№1ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш В СЛОГАХ

ША – САОШ - АССА – ША – САСТА – ШТА - СТА

СА – ШАОС – ОШСО – ШО – СОСТО – ШТО - СТО

ШО – СОУС – УШСУ – ШУ – СУСТУ – ШТУ - ШТУ

СО –ШОИС – ИШСЫ – ШИ – СЫСТЫ – ШТЫ - СТЫ

ШУ – СУЕС – ЕШСЕ – ШЕ – СЕАСА – АША – АСА

СУ – СУЮШ – ЮСША – СА – ШАОСО – ОШО - ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШШО – СО – ШОУСУ – УШУ - УСУ

№2ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш В СЛОВАХ

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

№3ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Саша ест сушку. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Ваша серая кошка сидит на крыше. В слякоть надевай шляпу и калоши. У Сони пушистая шапка. Сашин отец – шахтер. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Солдат доставил шпиона в штаб. Лукошко вишен стоит на столе. Петушок уселся на шест. В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой. В тишине далеко слышен гул самолета. Леша поймал большого усатого сома. Малыши с удовольствием слушают смешные стишки. Пушистая кошка сидит на окошке. Наташа посолила кашу. Саша успешно пошел в шестой класс.

№4ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С -Ш В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов. Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила.

№ 5ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - ШВ ТЕКСТЕ

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

СОБАКА ПУШОК.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.

ВОЛК И СОВА.

Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по - разному? Тебя хвалят - расхваливают, меня клянут - проклинают. Нет на земле правды!

А ты, Волк, что ешь - то?

Да всё больше жирных барашков, да козлов, да телят...

Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Потому и встречают нас не по одёжке. а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да совсем не одно и то же!

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал:

Ребята, будем играть в снежки!

Хорошо, будем, - сказала Маша.

Очень хорошо, - сказала Наташа.

Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

№6ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-ШВ ТЕКСТАХ

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Побежала мышка-мать,Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать.Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка,Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать.В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка:Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка,Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать,И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать!А дома он опять.

Глупый маленький мышонок«Какой мне странный снится сон!» -

Отвечает ей спросонок:Во сне проснувшись, думал он

Очень сладко ты поешь.«Я слон? Или мышонок?»

С – Ш №7ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

Шла по улице машина,Петушки распетушились,

Шла машина без бензина,Но подраться не решились,

Шла машина без мотора,Если очень петушиться,

Шла машина без шофера,Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная,Если перышек лишиться -

Шла машина… заводная.Нечем будет петушиться.

ШИШКИСТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко- Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку.Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила,- Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили,Лягушка – попрыгушка -

Они от морковки чуть-чуть откусили,Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить,Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить.Комары да мушки.

С – Ш №8ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слышен шорох в камышах,На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах.Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалашаПарус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша.Нас и шторм не устрашит.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

Дифференциация [С] [Ш]

Упражнение № 1

Закончи предложение, подобрав рифму. Выучи, расскажи не путая звуки [С] и [Ш].

Положили в миску ….

Надевал пожарный ….

Сладко спит в берлоге ….

На столе с салатом…

На лицо надета ….

Имя нашей кошки ….

Корзинка слов: каску-кашку, миска-мишка, Машка-маска.

Упражнение № 2

Раздели на слоги. Составь схему слова. Не забывай правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Образец: саша – са-ша; а / а;

саша машинист

сушки пастушок

шоссе шерстка

солнышко старушка

Упражнение № 3

Внимательно прочитай рассказ. Запомни слова со звуками [с] и [ш]. прочитай рассказ еще раз. Перескажи.

По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! – крикнул Саша, передал Маше свой рюкзак и бросился на помощь старушке.

Когда Саша вернулся, Маша спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет ответил Саша.

Мама? – удивилась подружка.

Нет.

Ну тетя? Или знакомая?

Да нет, нет, - ответил Саша. Это просто старушка.

Упражнение № 4

Назови предметы ласково. Запиши. Подчеркни буквы [с] и [ш]

Стих - …. Трус - ….

Соловей - …. Старуха - ….

Саша - …. Пастух - ….

Стекло - …. Солнце - ….

Упражнение № 5

Подбери притяжательное прилагательное к существительному. Выполни задание по образцу

Образец: у мыши – мышиный хвост

У кошки - ……. У лошади - ….. У петуха - ……..

У мыши - ……. У собаки - …… У медведя - ….

Упражнение № 6

Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:

Сайка – шайка Сутки – шутки

Стуки – штуки Скала – шкала

Стопор – штопор Споры – шпоры

Стык – штык Срам – шрам

Сок – шок Скот – шкот

Стиль – штиль

Упражнение № 7

Повтори пары слов:

Ваш – вас Наш – нас

Башня – басня Страшный – красный

Кашка – каска Чашка – часто

Пашня – паста Рубашка – колбаска

Грош – рос Пошла – росла

Камыш – кумыс Яшка – ясный

Клюшка – люстра Пешки – песни

Мешки – мести Мишка – миска

Вишня – виснет Стишки – тиски

Стриж – рис Решать – тесать

Мешать – писать Лошадка – посадка

Шалун – салют Шахтёр – сапёр

Шалаш – салат Шалфей – салфетка

Каша – касса Крыша – крыса

Лапша – колбаса Хороша – полоса

Ушанка – санки

Упражнение № 8

Игра «Скажи наоборот»:

Двойки получать плохо, а пятёрки …(хорошо).

Трава низкая, а дерево …(высокое).

Ручеёк узкий, а река … (широкая).

Горчица горькая, а сахар …(сладкий).

Ночью темно, а днем …(светло).

Гном маленький, а великан …(большой).

После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит …(быстро).

Измени предложение:

Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

Упражнение № 9

По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.

Упражнение № 9

Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Упражнение № 10

Выучи:

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?

Упражнение № 11

Взрослый читает ребёнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Сосна

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой.

Вопросы: зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

Пушок и Машка

У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьёт Даша Машке? Где будет спать Машка?

Старшая сестра

У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолёты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.

Вопросы: Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш слогах, словах предложениях, развивать связную речь детей.

Познавательные: развивать логическое мышление, воображение.

Речевые: закрепить произношение звука Ш, дифференциация звуков С-Ш в словах; активизировать и обогащать словарь детей новыми словами; продолжать совершенствовать умение образовывать множественное число число существительных, согласовывать существительные с прилагательными; образовывать существительные множественного числа; развивать фонематическое восприятие и слух.

Воспитательные: продолжать формировать способы установления теплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения; развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, давать объективную оценку своим и чужим поступкам.

Ход занятия:

Организационный омент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами, отправимся в солнечный город, где живут маленькие человечки. Как вы думаете, на чём можно отправиться в солнечный, волшебный город? (примеры детей)

А отправимся в путь мы с вами на волшебном поезде.

Ты видишь поезд вдалеке?

Он по стальной дороге

Бежит, как слово по стране,

Разбитое на слоги…

Но прежде, чем мы отправимся в путь нам надо сесть в вагончики. В вагончик с одним окошком сядет тот, у кого в названии его картинки один слог, в вагончик, где два окошка - те, у кого в названии картинки два слога, в третий - у кого в его слове три слога.

Все сели? Поехали: чух-чух-чух.

Как в любом путешествии бывают свои остановки, так и в нашем с вами тоже будут. Но поскольку путешествие у нас волшебное, то и остановки тоже будут необычные, волшебные.

На каждой из них вас будет ждать сказочный герой и его интересное задание. Итак,… Отправляемся..

Подведение к теме занятия.

А пока мы в пути слушайте мое задание.

Мы со звуком С играем

Слово к слову подбираем

Самолет, колеса, космос. Шина

Что тут лишнее скажите?

Мы со звуком Ш играем

Слово к слову подбираем

Катушка, уши, пушка, Пылесос

Подскажите мне, ребята, что тут лишнее?

Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались, с какими звуками мы с вами будем работать сегодня?

Дети: Со звуками С и Ш.

Логопед: Да, правильно. Мы будем учиться различать эти звуки потому, что очень часто ребятки путают эти звуки. В этом мы с вами скоро убедимся. И научим их различать.

3. Вот ребята мы с вами и приехали на первую станцию. Посмотрите, кто нас встречает? Он написал для вас стихи. Давайте их послушаем.

Положили в плошку… каску

Надевай пожарник… кашку.

Сочинил писатель…башню

Рисовал художник …басню.

Сладко спит в берлоге…миска

На столе с салатом …мишка.

На лицо надета…машка

Имя нашей кошки…маска.

Оказывается и Незнайка тоже путал эти звуки. Но с нашей помощью он должен понять и исправить свои ошибки.

Ну что, ребята, давайте продолжим наше путешествие.

Чух-чух-чух - стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух-чух-чух - едет он быстро,

4. А вот и следующая остановка. И здесь нас с вами встречает Ворчун. Он подготовил нам игру «Скажу наоборот»: если я скажу слово со звуком С, то вы должны заменить его на звук Ш, и наоборот.

К кому мя подойдет,

Тот мне ответ дает.

Сайка - шайка, сок - шок, шутки - сутки, марс - марш, мышь - мыс.

Ой, смотрите, а здесь еще и Знайка. Он ведь очень умный. Наверное, он приготовил для вас очень необычное задание.

Если в слове Миска третий звук заменить на звук Ш, то получится новое слово. Какое? Мишка. Ребята составляют схему этого слова: сколько звуков в этом слове? Назовите их. Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в этом слове? И т.д.

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик тот достать

Надо на носочки встать.

А теперь, ребята встать.

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

6. Смотрите, ребята, улица умельцев. Здесь живут люди разных профессий. А встречает нас врач Пилюлькин. Он тоже приготовил для нас задание.

Какие вы знаете профессии? Дети называют.

Берем картинку, смотрим на нее и определяем человеку какой профессии нужен предмет, изображенный на ней.

В названии какой профессии слышится один из звуков, которые мы учимся сегодня различать?

Чух -чух - чух - стучат колеса,

Мчится паровозик наш.

Чух -чух - чух - едет он быстро

К следующей станции везет он нас.

7. А следующая остановка ИЗО-студия. Хозяин изо-студии художник Тюбик. Вот его задание.

В центре карточки-палитры нарисована картинка в названии которой слышится звук Ш или звук С. Если в названии вашей картинки звучит С, то вы в белых кружках рисуете картинки в названии, которых слышится звук С, и наоборот.

8.Рефлексия.

Вот наше путешествие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились с вами различать? Звуки С и Ш.

Раз, два, три, четыре, пять

Очутились в садике опять.

Молодцы, ребята! Все замечательно сегодня поработали.

Приложение

Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании

Упражнения: «Насос - ветер»,
«Холодная - горячая водичка»:
С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах

СА - ША ША - СА

СО - ШО ШО - СО

СУ - ШУ ШУ - СУ

СЫ - ШИ ШИ - СЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах

АС - АШ ЕС - ЕШ

ОС - ОШ ЁС - ЁШ

УС - УШ ЮС - ЮШ

ИС - ИШ ЯС - ЯШ

Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах

АСА - АША ОСА - ОША УСА - УША ЫСА - ЫША

АСО - АШО ОСО - ОШО УСО - УШО ЫСО - ЫШО

АСУ - АШУ ОСУ - ОШУ УСУ - УШУ ЫСУ - ЫШУ

АСЫ - АШИ ОСЫ - ОШИ УСЫ - УШИ ЫСЫ - ЫШИ

Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах

САШ - ШАС СОШ - ШОС

СУШ - ШУС СЫШ - ШИС

Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах со стечением согласных

АСТ - АШТ АСК - АШК

УСТ - УШТ УСК - УШК

ИСТ - ИШТ ИСК - ИШК

ЁСТ - ЁШТ ЁСК - ЁШК

ОСТ - ОШТ ОСК - ОШК

ЕСТ - ЕШТ ЕСК - ЕШК

ЮСТ - ЮШТ ЮСК - ЮШК

ЫСТ - ЫШТ ЫСК - ЫШК

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в начале слова

Сутки - шутки суметь - шуметь стуки - штуки

Стык - штык сытый - шитый сайка - шайка

Суд - шут сов - шов спит - шипит

Споры - шпоры стиль - штиль соли - шали

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в середине слова

Усы - уши маска - Машка ириска - Иришка

Усат - ушат масса - Маша басенка - башенка

Пасу - пашу пески - пешки носить - нашить

миска - мишка каска - кашка просить - прошить

басня - башня киски - кишки миска - мишка

посол - пошёл пасли - пошли просо - Проша

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в конце слова

Нас - наш брось - брошь

Вас - ваш плюс - плюш

Кис - кыш мыс - мышь

Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С - Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

С ме ш ная ш утка, ш ахматная до с ка, с ытый ми ш ка, ви ш нёвый с ок, с ме ш ная ма с ка, пу с той ме ш ок, с ухой капю ш он, ш кольная до с ка, с ме ш ные поте ш ки.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка - машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка - высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка - пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны - пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит под высоким мостом. У нашей кошки - пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки - у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках

Ша - са - ша наша Маша хороша

Са - ша - са укусила нос оса

Ши - сы - ши наши ушки хороши

Сы - ши - сы у осы усы, усы

Иш - ис - ыш беги сюда мылыш

Аш - ос - аш у нас большой шалаш

Аш - ос - иш вокруг такая тишь!

Ос - ош - ос над кустами много ос

Ош - ош - ос и над вишней много ос

Дифференциация звуков [с - ш] во фразах

Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Дифференциация звуков [с - ш] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос - споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.

Кошка спит, а мышку слышит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!

Что испёк, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

Дифференциация звуков [с - ш] в стихах

Пушистый ушастик,

Ушастый пушок

По опушке скок-поскок.

Любит сушки наша Даша,

Сушки - это вам не каша.

Шила шубку - сшила юбку.

Шила шапку - сшила тапку.

Спит на окошке

Пушистая кошка

Едят пшено мышки,

Мышки на опушке,

Пшено едят -

Усами шевелят.

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

Ах, какую кашу

Нам готовит Маша!

Нет вкуснее каши,

Чем у нашей Маши!

Стеша спешила,

Рубашку шила.

Да поспешила -

Рукав не дошила!

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Соня и Саня весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались!

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа даёт им кашу,

Вот смешная Наташа!

Мимо леса, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

Саша с Машей, не спеша,

Шьют сапожки кошке,

Но не будет кошка

Носить эти сапожки!

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: «Шу - шу - шу».

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

Дифференциация звуков [с - ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до-вольна Саша:

У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!

Не шуми, Саша, это не веснуш-ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

Ясно! Дай-ка мне ту, где весну-шек побольше!

НАША КОШКА

У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:

Кто ходит босой? Гусак?

Мяу!

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Мяу!

Кого боятся мыши? Кошку?

Мяу!

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Мяу!

Вот какая наша кошка Анфиска!

ЧЬЯ КОСЫНКА?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой, а? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу тихо - никто никому не мешает.

У ОКОШКА

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая! Такая мягкая! Такая усатая! Ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

Дифференциация звуков [с - ш] в скороговорках

У Сони - шишки, а у Сани - шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки - смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки - смешные штанишки.

Шестые шутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки - на сосне, шашки - на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше - шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек.

У Саши Шустрикова и сынишка - Саша Шустриков.

У кошки - шесть котят, у мышки - шесть мышат.

Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.


Дифференциация С-Ш

Поэтапная дифференциация звуков С-Ш

1 этап
2. Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
3. Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
Повтори слоговые ряды
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль

2 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки

3 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
Несу – пишу Пасу – пашу
Плясун – пляшу Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь Сыпь – шип
Сила – шило Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

4 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

5 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.

6 этап
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

7 этап
1. Повтори словосочетания:
Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

8 этап
1. Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?

Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы:
зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

9 этап
1. Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы:
Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?

10 этап
1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы:
Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Дифференциация звуков С-Ш в слогах

А) в прямых слогах:
са - са - ша
са - ша - са
со - шо - со
су - ус - шу
со - шо - со
сы - ши - сы
сы - ши - сэ
су - ши - сэ
су - ши - со
сэ - ше - сэ
сэ - ши - са
б)в интервокальной позиции:
аса - аса - аша
асо - асо - ашо
асу - асу - ашу
асы - асы - аши
аши - асы - асы
в) в слогах со стечением согласных
сшо - сшо - сша
сшу - сшу - сши
сши - сши - сше
сше - сше - сши
сша - сша - сша

Дифференциация звуков С-Ш в словах

А) в прямых слогах:
шайка - сайка
шок - сок
шитый - сытый
шут - суд
б) в обратных слогах:
мышь - мыс
нож - нос
уж - ус
наш - нас
пляж - пляс
в) в интервокальной позиции:
каша - касса
крыша - крыса
лиса - леший
мешать - массаж
просить - крошить
пошёл - посол
г) в слогах со стечением согласных:
крошка - краска
кашка - каска
Машка - маска
мишка - миска
сошка - соска
шкала - скала
шпора - спора
шпора - ссора
шрам - срам

Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях

Весёлый розыгрыш
вкусные сушки
голосистый скворушка
душистый горошек
душистый шиповник
опасное путешествие
осколок стёклышка
персидская кошка
послушные малыши
посошок старушки
скоростное шоссе
смешной сынишка
смышлёный малыш
сушёная вишня
шелест камышей

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях

В лесной глуши не слышно шума шоссе.
Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
Саша сочинил смешной стишок.
Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
Образец:
Я слышу смешок.
Он(а) слышит смешок.
Мы слышим смешок.
Вы слышите смешок.
Они слышат смешок.

Я стригу шерсть.
Я слушаю стишок.
Я спешу в школу.
Сшибать шишки с сосны.
Сушить джинсы на солнышке.
Слушать смешную сказку.
Кушать сушки с маком.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
Я слышу.
Я слышу шум.
Я слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

Я сушу.
Я сушу шампиньоны.
Я сушу вкусные шампиньоны.

Я расчешу кошку.
Я расчешу пушистую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.

Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках

В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.

В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Шестнадцать шли мышей
И шесть несли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Шишки на сосне, а шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.

Дифференциация звуков С-Ш в рассказах

Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
Миша кричит:
- Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
- Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвку и приговаривает:
- Чух-чух.. Чух-чух...
Значит, он паровоз.

Почему у месяца платья нет


Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.


Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.

Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.

Карандаш


Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
- Тише, мы его разделим.
Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

Дифференциация звуков С-Ш в стихах

Зашептала тихо мышь:
"Что ж, сыночек, ты не спишь?"
"Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу".
"Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик", - шепчет мышь.

*****
Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать
Чтобы с ежонком играть.

*****
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке.
Кошка шевелит ушами:
"Не пора ли за мышами?"
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

*****
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

*****
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

*****
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

*****
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

*****
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок.
Сумку из рогожки
С мисочкой и ложкой.

*****
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

*****
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Только пусто на опушке.
Не нашёл он ни волнушки.
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

*****
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

*****
Как–то вечером старушки
Пили чай и грызли сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в миску.

*****
Шесть пушистых котят
Есть сосиски хотят.
А смешная Наташа
Даст им пшённую кашу.

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.