Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Реферат

По дисциплине «Политология»

Политические лидеры современной России.


Выполнил: студент гр. Э-25

Волощенко А.П.

Проверил : Коваль В.В.

Введение

Главная особенность в процессе формирования современного поли­тического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсут­ствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммуни­стических российских лидеров, которые воспроизводят некото­рые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к но­менклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств произ­водства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политиче­ской жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политика­ми, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль соб­ственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра по­литического, экономического и культурного влияния в горизон­тальные структуры регионов способствовало значительному воз­растанию роли региональных политических лидеров. Реги­ональные лидеры до 2005 г. выдвигались населени­ем, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофи­циальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимаю­щие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым поли­тическим фигурам; а также действительные политические лиде­ры, которые по своему влиянию могут превосходить иных мини­стров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать полити­ческими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень дале­ко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо за­висит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким об­разом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжа­ют существовать немало руководителей, не обладающих ка­чествами политических лидеров. Часть из них была «рекру­тирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан полити­ческим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на пер­вые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами ли­деров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернатив­ные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-ин­теллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколь­ко на формировании с ее помощью мотивов активной дея­тельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат по­казателем некомпетентности лидеров.

Биографии 3-х основных политических лидеров современной России

Путин Владимир Владимирович

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Фрадков Михаил Ефимович

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

1991 год принёс Михаилу Фрадкову новое назначение: он стал старшим советником Постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представителем России при ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). В октябре 1992 года он был назначен заместителем, а через год - первым заместителем министра внешних экономических связей Российской Федерации. Несколько последующих лет Михаил Фрадков входил в различные межведомственные и правительственные комитеты и комиссии.

В марте 1997 года М.Е. Фрадков вступил в должность председателя российской части межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с США, Польшей, Финляндией и Францией. В апреле того же года Михаил Ефимович был назначен министром внешнеэкономических связей и торговли Российской Федерации. 10 августа 1997 года Указом Президента Фрадков был введён в состав Координационного межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. До декабря 1998 года был членом Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по международной безопасности. 30 апреля 1998 года министерство было упразднено, а М.Е. Фрадков возглавил ликвидационную комиссию. 14 мая 1998 года на собрании акционеров его избрали председателем совета директоров компании «Ингосстрах», а в феврале 1999-го он стал генеральным директором АО «Ингосстрах».

В мае 1999 года Указом Президента М.Е. Фрадков назначен министром торговли Российской Федерации. После отставки Правительства Сергея Степашина с 9 августа 1999 года он исполнял обязанности министра торговли Российской Федерации. В августе вновь возглавил Министерство торговли Российской Федерации уже в кабинете Владимира Путина. В сентябре 1999 года М.Е. Фрадков был включён в состав Комиссии при Президенте по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В мае 2000 года назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности.

В марте 2001 года Михаил Фрадков возглавил Федеральную службу налоговой полиции, которая была создана в марте 1992-го и названа Главным управлением налоговых расследований при Госналогслужбе. Он был переведён в ФСНП из Совета безопасности прежде всего для того, чтобы добиться роста эффективности этой спецслужбы. До его прихода ФСНП вела дела по 27-ми статьям Уголовного кодекса, а с лета 2002 года - по 53-м, вплоть до незаконного ношения оружия.

В марте 2003 года, после упразднения ФСНП, М.Е. Фрадков был назначен полномочным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра. А в июне он стал специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом. Весной 2004 года Михаил Ефимович Фрадков возглавил Правительство Российской Федерации.

Иванов Сергей Борисович

Министр обороны РФ

Родился 31 января 1953 в Ленинграде в семье служащих, русский. Отец рано умер, воспитывался матерью Кирой Георгиевной (1921 г.р.). Семья жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. Мать работала инженером-оптиком. Дядя по матери был капитаном дальнего плавания.

В 1970 году окончил Ленинградскую среднюю школу N24 на Васильевском острове - специализированную школу с углубленным изучением английского языка (ныне - гимназия №24). В старших классах принял решение стать дипломатом.

В 1970 году поступил на переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им.А.А.Жданова, которое окончил в 1975 году, получив диплом по специальности "английский язык". На четвертом курсе прошел в 1974 году 16-недельную стажировку в Иглинском техническом колледже в Лондоне (ныне - Thames Valley University).

В университете был активным комсомольцем, был членом "выездной" комиссии. К концу учебы в университете Иванову "предложили работать в органах".

В армии не служил.

В 1977 году окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске. В 1982 году окончил московскую "101 школу" Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ СССР (ныне - Академия Службы внешней разведки РФ, называлась также Краснознаменным институтом имени Ю.Андропова).

После окончания университета с 1976 года работал в системе КГБ СССР - сначала Второго управления (контрразведка), в затем Первого главного управления (ПГУ, внешняя разведка). В 1976-77 гг. - сотрудник 1-го (кадрового) отдела Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, где работал в одном подразделении вместе с Владимиром Путиным. Впоследствии продолжал поддерживать отношения с В.Путиным ("...не забывали друг-друга, иногда созванивались, иногда были длительные периоды провалов - когда уезжали за границу."

С 1981 по 1991 работал в центральном аппарате КГБ - в системе Первого главного управления (ПГУ), начинал оперуполномоченным ПГУ. Находился в длительных служебных командировках за границей. В 1981-83 гг. работал, по некоторым данным, вторым секретарем посольства СССР в Лондоне и в 1983 году якобы был выслан из Англии по подозрению в шпионской деятельности. Газете "Санди таймс", однако, не удалось получить в британском Форин офисе подтверждения этому: Форин офис отрицает факт работы С.Иванова в советском посольстве в Англии в начале 80-х годов и не подтверждает версию о его высылке как разведчика (во всяком случае под такими именем и фамилией).

По другой версии, С.Иванов, выданный английской разведке перебежчиком О.Гордиевским, работал в это время не в Лондоне, а в резидентуре КГБ в Финляндии, которую и был вынужден покинуть.

Согласно официальной биографии, до 1985 года действительно был сотрудником резидентуры в Хельсинки, затем - резидентом в Кении.

С 1991 по 1998 - в Службе внешней разведки (СВР), созданной на основе ПГУ КГБ СССР (в штаб-квартире СВР в Ясеневе). Последняя должность в Ясеневе - заместитель директора европейского департамента. 25 июля 1998 В.Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и сразу же предложил С.Иванову перейти из СВР в ФСБ. В августе 1998 года С.Иванов был назначен заместителем директора ФСБ - директором Департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования.

15 ноября 1999 указом президента Бориса Ельцина назначен секретарем Совета Безопасности (СБ).

27 мая 2000 указом нового президента В.Путина вновь утвержден на должность секретаря Совбеза.

9 сентября 2000 президент В.Путин утвердил разработанную в Совбезе под руководством С.Иванова "Доктрину информационной безопасности", предполагающую восстановление элементов государственной цензуры.

29 сентября 2000 был избран председателем Комитета секретарей Советов безопасности стран - участниц Договора о коллективной безопасности СНГ.

18 ноября 2000 включен в состав Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

28 марта 2001 назначен министром обороны РФ, сменив отправленного на пенсию Игоря Сергеева и уступив пост секретаря Совета безопасности Владимиру Рушайло. 18 мая 2001 на очередном заседании совета министров обороны стран СНГ избран вместо И.Сергеева председателем совета министров обороны.

Начало исполнения С.Ивановым обязанностей министра ознаменовалось рядом катастроф и трагических инцидентов в армии. 10 мая 2001 сгорела станция управления орбитальной группировкой предупреждения о ракетном нападении (состоящей из 4-х спутников слежения), в результате чего Россия на некоторое время полностью утратила возможность принимать адекватные меры (защиты и контрнападения) в случае внезапной ракетной атаки. Продолжилась сложившаяся при предыдущих министрах обороны традиция объяснять взрывы складов боеприпасов попаданиями в них шаровых молний: в частности, 26 июня 2001 шаровая молния уничтожила армейский склад артиллерийских и реактивных снарядов в окрестностях г.Нерчинска в Читинской области. 20 июля 2001 очередная молния (по официальной версии, на этот раз не шаровая) подожгла крупный склад боеприпасов в Бурятии.

При Иванове Министерство обороны стало уделять больше внимания популяризации армии и, в особенности, спецвойск. Иванов покровительствовал киностудии "Сварг", создавшей телесериалы "Спецназ" и "Русский спецназ". При содействии Минобороны был снят исламофобский телесериал "Мужская работа" и патриотический боевик "Марш-бросок" (Stringer, №11, июль 2003).

Весной 2003 г. предложил свой план военной реформы, который предусматривал постепенный перевод армии на профессиональную (контрактную) основу и некоторое сокращение срока обязательной службы, начиная с 2007-2008 гг., с выделением министерству обороны 150 млдр. рублей на реформу. На заседании правительства 24 апреля 2003 план Иванова фактически встретил сопротивление председателя правительства Михаила Касьянова, который выступил за финансирование реформы в объеме не более 50 млрд. рублей.

В начале сентября 2003 г. премьер-министр Михаил Касьянов подписал доработанный план военной реформы на 2004-2007 гг., который предусматривал ее финансирование в размере 80 млрд. рублей.

9 марта 2004 г. Путин огласил новый состав правительства под председательством Михаила Фрадкова. Иванов сохранил пост министра обороны.

12 мая 2004 г. был введен в состав Комиссии по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ.

С июня 2004 года - заместитель председателя Морской коллегии при Правительстве РФ.

С апреля 2005 года - председатель Комиссии по экспортному контролю РФ.

В июле 2005 г. МО приняло решение о небывалом сокращении военных кафедр в вузах России - до 29 на всю страну. Кроме того, с этого времени все окончившие эти кафедры студенты должны были проходить службу офицерами сроком от 3 до 5 лет после окончания учебы.

В сентябре 2005 г. список вузов с военными кафедрами был расширен до 68. Он был разделен на две категории. В первую - 33 вуза - попали те учебные заведения, в которых создавались так называемые военно-учебные центры. В них планировалось готовить офицеров-контрактников, которые по договору с Минобороны должны были служить три года. Второй список включал в себя 35 вузов, выпускники которых, окончив военную кафедру, сразу отправлялись в запас и не призывались на службу в мирное время.

Заключение

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве -институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществля­ется в рамках определенных норм и организаций. Функции лиде­ров определены разделением власти на законодательную, испол­нительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и под­держиваются собственными политическими партиями, контроли­руются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, по­вышает влияние среды на принятие решений. Современные лиде­ры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повсе­дневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация . Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринима­тельства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», ко­торому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних ус­ловиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области об­щественных коммуникаций, предполагающих обеспечение чет­кой формулировки требований населения, налаживание необхо­димых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организация­ми. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают ре­альным воплощением, материализацией механизма власти в об­ществе.

Список литературы

1. http://srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/244789

2. http://www.krugosvet.ru/articles/86/1008668/1008668a1.htm

3. http://www.scilla.ru/works/raznoe/ivanov.html

4. http://nicbar.narod.ru/lekziya5.htm

5. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=964&id_r3=1&simb=%CF&page=

6. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=1403&id_r3=55&simb=%D4&page=


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Ноябрьский рейтинг 100 ведущих политиков России, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций по заказу «Независимой газеты», отражает окончательную конфигурацию влияния представителей политической элиты накануне выборов. На финише предвыборной гонки восстанавливается традиционное для лета и начала осени соотношение влияния фигурантов и одновременно ослабевают корреляционные взаимосвязи внутри групп.

Toп-100 ведущих политиков в ноябре пополнили бизнесмен Геннадий Тимченко (37–38-е место), глава Следственного комитета Андрей Бастрыкин (44–45-е), президент «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е) и полпред президента РФ в Южном федеральном округе Григорий Рапота (93–94-е).

Федеральная административная элита

Лидером рейтинга остается Владимир Путин (9,87). В ноябре очень сильное влияние вновь определенно дистанцирует президента РФ от остальных политиков. А близость к Владимиру Путину как к центру принятия стратегических решений является основным фактором для определения реального места во власти.

Постепенное оформление нового статуса Путина и окончательное завершение формирования кабинета стабилизируют политическую систему, возвращая традиционное влияние целому ряду политиков. Вновь среди явных лидеров – заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, делящий 2–3-е место со своим коллегой Игорем Сечиным. Пятерку лидеров в ноябре замыкают Дмитрий Медведев (4-е место) и Сергей Иванов

В ноябре восстановил утраченные ранее позиции вице-премьер правительства Сергей Нарышкин (16-е место). Укрепляют рейтинговые показатели представители силового блока Николай Патрушев (8-е), вошедший в двадцатку Рашид Нургалиев (20–22-е) и Владимир Устинов (67–68-е). Вопреки прогнозам продолжает усиливаться и директор ФСКН Виктор Черкесов (30-е).

Укрепилось консолидированное влияние функционеров администрации президента РФ: Алексея Громова (29-е место), Игоря Шувалова (39–41-е), Аркадия Дворковича (69–72-е). Рост влияния на избирательную кампанию явно повышает личный рейтинг начальника Главного управления президента РФ по внутренней политике Олега Говоруна (83–90-е), переместившегося более чем на десять позиций вверх.

Публичная активность обеспечивает рост влияния главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой (26–28-е место). В ноябре рейтинг министра превышает традиционные показатели, характерные для ее предшественника Михаила Зурабова. Сразу на восемь позиций вверх переместился глава Минпромэнерго Виктор Христенко (31–34-е). Менее существенный рост влияния демонстрируют Игорь Левитин и Юрий Трутнев (52–61-е места).

Партийная элита

Стабильные позиции сохраняют лидеры «Единой России». На завершающем этапе предвыборного марафона по-прежнему очень сильное влияние демонстрирует Борис Грызлов (18-е место), а рейтинговые показатели Вячеслава Володина (52–61-е) аналогичны показателям традиционных лидеров парламентских партий – Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. Выросли рейтинги Сергея Шойгу (24–25-е), Олега Морозова (86–92-е) и Андрея Исаева (99–103-е).

В ноябре вновь снизился рейтинг Сергея Миронова (39–41-е место). Падение влияния главы «Справедливой России», два месяца назад занимавшего сопоставимые с Грызловым позиции, очень велико и объясняется, по-видимому, долгосрочным эффектом решения Владимира Путина. Напротив, стабильные позиции демонстрирует другой представитель партии – Александр Бабаков (99–103-е).

Не удалось сохранить октябрьское влияние Геннадию Зюганову (52–61-е место), опустившемуся на десять позиций вниз. Рейтинг лидера КПРФ подвергся естественной коррекции после исчерпания благоприятного для КПРФ «эффекта 1 октября».

Традиционно эффективной оказалась на завершающем этапе предвыборная кампания ЛДПР. Лидеру партии Владимиру Жириновскому (52–61-е место) удалось подняться более чем на десять рейтинговых позиций.

Радикализация непарламентской оппозиции и неэффективное послание избирателю не позволяют ее представителям войти в топ-100 ведущих политиков в ноябре. Традиционно за пределами сотни пребывает назначенный представителем РФ при НАТО Дмитрий Рогозин (125–126-е место). Существенно ослабли позиции лидера «Яблока» Григория Явлинского (130–132-е), влияние которого в ноябре сравнялось с влиянием председателя СПС Никиты Белых. Одну из последних позиций разделили Михаил Касьянов и Владимир Рыжков (138–139-е).

Региональная элита

Стабилизация политической системы укрепила и влияние региональных политических лидеров и их клиентел. В ноябре вырос рейтинг столичного градоначальника Юрия Лужкова (13–14-е место) и губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко (19–22-е), вошедшей в двадцатку самых влиятельных политиков. Сохранился рейтинг лидеров «московской группы» Валерия Шанцева (78-е) и Владимира Ресина (81–83-е). На восемь позиций вверх поднялся президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков (86–92-е). За пределы сотни переместился губернатор Калининградской области Георгий Боос (114–115-е).

Продолжает укрепляться влияние главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (50–51-е место). Противоположная тенденция характерна для рейтинга Александра Ткачева (52–61-е), переместившегося на десять позиций вниз. Олимпийский ажиотаж перестал поддерживать рейтинг губернатора Краснодарского края. Снижается влияние президента Татарстана Минтимера Шаймиева (46–49-е) и главы Башкирии Муртазы Рахимова (79–80-е), опустившегося более чем на 20 позиций. Менее значительно ослаб рейтинг Амана Тулеева (86–92-е).

Значительные изменения характерны для рейтинга полпредов президента РФ. Укрепили позиции Георгий Полтавченко (69–72-е место) и Александр Коновалов (73–77-е). Умеренное влияние демонстрирует Григорий Рапота (93–94-е). За линией отсечения оказались Петр Латышев (104–106-е), Анатолий Квашнин (110–113-е) и Олег Сафонов (116–119-е).

Бизнес-элита

Восстанавливают преимущество перед представителями частного бизнеса государственные управленцы. Традиционно очень сильное влияние характерно для президента РЖД Владимира Якунина (15-е место). На девять позиций вверх переместился президент «Роснефти» Сергей Богданчиков (39–41-е). Серьезное влияние демонстрирует новый глава «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е). Значительная коррекция характерна для рейтинга Анатолия Чубайса (31–34-е), опустившегося вниз на девять рейтинговых строк. Несмотря на прекращение финансирования деятельности СПС, даже формальное участие в деятельности этой партии очевидно и значительно ограничивает потенциал влияния главы РАО «ЕЭС». Внушительное – на 30 позиций – падение влияния Александра Волошина, переместившегося на 91–92-е места, символизирует окончательное ослабление старой ельцинской элиты.

Ослабление влияния характерно в ноябре для многих представителей частного бизнеса. Двадцатку влиятельных политиков покинул Олег Дерипаска (23-е место). Следом за ним расположился Роман Абрамович (24–25-е), опустившийся на три позиции. Теряют влияние Андрей Костин (62–64-е) и Петр Авен (69–72-е). Несмотря на затянувшийся «развод» с Михаилом Прохоровым, на четыре рейтинговые строчки вверх удалось переместиться Владимиру Потанину (35–36-е). Тенденция к усилению влияния характерна и для Алексея Мордашова (46–49-е).

В структуре российской элиты все более заметна роль предпринимателей, не возглавляющих крупные корпорации, но близких к центру принятия решений. В ноябре очень сильное влияние характерно для совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука (20–22-е место), продемонстрировавшего уверенный рост на десять рейтинговых позиций с октября. Внушительный потенциал и у основателя компании Gunvor Геннадия Тимченко (37–38-е), сразу вошедшего в ноябрьский топ-50.

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг 100 наиболее влиятельных политиков России, проводится методом закрытого анкетирования. В ноябре 2007 года в нем приняли участие 24 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?»

Сначала каждый эксперт оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Каждый эксперт может добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствуют в анкете. Если не представленного в анкете претендента назовут хотя бы два эксперта, он будет оцениваться всеми участниками исследования в следующем месяце.

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–100).

Список экспертов

1.Политологи, политтехнологи и медиаэксперты

Зверев Сергей (Компания развития общественных связей), Никонов Вячеслав (фонд «Политика»), Фадеев Валерий (журнал «Эксперт», Институт общественного проектирования), Бунин Игорь (Центр политических технологий), Пушков Алексей (канал ТВЦ), Толстой Петр (Первый канал), Брилев Сергей (канал «Россия»), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Танаев Кирилл (Фонд эффективной политики), Иванов Виталий (Центр политической конъюнктуры России), Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности), Радзиховский Леонид (политолог), Колесников Андрей (журнал The New Times), Будберг Александр («Московский комсомолец»), Петухов Владимир (ВЦИОМ), Дианов Максим (Институт региональных проблем), Виноградов Михаил (Центр политической конъюнктуры России), Гусев Дмитрий (Bakster Group).

2.Представители партий

Костин Константин – «Единая Россия», Куликов Олег – КПРФ, Левичев Николай – «Справедливая Россия», Лебедев Игорь – ЛДПР, Иваненко Сергей – «Яблоко», Гозман Леонид – СПС.

Реферат по дисциплине «Политология» выполнил студент гр. Э-25 Волощенко А.П.

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

Каждый политический лидер должен обладать специфическими чертами характера, способностью руководить и влиять на население, а также уметь достигать поставленных целей. Лидерство характеризуется использованием определенных политических стилей, которые могут быть эффективными и неэффективными, а также авторитарными и демократическими. Стиль ориентируется на решение конкретно поставленных задач, выполнение чего достигается благодаря четкому распределению ролей и функций, а также поступлению в подчинение такого индивида всех возможных и необходимых ресурсов.

Политический лидер - это человек, который должен вести за собой миллионы. А такое подвластно не каждому. Согласитесь, что далеко не все люди планеты становятся такими личностями, их единицы. Подобные способности основываются на и умении убеждать. Исходя из множества критериев, существуют различные типологии

Так, согласно масштабности различают межнациональных лидеров, а также тех, кто представляет какой-то класс или прослойку общества.

Заметим, что политический лидер, согласно теории философа М. Берне, может быть преобразователем или дельцом. Первый из них работает по принятой концепции социального развития. Что касается второго вида, то его представитель сосредотачивается на деталях, но не фокусируется на глобальной позиции разработки проекта того, каким должно получиться общество в результате проводимых мероприятий.

Интересную трактовку дал философ и политолог Парето, который разделил политических лидеров на «львов» и «лис». «Лисы» совмещают в себе умение лавировать, скрывать свои намерения, предугадывать исход ситуации, в общем, поступать хитро и осторожно. Политики-«львы» же характеризуются большей прямолинейностью в поступках, они используют методику силового давления и часто попадают в ловушки. Они борются против противника в открытую.

Заметим, что типы политических лидеров, которые разрабатываются и до сих пор, во многом формируются согласно трактовке М. Вебера. Он различал:

1. Традиционную форму лидерства, которая основана на твердой вере в устои и их непоколебимость. Примером служит ситуация, когда политическим лидером становятся не по убеждениям, а согласно традиции: сын монарха становится его преемником.

2. когда люди слепо верят в возможности вождя, обладающего харизмой и обаянием, что ему дано свыше.

3. Рационально-легальное. В этом случае политический лидер выбран народом, что основано на вере в законность порядка и легитимности процесса.

Философ из всех трех пунктов наиболее интересным считал харизматичный тип, потому что здесь доверие основано исключительно на симпатиях и божественном вмешательстве. Потому отношения такого лидера и масс носят мистический характер, причем от народа требуется полное повиновение вождю, выполняющему высшую миссию. Как правило, политический лидер такого типа встречается во многих системах.

Примерами служат следующие личности: Ленин, Сталин, Мао Цзэдун, Гитлер, Муссолини, Ф. Кастро и прочие. Причем этих вождей нельзя оценивать однозначно. В период наивысшего кризиса такой человек может только своим взглядом сплотить народ и успокоить его. Однако такое положение вещей не всегда оказывается обоснованным и безболезненным для масс.

Любой политический лидер нуждается в поддержке со стороны народа, однако, он должен иметь определенные характерные черты, отличающие его от популиста. Прежде всего, такой человек обязан уметь вести за собой народ. Причем он должен тогда, когда это необходимо, активизировать массы на действие, но и вовремя их сдержать, если ситуация будет на пределе.