· Примечания · Официальный сайт ·

Появление курдского населения

Появление курдов в Закавказье происходило в разные периоды. Известно, что в X веке в Гяндже и его окрестностях правила курдская по происхождению династия Шеддадидов, являвшейся наиболее сильной курдской династией Закавказья. По предположению Г. Ф. Чурсина в западном Азербайджане курды могли появиться в период османо-сефевидской войны 1589 года, когда они находились в рядах османских войск и «как победители остались на занимаемых ныне местах». Пытаясь ослабить армянских меликов нагорной части Карабаха путём отделения их от основных территорий с армянским населением, персидские шахи из династии Сефевидов также переселяли курдские племена в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром. Мелкие курдские племена, наряду с азербайджанскими, входили в племенные объединения «Игирми-дорт» (азерб. двадцать четыре ) в округе Берда" и «отуз-ики» (азерб. тридцать два ) в районе Карабахской степи. В «Тазкират ал-мулюк» («Памятная записка для царей») упомянут Агдаш, как отдельная улька курдского племени чамишкизек. П. Г. Бутков сообщает о принявших российское подданство курдах в Муганской степи: «кочующие на Моганской степи курды и шайсеваны зимою приходящие в землю сальянскую со своими стадами, в 1728 году поддались в подданство России… были в то время смирны, питались от скотоводства и кочевали в кибитках» .

Находясь в рядах Шекинской конницы курды-думбули в 1806 году участвовали вместе с русскими войсками в овладении Кубинским ханством, а летом 1812 года содействовали отражению нападения персидских войск на земли Шекинского ханства. В 1807 году курдский предводитель рода Махмед Сефи-султан со своим родом, включавшим 600 семейств, перешёл русско-персидскую границу и обосновался в Карабахском ханстве. В ноябре 1816 года 1000 семейств чалабианских курдов просили русские военные власти разрешить им перейти в Карабах. Существуют сведения о курдах, населявших во второй половине XIX века Арешский, Джебраильский, Джеванширский и Зангезурский уезды Елизаветпольской губернии. По данным 1886 года курды составляли 4,68 % населения Елизаветпольской губернии. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшемуся в конце XIX - начале XX веков, они составляли 0,56 % Нахичеванского уезда; в Арешском уезде их числилось 359 человек.

Селение Нижний Шуртан Кельбаджарского района основали курды, пришедшие из селения Мирик Лачинского района, в котором они обитали в конце XIX в.. Из Ирана в высокогорные и предгорные районы Азербайджана основная масса курдского населения переселялась с начала XIX в. вплоть до советизации Закавказья. Отдельные курдские семьи переезжали из Армении в Азербайджан. К примеру, курдские переселенцы из Шаруро-Даралагезского уезда Эриванской губернии в конце XIX века обосновались в селении Кара-Кишлаг, а приблизительно в 1920-х годах небольшая часть курдов из этого селения ушла на поиски лучших земель и основали недалеко от прежнего места обитания селение Каракишиш. В тот же период отдельные группы курдов переехали в Армению и обосновались в районах с азербайджанским населением.

XX век

Многие выходцы из курдской этнической среды занимали видные посты в правительстве Азербайджанской Демократической Республики. Среди таковых министр просвещения и вероисповеданий Нурмамед-бек Шахсуваров и военный министр Хосров-бек Султанов. В армии АДР в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован батальон курдских стрелков (командир - штабс-капитан Юнис Шакаров), а в кавалерийской дивизии - курдский конный дивизион (командир - ротмистр Селим-бек Султанов). В то же время немало курдов (Чингиз Ильдрым, Аббас Султанов, Али Амирасланов и др.) участвовали в революционном движении в Азербайджане. Один из них, Ч. Ильдрым, сыграл ключевую роль в Апрельском перевороте и впоследствии являлся наркомом по военным и морским делам Советского Азербайджана. К моменту победы Советской власти в Азербайджане основная масса курдов-крестьян в селениях Мулла Ахмедли, Каракышлак, Минкенд, Гаракешиш, Забуг, Абдалляр и др. была вовлечена в борьбу за утверждение и укрепление Советской власти. Курды были готовы с оружием в руках стоять на её защите. В письме ЦК ВКП(б), ЦИК и Совнаркому Азербайджанской ССР, отправленному летом 1921 года курдами Котурлинского района Азербайджана, отмечалось: «Мы, курды, свободные и близкие по природе к Советской власти, сегодня впервые обнимаем свою мать - власть рабочих и крестьян... Сегодня, сбросив оковы, мы протягиваем руку братскому Азербайджану и обращаемся к Красной Армии, вливая в её ряды славную красную курдскую кавалерию, которая всегда неразлучно будет рядом с ней» .

7 июля 1923 года было принято решение «образовать автономный Курдистан, центр и границы которого определены при установлении границ автономного Нагорного Карабаха» . 16 июля указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд, известный также как Красный Курдистан (на территории нынешних Лачинского, Кельбаджарского и Кубатлинского районов). В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднён. Однако до 1960 года в Лачине на азербайджанском языке издавалась районная газета «Советский Курдистан». В 1937 году в рамках зачистка южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадёжных» курдов из Закавказья, в том числе и Азербайджана.

В конце 1980-х - начале 1990-х между двумя закавказскими республиками Азербайджаном и Арменией возник острый территориальных конфликт вокруг Нагорного Карабаха. По мере нарастания напряжённости начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами-мусульманами из Армении. По статистическим подсчётам Арифа Юнусова из Армении в Азербайджан бежали 18 тысяч курдов-мусульман. После распада СССР конфликт перерос в полномасштабные боевые действия, вышедшие за рамки упразднённой Нагорно-Карабахской АО и затронувшие примыкающие к ней районы, в том числе места c компактным проживанием курдов. В конце марта 1993 года армянские силы развернули наступление на Кельбаджар. В течение одной недели всё 60 тысячное население района, состоящее из курдов и азербайджанцев, вынуждено было покинуть свои дома. Местные курды, как и азербайджанцы, превратились во внутренне перемещённых лиц. По мере стабилизации внутриполитической ситуации в Азербайджане курды переехали в равнинный Карабах, в основном в Агджабединский район, где расселились почти 80 % курдов.

В конце 1990-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с Рабочей партии Курдистана , ведущей вооружённую борьбу за создание независимого курдского государства на территории Турецкого Курдистана . 6 ноября 1998 года, выступая на пресс-конференции, экс-президент Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ Азербайджанской ССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Брутенцом) к созданию КРП. Сам он никаких доказательств не привёл. В том же году в Стамбульском аэропорту был арестован прибывший из Баку курьер КРП, при котором было найдено и конфисковано 1 миллион 250 тысяч долларов наличными. По сообщениям турецких СМИ данные деньги принадлежали турецким бизнесменам, оказывавших поддержку КРП. Более того, среди турецких студентов, обучавшихся в Баку, была выявлена группа сторонников КРП, распространявшей значки с изображением лидера КРП Абдуллы Оджалана. Арестованный Оджалан в июне 1999 года на судебном заседании в Турции заявил: «КРП имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь» . Спустя месяц, член руководства курдского движения Хошнав Сипан в интервью газете Коммерсантъ сказал, что Гейдар Алиев вёл переговоры с КРП «в начале 1993 года, когда Алиев возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трёх представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества. Были у нас контакты и с его соперником Эльчибеем» .

Идея Кавказского Курдистана для курдов может служить объединяющим фактором.
Интервью с Лятиф Маммад Бруки, членом Союза журналистов Российской Федерации и Международной федерации журналистов, главным редактором Интернет сайта www.kurdist.ru

Г.Ш. Как Вы оцениваете "Московскую Декларацию", как итоговый результат встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявшейся 2 ноября 2008 года при посредничестве президента РФ Д. А. Медведева?

Л.М.: Подписание 2 ноября 2008 г. "Московской Декларации" по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта президентами Азербайджана, Армении и России каждая из сторон конфликта воспринимает сквозь призмы своих интересов. А для Москвы это вынужденный шаг, призванный продемонстрировать всему миру ее миролюбивые намерения, продиктованный шквалом критики со стороны США и Запада, обвиняющих Россию в прявлении "имперских амбиций Кремля" в связи событиями вокруг Южной Осетии и Абхазии в ходе "пятидневной войны" с Грузией, в результате чего репутации России нанесен непоправимый урон не только в мире, но и на Кавказе.

"Московская Декларация" тупиковый документ...

Г.Ш.: Декларация согласована на основе трех принципов: впервые Армения и Азербайджан указываются как стороны конфликта (прежде Армения настаивала в том, что сторонами конфликта являются Азербайджан и Нагорный Карабах). Второй принцип подчеркивается, что конфликт может быть разрешен на основе норм и принципов международного права. Третий принцип поэтапное решение конфликта.

Л.М.: Несмотря на отдельные оптимистические голоса, Декларация не открывает путь к разрешению конфликта, а еще больше осложняет его. Впервые сторонами конфликта признаются Армения и Азербайджан, а в случае согласования позиций возможен и референдум с учетом мнений всех жителей бывшего НКАО среди азербайджанского и армянского населения при отсутствии всякого упоминания о курдах и об их исторических правах,чьи предки раньше армян и турок тысячелетиями жили на этих землях. Без учета законных интересов курдов этот конфликт не разрешиться мирно и в этом отношении Московская Декларация просто иллюзия и самообман.

Г.Ш.: На чем основывается Ваше утверждение о том, что в Южном Закавказье всегда чувствовалось влияние курдов? Можете этот тезис обосновать исторически?

Л.М.: Следует отметить тот факт, что свыше по меньшей мере 2,5 тысяч лет Южное Закавказье было в сфере этнического и военно-политического влияния курдских племен, которые появились здесь раньше армян и тюрков и которым удалось сохранить свое влияние в этом регионе вплоть до конца XIX века. Курды тысячелетиями жили в Южном Закавказье, в том числе на территории, когда-то известной как Красный Курдистан, были создателями нескольких государственных образований (часть Мидийской империи, Араншахи, Сасаниды, Мехраниды, Ширван Шахи, государство Дейсама Ал-Курди, Реввадиды, Шеддадиды, Панахиды). Именно наличие курдского этнического начала стало причиной того, что еще в начале XVIII в. части этих территорий носили название Курдистан. Бэл, шотландский врач, секретарь английской миссии в России в своем путевом дневнике так описывал свое путешествие в Персию: "+7 (декабря 1716 г.) числа вступили мы в пустую долину, называемую россиянами Моганская степь, а персами Курдистан+ Около полумили повыше моста река Аракс, называемая ныне Аррасом, впадает в Куру+ Кура разделяет Курдистанскую провинцию. Курды чаятельно получили себе имя от сея реки. Сей народ весьма древен, и думаю тот самый, коего Ксенофонт, в отшествии греков, называет кардухами, и который воспротивился столь сильно их приходу. И ныне еще признавается оный за весьма храбрый. Лошади их много похваляются в Персии, как за красоту свою, так и за силу. Курды кочуют там во весь год" (Путешественники об Азербайджане. С. 397. Баку, 1961).

Г.Ш.: Вернемся к теме о "Красном Курдистане"...
Хотя и в курдской прессе имеются разрозненные материалы, но, как я знаю, отсутствуют основательные исследовательские работы по интересующей нас теме.

Л.М.: Описываемая Бэлом территория, включающая Муганскую степь вплоть до слияния рек Аракса и Куры, вблизи которой и по сей день существует построенный курдскими правителями Шеддадидов знаменитый мост Худафарин, являющийся одной из жемчужин курдского зодчества и архитектурной мысли,и до Кельбаджара включительно в Северном Азербайджане в 20 30-е годы. Данная территория входила в состав национально-территориального образования, больше известной как "Красный Курдистан". Постановлением Аз. ЦИК в 1923 г. Курдистан был выделен в отдельную административную единицу.

Северные границы Курдистанского уезда "отделяли последний по водоразделу Кангуро-Алангезского хребта. Курдистан граничил с Нор-Баязетским (ныне Камо) уездом ССР Армении. С юго-запада он примыкал к Шаруро-Дерелегезскому и Зангезурскому районам ССР Армении. Его границы с юго-востока по реке Акера проходили по меже с бывшим Джебраилским уездом, начиная с села Эфендиляр до впадения в эту реку ее левого притока Милхелев. Наконец, Курдистан граничил с Нагорным Карабахом с юго-востока от впадения реки Милхелев в Акру, вплоть до Муровдагского хребта" (Букшпан А. Азербайджанские курды. Заметки. С. 10-11. Баку, 1932).

В Курдистанский уезд вошли целиком Кубатлинский, вся западная часть Джеванширского (собственно Курдистан) и вся западная часть бывшего Шушинского уезда, местности бывшего Карягинского уезда (а именно юго-западный угол с курдистанским населением). Согласно азербайджанской сельско-хозяйственной переписи 1921 г., в местностях, вошедших в Курдистанский уезд, курдского населения было до 30 тысяч обоего пола (газета "Заря Востока" 281 (446), 6 декабря 1923 г.). Географически Курдистанский уезд составлял часть Карабахского нагорья (газета "Заря Востока", 186 (2131), 20 июля 1929 г.)

Национальная автономия "Красный Курдистан" включала в себя следующие территории:
Лачын 1835 кв. км;
Кельбаджар 1936 кв. км;
Зангелан 707 кв. км;
Кубатлы 802 кв. км и Джабраил 1050 кв. км.

Таким образом, курдам удалось воссоздать свою номинальную государственность на юго-западе Северного Азербайджана в 1923 году, которая была ликвидирована в 1929 году. Курды в Карабахе всегда составляли значительное большинство Курды справедливо считают весь Зангезур, куда входит большая часть Нагорного Карабаха, своей национальной территорией. С распадом бывшего Советского Союза часть территории Курдистана оказалась и в пределах республик Закавказья. В 1929 г. был ликвидирован созданный постановлением Аз. ЦИК в 1923 г. Курдистанский уезд, так называемый "Красный Курдистан", детище ленинской национальной политики. С включением в состав России Закавказья в пограничных округах Эриванской губернии, Карской области и Елизаветопольской губернии в 1898 г. проживало около 100 тысяч курдов (Энциклопедический словарь "Россия". Лениздат. 1991. С. 143-144). В примере Нахичевани видно, что курдское население в этой провинции было преобладающим: в 80-х гг. XIX в. в Восточном Дараалаязе в 44 населенных пунктах жили 910 семей, из которых 663 были курдскими, а 247 армянскими (Статическое описание Нахичеванской провинции. Спб., 1883 г. с. 80.).

По данным 1893 г. в Карабахе жили 333 Азербайджанских, 69 курдских и 49 армянских сел (газета "Азербайджан". 1, 5 января 1992 г.). По итогам переписи населения в 1926 г. в Курдистанском уезде Азербайджана проживали 41.193 курдов. В настоящее время расположенные на территории Кавказского Курдистана с общей площадью около 5,5 тыс. кв. км и с населением больше 200 тыс. человек полностью оккупированы Республикой Армения, а население того региона прозябают в палаточных лагерях. К Курдской Автономии Армения отнеслась не дружески

Г.Ш.: Безо всякого сомнения, главную роль в ликвидации Красного Курдистана по указке из Москвы сыграло Бакинское руководство. Но за кадром почему-то остается вражеское отношение Армении к курдскому самоуправлению, а в некоторых публикациях и аналитических материалах пытаются армян выставить в качестве защитников курдов.

Л.М.: Такой подход объясняется в первую очередь тем, что под давлением Москвы в Армении долгие годы на курдском языке осуществлялись радиовещание, выпуск газеты и другие культурные проявления. О том, что армянские руководители с теплотой относились к тому, что курды приобрели какие-то автономные права, просто легенда.
В статье Александра Михайловича Скибицкого "Карабахский кризис: чтобы выйти из тупика, нужно знать прошлое" ("Союз" за 7 от 1991 г. Еженедельник Отдела межнациональных отношений бывшего СССР "Союз") раскрываются подводные течения армянской политики, касающиеся и курдов Закавказья. Автор справедливо утверждает, что Зангезурский уезд, лежавший целиком в границах "Нагорного Карабаха", подлежал, согласно Декларации Н. Нарманова в 1920 г. передаче Армении полностью. Как пишет А. М. Скибицкий, "выпадает сегодня из нашего внимания и существенная оговорка, сопровождавшая в Декларации Н. Нариманова объявление Зангезурского уезда "нераздельной частью Армении", а именно заявление правительства Азербайджана о предоставлении "трудовому крестьянству Нагорного Карабаха полного права на самоопределение".

Сегодня это заявление концентрируется на Автономной области Нагорного Карабаха. В те же дни оно относилось к Нагорному Карабаху в целом, предусматривая не только армянскую автономию в границах Азербайджана, но и курдскую автономию в границах предложенного Армении Зангезурского уезда (курсив мой Л.М.). Поскольку "трудовое крестьянство" этого уезда имело в своем составе 117 тысяч оседло проживающего мусульманского населения (курды), при 90 тысячах армянского. С. И. Касьян посчитал более разумным (курсив мой Л. М.) не образовывать курдскую автономию в границах Армении после присоединения к ней Зангезурского уезда в целом, а оставить населенную курдами восточную часть уезда в границах Азербайджана.

Таким образом, на территории восточной части Зангезурского уезда, населенный курдами возник Курдистанский уезд в границах Азербайджана" (А. М. Скибицкий). Армяне задолго до событий вынашивали планы о присоединении Нагорного Карабаха к Армении

Г.Ш.: Значит, Азербайджан готов был уступить полностью Зангезурский уезд Армении, чтобы там создавалось планируемая для курдов автономия. Также было предложено, чтобы во всем Карабахе, куда полностью входил и Зангезурский уезд, проживающему там населению было предоставлено право на самоопределение. Но армяне не захотели на своей территории иметь курдскую автономию. В результате, населенная курдами восточная часть Зангезура была присоединена к Азербайджану и включена в состав Красного Курдистана. Чем можно объяснить такой подход с армянской стороны?

Л.М.: Преследуя далеко идущие планы, армянские политики не могли согласиться на создание в рамках Армении курдского автономного образования по следующим причинам: 1. К 1920 г. собственно на территории Армении уже проживало свыше 50 тысяч курдов и руководство этой республики из-за узко националистических интересов не было заинтересовано в увеличении их числа до 200 тысяч. 2. Для "воссоединения Нагорного Карабаха" Армении курдская автономия могла стать непреодолимым препятствием. 3. В границах вновь созданной курдской автономии в Армении курды изжили бы имеющуюся отчужденность между мусульманами и езидами, что способствовало бы дальнейшему росту их национального самосознания. А цель Армении заключается как раз в его торможении. Дальнейшие события подтвердили эти предположения. Ответственные за ликвидацию Курдской национальной автономии - Сталинский режим, азербайджанские националистические круги, армянское лобби и Турецкое государство...

Г.Ш.: На самом деле анализ событий периода создания и ликвидации Красного Курдистана выявляет очень много нюансов. Обстоятельства создания курдского местного самоуправления и ликвидация в 1929 г. Курдистанского района объясняются разными причинами+Почему предпочтение было отдано именно Азербайджану?

Л.М.: В 1920-1930 гг. Азербайджаном последовательно руководили С. М. Киров, Л. Мирзоян, Н. Кикало, В. Полонски и др. В Москве, начиная с А. Назаретяна и А. Микояна до наших дней, всегда армянское лобби играло существенную роль в судьбах народов Закавказья. Только этим можно объяснить причину ликвидации "мусульманского" Курдистана и процветания нынешнего статуса-кво Нагорного Карабаха в Азербайджане. Сталинский режим совместно с националистическими кругами Азербайджана под воздействием Турции положил конец существованию курдского автономного образования в Азербайджане. А армяно-азербайджанский конфликт окончательно завершил изгнание курдского населения из столетиями насиженных мест. Идея Кавказского Курдистана для курдов может стать адресом национального единения

Г.Ш.: Что могут предпринять курды в этих условиях? Л.М.: На сегодняшний день армяне на ими оккупированных землях Кавказского Курдистана меняют топонимику местности на армянский лад, пытаются под разными названиями ("присоединенные, освобожденные территории", "зона безопасности вокруг Нагорного Карабаха" и т.п.) в дальнейшем присвоить и удержать их. Вызывает крайнее сожаление инертность курдских общественных организаций и движений. На сегодняшний день в масштабах СНГ нет такой курдской общественно-политической организации, чтобы отстаивать интересы курдов и требовать при разрешении армяно-азербайджанского конфликта учитывать интересы курдского населения.

Поэтому назрела настоятельная необходимость в создании (учреждении) общественно-политического движения курдов СНГ по воссозданию, наряду с автономией для армян, также и курдской автономии в Азербайджане. Необходимо сосредоточить всю информацию о Кавказском Курдистане и сделать ее достоянием широкой гласности среди не только курдского народа. использовать возможности курдской прессы и электронных СМИ. Это было бы и объединяющим фактором для разрозненных курдских партий и движений вокруг хотя бы этой национальной идеи. Назрела настоятельная необходимость возобновить выпуск газеты "Sovet Kurdustani" (варианты - газета, Интернет).

Образование курдской автономии будет не только данью исторической справедливости, но и существенным фактором в разрешении нынешнего конфликта вокруг Карабаха. Также поддержка Курдистанского Регионального Правительства в Ираке была бы в общенациональных курдских интересах. С другой стороны, такой шаг со стороны КРГ еще больше поднял бы его авторитет среди всего курдского народа как защитника своих интересов на международной арене, подняв при этом свой международный авторитет.
Интервью вел Гажар Шамил 2008-12-13

Перевод с турецкого: Зине Шамил

История захвата власти и страны курдскими кланами

Исследование кланов, дерущихся за власть в Азербайджане, весьма любопытное занятие. Несмотря на все попытки Баку представить страну, как мононациональный монолит, здесь в борьбе за власть в смертельной схватке сошлись тюркские, курдские и татские кланы.

Одним из самых агрессивных в продвижении к власти оказался курдский клан. Небольшая по численности курдская диаспора в Азербайджане сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством - татами, , в значительной степени взять государство под свой контроль.

И все это в ситуации, когда курды долгое время в Азербайджане считались дискриминируемым меньшинством. На самом же деле на фоне всей этой битвы кланов, дискриминируемым меньшинством оказались коренные народы этой земли - лезгины, талыши, аварцы и цахуры.

Курдский ветер в истории

По мнению профессора Г.Асатряна, название «Курдистан» как географическая единица возникло, по-видимому, в XII веке во времена правления сельджукского султана Санджара и вначале относилось к территории расположенной между Атурпатаканом и Луристаном.


Территория, населенная курдами

Впоследствии границы его неоднократно менялись, однако понятие «Курдистан» никогда не имело политического смысла. Термин по поныне имеет лишь значение «место проживания курдов», как, например, хоронимы Белуджистан, Хузистан.

Абсолютное большинство курдов исповедуют шафиитский толк (мазхаб) суннитского ислама. Арабский географ Х века Масуди писал о курдах-христианах, а итальянский путешественник XIII века Марко Поло упоминал о них в первую очередь как о христианах.

Может быть, во многом благодаря этим сведениям, появилась известная турецкая пословица «По сравнению с неверным и курд - мусульманин». Само слово курд означает «скотовод», «кочевник».

Курды - один из крупнейших разделенных народов, не обладающий собственной государственностью. Курдское национальное движение входит в число наиболее активнейших в современном мире.

Особую важность курдский вопрос имеет в силу того, что народ проживает на огромных просторах Большого Ближнего Востока - на территории Турции (по самым разным данным от 25 до 30 млн. чел.), Сирии (около 2 млн. чел.), Ирана (около 4 млн. чел.) и севере Ирака (около 4 млн. чел.) и некоторых районах Азербайджанской республики (офиц. 6,5 тыс. чел.; по сведениям самих курдов - 240 тыс. чел.).

Приближение к Азербайджану

Много говорят и пишут о курдах в Турции, где их вооруженные формирования ведут партизанско-террористическую войну против Анкары, в севере Ирака, где они фактически добились независимости.

Последнее время стало слышно о курдах охваченной конфликтом Сирии, меньше известно о ситуации в Иране. Про Азербайджан почти ничего. Как уже было сказано, курды проживают и в этой стране и даже негласно претендуют на ее территорию.

Самое интересное, что положение курдов в Азербайджане кардинально отличается от соседей, где они, как правило, считаются или в течение длительного времени считались в той или иной степени дискриминируемым национальным меньшинством.

В Азербайджанской республике, как мы уже писали выше, небольшая по численности курдская диаспора сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством - парсами (татами), в значительной степени взять государство под свой полный контроль.

Причиной этому во многом является то, что еще во времена царской России, из-за недоверия к тюркоязычному населению края, курды и другие представители других нетюркских народов активно были вовлечены в военную службу, а сами курды в первую очередь к работе в тайной полиции царской охранки.

Благодаря этому, в дальнейшем - после образования Азербайджанской Республики курды являлись активными участниками и руководителями государственного строительства в Азербайджане.

Первые шаги династии

Известно, что уже в X веке в Гяндже и его окрестностях правила сильнейшая в Закавказье курдская династия Шеддадидов. Шеддадиды - феодальная династия курдского происхождения, правившая в Арране и Восточной Армении. В XI — XII веках являлась наиболее сильной курдской династией Закавказья.

Вскоре курдские правители сдали территории нынешней Азербайджанской республики кочевым тюркским племенам (сельджукам). Позже курды играли важную роль в становлении Азербайджанской республики. Курд Фатали Хан Хойский был одним из создателей Азербайджанской демократической республики (АДР) в 1918-20 годах.

Фатали Хан Хойский

Многие выходцы из курдской этнической среды занимали видные посты в правительстве АДР. Среди таковых министр просвещения и вероисповеданий Нурмамед-бек Шахсуваров и военный министр Хосров-бек Султанов. В армии АДР в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован курдский батальон, а в кавалерийской дивизии — курдский конный дивизион.

При большевиках курды сохранили позиции. 16 июля 1923 г. указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд, известный также как «Красный Курдистан» (на территории нынешних Лачинского, Кельбаджарского и Кубатлинского районов).

Территория "Красного Курдистана"

В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднен. А в 1937 г. в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадежных» курдов со всего Закавказья.

Между тем, спустя несколько десятилетий секретарь ЦК КП Азербайджана курд Гасан Алиев (сводный брат Гейдара Алиева) уже выбивал для соплеменников крупные должности во власти.

Стремительный взлет

В итоге выходцы из курдской среды широко были представлены в государственных структурах Азербайджанской ССР. После того, как Гейдар Алиев в 1969 году стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, продвижение курдов в высшие государственные должности получил массовый характер.

В течение нескольких лет большинство высших государственных должностей в правительстве и законодательной власти, а также первых секретарей райкомов стали курды, из них Председатель Верховного Совета Азербайджанской АССР Искендеров, Председатель Совета министров Азербайджана Алиханов, заместитель Председателя Совета министров Азербайджанской ССР Камран Гусейнов, Министр Внутренних дел АзССР Гейдаров и др.

Более того, уже в те годы Гейдар Алиев помышлял о создании Курдской автономии в составе АзССР. В этом плане интересным является фрагмент рассказа ныне покойного академика Играра Алиева о своем разговоре с Гейдаром Алиевым, приведенный в одной из статей талышского политолога Фахраддина Абосзода.

Полковник КГБ Гейдар Алиев

"Г. Алиев вызвал меня к себе и сказал: - Играр муаллим, пожалуйста, посмотрите в архивах, может, что-нибудь найдете о курдах в Азербайджане", - вспоминал ныне покойный Играр Алиев. - "А зачем вам это, Гейдар Алиевич?" - спросил я. - "Посмотрим, может быть можно будет создать какую-нибудь автономию для курдов в составе Азербайджана".

Я пошел по своим делам, спустя некоторое время пришел к нему и сказал: "Нет, Гейдар Алиевич, не смог найти что-нибудь существенного". - "Ладно, - сказал он. - Идите, занимайтесь своими делами, потом как-нибудь вернемся к этому вопросу".

Курдско-тюркские игры

С распадом Советского Союза влияние курдов несколько ослабело. Народный фронт Азербайджана избрал своим лозунгом тюркизм.

Через три месяца после его свержения А. Муталибова в мае 1992 года, к власти пришел эксцентричный тюрок Абульфаз Эльчибей, но, впрочем, он недолго продержался у власти. Уже летом 1993 г. к власти триумфально вернулся Гейдар Алиев, курд по происхождению.

Абульфаз Эльчибей

Неслучайно, лозунг, провозглашенный Гейдаром Алиевым сразу после его захвата власти в Азербайджане в 1993 году о том, что «Я оставшуюся часть своей жизни тоже дарю своему народу!» многие в стране восприняли как верный признак предстоящей курдизации Азербайджана. Именно это событие празднуется в современной Азербайджанской республике как День национального спасения.

Кстати, один из видных политических деятелей Азербайджана, а ныне лидер современной оппозиционной националистической партии «Мусават», Иса Гамбаров - уроженец села Кюрдляр (Курды) Физулийского района.

Почти сразу после того, как он стал спикером азербайджанского парламента в 1992 году, он в спешном порядке переименовал свою родную деревню в «Куртлар» (Волки). В этой связи не удивительно, почему его порой также причисляют к лобби, о котором мы пишем.

В годы своего правления Г. Алиев был вынужден опираться не только на курдов, но и на тюрков-азери, ереванских азербайджанцев («еразов»), т.е. выходцев из Армении. Это было вынужденным: в предыдущие годы тюрки и таты изрядно потрепали «курдских коршунов» в Баку, лишив их возможности единолично выступать в роли опоры трона.

Тандем курдов и еразов до поры до времени успешно справлялся с возложенной на него ролью, обеспечив «общенациональному лидеру» спокойную старость. «Однако уже в те годы Гейдар Алиев целенаправленно выводил курдов на первое место в республике. К концу жизни он уже обеспечил их непререкаемой властью», - пишут аналитики.

Добавим, что, по мнению многих других экспертов, власть Алиева также базировалась на поддержке татов, куда, отойдя на какое-то время от трона, они вскоре вернулись и прочно там закрепились.

Курды как государство-образующий народ Азербайджана

Среди курдов распространено азербайджано-курдское двуязычие. Они хорошо и глубоко интегрированы, если не сказать ассимилированы. Но, как и таты, курды сохраняют свою идентичность и понимание общности этно-корпоративных интересов, не афишируя этого открыто.

В этом плане показательными являются слова одного профессора, заместителя одного из научно-исследовательских институтов в Баку, сказанные одному талышу - своему аспиранту: «Что вы орете на вес мир «Талыш!», «Талыш!»? Берите пример от нас - курдов. Мы себя называли азербайджанцами, и делаем для своего народа все, что нам хочется»!

С курдами у тюрков-азери всегда были непростые отношения. Таковыми они и остаются по сей день. Например, когда, согласно азербайджанским источникам, в 2006-2007 гг. в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тыс. курдов (в последствии их стало еще больше), в том числе боевики сепаратистских организаций, это вызвало массовое недовольство среди местного населения.

А недавно - в декабре 2012 года, когда выяснилось, что в подавлении участников акции протеста в Баку участвуют в основном курдские боевики, которые получают приказы от своих командиров на курдском языке, так как они не владеют тюркским (азербайджанским) языком, это вызвало волну протеста среди населения страны.

Многие прибывшие из-за рубежа курды в короткий срок взяли под контроль различные сферы бизнеса, чему поспособствовал влиятельнейший курдский бизнесмен Эмиль Юджар. По стране пошли новые слухи о курдском заговоре и их ползучей экспансии.

Этому способствовало то, что Ильхам Алиев, придя к власти, уничтожил признанного лидера «еразов» - бывшего министра здравоохранения Али Инсанова. При Ильхаме Алиеве курдское лобби окрепло еще больше, чем при его отце.

Поэтому не стоит удивляться, что в курдских интеллектуальных кругах, например, в Швеции, возникают странные, на первый взгляд, идеи об этнической переориентации Азербайджана, где курды могли бы стать одним из официальных государство-образующих народов.

«Азербайджанцы все еще не вполне определившаяся нация, и рано или поздно населяющие страну народы заявят о своих правах. Но ожидать от дагестанцев или талышей радикальных движений не серьезно. Только курды, при возможной сильной поддержке извне, могли бы изменить внутреннее устройство», - пишут эксперты

Особую важность курдскому вопросу в Азербайджане придает ситуация вокруг Ирана. Курды становятся одним из серьезнейших рычагов давления на Тегеран. А если учесть, что Азербайджан, будучи частью исламского мира, одновременно сотрудничает с Израилем, который играет важную роль в развитии курдского движения, в том числе в создании курдского государства в Ираке и в направлении курдов против Ирана, проблема невероятно усложняется.

Не чужды поддержки курдских террористов

Постсоветский Баку на определенных поворотах не отказывался даже от того, чтобы поучаствовать в курдской проблеме на международном уровне, используя ее в своих интересах.

В конце 90-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с действующей в Турции Рабочей партией Курдистана. В 1998 г. Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ АзССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Кареном Брутенцом) к созданию Рабочей партии Курдистана (РПК) - повстанческой организации, борющаяся за создание курдской aвтономии в составе Турции. Сам он никаких доказательств, правда, при этом не привел.

Курдские боевики

Но очевидно, что правящий клан в Азербайджане, в том числе семья Алиевых, имеющий курдские корни, имеют определенное доверие со стороны курдского национального движения. О сотрудничестве сторон была масса утечек в СМИ.

К слову, во время карабахской войны только курды-мусульмане поддержали Баку, что привело к их изгнанию из Армении. Но курды-езиды в решающий момент конфликта выступили за Ереван и остались в своих домах.

Сам арестованный лидер РПК Абдулла Оджалан в июне 1999 г. на судебном заседании в Турции заявил: «РПК имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь».

Абдулла Оджалан, лидер Рабочей партии Курдистана

Спустя месяц, член руководства курдского сепаратистского движения Хошнав Сипан в интервью газете «Коммерсантъ» добавил, что Гейдар Алиев вел переговоры с РПК «в начале 1993 года, когда возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трех представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества».

В 1998 г. по указанию президента Гейдара Алиева в Министерстве национальной безопасности Азербайджана было заново создано подразделение для работы в курдском направлении. Такая политика в свое время даже вызвала серьезное недовольство премьера Турции Таипа Эрдогана.

Курдская проблема является одной из трудноразрешимых в отношениях между Азербайджаном и Турцией. Так, Анкара уже свыше полутора десятков лет безуспешно требует от Баку признать курдское повстанческое движение PПK в Турции - террористической организацией.

Однако эти требования бессмысленны, и не будут претворены: власть в Азербайджане не может пойти против самого себя. Более того, именно в Азербайджане расположен один из важнейших центров PПK.

В прессе не раз сообщалось, что политическим центром PПK в Азербайджане руководит, совместно с Бейляром Эйюбовым, министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Камалетдин Гейдаров. Экономическим центром, основным источником финансирования PПK, ведает Абдулбари Гезал, а, внешними делами РПК занимается Рза Везири.

Культурная экспансия

В настоящее время к курдскому направлению было привлечено немало специалистов в сфере языка, литературы и востоковедения, журналистов и аналитиков. Практически, все посольства Азербайджана имеют определенные поручения по этой проблеме.

В этом отношении весьма показательна информация, представленная агентством «Регнум»: Курды Азербайджана 1 марта 2013-го года при посредничестве Центра курдской культуры "Ронаи" провели свой очередной съезд, сообщило 2 марта курдское агентство Firat.


Центр курдской культуры "Ронаи"

Открыл съезд новоизбранный глава "Ронаи" Фахраддин Пашаев. Далее выступили главный редактор газеты "Данге Курд" Сеймур Алханов, заместитель главы Намик Насибов и другие члены правления.

На съезде обсуждались насущие проблемы курдов, выпуск газеты "Данге Курд", создание курсов по изучению курдского языка не только в Баку, но и в регионах компактного проживания курдов.

Также на эту тему выступили старейшины и активисты курдского движения. По мнению собравшихся, центр должен играть существенную роль в жизни курдов Азербайджана, создавать отношения с Курдистаном и курдскими диаспорами в СНГ и Европе.

В итоге было принято решение увеличить периодичность выпуска газеты до двух раз в месяц, создать филиалы центра в регионах Азербайджана, открыть сайт и создать курдский ансамбль.

Это при том, что коренные народы этой земли - лезгины, талыши, аварцы и цахуры не обладают и десятой долей этих возможностей по развитию собственной культурной идентичности.

По пути Хазарии и Сирии

Сегодня количество курдов в Азербайджане растет в геометрической прогрессии. Курды владеют многими ключевыми должностями в стране: от политических до финансовых. Не случайно в интеллектуальных кругах Баку Азербайджан уже успели прозвать Курдбайджаном.

Не в восторге от курдского влияния и коренные жители Азербайджанской республики — лезгины, талыши и др., — среди которых сегодня вновь популяризировалась пословица: что лысый Гасан, что Гасан лысый, все равно чума.

«Среди коренных народов Азербайджана неуклонно растет идея сопротивления курдскому лобби, и чем больше будет давление на них, тем больше у Азербайджана шансов столкнуться с протестным движением автохтонов республики», - отмечают аналитики.

Азербайджан еще в советское время начал превращаться в республику, где коренные жители были оттеснены на вторые роли господствующими (и соперничающими друг с другом) национальными меньшинствами - курдами и татами.


Что будут делать курдские партизаны в Турции после того, как окончательно сложат оружие и покинут пределы Турции? Этот вопрос преследует наблюдателей с того момента, как Оджалан сделал свое обращение к пешмерга Турецкого Курдистана. Кроме того, до сих пор актуален вопрос о возможных действиях тех курдских партизан, которые по каким - то причинам откажутся зарывать топор войны, но оставаться в Турции при этом тоже не смогут. Где в такой ситуации курдские партизаны могут применить свои боевые навыки и выразить внутреннюю пассионарность? Ряд экспертов по этому поводу высказали осторожную версию - предположение: курдскими партизанами из Турции может заинтересоваться Азербайджан, который не замедлит использовать боевой и политический опыт пешмерга в рамках своих действий против Армении и Нагорного Карабаха. По мнению экспертов, если знать фактологию вопроса, эта версия не покажется столь экзотичной, как кажется в первый раз. Что по этому поводу думают в экспертном сообществе самой Армении?

По этом поводу со «Спектром» беседовали политолог Левон МЕЛИК - ШАХНАЗАРЯН и востоковед Рубен САФРАСТЯН

Левон Мелик - Шахназарян , армянский историк и политолог, автор книги «Мифы о Карабахском конфликте»:

Как известно, Оджалан в конце марта этого года призвал партизан РПК сложить оружие и покинуть территорию Турции. То, что это говорил Оджалан, сомнений не вызывает, поскольку эти слова были переданы адвокатом лидера РПК, который неоднократно посещал Апо в тюрьме Имралы. Адвокат Оджалана еще ни разу не был замечен в каких-либо подлогах. Другое дело, что сами курды из РПК относятся к заявлению своего лидера с достаточным скептицизмом. Они считают, что призыв сложить оружие Оджалан сделал под сильнейшим давлением. Более того, за годы пребывания Оджалана в тюрьме, Рабочая партия Курдистана сильно изменилась. В боевой организации РПК появились новые молодые авторитеты, которые предпочитают действовать автономно. Самый известный среди них - Мурад Карайылан, лидер Союза курдских сообществ. Среди курдов Карайылан известен как человек, который предпочитает действовать по своему усмотрению. Поэтому я не думаю, что заявление Оджалана приведет к тому, что все курдские партизаны поголовно сложат оружие и уйдут из Турции куда-нибудь в дикие горы или степи.

А может ли какая - то часть вооруженных курдов передислоцироваться на Южный Кавказ, например, ближе к Карабаху, и попытаться выразить свои исторические права на эти земли?

Эта версия появилась вскоре после призыва Оджалана о разоружении и начале переговоров с турками. Те, кто ее выдвигает, говорят, что официальный Баку будет использовать курдов как ударную силу очередной масштабной агрессии против одного из армянских государств Южного Кавказа или обоих вместе. Лично я уверен в том, что курды как воины никуда не годятся. Максимум, курды могут быть хорошими налетчиками. Исторически так сложилось, что курдские отряды «успешно» действуют только во время стремительных набегов. Они нападают, устраивают погром и исчезают. Так они, в частности, действовали на армянских землях: устраивали набеги на мирную деревню, вырезали жителей, грабили дома, после чего мчались обратно в горы. Исходя из этого, курдские отряды могут быть использованы разве что для каких-то точечных провокаций на границах Азербайджана с армянскими государствами. Максимум, только для этого. В условиях масштабных боевых действий курдские отряды будут всего лишь пушечным мясом.

- Но, тем не менее, курдский фактор в Азербайджане есть. Или он не столь серьезен?

Этот фактор очень серьезен. Азербайджанский курдский фактор связан с тем, что официальный Баку, начиная с 1993 года, переселяет к себе курдов. Большая часть курдов - переселенцев - из Турции, а остальные - из Ирака и Ирана. Впервые об этом факторе заговорили в 1993 году, а его апогей пришелся на 2007 - 2008 годы. В начале нулевых годов численность курдского населения Азербайджана уже составляла около 250 тысяч человек.

- А почему Баку переселял в Азербайджан ближневосточных курдов?

Курдское переселение в Азербайджан было вызвано не военными причинами, а чисто внутриполитическими. Приезжие курды должны были составить социальную базу правящего клана Алиевых, которые по происхождению являются курдами. Не только покойный Гейдар Алиев и его сын Ильхам являются курдами по крови. Почти все высшие чиновники из алиевского «ближнего круга» - это этнические курды.

- То есть, политика Азербайджана сейчас имеет отчетливый курдский облик?

Азербайджан сегодня практически полностью контролируется курдами. И хотя большинство курдов мимикрирует под тюрок, тем не менее, достоверно известно об этническом происхождении многих руководителей Азербайджана. Так, курдское происхождение Ильхама Алиева ни для кого не является секретом. Этническими курдами являются руководитель администрации президента АР Рамиз Мехтиев (на фото) и начальник личной охраны папы, а теперь и сына Алиевых Бейляр Эйюбов. Мехтиева и Эйюбова в Азербайджана за глаза именуют «всесильными».

Гендиректор Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и руководитель ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов - тоже курды. Нахиджеванской автономией руководит курд Васиф Талыбов, всей строительной индустрией Нахиджеванской области - курд Эмиль Юджар.

Шеф МЧС Азербайджана - курд Камалетдин Гейдаров

Хозяин крупнейшего в АР многопрофильного концерна «Азерсун» - курд Абдулбари Гезал

Есть сведения, что Гейдаров и Гезал финансово поддерживают Рабочую партию Курдистана, ведут прямые телефонные переговоры с лидерами РПК. По крайней мере, такие сведения о них ходили лет пять назад. Столь сильное курдское присутствие в политической вертикали Азербайджана, как и переселение курдов из стран Ближнего Востока, служат одной цели - созданию в Азербайджане курдской социальной базы, на которую бы опирался крайне непопулярный в республике правящий курдский клан Алиевых. В этом свете стоит ожидать того, что переселение курдов в Азербайджан в ближайшее время будет продолжаться.

Курдский фактор в Азербайджане настолько серьезен, что порой непонятно, какая это республика, тюркская или курдская. Влияние курдов сейчас растет не только в Нахиджеване, но и Шамхорском, Дашкесанском, Казахском, Кедабекском, а также в Шаумянском районе Карабаха. Как я уже сказал, с течением времени курдское присутствие в Азербайджане, судя по всему, будет возрастать, но это присутствие не будет военным. Ильхаму Алиеву не нужна война. Ему нужно укрепить собственную власть и силы правящей династии. В 2017 году его сыну Гейдару исполнится 20 лет. Судя по всему, именно юный Гейдар Ильхамович будет кронпринцем Азербайджана. Самому Ильхаму Алиеву в октябре 2017 будет 56 лет. Для политика такой возраст - самый расцвет сил.

Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Национальной академии наук Республики Армения

-Ильхам Алиев - этнический курд. Может ли он попробовать разыграть курдскую карту против Армении?

Информация, которой я располагаю, не дает сделать глубокий анализ возможного участия Азербайджана в курдском вопросе. Но упор на другую составляющую позволяет сделать какие - то выводы. Составляющая, о которой я говорю, это курдское происхождение Гейдара и Ильхама Алиевых. Кроме того, курд Гейдар Алиев с 1942 года год был кадровым офицером советской госбезопасности. Есть подтвержденные сведения, что его готовили именно как специалиста по курдскому вопросу. Судя по всему, Алиев оправдал надежды своих наставников. В конца пятидесятых по семидесятые годы прошлого века будущий президент Азербайджана был куратором курдской проблемы в Иране и Турции по линии КГБ СССР. Как указывают многие источники, в том числе, публикации азербайджанских оппозиционеров, именно былые связи с курдами Ближнего Востока позволили Алиеву - старшему стать в 1993 году президентом Азербайджанской республики. Так как Гейдар Алиев очень дорожил этими связями, то он вполне мог их потом «передоверить» своему наследнику Ильхаму. В любом случае, это обстоятельство надо иметь в виду.

- А какие могут быть возможные сценарии действий «курдской стратегии» Баку?

На нынешнем этапе карабахского кризиса у Баку остается все меньше и меньше возможностей на оказание какого - либо давления по этому вопросу. Исходя из этого, нельзя исключать того, что официальный Баку когда - нибудь попытается использовать курдскую карту как один из инструментов лоббирования своих интересов по вопросу Нагорного Карабаха. Насколько могут быть серьезны намерения Азербайджана в этом направлении, судить пока рано, но в этом направлении нужно проявлять серьезную бдительность. Если вдруг по этому направлению появятся какие -то факты, то эти факты нужно быстро анализировать, чтобы понять глубинные цели и направления действий Азербайджана в одном из самых сложных и взрывоопасных вопросах Ближнего Востока - курдском вопросе.

Имея в виду, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также ряд других влиятельных политических деятелей республики являются этническими курдами (1), пресса республики заговорила о курдском заговоре против азербайджанцев. В Азербайджане обоснованно опасаются, что в стремлении включить некоторые районы Азербайджана в состав будущего Курдистана, курды намеренно расширяют собственный ареал проживания. Вместе с тем, азербайджанские журналисты, несмотря на достаточно внимательное отслеживание процесса переселения курдов в республику, не обладают достаточной информацией о причинах и целях этой политики руководства Азербайджана.

Попробуем обобщить и понять на основе имеющейся информации и накопленного материала: зачем Азербайджану понадобились курды на своей территории?

Итак, согласно азербайджанским источникам, за последние месяцы (конец 2006 - первый квартал 2007 гг.) в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тысяч курдов. В Азербайджан они доставляются на автобусах, на некоторых из которых был нарисован герб Рабочей Партии Курдистана (РПК). Курды компактно расселяются в селах западных районов Азербайджана, а также в городах Газах, Товуз, Шамкир, Гянджа, Ханлар, Самух и Геранбой. Кроме того, некоторое количество курдов поселились в Нахичеваньской Автономной Республике. Расселением курдов в указанных районах занимаются в основном местные чиновники, курды по национальности. При въезде в Азербайджан курдам выдают удостоверения личности сроком на один год. Прибывшие в Азербайджан курды в короткий срок получают хорошую работу и контролируют различные сферы бизнеса. В западных районах Азербайджана курды в основном контролируют продажу металла. В Нахичевани они занимаются строительным бизнесом, руководителем которого является влиятельнейший курд Эмиль Юджар. Прибывшие в Азербайджан курды, как правило, состоятельны. Они арендуют дорогие дома азербайджанцев, многие имеют иномарки.

Переселившиеся в Азербайджан курды зачастую конфликтуют с местным тюркским населением. Многие курды имеют при себе оружие и время от времени пугают жителей азербайджанских сел. Согласно свидетельствам местного населения, в горной зоне Ханлара курды создали военно-учебный лагерь, где проводят учения новобранцев. В Гяндже курды организовали тайные школы для обучения своих детей родному языку.

Азербайджанские наблюдатели считают, что в скором будущем число курдов в Азербайджане может вырасти до 200 тысяч (2). Азербайджанские журналисты также утверждают, что переселение курдов в массовом порядке на территорию Азербайджана привело к разделению властной структуры республики на два противоборствующих лагеря. В ближайшие дни ожидается внесение этого вопроса в Милли Меджлис. Кроме того, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выступил с жесткой критикой руководства Азербайджана за попустительство в деле переселения курдов в эту республику (3).

Вот, пожалуй, наиболее существенная информация, которую сегодня можно почерпнуть из азербайджанских и турецких источников и СМИ. Известны, конечно, названия некоторых сел в Азербайджане, где уже проживают курды, есть также сведения об отдельных личностях, вроде Эмиля Юджара, за короткое время превратившегося в одного из трех наиболее значимых фигур в Нахичевани. Однако эти сведения не способны повлиять на общую картину. Тем не менее, отдельные заключения по проблеме возможны уже сегодня.

Надо отметить, что переселенные в Азербайджан курды проживали в тех регионах Турции (Диарбекир, Эрзрум, Догу Баязет), где антитурецкие настроения выражаются достаточно решительно и откровенно. Кроме того, подавляющее большинство из них являются последователями Абдуллы Оджалана, лидера РПК, который до сих пор содержится в турецкой тюрьме. Многие из них имеют опыт вооруженной конфронтации с турецкой полицией. Противостояние это, кстати, в последнее время сильно активизировалось, и даже грозит переброситься за пределы Турции. Борьба курдов в Турции, и это ни для кого не является секретом, направлена на создание в перспективе государства Курдистан на территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Этот факт способен повлиять на оценки экспертов, некоторые из которых предполагает, что Турция, в стремлении разрядить обстановку в стране, намеренно высылает из нее курдов. Однако надо отметить, что выселение 60-70 тысяч, и даже 200 или более тысяч курдов не способно существенно повлиять на потенциал многомиллионной курдской общины Турции. С другой стороны, указанное количество курдов способно повлиять на расклад этнических меньшинств Азербайджана, давно уже находящихся в пассивной конфронтации с центральной властью. Дестабилизация ситуации в Азербайджане, конечно же, не входит в планы Анкары. Поэтому подобную причину переселения курдов следует исключить, тем более, что, между переселенными курдами и властями Азербайджана и Турции, безусловно, достигнуты определенные договоренности. В противном случае трудно было бы представить возможность переселения в короткие сроки столь значительного количества курдов из Турции в Азербайджан. Значит, в этой республике им обещали определенные перспективы, что и позволило оперативно и организованно переселить столь большое количество курдов.

Относительно азербайджано-турецких планов перемещения курдов в Азербайджан могут быть две равноправные версии, которые, впрочем, легко могут стать основой одного глобального проекта.

1. Необходимо обратить внимание на тот факт, что курды в основном расселяются в приграничных с Арменией районах Азербайджана, где в основном компактно проживает тюркское население. Очевидно, что после того, как курды прочно обоснуются на этих территориях, их попытаются использовать в противостоянии с армянами. Однако это еще не означает, что Азербайджан готовится развязать новую войну за Нагорный Карабах и использовать курдов в этой войне. Однозначно можно утверждать только одно: азербайджанцы формируют очередной антиармянский фактор на Южном Кавказе, который способен еще более усложнить положение Армении в регионе. Учтем при этом, что и Турция, и Азербайджан заинтересованы в эскалации напряженности между курдами и армянами. Интерес этот обусловлен как региональным, так и глобальным факторами. И если региональные интересы обуславливаются продолжающейся конфронтацией между Азербайджаном и Арменией, то глобальные основаны на перспективе создания Свободного Курдистана на севере Ирака.

В настоящее время Турция по мере возможностей борется против этих планов Запада, однако в Анкаре понимают, что шансы курдов на приобретение собственной государственности велики. Поэтому Анкара уже сегодня пытается ликвидировать возможный союз окружающих Турцию государств. В этом плане, значительное курдское меньшинство в Азербайджане, расселенное на армянских и, до недавнего времени, армянонаселенных территориях, вполне способно дестабилизировать ситуацию в регионе. При острой необходимости не исключается также возможность провоцирования армяно-курдских вооруженных столкновений.

2. Вторая версия, которая является дополнительным плюсом для азербайджанских властей при реализации первой - это то, что имеющий курдское происхождение президент Азербайджана пытается усилить свое влияние в тюрконаселенных регионах республики. Стремясь по возможности скорее адаптировать курдов в Азербайджане, Алиев несомненно сделает все возможное, чтобы до президентских выборов 2008 года курды получили право на голосование. Опасения азербайджанских аналитиков и журналистов, что властвующие в Азербайджане курды стремятся изменить демографическую картину республики, вряд ли обоснованы. Не учитывается тот факт, что значительный процент проживающих в этой республике курдов уже ассимилированы. Они, конечно, знают и помнят о своем курдском происхождении, но вместе с тем считают себя полноценными гражданами тюркского Азербайджана. В этом смысле Ильхам Алиев и его курдское окружение не являются исключением. Они откровенно поддерживают пантюркистскую политику Турции, что вызывает активное неприятие большинства курдов Ирака и Турции. Например, после того как Ильхам Алиев на проходившей 8-10 марта в Баку конференции тюркоязычного мира заявил, что "Киркук - это туркменский город, и в связи с этим надо учитывать исторические факты", вся курдская пресса обрушилась на него с жесточайшей критикой (4). Все это свидетельствует о том, что президент Азербайджана в реальности не печется о судьбе курдского народа. Возможно, что он предвидит неизбежный вариант ассимиляции новой волны курдских переселенцев в Азербайджан. Но эта перспектива его мало волнует. Главное, чтобы была обеспечена этносоциальная поддержка его власти и клана.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что инициатором переселения курдов в Азербайджан была азербайджанская сторона. Клан Алиевых принялся за реализацию этого проекта именно согласно второй версии, в стремлении усилить свои позиции в обществе Азербайджана. Однако для убеждения турецкой стороны и самих азербайджанцев понадобились дополнительные мотивации необходимости переселения определенного количества курдов в Азербайджан. Поэтому и была рождена концепция первой версии, которая полностью приемлема для официальной Анкары. В этом смысле критика азербайджанских властей со стороны Эрдогана предназначена для общественного потребления и не может беспокоить Ильхама Алиева. Что касается курдов, то очевидно, что их "заманили" в Азербайджан обещаниями о благополучной и беззаботной жизни. Хотя они и в Турции жили достаточно богато, тем не менее, можно с уверенностью сказать что в Азербайджане им обещаны более ясные перспективы.

(1) Kурдами являются гендиректор ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, руководитель крупнейшей в Азербайджане многопрофильной фирмы "Азерсун" Абдулбары Гезал, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов, начальник личной охраны Алиева Бейляр Эйюбов, председатель государственной телерадиокомпании Ариф Алышанов и другие.

(2) Интересно, что курдские национальные деятели считают, что уже сегодня в Азербайджане проживает свыше 200 тысяч курдов. При этом они имеют в виду давно пребывающих в этой республике курдов, в том числе переселенцев из Кельбаджарского, Лачинского и Кубатлинского районов.

(3) По материалам "Реального Азербайджана" (www.realazer.net)

(4) http://kurdistan.ru/content/view/1588/152/