Хорошее зрение вашего ребенка играет далеко не последнюю роль в его обучении и в жизненной деятельности. Благодаря статистике можно чётко установить, что у каждого двадцатого школьника возникают проблемы со зрением. И в данном случае адаптация детей с нарушением зрения проходит в школе достаточно сложно, поэтому вам стоит с раннего детства сделать всё возможное, чтобы избежать снижения зрения у детей.

Классификация

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Симптомы

Родители дошкольников редко приходят с жалобами на снижение качества зрения - у детей этого возраста обычно еще нет обязательных занятий, в ходе которых от них требуется большая зрительная нагрузка. А вот уже первоклассники - наши частые пациенты.

С какими жалобами обращаются дети 7-9 лет? Они чувствуют ухудшение зрения вдаль или двоение в глазах, трудности фокусировки, при переводе взгляда от близи вдаль изображение может расплываться. К чисто зрительным трудностям все чаще присоединяются головная боль, боль в висках, сутулость, плохая успеваемость. Надо сказать, что еще несколько лет назад примерно с таким же набором жалоб приходили ученики старших классов, а сегодня - уже начальной школы.

При подобных жалобах важно не просто измерить остроту зрения, но и провести тщательное обследование. Так, например, при скрытой дальнозоркости острота зрения может быть 1,0, но длительная работа на близком расстоянии вызывает трудности фокусировки, головную боль. В подобных случаях требуется назначение адекватной коррекции, возможно, курсы аппаратного лечения и дальнейшее наблюдение.

Родителям надо помнить: чем раньше возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть. Также риск по зрению передается по наследству, причем передается не степень близорукости, а склонность к ней. Так, у родителей со слабой степенью близорукости могут расти дети, у которых из-за неумеренной зрительной нагрузки близорукость может достигнуть высоких степеней. Есть и такая взаимосвязь: чем раньше у ребенка возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть.

Итак, какие симптомы должны насторожить родителей, даже если ребенок не жалуется? Для дошкольников: малыш щурится, трет глаза, смотрит исподлобья или у него присутствует вынужденное положение головы, наблюдается светобоязнь, слезотечение, периодическое отклонение одного из глаз. Для школьников: быстро устает при работе на близком расстоянии, наклоняет голову близко к тексту, устает при чтении.

Для сохранения зрения ваших детей не пренебрегайте ежегодными осмотрами у врача-офтальмолога!

Причины

У многих детей от рождения зрение идеальное, некоторые могут похвастаться зоркими глазками в младшем и дошкольном возрасте. Однако к школе процент детей с какими-либо зрительными отклонениями значительно возрастает. С чем связаны причины нарушения зрения у детей? В большинстве случаев ухудшение зрения провоцирует высокая нагрузка на глаза. Это могут быть всевозможные достижения технического прогресса – компьютер, телевизор, телефон и так далее. Не меньше устают глазки и от «сидячих» увлечений – лепки, рисования, чтения, настольных игр и тому подобное.

Дети мало двигаются, а значит, у них нарушается осанка и застаивается в организме кровь. Специалистами доказано, что ухудшение зрения в детском возрасте напрямую связано с проблемами позвоночника, так как снижается полноценное кровоснабжение мозга. А школа еще больше прибавляет малоподвижных занятий, не все из которых нравятся малышам. Щуря и напрягая глазки, ребенок усиливает нагрузку на них, быстро теряет интерес и устает.

Детские очки лишь отчасти решают проблему, часто малыши стесняются и отказываются их носить. Если плохое зрение досталось ребенку в наследство, то без коррекционных очков вряд ли можно обойтись.

Диагностика

Когда ребенок еще совсем маленький, оптометрист проверяет зрение косвенно. Малыш находится на руках у родителя, врач ему показывает табличку, разделенную на две половинки. Одна из них пустая, а на другой размещены полосы. Суть такого метода заключается в том, что ребенок направляет свой взгляд не на пустую часть таблички, а на полосатую.

Затем доктор показывает следующую таблицу, в которой толщина полос меньше, далее – таблицы с еще меньшей толщиной полос и так до тех пор, пока глаз маленького пациента не сможет отличить полосы от фона. Проверяются поочередно оба глаза. Причем при осмотре одного глаза другой должен быть прикрыт. По результатам такого исследования можно проверить, хорошо ли видит ребенок обоими глазами и соответствует ли зрение его возрасту.

Когда вашему ребенку 2-3 года, то вы можете самостоятельно в домашних условиях предложить ему незатейливый тест. Например, на листе бумаги нарисовать дерево с различными по размеру незакрашенными листьями, домик с окнами и т.д. Затем спросите, видит ли ребенок все листья, окошки в домике и так далее и попросите его показать детали нарисованного рукой. Глаза проверять нужно поочередно. Если он различает все предметы на рисунке – значит у него хорошее зрение. Если он приближается к рисунку ближе, чем на 20 см, то это уже сигнал, чтобы обратиться к врачу.

Чтобы проверить остроту зрения у дошкольников, в кабинетах глазного врача используются таблицы с рисунками предметов, которые ребенок уже знает. Картинки размещены по рядам и отличаются по размеру. Малышу говорят закрыть один глаз (причем он должен быть открыт под ладонью), а другим глазом рассматривать картинки и называть, что на них изображено. Это же проделывают и с другим глазом. Если ребенок замешкается перед тем как дать правильный ответ, это может говорить о том, что один глаз слабее другого.

Для исследования близорукости или дальнозоркости у детей могут быть использованы таблицы с кольцами (кольца с разрывом). Для исследования зрения вдаль (с 5 метров) используются рисунки с различными тремя кольцами, расположенными один внутри другого. Каждое кольцо соответствует определенной остроте зрения. Для исследования зрения вблизи (с 1 метра) используется также таблица с кольцами, которые расположены по рядам (в каждом ряду — определенная величина колец). Показатели остроты зрения указаны слева от колец в каждом ряду.

Чтобы выявить у детей астигматизм, можно им предложить тест с лучистой фигурой из полос (рисовать как лучики солнышка, чередуя длинные и короткие полосы одинаковой толщины). С расстояния 1 м посмотреть на эту фигуру, поочередно закрывая 1 глаз потом другой. Если у ребенка в четкости видения линий большие различия, то это говорит о том, что необходимо проконсультироваться у глазного врача.

Чтобы своевременно выявить тот или иной недуг глаз у ребенка, нужно систематически проверять его зрение. При необходимости врач назначит лечение. Родителям нужно уделять постоянное внимание на правильную организацию игр, занятий, а также рабочих мест детей. Все это поможет сохранить хорошее зрение у ребенка.

Профилактика

Лучшим лечением является предупреждение болезни. Есть несколько правил, которые могут использоваться как предупреждение нарушения детского зрения в повседневной жизни. Вот некоторые из них:

  • Нужно тренировать мышцы зрительного нерва с помощью простого упражнения: достаточно наклеить на окно небольшую черную точку, затем попросить ребенка, чтобы он несколько секунд смотрел на нее, а после – вдаль на дерево или облако, затем снова на точку. Повторяют такие действия от 10 до 15 раз.
  • Немалое значение играет правильный режим обучения и отдыха в школе, вырабатывание правильной осанки при занятии письмом.
  • Помещения, в которых работают дети, должны быть хорошо освещенными. Свет должен распределяться равномерно, но не быть слишком ярким, создающим блики.
  • Работа за компьютером, непосредственно вблизи монитора, дает сильную нагрузку на глаза. Расстояние должно быть максимальным, а продолжительность работы – не более 25 минут.
  • Просмотр телевизора также наносит вред. Желательно не позволять маленьким деткам постоянно находиться перед экраном.
  • Смена чтения или письма на активные действия — тоже хорошая профилактика нарушения зрения у подростков и детей, даже обычная ходьба по комнате позволит отвлечься и расслабить зрительный нерв.

Детское зрение сильно подвержено влиянию внешних факторов. Регулярные осмотры офтальмолога помогут сохранить зрение вашего ребенка и предотвратить развитие отклонений. Но главное – это правильная профилактика нарушения зрения, только так у ваших детей проблем с глазами в будущем не возникнет.

Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением. У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения.

Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения. Овладение алфавитом, числами, умение ориентироваться по определённым знакам и обозначениям, помогают с самого раннего детства адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и далее по жизни. Есть такое понятие как тифлопедагогика, которая помогает детям с плохим зрением обучаться и получать полноценное образование наравне, со своими сверстниками. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербно, только потому, что обделён острым зрением.

Виды нарушений детского зрения

Детские нарушения зрительных органов имеют функциональный и органический характер.

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства. Разумеется, те, кому не повезло родиться с дефектом, испытывают с раннего возраста негативное отношение ровесников. Чтобы подобного не случалось, необходимо с младенчества объяснять детям, например, и как к ним относиться.

Наследственные повреждения, передающиеся по родословной. Здесь наиболее распространёнными являются катаракта, глаукома или дальтонизм.

Приобретённые

Такие нарушения возникают уже после того, как ребёнок родился, и причинами являются инфекции, полученные травмы зрительных органов, тяжёлые заболевания.

Все виды нарушений могут иметь любой характер возникновения. Так, например, близорукость часто бывает как врождённой, так и приобретённой, это во многом зависит от признаков заболевания. То же самое и с другими видами слабого зрения.

Особенности развития

Известно, что благодаря глазам и острому зрению, человек способен получить до 90 процентов всю информацию о мире вокруг себя. При выпадении этого важного органа из комплекса воспринимающих систем включаются в работу с особой остротой те, которые способны заменить острых взор, это слух и осязание. Запахи и звуки для слабо видящего человека становятся главным путеводителями и помощниками в мире. Начинается своё формирование окружения, работают ужи и нос, мир начинает приобретать собственное обличие и значение.

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме. Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности.

Тем не менее, для слабовидящих детей огромную роль играет жизненная и физическая активность, в виде подвижных занятий, игр или развлечений. Это позволяет развить координацию до нужного уровня, за счёт неё, ребёнок сможет хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. Чувство мышечной силы, тонуса, стимулирует к движению, а также помогает улучшить зрение. Но, не стоит сильно усердствовать с физической нагрузкой, так как передозировка в этом смысле также может негативно сказаться на состоянии маленького человека.

Во время обучения жизненным навыкам и каким-либо конкретным действиям очень важно, чтобы ребёнок имел рядом «верную руку». Действие или движение должно дойти до автоматизма, это достигается многократным повторением.

Подбор игрушек для малышей со слабым зрением также имеет особое значение. Предметы должны быть яркими, крупного размера и иметь фактурную поверхность. Это помогает симуляции развития осязательных чувств и остаточного зрения. Музыкальные или шумовые игрушки будут особенно привлекательны и интересны, они позволят ребёнку запомнить предмет и создать определённый образ.

Если в семье есть ребёнок с дефектом зрения, не стоит ограничивать его в общении, внутрисемейные тесные контакты и связи только помогут ему и морально и психологически не стать отшельником, не почувствовать себя изгоем.

Психологическое развитие детей

Развитие слепого или слабовидящего ребёнка намного отличается от полноценного развития нормальных детей. Следует помнить о том, что существуют закономерности, которые невозможно изменить по известным причинам. Три положения, касающиеся дошкольника, которые нужно учитывать, и подходить к нему особенно:

  • Наблюдается отсталость в развитии как физическом, так и в умственном. Это обуславливается ограничением активности и невозможностью успеть везде и всюду, так как дети с острым зрением.
  • Определённые периоды и стадии развития слепого малыша не могут быть в то же время, что и у остальных. Здесь должна быть некая компенсация других органов чувств, и пока не произойдёт замены или компенсации, отсталость будет наблюдаться.
  • В жизни слепого малыша наблюдается некоторая непропорциональность в развитии личностных сторон, это касается речи, мышления, движения.
  • Существуют также проблемы с координацией движений, импульсивность и резкость движений характерна для слепых детей, так как навык ходьбы также приобретается намного позднее.

Профилактика

С самого первого периода появления ребёнка на свет, стоит совершить визит к глазному врачу для определения остроты зрения. Уже в возрасте 1 месяц, матери стоит показать дитя офтальмологу.

После диагностического обследования выявляются возможные проблемы врождённого характера. Очень важны рекомендации по профилактическим действиям с самого раннего возраста, если выявлены патологии. Ранняя диагностика – это возможность избежать многих проблем в будущем, особенно в школьный период.

В случае, если нарушения довольно серьёзные, врач предлагает родителям рассмотреть возможность посещения специализированных детских учреждений для обучения ребёнка. Существуют специальные детские сады и школы-интернаты, в которых слепые или слабовидящие дети могут обучиться при помощи специальных пособий и оборудования для адаптации.

Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила:

  • Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты.
  • Делать специальную .
  • Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора.
  • Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
  • Есть в виде свежих овощей и фруктов.

Видео

Выводы

Безусловно, для любого родителя, здоровый малыш – это счастье. Следует делать всё возможное, чтобы ребёнок родился крепким и здоровым, с отличным слухом и зрением. Диагностика на раннем периоде жизни позволит определить патологии разного характера, а внимание и забота поможет вашему малышу успешно подготовиться к жизни и стать полноценным её участником.

Также читайте про то, как оформляется и что такое .

Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающе­го мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях спе­циального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу разви­тия психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышлен­ник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сфор­мировалось гуманистическое отношение к ним как к полноцен-I ным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-| трудовой реабилитации.

В середине XVIII в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых в |назидание зрячим», и через 34 года после выхода первого письма |«Прибавление к письму о слепых». Д. Дидро писал о глубоком лич­ностном своеобразии людей с нарушениями зрения, возможности компенсации нарушения, воспринимая дефект как стимул для раз-рития отдельных способностей и качеств личности. Автор был уве­рен, что обучение и воспитание слепых детей должно начинаться в рамом раннем возрасте.

Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль 1(1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте воспитан­ник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института аепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых, снованная на комбинациях шеститочия, его система рельефного ЯИсьма охватывает буквенные, математические и иные сим полы,

Первое учебное заведение для слепых в России (училище сле­пых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

Как отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная парижанином В. Га юн модель специальной школы для слепых в российскую жизнь не вписалась. По мнению исследователя, подлинное рожде­ние в России школы для слепых случилось уже в последней чет­верти XIX в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись люди, гото­вые взяться за это дело и увлечь других своим примером. Всего за два десятилетия (1881-1900 гг.) на территории империи получила бурное развитие практика специального обучения детей с наруше­ниями зрения, в результате чего открылось 24 таких учебных за­ведения.

Первым российским городом, где начали создавать школу но­вого типа для слепых детей, стала Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского хра­ма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. В 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв двадцать воспитанников. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школу для слепых удалось от­крыть годом раньше (1881) стараниями Константина Карловича Грота. Все эти школы существовали на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).

Самым главным достижением Попечительства о слепых и дея­тельности специальных учебных заведений стало изменение отно­шения общества и государства к слепым к концу XIX в. По свиде­тельству Н.Н. Малофеева, набрала силу светская благотворитель­ность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. Еще одним важным событием и этой области стал выход в свет журнала «Русский слепец» (1886). Его издателем был соратник К.К. Грота, делопроизводитель Совета Попечительства о слепых O.K. Адеракс.

После Октябрьской революции школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появи­лись первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х годов XX в. появились первые классы охраны зре­ния для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразова-

тельных школ, а с конца 30-х годов открылись и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедаго­гике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка сле­дующих основных проблем: психолого-педагогическое и клини­ческое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при нарушениях зрения; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функ­ций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушениях зре­ния имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Среди основных осо­бенностей домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушения­ми зрения можно назвать следующие положения:

    квалифицированная регулярная консультативная помощь спе­ циалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.);

    «комментированное» общение взрослого с ребенком («видеть с помощью слуха»): слово фиксирует какой-либо предмет, его свой­ ства, признаки, действия, состояние и т.д.;

    оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка;

    организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;

    демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать са­ мостоятельность суждений;

    создание условий, соответствующих возможностям слепого или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уваже­ ния;

    знание родителями особенностей развития ребенка с наруше­ ниями зрения, влияния первичного нарушения на формирование- психических функций, двигательных, социальных, учебных и дру­ гих умений, способов и приемов формирования и развития навы­ ков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со свер­ стниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий мир при помощи сохранных чувств;

    гармоничное развитие всех способностей ребенка.

Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полно­ценному развитию и социальной адаптации.

В результате систематического организованного общения с дей­ствительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка форми­руются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обуче­нию в школе.

Образовательная составляющая направлена на коррекцию от­клонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей, развитие всей компенсирующей системы (слух, осязание, мобильность и ориентировка в пространстве), формиро­вание навыков самообслуживания.

Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направ­ленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обуче­ния. Основными функциями школы для слепых и слабовидящих де­тей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная. Реализация этих фунций обеспечивает нормализацию развития детей с нарушениями зре­ния, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Обучение детей с нарушениями зрения опирается на следующие основные принципы:

    широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

    использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;

    проведение специальной работы по ознакомлению с окружаю­ щим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

    развитие предметно-практических действий на основе поэтап­ ного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, констру­ ирование, лепка, аппликация и др.);

    организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушениями зрения, между общественным и семейным воспитанием;

    создание оптимальных условий для зрительного восприятия (достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступ­ ное расположение наглядного материала, регулирование зри­ тельных нагрузок, организация коррекционных упражнений для зрения).

Программы обучения детей с нарушениями зрения построе­ны с учетом особенностей их развития: учтена необходимость коррекционио-компенсаториой работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специаль­ных форм, приемов и способов; увеличено время на выполнение из­мерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Среди особенностей организации и содержания учебио-воспита-тельпого процесса в школе для детей с нарушениями зрения иссле­дователи выделяют:

    учет общих закономерностей и специфики развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

    увеличение сроков обучения, перераспределение учебного ма­ териала и изменение темпа его прохождения;

    дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняе­ мости классов, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

    специальное оформление учебных классов и кабинетов, соз­ дание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно- восстановительной работы;

    развитие зрительного восприятия и формирование предмет­ ных представлений;

    социальная адаптация;

    ориентировка в пространстве;

    развитие осязания и слухового восприятия;

    лечебная физкультура и ритмика;

    коррекция нарушений речи.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и вос­питания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглажи­вание недостатков познавательной деятельности, поиск потен­циальных возможностей в становлении личности слепых и сла­бовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсут­ствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифло-приборов, рельефно-графических пособий (для незрячих), плоско­печатных (для слабовидящих).

Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предпо­лагает использование специфических средств обучения и коррек­ции незрячих и слабовидящих:

    учебники, учебные пособия, социально-экономическая, поли­ тическая, художественная, научно-популярная, музыкальная лите­ ратура, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельеф­ ными рисунками, чертежами, схемами;

    для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются посо­ бия, сочетающие рельефную и цветную печать;

    для слабовидящих широко используются специальные учеб­ ники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными ил­ люстрациями;

    тифлотехнические средства компенсации нарушенных функ­ ций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразова­ ние (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступ­ ные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами);

    оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, ста­ ционарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперо­ кулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличива­ ющие аппараты (эпи- и диапроекторы);

    специальные замкнутые телевизионные системы, позволя­ ющие осуществлять фронтальные методы обучения;

    светотехнические средства в виде светозащитных корригиру­ ющих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;

    различные по сложности технические устройства и при­ способления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по систе-

ме Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих про­граммистов, специальные приборы для рельефного черчения п рисования;

    «говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводя­ щих носителях записи книг;

    специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п.

Специфичными являются условия эффективного использова­ния наглядности в учебном процессе. При ее применении необхо­димо соблюдать определенные условия (Е.Н. Подколзина).

    Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо осве­ щенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на доста­ точном для их зрительного восприятия расстоянии).

    Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально ви­ дящим.

    Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рас­ смотреть се, обследовать с помощью осязания.

    В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с много­ плановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала за­ нятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.

5. Использование рельефной наглядности должно сопровож- даться соотнесением ее с реальными предметами.

; 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, пред- метов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качества- ми, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности |четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием. " Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразова­тельной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психо.лого-педагогическое сопровождение детей специалистами - тиф.ш>иг-

дагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специ­альной школе. Для детей с нарушениями зрения должны быть орга­низованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения (В. Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи исследователи отмеча­ют необходимость решения целого ряда проблем:

    проблема специальной подготовки педагогов массовой школы для работы в условиях образовательной интеграции;

    организация качественной консультативной помощи тифло­ педагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;

    формирование адекватного отношения к детям с ОПФР со стороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей, общества в целом;

    обеспечение общеобразовательных школ необходимыми сред­ ствами обучения для детей с нарушениями зрения.

Вопросы и задания для самопроверки

    Перечислите группы нарушений зрения в зависимости от времени пора­ жения и степени тяжести нарушения.

    Почему премя наступления нарушения зрения имеет важное значение для дальнейшего психического развития ребенка и организации коррекцион- ной работы? «j

    Данте сравнительную характеристику детей с различной степенью нару­ шения зрительной функции.

    Какие особенности имеет домашнее воспитание ребенка с нарушениями зрения?

    Какую роль для незрячих и слабовидящих играют осязание, слух и речь? Почему?

(). Перечислите основные принципы обучения детей с нарушениями зре­ния. В чем их специфика?

    Назовите основные особенности организации и содержания обучения де­ тей с нарушениями зрения.

    Какие специфические средства обучения и коррекции незрячих и слабо­ видящих используются в учебно-воспитательном процессе?

Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей и в дальнейшей жизни. Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называются органическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются на три типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении , их разделяют на

  • приобретенные (например, вследствие травмы),
  • врожденные ,
  • наследственные .

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух , в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках . Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти . Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому . Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании . Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь . Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения . С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Дети с нарушением зрения». Выполнила: Шикунова Людмила Олеговна Москва 2012-2013 г.

Дети с нарушением зрения Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Слепой ребенок: развитие адаптивных возможностей и пути социализации В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.

Влияние слепоты на общее развитие До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями. Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям можно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях - на животе, на спине или на боку. Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).

Знакомство с окружающим миром У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания.

Осязание

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Музыка тоже помогает

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5-15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать - подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков - голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

Вместе со всеми Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже. Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

Внимание физическому развитию

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру. Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка. Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Навыки самообслуживания Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание. Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

Детский сад. Обучение. Работа Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина). Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки. Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нервной системы (в первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется.

Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить соостветствующие вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудованных брайль-клавиатурой и синтезатором речи). Также слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых, в зависимости от степени сохранности зрения, сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками - при условии предварительного обучения на рабочем месте. Кроме того, незрячие также отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и.т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное – не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался. Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Профилактика нарушений зрения у детей Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику – тем больше вероятности, что зрение Вашего чада будет острым как можно дольше!

Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций: 1. Чтобы нагрузки в школе и обилие домашних заданий не подкосили здоровье глаз Вашего ребенка, старайтесь делать так, чтобы эти нагрузки были дозированными. Например, ребенок читает что-то или пишет течение 15-20 минут, после чего 5-10 минут смотрит вдаль (например, в окно). Таким образом, работа на близком расстоянии сочетается со взглядом вдаль, что хорошо тренирует зрение у детей и взрослых. 2. Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

3. Следите за тем, чтобы освещение рабочего места школьника было качественным, ведь профилактика нарушения зрения у детей невозможна без соблюдения этого условия. Яркость от лампы должна распределяться равномерно по всему столу, а также яркость освещения стола и яркость освещения комнаты не должны сильно различаться (то есть писать или читать за столом при свете лампы в темной комнате – не лучшая идея). Но следите также и за тем, чтобы свет не слепил глаза ребенка. Оптимальным источником искусственного света является люминисцентная лампа, а вообще освещение должно распределяться так: 10-15 ватт на 1кв.м. комнаты, 40-60 ватт на 1кв.м. над письменным столом. Но, тем не менее, самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна.

4. По согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы. Кроме того, для профилактики нарушений зрения у детей полезно употреблять овощи и фрукты оранжевого цвета, листовую зелень, пить витаминные чаи (из плодов шиповника, рябины, черной смородины, калины, облепихи). 5. Ограничивайте для детей время просмотра телевизора и работы за компьютером. Детям до 2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров. Что касается компьютера, то младшим школьникам можно сидеть перед монитором час в день, а детям 10-13 лет – до 2 часов. И, конечно, необходимо делать перерывы – так же, как первом пункте.

6 . Обеспечивайте ребенку полноценное питание – ведь зрение зависит от работы соответствующих отделов мозга, а мозг не может нормально функционировать без нормального питания. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды. 7. Следите за тем, чтобы ребенок не тер глаза грязными руками и всегда надевал солнцезащитные очки, выходя летом на улицу. Так Вы защитите малыша от инфекций, воспалений и повреждений глаз из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Лучшая профилактика нарушений зрения у детей – это специальная гимнастика для глаз. Упражнение № 1 Предложите малышу «пострелять глазками», двигая их по горизонтали. Сначала нужно посмотреть влево, досчитать до 5, а затем перевести взгляд вправо и тоже посчитать до 5, а затем посмотреть вперед и закрыть глаза. Повторить 3-4 раза. Упражнение № 2 А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза. Упражнение № 3 Предложите малышу попробовать «скосить глаза», как зайчик. Пусть он посмотрит обоими глазами на кончик носа и, досчитав до 20, закроет глазки, чтобы отдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 4 Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза. Упражнение № 5 И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.

Используемая литература 1. Словарь справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. / Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г.Чудовой 2. Статья выступления врача офтальмолога Медведева И.Б. из ресурсов интернета 3. Ресурсы интернета сайт www.budzdorov-kaluga.ru