Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКАЗАНИЕ от 9 июня 2012 г. N 2831-У, ОБ ОТЧЕТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОПЕРАТОРОВ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ, ОПЕРАТОРОВ УСЛУГ ПЛАТЕЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОПЕРАТОРОВ ПО ПЕРЕВОДУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (Зарегистрировано в Минюсте России 14 июня 2012 г. N 24573) О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств (с изменениями на 7 мая 2018 года). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 9 июня 2012 г. N 382-П, ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (Зарегистрировано в Минюсте России 14 июня 2012 г. N 24575) Пока что отсутствуют техрегламенты, которые бы устанавливали требования к средствам защиты информации (СЗИ), обеспечивающим безопасность персональных данных при их обработке. Это приводит к невозможности как оценить соответствие СЗИ, так и подтвердить его. УКАЗАНИЕ от 5 июня 2013 г. N 3007-У О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 9 ИЮНЯ 2012 ГОДА N 382-П "О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ" ПИСЬМО ЦБ РФ от 5 августа 2013 г. N 146-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ". Письмо Банка России от 07.12.2007 N 197-Т "О рисках при дистанционном банковском обслуживании". Письмо ЦБ РФ от 31 марта 2008 г. N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга". Письмо Банка России от 02.10.2009 N 120-Т О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт". ПИСЬМО ЦБ РФ от 22 ноября 2010 г. N 154-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ И О ПОРЯДКЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ". ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ от 21 февраля 2013 года N 397-П "О порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях" Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 апреля 2013 года, регистрационный N 28051. Электронный текст документа сверен по: Вестник Банка России, N 23, 17.04.2013. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПИСЬМО от 24 марта 2014 г. N 49-Т. О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОТ ВРЕДОНОСНОГО КОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ БАНКА РОССИИ РС БР ИББС-2.6-2014 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ. Дата введения: 2014-09-01. Ответы на типовые вопросы, связанные с реализацией Положения Банка России от 9 июня 2012 года № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств». Указание Банка России от 14.08.2014 № 3361-У “О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года № 382-П “О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств”. Положение ЦБ РФ №683-П от 17 апреля 2019 г. Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента Указание ЦБ РФ от 07.05.2018 N 4793-У О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 9 ИЮНЯ 2012 ГОДА N 382-П "О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Положение Банка России от 17 апреля 2019 г. № 684-П “Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций” (не вступило в силу). Положение Банка России от 17 апреля 2019 г. N 683-П “Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента” (не вступило в силу). Политика управления рисками Банка России (далее – Политика) устанавливает общие подходы к управлению рисками, возникающими в процессе достижения Банком России целей своей деятельности и выполнения функций, возложенных на него Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Введение

Профессия экономиста очень древняя, она зародилась еще в Древней Греции, а в настоящее время приобретает большую актуальность, поскольку в век рыночной экономики без компетентных и грамотных сотрудников в области финансов просто невозможно обойтись.

Таким образом, образование экономиста дает человеку шанс на перспективное трудоустройство с возможностью продвижения по карьерной лестнице и многообещающей зарплатой. Любое предприятие, компания, вне зависимости от ее формы собственности, не может осуществлять деятельность, если в штате нет бухгалтера. Особенно образование экономиста требуется тем, кто собирается в дальнейшем совершенствовать навыки работы с бухгалтерией и стать действительно профессионалом в своей отрасли. К профессиональным бухгалтерам на сегодняшний день относят главного бухгалтера, аудитора, финансового директора и консультанта по налогам. Для всех этих людей экономический факультет выступает в качестве опорного фундамента, своеобразной базы, которая открывает путь к достижению наивысших целей.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций в РФ

К основным нормативным документам, регулирующим оказание банковских услуг населению, являются:

  • 1) Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая), Часть 1 глава 23 «Обеспечение обязательств», глава 27 «Понятие и условия договора», 28 «Заключение договора», 29 «Изменение и расторжение договора», Часть 2 глава 42 «Заем и Кредит», 49 «Поручение».
  • 2) Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
  • 3) Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • 4) Федеральный закон №102-ФЗ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • 5) Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • 6) Указание Банка России от 30.07.2004 № 1483-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц банком, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным не соответствующим требованиям...»;
  • 7) Указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»;
  • 8) Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  • 9) Положение Банка России от 10.02.1992 № 14-3-20 «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» и другие законодательные акты.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в Российской Федерации, относятся носятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского менеджмента.

Второй блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям. Посредством указанных норм происходит регулирование предельных величин рисков, принимаемых кредитными организациями, уровень и состав резервов, обеспечивающих их устойчивость и надежность. В нормативных документах Банка России сформулированы также требования к порядку регистрации и лицензирования кредитных организаций, организации бухгалтерского учета и отчетности, осуществлению кредитных операций, безналичных расчетов и т.д.

#G0Нормативные акты ЦБ РФ - правовые документы, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «#M12291 9039220О Центральном банке Российской Федерации#S» и Положением о порядке подготовки и вступления в силу Н.а. ЦБ РФ, рассчитанных не неоднократное применение на территории РФ. Н.а. ЦБ РФ обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Н.а. ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам, не имеют обратной силы. Н.а. ЦБ РФ издаются в следующих формах: указание ЦБ РФ, положение, инструкция ЦБ РФ.

Указание - нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ. Указания также могут быть: об изменении

и дополнении действующего нормативного акта ЦБ; об отмене действующего нормативного акта ЦБ.

Положение - нормативный акт, в котором устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ.

Инструкция - нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ (в том числе указаний и положений ЦБ). Следует отметить, что ЦБ РФ очень часто меняет содержание своих нормативных актов, внося в них многочисленные изменения и дополнения, чем создает немалые трудности как для банков, так и для их клиентов.

Результатом деятельности сотрудников ЦБ являются и другие, подчас не менее интересные документы - рекомендации и разъяснения. Самостоятельный интерес

представляют договоры, которые Банк России использует в своей работе.

расчетов разных показателей, оценки тех или иных процессов либо документов).

Во втором случае рекомендации исходят из действующей нормативно-правовой базы и принятых в банковском деле технологий, включая технологии управления, и обычно касаются вопросов лучшей (с точки зрения ЦБ) организации работы банков в указанных нормативных и технологических рамках. Такие рекомендации могут относиться как к частным моментам функционирования банков, так и к целым направлениям в их деятельности. В отдельных случаях рекомендации данного рода даются как бы в неявной форме, поскольку вытекают из разъяснений или просто информации, которую ЦБ доводит до своих «подопечных» организаций.

и инструкций), с другой же - мотивы разъяснений.

Что касается собственно разъяснений, то они выполняют в основном «просветительскую» роль (хотя и в них иногда встречаются элементы и «приказа», и рекомендаций), имея в виду доведение до «широких банковских масс» объяснений того, что на самом деле хотел сказать Центробанк в тех или иных своих нормативных актах и что по разным причинам не удалось ясно, просто и однозначно выразить в самих этих актах. Нет сомнений в том, что эта их роль на практике может быть весьма важной. В то же время следует, видимо, признать, что количество необходимых или неизбежных разъяснений обратно пропорционально качеству подготовки нормативных актов, нуждающихся в таких вспомогательных документах. Чем выше указанное качество, т.е. чем тщательнее отшлифованы содержание, структура и форма нормативного акта, тем меньше нужно разъяснений.

В этом смысле значительное количество вспомогательных документов ЦБ данного вида следует рассматривать как тревожный сигнал.

Третий блок документов, обусловливающих содержание банковского менеджмента, составляют нормативные документы самих кредитных организаций.

К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операции и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществлении внутрибанковскего контроля требования к кредитной документации и другие вопросы.

#G0Банковское регулирование и надзор - осуществляемая ЦБ РФ система мер по регулированию и постоянному надзору за деятельностью кредитных организаций с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, регистрирует кредитные организации, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их, запрещает и получает информацию о финансовом положении кредитных организаций, устанавливает правила и критерии их санации. Банковский надзор проводится в формах: лицензирования банка; дистанционный (документарный) надзор; инспекционный надзор.

Основой системы банковского регулирования являются п#G0руденциальных нормы деятельности кредитных организаций - требования к кредитным организациям, установленные ЦБ РФ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций.

ЦБ РФ устанавливает кредитным организациям обязательные экономические нормативы их деятельности, методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска для каждого из нормативов; устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ, направляет кредитным организациям и их филиалам обязательные для исполнения предписания. Например, различают нормативы минимального размера уставного капитала, нормативы банковской ликвидации, нормативы минимального размера рисков (напр. на одного заёмщика, на группу заёмщиков, на крупных заёмщиков и т.д.), нормативы резервов, под высоко рисковые операции и т.д.

При нарушении кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ последний применяет предусмотренные законом санкции, осуществляет другие меры банковского регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия к кредитным организациям - меры воздействия, применяемые в случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков). Включают: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках ее деятельности; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

#G0Принудительны меры воздействия на банки - меры воздействия, используемые надзорными органами к кредитным организациям в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений исходя из того, что применение предупредительных мер воздействия не привносит необходимую корректировку в деятельность кредитной организации. Основания для применения - нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также создание реальной угрозы интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков. Применяемые к принудительные меры, как правило, оформляются в форме предписания

#G0Предписания кредитным организациям - документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также указывает конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации. Предписание может включать требование о перечислении штрафа с указанием суммы и срока, а также предупреждение о том, что в случае не перечисления штрафа в установленные сроки он будет взыскан в арбитражном порядке. Предписание оформляется введением ограничений и запрета на проведение отдельных банковских операций, а также запрета на открытие филиалов кредитной организации.


Похожая информация.


Сфера финансовой деятельности неразрывно связана с другими экономическими процессами, и требует тщательного и четкого регулирования со стороны государства. Банковские организации занимают важнейшее место в общем направлении развития экономики, и их деятельность играет серьезную роль в этом.

Кредитование - одно из главных направлений работы финансовых учреждений. Грамотное и профессиональное регулирование этой области обеспечивает стабильность и перспективу развития в целом. К сожалению, в России нормативно-правовые документы, которые касаются работы банков и устанавливают основы их деятельности, еще неполные и несовершенные.

Роль нормативно-правовых документов в работе банковских организаций

Соблюдение законов и нормативов жизненно необходимо в любой сфере и направлении деятельности. Что касается кредитования и его аспектов, развитие этой области в нашей стране происходило обратным путем. Сначала устанавливались внутренние правила и основы работы, на примере успешно развивающихся западных финансовых учреждений, а потом к этой деятельности разрабатывались законы.

Такой подход был достаточно рискованным, но в итоге он сработал хорошо. Сейчас в России действуют разные нормативно-правовые акты и документы, регулирующие деятельность финансовых организаций, и постоянно разрабатываются и создаются новые, поскольку рынок финансовых услуг все время расширяется и меняется.

Перечень главных законов и нормативных актов, которые регулируют деятельность финансовых организаций

Законодательные акты страны имеют определенный уровень. Главным документом, который регулирует правоотношения между гражданами, является Конституция . К сфере финансов и кредитования имеет прямое отношение ее ст. 71, в которой установлены базовые правила финансовой политики России.

На следующем уровне по значению стоят Федеральные Законы страны. Основным документом среди них является Гражданский кодекс . Определение общих принципов работы финансовых учреждений, установления отношений между ними и их клиентами, конкретизация и перечень видов договорных обязательств (таких, как кредитные договора , заемные отношения при покупке ценных бумаг или облигаций, договора займа и т.д.) прописано во второй части ГК, глава 42, ст.819, ст.820, ст. 821.

Другие Федеральные законы регулируют отдельные аспекты деятельности кредитных организаций. Главными из них на сегодня являются ФЗ «О банках и банковской деятельности» , а также «О Центральном банке Российской Федерации» . Второй закон имеет особенное значение, поскольку именно ЦБ является главным регулирующим органом финансового рынка страны, и его позиция и полномочия очень существенно влияют на развитие коммерческой банковской деятельности в целом.

Другие Федеральные законы также частично регулируют кредитные отношения, некоторые их пункты включают такие правила и нормы:

  • Закон «О бухгалтерском учете»;
  • Закон «Об исполнительном производстве»;
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

К важным нормативно-правовым документам в сфере кредитования относятся также Положения Центрального Банка России. Они более детально регулируют все области деятельности финансовых организаций: порядок предоставления ссуд клиентам финансовых организаций и их оформление, порядок самой регистрации и лицензирования банковских учреждений, порядок ведения бухучета и т.д.

К документам, которые устанавливают правила и нормы кредитной деятельности, относятся также Указы президента и правительства, министерств и ведомств, а также международные акты и соглашения в сфере финансовых услуг.

Недостатки правовой системы России в сфере банковской деятельности

Реальная разработка и усовершенствование Законов России о финансовой деятельности началась относительно недавно. В ФЗ вносились изменения и поправки, а также создаются проекты новых Законов. Главный Закон «О банках и банковской деятельности» получил в основном позитивные оценки экспертов. Тем не менее, некоторые области работы пока не имеют никаких четких регулирующих норм. К примеру, работа с электронными деньгами, а также основы деятельности кредитных бюро, защита личных данных клиентов и другие.

Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:

395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»

86-ФЗ – закон о Центральном банке РФ, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

385-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и полные правила отражения операций в бухгалтерском учете банка. Положение ЦБ РФ 385-П вступило в силу с 01 января 2013 года, отменив действие Положения № 302-П .

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

54-П – один из важнейших документов по способам кредитования и порядку возврата банку денежных средств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П «Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»

39-П – положение о порядке начисления процентов по вкладам и кредитам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 26.06.1998 № 39-П «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»

28-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых банками физическим и юридическим лицам: текущих, расчетных, депозитных, корреспондентских счетов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»

161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации. Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе»

383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов. Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств.

Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств»

139-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция № 139-И вступила в силу с 01 января 2013 года. Инструкция устанавливает девять обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012 «Об обязательных нормативах банков»

303-П – документ о системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП), формах участия в системе (ОУР, ПУР, АУР), проведении платежей, регламенте функционирования системы БЭСП.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 25.04.2007 № 303-П «Положение о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России»

1822-У – документ описывает этапы проведения платежа в системе БЭСП, порядок управления ликвидностью для расчетов ПУР, расписание работы системы БЭСП.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 25.04.2007 № 1822-У «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России»

342-П – положение о ФОРе (ФОР – фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 07.08.2009 № 342-П «Положение об обязательных резервах кредитных организаций»

254-П – один из самых известных и самых сложных нормативных актов Банка России устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга,особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам. Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

283-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 254-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери:вложений в ценные бумаги,остатков на корреспондентских счетах, условным обязательствам кредитного характера, срочным сделкам,требованиям по получению процентов.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 20.03.2006 № 283-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

2332-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно? Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций. Это основополагающий документ для отдела отчетности и главного бухгалтера банка. Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»

215-П – это методика определения собственных средств (капитала) банка – важнейшего показателя деятельности кредитной организации, в соотношении с которым определяются значения ОВП и целого ряда обязательных нормативов банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 10.02.2003 № 215-П «Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»

124-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций (ОВП), методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 15.07.2005 № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»

128-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»

135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка. Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

262-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

321-П – документ о том как, когда, куда и в какой форме банк должен отправлять сообщения о подозрительных операциях по закону № 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 29.08.2008 № 321-П «Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «именные эмиссионные ценные бумаги», «документарная форма», «бездокументарная форма», «государственный регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «клиринговая деятельность», «депозитарная деятельность», «фондовая биржа» и другие.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Женевская конвенцияили (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию. Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа.

Официальные реквизиты нормативного акта:

«Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе», заключена в Женеве 07.06.1930

14-3-20 – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выпуска и обращения сертификатов в территориальном учреждении Банка России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Письмо ЦБ РФ от 10.02.1992 № 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций»

173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

1379-У – очень важный документ для банков, входящих в Систему страхования вкладов. Устанавливает состав показателей и методику их расчета в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов. По сути, определяет дополнительные обязательные нормативы для банков, участвующих в ССВ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»

318-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

2054-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации»

266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, иностранным банком.