1. Общение в системе общественных отношений

Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные .

Общемственные отношемния -- различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.

Общественные отношения возникают между:

  • · индивидами как частью социальной группы;
  • · группами индивидов;
  • · отдельными индивидами и группами индивидов.

В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях:

  • · на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.);
  • · на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.);
  • · на уровне взаимосвязей людей в группах.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений.

В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация .

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.

Общественные отношения носят безличный характер . Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано - каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.

2. Общение в системе межличностных отношений

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения.

Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов - с другой.

Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения .

Межличностные отношения включают три компонента - когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий .

Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим.

Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны.

Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.

Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.

Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Межличностные отношения могут строиться по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости.

Контрольные вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте общественные отношения.
  • 2. Охарактеризуйте межличностные отношения.
  • 3. Что общего и в чем различие общественных и межличностных отношений?

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 10.1

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и общества

Многие социологи и психологи определяют степень значи­ мости общения в системе межличностных отношений по-раз­ ному, с учетом специфики. Одни предпочитают рассматривать общение как основу общественных отношений, другие - как последствия отношений. Существует мнение, что общение - это отражение общественных отношений в сознании людей и самого общества. Общение можно представить как систему невидимых связующих нитей, пересекающих все сферы дея­ тельности человечества, оно способствует реализации безлич­ ных, постоянных и переменных отношений.

Процесс общения зависит от сознательного и бессознатель­ ного инстинктов индивида. Если сознательное общение выра­жается в конкретных и заранее спланированных актах, то бес­ сознательное происходит естественным образом. Психологи склонны считать общение совокупностью социального и пси­ хологического инстинктов. Для социальных психологов обще­ ние - это основной компонент развития индивида. Участни­ ки общения зачастую неосознанно определяют его место в меж­ личностных отношениях.

В процессе общения человек берет на себя исполнение не­ кой межличностной роли, возможной в системе групповых свя­ зей. Эта роль зависит от влияния его индивидуальных психо­ логических особенностей. Если человек обладает сильными психологическими качествами, то его роль в межличностных отношениях будет соответствовать понятию «лидер», и наобо­рот - психологически слабый человек становится исполните­ лем роли «козла отпущения». Выражение личностных качеств в процессе ролевого общения обязательно вызывает ответные реакции других его участников.

Межличностные отношения выражаются посредством эмо­ ций. Отечественные социальные психологи различают три вида

эмоциональных проявлений индивида: аффекты, эмоции и чувства. Эти проявления многогранные и различны по силе выражения, которая зависит от ситуации. Чувства принято де­лить на две группы. Первая группа - конъюнктивные чувства, которые сближают людей, объединяют их цели, желания. Вто­рая группа - дизъюнктивные чувства, имеющие разрушающую силу и отрицательно сказывающиеся на отношениях.

Общественные отношения складываются из межличност­ных отношений. Если межличностные отношения строятся на взаимном доверии и притяжении, то общественные основаны на единстве профессиональных и общественных целей, неза­ висимо от чувств и личных мнений.

Современная жизнь заставляет искать новые методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять сущность человека, его ориентиры во взаимодействии с окружающим миром, а так­ же состояние его внутреннего мира. В отличие от отечествен­ ных коллег западные исследователи предпочитают понятию «общение» термин «коммуникация». Вместе с тем разница в наименовании не означает различие сущности, поэтому и об­ щение, и коммуникация идентичны.

Структура общения. Коммуникативный компонент общения

Исследователи выделяют множество разновидностей струк­ туры общения. Достаточно распространена структура, вклю­чающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразуме­вает простой обмен информацией. Интерактивная часть обще­ ния основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индиви­ дами с целью поддержания интерактивной части общения.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­ имный обмен индивидами кодированной информацией с це­ лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де-

кодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­ нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­ жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­ желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации - вербальная и невер­ бальная. Вербальная коммуникация использует в качестве-ко­дировки речь. Невербальная - четыре группы средств обще­ ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбав­ ки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное вос­ приятие друг друга общающимися.

Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процес­ са, состоящую из пяти вопросов.

1. Кто говорит?

2. Что сообщает?

3. Кому?

4. По какому каналу?

5. С каким эффектом?

Первый вопрос предполагает анализ управления коммуни­ кативным процессом, второй - анализ содержания сообще­ ний. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демон­ стрирует формирование процесса общения.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». ! Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­ циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или со­циальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.

Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дру­ жеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (от 0 до 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.

Интерактивная часть общения подразумевает общение лю­ дей в сфере профессиональной деятельности и может быть ко­ оперативной и конкурентной. Кооперативное общение подра­ зумевает совместную координацию действий. Любая совмест­ ная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и пред­ставляет собой одну из форм конфликта.

Перцептивная часть общения основана на понимании и вза­ имном восприятии друг друга. Перцепция - это познаватель­ ный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысле­ ние получаемой через органы чувств информации об окружа­ ющем мире..

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­ разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта»" Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

Вместе с тем, любое общение связано с возникновением ком­ муникативных барьеров, препятствующих взаимодействию ин­ дивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивацион- ный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­ циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­ лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Современная жизнь способствует увеличению числа барье­ров общения. Для их преодоления следует слушать себя, конт­ ролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точ­ ки зрения.

Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции

Теория каузальной атрибуции об интерпритациях причин­ности в процессе социального восприятия определяет особен­ ности поведения индивида в результате психической проекции. Определенный образ человека накладывается на его собствен­ный, в результате чего этот образ воспринимается как подлин­ ный. Основным элементом каузальной атрибуции считается совокупность внешнего вида человека и того образа, которым его наделяют окружающие. Сама атрибуция предполагает при­ писывание образа. Автором теории каузальной атрибуции яв­ ляется Ф. Хайдер.

Для исследования феномена каузальной атрибуции значи­ мой стала теория Э. Джонса и К. Девиса, которые выяснили и упорядочили причины возникновения межличностной атри­буции. Также в теорию каузальной атрибуции вошли теории Д. Бёма (самовосприятие), Т. Келли (поиск причин поведения).

Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах.

1. Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.

2. Все поступки людей закономерны.

3. Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработки единой детали взаимодействия, восприятия и понимания человека человеком.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека.

Леонтьев: В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение.

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, но и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения.

Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

Каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии.

Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений

Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности.

Э. Дюркгейм: общество - не динамическая система действующих групп и индивидов, но совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.



Отечественная психология: идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Характер этой связи понимается по-разному.

Ломов: деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни.

Леонтьев: общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.

Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин). В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить ряд правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».



Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общениемежду группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения - в широком и узком смысле слова - вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение - безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А. Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым «личностно» общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения - коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от «второго плана», но в реальной жизни этот «второй план» общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.

Единство общения и деятельности

Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев, 1972. С. 271).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов, 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев, 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента - именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.

Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание (Общение и деятельность, 1931). В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма - пусть не деятельности, но активности; пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством является и предписанность предложенной постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах.)

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное» (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функциявоздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность» (Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

Структура общения Учитывая сложность общения, -необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был

анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:

Рис. 3. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов, 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Понятие общения. Общение и речь. Понятие речи. Виды речи. Свойства речи. Влияние общения и речи на жизнь и деятельность людей. Развитие и расстройства речи.

Общение как взаимодействие и обмен информацией. Общение как взаимосвязь и взаимовлияние. Основные стороны процесса общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Виды общения. Невербальное общение. Функции общения. Роль общения и речи в психическом и личностном развитии человека.

Психологические средства воздействия и влияния в процессе общения. Стиль общения. Стратегии контакта.

Характеристика общественно-психологических процессов, развертывающихся в ходе общения (подражание, заражение, убеждение, внушение). Обратная связь в общении. Понятие коммуникативного барьера.

Основные понятия темы: общение, речь (внешняя, внутренняя, устная, письменная, аффективная, диалогическая, монологическая), коммуникация, перцептивная, интерактивная стороны общения, язык, невербальное общение, межличностное взаимодействие, психологический контакт, смысловой барьер, межличностный конфликт, стиль и стратегии общения: обратная связь.

Тема 20. Общение как взаимопонимание и взаимопознание.

Межличностные отношения (взаимоотношения) как социально-психологический феномен. Классификация и виды взаимоотношений. Закономерности проявления межличностных отношений людей. Роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

Взаимопонимание как высший уровень взаимодействия. Психологические особенности взаимопонимания. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Условия и факторы достижения взаимопонимания.

Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующих личностей. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером.

Основные понятия темы: межличностные отношения, партнерские качества, взаимопонимание, взаимное непонимание, взаимное содействие, противодействие, сопереживание, взаимное влияние, контакт.

2.3. Тематический план семинарских занятий.

Тема 1: История становления психологической науки

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Психология как предмет. Основные отрасли психологии

    Понятие о душе, психике и психической деятельности.

    Роль психологии в деятельности социального работника.

    Соотношение житейской и научной психологии.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Демокрит, Платон, Аристотель – биография и философские размышления о душе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Значение психологических знаний для социального работника.

    Введение в психологии. Учебник для студентов ВУЗов / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: "Академия", 1995. 496с.

    Гипенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. – М., 2006.

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: ПИТЕР, 2006.

    Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Изд-во

НОРМА,2002.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.:Питер, 2006.

Тема 2: История становления психологической науки.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Глубинная психология.

    Бихевиоризм.

    Гештальт – психология.

    Трансперсональная психология.

    Когнитивная психология.

    Генетическая психология.

    Гуманистическая психология.

    Отечественная психологическая школа.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Основоположник отечественной психологии В.М, Бехтерев.

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ:

Найти в учебной литературе все направления в психологии. Выбрать ученых, внёсших вклад в данное направление. Составить таблицу

ЛИТЕРАТУРА:

    Гипенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. – М.,2006.

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психоло­гии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 416 с.

    Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.:Питер, 2006. – 608 с.

ТЕМА: Методология психологического исследования

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Методы психологического исследования.

    Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования.

    Объективные методы исследования.

    Виды наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения.

    Суть экспериментального исследования. Достоинства и недостатки метода эксперимента.

    Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Методы научной психологии.

Методы практической психологии.

Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии.

Психологические тесты и их особенности.

Методы исследования в психологии.

МИНИ-ИССЛЕДДОВАНИЕ:

Изучить в научной литературе методы психологии. Составить таблицу:

ТЕМА:

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Определение понятия «психика»

    Структура психики в традициях отечественной психологии

    Основные различия психики животных от психики человека.

    Основные особенности интеллектуального поведения животных.

    Развитие высших психических функций.

    Сознательное отражение действительности.

    Общие проблемы происхождения психики человека.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Психика и сознание: о соотношении феноменов и понятий.

Проблема определения природной или социальной обусловленности психики и поведения человека.

Загадки сознания.

Структура сознания по А.Н.Леонтьеву и В.П.Зинченко.

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.

ТЕМА: Происхождение и развитие психики и сознания

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

    Самосознание. Понятие.

    Функции самосознания.

    Структура самосознания. Уровни самосознания.

    Этапы развития самосознания.

    Критерии нарушения предметного сознания

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Проблема бессознательного в психологии.

Познавательная и активно-творческая стороны сознания.

Развитие сознания ребёнка (взрослого).

Уровни и свойства сознания.

Изменённые состояния сознания. Сон и его стадии.

Искусственно вызванные состояния сознания.

Интуиция как форма надсознательного явления.

ТЕМА: Психологическая характеристика деятельности ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Деятельность. Междисциплинарный подход к деятельности.

    Соотношение внешней и внутренней деятельности.

    Освоение деятельности.

    Основные виды деятельности и их характеристика (труд, игра, учение)

    Умения, навыки, привычки и их особенности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Психологический анализ привычек людей.

Труд художника, учёного, изобретателя.

Умения, навыки, привычки и их особенности.

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ:

Проанализируйте научную литературу, составьте таблицу по теме: «Основные виды деятельности и их характеристика».

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: АкадемиЯ, 2005.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.- Т.1- СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

ТЕМА: Ощущение.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Ощущения.

    Основные свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей)

    Общие закономерности ощущений (чувствительность, пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия)

    Компенсация ощущений.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Шеррингтон Чарльз Скотт – основные научные открытия.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

    Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

ТЕМА: Восприятие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Восприятие и его психологические свойства.

    Особенности восприятия времени в зависимости от содержания деятельности.

    Перцептивные действия в процессе восприятия.

    Условия адекватного восприятия мира.

    Иллюзии восприятия.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Законы и загадки зрительного восприятия.

Развитие восприятия у детей.

Роль и виды чувствительности (ощущения) у человека.

    Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль,1998.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятий. – М., 2002

    Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.- СПб.:Питер, 2005

    Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

    Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – С-Пб.:Питер, 2003.

ТЕМА: Память.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Память, определение, понятие, виды.

    Характеристика процессов памяти.

    Индивидуальные различия в процессах памяти.

    Закономерности памяти.

    Рациональные приёмы запоминания

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ:

Изучить научную литературу, составить таблицу по теме: «Характеристики и закономерности памяти».

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

Расстройства памяти.

Рациональные приёмы запоминания.

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб.:Питер,1995

    Лапп Д Улучшаем память в любом возрасте. М.: Мир, 1993

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

ТЕМА: Мышление.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Общая характеристика мышления. Виды мышления.

    Классификация типов мышления.

    Мышление речь.

    Мышление и чувственное познание.

    Мышление как решение задач.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Психология творческого мышления.

Проблемы и пути развития творческого мышления.

Диагностика умственного развития.

Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления

    Гипенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. – М., 2006. – 336 с.

    Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 томах. / ред. Анкелова А.Г. – М.:Мир, 1996. – 370 с.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

    Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

    Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: центр ВЛАДОС, 1998.

ТЕМА: Воображение.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Воображение, психологическая характеристика.

    Индивидуальные особенности воображения.

    Роль фантазии в деятельности личности.

    Психологические приёмы создания образов воображения.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Воображение и индивидуальное творчество.

Воображение и художественное творчество.

Использование воображения в социально-психотерапевтических целях.

    Гипенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. – М., 2006. – 336 с.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

    Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

    Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: центр ВЛАДОС, 1998.

ТЕМА: Внимание

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Внимание: определение, виды. Сравнительная характеристика основных видов внимания.

    Свойства внимания.

    Методы изучения свойств внимания.

    Нарушение внимания.

    Развитие внимания в онтогенезе.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Ланге Николай Николаевич, Гальперин Пётр Яковлевич, Ухтомский Алексей Алексеевич, Узнадзе Дмитрий Николаевич – биография и психологические труды.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе)

Приёмы развития внимания.

Эмоционально-моторная теория Т.Рибо

Индивидуальные особенности проявления внимания студентов.

    Возможна ли разумная деятельность без внимания?

    Чем может быть обусловлена невнимательность студентов? Учащихся?

    Раскройте содержание каждого качества внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих качеств.

    Каковы пути привлечения внимания на различных этапах лекции? Урока?

    Гипенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. – М., 2006. – 336 с.

    Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 томах. / ред. Анкелова А.Г. – М.: Мир, 1996. – 370 с.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

    Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – Воронеж,1996. – 320 с.

    Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.:ВЛАДОС, 2007.

ТЕМА:

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Основные теоретические подходы к изучению личности.

2. Психодинамическая теория личности.

3. Аналитическая теория личности.

4. Поведенческая теория личности.

5. Общее представление о самоактуализации в гуманистической психологии..

6. Четырёхкомпонентная модель личности в деятельностном подходе.

7. Диспозициональная теория личности.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Зигмунд Фрейд, К.Г. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Дж. Роттер, А.Н. Леонтьев.– биография и психологические труды.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Проблема личностного смысла в психологии.

    Каковы основные критерии отличия различных теорий?

    Почему существует не одна, а много теорий?

    В чём сходство и различие классического психоанализа З. Фрейда и аналитической теории личности К. Юнга?

    Как происходит развитие потребностей по А. Маслоу?

    Какова основная функция поведенческого потенциала?

    Как формируется самоэффективность по А. Бандуре?

    В чём принципиальное отличие деятельностного подхода к изучению личности от других подходов.

    Каковы основные факторы развития личности у диспозиционистов?

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: ВЛАДОС, 2005.

    Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проет,2004.

ТЕМА: Психологическая характеристика личности

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Направленность личности как система доминирующих мотивов.

    Самосознание личности. Я-концепция личности.

    Оценка и самооценка личности.

    Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Стадии, факторы социализации.

    Развитие личности. Аномальное развитие личности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Социализация личности.

Я-концепция личности.

Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

Источники, факторы, условия и движущиеся силы развития личности.

    Блюм Дж. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 222 с.

    Дружинин В.Н. Общая психология. - СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2006.

    Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: ВЛАДОС, 2005.

    Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проет,2004.

    Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. – С-Пб., 2006, стр. 105-146, 161-187, 271-315, 479-514, 528-556.

ТЕМА: Эмоции и чувства.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Виды эмоций и их общая характеристика.

    Роль эмоций.

    Психологические теории эмоций.

    Эмоциональный стресс, его виды и фазы протекания.

    Управления эмоциями. Способы снятия эмоционального напряжения.

    Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

    Возможные нарушения в эмоциональной сфере человека.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Развитие эмоций и их значения в жизни человека.

Эмоции и человеческие взаимоотношения.

Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей

    Горбатков А.А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций / / Вопросы психологии, №3, 2004.

    Изард К.Е. Психология эмоций – С-Пб, Питер, 1999.

    Леонтьев А.Н. лекции по общей психологии. – М,2000. Лекция 48, 49.

    Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности.// Вопросы психологии, №4, 2004. Стр.3

    Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология. Справочное руководство/ред. Дружинина. – М: Инфра, 1999.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону, 2000, стр. 255-259.

ТЕМА: Воля.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Воля как регуляционный процесс. Механизм воли.

    Структура волевого процесса.

    Волевые качества личности.

    Развитие воли у человека.

    Становление волевых качеств личности.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

У.Джемс – биография и вклад в психологию.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Становление волевой регуляции поведения у детей.

Основные направления и пути развития воли.

    Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

    Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М., 1989. Тренировка воли. Стр. 43-69.

    Леонтьев А.Н. Воля / Вестник МГУ. Серия 14. – М., 1993, № 2 с. 3-14.

    Леонтьев А.Н. лекции по общей психологии. – М,2000. Лекция 50.

    Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2006.

    Першина Л.А. Общая психология. –М., 2004.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

    Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воля в психологии // Журнал «Вопросы психологии» №3 2004, стр. 64-70.

ТЕМА: Характер.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

    Понятие о характере. Черты характера.

    Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. (физиогномика, хиромантия, графология, конституциональный способ).

    Типологния характра по Леонгарду.

    Типологния характра по Личко.

    Формирование характера.

    Влияние факторов на формирование характера (фактор трудовой деятельности, фактор подражаний, конфликтных ситуаций).

    Диагностика характера.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Иоганн Каспер Лафатер – жизненный путь, выдающиеся труды.

Э. Фромм – выдающиеся исследования.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

    Характер и темперамент.

    Возрастные особенности становления черт характера у человека.

      Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.:Свет, 2005.

      Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб: Питер, 2006.

      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.

    Практические задания:

    Задание 1 .

    ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА)

    Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак « + » (да), если нет – знак « - » (нет).Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

    п/п

    Суждение

    (да)/(нет)

    « + »/« - »

    У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

    Вы чувствительны к оскорблениям?

    Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, беседе и т.п.?

    Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

    В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

    Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

    Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

    Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

    Вы серьезный человек?

    Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-то?

    Предприимчивы ли Вы?

    Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

    Мягкосердечны ли Вы?

    Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

    Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

    Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

    Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

    Любят ли Вас Ваши знакомые?

    Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

    У Вас часто несколько подавленное настроение?

    Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв

    Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

    Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы оттаиваете свои интересы?

    Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

    Раздражает ли Вас, если дома скатерть или занавес висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

    Вы в детстве боялись оставаться один дома?

    Часто ли у Вас бывают колебания настроения?

    Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

    Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

    Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

    Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?

    Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

    Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

    Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

    Вы любите работу с высокой личной ответственностью?

    Склонны ли Вы, выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?

    В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

    Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

    Общительны ли Вы?

    В школе Вы охотно декламировали стихи?

    Убегали ли Вы в детстве из дома?

    Кажется ли Вам жизнь трудной?

    Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?

    Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?

    Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?

    Вы очень любите животных?

    Возвращаетесь Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?

    Преследует ли Вас иногда мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

    Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

    Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

    Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

    У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

    Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

    Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

    Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

    Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

    Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня и будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

    В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

    Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

    Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

    Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

    Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

    Бывают ли у Вас головные боли?

    Вы часто смеетесь?

    Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

    Вы подвижный человек?

    Вы очень переживаете из-за несправедливости?

    Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

    Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?

    Вы очень боязливы?

    Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

    В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

    Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

    Часто ли Вас тянет путешествовать?

    Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

    Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

    Долго ли Вы переживаете обиду?

    Долго ли Вы переживаете горести других людей?

    Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

    Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

    Часто ли Вы видите страшные сны?

    Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

    В веселой компании Вы обычно веселы?

    Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

    Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

    В беседе Вы скудны на слова?

    Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, что бы позабыть о том, что это только игра?

    При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются паталогическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

    КЛЮЧ

    1. Гипертимные x 3

    1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

    6. Циклотивные x 3

    6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

    2. Возбудимые x 2

    2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

    7. Демонстративные x 2

    7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

    3. Эмотивные x 3

    3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

    8. Неуравновешенные x 3

    8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

    4 . Педантичные x 2

    4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

    9. Дистимные x 3

    9, 21, 43, 75, 87

    5. Тревожные x 3

    16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

    10. Экзальтированные x 6