, на саркофагах из Латеранского музея над крестом изображена хризма.

Вслед за символическими мотивами упомянем также и геральдические. Можно увидеть гербы в форме круга в мусульманском искусстве, в частности, использованные для украшения лампад в мечетях.

Японские фамильные гербы также имеют форму круга. Иногда они составляют единственный узор предмета и изображаются золотом на фоне черного лака или на керамике, они же образуют декор цубы или служат узором роскошных тканей. Во всех случаях достигается очень удачный декоративный эффект.

В Европе мотив герба встречается главным образом в средневековом искусстве. Поскольку сама цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть престиж, гербы имели не только семьи, но и государства, города, цеховые корпорации и всякие иные общественные группы.

Форма гербового щита меняется в зависимости от эпохи; в готической Франции она более декоративна, чем в последующие века. Гербы имеют различные формы в разных странах, и итальянские, и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими. Позднее к щиту стали добавлять различные элементы, которые его усложняют в декоративном отношении: такими добавлениями были шлем или корона, помещенные над щитом, львы или другие животные, которые его поддерживают, а под ним лента с девизом.

Некоторые гербы германских стран настолько перегружены деталями, что в большой степени утрачивают художественную ценность. В геральдическом искусстве ценится, прежде всего, лаконизм: с декоративной точки зрения наилучшими являются самые простые гербы.

6.5. Принципы построения орнамента

Различные системы декора позволяют извлечь наибольший эффект из избранных мотивов. Главный из них повторение, которое уже само по себе, если мотив удачно выбран, дает хороший декоративный эффект.

Повторение придает ценность малозначительному элементу; его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторение мы часто видим в бордюрах, лентах и фризах.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим позволяет избежать однообразия.

Чередование выполняет ту же роль, помещая мотив то в вертикальном, то в горизонтальном направлениях. Можно также чередовать элементы плоские и рельефные, прямые и изогнутые; и, наконец, художник может добиться особого эффекта чередованием цвета или даже только светлых и темных тонов.

Симметрия располагает два сходных мотива по обе стороны от оси, изображенной или воображаемой, - абсолютная симметрия.

Существует также относительная симметрия, которая достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс; частичная симметрия сводится к деталям мотива.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический состоящий из абстрактных форм, природный, куда входят растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и т.п.; зооморфный (животный), стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; антропоморфный, использующий для мотива человека; пейзаж и неодушевленные предметы.

Комплексные мотивы включают в себя надписи, символы, геральдическую тематику и имеют двойное назначение, утилитарное и декоративное.

6.5.1. Использование вспомогательных линий

Приведем примеры построения геометрического орнамента с помощью решетки.

Неожиданный результат можно получить, если вписать в большой квадрат девять маленьких квадратиков вспомогательной решетки (рис. 53).

Рис. 53. Пример орнамента из квадратов на основе вспомогательной решетки

Более сложные мозаичные орнаменты на основе сетки (рис. 54).

Рис. 54. Пример сложного орнамента на основе вспомогательной решетки

Если на основе стандартной сетки сделать ряд дополнительных построений, получим еще более сложный орнамент (рис. 55).

Рис. 55. Пример орнамента на основе стандартной сетки с применением дополнительных построений

В качестве вспомогательных приемов на рисунках даны решетки, пользуясь которыми совсем нетрудно воспроизвести любой из приведенных ниже орнаментов.

В основе решетки из первых отрезков лежат концентрические круги, вписанные в прилегающие друг к другу квадраты (рис. 56).

Рис. 56. Пример орнамента на основе концентрических кругов

Если соединить вписанные в квадраты круги, расположенные в шахматном порядке, возникает красивая «гибкая» сеть. В ее ячеях находятся квадраты, геометрическая строгость которых только подчеркивает плавность обводов линий, соединяющих окружности (рис. 57).

Рис. 57. Пример орнамента на основе кругов, расположенных в шахматном порядке

На основе квадратной сетки удается построить несложный, но красивый орнамент, принцип построения которого не столь очевиден без вспомогательных линий (рис. 58).

Рис. 58. Пример орнамента на основе квадратной сетки

Развитие предыдущего орнамента за счет добавления ромбовидных элементов и превращения линий в полосы (рис. 59).

Рис. 59. Пример орнамента на основе ромбовидных элементов

Еще один пример, как с помощью сетки удается создать орнамент «сжатых крестов» (рис. 60).

Рис. 60. Пример построения орнамента при помощи сетки

Диагонали квадратов становятся сторонами ромбовидного элемента этого орнамента. В два других орнамента вписываются круги, на основе которых рисуются зеркально симметричные спирали (рис. 61).

Рис. 61. Пример построения сложносоставного орнамента при помощи сетки

Некоторые узоры, в основе которых лежат переплетающиеся полосы, без особого труда строятся на основе «квадратной» решетки. Для рисования других бывает полезно разделить квадраты решетки горизонтальными или вертикальными линиями.

Такой подход к построению геометрического орнамента является верным и для других видов орнамента.

6.5.2. Построение плетеного орнамента

С помощью вспомогательных сеток удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты.

Сначала на основе частой сетки строится плоское изображение (рис. 62).

Рис. 62. Пример построения орнамента, представляющего собой переплетающуюся ленту

Затем выбирается последовательность прохождения одних полос под или над другими, а решетка стирается (рис. 63).

Рис. 63. Пример доработки орнамента, представляющего собой переплетающуюся ленту

Ниже приведены примеры орнамента в виде переплетающихся лент. При их построении тоже была использована решетка (рис. 64).

Рис. 64. Пример орнамента, в виде переплетающихся лент

Вот еще один вспомогательный прием. Сначала создайте с помощью решетки нитевидный узор (рис. 65).

Рис. 65. Пример создания орнамента, в виде переплетающихся лент, (начальный этап)

Затем сделайте так, чтобы каждая линия приобрела определенную толщину, а потом решайте, в какой последовательности получившиеся полосы будут переплетаться (рис. 66).

Рис. 66. Пример создания орнамента, в виде переплетающихся лент, (конечный этап)

Некоторые узоры, в основе которых лежат переплетающиеся полосы, без особого труда строятся на основе «квадратной» решетки.

Для рисования других бывает полезно разделить квадраты решетки горизонтальными или вертикальными линиями (рис. 67).

Рис. 67. Пример создания орнамента в виде переплетающихся лент с помощью сложной решетки

За счет деформации решетки в вертикальном или горизонтальном направлении любой орнамент, в том числе и «плетеный», удается растягивать в том или ином направлении. Для вырисовывания двух переплетающихся лент часто бывает достаточно использовать всего четыре горизонтальные вспомогательные линии.

6.5.3. Использование окружностей

Путем вращения исходного элемента вокруг центра создаются разнообразные розетки.

Что получится если вращать круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности.

Тогда мы получим розетку из кругов, каждый, из которого касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги) (рис. 68).

На рисунке таких кругов четыре и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получим фигуру, напоминающую индуистский символ развития, в двадцатом веке известный как свастика (рис. 69).

Рис. 68. Пример построения розетки из кругов

Рис. 69. Пример построения фигуры в виде «свастики», полученной на основе вспомогательных кругов

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо соприкасаться с соседним кругом только в одной точке (рис. 70).

Рис. 70. Пример построения розетки на основе вспомогательных кругов

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре (рис. 71).

Рис. 71. Пример построения «готической» фигуры, полученной на основе вспомогательных кругов

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным, например три (рис. 72).

Рис. 72. Пример построения фигуры, полученной на основе трех вспомогательных кругов

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей - Инь и Янь (рис. 73).

Рис. 73. Пример построения фигуры полученной на основе двух вспомогательных кругов

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните на следующий прием (рис. 74).

Рис. 74. Пример построения орнамента, полученного путем вращения окружностей

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри каждого круга, без труда, можно обнаружить элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.

Сдвигая круги по горизонтали, легко получить звенья одной цепи.

6.5.4. Меандры

Классический меандр мог разбавляться различными элементами вставок. В данном случае это решетчатые квадраты (рис. 75).

Рис. 75. Классический меандр с элементами вставок

Прерывистый меандр. В качестве вставок использованы вписанные друг в друга прямоугольники (рис. 76).

Рис. 76. Прерывистый меандр

При сочетании двух меандрических линий возникает изображение свастики - очень древнего символа эволюции (рис. 77).

Рис. 77. Сочетание двух меандрических линий

Нетрудно увидеть в изгибах волнистых линий тот же принцип меандра, только лишенный своей геометрической четкости (рис. 78).

Рис. 78. Использование принципа меандра, при построении волнистых линий

Скруглив завитки предыдущего орнамента, получим соединенные подобным образом круги (рис. 79).

Рис. 79. Вариация меандра

6.5.5. Черепичные мотивы

Стилизованные изображения стволов некоторых деревьев напоминали современную черепицу. В этом примере она напоминает также чешую рыбы или перья птицы (рис. 80).

Рис. 80. Стилизованные изображения стволов деревьев, напоминающие современную черепицу

Шаг вперед по пути обобщения изображения - элементы орнамента стали предельно обобщенными, геометричными (рис. 81).

Рис. 81. Обобщение изображения стволов деревьев

Еще один вариант «черепичного» орнамента (рис. 82).

Рис. 82. Вариант «черепичного» орнамента

В дальнейшем такие приемы использовались, как части более сложной композиции.

Оттолкнувшись от «черепичного» мотива создается орнамент, основанный на поворотах составляющих его элементов. Возникшие пустоты, между деталями, заполнены (рис. 83).

Рис. 83. Орнамент, основанный на поворотах составляющих его элементов