МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени С.М. КИРОВА Блохина Г.В., Степанова И.Д. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ “СОСТАВ СЛОВА” В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (учебно-методическое пособие) Псков - 2000 1 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 74 268 1 Рус. ББК Б 705 Печатается по решению редакционно-издательского состава ПГПИ им. С.М.Кирова Блохина Г.В., Степанова И.Д. Изучение темы “Состав слова” вначальной школе. Псков, 2000.- 120 с. Рецензенты: Ларина Е.А. – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Ивановского государ- ственного университета. Иванова Д.Г. – учитель высшей категории лицея “Развитие”. ISBN 5-87854-158-0 © Псковский государственный педагоги- ческий институт им. С.М.Кирова (ПГПИ им. С.М.Кирова), 2000. 2 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ВВЕДЕНИЕ. Изучение материала по морфемному составу слов и словооб- разованию служит цели развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое обще- образовательное значение. Получаемые знания, формируемые уме- ния и навыки помогают младшим школьникам разобраться в зако- номерностях слово- и формообразования (без чего невозможно пол- ноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием. Несмотря на то, что исследования морфемики и словообразо- вания ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор. Множество методических задач встает перед учителем при раз- работке уроков по темам данных разделов, и одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразователь- ного анализа слов. Д.Н.Богоявленский считал, что умение решать задачи на применение грамматических понятий требует определен- ной последовательности и сочетания мыслительных операций при ведущей роли одной из них. Поэтому появляется необходимость со- общать “не только содержание грамматических знаний, но и при- емов, способов применения их на практике”. Между тем, учителю приходится в основном иметь дело как раз с результатами этой мыслительной деятельности учащихся; сам же процесс ее остается скрытым от учителя. Следовательно, очень трудно и даже невозможно бывает установить, на каком этапе рабо- ты ученик допустил ошибку, которая приводит к неверному конеч- ному результату. Этого можно избежать, если научить ребенка вы- полнять какое-то сложное умственное действие пооперационно, по- шагово, т.е. сделать процесс выполнения его запрограммированным. Применительно к рассматриваемым действиям на уроках русского языка необходимо придерживаться алгоритма выполнения морфем- ного и словообразовательного анализа. Однако при формировании действия словообразовательного анализа слов, а также морфемно- го, существенно не только использование алгоритмов и памяток в работе учителя и учеников. Важное значение имеет методика фор- мирования морфемного и словообразовательного анализа. Выбор методики зависит от решения двух взаимосвязанных задач: 1) опре- деления общей последовательности изучения тем в разделе “Состав 3 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com слова” и “Словообразование” и 2) определения места тем “Порядок раз- бора слова по составу” и “Порядок словообразовательного разбора” в соответствующих разделах. Изучение морфемики и словообразования целесообразно на- чинать с объяснения соответствующих понятий и обозначающих эти понятия терминов. Оба термина “морфемика” и “словообразова- ние” неоднозначны. Слово как основная единица языка может рассматриваться с точки зрения его морфологического строения. Морфологическое стро- ение – это те морфемы, которые входят в структуру слова, т.е. наи- меньшие формальные части слова, имеющие значение. Морфемика и словообразование – особые разделы языкознания, предметом ко- торых является слово с точки зрения его структуры, морфемного стро- ения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове. Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Обра- зование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов. Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование. Мор- фемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова, об “инвентаре морфем” языка. Словооб- разование изучает словообразовательную роль морфем, способы об- разования слов, закономерности современного словообразования. Морфемика и словообразование как определенные системы языка, или морфемный уровень языка и его словообразовательный строй, изучаются в специальных разделах языкознания, которые обычно называются теми же многозначными терминами, что и соответству- ющие подсистемы языка. Возникновение новых слов в русском язы- ке происходит разными путями. Названные языковые подсистемы (морфемика и словообразование) могут рассматриваться в разных аспектах: синхроническом (функциональном, описательном) и диах- роническом (историческом). Спецификой словообразования как на- учной дисциплины является то, что оно рассматривает конечные ре- зультаты этих процессов, а не сами процессы словообразования. Чтобы ответить на вопрос: как делаются слова?, нужно изучить структуру (строение) производных слов и связанное с ней значение. Таким образом, применительно к современному русскому языку сло- вообразование изучается с позиций синхронии. 4 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Словообразование тесно связано с другими уровнями языка – лек- сикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой – морфологией - проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с зако- нами грамматического строя русского языка. Образующиеся слова офор- мляются как определенные части речи со всеми грамматическими при- знаками этих частей речи. Каждый из названных разделов имеет свой объект изучения и свои конкретные задачи. Задача морфемики – это изучение морфем- ного уровня языка. Задача словообразования – изучение словообра- зовательной системы данного языка. Морфемика как объект соот- ветствующего раздела языкознания представляет собой, прежде все- го, систему морфем разных видов, которые образуют ядро данного объекта изучения. В современном русском языке насчитывается не- сколько тысяч морфем, среди которых, по словам А.И.Моисеева, корни исчисляются тысячами, суффиксы – сотнями, приставки и окон- чания – десятками, постфиксы – единицами. Слово как единица словообразовательной системы имеет оп- ределенную структуру, т.е. состоит из значимых частей – морфем - одной или нескольких. Традиционно морфема определяется как ми- нимальная неразложимая часть слова, имеющая определенное лекси- ко-грамматическое значение. В отличие от фонемы и слога она пред- ставляет собой кратчайшую смысловую единицу, основные призна- ки которой – минимальная значимость, наличие определенных струк- турных функций, регулярность, повторяемость в составе других слов и форм с тем же значением. Морфема, по мнению Н.М.Шанского, – это готовый материал для производства слов, их не нужно создавать. Морфемы “всегда воспроизводимы и являются поэтому конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в ка- честве готовых и целостных единиц”. Морфема – общее понятие для значимой единицы слова, и по- этому имеет обобщенное значение, повторяемость. Выделяют: 1 Морфемо-тип – это такая обобщенная по значению морфема, кото- рая встречается в ряде слов. Например, морфема – ист- 2. Морфема- сегмент –это конкретная морфема в данном слове, имеющая более конкретное значение. 3. Морф –это вещественная разновидность морфемы. 4. Субморф – это бывшая морфема, которая в процессе развития языка утратила свое значение и перестала существовать как морфема. Например, в словах: колпак, табак (ср.: рыбак, резак); венец, огурец (ср.: зубец, резец); курок, чулок (ср.: грибок, зубок). 5 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 5. Варианты морфем – это морфы одной морфемы. 6. Алломорфы – это морфы одной морфемы. Для алломорфов одной морфемы характерна обусловленность их употребления позицией в словоформе – качеством соседних морфем. В противоположность алломорфам для вариантов мор- фемы характерна свободная взаимозаменяемость. Среди вариантов выде- ляются полные и частичные. Полными вариантами считаются морфы а) способные заменять друг друга в окружении любых морфем, например, - ехоньк - и –ешеньк - : белехонький – белешенький; б) флексийные морфе- мы: - ой,- ою: головой – головою. Частичные варианты – это морфы, заменяющие друг друга в окружении части морфов, например, бесчестие – бесчестье, страдание –страданье, но только: препятствие, отсутствие, безветрие. Словообразование и формообразование. Словообразование и формообразование – это языковые про- цессы, происходящие в лексике и морфологии, процессы, в результа- те которых появляются новые единицы языка – слова, а в формооб- разовании – формы слова. Словообразование и формообразование различаются не только конечными результатами процессов, но и характером системной организации этих единиц. В то же время об- наруживается параллелизм в основных принципах слово- и формо- образования: новые слова и формы возникают по существующим в языке моделям, в результате акта словообразования или формооб- разования и при помощи специальных морфологических средств – морфем.. В процессах участвуют два морфологически значимых эле- мента – образующая основа и формант (аффикс). Аффикс как эле- мент слова или формы слова отражает определенное типовое значе- ние в ряду родственных образований. Основа передает типовое зна- чение части речи, к которой относится слово с данной основой. Соотносительными являются и способы морфологического сло- во- и формообразования, т.к. основным словообразующим и формо- образующим средством русского языка является морфема. Словооб- разование и формообразование связаны еще и в том плане, что к каж- дой части речи «прикреплены» свойственные только ей средства сло- вообразования. Взаимодействие словообразования и формообразова- ния, как любое взаимодействие в языке, следует понимать как двусто- ронний процесс: словообразование, оказывая влияние на формообра- зование, само в свою очередь испытывает на себе влияние последнего. 6 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com МОРФЕМИКА КАК УРОВЕНЬ ЯЗЫКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Термин “морфемика” в современном языкознании употребля- ется в двух значениях: 1.Для обозначения одного из языковых уров- ней и 2. Раздела языкознания, занимающегося изучением данного уровня языка. Термином “морфемика” обозначается сложная систе- ма морфем и их отношений, существующая в языке на данном этапе его развития. Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц – морфем - и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова. При этом морфемы и другие ча- сти слов изучаются в морфемике не сами по себе, а как структурные элементы слов, с учетом связей и взаимоотношений между ними, осо- бенностей их сочетаемости в составе слова. Иными словами одной из важнейших задач рассматриваемого раздела языкознания являет- ся морфемный анализ слова как последовательности морфем. Морфемный анализ имеет своей целью установление морфем- ного состава и его морфемной структуры. Под морфемным соста- вом слова в современной лингвистике понимается совокупность мор- фем, входящими в состав определенного слова (определенной слово- формы), последовательность в расположении морфем в слове (сло- воформе). Слова в русском языке, как уже было сказано выше, состоят из значимых частей (морфем). Термин “морфема” введен И.А.Бодуэ- ном де Куртенэ в 70-х годах ХIХ в. и является общепринятым в со- временной лингвистике. Например, в слове разговорчивый выделя- ются части: раз-, говор -, чив-, -ый, а в слове подставка – под -, став, к-, -а. Морфема является двусторонней единицей языка и имеет план выражения и план содержания. План выражения – это материальная сторона морфемы, план содержания – это идеальная сторона морфе- мы, т.е. ее значение. Только в диалектическом единстве планов обра- зуется морфема. Морфемы в слове располагаются друг за другом, т.е. они единицы линейные, сегментные. Но имеют место и такие слу- чаи, когда происходит наложение одной морфемы на другую, час- тичное или полное, например, приду ← прииду, разевать ← раззе- вать, коричневатый ← (ср. синеватый). Это явление получило на- 7 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com звание фонетической аппликации. Такое расположение морфем в слове называется апплицированным. Е.А.Земская называет такое явление наложением (интерференцией) морфов, т.е. один из видов морфо- нологического взаимоприспособления морфов на границе морфем. Морфемы в словах русского языка выделяются на основе того, что в языке обнаруживаются другие слова, в которых выделяются такие же части с тем же значением: расписывать, говор, вспыльчи- вый, красивый; подложить, переставить, поправка, форма. Разные морфемы в составе слова обладают разным значением. Морфемы различаются по ряду признаков: по роли в слове, по месту в составе слова, по выражаемым значениям. Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные (служебные), которые противопоставля- ются друг другу. Основной морфемой в слове является корень, выра- жающий основное лексическое значение (имеется в виду, прежде все- го, корни знаменательных слов). Корни же служебных слов, по мне- нию ряда исследователей, лишены лексического значения, выража- ют лишь те или иные грамматические значения. По словам В.В.Ви- ноградова, лексическое значение служебного слова “ совпадает с их грамматической, лексической или экспрессивно-стилистической фун- кцией”. Корень как основной, центральный элемент слова является морфемой, обязательной для каждого слова, Без корней словa не существуют, “слов без корня нет, т.е. корень – это центральная, обя- зательная и необходимая составная морфемная часть слова (слово- формы). Один и тот же корень может занимать разное место в слове по отношению к другим морфемам: он может находиться в начале слова (гора), в положении перед служебными морфемами (горообра- зование), в конце слова (косогор), после служебных или корневых морфем (поседеть, полуседой) и т.д. Существенным отличительным признаком корневых морфем является степень зависимости от воз- можности или невозможности их употребления с другими морфема- ми. Значительная часть знаменательных слов может употребляться без словообразовательных аффиксов, т.е. состоять из одной корне- вой морфемы и формообразующих морфем или без них. Корни та- ких слов свободны от словообразовательных аффиксов и называ- ются свободными. В то же время в русском языке есть корни, которые не могут употребляться в свободном виде, а встречаются только в сочетании со служебными морфемами – префиксами и суффиксами. Они называются связанными корнями. Например, обуть, разуть, обувь; свергать, отвергать; добавить, прибавить, разбавить; улица, 8 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com переулок. Связанные корневые морфемы называются радиксоидами. Одни связанные корни способны сочетаться с различными словообразователь- ными аффиксами, другие – непосредственно сочетаются лишь с одним аффиксом, т.е. они унивалентны. Например, корень в слове буженина непосредственно сочетается лишь с суффиксом – ин - (ср.: солонина, стро- ганина, говядина и т.д.). Корень выделяется путем сопоставления ряда родственных слов. Например, сравнив слова цена, ценный, расценка, оценить, выделяем корень цен-; красный, краснеть, краснота – корень красн-. В корнях слов часто происходят чередования гласных и соглас- ных. В результате один и тот же корень в родственных словах имеет разный вид. Чередование согласных. г – ж: лягу – ляжешь, бегу – бежишь; к – ч: пеку – печешь, привлеку – привлечешь; х – ш: ухо – уши, сухой – суше; д – ж - жд: водить – вожу – вождение; т – ч – щ: свет – свеча – освещение; з – ж: возить – вожу; к – ц – ч: лик – лицо – личный; ст – щ: расту – выращенный; холс – холщовый; б – бл: любить – люблю, дробить – дроблю; п – пл: купить – куплю, лепить – леплю; в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю; м – мл: ломать – сломленный, утомить – утомление; ф –фл: графить – графлю. Чередование гласных. о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться; е – о (л) после мягких согласных: весло – вeсла, лечь – лeг; е – о после твердых согласных: течь – ток, несу – носить; о – O: сон – сна, рот – рта; е – Ш: день – дня,овец – овца; о – ы – у – O: вздох – дышать – душно, посол – посылать – посулы – послать; 9 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com е – и – о – Ш: соберу – собирать – собрать, упереться – упираться – упор – упрется; у (ю) – ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать. е – ой: петь – пой; ы – ой: мыть – мой, крыть – крой; и – ой: забить – забой; а (я) – н,ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать; а (я) – м,им: жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать. Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренны- ми или родственными и составляют одно словообразовательное гнездо. В процессе языкового развития многие морфемы изменяют свой вид, переходят из одного вида или типа в другой. В русском языке довольно часто наблюдается переход корневых морфем в служебные – в префиксы, суффиксы и постфиксы. Такой переход регулярно осу- ществляется в процессе образования имен существительных и при- лагательных. Изменение типа (вида) морфем, их переход из одного типа в другой представляет собой длительный исторический процесс. Поэтому в разные периоды развития языка, в том числе и в совре- менном его состоянии, функционируют морфемы, находящиеся на определенной стадии перехода, в частности, такие, которые частич- но сохраняют исконные признаки корней и в то же время приобре- тают некоторые признаки служебных морфем. Такие морфемы пере- ходного характера обычно называются полуаффиксами или аффик- соидами, что значит “похожий на аффикс, напоминающий чем-то аффикс, имеющий вид аффикса”. Аффиксоиды могут занимать в сло- ве разные позиции. Одни из них располагаются в начале слова пе- ред собственно корневыми морфемами и по своим признакам сбли- жаются с префиксами, другие – после корневых морфем - сближают- ся с суффиксами. Первые называются префиксоидами, последние – суффиксоидами. В современной специальной литературе аффиксои- ды обычно определяются как “значимые части слова”, которые “на- блюдаются лишь в пределах сложных слов и только в качестве мор- фем, одинаково возможных и в роли служебных, и в роли корневых”, т.е. аффиксоидами называются корни, выступающие в сложных сло- вах в роли аффиксов. Корневые морфемы, сходные с приставками, называются префиксоидами, а сходные с суффиксами – суффиксои- дами. Например, типичным примером может быть: пол –(полу-) в словах типа полумесяц, полушубок, полумрак; - вид -, -вед-,-вод-,-воз-, 10 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Унификс - это уникальный аффикс; часть слова (суффикс или приставка), которая не повторяется в других словах.

В довольно значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, то есть такие части, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Их называют унификсами. Чаще среди них встречаются уникальные суффиксы, например, почт-амт, выкрут-ас-ы , клей-стер , жен-их, но иногда возможны и уникальные приставки, например, аван-сцена, ва-банк.

Данный термин впервые употребила Е. А. Земская, она же и охарактеризовала такие элементы слова.

Унификсы не обладают таким свойствам морфемы, как повторяемость. В то же время приводимые выше слова воспринимаются как производные, так как имеют мотивирующие основы. Унификсы связаны с повторяющимися корнями (ср. клеевый, клеить; женатый, женить, женушка), поэтому повторяемость в корне обеспечивает их смысловую определенность, четкую семантическую членимость. Такие уникальные части слов с трудом можно назвать морфемами, так как они характеризуются семантической недостаточностью.

Однако по этому признаку унификсы неоднородны. Одни из них очень близки по значению к регулярным аффиксам (ср. поп - поп-адj-а); в ряду этой пары уникальный суффикс обозначает жену лица, названного в производящем слове, а это словообразовательное значение в русском языке выражается и другими суффиксами, например, в слове генераль-ш-а . Другие унификсы не находят себе синонимов в системе регулярных словообразовательных морфем. Например, стекл-ярус .

Особенностью уникальных элементов является то, что некоторые из них с течением времени превращаются в регулярные морфемы. Например, вначале в слове олимпиада -иад- изначально был унификсом, а теперь с появлением слов универсиада, спартакиада, альпиниада унификс перешел в разряд регулярного суффикса.

Связанным называется корень, употребляющийся в слове только со словообразовательными аффиксами. Например, можно привыкнуть и отвыкнуть , но нельзя употребить этот глагол вообще без приставки. Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень -у -. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва ощутимо. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней обоснованно лишь тогда, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), до-бав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

КОРЕНЬ - это носитель вещественного, лексического значения слова, центральная его часть, остающаяся неизменной в процессах морфологической деривации; выражает идею тождества слова самому себе; коррелирует с понятием лексемы; простая, или непроизводная основа слова, остающаяся после устранения словообразоват. или словоизменит. элементов ЛЭС Я с. 242 (курсив мой - В. Г.). Корень противопоставлен всем служебным (аффиксальным) морфемам и может употребляться либо самостоятельно, т. е. без окружения аффиксов (дом, вода, село), либо в соединении с деривационными аффиксами (котик, перелет#ный, развалиться - выделена деривационная зона).

Корни, имеющие возможность самостоятельного употребления - свободные. Корни, живущие в языке только в соединении с аффиксами - связанные. Это разновидности корней со структурной точки зрения.

Понятие «связанный корень» было выдвинуто Г.О. Винокуром. «Такие основы, которые всегда даны только в соединении с теми или иными аффиксами, можно назвать основами связанными» Заметки по русскому словообразованию/«Известия АН СССР»/1946, т. V, вып. 4, с. 327. Это такие корни, как -вык- (привыкнуть), -бав- (забавлять, прибавлять), -вои- (воин), -купор- (закупорить), -у- (обуть), -пт- (птица), -солн- (солнце) и многие другие. По характеру проявления в слове связанные корни напоминают слова с фразеологически связанными значениями (во фраз. оборотах слова неразрывно связаны друг с другом, и так же нерасторжимы связанные корни с аффиксами: прищурить (только глаза), закадычный (только друг); так же - вонзить, пронизывающий, нанизать - корень -нз(низ)- без аффиксов не употребляется). Связанный корень можно выделить в составе слова путем сопоставления этого слова с родственными словами. Достаточно одного родственного слова, где этот корень выступал бы в связи с другим аффиксом. Таким образом проясняется граница между корнем и аффиксами. Например, в слове ягненок (корень связанный, т. к. в русск. лит. яз. сейчас не употребляется слово ягня (>агн#, «ягненок») корень выделяется при сопоставлении производных родственных слов, причем эти слова должны функционировать в литературном языке, напр.: ягн-ят-а, ягн-и-ть-ся - из всего гнезда родственных слов имеется два таких, где четко выделяется связанный корень ягн- в соединении с деривационными аффиксами.

Однако такие корни, которые имеют хотя бы один случай употребления в свободном виде, нельзя считать связанными в строгом смысле этого термина. Такие корни, как, напр., -вяз(вяж)-, -пис(пиш)-, -жж(жг)-, -чес(чеш)- и др. могут быть свободными в основах глагола в форме 1 лица ед. ч.: вяжу, пишу, жгу, чешу, но поскольку «проверочное» слово не образовано с помощью аффиксов, а является формой, корни такого типа называются полусвязанными Шанский Н. М. Свободные и связанные основы/Очерки по русскому словообразованию/ (А. Копелиович не пользуется термином «полусвязанный», считая корни в подобных словах свободными, т. к. корень (напр., пиш -) в опр. форме глагола выступает равным основе, а это - главный критерий для определения свободного корня). . Как особый случай отмечается в ЛЭС связь корня с нулевым аффиксом (зов#, шум#, хруст#, высь#, глубь#).

Несомненно, что непроизводные ныне слова со связанными корнями были когда-то производными и их корень мог равняться основе. Говоря о связанных корнях, мы волей-неволей сталкиваемся с таким аспектом словообразования, как историческое изменение в структуре основы слова. Главные причины, по которым могли появиться связанные корни, - деэтимологизация и опрощение (что нередко отождествляется - точка зрения О.С. Ахмановой). Эти явления имели место в древности, и большинство слов, на которых это отразилось, давно утратили членимость. Г.О. Винокур, говоря о том, что изучение связанных основ особенно важно для истории языка, отмечал одну из причин их возникновения: «…не так было в древнерусском языке, пока употребительно было слово вои, по значению равное нынешнему воин» Шанский Н. М. Свободные и связанные основы/Очерки по русскому словообразованию/, а также указывал на значение СК для образования новых корней: «Отсутствие основы в свободном виде есть шаг к…тому, что первоначальная непроизводная основа вместе со своим аффиксом превращается в новую непроизводную основу, но до тех пор, пока при данной первичной основе возможны все же разные аффиксы, а не какой-нибудь один, полного срастания аффикса и основы не происходит» Там же.. Значит, ССК - некое промежуточное звено в процессе появления новых слов из одного этимологического гнезда. Конечным звеном является слово с новым корнем, который образовался в результате опрощения, а ему в свою очередь предшествовала постепенная деэтимологизация.

В русском языке немало слов, которые пережили подобное превращение задолго до наших дней. Чтобы увидеть прежнюю структуру этих слов, необходимо обратиться к этимологическому словарю. Такие слова, как кольцо, копыто, зараза, бабочка и др. перестали соотноситься со словами колесо(>"колo" - «круг»), копать, разить, баба (в знач. «колдунья»: по старым поверьям, нек-рые животные, в том числе и бабочки, считались тайными колдунами КЭСРЯ Ш), пережили полную деэтимологизацию и опрощение, стали непроизводными, утратили членимость. Сейчас мы уже не можем назвать эти корни связанными, т. к. границы между корнем и аффиксами исчезли совершенно, и современная основа этих слов равняется корню, который выделяется в родственных словах как свободный в соединении с другими деривационными аффиксами: колечко, копытце, бабочкин (притяжат. прил.).

Процесс превращения связанного корня в новый свободный имеет место и в современном словообразовании. Поскольку ССК уже начали терять семантическую прозрачность и - в большей или меньшей степени, но не полностью - деэтимологизироваться, то бывает трудно определить, произошло в каких-либо словах опрощение или еще нет (напр., одобрить, задобрить, удобрить ср. добро). Отсюда вытекают многочисленные проблемы, связанные с определением структурного вида корня в этих словах (свободный, как в задобрить, или связанный, как в одобрить), а значит, и с членением подобных слов (границы корня размыты). Возникает также проблема и в связи с самим СК. Внешне он сильно отличается от свободного, и потому некоторые лингвисты, характеризуя СК, лишают его тех статичных свойств, которые корень навсегда закрепил за собой. Таким образом искажается внутренняя сущность СК как корневой морфемы, а это совершенно недопустимо в науке вообще, не говоря о том, что такой ошибочный подход влечет за собой столь же ошибочный взгляд на членение ССК. Эта проблема и будет рассмотрена ниже.

На данный момент существуют две классификации связанных корней.

I. Классификация СК по происхождению (три причины появления Земская Е. А. Членимость слов со связанными корнями //Словообразование// Современный русский язык/):

  • 1) В результате утраты словообразовательным гнездом исходного слова со свободной основой (напр., после того, как из русского литературного языка исчезли слова пъта (птица), бhла (белка), палъ (палец), завида (завидовать), солнь (солнце), бавити (забавлять), ньзти (пронзить) Эта причина впервые отмечалась Г. О. Винокуром.
  • 2) В результате расхождения семантики исходного слова с производными от него словами (напр., слова настроjить, отключить, запасти, пологий сегодня уже нельзя связать со словами строить, ключ, пасти, лог, хотя в языке эти слова существуют и по сей день).
  • 3) В результате усложнения основ, обусловленного заимствованием слов, которые находятся между собой в отношениях равнопроизводности (напр., эгоист - эгоизм; диктант - диктовать) Эта причина впервые отмечалась Н. М. Шанским в качестве расширения имевшихся сведений о СК (Свободные и связанные основы/Очерки по русскому словообразованию/) .

II. Классификация СК по структуре (в зависимости от того, с какими аффиксами связан корень): Тихонов А.Н. ССРЯ, т.1, с.19

1). Корни, связанные с суффиксом:

2). Корни, связанные с префиксом:

3). Корни, связанные с конфиксом:

Обе классификации так или иначе касаются членимости ССК. Оба лингвиста (Е. Земская и А. Тихонов), представив читателю разделение СК по какому-либо признаку, начинают показывать наглядно, от чего зависит степень трудности членения ССК и попутно рассматривать особые слова или группы слов, которые, на их взгляд, нечленимы. В аргументации, которую дают эти лингвисты, есть моменты различий, но точек соприкосновения гораздо больше.

Оба лингвиста при членении слова делают явный акцент на аффиксы, хотя и каждый по-своему. Особенный интерес в отношении слов с затрудненной членимостью представляет позиция Е.А. Земской.

Е.А. Земская утверждает, что членимость таких слов зависит Земская Е. А. Членимость слов со связанными корнями //Словообразование// Современный русский язык/:

  • 1) от характера значения слов;
  • 2) от принадлежности слова к той или иной части речи, а также наличия в языке слов, соотносимых с данным словом по семантике и морфемному составу.

Оба пункта этой классификации, на наш взгляд, так или иначе касаются проблемы выделения именно корня в ССК, что тесно связано с проблемой статуса СК, а особенно - с рассмотрением этой проблемы разными лингвистами и Е. Земской в том числе.

В первом случае приводятся примеры: об-ня-ть - об-ним-ать, с-ня-ть - с-ним-ать, под-ня-ть - под-ним-ать, где приставки «имеют явное пространственное значение, которое есть и в других словах, следовательно, приставки вычленяются из состава слова. В других словах с тем же этимологическим корнем -ня-(-ним-) - понять, внять, унять - приставки не выделяются, т. к. слова утратили свое первоначальное, конкретное значение. Случается так, что неясно значение приставок в некоторых словах с радиксоидами, напр.: повергнуть, подвергнуть, поэтому приставки здесь не выделяются из состава слова» Земская Е. А. Членимость слов со связанными корнями //Словообразование// Современный русский язык/.

Таким образом, согласно точке зрения Е. Земской, происходит «перенесение смыслового веса с корня на аффикс» Там же., а СК, не выполняя одной из главных обязанностей корня - не проясняя семантики слова - лишается права называться полноценным корнем и получает название «радиксоид» (radix - лат. «корень», oid - греч. «подобный»). Безусловно, четкая семантика аффиксов в ССК говорит о том, что «почти не заметен шаг в сторону опрощения» Шанский Н. М. Свободные и связанные основы/Очерки по русскому словообразованию/, но не более того. Из этого не следует, как замечает Н. Шанский, что при ясно осознаваемой приставке слово имеет производную основу, даже если СК, входящий в это слово, в других словах не встречается и неясно его значение. Это тоже точка зрения Е. Земской, иллюстрирующая подход к значимым частям слова - и аффиксам, и корням - с их семантической стороны, и, таким образом, семантика ставится Е. Земской в число категориальных признаков корня. Следовательно, «нормальный» корень должен быть прежде всего «понятным», что и наблюдается среди свободных корней. В противном же случае «радиксоид» вычленяется по остаточному принципу, т. к. основную смысловую нагрузку в слове берет на себя аффикс.

Оппонентом Е. Земской по данному вопросу выступает А.Б. Копелиович, профессор ВГПУ.

Свободные корни, как утверждает А. Копелиович, лишь кажутся более семантически прозрачными, т. к. внешне схожи с целым словом (особенно равные основе непроизводные слова: метр, мяч, стол, голубой, простой, или отглагольные существительные, образованные с помощью нулевого суффикса: сон#, бег#, мечт-а, ласк-а - в этих словах -а является одновременно флексией и суффиксом). Такая близость и позволяет выстраивать родственные слова вокруг исходного, определяет внутреннюю форму производных слов («Корень - семантический ассоциатор, объединяющий слова в единое гнездо» Копелиович А. Б. О правомерности термина «радиксоид»//Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Материалы международной научной конференции 2003г. с.127-128.).

СК с течением времени переживают «десемантизацию» Там же. - процесс отдаления корня от внешнего сходства со словом, «обрастание» аффиксами. В результате в таких словах, как обуть, одеть и разуть, раздеть корень практически превращается в остаток, не выражающий никакого лексического значения.

Но, по словам Г.О. Винокура, суждение о семантике корня вообще лишено лингвистического содержания, т. к. «даже свободным, прозрачным корням (-красн-) трудно дать семантическую характеристику, не обращаясь к полнозначному слову с этим корнем (красный). Следовательно, безотносительно к словам значение корня (любого! - В.Г.) сформулировать нельзя» Копелиович А. Б. О правомерности термина «радиксоид»//Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Материалы международной научной конференции 2003г. с.127-128.. А это значит, что общая черта для всех корневых морфем - потенциальная семантическая непрозрачность, потому что «семантика корневой морфемы, как и любой другой, осознается лишь в составе слова. (…) Невозможно не согласиться с мыслью Г.О. Винокура о том, что представления о несемантичности той или иной корневой морфемы “лишены лингвистического содержания”» Копелиович А. Б. Словообразование и морфемика: практика лингвистического анализа. с.48.

Значит, вопреки подходу Е. Земской, мы не имеем права сравнивать степень смысловой нагрузки на корень и аффикс в составе любого слова, а затем выделять корень по остаточному принципу на основании «неясности» его значения.

Так возникает новый взгляд на СК (конкретные аргументы в поддержание мысли Г. Винокура, ее расширение), который представляется нам в научном отношении более правомерным. Заметим, что в пользу точки зрения А. Копелиовича может послужить тот факт, что, несмотря на специфические особенности, СК не теряет неотъемлемых свойств корня: в своем гнезде данный корень объединяет родственные слова как семантический ассоциатор, без него гнездо не существует. Значит, СК занимает по отношению к аффиксам более высокое положение - аффиксы подобных свойств лишены - и на этом основании выделяется в слове в первую очередь, а аффиксы могут вычленяться и по остаточному принципу.

Относительно взгляда Е. Земской на членимость ССК есть еще одна, несколько иная точка зрения, которую можно назвать вариантом подхода. А.Н. Тихонов в «Словообразовательном словаре» не отделяет приставки в словах типа поднимать, вынимать, где префикс имеет, по словам Е.А Земской, пространственное значение (по аналогии со словами под-став-ить, вы-ех-ать), видимо, потому, что невозможно подобрать слово для сравнения с другим префиксом, имеющим другое, чаще противоположное, значение. Сами же данные слова не могут составить пару для сравнения, т. к. гораздо труднее увидеть их этимологическое родство. В словах же типа подвергнуть, повергнуть, нечленимых у Е. Земской, приставка выделяется А. Тихоновым, потому что есть слово для сравнения, довольно этимологически близкое данному, порой даже синонимичное, напр.: *у-прек-нуть - *по-прек-нуть; *за-прет-ить - *вос-прет-ить Знаком * помечены этимологически родственные слова, находящиеся в разных словообразовательных гнездах.. Получается, что приставки здесь выделяются на основе структурного сопоставления этимологически родственных слов, хотя значение приставок в данном случае тоже неясно (в отличие от глаголов, например, у-нес-ти или по-плы-ть). Таким образом, есть основания полагать, что в основе суждения Е.А. Земской лежит семантика морфемы, связанной с корнем (напр., приставки), а в основе позиции А.Н. Тихонова - структурный принцип. На наш взгляд, подход к членению ССК у Е. Земской ближе к методам словообразовательного анализа (где учитывается деривационное значение каждого аффикса-форманта, т. к. на первом плане - отношения мотивации слов), а у А. Тихонова - морфемного (где обращается внимание именно на строение слова и его компоненты выделяются путем сопоставления с другими словами с учетом лишь морфемного тождества). Но при этом оба лингвиста все же придают немалое значение смысловой стороне аффиксов (особенно Е. Земская).В некоторых случаях А. Тихонов делает шаг в сторону деривационного анализа, предлагая для сравнения с непроизводным словом (чтобы показать наличие СК) этимологически родственное слово из другого гнезда, объясняя такое сравнение тем, что «непроизводные слова, приводимые для сравнения, в СРЯ очень слабо связаны с гнездом рассматриваемых слов, но еще окончательно не порвали с ним родственных связей» ШССРЯ Т., с. 16, а значит, есть какой-то намек на отношения мотивации.

баллотировать, ср. балл II, устар. Шар для голосования. см. балл I ССРЯ Т., т. 1, с. 16

одобр-и-ть (ср. добро) ШССРЯ Т., с. 319

у-хищр-я-ть-ся (ср. хитрый) ШССРЯ Т., с. 517

О словах типа балл, добро, хитрый А. Тихонов говорит, что «возможно, они когда-то возглавляли данное гнездо, хотя уверенно говорить об этом иногда весьма затруднительно, т. к. это требует специального изучения былых исторических отношений их с однокоренными словами, входящими в гнездо» ССРЯ Т., т. 1, с.16. На наш взгляд, чем слабее связь этих слов друг с другом, тем более неуместны в словообразовательном словаре сравнения подобного рода, т. к. в СРЯ эти слова уже либо вовсе не осознаются как родственные (на что и указывает необходимость краткого пояснения семантики слова балл), либо не связываются в сознании носителей языка друг с другом непосредственно (о чем свидетельствует левостороннее опрощение в слове одобрить). Пожалуй, сравнение может быть целесообразным лишь в тех случаях, когда не произошло опрощения и налицо членимость данного ССК (напр., от-чал-ить - ср. при-чал-ить; за-пер-еть - ср. от-пер-еть; за-твор-ить - ср. рас-твор-ить). Такие сравнения даются в ССРЯ Т. наряду с первыми.

«Пристрастие» А. Тихонова к семантике аффиксов выявится чуть позже, когда речь пойдет о другой стороне членимости ССК - о наличии в их основе частиц с неоднозначным статусом, принимаемых одними лингвистами за морфы, а другими (и Тихоновым) - за субморфы.

Во втором случае возникает противоречие между Е. Земской и А. Копелиовичем - прямое и между Е. Земской же и А. Тихоновым - косвенное.

Как утверждает Е. Земская, членение ССК зависит от принадлежности их к той или иной части речи. Например, слова обуть, обувь и одеть, одежда, по утверждению Е. Земской, членятся по-разному. Если рассмотреть глагольную пару обуть - разуть и одеть - раздеть, то мы увидим, что приставки легко выделяются из состава слова на основе противопоставления семантики этих аффиксов. У глаголов, обозначающих процесс, всегда особенно четко выделяются аффиксы противоположных значений: разуть - это что-то противоположное обуть, и то же самое со словами раздеть - одеть. По словам Е. Земской, совсем иной будет ситуация, если рассмотреть производные от этих глаголов существительные обувь и одежда. В данном случае невозможно выделить из состава слова ни приставку, ни суффикс (противопоставлений «розувь» и «раздежда» не существует, а суффикс -вь - мертвый). Таким образом, слова обувь# и одежд-а нечленимы, а это значит, что они уже имеют другой корень, так называемый «новый свободный».

А. Копелиович выступает против такого подхода к членению слов подобного типа. В качестве аргумента приводится вышеизложенная концепция, согласно которой корень, в том числе и связанный, не вычленяется по остаточному принципу (доказан статус СК), остается неизменной общей частью всех родственных слов данного гнезда, чем и подтверждает свое название корня. С нашей стороны можно привести еще один аргумент: вхождение «нечленимого» существительного (напр. обувь) в гнездо слов, производных от обуть ШССРЯ Т. с.315, гнездо приводится в сокращенном виде..


Если в современном словообр. словаре отражены отношения мотивации между словами типа обуть - обувь, то опрощения, влекущего за собой нечленимость основы, произойти не могло. Следовательно, учитывая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что в рамках концепции А. Копелиовича слова типа об-у-вь имеют СК, на данный момент вычленяемый. По остаточному принципу можно выделить мертвый суффикс -вь- в слове обувь, и по принципу выделения единого в данном гнезде корня мы отграничиваем от приставки о- корень -дежд- в слове одежда (так же, как и приставку об- в слове обувь). То, что это приставки, было доказано ранее, на примере мотивирующих слов-глаголов. Что касается элемента -жд- в корне слова одежда, то он не может быть аффиксом, т. к. это - исторически неотделимая от корня часть (ср. одежда - одёжа; надежда - надёжа, жд ж; это отражение одного из древних фонетических процессов в языке).

А. Тихонов не высказывается прямо по поводу членимости этих слов, но есть веское основание считать, что точку зрения Е. Земской он не поддерживает, т. к. не отрицает в своем словаре вхождения этих слов в одно гнездо с глаголами обуть, одеть, т. е. «близкого родства» с ними на данный момент. Это значит, что опрощения произойти не могло, следовательно, основы слов обувь и одежда - членимые.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 08.11.2017

Класс: 6

Урок № 49

Тема урока: Ко н тро л ь н ая работа 4. Изложен и е у ч е бн о а у ч ного т ек с та « С вязан н ые корн и » и ее анализ

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель: формировать умение излаг а ть бл и зко к тексту н а у ч ное р а с с у ж д ен и е

Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных):

Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста

Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы

Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка)

Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи

ХОД УРОКА

Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, слушают учителя.

Запись числа. Классная работа.

Регулятивные:

выявление готовности к уроку

Личностные:

эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний, проверка Д/З

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Что можно сказать об этой синтаксической конструкции?

Какие типы можно выделить? (с1)

Расскажите об этих типах. (с2-4)

Рассмотрим композицию рассуждения (с5)

Текст

Основные понятия: тема текста, основная мысль, микротема, абзац, план, заголовок

Описание, повествование, рассуждение

Тезис - аргументы-вывод

Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные:

оценивают результаты по эталону;

адекватное восприятие оценки учителя и товарища

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

3. Постановка темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы будем писать изложение по тексту типа рассуждения

(запись темы)

Какую цель поставим перед собой

Какую задачу поставим перед собой

Изложение «Связанные корни»

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).
Но так бывает не всегда.
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие кории, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

Личностные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей

Коммуникативные:

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

Познавательные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

4. Первичное усвоение новых знаний

Определите композицию

Сколько рассуждений в этом тексте

Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого: тезис – аргумент – пример

Для этого следует изменить форму последнего предложения, и поставить его сразу после тезиса

«Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые…..; их называют…»

Корень - это главная, обязательная часть слова. (тезис) Именно корень выражает основное значение слова . (аргумент) Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие). (пример)
Но так бывает не всегда . (тезис)
Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. (пример) Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней. (вывод)

Личностные:

Регулятивные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Познавательные:

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция

Чтение текста 2 раза

Запись текста

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание

Познавательные:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Достигли ли мы цели, которую ставили перед собой?

Что нам в этом помогло?

Что получилось на уроке?

Возникали ли трудности, в чем?

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

7. Домашнее задание

Классификации морфем по их роли и месту в составе слова

По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

1. суффиксы

2. постфиксы

3. приставки

4. окончания

5. интерфиксы.

Корневая морфема (корень) -

заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. Слов без корня не существует.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 слов

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

По наиболее общей семантике корни делятся на несколько групп:

· корни с предметным Z (называют предмет) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, свой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

дом ® домашний (все равно предметное Z)

соль ® солить (все равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, следовательно направление производности такое: от слова, чья частеречная принадлежность имеет это Z, к слову, частеречная принадлежность которого не имеет этого Z. Вывод: Z процесса есть у глаголов, следовательно, исходный глагол)

глухой ® глушьØ (Z корня признаковое, мотивируется прилагательным)

тихий ® тишьØ

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню хотя бы в одном однокоренном слове):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

В связанных корнях лексическое значение ослабляется. Значение такого корня можно выделить лишь при сравнении лексических значений всех слов, содержащих этот корень, за вычетом значений приставок и суффиксов.

Например:

вверг нуть, сверг нуть, низверг нуть, отверг нуть

в вергнуть - приставка имеет Z «направление действия внутрь»

с вергнуть - направление вниз

от вергнуть - направление от чего-либо

под вергнуть - направление на объект воздействия воздействия

(Z корня - «кинуть, бросить», еще в 19 веке было слово вергнуть )

Примерами связанных корней также могут служить следующие ряды слов:

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

вонз ить, пронз ить обу ть, разу ть

наде ть, оде ть, разде ть

обу ть, разу ть

В этих и других рядах слов Z корня настолько ослаблено, что семантический вес (определяющий лексическое Z слова) переносится с корня на приставку.

В некоторых пособиях связанные корни, значение которых ослабляется, называют радиксоидами (от лат. radix «корень» oid «подобный», буквально - «подобный корню»).

Почему происходит такое явление, т.е. почему появляются связанные корни?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица, ввергнуть )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению аффиксальных морфем, отметим, что в лингвистике употребляется термин аффиксоид. (от лат. affix «прикрепленный» oid «подобный», буквально - «подобный аффиксу»)

Аффиксоид -

это корневая морфема, в которой ослабляется основное значение и приближается к значению аффиксов. Различают префиксоиды и суффиксоиды, которые сближаются по своему значению соответственно с приставками (префиксами) и суффиксками.

Аффиксоиды отличаются от радиксоидов тем, что если радиксоиды употребляются в простых основах, то аффиксоиды - преимущественно в сложных (т.е. имеющих 2 корня).

полу тень

полу месяц

пол день

(полу - ослаблено Z, но на практике выделяют как корень. Об ослабленности значения свидетельствует тот факт, что корень пол//полу не употребляется самостоятельно, т.е. имеет связанное значение, значение, которое выделяется при сопоставлении всех слов с этим корнем, напр. половина )

пушкиновед (Ср. со Z слова:пушкинист )

Суфффикс -

это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

Словообразовательные суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

чист ый® чистот а

чисти ть

чисто

чистюл я

Последний суффикс (вместе с системой флексий или без флексии) обычно является показателем ЧР:

чистот а - сущ.

чистюл я - сущ.

чисто - нареч.

Формообразовательные суф . служат для образования грамматических форм слов (в зависимости от части речи), при этом сохраняется тождество лексического значения:

Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

подарок / подароч ный

старец / старч еский

Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

несØ /несл а (по сопоставлению с формами слова)

безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

разрывØ разрывать

переходØ переходить

Ø в сущ., образованных от прил. (т.е. в отадъективных существительных):

сушьØ сухой

гнильØ гнилой

По происхождению суффиксы м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

Заимствованные, в частности:

ад блокад а, клоунад а

аж массаж , типаж , инструктаж , татуаж

ант оккупант , диверсант , докторант

изм авангардизм , классицизм , марксизм

В том случае, когда перед нами стоит задача выделить в слове все живые морфемы, т.е. сделать словообразовательный анализ, необходимо

1) учитывать фонемный состав слова. Это связано с тем, что фонема [j], часто «прячущаяся» в иотированных гласныхв одних случаях принадлежит корню, в других суффиксу:

например: друз-j- а - входит в суффикс

армиj- а - входит в корень

2) учитывать мотивацию слова, и согласовывать свои предположения с типической для словообразования моделью:

при театральн ый ← театр

т.к. при вокзальн ый ← вокзал

при школьн ый ← школ а

Префикс -

Термин префикс (от лат. praetixum - «прикрепленное впереди») + калька приставка

Префикс - аффикс, который помещается перед корнем и служит для образования новых слов с новым лексическим значением.

пра дед дед

под группа группа

не красивый красивый

с писать писать

Приставки, присоединенные к глагольным основам, кроме словообразоват. функции, могут менять вид глагола (из глагола несоверш. вида сделать глагол совершенного вида). Такие приставки следует квалифицировать как синкретичные.

с делать (довести до разумного результата начатое дело)

по строить (-//-)

ис купать (-//-)

вы купать (-//-)

Приставки располагаются перед корнем, но могут располагаться и перед другой приставкой:

со-бирать ® на -со-бирать (набрать в большом количестве) ® по- на-со-бирать (оттенок пренебрежительности - нечто негодное).

не-счастный ® раз-не-счастный

ПРИСТАВКИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧР.

сущ.+ прист.= сущ.: дед ® прадед

прил. + прист. = прил.: новый ® неновый

глагол + прист.= глаг.: спать® поспать

нареч. + прист. = нар.: ныне ® поныне

Приставки могут иметь алломорфы :

в//во внести/войти

вз//воз взрастить /возделать

вс//вос вскопать/воспеть

Но среди приставок это менее распространенное явление, чем среди суффиксов. И большинство приставок не видоизменяется.

По происхождению приставки бывают собственно-русскими и иноязычными. Большинство - собственно-русских, и восходят к общеславянскому и индоевропейскому периодам. Они обычно соотносятся с предлогами:

предлог в и приставка в (во йти в дом)

из – из (из ымать из обращения)

от - от (ото йти от дома)

Некоторые русские приставки сложились на базе частиц:

не неурожай, некрасивый

ни ничто, никуда

кое кое-как, кое-что

Иноязычных приставок немного:

а =не, без аморальный, алогичный
анти Z «противоположный» античастица
архи Z чрезмерности архиопасный
де Z разрушения, возврата денационализация
дез Z уничтожения, отсутствия дезорганизация
дис Z уничтожения, отсутствия дисквалификация, дисгармония
инфра Z «внутри» инфраструктура (внутренняя структура)
интер между интервокальный
ультра ультрамодный (высшая степень качества)
ир не ирреальный
ре снова, пере (= переделать) реорганизация
псевдо, квази и некот. др. Z «ненастоящий, лживый» квазиязык псевдонаука

Приставки могут быть только материально выраженными, НУЛЕВЫХ ПРИСТАВОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Прежде чем говорить о других аффиксальных морфемах, следует обобщить и сопоставить некоторые сведения о приставках и суффиксах.

Суффикс Приставка
Суффиксы нередко бывают спаяны с окончаниями, совместно выражая с ними грамматическое Z: стар-и-ть (инфинитив) молод-ость-Ø (сущ. ж.р.) говор-ун-Ø (сущ. м.р.) Приставки по преимуществу не участвуют в реализации грамматического Z (за искл. глаголов)
словообразовательный суффикс может либо менять, либо не менять принадлежность слова к ЧР дом – домик дом – домашний приставка никогда не меняет принадлежности слова к ЧР: пункт – подпункт веселый – развеселый бежать – убежать
один и тот же суффикс не может образовать слова разных ЧР: -лив- - всегда суф. прил. (молчаливый, терпеливый) -ец - суф. сущ. (храбрец, строптивец, кормилец ) приставка безразлична к частеречной принадлежности слова, т.е. одна и та же приставка м. присоединяться к словам разной частеречной принадлежности: раз-: развеселый, раскрасавица со-: соавтор, сопереживать
Суффиксы могут коренным образом поменять лексич. Z слова: белок (Z «часть яйца») тигренок (Z «детеныш тигра») Не меняет коренным образом лексического Z слова, а лишь вносит в это Z дополнительный оттенок. Напр. раз- - оттенок Z «очень» - раскрасавица глагольные приставки имеют оттенок Z - указание на направление: убежать, прибежать
Мало характерны для глаголов, очень распространены у имен сущ. и прил. Мало характерны для существительных, очень распространены у глагола
Часто вызывают различные чередования: бумага - бумажный горох - горошек Практически не влияют на фонемное строение слова
Могут быть материально выраженными и нулевыми (тишина, тишьØ ) Всегда материально выражены
И еще 1 особенность, свойственная приставкам
Могут иметь побочное, добавочное к основному ударению: сòнанимáтель (что препятствует даже фонетической редукции безударных гласных)

Кроме того отметим, что иногда слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса - это приставочно-суффиксальный способ образования слов. Например,

при школьн ый ← школ а

за озерj э ← озер о

В таком случае, ученые говорят не о двух разных словообразовательных морфемах - приставке и суффиксе, а об одной морфеме, которую называют конфиксом .

Можно ли использовать этот термин?

1. Он может использоваться при морфемном разборе (когда для доказательства морфемной структуры подбираются слова с такой же структурой). Например, доказательством приставки и суффикса в слове заозерье будут слова забайкалье, закарпатье.

2. Нецелесообразно пользоваться им при словообразовательном анализе, поскольку в последнем случае потребуется замена привычного термина приставочно-суффиксальный способ другим - конфиксация, что не совсем удобно.

Постфикс

Термин - от лат. postfixum - «прикрепленное после».

Термин постфикс используется в лингвистич. науке в 2 ZZ:

широкое Z: «любая аффиксальная морфема находящаяся после корня (суффикс, флексия, пофлексийный суффикс)»

Мы будем использовать в узком смысле, согласно которому постфикс - это аффиксальная внутриоснó вная морфема, располагающаяся после окончания и служащая для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом. В некоторых пособиях вы можете встретиться с этим термином.

Постфикс входит в основу .

Самыми распространенными постфиксами являются глагольный постфикс –ся и местоименные постфиксы –то, -либо, -нибудь.

Постфикс присоединяется к глагольной основе:

учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

ff - уч-ишь-ся, учащ-ий-ся ( f причастия)

Постфиксы –то, -либо, -нибудь образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь.

Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

к-ого-то

к-ому-то

к-ем-то

ч-его-то

Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:

Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

Иногда возникает необходимость квалифицировать то или иное явление, как, например, определить, какой морфемой является -нибудь в словах:

Какой-нибудь

кто-нибудь постфиксы, т.к. после окончаний местоимений

Когда-нибудь

где-нибудь суффиксы, т.к. в наречиях нет окончаний

Проделаем аналогичную процедуру применительно к глаголу и его формам:


разбежаться

разбежавшийся постфиксы, т.к. после окончаний

разбегусь

разбегиØсь

разбежавшись - суффикс, т.к. в деепричастиях нет окончаний

Флексия

Термин флексия - от лат. flexio «сгибание», в русской лингвистике используют дублетный термин окончание , который свидетельствует о завершающей позиции в слове. И действительно, в большинстве случаев окончание замыкает слово.

Флексия - аффикс, который находится за пределами основы и служит для образования форм данного слова.

«Русская грамматика-80» приводит такое определение флексии:

Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен -а , стен -ы, стен -е..., ст ен -ы ; красн -ый , красн -ая , красн -ое , красн -ые ; пиш -у , пиш -ешь , пиш -ет , пиш -ем ...

К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести ).

Окончания выделяются только в изменяемых словах. Неизменяемые слова не имеют окончаний.

Чтобы правильно выделить окончание, надо изменить слово с учетом его частеречной принадлежности:

столØ, стол-а, сто-у (сущ., измен. по числам и падежам)

мор-е, мор-я, мор-ю

зданиj-э, зданиj-а, зданиj-у

бер-у, бер-ешь, бер-ем, бер-ете (глагол, изменяется по лицам и числам)

шел, шла, шло, шли (глагол в прош. вр. изменяется по родам и числам)

к-то, к-ого, к-ому (мест., измен. по падежам)

лисийØ, лис’j-его, лис’j-ему (прил., изм. по родам, числам, падежам)

Поэтому окончание служит средством выражения самых различных GZZ:

· у сущ. - Z числа, падежа

· прил. - рода, числа, падежа

· глаг. - накл., времени, числа, лица

При помощи окончания слова соединяются в словосочетание и предложение. Это является основанием для того, чтобы отнести русский язык к флективным языкам. То есть морфемы имеют национальную специфику.

При пом. окончания образуются формы одного и того же слова:

· у сущ. - 12 падеж. ff

· у личных форм глагола - 6 форм (три лица, ед./мн.ч. - гружу, грузим )

Мы с вами упомянули, что в большинстве случае постфикс замыкает слово, исключение составляют 2 случая:

1. Когда после флексии находится постфикс (кто-то, какой-то, раскрасившийся )

2. Некоторые слова имеют 2 окончания. Это явление имеет название внутриоснóвных окончаний и проявляется лишь у одного класса слов - у имен числительных:

пять-Ø-десят-Ø

пят-и-десят-и

пять-ю-десять-ю

четыр-е-ст-а

четыр-ех-сотØ

четыр-ем-ст-ам

Причины такого лингвистического поведения числительных кроются в исторических фактах, среди которых назовем лишь три:

1. числит. - это замкнутая группа слов с нехарактерным поведением (т.е. с минимальным влиянием аналогии)

2. внутриосновное окончание свидетельствует о неполном сращении в одно слово двух компонентов

3. тенденция «причесать» числительные, т.е. лишить их внутриосновного окончания прослеживается в разговорной речи, когда числительные перестают склонять. Однако этому препятствует нормативный аспект литературного языка.

Окончания могут быть материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, то есть окончание несет GZ и выделяется по сопоставлению с другими формами того же слова.

учительØ ( Z м.р., ед.ч., Им.п.), учителя

геройØ (-//-), героя

мать ( Z ж.р., ед.ч., Им./Вин. пад.), матери

Сложно выделять Ø-окончания

· в словах, имеющих суффикс j (или алломорфы этого суффикса):

волч-иj-Ø

волчьj-его

волчьj-ему

· у сущ. на –ие, -ия

зданиj-а (им., мн.)

зданийØ (род., мн)

· в кратких прил. м.р. выделяют по сопоставлению с формами ж. и ср. рода:

храбрØ, храбр-а, хрáбр-о

· в числит.

одинØ, одн-ого

· в формах прошедшего времени м.р. по сопоставлению с формами ж. и ср. р.

несØØ (две нулевые морфемы), несл-а, несл-о

добегалØся, добегал-а-сь, добегал-о-сь

То есть при выделении Ø-окончания действует общее правило выделения окончаний.

Интерфикс

это незначимая морфема (или морфема, не обладающая Z), она используется для благозвучного устройства слова.

Напр., необходимо образовать прил. от слова Ялта ® ялт(ин)ский (чтобы слово звучало эстетично):

поить ® пои(л)ец (суф. со Z лица, согласный появляется для преодоления нехарактерного для исконно русских слов стечения гласных)

жить ® жи(л)ец

петь ® пе(в)ец

Интерфикс чаще всего используется

· на стыке корня и суффикса:

кофе ® кофе(й)ный

купе ® купе(й)ный

Сомали ® сомали(й)ский

· между двумя корнями (то, что называют соединительной гласной):

дым(о)ход

пар(о)воз

В сложных словах кроме интерфиксов о, е , могут быть и другие:

дв(ух)этажный (это не окончание,

потому что не изменяется)

ялт-инск-ий

жи-лец

С термином интерфикс в лингвистической науке сложилась парадоксальная ситуация:

ü С одной стороны, этот термин находятся в ряду таких как префикс, суффикс, постфикс. Его латинская природа ясна - «находящийся между».

ü С другой стороны, высказывается мнение, что нецелесообразно говорить об интерфиксе как о морфеме, поскольку морфема имеет Z, а интерфикс - нет. Поэтому интерфикс еще называют «незначимой прокладкой» (Земская Е.А.) или «асемантическим элементом» (Гридина Т. А.).