Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет


Описание материала: предлагаю вам дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимние виды спорта». Основная цель: создание условий по формированию начальных представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп и поможет сделать содержательнее не только образовательный процесс, но и досуг.

Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта

Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Формировать начальные представления об Олимпийских играх и зимних видах спорта.
Развивать познавательную активность и любознательность
Повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В 2014 году в нашей стране проходило яркое и масштабное событие XXII Олимпийские зимние игры. В ДОУ мы реализовали проект «Вместе мы победим!», посвященный этим играм. Чтобы сделать ознакомление детей с Олимпийскими играми и зимними видами спорта более интересным и увлекательным я сделала несколько дидактических игр. Дидактические игры по сравнению с другими видами, игр имеют характерную особенность: они являются источником знаний и спорте и физической культуре. Изготовление таких игр в наш век ИКТ не вызывает затруднений. Качаем картинки, составляем игры, распечатываем и, чтобы они прослужили долгое время – ламинируем.
И теперь ежегодно, когда в январе реализуется тематическая неделя «Зимние виды спорта», воспитатели используют их в своей работе. В непрерывной образовательной деятельности формируются представления об Олимпийских играх, о зимних видах спорта. Параллельно формируются у детей и гражданская принадлежность и патриотические чувства. Ведь такое масштабное событие, как XXII Олимпийские зимние игры, проходило именно в нашей стране в г.Сочи. Такая тема также позволяет формировать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уважение к своим соотечественникам-спортсменам.
Дети, узнавая много нового и интересного о спортивной жизни нашей страны, Олимпийских играх, спортсменах – участниках Олимпиады, приходят к выводу, что физическая культура и спорт очень интересны и полезны для здоровья. У них появляется желание быть похожими на великих спортсменов, заниматься спортом. Чаще возникает желание реализовать знания об Олимпийских играх, зимних видах спорта в самостоятельной деятельности.

Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.





Лото «Пиктограммы Сочи-2014»
Цель: учить детей называть виды спорта и подбирать соответствующие пиктограммы.


Игра «Подбери пиктограмму».
Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта.
Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.


Игра «Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.


Игра «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы, выполненные в строгой и лаконичной, монохромной гамме и соответствующие пиктограммы, выполненные в гамме «лоскутного одеяла».



Игра «Картинка рассыпалась»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.
Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады «Сочи-2014».




Игра «Сложи дорожку».
Цель: развитие умения сравнивать и группировать по цвету, развитие цветовой гаммы (закрепление названий основных и дополнительных цветов), умение отличать цветовые сходства и различия.



Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.



Карточная викторина
Цель: закреплять знания детей об Олимпийских играх и зимних видах спорта.

Дидактические игры "Спортивный калейдоскоп"

Хохлова Наталья Евгеньевна
Место работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область
Должность: учитель-дефектолог
Название ресурса: настольно-печатные дидактические игры "Спортивный калейдоскоп"
Актуальность и значимость ресурса : Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 5-10 лет. Игра может быть использована педагогами работающими с детьми дошкольного возраста, учителями начальных классов и любящими родителями в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, а так же в коррекционной работе с детьми.
Краткое описание ресурса: игры на формирование представлений о различных видах спорта.
Цель и задачи ресурса: развитие интереса к событиям спортивной жизни, знакомство с различными видами спорта, спортивными снарядами и инвентарем, расширение кругозора детей, развитие внимания, памяти, мышления.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована педагогами работающими с детьми дошкольного возраста, учителями начальных классов и родителями.
Оборудование: игры выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоят из разрезных карточек. Необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и можно использовать. Для практичности и долговечности, перед тем, как разрезать карточки их можно заламинировать.
Практическое применение: индивидуальные игры, совместные игры.

Дидактическая игра "Назови зимний вид спорта"



Методика работы с ресурсом:
Вариант I: Ребёнок берет карточку с текстом, читает название вида спорта и подбирает соответствующую картинку-пиктограмму, если ребенок не умеет читать, то название вида спорта читает взрослый, а ребенок ищет картинку.
Вариант II: Детям раздаются карточки с пиктограммами, ведущий (взрослый или ребенок) читает название вида спорта, а дети ищут соответствующую пиктограмму среди своих карточек.

Дидактическая игра "Парочки"


Вариант I: Перед ребенком выкладываются карточки рубашками вверх. Каждая карточка имеет пару. Ребенок переворачивает любые две карточки. Если изображения на открывшихся карточках идентичны, то карточки остаются открытыми, если нет, то они снова переворачиваются изображением вниз и ребенок открывает следующую пару карточек. Игра идет до тех пор, пока все карточки не будут открыты. Играть можно поочередно. Количество выкладываемых карточек регулируется взрослым в зависимости от уровня развития детей.

Вариант II: Перед ребенком выкладывается часть карточек без пары изображением вверх и одна - две карточки имеющие пару. Ребенку предлагается найти одинаковые карточки. Количество парных карточек и общее количество выкладываемых карточек зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Дидактическая игра "Спортивная мозаика"




Вариант I и Вариант II данной игры аналогичны игре "Назови зимний вид спорта"
Вариант III
Индивидуальная игра: предложите ребенку из всех картинок выбрать только те, на которых изображены спортивные игры, или спортивная гимнастика, или художественная гимнастика, или легкая атлетика. Или разделить все картинки сразу на четыре группы, в зависимости от уровня развития детей.
Групповая игра: в игре участвуют четыре игрока, которые получают задание, собрать картинки определенного вида.

Дидактическая игра "Кому это принадлежит?"


Перед началом использования данный лист с картинками разрезать на карточки.
Вариант игры: Ребенку предлагается составить пары картинок, найти для каждого предмета спортивного инвентаря подходящего спортсмена и назвать спортивный инвентарь и спортсмена или вид спорта.
В данной игре можно использовать стихи и загадки:

Он играет на коньках
Клюшку держит он в руках.
Шайбу он той клюшкой бьет.
Кто спортсмена назовет? (Хоккеист)

Вокруг глубокий снег лежит,
А он легко поверх бежит.
Лишь с колеи сойти нельзя,
Кто мчится к финишу, скользя? (Лыжник)

Утро зимнее, погожее -
солнце льётся на каток.
Я здесь больше не прохожая -
я ледовых дел знаток! (Фигуристка)

Что же за игра такая?
Мячик весело веду,
И в кольцо его бросаю,
Вверх взлетая на ходу.
Да. Хороший я игрок!
Это мне мой рост помог! (Баскетболист)

Не ракету, а ракетку
Я держу своей рукой.
Раз – и мяч летит за сетку
Раз еще! – и сет за мной. (Теннисист)

Зеленый луг, сто скамеек вокруг
От ворот до ворот
Бойко бегает народ. (Футболисты)

Ульяна Чернова

Дидактическая игра «Парочки»

Цели и задачи : формировать интерес у детей к физкультуре и спорту; учить соотносить картинку вида спорта с соответствующей пиктограммой, развивать память, логическое мышление.

Возраст : 5-7 лет

Правила : В игре участвуют 2 и более человек. Детям раздают картинки с изображением видов спорта. Ведущий достает по одной пиктограмме. Игроки сравнивают ее со своей картинкой и называют данный вид спорта.

Дидактическая игра «Сложи и назови»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и называть виды спорта; развивать воображение,

мышление и логику.

Возраст : 5-7 лет

Правила : игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает,что изображено на картинке (называет вид спорта)

Дидактическая игра «Спортивная угадайка»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.

Возраст : 6-7 лет

Правила : Играть могут 2 и более человек.

Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» , загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим


Дидактическая игра «На зарядку становись»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения для утренней гимнастики и выполнять движение, развивать внимание, память.

Возраст : 5-7 лет

Правила : Играют 2-6 человек.

Игрок бросает кубик, какое число выпадет, столько шагов он ходит своей фишкой. Затем он должен принять исходное положение и выполнить соответствующее движение, на которое указала его фишка. Играющие по очереди делают ходы и показывают упражнения.


«Д У Й Б О Л»

Возраст :5-7 лет.

Правила : Игроки (двое, или команда из пяти детей, дуют на мяч через тонкую трубочку, Цель : Формирование навыков правильного дыхания.

пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника

Публикации по теме:

Анализ работы инструктора по физическому воспитанию Гуацаевой Е. С. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней жизни. Растить детей.

Анкета для родителей по физическому воспитанию Анкета для родителей Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты по физическому воспитанию. Искренние ответы.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах.

Я работаю в младшей группе и хочу представить дидактические игры по сенсорному воспитанию. Разнообразные действия руками стимулируют процесс.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми младшего и среднего возраста 1 – 2 младшая группа «Что изменилось?».

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми старшего возраста Старшая группа «Не ошибись» Цель: упражнять.

Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников (часть 1) Дидактическая игра «Что полезно, а что нет? Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей.

В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр - 7-10 минут, количество игроков - 6-10 человек.

Дидактические игры на закрепление видов и способов движений

Игра «Кто больше знает движений?»

Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2-4 способа одного движения и один - другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

Игра «Отгадай загадку».

Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта.

Правила игры: не называть отгадку, а показывать ее в движении.

Методические указания: дети стоят в кругу, на расстоянии не менее 30 см друг от друга. . Ребята изображают отгадки движениями. В конце каждого периода игры (т.е. после каждой загадки) они называют способ движения. Хорошо, если загадки предлагаются самими детьми.

Дидактические игры на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях

Игра «Теремок».

Цель: найти правильный способ движения в зависимости от условий.

Правила игры: в теремке поселяется тот, кто правильно в него проберется. Взятый на себя образ каждый должен передать выразительно.

Пособия: веревка, натянутая по прямоугольнику или квадрату на разной высоте. Это - «теремок».

Методические указания: около домика вместо заборчика натягивается веревка, с одной стороны на высоте 30-35 см, с другой - 40-45 см, с третьей - 50 см, с четвертой - 60 см.

Воспитатель начинает игру: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Пока в теремочке никто не живет. Вы хотите жить в теремочке? Тогда надо стать мышками, зайцами, лисичками и медведями. Каждый зверь будет пробираться в домик через свои ворота». Дети договариваются, кто какую роль на себя возьмет. Воспитатель продолжает: «Бежали мимо мышки-норушки, увидели теремок и стали искать, где им к домику подойти. Увидели под забором щель, подошли и думают, как пролезть, чтобы не задеть забор, потому что в домике могут жить только те мышки, которые правильно выпол­нят движение». «Мышки» подлезают под веревку, остальные дети смотрят, как выполняются движения, и решают, кому из них жить в домике, а кому остаться по эту сторону заборчика. «А потом бежали зайчики-побегайчики, - говорит воспитатель, - им тоже захотелось в домике жить. Остановились они и спрашивают… О чем спрашивали зайчики? А что им ответили мышки? Верно, мышки отве­тили, что они пустят зайчиков в дом, если те догадаются, где их «ворота» (следующая по высоте веревка)».

Таким же образом разыгрываются действия лисичками, медведями. Детям, выполнившим неправильно или неточно движе­ния и временно выбывшим из игры, предлагается «штрафной» вариант: они должны пролезть правильно под все веревочки. Тогда они вместе со всеми могут жить в теремке. Игра заканчивается хороводом; воспитатель предлагает идти взявшись за руки на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, боковым приставным шагом. Детей можно спросить, когда эти виды ходьбы используются в жизни.

Игра «Угадай, что задумали».

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы и их применение в жизни.

Правила игры: правильно выполнять движения.

Методические указания: дети делятся на две группы. Каждая группа придумывает какую-нибудь жизненную ситуацию, где используется тот или иной вид ходьбы. Затем одна группа демонстрирует ходьбу, а другая группа должна догадаться, что было задумано. Например, дети договорились изобразить ходьбу по высокой траве. Они говорят: «Мы шли по лугу вот так», - и все вместе показывают движения. Дети другой группы высказывают свои предположения, проверяют их в действии. Если их предположение неверно, дети пер­вой группы хором говорят «Нет!», при отгадывании - «Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

Игра «Узнай движение».

Цель: учить узнавать движения по словесному описанию.

Правила игры: точно называть вид и способ движения.

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», - говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы - прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

Игра «Узнай движение по следу».

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Пра­вильно называть выполненное движение.

Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца - с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей - ходьбы в присяде, волка - бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают - водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

Дидактические игры на ориентировку в пространстве

Игра «Найди свой домик».

Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5-6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

Игра «Два бассейна».

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» - узкий и широкий с входами с одной стороны.

Методические указания: рядом с бассейном - касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни - узкие, другие - широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом - в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Мастер-класс для педагогов МКДОУ № 6 «Аленький цветочек»

Провел: инструктор по физической культуре Тарарухина Т.В.

Роль дидактических игр в формировании знаний в области «Физическое развитие» у детей дошкольного возраста

Быть здоровым - естественное желание каждого человека, так как оно является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте.

В образовательных программах дошкольных учреждений все больше уделяется внимания разделам, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игры – занятия
  • дидактические или автодидактические игры.

Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов:

Подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры;

Целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

Игра всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные.

Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В ходе наблюдения я выявила недостаточный уровень знаний дидактических игр. Дети владели навыком игровых действий по ограниченным темам, редко вступали в игровое взаимодействие, не проявляли интереса к новым дидактическим играм.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту.

Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

Развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;

Развитию зрительного и слухового внимания;

Формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;

Формированию общей и мелкой моторики рук.

А.И.Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· игры-путешествия

· игры-предположения

· игры-поручения

· игры-загадки

· игры-беседы

· подвижно-дидактические игры.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать - отрицательное.

В физическом воспитании игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Представляю вам материал по изготовлению игр, они разнообразны по видам: парные картинки, спортивные лото, домино, коллажи, лабиринты… так же предлагаю использовать подобранный мною материал оформленный в картотеки:

«Подвижно-дидактические игры на прогулке и в лесу, походе»;

«Картотека дидактических игр по физическому воспитанию»;

«Картотека валеологической направленности»

В работе с дошкольниками значительное место занимают прогулки-походы, в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры.

Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

Предлагаю подвижно-дидактические развивающие игры летом - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного природного материала.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Развивающее лото «Зимние виды спорта», «Спортивное лото» ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.

В играх «Найди пару» , «Спортивный инвентарь», «Кому нужны эти вещи?» и др. закрепляются знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Формируется интерес к физкультуре и спорту. Развивается зрительное внимание, логическое мышление, речь.

Домино «Зимние Олимпийские виды спорта» - в этих играх принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Так мы закрепляем с детьми знания о зимних Олимпийских видах спорта, воспитываем чувство гордости за свою Родину. Развиваем логическое мышление, умение играть и работать в группе из нескольких человек, соблюдаем правила во время игры.

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме. У меня «лабиринт» посвящен Олимпиаде. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий, с выполнением заданий на определенных участках (приседания, прыжки…).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Это игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений. Есть игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож».

Распространенные настольно-печатные игры , устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения, это видно в играх: «Сложи картинку», «Две половинки», «Собери символ». С помощью этих игр дети учатся осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное, учит детей узнавать и называть виды спорта.

«Что к чему?» эта игра учит определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта. Дети должны собрать не отдельные картинки, а единую картинку, связанных между собой карточек.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «Спорт зимой и летом» учит детей узнавать и называть виды спорта. «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Четвертый лишний» - а эти игры способствуют развитию мышления, зрительному вниманию, умению выделять основное, по которому один предмет на картинке не подходит.

Образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· воспитание культурно-гигиенических навыков;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Мной изготовлены коллажи здоровьесберегающей направленности - это учебные валеологические пособия, которые выполняют следующие задачи:

Обучающую, так как они содержат различную информацию.

Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни.

Развитие речи детей (умение говорить, строить предложения, рассказывать)

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Расширение кругозора ребёнка;

Закрепление знаний о полезных и вредных для здоровья продуктов питания;

Формирование заботливого отношения к своему организму

Коллажи по темам «Что полезно, что вредно для глаз; ушей; носа; рук; ног; зубов?» - содержат в себе информацию о полезных и вредных предметах и действиях для данных органов. Дети закрывают полезные предметы белыми кружочками, вредные – голубыми. Можно использовать при работе с детьми на занятиях и индивидуально.

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Этому способствует использование наглядных алгоритмов (пиктограмм). Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

В картотеку дидактических игр по формированию культурно–гигиенических навыков дошкольников входят такие игры:

«Найди различия», «Загадки о предметах гигиены», «Посылка от обезьянки», «К какому врачу пойдем?», «Наполни баночку витаминами», «Мой режим» - их цель формировать представления о своем организме; закреплять знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; развивать желание заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

Эти игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками. Во время спортивного досуга; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам.

Основным результатом работы по изучению роли дидактической игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста является то, что к концу года воспитанники подготовительной группы способны широко осознавать понятие «здоровье», как красоту, успешность, а так же, что здоровье в значительной степени зависит от самого человека и находится в его руках.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками, а в этом большая заслуга дидактической игры.

Свою работу я хочу закончить словами нашего отечественного педагога и врача Ефима Ароновича Аркина: «Игра- единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость-залог здоровья»

Мастер-класс:

Изготовление коллажа, картотеки дидактических-подвижных игр.

Список использованной литературы:

  1. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам Мозаика-синтез Летние виды спорта, Зимние виды спорта
  2. Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинках Спортивный инвентарь. Мозаика – Синтез
  3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. - N1 С. 12-22.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1991.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2006.
  6. Дидактические игры - занятия в ДОУ: Младший возраст
  7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. - 95 с.
  8. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. - 150 с.
  9. Методическая разработка (старшая группа)