«У кого какой дом?»

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

  • - учить детей ориентироваться на рифму по окончанию слова;
  • - развивать умение слушать, побуждать к общению.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Умейка (кукла).

(воспитатель читает отрывки из стихотворений)

(С. Маршак)

Зайка звонко барабанит, Он серьёзным делом... (занят).

(И. Токмакова)

Телефон опять звонит,

От него в ушах... (звенит).

(А. Барто)

Скачут побегайчики - Солнечные зайчики. Где же зайчики? - Ушли. Вы нигде их... (не нашли).

(А. Бродский)

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман... (пришить)

И конфетку... (положить).

(3. Александрова)

Воспитатель: Молодцы ребята! Умейке понравилось, как вы подбирали нужные слова. А теперь вы сами почитайте стихи Умейке.

(Дети читают стихи по желанию).

Дидактическая игра «Мой портрет»

Цель .

  • Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Дидактический материал .

  • Картинки с изображением детей разно­го возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры .

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают-большими, маленькими или не очень маленькими. Могут они сказать и пока ­ зать на пальчиках, сколько им лет, или они этого ещё не знают. Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображе Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой. Читает стихотворение:

Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звёзд.

На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисова ть свой автопортрет.

Творческая игра «Угадай, кто это?».

  • Игра развивает у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

Ход игры. Педагог выбирает одного из детей рассказчиком. Остальные дети сидят на стульчиках в кружок. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер и т. д. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первый угадает, подходит к узнанному по описанию ребёнку, выводит его на середину круга к рассказчику, и они втроём, взявшись за руки, шагают под пение всех детей:

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Добрый, добрый друг.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова "Ля-ля-ля, ля-ля-ля" все дети хлопают в ладоши, а находящи­еся в круге трое кружатся. Затем ведущим становится угадавший.

Дидактическая игра " Грязи-нет! И пыли-нет!"

Цель.

Дидактический материал.

  • Различные домашние вещи и предметы для уборки: посуда, швабра, ведро, тряпки и т. д.

Ход игры. Педагог вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый получает необходимые для уборки предметы и занимает своё рабочее место. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.

На столе - посуда горкой.

Под столом - с водою таз.

Генеральная уборка начинается у нас!

Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!

Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!

Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.

И от дяди много толку - он помыл на кухне полку.

Дедушка с бабушкой вышли во двор –

Все мы грязи не выносим,

Из квартиры сор выносим,

Полотенцем, пылесосом

Под сервантом и столом –

Так, что пыль стоит столбом!

Педагог благодарит своих маленьких помощников. Можно спросить, кто из детей помогает своим родным дома так, как это делает "помощница" из стихотворения А. Барто?

У Танюши дел немало, Вот у Тани сколько дела:

У Танюши много дел: Таня ела, чай пила,

Утром брату помогала - Села, с мамой посидела,

Он с утра конфеты ел. Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Педагог. Хорошо ли Таня поступает? (Высказывания детей.)

Дидактическая игра "Мои день"

Цель. Игра развивает у детей умение видеть и понимать себя,

свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал. Картинки с изображением поведения

детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры. Педагог предлагает детям послушать стихотворение "Мой день":

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днём я прогулялся сам

Дома поиграл я сам,

Спать улёгся в тишине...

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и всё.

Спасибо мне!

Педагог. Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотво­рении? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворе­нии и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.

Цель.

  • Игра развивает в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.

Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: "У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один".

Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?

Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.

Педагог рассказывает, что случилось с Катей: "Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?"- спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: "А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше дела­ла, больше ходила, меньше болтала и нос свой куда не надо не совала". Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате?

Дидактическая игра «Как поступить?»

Цель .

  • Учить детей быть внимательными, заботли выми по отношению друг к другу, по - разному выражать добрые чувства.

Игровое задание . Оказать необходимую помощь.

Правили игры . Уметь объяснить свой выбор картинки. По достоинству оценить помощь сверстника.

Материал . Сюжетные картинки (для каждого ребенка), такие, как: ребенок рисует дерево и яблоки на нем синим карандашом; все сажают овощи, цветы. Деревья, а один ребенок стоит без дела; дети собира ют урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; двое едят что - ни будь вкусное, а третий- нет; дети играют, но у одн ог о ребенка нет игрушек; ребенок плачет; ребенок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные картинки: зеленый, красный, коричневый карандаши: лопата, ведро, корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребенка в предупреждающей позе.

Игр а : Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой, пословицей по теме игры; например:

Одному не под силу - зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Поставьте перед детьми задачу - помочь тем, кто в этом нуждается, подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметы. Дети, выбрав к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Ког д а картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют дру г у др уг а правильность выполнения задания, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами (пересаживаются за другие столы). Игра повторяется.

Желательно иметь несколько наборов предметных картинок, что заставит детей по- разному поступать при выполнении задания по одной сюжетной картинке.

Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми «У кого какой дом?»

  • Побуждать вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение);
  • учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем;
  • подбирать пары слов с противоположным значением (антонимы), развивать речевое внимание, фонематический слух.

Ход игры:

(Воспитатель указывает на панно, где выставлены картинки на тему «Дом»).

Воспитатель: Правда, красивые дома на этих картинках? В каком из этих домов вам хотелось бы жить? 11очему? (Ответы детей) Воспитатель: Я вижу, что вам понравились большие, кирпичные дома, с балконами, с магазинами на первом этаже. В таких домах живут многие. Кто из вас, ребятки, расскажет, в каком доме он живет? (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились. Все вы живете в разных домах, в них вы отдыхаете, принимаете гостей, это ваш кров, очаг. Но вот, что интересно: свои дома имеют и животные. Я вам буду читать загадки, а вы - отгадывайте.

Теремок ползет,

На себе дом везет,

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

Это... Правильно, улитка. А как называется ее домик?

Дети: Ракушка, (ребенок ищет картинку с изображением ракушки и выставляет ее на мольберт).

Воспитатель: Пришли мужики без топоров,

Срубили избу без углов.

Это... Правильно, муравьи. А как называется их домик?

Дети: Муравейник (ребенок ищет картинку с изображением муравейника, выставляет ее на мольберт)

Воспитатель: Без рук, без топоренка,

Построена избенка

Это... Гнездо. И кто живет в гнездах? Правильно, птицы. Тогда еще одна загадка:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его....

Как вы думаете, как его зовут? Молодцы, скворец. А домик для скворца называется скворечник. Иди, Коля, выбери картинку, с изображением скворечника, (ребенок выбирает, ставит Воспитатель предлагает словесную игру «Кто где живет?)

Воспитатель: Итак, у скворца - (дети хором) скворечник,

У курицы - курятник,

У коровы - коровник,

У собаки - конура,

У птицы - гнездо,

У муравья - муравейник,

У белки - дупла,

У медведя - берлога,

У лисицы - нора.

У пчелы - улей.

Воспитатель: Сейчас вы все будете пчелками. Встаньте парами, кто с кем хочет. Один из вас будет взрослой пчелой, а другой - маленькой пчелкой. Взрослая пчела издает такой громкий звук: «33333», а малыши - пчелки жужжат мягко, потише: «3333333». Полетели, зажужжали. Прилетели к улью, поменялись ролями.

Воспитатель: А сейчас, наши пчелки хотят поиграть в игру «Скажи наоборот», кому брошу мяч - тот отвечает и возвращает мяч мне назад, например:

  • дом высокий, а избушка.... (низкая)
  • Лето теплое, а зима... (холодная)
  • На солнце песок сухой - а после дождя... (мокрый)
  • Дедушка старый, а ребенок... (молодой)
  • Возле печки горячо, а в холодильнике... (холодно)
  • Петушок встает рано, а луна всходит... (поздно)
  • Когда весело ты смеешься, а когда грустно...(плачешь)

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. А сейчас пчелки хотят послушать стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А ты как мог,

сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Кто больше всего в нем понравился? Кто прав, а кто виноват в случившемся?

Развитие детей - одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников - игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира - обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами - преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная - очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие - направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры . Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож - не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

Название игры Описание
«Где был Петя» Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду.
«Похож - не похож» Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать.
«Чудесный мешочек» Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки.
«Кто что слышит?» Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием.
«Продуктовый магазин» Симуляция похода за покупками.
«Парные картинки» Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам.
«Что лишнее» Развивает способности к классификации и систематизации.

Как сделать дидактические игры для детей своими руками

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными - для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися - для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности - поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными - подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства - сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми - каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка».

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть - нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.«Работа - это то, что человек обязан делать, а Игра - это то, чего он делать не обязан», - как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность - ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает ди-дактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные типа народных и т. п.

Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и опре-деленные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства — цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игро-вых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры детей дошкольного возраста".

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Для любознательных. Родина пазлов – Англия, год рождения 1763 г. Автор – английский гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в качестве дидактического пособия в школе. Во второй половине 19 века пазлы появились в Европе и Америке. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно отдельные элементы скреплялись друг с другом и составляли компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений . В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.("Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

"Узнай элементы узора".

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых вырианы росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все элементы своего узора.

Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например: "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному двум приборам. Их задача: к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто выполнил задание.

"Дидактические игры детей дошкольного возраста"

"Домино".

Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот кто первым выложит все свои карточки

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст – пропускает ход. Выигрывает тот кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

"Лото".

Дидактическая задача. Та же, что и в " Домино",

Материалы. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Вариант. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

"Найди пару".

Дидактическая задача. Та же, что и в "Домино".

Материал . Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Варианты.

  1. После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано не верно, карточка не засчитывается.
  2. Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.
  3. "Ручеек" - из числа играющих составляют две команды; одна получает двойные карточки, другая – парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образует "ручеек".
  4. "Передай по кругу" - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит – пара найдена Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

Занятие №1

Тема: "Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада".

Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов об основных функциях, видах, структуре дидактической игры.

План.

  1. Основные функции дидактической игры.
  2. Виды дидактических игр.
  3. Структура дидактической игры.

Занятие №2:

"Методика организации и руководство дидактическими играми".

Цель: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.

План:

  1. Методика организации дидактических игр.
  2. Руководство дидактическими играми.

"Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе,обязательно играющем".

Макаренко А.С.

2.Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:подготовка к проведению дид.игры,её проведение и анализ.(Задание на микрогруппы:написать основные компоненты каждого этапа дид.игры).

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:углубление и обобщение знаний,развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов (память,внимание,мышление,речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры,где дети могут спокойно играть,не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих(вся группа,небольшие подгруппы,индивидуально);
  • подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры(игрушки,разные предметы,картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя:он должен изучить и осмыслить весь ход игры,своё место в игре,методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей:обогащение их знаниями,представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни,необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидиктических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры,с дид-им материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок,краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры.При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры,на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий,в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие,доказывая,что в противном случае игра неприведёт к нужному результату (например,если кто-то из ребят подсматривает,когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре,его участие в качестве играющего,болельщика или арбитра.Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется аозрастом детей,уровнем их подготовки,сложностью дид-ой задачи,игровых правил.Участвуя в игре,педагог направляет действия играющих (советом,вопросом,напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею,т.к. по результатам,которых дети добиваются в игре,можно судить об её эффективности,о том,будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.При подведении итогов воспитатель подчёркивает,что путь к победе возможен только через преодоление трудностей,внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей,понравилась ли им игра,и обещает,что в следующий раз можно играть в новую игру,она будет также интересной.Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения:какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели,что не сработало и почему.Это поможет совершенствовать как подготовку,так и сам процесс проведения игры,избежать впоследствии ошибок.Кроме того,анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит,правильно организовать индивидуальную работу с ними.Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру,обогащать её новым материалом в последующей работе.

3.Руководство дидактическими играми.

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривет отбор и продумывание их программного содержания,чёткое определение задач,определение места и роли в целостном воспитательном процессе,взаимодействие с другими играми и формами обучения.Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности,самостоятельности и инициативы детей,применение ими разных способов решения игровых задач,должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками,готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками,предметами,материалами должны иметь возможность постучать,переставить,переложить их,разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия,воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например,дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно".У детей возникает желание узнать,как правильно.Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень,воспитатель даёт наглядный образец игрового действия.Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то,что башенка становится красивой,ровной,что она собрана правильно.Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие-проверить правильность собирания башенки-предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм,формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем,что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи,не спешит подсказывать игровые действия.Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной,она в большей мере направлена на достижение результата,а не на сам процесс.Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким,чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение,непренуждённость,чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр,усложняющихся по содержанию,дид-им задачам,игровым действиям и правилам.Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными,но,используя их вне системы,нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дид.игра является наиболее подходящей формой обучения.Однако уже на втором,а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности,происходит интенсивное усвоение родного языка.Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни,развитие их речи требуют сочетание дид игр с целенаправленным обучением на занятиях,осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний,умений,навыков.На занятиях более успешно,чем в игре формируются и способы учения:произвольное внимание,умение наблюдать,смотреть и видеть,слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать,что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности,слова воспитателя и действий самих детей с игрушками,игровыми пособиями,предметами и т.д. К наглядности относятся:1)предметы,которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;2)картинки,изображающие предметы и действия с ними,отчётливо выделяющие назначение,основные признаки предметов,свойства материалов;3) наглядный показ,пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Созданы специальные типы дид. игр:с парными картинками,типа картинного лото,домино с тематическими сериями картинок и др.Начальный показ игровых действий воспитателем,пробный ход поощрительно-контрольные значки,фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств,которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений,указаний воспитатель направляет внимание детей,упорядочивает,уточняет их представления,расширяет опыт.Речь его способствует обогащению словаря дошкольников,овладению разнообразными формами обучения,способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми,воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников.Например,выступая в качестве участника игры,он незаметно для них направляет игру,поддерживает их инициативу,сопереживает с ними радость игры.Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии,создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры.Он может и не включаться в игру,но как умелый и чуткий режиссёр,сохраняя и уберегая её самодеятельный характер,руководит развитием игровых действий,выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.Поддерживая и пробуждая детскую деятельность,педагог делает это чаще всего не прямо,а косвенно:выражает удивление,шутит,использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить,с одной стороны об опасности,чрезмерно усиливая обучающие моменты,ослабить игровое начало,придать дид.игре характер занятия,а,с другой, увлёкшись занимательностью,уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,уровнем усвоения правил,их эмоциональными переживаниями,степенью увлечённости.В период усвоения нового содержания,новых игровых действий,правил и начала игры,темп её,естественно,более замедленный.В дальнейшем,когда игра развёртывается и дети увлекаются,темп её убыстряется.К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры:убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность,несвоевременное выполнение игровых действий,нарушение правил.Дошкольники не успевают втянуться в игру,перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда,когда даются чересчур подробные объяснения,делается много мелких замечаний.Это приводит к тому,что игровые действия как бы отдаляются,правила вводятся несвоевременно,и дети не могут руководствоваться ими,допускают нарушения,ошибаются.Они быстрее утомляются,однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дид.игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой,вопросами,предложениями.Умение удержать игру в пределах установленного времени-большое искусство.Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений.Ясность,краткость описаний,рассказов,реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,создать радостную перспективу.Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее".Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Своё выступление мне хочется закончить словами Н.К.Крупской: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:игра для них-учёба,игра для них-труд,игра для них-серьёзная форма воспитания".

Педагогическая ценность дидактических игр.

(Как Вы думаете, в чём заключается пед.ценность дид.игр?)

  • В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия,умения осмыслить правила,последовательность действий, преодолеть трудности.
  • Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,формированию представлений,усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.В этом их развивающая роль.
  • Необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но и способствовала бы общему развитию ребёнка,служила формированию его способностей.
  • Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе,регулировать своё поведение,быть справедливым и честным,уступчивым и требовательным.

Занятие №3:

Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.

Цель:

  1. Дать рекомендации педагогам по планированию дидактических игр в работе с детьми.
  2. Составить циклограмму различных типов дидактических игр для планирования в работе с детьми.

План.

  • Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе".
  • Рекомендации для воспитателей по планированию дидактических игр.
  • Создание циклограммы по использованию дидактических игр в работе с детьми в воспитательно-образовательном процессе.

1.Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе д/с":

  • не всегда используют дидактические игры в соответствии с возрастом детей;
  • нет системы в планировании дидактических игр;
  • не используется полностью время,отведённое на игровую деятельность;
  • недостаточно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми настольно-печатные,музыкально-дидактические игры, словесно-дидактические игры.

2.При планировании необходимо:

  • Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке;оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
  • Соблюдать время,отведённое для игр в режиме дня;способствовать тому,чтобы их организация обеспечила детям интересную,содержательную жизнь.
  • В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость,выдержку,формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие,взаимопомощь,умение выполнять правила.
  • Систематически формировать у детей игровые умения,способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность,поощрять проявление инициативы.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Являясь эффективным средством обучения,они могут быть составной частью занятия,а в группе раннего возраста-основной формой организации учебного процесса.Кроме того,в часы,отведённые для игр,д/игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей,где они могут играть по своему желанию как всем коллективом,небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания,уровень их умственного развития,особенности поведения.Это может подсказать педагогу,какие игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.

  • Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
  • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между завтраком и занятием,в перерывах между занятиями,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями.Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями,продолжают начатую накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака,в перерыве между занятиями.При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры,а если занятие требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом.Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре.Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается.Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми.Они используются в качестве метода закрепления,систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно образовательном процессе необходимо,чтобы новые игры,взятые на занятии,затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности,являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью,требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда,когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки,иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Например,ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в "волшебном мешочке"и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов.Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то,что они воспринимали.Необходимо,чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети,а не только те,которые проявляют себя наиболее активно.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей.Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой,в процессе которой,педагог устанавливает,на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные,но средние и слабые дети.Выявив уровень знаний и умений детей,необходимо наметить дальнейшую работу по усранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность,с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно,или поверхностно и умеют ли они их применить,когда это нужно.Дети усваивают знания тем полнее,чем шире их можно применить на практике в различных условиях.Достаточно часто бывает,когда ребенок усваивает на занятии определенные знания,но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем,что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей,необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень индивидуально,в зависимости от потребностей и уровня развития детей.Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.Индивидуальные д/игры,которые организует воспитатель,создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком,помогают глубже выяснить причины отставания ребенка,способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания,полученные на занятии,обощаются сведения,полученные посредством личного опыта,активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А.Здравствуйте,дети!-М.,1988
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.
  3. Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М.,Просвещение,1988г.
  4. Голецыова О. "Игры в детском саду",М.,1966г.
  5. Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.
  6. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.-М.,1100%г.
  7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000г.
  8. Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982г.
  10. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
  11. Столяр А. "Давайте поиграем",М.,Просвещение,1991г.
  12. Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.
  13. Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи",М.,Просвещение,1988г.

Чтобы дети в садике и в начальной школе развивались и обучались чему-то новому легко и непринужденно, был придуман замечательный метод под названием "дидактическая игра".

Этот метод - поистине находка для хороших воспитателей и учителей, а в чем состоит его суть и чем же он так ценен, расскажем подробнее далее.

Что такое дидактическая игра: суть и применение

Всем известно, что большинство детей любят играть и хорошо обучаются в процессе игры. Вспомните сами, как с упоением в садике вы играли в "больницу" или "магазин". В процессе таких игр новые знания и социальные роли усваивались очень легко. Умные педагоги, хорошо помня об этой особенности, добавляют элементы игры в процесс основного обучения. Так появляются дидактические игры.

Дидактическая игра - это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения. В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей. Она предполагает коллективную учебную деятельность, когда отдельные ученики или группы учеников заняты поиском решения учебного вопроса или решения задачи, поставленной учителем.

В качестве примера можно рассмотреть следующий тип занятий, который используют учителя разных предметов. Учитель делит класс на группы-команды, которые объединяются за своими столами. Предварительно учитель составляет сценарий урока, придумывает конкурсы и задания различной сложности. Команды, участвуя в этих конкурсах и выполняя задания, соревнуются друг с другом, получают баллы, очки, в конце урока объявляется победитель. В процессе урока дети активно воспринимают новый материал, так как он подается в нестандартной форме. Также учителю важно делать закрепляющие моменты для повторения наиболее важной информации, чтобы ученики ее усвоили лучше.

Признаки и типы дидактических игр

Среди признаков таких игр в качестве основных можно выделить следующие:

  • наличие игровой ситуации;
  • игра формализована: имеются четкие правила, система оценок, предусмотрен порядок действий;
  • в такой игре отсутствует цепочка решений.

Наиболее популярны следующие типы игры: игровое проектирование, анализ конкретной ситуации, игровые технологии обучения и т. д. Каждый воспитатель и преподаватель также может придумать свой тип дидактической игры, главное, чтобы игра была хороша на практике.