Статья 1. Основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики Крым

1. Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

2. Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются:

1) результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации;

2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов;

3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь;

4) настоящий Федеральный конституционный закон.

3. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Статья 2. Образование в составе Российской Федерации новых субъектов, их наименования и статус

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

2. Наименования новых субъектов Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь подлежат включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

3. Новые субъекты Российской Федерации имеют соответственно статус республики и города федерального значения.

4. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки.

Статья 3. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя

1. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

2. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации.

3. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.

Статья 4. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

2. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

3. Ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Статья 5. Вопросы воинской обязанности и военной службы

1. Органы военного управления и воинские формирования Республики Крым осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании).

2. Создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных комиссариатов, а также определение их структуры, состава и штатной численности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом административно-территориального деления Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, продолжают исполнять обязанности военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования вопроса о включении указанных органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании).

4. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

5. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, проходящие военную службу по призыву, продолжают исполнять воинскую обязанность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах до окончания установленных сроков военной службы при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.

6. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, проходят военную службу в органах военного управления, объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, дислоцирующихся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до 2016 года включительно.

Статья 6. Переходный период

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 7. Формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2015 года.

2. До избрания органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя их полномочия осуществляют соответственно Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя.

3. Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

4. Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами Государственного Совета Республики Крым и нормативными правовыми актами Законодательного Собрания города Севастополя. Указанные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о выборах.

5. Законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Крым принимает Конституцию Республики Крым, которая не может противоречить Конституции Российской Федерации.

6. Законодательный (представительный) орган государственной власти города федерального значения Севастополя принимает Устав города федерального значения Севастополя, который не может противоречить Конституции Российской Федерации.

7. В соответствии с Конституцией Республики Крым и Уставом города федерального значения Севастополя формируются органы исполнительной власти Республики Крым и органы исполнительной власти города федерального значения Севастополя. Система органов исполнительной власти Республики Крым и система органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя должны соответствовать общим принципам организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации.

8. До завершения формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации органов исполнительной власти Республики Крым и органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя руководители местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета министров Республики Крым.

9. В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом их административно-территориального деления, установленного соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым и законодательным (представительным) органом государственной власти города федерального значения Севастополя, создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Создание указанных территориальных органов осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами государственной власти Республики Крым и органами государственной власти города федерального значения Севастополя.

10. Сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.

Статья 8. Создание органов прокуратуры на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. В течение переходного периода Генеральная прокуратура Российской Федерации создает на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органы прокуратуры Республики Крым и органы прокуратуры города федерального значения Севастополя, имеющие статус прокуратуры субъекта Российской Федерации. Прокурор Республики Крым и прокурор города федерального значения Севастополя назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному соответственно с Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем.

2. Иные прокуроры, осуществляющие свои полномочия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, назначаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Работники органов прокуратуры Украины, замещающие должности в указанных органах, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, создаваемые на этих территориях, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к работникам органов прокуратуры.

4. До завершения формирования органов прокуратуры Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя соответствующие полномочия на этих территориях осуществляют органы прокуратуры, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Статья 9. Создание судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Осуществление правосудия в переходный период

1. В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом их административно-территориального деления, установленного соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым и законодательным (представительным) органом государственной власти города федерального значения Севастополя, создаются суды Российской Федерации (федеральные суды) в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе.

2. Граждане, замещающие должности судей судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на замещение должности судьи в судах Российской Федерации, создаваемых на этих территориях, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о статусе судей к кандидатам на должности судей. Конкурсный отбор на замещение должности судьи в указанных судах осуществляется Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

3. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по инициативе законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым и законодательного (представительного) органа государственной власти города федерального значения Севастополя, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, могут быть созданы судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Решение о дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом.

5. До создания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Лица, замещающие должности судей этих судов, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности на указанных территориях судов Российской Федерации при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.

6. Высшими судебными инстанциями в отношении решений и приговоров судов, указанных в части 5 настоящей статьи, являются апелляционные суды, действующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и Верховный Суд Российской Федерации.

7. Заявления по гражданским и административным делам, по хозяйственным спорам, а также уголовные дела, принятые к производству судами первой инстанции, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уголовные дела подлежат рассмотрению при условии, что предъявленное обвинение поддержано прокурором соответствующего территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.

8. Апелляционные жалобы, приняты е к производству соответствующими апелляционными судами, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционные жалобы на постановления по уголовным делам подлежат рассмотрению при условии, что предъявленное обвинение поддерживается прокурором соответствующего территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.

9. Постановления общих и административных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в соответствующих апелляционных судах, действующих на этот день на указанных территориях, в течение трех месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

10. Постановления по делам об административных правонарушениях судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня, могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях.

11. Постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение трех месяцев после вступления их в законную силу, но не позднее 5 августа 2014 года могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

12. Рассмотрение Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации жалоб на судебные постановления, указанные в части 11 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

13. После 5 августа 2014 года судебные постановления, указанные в части 11 настоящей статьи, в течение трех месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

14. Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации, действующим до образования Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", жалоб на судебные постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется в соответствии с главами 41 и 41 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главами 47 1 и 48 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

15. Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации, образованным в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", жалоб на судебные постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется в соответствии с главами 41 и 41 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главами 47 1 и 48 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, со статьями 291 1 - 291 15 и с главой 36 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

16. Основаниями для пересмотра Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступивших в законную силу постановлений судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, являются существенные нарушения указанными судами норм материального и процессуального права.

17. В случае отмены Верховным Судом Российской Федерации, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полностью или в части постановления суда, действующего на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий суд, действующий на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, рассмотрение такого дела осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18. Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по итогам кассационного рассмотрения жалоб на постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 41 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 48 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и главой 36 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

19. Вступившие в законную силу постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, которые рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действующем на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, не подлежат обжалованию в Верховный Суд Российской Федерации и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

20. Расследование уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного расследования, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Уголовные дела передаются для рассмотрения в суды при условии, что предъявленное обвинение поддержано прокурором территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.

21. В течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Функционирование государственных и местных учреждений, предприятий и организаций на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья

1. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

3. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.

4. Выплата пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также предоставление гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

5. Оказание медицинской помощи гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется на уровне не ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

6. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

7. В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Статья 12. Действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статья 13. Применение на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя бюджетного законодательства Российской Федерации

1. Бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 20 15 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Правительство Российской Федерации устанавливает особенности составления проектов бюджета Республики Крым, бюджета города федерального значения Севастополя и местных бюджетов на 2015 год, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности.

3. До 1 января 2015 года бюджетные правоотношения, за исключением правоотношений по составлению проектов бюджета Республики Крым, бюджета города федерального значения Севастополя и местных бюджетов на 2015 год, их рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

4. До 1 января 2015 года налоговые и неналоговые доходы, предусмотренные нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя и местные бюджеты.

Статья 14. Финансовая поддержка Республики Крым и города федерального значения Севастополя в 2014 году

В 2014 году Российская Федерация оказывает финансовую поддержку Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N2 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Статья 15. Применение на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

2. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 16. Организация денежного обращения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. Денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является рубль.

2. До 1 января 2016 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускаются обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах.

3. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов осуществляются в обязательном порядке в рублях следующие виды платежей:

1) уплата налогов, таможенных и иных сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды;

2) выплаты работникам бюджетных организаций;

3) социальные выплаты;

4) иные платежи, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте Российской Федерации, за исключением платежей, осуществляемых при проведении банковских операций между кредитными организациями.

4. Иные платежи, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляются как в рублях, так и в гривнах по выбору плательщика.

5. С 1 января 2015 года расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся наличными деньгами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. До 1 января 2015 года обмен гривен на рубли в кредитных организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также платежи, указанные в части 3 настоящей статьи, производятся по официальному курсу, установленному Банком России.

Статья 17. Организация банковской деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов банковские операции осуществляются банками, имеющими лицензию Банка России, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя банки, имеющие лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 года, зарегистрированные и (или) осуществляющие банковскую деятельность на этих территориях, могут проводить банковские операции с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные банки могут получить до 1 января 2015 года лицензию Банка России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Сохранность вкладов в банках, указанных в части 2 настоящей статьи, подлежит обеспечению в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Банк Крыма и Банк Севастополя (в случае их создания) преобразуются в территориальные учреждения Банка России. Работники Банка Крыма и работники Банка Севастополя, замещающие в них должности на этот день, имеют преимущественное право на замещение должностей в указанных территориальных учреждениях Банка России при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии прохождения ими аттестации в порядке, установленном Банком России.

Статья 18. Организация деятельности некредитных финансовых организаций на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов некредитные финансовые организации осуществляют свою деятельность при наличии права (разрешения) на ее осуществление, полученного в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя некредитные финансовые организации, зарегистрированные на этих территориях и имеющие разрешения на осуществление такой деятельности, выданные государственными и иными официальными органами Украины и действующие по состоянию на 16 марта 2014 года, могут осуществлять свою деятельность с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные организации могут получить до 1 января 2015 года разрешение на осуществление своей деятельности в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. Местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

2. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Статья 20. Нотариат в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

1. В течение переходного периода в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате нотариальная палата Республики Крым и нотариальная палата города федерального значения Севастополя.

2. Федеральная нотариальная палата объявляет (доводит до всеобщего сведения) о создании нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя. Со дня объявления о создании указанных нотариальных палат при совершении нотариальных действий применяется законодательство Российской Федерации.

3. До создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия на их территориях совершаются лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины.

При совершении нотариальных действий указанными лицами может применяться законодательство Украины.

4. Лица, замещающие должности нотариусов и осуществляющие нотариальные действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на замещение должностей нотариусов, учрежденных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими квалификационного экзамена и их соответствия иным требованиям, предъявляемым к нотариусам законодательством Российской Федерации о нотариате.

Статья 21. Адвокатура в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

1. В течение переходного периода в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об адвокатуре адвокатская палата Республики Крым и адвокатская палата города федерального значения Севастополя.

2. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации объявляет (доводит до всеобщего сведения) о создании адвокатской палаты Республики Крым и адвокатской палаты города федерального значения Севастополя.

3. До создания адвокатской палаты Республики Крым и адвокатской палаты города федерального значения Севастополя адвокатская деятельность может осуществляться лицами, имеющими статус адвоката и право на осуществление адвокатской деятельности в соответствии с законодательством Украины или нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым или города федерального значения Севастополя.

4. Адвокаты Республики Крым и адвокаты города федерального значения Севастополя осуществляют адвокатскую деятельность при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации, их соответствия требованиям, предъявляемым к адвокатам законодательством Российской Федерации об адвокатуре, и обязательного членства в адвокатской палате Республики Крым или адвокатской палате города федерального значения Севастополя.

Статья 22. Архивные документы Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Архивные документы, находящиеся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и являвшиеся собственностью Украины, с этого дня являются собственностью соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Указанные архивные документы могут быть переданы в федеральную собственность в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 23. Действие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов.

Президент Российской Федерации В.Путин

И города федерального значения .

Во второй половине февраля 2014 года в Крыму начались протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против действий сторонников , пришедших к власти на в результате . 23-24 февраля, под давлением пророссийских активистов, была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя, а 27 февраля, после захвата зданий органов власти АР Крым , было сменено и правительство АР Крым. Новые крымские власти заявили о нелегитимности постмайданной власти Украины и обратились за содействием и помощью к руководству , оказавшей им всемерную поддержку.

16 марта был проведён , на основании официальных результатов которого и принятой 11 марта была в одностороннем порядке провозглашена независимая , подписавшая с Россией .

Присоединение Крыма к России вызвало негативную международную реакцию. Западное сообщество (« », государства-члены , ) расценило его как украинской территории, последовавшую за вооружённым вмешательством России во внутренние дела Украины. Россия, в свою очередь, рассматривает присоединение Крыма к России как реализацию права местного населения на самоопределение. Сама Украина не признаёт присоединение Крыма к России; 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла , объявивший и город территориями, оккупированными Российской Федерацией.

27 марта 2014 года большинством голосов приняла о своей приверженности территориальной целостности Украины в её международно-признанных границах, непризнании крымского референдума и основанных на нём изменений статуса АР Крым и города Севастополя.

Предыстория

18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована многонациональная . В население Крымской АССР составляло1 млн. 126 тыс. человек (49,6 % , 19,4 % , 13,7 % , 5,8 % , 4,5 % ).

После в 1944-1946 гг. крымских татар 25 июня 1946 года Крымская АССР была упразднена и преобразована в .

В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР» . По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 года принимал (см. ).

В 1989 году депортация крымских татар была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной. Крымским татарам было разрешено селиться в Крыму. Началось массовое возвращение крымско-татарского народа на историческую родину.

В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР. 20 января 1991 года в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме.

1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». В статье 1 было сказано:

«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

19 июня того же года упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года.

1991 года на 54% жителей Крыма и 57% жителей Севастополя поддержали независимость Украины.

26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым, а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях, однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».

21 мая 1992 года принял постановление № 2809-1, которое признавало «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением и законодательной процедуры». Однако российский парламент уточнил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

В 1992-1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины. Эти действия были пресечены украинскими властями, однако автономия Крыма была сохранена. В сентябре Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (Республику Крым) в , а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменил конституцию Республики Крым 1992 года.

К 1994 году был достигнут наивысший до 2014 года успех крымского пророссийского движения. Однако после убедительной победы на выборах пророссийское руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для реальной автономии, а также с крайне негативной позицией России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с и потому рассматривало поддержку России избирателями за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России. Кроме того, вскоре в Крыму разразился внутриполитический кризис. В результате уже в 1995 году украинские власти добились изменения конституции Крыма и упразднения поста президента республики, официальная реакция России на эти события отсутствовала.

Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов. После рядом экспертов высказывалось предположение, что следующим конфликтом в станет противостояние в Крыму между Россией и Украиной. Русскоязычное большинство населения и политика украинских элит позволили некоторым исследователям уже в 2010 году предположить, что политический раскол на Украине может привести к проведению в Крыму референдума о присоединении к России.

Правовая сторона вопроса

Согласно действующей (статья 65, часть 2), «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном », согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства. Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил в связи с просьбой непризнанной республики войти в состав РФ.

28 февраля 2014 года депутат Государственной думы РФ внёс поправки к действующему законодательству, допускающие принятие в состав РФ части иностранного государства (по инициативе местных органов или итогам местного референдума) при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав. По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы , в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права, «чего не требуется ни российскому государству, ни российскому обществу». 21 марта своё заключение по законопроекту дала Венецианская комиссия, которая пришла к выводу, что законопроект не соответствует также и Конституции РФ. К тому времени, в связи с принятием 11 марта декларации о независимости Крыма (см. ), необходимость в принятии поправок отпала. 17 марта они были отозваны из Государственной думы.

Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия территории в состав РФ ей должен быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа (однако не города федерального значения, как произошло с Севастополем). Конституционный суд России, сославшись на статью 5 Конституции, счёл допустимым принятие Севастополя в состав России как города федерального значения, однако не объявил напрямую, является ли в принципе установленное законом ограничение сохраняющим свою силу или же оно отменено как неконституционное.

Процесс присоединения

17 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. 18 марта 2014 года Владимир Путин начал процедуру принятия Республики Крым в состав России, уведомив правительство и Федеральное Собрание РФ о предложениях Государственного совета Крыма и Законодательного собрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов. В Георгиевском зале в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания.

18 марта в поступил запрос президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний.

19 марта Конституционный Суд признал договор соответствующим конституции. В тот же день президент Путин внёс на ратификацию в Госдуму Договор о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и поправку в Конституцию о создании новых субъектов Федерации.

20 марта Госдума РФ ратифицировала Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым при всего против.

21 марта договор ратифицировал Совет Федерации. Был также принят федеральный конституционный закон об образовании в Российской Федерации двух новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополь. 21 марта Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и федеральный конституционный закон о процедуре вхождения Крыма и Севастополя в состав России и переходном периоде интеграции новых субъектов Федерации. Южного военного округа .

11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России.

С 25 апреля 2014 года Россия установила государственную границу между Крымом и Украиной.

Республика Крым - субъект Российской Федерации, входящий в состав Крымского федерального округа, часть Крымского федерального округа.

Образована в марте 2014 года на основании договора о принятии в состав России независимой Республики Крым, провозглашённой в пределах административных границ бывшей украинской Автономной Республики Крым и Севастополя.

Столица - город Симферополь.

11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли в одностороннем порядке декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Декларация провозглашала, что, если в результате предстоящего референдума будет принято решение о вхождении Крыма в состав России, Крым будет объявлен независимой и суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии в состав Российской Федерации в качестве её нового субъекта

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России.

18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации. Присоединение Крыма к России не признаётся Украиной, США и странами Евросоюза.

21 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

2 апреля 2014 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому Республика Крым включена в состав Южного военного округа.

Правительство республики - Совет министров Республики Крым. Председатель Совета министров (премьер-министр) Республики Крым назначается Государственным Советом Республики Крым. Совет министров формируется Государственным Советом Республики Крым на срок его полномочий.

Конституция Автономной Республики Крым была принята на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года и вступила в силу 11 января 1999 года. После вхождения Республики Крым в состав России на её территории продолжает действовать Конституция АРК 1998 года до принятия новой редакции Конституции Республики Крым.

Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей украинской Автономной Республики Крым. C запада, юга и северо-востока полуостров омывают Чёрное и Азовское море, на востоке Республика Крым имеет морскую административную границу с Краснодарским краем. На юго-западе полуострова проходит административная граница с городом федерального значения Севастополем.

Населённых пунктов - 1020, в том числе: городских - 72, сельских - 948.

По состоянию на 1 января 2013 года территория Республики Крым разделена на следующие административно-территориальные образования:

По данным Укрстата по состоянию на 1 января 2014 года численность постоянного населения республики составила 1958,5 тыс. человек (в том числе 1218,7 тыс. горожан, или 62,23 %), наличного населения -  1967,2 тыс. человек (в том числе 1233,5 тыс. горожан, или 62,70 %). По данным Крымстата по состоянию на 1 февраля 2014 года численность постоянного населения республики составила 1 958 046 человек (в том числе 1 218 313 горожан, или 62,22 %), наличного населения -  1 966 801 человек (в том числе 1 233 119 горожан, или 62,70 %).

Много перемен произошло в мире за 2014 год. Для кого-то они прошли незаметно, другие просто стали чаще читать новости, для третьих мир стал войной.

Для в этом году изменилось многое. «Полуостров Крым и город Севастополь перешли в состав Российской Федерации», - так будет звучать для многих потомков итог референдума 2014 года. Это будет через 20, 30, может, 40 лет. А сейчас одни скажут: «Крым вернулся домой», другие будут утверждать: «Россия оккупировала Крым».

Перед тем как подробнее рассмотреть события начала 2014 года и понять, чем дышат крымчане спустя год присоединения Крыма к России, стоит совершить небольшую экскурсию в прошлое и узнать, как связана история полуострова и России.

Переход Крыма под власть Российской империи

В июле 1774 года закончилась война России с Османской империей. По итогам к победившим отошли ряд причерноморских городов, и они получили право иметь торговые и военные корабли в Черном море. На Крымском полуострове появилось независимое государство.

Уже в 1774 году стало понятно, что присоединение к России Крыма - это, как говорится, вопрос времени. Но разрешился он уже не военным, а политическим путем.

С помощью России к власти в Крыму пришел хан Шагин-Гирей, а предыдущий правитель со своими сторонниками вынужден был бежать в Турцию. Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля. С тех пор история полуострова неразрывно связана с Россией.

Краткая история Крыма с 1921 по 1954 год

Крым после присоединения к России в 1783 году стал кардинально меняться, развивалась инфраструктура и производство, сменился национальный состав населения.

Когда большевики пришли к власти и закончилась Гражданская война, была создана Крымская АССР. В начале XX века на полуострове проживали: русские, которые составляли почти половину населения (49,6 %), крымские татары (19,4%), украинцы (13,7%), евреи (5,8%), немцы (4,5%) и другие национальности (7%).

В годы Великой Отечественной войны в Крыму шли ожесточенные бои, долгая оккупация неузнаваемо изменила облик полуострова и характер его жителей. Весной 1944 года началась операция по освобождению Крыма от захватчиков.

В 1944-1946 годах крымские татары были депортированы с полуострова за поддержку фашистской Германии, была образована Крымская область в составе России.

Крым и Украина

В 1954 году Крым был включен в состав Это было логично и продиктовано тесными экономическими и культурными связями, а также единством территорий. Многие коммуникации, железнодорожные и автомобильные пути были связаны с материковой частью Украины.

В 1989 году изменилось отношение правительства Союза к крымским татарам и началась их обратная миграция на полуостров.

В начале 1991 года был проведен первый референдум, по итогам которого Крым снова получил права автономии в составе УССР. После распада Советского Союза Крым остался в составе теперь уже независимого государства Украина. С 1994 по 2014 год просуществовала Автономная Республика Крым. В начале 2014 года произошло новое присоединение к России Крыма.

С чего все началось

В ноябре 2013 года в начались акции протеста. Президент страны В. Янукович откладывал подписание договора об ассоциации с Евросоюзом. Это и послужило поводом для выхода людей на улицы.

Начавшаяся со студенческого митинга акция переросла в мощное движение. Десятки тысяч людей организовали палаточный городок в центре Киева, начали занимать административные здания, жечь шины.

Постепенно мирный митинг превратился в жесткое противостояние между демонстрантами и милицией. Появились первые жертвы с обеих сторон. Одновременно в западных областях Украины начались акции против существующей власти, назначались свои руководители городских и областных советов, рушились памятники Советского режима.

Государственный переворот на Украине

В феврале 2014 года акция в Киеве, которая стала называться Евромайдан, достигла своего пика. Неизвестными снайперами были убиты десятки протестующих и правоохранителей. Оппозиция и лидеры протестного движения совершили переворот, президент Янукович с семьей бежал из страны.

К власти пришли прозападные лидеры, агрессивно настроенные против русских, России, Советского Союза. Незаконные вооруженные формирования начали перемещаться из Киева в регионы. На начались ответные массовые акции против нового режима.

Крым: от демонстраций к референдуму

Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало разрыв исторической, культурной, социальной связи полуострова с Россией. Совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно враждебно и агрессивно высказывались о русских, в том числе проживающих в Крыму.

В Керчи и других городах начались протесты против новой власти в Киеве, угнетения русского языка, навязывания своей истории, приезда вооруженных агрессивных сторонников Евромайдана, разрушения памятников советского времени. Надо, однако, сказать, что часть населения Крыма поддерживала пришедших к власти лидеров и в целом акцию в центре столицы Украины. В основном согласие с новой властью выразили крымские татары.

Защищая свои ценности, культуру, быт и безопасность жители Крыма объявили о желании провести референдум, на котором определить волю большинства граждан полуострова: остаться под властью Украины или присоединиться к России.

Подготовка, реализация и итоги референдума 2014 года

Дата проведения референдума о судьбе Крыма была назначена на 25 мая. Пока на полуострове проводилась активная подготовка, на Украине, США и странах Европы обсуждался вопрос незаконности такого референдума, заранее говорили о непризнании его результатов.

Позднее на фоне разрастающегося дата голосования была перенесена уже на 16 марта. Народ в Крыму продемонстрировал большую активность и явку, превысившую 80% населения. Крымчане осознавали судьбоносность референдума. Это была еще не дата присоединения Крыма к России, но сейчас именно день 16 марта предлагается сделать праздничным днем на полуострове.

Уже 17 марта были подведены итоги. Население Крыма проголосовало за объединение с Россией. А был одобрен и подписан закон, по которому официально состоялось присоединение к России Крыма и Севастополя.

Российские военные в Крыму

В конце зимы 2014 года на Крымском полуострове были замечены активные передвижения людей в военной форме. Политики, незаконно получившие власть в Киеве, сразу же обвинили Россию в военной агрессии. В свою очередь, Россия отрицала присутствие своего военного контингента на полуострове, кроме базирующихся подразделений в соответствии с соглашением между Россией и Украиной.

Позднее военных, которые совершали передислокацию на территории полуострова, стали называть «зелеными человечками» и «вежливыми людьми».

Надо сказать, что Украина отказала руководству Автономной Республики в создании условий для волеизъявления народа. И, благодаря присутствию российского военного контингента, который имел право находиться на полуострове, присоединение Крыма к России произошло мирным путем.

Вопросы законности отсоединения Крыма от Украины

Украина и ее союзники сразу заявили о незаконных действиях правительства Крыма и России. Результаты референдума и сам факт его проведения, по мнению лидеров многих стран, являются незаконными. Страны Евросоюза и США не признали присоединение Крыма к России и продолжают утверждать, что полуостров находится под оккупацией.

В то же время они поддержали неконституционный переворот в Киеве, и, более того, представители Соединенных Штатов и стран Европы встречались с активистами Евромайдана и даже консультировали его лидеров.

Объявление о референдуме в Крыму было принято законным правительством автономной республики. Явка на участки для голосования показала заинтересованность населения в решении вопроса дальнейшей жизни полуострова в условиях нарастающего кризиса на Украине и мире. Абсолютное большинство, превышающее 90% проголосовавших, высказалось за присоединение Крыма к России.

Международное право подразумевает возможность народа, проживающего на определенной территории, самостоятельно решать свою судьбу. И население Крыма это сделало. Автономия республики в составе Украины позволяла правительству объявить о референдуме, и так и случилось.

Первые месяцы после референдума

Переходный период трудно дается жителям полуострова. Присоединение Крыма к России 2014 года - несомненно, важнейшее историческое событие в жизни всей страны. Но какой стала и станет жизнь крымчан в ближайшее время?

В марте-апреле 2014 года на полуострове стали закрываться предприятия и банки, прекратились выплаты по картам и в кассах. Украинские бизнесмены выводили свои активы.

Начались перебои с водой и электроэнергией, выросла безработица, а очереди на переоформление документов не добавляли радости в будни крымчан. В апреле-мае на полуостров хлынула первая волна беженцев с юго-востока Украины, где началось вооруженное противостояние киевской власти с ополчением Луганской и Донецкой областей.

Как спустя несколько месяцев стали воспринимать местные жители присоединение Крыма к России? Отзывы были самыми разными. Кто-то поддался тоске и панике из-за ухудшающейся экономической ситуации. Другие проявляли готовность идти по избранному пути через любые преграды. Жизнь полуострова изменилась и не во всех сферах к лучшему, но крымчане живут и радуются переменам.

Еще не сменили номера сотовых телефонов, не вывели из оборота гривну, не получили новых номерных знаков на автомобили, но уже повсюду развеваются трехцветные флаги.

Как крымчане встретили Новый 2015 год

Присоединение Крыма к России 2014 года добавило хлопот и переживаний в жизнь коренного населения. За этими заботами кто-то и не заметил приближения Нового года. В городах все чаще отключают свет и воду, цены растут так же, как пробки на дорогах, новых рабочих мест пока не создали, поэтому многие будут встречать праздники скромно: нет работы - нет денег.

Уже скоро год, как состоялось присоединение Крыма к России. Мнения по-прежнему разные. Но тут и там можно услышать призыв: «Не ной, переживем».
В 2015 году крымчан ждет еще немало перемен, но они уже научились терпению. Главное, что отмечают многие из них, - это спокойствие, которое позволяет без страха смотреть в будущее.

Россия после присоединения Крыма

Многие политологи, экономисты, предприниматели считают: присоединение к России Крыма обходится стране настолько дорого, что дешевле было выкупить полуостров у Украины. Санкции, инициатором которых стали США, уже к лету 2014 года стали ощущаться в работе российских предприятий. Дестабилизировалась и финансовая система страны.

Даже крупные предприятия вынуждены уменьшить количество выпускаемой продукции, в связи с чем ожидаются и сокращения работников, а значит, рост безработицы по всей стране.

США были поддержаны большинством стран Евросоюза. Санкции все ужесточаются, Россия обвиняется в оккупации Крыма и активной помощи ополченцам Юго-Востока Украины. Власти Киева постоянно делают заявления о присутствии регулярных российских войск на их суверенной территории.

Европа и США стремятся изолировать экономику России, обрушить финансовые рынки, заставить ее играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из-под контроля, у страны есть серьезные союзники, экономика начинает переориентироваться на новые рынки.

Включает 14 районов, 16 городов, 56 пгт, 950 сёл Адм. центр Симферополь История и география Дата образования 12 февраля 1991 года Площадь 26 081 км² (13-е место ) Часовой пояс EET (UTC+2 , летом UTC+3) Население Население 1 957 801 чел. (01.03.2014 ) Плотность 75,42 чел./км² Национальности русские, украинцы, крымские татары Конфессии православие, ислам Официальные языки украинский , русский и крымско-татарский Цифровые идентификаторы Код ISO 3166-2 UA-43 КОАТУУ все коды Телефонный код +380-65 Интернет-домен .crimea.ua; .cr.ua Код автом. номеров АК (ранее КР, КО, РК, МЯ, 01) Прежние названия до - Крымская АССР
до - Республика Крым
Официальный сайт
Аудио, фото и видео на Викискладе

Автоно́мная Респу́блика Крым , АРК (укр. Автономна Республіка Крим, АРК , крымско-тат. Qırım Muhtar Cumhuriyeti, Къырым Мухтар Джумхуриети, QMC, КъМДж ) - автономная республика в составе Украины .

Крымская автономия в составе Украины была образована законом УССР от 12 февраля 1991 года как Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика . В 1992 году автономия была переименована в Республику Крым , а в 1994 году - в Автономную Республику Крым .

В феврале-марте 2014 года было осуществлено фактическое присоединение Крыма к Российской Федерации , в рамках федеративного устройства которой на соответствующей территории были образованы субъекты федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь

История

Восстановление Крымской АССР

Впервые на государственном уровне необходимость восстановления Крымской АССР была заявлена в Постановлении ВС СССР «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» от 28.11.1989 г., № 845-1, в котором отмечалось, что «восстановление прав крымско-татарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму». (Опубликовано: Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, 29 ноября (№ 25). С. 669 (№ 495).

В ноябре 1990 года вопрос о восстановлении Крымской АССР был поставлен Крымским областным советом .

20 января 1991 года в Крымской области состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзного договора. Явка превысила 81 %, за восстановление Крымской АССР проголосовало 93 %; впоследствии день референдума стал отмечаться в республике как «День Автономной Республики Крым».

Руководствуясь итогами референдума, 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», согласно статье 1 которого Крымская АССР провозглашалась в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР. Высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР, согласно данному закону, временно (до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти) был признан Крымский областной Совет народных депутатов . 22 марта 1991 года Крымский областной Совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крымской АССР, и ему было поручено разработать Конституцию Крыма . Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о крымской автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года .

Однако уже 24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозглашается независимость Украины и объявляет о прекращении действия Конституции УССР и СССР на территории УССР. Вместо них должна действовать не существующая на тот момент Конституция Украины.

Республика Крым

4 сентября 1991 года чрезвычайная сессия Верховного Совета автономии приняла Декларацию о государственном суверенитете Республики Крым, где говорилось о стремлении остаться в составе Украины.

26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета Крыма Крымская АССР была переименована в Республику Крым . 5 мая того же года Верховный Совет Крыма принял акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым , а день спустя - Конституцию, которая подтвердила переименование Крымской АССР и определила Республику Крым как демократическое государство в составе Украины , а город Севастополь - как город с особым статусом и неотъемлемую часть Крыма .

4 февраля 1994 года президентом Крыма был избран представитель пророссийского блока «Россия» Ю. А. Мешков . 10 марта того же года он издал указ о проведении 27 марта опроса о восстановлении Конституции 1992 года в первоначальной редакции. В соответствии с официальными итогами опроса, 20 мая 1994 года Верховный Совет Крыма принял закон Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» , отменяющий конституционные поправки сентября 1992 года. Центральная власть Украины такое развитие событий не поддержала.

Автономная Республика Крым

21 сентября 1994 года вопрос о крымской автономии рассматривался на заседании Верховной рады Украины. Председатель Комитета ВР Украины по вопросам правовой политики и судебной реформы В. Стретович заявил, что на украинско-крымских переговорах «довольно часто доводилось слышать», что Конституция Украины на Республику Крым не распространяется, поскольку в ней речь идёт о Крымской АССР, и предложил заменить в Конституции все оставшиеся упоминания наименования «Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика» на «Республика Крым», однако это предложение подверглось критике, поскольку «Крым предъявляет претензии в том, что не соответствует действительности, а мы их удовлетворяем. Даже вот в таком малом, как название „Республика Крым“. То есть уже об автономии речь не идет». В итоге было решено записать название крымской автономии как «Автономная Республика Крым» .

17 марта 1995 года Верховная рада Украины приняла закон «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым», в связи с чем были отменены многие принятые ранее нормативно-правовые акты и упразднена должность президента Республики Крым . В их числе был отменён и закон Украины «О статусе автономной Республики Крым» от 29 апреля 1992 года № 2299-XII, вместо которого начал действовать закон Украины «Об Автономной Республике Крым» (Закон України «Про Автономну Республіку Крим») от 17 марта 1995 № 95/95-ВР .

Органы власти

Система органов власти Автономной Республики Крым, фактически действовавшая до присоединения Крыма к России , была установлена Конституцией Украины , а также Конституцией Автономной Республики Крым , принятой на второй сессии Верховного Совета АРК 21 октября 1998 года и вступившей в силу 11 января 1999 года.

С целью «содействия осуществлению в АР Крым полномочий президента Украины» в Симферополе функционировало представительство президента Украины в Автономной Республике Крым , руководитель которого назначался указом главы государства. С 17 мая 2014 года представительство президента Украины в АРК размещается на территории Украины, в Херсоне . В настоящее время должность постоянного представителя вакантна.

Границы

Административно-территориальное деление

В административном отношении Автономная Республика Крым состоит из 25 регионов: 14 районов (с преимущественно сельским населением) и 11 территорий, подчинённых городским советам городов республиканского подчинения (с преимущественно городским населением). Согласно законодательству Украины, руководители местных государственных администраций в АР Крым назначаются на должности и освобождаются от должностей президентом Украины по представлению правительства Украины, согласованному с председателем Верховного совета, председателем правительства Автономной Республики Крым и постоянным представителем президента Украины в Автономной Республике Крым, а городские головы избираются территориальными общинами.

Населённых пунктов - 1020, в том числе: городских - 72, сельских - 948.

Районы Территории,

подчинённые городским советам

1 Бахчисарайский район 15 Алуштинский горсовет
2 Белогорский район 16 Армянский горсовет
3 Джанкойский район 17 Джанкойский горсовет
4 Кировский район 18 Евпаторийский горсовет
5 Красногвардейский район 19 Керченский горсовет
6 Красноперекопский район 20 Красноперекопский горсовет
7 Ленинский район 21 Сакский горсовет
8 Нижнегорский район 22 Симферопольский горсовет
9 Первомайский район 23 Судакский горсовет
10 Раздольненский район 24 Феодосийский горсовет
11 Сакский район 25 Ялтинский горсовет
12 Симферопольский район
13 Советский район
14 Черноморский район

Население

Численность населения АРК, по данным Государственной службы статистики Украины, на 1 марта 2014 года составляла 1 966 556 человек, в том числе городское население составляло 1 232 850 человек, сельское - 733 706 человек. Постоянное население составляло 1 957 801 человек, в том числе городское население - 1 218 044 человека, сельское - 739 757 человек.

Этнический состав

При проведении последней всеукраинской переписи (2001 год) население АРК составляло 2 024 056 человек, из них 58,5 % русских , 24,3 % украинцев , 12,1 % крымских татар , 1,4 % белорусов , 1,1 % армян , 0,6 % татар , по 0,2 % евреев , поляков , молдаван , азербайджанцев , по 0,1 % узбеков , корейцев , греков , немцев , мордвы , чувашей , цыган , болгар , грузин и марийцев . В АРК проживали также эстонцы , караимы , крымчаки , итальянцы и другие народности.

Языки

Согласно данным переписи 2001 г., украинский язык считали родным 10,1 % населения АРК, русский - 77,0 % населения, крымскотатарский - 11,4 % .

По данным опроса, проведённого в 2004 году (КМИС), русский язык (в том числе наряду с другими языками) использует для общения абсолютное большинство - 97 % всего населения Крыма .

Экономика

Основные отрасли экономики Крыма - промышленность , туризм (Западный Крым , Южный берег Крыма , Керченский полуостров), строительство , здравоохранение , сельское хозяйство , торговля .

Сельское хозяйство

Вид на крымские виноградники с высоты нескольких сотен метров

Специализация сельского хозяйства Крыма - зерноводство, животноводство, виноградарство, садоводство, овощеводство, а также возделывание эфиромасличных культур (лаванды, розы, шалфея) .

Старейшей аграрной отраслью в Крыму является виноградарство . Крым славен именно техническими сортами винограда , которые используются для производства высококачественных вин , коньяков и соков . Республика являлась главным регионом Украины по производству винограда.

Природные ресурсы

Природно-заповедный фонд, расположенный на территории автономии, включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения). Его основой являются 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га: Крымский с филиалом «Лебяжьи острова», Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский. регион морской пехоты в районе мыса , согласно которым флот базировался в Крыму, были

  1. назначение выборов депутатов Верховного Совета АРК, утверждение состава избирательной комиссии АРК;
  2. организация и проведение местных референдумов;
  3. управление имуществом, принадлежащим АРК;
  4. разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины ;
  5. разработка, утверждение и реализация программ АРК по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды - в соответствии с общегосударственными программами;
  6. определение курортов и зон санитарной охраны курортов;
  7. участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;
  8. обеспечение функционирования и развития государственного и национальных языков и культур в Автономной Республике Крым; охрана и использование памятников истории;
  9. участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;
  10. инициирование введения чрезвычайного положения и установление зон чрезвычайной экологической ситуации в Автономной Республике Крым или в отдельных её местностях.

Та же статья предусматривает возможность законодательного делегирования автономной республике дополнительных полномочий.

Согласно Конституции Крыма Верховный совет АРК имеет право заслушивать информацию о деятельности, согласовывать назначения на должности и освобождения от должностей:

  • начальника ГУ МВД Украины в АРК;
  • начальника ГУ юстиции Минюста Украины в АРК;
  • генерального директора ГТРК «Крым» ;
  • прокурора АРК.

Председатели Верховного совета и Совета министров Крыма наделены полномочиями по согласованию назначений на должности и освобождения от должностей:

  • заместителей начальника ГУ МВД Украины в Крыму;
  • начальников городских и районных отделов внутренних дел ГУ МВД Украины в Крыму;
  • заместителей начальника ГУ юстиции Минюста Украины в Крыму;
  • председателя и заместителей председателя ГНА в Крыму и руководителей районных и городских налоговых инспекций в АРК;
  • начальника и заместителей управления налоговой милиции в АРК;
  • начальника и заместителей начальника Контрольно-ревизионного управления в Крыму, начальника и заместителей начальника Крымской региональной таможни;
  • председателя отделения Фонда государственного имущества в АРК;
  • директора Радиотелевизионного передающего центра.

С марта 2014 года принадлежность территории республики является предметом межгосударственных разногласий Украины и России. Де-факто эта территория вошла в состав Российской Федерации как новый субъект федерации Республика Крым . Украина отделение Крыма и присоединение его к России не признаёт и считает АР Крым «временно оккупированной».

В частности, 16 мая 2014 года Александр Турчинов, назначенный Верховной Радой и. о. президента, подписал распоряжение о мерах по восстановлению деятельности представительства президента Украины в Крыму. Представительство, временно размещаемое в Херсоне, открывается «с целью обеспечения восстановления деятельности представительства президента Украины в Автономной Республике Крым в условиях временной оккупации территории Автономной Республики Крым» . 22 мая постоянным представителем президента Украины в АРК назначена Наталия Попович . Месяцем ранее, 15 апреля 2014 года, был принят закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» , которым в украинском правовом поле был установлен ряд ограничений и изъятий применительно к территории республики, в частности, согласно этому закону в Крыму запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности и установлены ограничения на въезд и выезд иностранных граждан и лиц без гражданства, а выборы в общегосударственные органы Украины (в Верховную раду и на пост президента) на территории Крыма не проводятся.