Резьба по дереву

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Ореховое дерево

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур , среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент . Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба


Для славянских народов был характерен культ природы. Люди жили в небезопасном для них мире и поклонялись природе, ища у неё защиты от невзгод. Пожалуй на поклонении природе и на поиске средств защиты от враждебных природных сил и возникло … декоративное искусство, в том числе резьба по дереву.




Декоративное искусство и церковь С приходом христианства на Русь началось строительство церквей и для их украшений использовали скульптурные изображения святых. Также в церквях использовались и резные иконы. Искусство декоративных украшений было востребовано прежде всего церковью.


Официальное признание творчества народных мастеров Официальное признание творчества народных мастеров произошло 21 марта 1722 года Указом Синода. Правда произошло это не совсем обычно. Указ Синода гласил: «… в храмах многая не исправность обретается – а именно: резные, истёсанные, издолбленные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны …, а дерзают их неотёсанные невежды и вместо сообразных святых зерцаем мы лица образов безобразные, на которые смотреть гадко и противно. И потому Синод принуждён запретить сие.»


Развитие искусства резьбы в XVIII веке В XVIII веке началось массовое развитие деревянной скульптуры. В городах и сёлах многочисленные ремесленники, мастера резьбы по дереву, исполняли украшения не только для церквей, царских хором и дворцов, но и домов простых жителей. Искусство резьбы в эти времена было широко востребовано и быстро развивалось. Появились первые ремесленные школы, где обучали резьбе. Придворный поэт Симеон Полоцкий воспевал в своих виршах произведения резной скульптуры «острым хитро златом изваянных».


Искусство украшения в быту Искусство украшения было востребовано и в быту. Хозяева украшали и обустраивали своё жилище в соответствии со своими вкусами. Каждый вносил что-то своё. Часто на воротах или наличниках вырезали рисунок солнца. Солнце на Руси являлось символом жизни, радости, счастья, благополучия. Фасады домов украшали резными наличниками, карнизами.




Украшение резьбой орудий производства Трудно представить себе крестьянскую избу без обязательного рабочего инструмента – прялки. Этот предмет, символизирующий рукоделие, всегда почитали на Руси и с особой любовью украшали резьбой. Прялка становилась настоящим украшением для избы: если она не занята, её вещают на стену.


Украшение резьбой кухонной утвари Где-то в углу на стене обязательно должен висеть деревянный ковшик. Разве могли наши предки обойтись без него. Он был одним из самых распространённых предметов утвари. И наши предки не упускали возможности украсить его. Например делали его в форме водоплавающих птиц (уток, гусей, лебедей). Не забывали отделать резьбой и ручку ковша.


Украшение резьбой предметов быта Резьбой украшали и многие другие предметы быта. Так например, всё, что девушка наткёт и нашьёт к свадьбе (а русская девушка должна была готовить всё сама), складывали в сундуки и короба. Их, конечно же, делали из дерева. Покрывали их самой разнообразной резьбой, ведь поверхность такого изделия позволяла русскому умельцу проявить в полной мере свою фантазию.


Вальки Искусной резьбой по дереву украшали и приспособления для стирки белья – вальки. При этом наиболее часто на них вырезали изображения берегинь (русалок) с изогнутыми хвостами. Наверное, это было связано с тем, что пользовались вальком при стирке в близости к воде.


Первые резные игрушки Видимо, в те же далёкие времена стали делать и первые резные игрушки: фигурки животных, птиц, людей. Сохранилась например игрушка, представляющая собой уточку на колёсиках. Словом, благодаря фантазии и мастерству какого-то умельца дети получили свои первые настоящие игрушки. Да и кого и сегодня не порадует сувенирчик, вырезанный из дерева.


С развитием Русского государства развивалось и искусство резьбы по дереву. Если первоначально каждый человек делал всё для себя, то в дальнейшем началась специализация в каком-то одном виде ремесла. Постепенно обособлялась и такая область ремесла, как резьба по дереву. Резчиков по дереву очень ценили. Можно с полной уверенность сказать, что резчики и живописцы, вышивальщицы и ювелиры создавали русское искусство. Без них не было бы самобытных, неповторимых творений, украшавших и украшающих нашу жизнь.

"Славяне были дикими, ничего делать не умели..."

Резьба по дереву в Древней Руси

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён. Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.

Но очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.


По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.


Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в то время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.



Весомым доказательством стали найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.


Кстати, такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.


О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

Просмотров: 2475

Резьба по дереву – это широкое понятие, охватывающее любой вид работы, связанный с превращением куска дерева в эстетический объект при помощи специального инструмента. Резьба по дереву практически всегда относится к эстетике, и редко несет какое-либо функциональное значение, хотя, в некоторых случаях, она может быть и функциональной, как, например, в случаях изготовления мебели ручной работы, специальных приспособлений или облицовочных панелей. Резьба по дереву имеет историю длиною в тысячи лет, и следы этого искусства можно найти практически в любом уголке нашей планеты.

По сравнению с другими типами искусства, такими, например, как каменные скульптуры, древние примеры резьбы по дереву представлены не так широко, т.к. с течением времени древесина гораздо быстрее портится и разрушается. Некоторые интересные экземпляры появились в древнем Египте. Это, например, красивые декоративные деревянные панели с вырезанными на них рисунками и надписями, или знаменитые саркофаги мумий, обнаруженные в различных гробницах. Особенно интересный экземпляр столярного мастерства, возрастом около 6 000 лет, был найден в Египте. Это саркофаг, который был сделан из древесины платана и украшен бронзой, эбеновым деревом, горным хрусталем и кварцем.

Христианство способствовало новому витку в развитии резьбы по дереву, и образцы этого времени хорошо сохранились и до наших дней, а их основная масса приходится на период 500 – 1500 лет до н.э. Примеры резьбы этой эпохи часто иллюстрируют Христа и образы других святых. В те времена для церквей изготавливались деревянные декоративные панели с красивой резьбой, рассказывающей о жизни и смерти Христа. Примерно в это же время, в Японии буддизм переживал свой подъем и дал развитие резьбе по дереву. Были выработаны особые стили резки, что привело к созданию множества разнообразных деревянных скульптур Будды.

Одной из наиболее простых форм резьбы по дереву является обстругивание, заключающееся в удалении лишних частей деревянного предмета простым ножом. Чаще всего, для обстругивания используются мягкие породы дерева, т.к. обычный нож может не справиться с резкой древесины твердых пород. Как правило, обстругивание – это вид хобби, увлечения, но оно может принимать и более серьезные формы и производить красивые объекты искусства. Некоторые мастера обстругивания производят очень красивые предметы из дерева. Особенно хорошо получаются трости и различные деревянные игрушки и безделушки. Основным отличием обстругивания от других форм резьбы по дереву является то, что в нем используется обычный нож, а не стамеска или какой-либо другой профессиональный инструмент.

В резьбе по дереву может использоваться множество различных инструментов, и мастера с большим трепетом относятся к своим долото и стамескам. Каждый тип инструмента имеет свой размер и форму, позволяя деревообработчику выполнять свою работу с высокой точностью. Киянка используется для увеличения силы воздействия режущего инструмента на твердые породы дерева, а для жесткой фиксации обрабатываемой заготовки, на верстаке устанавливаются специальные тиски . Основной набор инструментов включает в себя: стамеску, представляющую из себя мощное лезвие с прямой кромкой, и используемую для нанесения разметки и выравнивания плоских участков на деревянной заготовке; полукруглое долото, имеющее форму изогнутого лезвия, и применяемое для выполнения закруглений и вырезки углублений; трехгранное долото, являющееся по сути стамеской для более глубокой резки; V-образное лезвие для нанесения контуров; и нож для резки по дереву, применяемый в мелких работах разного характера.

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.



Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.