.
Перечень грубых нарушений, которые могут стать основанием для увольнения педагога, должен быть закреплен в уставе образовательного учреждения.
Если педагогический работник в течение года уже совершил одно грубое нарушение, то за повторное нарушение его можно привлечь к дисциплинарной ответственности и наложить взыскание в виде увольнения. При этом важно, чтобы были соблюдены правила применения взысканий к работникам, изложенные в ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ, как при наложении первого взыскания, так и второго (в виде увольнения).
Обратите внимание! Согласно требованиям п. 2 ст. 55 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения за повторное грубое нарушение оформляется соответствующим приказом, составленным в произвольной форме. С этим приказом работник должен быть ознакомлен под роспись.
Само расторжение трудового договора оформляется приказом по унифицированной форме N Т-8. Составление двух приказов в данном случае правомерно (см. Письмо Роструда от 1 июня 2011 г. N 1493-6-1).
Реквизиты приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения следует указать в графе "основание (документ, номер, дата)" приказа по форме N Т-8.
В трудовой книжке, личной карточке работника и приказе об увольнении указывают, что трудовой договор прекращен в связи с повторным в течение одного года грубым нарушением устава образовательного учреждения на основании п. 1 ст. 336 Трудового кодекса РФ.

Нарушение Устава учреждения По решению органа управления Учреждения за совершенные неоднократные грубые нарушения Устава Учреждения допускается исключение из данного Учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет. К грубым нарушениям Устава Учреждения относятся следующее нарушения: - Непосещение в течение одного дня занятий без уважительной причины(прогул); - Оскорбление участников образовательного процесса и посетителей Учреждения; В форме оскорбляющих высказываний и (или) оскорбительных жестов; Неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (так называемый «срыв урока»); Применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса; Употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ».


Правила поведения на уроках При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Во врем урока обучающиеся должны внимательно слушать учителя, выполнять его требования, не противоречащие законам Российской Федерации и Уставу школы. Учитель может давать ученику задания, вызывать к доске, вести опрос в устной и письменной формах, оценивать классную, домашнюю, контрольные работы. Критерии оценки по каждому предмету должны быть доведены до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). Во время урока дневник ученика лежит на парте и представляется учителю по его просьбе для записей и выставления отметок. В исключительных случаях ученик может прийти не готовым к уроку, о чем должен заранее предупредить учителя. На следующем уроке обучающийся должен отчитаться перед учителем о выполненном задании.


Правила поведения на уроках Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами. Если во время занятий обучающемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения у учителя. Если обучающийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку. При ответе на вопрос учителя обучающийся встает. Запрещается пользоваться на уроках переговорными устройствами, записывающей и воспроизводящей аудио- и видеоаппаратурой. На уроках обучающиеся должны четко соблюдать правила по технике безопасности


Правила поведения в гардеробе Обучающиеся 5 – 11 классов верхнюю одежду и уличную обувь сдают в гардероб. Верхняя одежда должна иметь крепкую петельку – вешалку и опознавательную метку. Обувь помещается в специальный мешок с ручкой – петелькой. Мешок для обуви должен быть прочный, не промокающим, подписанным. В карманах верхней одежды нельзя оставлять деньги, телефоны, ключи, в рукавах – шапки, шарфы, перчатки и варежки. В течение урока гардероб не работает. Приём и выдачи одежды осуществляется в соответствии с расписанием занятий и, в порядке исключения, по распоряжению дежурного администратора. В гардеробе по очереди обслуживается только по одному человеку. Брать одежду и обувь для других учащихся запрещается. В гардеробе нельзя бегать, толкаться, прыгать, шалить, так как гардероб является повышенной опасности. Одежду сдают и получают в порядке общей очереди, которую нельзя нарушать. По окончании всех занятий учитель провожает класс в гардероб и присутствует при получении учениками одежды и обуви. Учитель контролирует соблюдение обучающимися данных правил.


Правила поведения в школьной столовой Обучающиеся находятся в столовой только на переменах и в отведенное графиком питания время. В столовой запрещается бегать, прыгать, толкаться, кидать предметы, продукты. Столовые приборы, нарушать очередь. Пища принимается за столами. Есть стоя, и выносить пищу из столовой нельзя. Ученик соблюдает нормы гигиены и санитарии: - перед едой и после моет руки с мылом и высушивает их; - не принимает пищу и питье из одной посуды с другими; - не пользуется вместе с другими столовыми приборами; - кладет еду на тарелку, а не на поверхность стола; - не оставляет за собой на столах грязную посуду.


Правила поведения в школьной столовой Обучающимся нельзя ставить и класть на поверхность столов учебные сумки, учебники, тетради и прочие школьные принадлежности. Порядок в столовой поддерживает дежурный учитель. Требования взрослых, не противоречащие законам Российской Федерации и Уставу школы, выполняются обучающимися беспрекословно. Ученики соблюдают во время приема пищи культуру питания: - едят осторожно, не обжигаясь; - столовыми приборами пользуются по назначению, избегая травмирования: - не разговаривают, тщательно пережевывают пищу; - грязную посуду сдают на мойку; - благодарят сотрудников столовой при получении еды и по окончанию ее приема


Требования к внешнему виду учащихся. Внешний вид учащихся предусматривает строгую деловую форму одежды: ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ: темные брюки (черного, темно-синего цвета) Классического стиля; пиджак, рубашка однотонная (повседневная), рубашка белая (парадная), галстук. Для уроков технологии в 5-8 классах обязательна спецодежда (фартук или халат). Волосы аккуратно подстрижены. ДЛЯ ДЕВОЧЕК: однотонные темные брюки или юбка выше колен не более см. классического стиля; пиджак, жилет, однотонная блузка классического стиля с длинным рукавом. Применение косметики и украшений допускается в классах в минимальном (умеренном) количестве. Волосы должны быть аккуратно прибраны. СМЕННАЯ ОБУВЬ ОБАЗАТЕЛЬНА. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ: Носить джемпер вместо пиджака, джинсы и спортивную одежду (футболки, толстовки, спортивные костюмы). ДЛЯ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ: спортивная одежда и обувь


Этический кодекс учителей и учащихся Учись слышать и понимать других. Будь честен перед собой и окружающими. Добросовестно выполняй свои обязанности. Щедро делись опытом, знаниями, любовью, добротой. Учись радоваться жизни и успехам других. Стремись к самосовершенствованию и духовному развитию. Стремись к поставленной цели, не унижая достоинства других. Учись владеть собой в любых ситуациях.


Обучающиеся Учреждения имеют право: На бесплатное получение начального общего, основного общего и среднего (полного) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; Защиту своих прав и интересов; Уважение человеческого достоинства, свободу совести; Удовлетворение потребности в эмоционально- личностном общении; Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; Развитие своих творческих способностей и интересов;


Обучающиеся Учреждения имеют право: Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни; Участие в управлении Учреждением; Получение необходимой информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; Участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников. Положение о всероссийской олимпиаде школьников утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Нормы права установленные в отношении отчисления (исключения) из школы установлены Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 13.02.2009). В статье 13 закона «Об образовании» говориться, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке должны быть закреплены порядок и основания отчисления обучающихся и воспитанников.

Сам же закон «Об образовании» (п. 7 ст. 19), предусматривает следующие нормы.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенное многократно грубое нарушение устава образовательного учреждения возможно исключение из этого образовательного учреждения, обучающегося при достижении им возраста пятнадцати лет.

Также исключение обучающегося из образовательного учреждения возможно, если различные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, например, нарушает их права и права работников образовательного учреждения или нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, возможно с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Таким образом, отчисление или исключение из школы должно производиться только по решению органа управления образовательного учреждения, во главе с директором школы и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Для разъяснения термина «органы управления образовательного учреждения» необходимо обратиться к Уставу школы. Такими органами могут быть органы самоуправления: совет школы, педагогический совет, родительский комитет, попечительский совет и т. д. Кроме того, в Уставе школы должны быть закреплены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

Понятия "грубое нарушение устава", также регулируется Уставом школы. К таковым можно отнести: драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), систематическое опоздание на уроки, прогулы, неуспеваемость, воровство, порча имущества школы, учеников, работников и посетителей, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, срыв занятий и другие, указанные в Уставе школы.

На информационно-правовом портале ЮКОН.

Порядок принятия локальных нормативных актов должен быть урегулирован в уставе на основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ. Процедура принятия локальных нормативны актов определяется образовательной организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены определенные требования к порядку принятия отдельных локальных нормативных актов.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

В связи с этим в уставе должна быть прописана процедура учета мнения указанных выше советов, в частности, порядок и сроки направления проектов соответствующих локальных нормативных актов, а также получения соответствующих мотивированных мнений. Кроме того, возможно предусмотреть проведение дополнительных согласительных процедур при отрицательном мнении советов.

В качестве примера приводим раздел Локальные акты из модельного устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения, разработанного Московским городским педагогическим университетом:

IV. Локальные нормативные акты Учреждения

4.1. Учреждения принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения и иную деятельность, осуществляемую Учреждением, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Локальные нормативные акты принимаются директором Учреждения и Педагогическим советом Учреждения в соответствии со своей компетенцией, установленной разделом ___ настоящего Устава.

4.3. Локальные нормативные акты Педагогического совета Учреждения издаются в виде решений, которыми могут утверждаться положения, правила, порядки, регламенты, образовательные программы, иные документы.

4.4. Локальные нормативные акты Руководителя Учреждения издаются в форме приказов, которыми могут утверждаться положения, правила, порядки, инструкции, регламенты, иные документы.

4.5. Локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся и работников Учреждения, принимаются с учетом мнения студенческих советов (иных советов и представительных органов обучающихся, при их наличии), советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии), а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Студенческие советы создаются по инициативе студентов Учреждения и являются формой их общественной самодеятельности. Студенческие советы могут представлять интересы всех или части обучающихся Учреждения.

Советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся создаются по инициативе указанных и являются формой их общественной самодеятельности. Советы родителей (законных представителей) обучающихся могут представлять интересы всех или части родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения.

4.6. Педагогический совет Учреждения, Руководитель Учреждения в случае принятия локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся Учреждения, перед принятием решения о принятии данного акта направляет проект локального нормативного акта в соответствующий студенческий совет и совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Проекты локальных нормативных актов отправляются в указанные советы при создании таких советов в Учреждении по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

4.7. Студенческий совет, совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не позднее пяти учебных дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет в Педагогический совет Учреждения или Руководителю Учреждения мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

4.8. В случае, если соответствующий студенческий совет, совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выразил согласие с проектом локального нормативного акта, либо если мотивированное мнение не поступило в указанный в пункте 4.7. настоящего Устава срок, Педагогический совет Учреждения, Руководитель Учреждения принимает локальный нормативный акт.

4.9. В случае, если мотивированное мнение студенческого совета, совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, Педагогический совет Учреждения, Руководитель Учреждения вправе полностью или частично согласиться в данным мнением и внести изменений в проект локального нормативного акта либо не согласиться с мнением и принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции.

4.10. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников Учреждения по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене Учреждением.

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

Проверки образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре 2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в субъекте.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 нового закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:
1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);
2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
3) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Полагаем возможным требование части 3 статьи 52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:
-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Новый закон об образовании не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

С учетом положений нового закона, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры устава образовательной организации:
1. Общие положения
2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество
4. Организация деятельности и управление Учреждением
5. Реорганизация и ликвидация Учреждения
6. Локальные нормативные акты Учреждения
7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

Отметим, что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 "О наименовании образовательных учреждений" (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Отметим, что согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Перечислим основные выводы:
1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;
2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;
3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Хазбиев Т.М.
главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»,
руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО
«Чеченский государственный университет»