Разгромив наполеоновскую Францию, лидеры ведущих европейских государств пришли к выводу, что оптимальным вариантом решения стоявших перед послевоен­ной Европой задач будет созыв общеевропейского конгресса, где бы и можно было обсудить все проблемы и выработать консенсусный вариант послевоенного урегули­рования. Весной 1814 г. Россия первая предложила идею конгресса, но союзники стремились оттянуть его начало до осени.

Конференция открылась первого октября 1814 года и продолжалась до июля 1815 года.

В ходе сложных дискуссий удалось договориться об общих принципах, на кото­рых строилась новая модель международных отношений.

Во-первых, необходимо было создать барьер вокруг Франции, который позволял бы в случае каких-либо осложнений изолировать её.

В-третьих, было решено, что члены антифранцузской коалиции должны получить компенсацию за участие в борьбе против Наполеона.

В-четвёртых, в основу межгосударственных отношений был положен принцип легитимизма.

На базе этих общих принципов решались конкретные вопросы послевоенного урегулирования.

9 июля был подписан «Заключительный акт» Венского конгресса, состоявший из 121 статьи и 17 приложений, суть которых сводилась к следующему.

Франция лишалась всех завоёванных территорий, и её границы возвращались к тем, которые существовали в 1790 году. Во Франции восстанавливалась династия Бурбонов и на время оставались войска союзников.

Австрия возвратила себе Ломбардию и получила Венецию. К Пруссии присоеди­нялись Рейнская область, Померания и Северная Саксония. Англия расширила свою колониальную империю за счёт Тобаго, Тринидада, Цейлона, Мальты, Гвианы и Капской колонии.

Польский вопрос был решен в пользу России. На месте герцогства Варшавского образовывалось Царство Польское, которому Александр I даровал конституцию. Также признавались за Россией более ранние приобретения - Бессарабия и Финлян­дия.

В состав Голландии была включена Бельгия. К Дании отходили Шлезвиг и Голь-штиния. Восстанавливались Папская область, Неаполитанское королевство и Швей­цария, которая объявлялась нейтральной страной.

Несколько расширились владения Сардинского королевства. Была санкциониро­вана уния Швеции и Норвегии.

По германскому вопросу особых противоречий не было: все великие державы хо­тели закрепить раздробленность Германии. Был создан т.н. Германский Союз из 38 независимых государств. Общегерманские дела решал германский сейм, в который вошли и Пруссия, и Австрия, но ведущая роль в этом образовании принадлежала все-таки Австрии. По замыслу Меттерниха, союз должен был стать преградой на пути экспансионистских устремлений Франции. Сейм располагался во Франкфурте-на-Майне, на нём председательствовал австриец. Голоса распределялись так, что все решала Австрия. Таким образом целью союза была не консолидация германского народа, а, напротив, консервация его разобщенности.

Помимо территориальных проблем на Венском конгрессе рассматривался ряд экономических и дипломатических вопросов. Так, было принято решение о запреще-ниии работорговли («Декларация о запрещении торговли неграми» от 8 февраля 1815 г.), подписана конвенция о свободе судоходства по европейским рекам, достигнута договорённость об уважении прав собственности иностранных граждан. 19 марта 1815 года было подписано «Положение о рангах дипломатических представителей». Оно действует до сих пор и положило конец спорам по поводу дипломатических конфессий. По нему устанавливались дипломатические ранги:

посол, папский легат и нунций;

посланник (с 1818 г. также вводился ранг министра-резидента); 30 поверенный в делах.

Также на конгрессе Россия пыталась поднять вопрос об отношениях с Османской империей. Махмуд II не был допущен ни на конгресс, ни в Священный союз. Никто, кроме России, не интересовался положением христианских народов в Турции. В фев­рале 1815 г. Александр I выпускает ноту о бедственном положении на Балканах. Рос­сийский император предлагает обсудить Балканский вопрос на конгрессе в Вене, а также вопрос о зверском обращении Оттоманской империи со своими православны­ми подданными и предложил ввести право европейских государств вмешиваться в дела Турции. Русские дипломаты предполагали, что данный циркуляр укрепит поло­жение России на Балканах, но остальные державы отказались обсуждать этот вопрос.

В то время как великие державы решали послевоенную судьбу Европы, события приняли неожиданный оборот. Наполеон бежал с острова Эльба, оказался в Париже и восстановил Французскую империю. Начались 100 дней Наполеона (20 марта - 18 июня 1815 г.). Людовик XVIII бежал из Парижа. 18 июня 1815 г. состоялась битва бпри Ватерлоо, где англо-австро-прусская армия разбила Наполеона, после чего про­изошла 2-я реставрация Бурбонов во Франции.

Особое место на конгрессе занимала проблема, связанная с предложением о соз­дании Священного союза - организации монархических государств для защиты Ев­ропы от революционных идей.

26 сентября 1815 г. договор об образовании Священного союза был подписан в Париже Александром, Францем I и Фридрихом Вильгельмом III.

Первоначально Священный союз представлял собой договор о взаимопомощи России, Пруссии и Австрии. К вступлению в Союз приглашались и другие страны. В конечном итоге к Священному союзу не присоединилась только Турция и Велико­британия, так как принц-регент был связан конституционными обязательствами. Тем не менее Англия заверила Александра I в своем согласии с принципами Священного союза.

Созданная в Вене модель международных отношений имела как сильные, так и слабые стороны. Венская система оказалась достаточно стабильной и устойчивой. Благодаря ей на несколько десятилетий Европу удалось избавить от лобовых столк­новений великих держав, хотя военные конфликты и возникали время от времени, но выработанный конгрессом механизм позволял достаточно быстро и без больших по­терь урегулировать спорные вопросы.

С другой стороны, Венская система слабо учитывала влияние идей французской революции на европейскую цивилизацию. Принцип легитимизма всё чаще вступал в противоречие с либеральной идеей, с ростом национального самосознания.

Создание Священного союза не решило тех противоречий, которые существовали между ведущими европейскими государствами.

Во-первых, австро-русские. Меттерних боялся как революционного движения, так и России, причем последняя представляла для Австрии даже большую опасность. Также австрийцев беспокоил франко-русский союз. Когда королем Франции стал Карл X, а российским императором Николай I, этот союз стал еще ближе. Россия также опасалась и революционного движения (восстание декабристов и польские восстания) и усиления других участников Священного союза (в том числе и Авст­рии).

Во-вторых, позиция Пруссии не была стабильной. Там тоже опасалась возможно­сти революций и франко-русского союза, поэтому Пруссия начала сближение с Ав­стрией и удаляться от России.

Все члены союза боялись России, так как считали, что она может распространить свою гегемонию на весь европейский континент. Таким образом, противоречия про­явились с первых лет существования Священного союза и отвлекали его от первона­чальных целей. Последующие события серьёзно испытали на прочность Венскую систему международных отношений.

В 1818 г. в Аахене состоялся первый конгресс Священного союза. Там Франция добилась вывода союзных войск с территории страны и присоединилась к четырем державам-победительницам. Острые споры разгорелись вокруг вопроса о совмест­ных действиях по помощи Испании в её борьбе против восставших колоний. Фран­ция и Австрия были готовы помочь испанскому королю, но очень многое зависело от позиции Англии.

Великобритания, хотя и не подписалась под протоколом, всегда была на стороне союза, но в последнее время она предпочитала следовать собственным интересам. Там усиливалось демократическое движение за полные реформы в Великобритании. Национальная буржуазия требовала всеобщего избирательного права. Правящие кру­ги в лице лорда Кестльри, принца-регента Георга поддерживали позицию националь­ной буржуазии. Англия не была заинтересована в сохранении испанской колониаль- ной империи, т.к. сама стремилась проникнуть в Латинскую Америку, и в усилении Австрии и Франции. В итоге Англии удалось заблокировать принятие решения о по­мощи Испании.

2-й конгресс состоялся в 1820 г. в Троппау. В это время на периферии Европы вспыхнули революции (Испания, Неаполь, Пьемонт). После длительного переговор­ного процесса был принят протокол, который в принципе оправдывал интервенцию в страны, где происходила революция. Опираясь на данный документ, Австрия органи­зовала интервенцию на Аппенинский полуостров.

На 3-м конгрессе в Лайбахе 12 мая 1821 г. обсуждались эти же вопросы. Если в итальянских государствах удалось подавить революционные выступления, то в Испании и Португалии революции продолжались. Положение в этих странах стало предметом обсуждения на конгрессе в Вероне в ноябре 1822 года. 1 декабря был подписан Веронский протокол, за-исключением Англии, об оказании вооружён­ной помощи испанскому монарху. В 1823 г. французские войска вторглись в Испа­нию и реставрировали там монархию.

Особая позиция Великобритании заключалась в следующем: репрессивными ме­рами невозможно остановить революционную волну, с национально-освободительным движением надо не бороться, а, наоборот, поддерживать. В соот­ветствии с этим тезисом Англия признала новые латиноамериканские страны и ре­шительно отказалась поддерживать интервенцию в Испанию. В отношениях между великими державами возникла трещина. Но как это ни парадоксально, она не расширялась, так как появилась новая слож­ная проблема. В 1821 году началось восстание греков против османского ига. Турки обрушили на восставших жесточайшие репрессии. Великие державы не могли игно­рировать греческий вопрос, хотя он был достаточно противоречив. С одной стороны, греки восстали против своего законного монарха и нарушили таким образом принцип легитимизма. С другой - Османская империя вступила в полосу кризиса и не могла контролировать свою периферию. Встал вопрос о разделе её наследства.

В 1823 г. Англия признала греков воюющей стороной. Против выступила Авст­рия, т.к. считала восставших бунтовщиками. Позиция России была двоякой. Россия имела серьёзные интересы на Балканах, и реальные государственные интересы гово­рили в пользу греков, но идеологические догмы - против.

Весной 1826 г. новый российский император предложил свою трактовку восточ­ного вопроса: ситуация на Балканах, за исключением Греции, объявлялась делом России, греческий вопрос - делом всех держав, на этой основе наметилось сближе­ние позиций Англии, Франции и России в греческом вопросе. В октябре 1827 г. со­вместная эскадра при Наварине разбила турецкий флот.

В мае 1828 г. началась русско-турецкая война, которая закончилась победой Рос­сии. В сентябре 1829 г. был подписан Андрианопольский мир. По нему Сербия, Ва­лахия и Молдова получали автономию, а Греция стала независимым государством и была признана европейским сообществом.

Ведущие государства Европы понимали, что главная угроза стабильности Вен­ской системы исходит от восточного вопроса. Однако в 1830 г. во Франции началась революция. В этом же году революции произошли в Бельгии, Польше. Несмотря на это, стабильность Венской системы сохранилась.

Переход к абсолютизму – порядку, при котором вся
полнота власти сосредоточена в руках монарха – наметился
в XVI в. В большинстве стран Европы.

Причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции.

ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОД А К
АБСОЛЮТИЗМУ В АНГЛИИ
И ФРАНЦИИ.

1. Римско-католическая церковь утратила способность влиять
на политику крупных держав.

2. Влияние местной феодальной знати было ослаблено тем,
что поставлявшаяся ею тяжёлая рыцарская конница
утратила своё значение. Основу новых армий составляли
профессиональные войска. Их содержание дорого стоило и
было по средствам только королевскому двору.

3.
Феодалы, купцы, промышленники заинтересованы в сильной
центральной власти для захвата новых земель и рынков.

4.
Торгово-предпринимательская элита стала играть более
значительную роль в экономической сфере. Она требовала:
отмены таможенных пошлин и введения дополнительных
налогов, ущемляющих торговлю.
проведения меркантилистской политики (принятия мер по
защите внутреннего рынка)
монополий (исключительных прав на торговлю теми или
иными товарами)

Теория меркантилизма XVI – XVII вв. Уильям Стаффорд и Томас Мен

ТЕОРИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА
XVI – XVII ВВ.
У И Л Ь Я М С Т А Ф Ф О РД И Т О М А С М Е Н
первое политэкономическое ученье
утверждали, что для процветания государства
необходимо постоянно приумножать его финансы:
покупать как можно дешевле, продавать как можно дороже

Становление абсолютизма

СТАНОВЛЕНИЕ
АБСОЛЮТИЗМА
в Англии и Франции

Чиновники высшего
ранга, ответственные
перед королём
Занималась делами о
государственной измене и
искореняла оппозицию
местной феодальной знати

Французский
Король
(Франциск I)
Большой
королевский
совет
Генеральные
штаты
Ни разу не созывались

Английский
Король
(Генрих VII)
Парламент
Уже не играл в жизни страны
столь значительную, как
прежде, роль
Королевский
двор
Оказывал влияние на состав
парламента и на
принимаемые им законы

религиозные войны
(1562-1594)
между католиками
Феодальная
знать
Абсолютизм

Религиозные войны

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ
Между католиками, сторонниками Контрреформации, и
приверженцами кальвинизма (гугенотами)
Варфоломеевская ночь – резня, учинённая католиками в
Париже, когда погибли около 2 тысяч гугентов
Образование Гугенотской конфедерации и Католической
лиги едва не привело к расколу Франции. Лишь принятый в
1598 году Нантский эдикт гарантировал защиту прав и
католиков и протестантов.

Елизавета I
Мария Стюарт
(королева Шотландии)
Филипп II
(король Испании)

Обострение противоречий в Европе в начале XVII в.

ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В
Е В Р О П Е В Н АЧ А Л Е X V I I В.
Конец 16-начало 17 в.ознаменовались
обострением противоречий между
ведущими странами Европы.
Первую группу противоречий
обусловила борьба за
гегемонию(господство) на Европейском
континенте, к которой стремилась
династия Габсбургов.

Вторую группу противоречий породил конфликт между
католической Польшей, протестантской Швецией и православной
Россией.
Третью, важнейшую группу противоречий порождали
религиозные конфликты. С развитием Контрреформации
религиозный мир, заключенный в империи в 1555 г., стал нарушаться.
При поддержке Габсбургов во многих имперских городах и графствах
власть переходила к католикам, начавшим преследовать протестантов.

Завершение

ЗАВЕРШЕНИЕ
Конфликт между германскими католическими и
протестантскими князьями вызвал в 1608 г. раскол в
рейxстаге. Протестантские земли создали свой союз Евангелическую унию.Католики сформировали
Католическую лигу.

Тридцатилетняя война(1618-1648)

ТРИДЦ АТИЛЕТНЯЯ
ВОЙНА(1618-1648)
В 1618 г император
Священной Римской империи
германской нации Фердинад II
Габсбург отменил привилегии,
которыми пользовались
протестанты в Чехии. Это стало
причиной восстания в Чехии и
поводом к войне между ней и
империей.

Ход войны.

ХОД ВОЙНЫ.
В 1625 г в войну Габсбургов вступила протестантская Дания. Датский король
Кристиан IV опасался, что волна Контрреформации докатится и до его земель.
Католическая лига выставила 100-тысячную наемную армию во главе с
талантливым полководцем Альберхтом Валленштейном.
В 1629 г Дания потерпела поражение и вышла из войны.
Резкое усиление Габсбургов встревожило французов. Они убедили шведского
короля Густава II заключить мир с Польшей и предоставили ему субсидии для
ведения войны в Германии.
1630-1635 гг вошли в историю войны как шведский период. Шведская армия
нанесла поражение войскам лиги и императора. Затем она вторглась в Баварию,
один из оплотов католицизма в Германии.

Завершающий этап войны был самым разрушительным.
Войска противостоящих коалиций поочередно опустошали
германские земли, население которых за годы войны
сократилось на 60-75%,погибло около 15 млн человек. Из
2,5 жителей Чехии в живых осталось около 700 тыс.

Итоги войны и вывод

ИТОГИ ВОЙНЫ И ВЫВОД
Главным итогом Тридцатилетней войны было резкое
ослабление влияния религиозных факторов на жизнь
государств Европы. Их внешняя политика теперь
основывалась на экономических, династических и
политических интересах. Сложилась Вестфальская система
международных отношений, которая строилась на
принципе суверенности государств.

Начало формирования новой системы международных отношений в Европе началось после окончания холодной войны (крушение Берлинской стены в 1989 и объединение Германии в 1990).

Основные дилеммы формирования новой Европы:

1. Объединение Германии и снятие последних формальных ограничений ее суверенитета способствовали возрождению в ряде стран опасений по поводу возможных притязаний Германии на доминирующую роль в Европе. Парижская Хартия СБСЕ для новой Европы констатировала окончание эры конфронтации и раскола Европы

2. На протяжении веков отношения России с Европой в концептуальном и в практическом плане характеризовались как взаимным притяжением, так и взаимным отталкиванием. Постепенная интеграции России в новую систему европейских и глобальных отношений на основе партнерства.

3. Разрыв в уровнях социально-экономического развития между государствами Запада и Востока Европы. Десятилетия коммунистического господства и плановой экономики затормозили развитие ЦВЕ, отбросили ее на обочину мирового и европейского хозяйства.

4. После окончания холодной войны Европа не избежала возникновения локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных. Массовое применение силы в бывшей Югославии. Большинство современных конфликтов в Европе приобрело формы военного противостояния в тех странах, которые в силу разных причин не прошли этап формирования национальных государств (или государств-наций), пройденный большинством европейских народов в XIX в.

5. Военное вмешательство НАТО в конфликт в Косово (СРЮ) в марте - июне 1999 г. поставило Европу перед рядом новых проблем. Первая из них - продемонстрированная НАТО претензия на право военной интервенции без санкции Совета Безопасности ООН или ОБСЕ за пределами зоны собственной ответственности в случае (как это имело место в СРЮ) грубых нарушений прав человека и национальных меньшинств.

6. Новые вызовы безопасности позволили в 90-е годы говорить о нетрадиционных измерениях политики безопасности, не сводимой больше к политике обороны, ограничения вооружений и контроля над вооружениями. Вызовы безопасности: массовая миграция населения; незаконный оборот наркотиков и торговля оружием; приобретающие международный характер терроризм и организованная преступность.


35. Окончание «холодной войны» и направления пересмотра системы международных отношений ведущими западными странами.

19-21 ноября 1990 г. в Париже - совещание глав государств и правительств 34 государств - участников СБСЕ. Подписана Парижская Хартия - констатировала для новой Европы окончание эры конфронтации и раскола Европы, а государства ОВД (варшавского договора) и НАТО заявили в совместной декларации, что больше не являются противниками.

Построение единой демократической Европы , согласно Хартии, основывалось на:

Ø институционализация политического диалога и взаимодействия в рамках СБСЕ;

Ø реформа многосторонних организаций стран Востока (СЭВ, ОВД) и Запада (НАТО, ЕС, ЗЕС);

Ø налаживание сотрудничества между НАТО, ЕС, ЗЕС, Советом Европы, с одной стороны, и государствами Восточной Европы - с другой;

Возникновение югославского кризиса, начало в 1991 г. военного противостояния между Сербией и заявившими о выходе из состава федерации Хорватией и Словенией, а с 1992 г. - война в Боснии и Герцеговине; распад СССР в конце 1991 г.-все это привело к снижению управляемости внутригосударственных и международных процессов на посткоммунистическом пространстве в условиях отсутствия эффективных региональных и субрегиональных механизмов.

В новых условиях сохранили свою роль институты западноевропейского (ЕС, ЗЕС, Совет Европы) и евро-атлантического сотрудничества (НАТО).одня не на основе «сближения» Востока и Запада, а в результате постепенного расширения западных организаций. Наиболее существенным в этом плане является расширение на Восток ЕС и НАТО. В то же время многообразие европейских процессов не сводится к расширению этих организаций, а ведет к формированию «концерта» европейских институтов.

С 1 сентября 1814 по 9 июня 1815 г. в Вене проходил конг-
ресс с участием 216 делегатов от всех европейских стран. Здесь
собрался цвет европейской аристократии и дипломатии. На
фоне пышных приемов, балов и гуляний шла напряженная
работа над документами, призванными изменить политичес-
кую карту континента в соответствии с итогами войны и вы-
работать новые принципы международных отношений. Клю-
чевую роль в ходе Венского конгресса играли представители
России во главе с Александром I, английская делегация под
руководством Кеслри, а затем Веллингтона, австрийский кан-
цлер Меттерних (формально Австрию представлял сам импе-
ратор Франц I), прусские дипломаты во главе с Гарденбергом,
а также представлявший Францию Талейран.

По инициативе Талейрана в основу работы конгресса был по-
ложен принцип легитимизма - признание исключительных
прав тех владетельных домов и династий, которые существо-
вали в Европе до начала революционных войн. В интерпрета-
ции Меттерниха принцип легитимизма приобретал более яр-
ко выраженный идеологический и правовой характер - речь
шла о сохранении «вечного», «освященного историей» легитим-
ного права монархов и сословий, как важнейшей основы обще-
ственного порядка и спокойствия. Но, в действительности, ре-
шения Венского конгресса были подчинены стремлению четко
разграничить сферы влияния великих держав при формирова-
нии стабильной и по возможности равновесной политической
карты континента.

Исходя из принципа легитимизма, участники конгресса вы-
ступили за сохранение раздробленности Германии. При этом,
по предложению Меттерниха, было решено создать Германс-
кий союз в составе 38 небольших немецких государств, а также
Австрии и Пруссии. Управлять этим союзом должен был сейм,
местом пребывания которого был избран Франкфурт-на-Май-
не. Наиболее острые разногласия между участниками конгрес-
са вызвал польско-саксонский вопрос. Пруссия рассчитыва-
ла присоединить Саксонию и большую часть польских земель
к своей территории. Александр I был готов поддержать пере-
дачу Саксонии пруссакам, но польские земли видел в соста-
ве Российской империи как герцогство Варшавское. Австрия,
а также Франция и Англия пытались противодействовать уси-
лению России и Пруссии. Талейран добился согласия Меттер-
ниха и Кеслри заключить союз Англии, Австрии и Франции
против Пруссии и России. 3 января 1815 г, было подписано тай-
ное соглашение, по которому три державы обязывались не до-
пускать каких-либо перераспределений существующих гра-
ниц, в том числе предотвратить присоединение Саксонии к
Пруссии на каких бы ни было условиях. Была достигнута да-
же договоренность о совместных военных действия на случай
насильственных попыток изменения границ.

В разгар дискуссий Венского конгресса во Франции произо-
шел государственный переворот. Высадившись на побережье с
небольшой группой преданных солдат и офицеров, Наполеон
19 марта 1815 г. триумфально вошел в Париж. Пытаясь внести
раскол в коалицию, он передал Александру I текст секретно-
го договора трех держав. Однако угроза восстановления напо-
леоновской империи оказалась сильнее. Не прерывая работу
конгресса, союзники сформировали новую - уже седьмую по
счету - антифранцузскую коалицию. В ее состав вошли Ан-
глия, Россия, Пруссия, Швеция, Австрия, Испания, Португа-
лия, Голландия.

Ударную военную силу коалиции представляли 110-тысяч-
ная англо-голландская армия Веллингтона, наступающая от
Брюсселя. Ее левый фланг поддерживала 117-тысячная прус-
ская армия Блюхера, а правый - 210-тысячная австрийская
армия Шварценберга. В качестве стратегического резерва на
Ривьере готовилась 75-тысячная австро-итальянская армия
Фримона, а в центральной рейнской области - 150-тысяч-
ная русская армия Барклая де Толли. Наполеону удалось соб-
рать лишь около 280 тыс. солдат. Его единственным шансом
было разгром английских и прусских войск еще до оконча-
ния передислокации русских и австрийцев. 16 июня в сраже-
нии при Линьи Наполеону удалось нанести поражение Блю-
херу, но недостаток сил помешал преследованию пруссаков и
их полному разгрому. С армией Веллингтона французы встре-
тились близ Ватерлоо 18 июня. Наполеон имел в этом сраже-
нии 72 тыс. человек против 70 тыс. у противника. Францу-
зы дрались отчаянно, но неожиданное появление на поле боя
прусского корпуса позволило Веллингтону выиграть сраже-
ние. Вскоре Наполеон был вынужден вновь отречься о пре-
стола. 6-8 июля союзники вступили в Париж и восстановили
власть Бурбонов.


9 июня 1815 г., за несколько дней до битвы при Ватерлоо,
представители России, Австрии, Испании, Франции, Вели-
кобритании, Португалии, Пруссии и Швеции подписали За-
ключительный Генеральный акт Венского конгресса. Фран-
ция лишилась всех своих завоеваний. Бельгия и Голландия
были объединены в Нидерландское Королевство, в состав ко-
торого вошел и Люксембург. Венский договор узаконил созда-
ние Германского Союза. К Пруссии была присоединена Рейн-
ская область, Вестфалия и шведская Померания. Швейцарии
был гарантирован «вечный нейтралитет», а границы ее рас-
ширены за счет провинций на правом берегу Рейна. Норве-
гия, которая находилась в зависимости от Дании, передава-
лась Швеции. Было восстановлено Сардинское Королевство,
в состав которого вновь вошли Савойя и Ницца, 81 Т8.КЖ6 Ге-
нуя. Ломбардия и Венеция вошли в состав Австрии, а герцогс-
тва Пармское, Тосканское и Моденское перешли под власть
различных представителей дома Габсбургов. Светская власть
папы римского была восстановлена, а границы папского го-
сударства расширены за счет Равенны, Феррары и Болоньи.
Англия получила Ионические острова и Мальту, а также за-
крепила за собой захваченные голландские колонии в Азии.
К России были присоединены польские земли с Варшавой. На
этой территории было создано Королевство (царство) Польское,
связанное династической унией с Россией. Кроме того, за Рос-
сией признавались более ранние приобретения - Финляндия
и Бессарабия.



Генеральный акт Венского конгресса содержал особые ста-
тьи, которые касались взаимоотношений между европейски-
ми странами. Устанавливались правила сбора пошлин и су-
доходства по пограничным и международным рекам Маасу,
Рейну и Шельде. Определялись принципы свободного судо-
ходства. В приложении к Генеральному акту говорилось о за-
прещении работорговли. В Вене также была также достигнута
договоренность об унификации дипломатической службы. Ус-
танавливались три класса дипломатических агентов. К перво-
му относились послы и папские легаты (нунции), ко второму -
посланники, к третьему - поверенные в делах. Был определен
и единый порядок приема дипломатов. Все эти нововведения
(«Венский регламент»), вошедшие в приложение к Генераль-
ному акту Конгресса, стали нормой международного права и
надолго вошли в дипломатическую практику.

Решения Венского конгресса оформили принципы новой
системы международных отношений, основанной на идеях по-
литического равновесия, коллективной дипломатии и легити-
мизма. Венская система не привела к ликвидации противоре-
чий между великими державами, но способствовала воцарению
в Европе относительного спокойствия и стабильности. С созда-
нием в конце 1815 г. Священного союза она получила ярко вы-
раженное идеологическое и даже этическое обоснование. Но,
в целом, эта политическая конструкция весьма противоречила
тем бурным и социальным процессам, которые развивались в
европейском обществе. Подъем национально-освободительных
и революционных движений обрекал Венскую систему на все
новые кризисы и конфликты.


Венская система международных
отношений (1815-1870)

Лекция 4. Системы международных отношений в рамках В естфальской модели: « Е вропейский концерт» и межвоенная система

1. « Е вропейский концерт» как система международных отношений

В XVII — XVIII вв. распространенной практикой среди абсолю-тистских государств Европы были своеобразные межгосударственные «слияния и поглощения» — переделы территорий для урегулирования конфликтов и поддержания меняющегося баланса сил. Естествен-ным состоянием отношений между государствами действительно была «война всех против всех», где каждый пытался улучшить свое положение за счет других . При этом амбициозные цели часто не соответствовали реальным ресурсам: войны велись с помощью до-рогих наемных профессиональных армий, в результате победа часто зависела от количества денег в казне и способности собирать налоги. Моделью поведения для государств в тот период было не поддержание баланса сил, а бесконечная ревизия существующего порядка, стрем-ление к гегемонии, т.е. превосходству во влиянии. Ситуация изменилась после Наполеоновских войн.

Венский конгресс 1815 г. заложил основу системы междуна-родных отношений, получившей название «Европейский концерт» (другое название — Венская система международных отношений). Под «концертом» имеются в виду согласованные действия, потому что с английского языка термин concert переводится как «согласие, согласованность, гармония в планах и действиях». Если применить к анализу «Европейского концерта» исторический подход, то нас будут интересовать факты о подписанных соглашениях и тайных договоренностях, территориальных переделах, вооруженных кон-фликтах, однако теоретический анализ требует еще и исследования структуры и среды системы.

После победы над Наполеоном в рамках Венского конгресса (1814—1815) основные европейские державы обсуждали, как будет выглядеть в дальнейшем политическая карта Европы. Подписан-ные в 1815 г. соглашения регулировали территориальные вопросы. Главные скрипки играли в «Европейском концерте» Россия, Австрия (позднее Австро-Венгрия ), Великобритания, Пруссия (позднее — Германия ) и Франция . Венскую систему международных отношений называют системой коллективной безопасности, потому что договорен-ности между великими державами были нацелены на поддержание статус-кво и предотвращение конфликтов в Европе.

«Концерт» пяти держав можно сравнить с современной «Группой семи », которая тоже не является международной организацией, а представляет собой форум великих держав. Важный критерий членства и в « Семерке », и в «Пятерке» — развитость экономики, причем отставание России от своих партнеров по уровню промышленного развития характерно как для XIX в., так и для современного этапа.

Для обсуждения возникающих изменений в балансе сил дер-жавы периодически собирались на международные конференции : Санкт- Петербургскую (1825), Парижскую (1856), Лондонскую (1871), Берлинскую (1878) и другие. В эпоху «Европейского концерта» были заложены основы гуманитарного права, т.е. права войны: в 1864 г. подписывается Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях , на Гаагских конференциях 1899 г. и 1907 г. были приняты конвенции о законах и обычаях войны. На Венском конгрессе 1815 г. впервые была согласована единая система старшинства дипломатических рангов , что упорядочило дипломати-ческие отношения между государствами.

В рамках «Европейского концерта» отношения между государ-ствами приобретают новое измерение с появлением первых междуна-родных организаций. Уже в 1815 г. была создана Постоянная комиссия по судоходству на Рейне , во второй половине XIX в. стали появляться и другие организации: Международный телеграфный союз (позднее переименован в Международный союз электросвязи) — в 1865 г., Всемирный почтовый союз — в 1875 г., Международный комитет по борьбе с работорговлей — в 1890 г., Гаагская конференция по между-народному праву частной собственности — в 1893 г. По данным Союза международных ассоциаций, в 1909 г. насчитывалось 37 правитель-ственных и 176 неправительственных организаций . Вместе с тем регулирование изначально происходит в неполитических сферах, которые государства готовы были доверить международным органи-зациям . Первая международная организация в политической сфере возникает лишь после Первой мировой войны — это Лига Наций.

Появление и развитие с 1830-х годов технологий по строительству железных дорог, пароходных судов и телеграфа оказало на между-народные отношения не меньшее влияние, чем Интернет в конце XX в. С конца XVI до начала XVIII в. происходит революция в военном деле, что создает предпосылки для европейской экспансии в другие регионы мира, а развитие транспорта позволило проецировать во-енную мощь на значительные расстояния и относительно быстро перебрасывать войска практически в любую географическую точку . Превосходство европейцев в военных технологиях было настолько велико, что отряд численностью несколько сотен человек мог раз-громить туземную армию в несколько десятков тысяч воинов. В конце XIX в. благодаря транспортным и военным технологиям европейцы захватывают колонии в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, в Латин-ской Америке . Если в период возникновения Вестфальской модели конфликты происходили в самой Европе, то в конце XIX в . арена противоборства переместилась в колонии .

Именно в период бурного развития европейских империй на рубеже XIX-XX вв . возникает такое направление исследований , как геополитика, которое теоретически обосновывает необходимость территориальной экспансии. Немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904) сформулировал в 1897 г. концепцию «жизненного пространства» , в дальнейшем она была использована нацистами для обоснования экспансии. В начале XX в. извест-ность приобретают концепции британского геополитика Гарольда Макиндера (1861—1947), который считал, что политическая мощь государства напрямую зависит от его географического положения . Мир представлялся геополитикам единым пространством, где ве-лось противоборство между империалистическими державами за господство на море и на суше. Термин «Большая игра» и выдвинутая уже в XX в. Збигневом Бжезинским концепция «великой шахматной доски» описывают именно геополитическое противостояние крупных держав, для которых развивающиеся страны — всего лишь площадка для выяснения отношений.

В сфере экономики в конце XVII в. распространение получает политика протекционизма абсолютистские государства защищали своих торговцев, чтобы с выросших доходов взимать больше налогов на ведение войн . Примерно до середины XIX в. государства старались контролировать промышленное производство и развитие техноло-гий, сохраняя их в национальных границах . Например, до создания Международного телеграфного союза, который позволил установить единые правила регулирования этой сферы, с телеграмм на границе взимались пошлины, а сам текст передавался через границу устно сотрудниками таможни, что, разумеется, приводило к значительным искажениям.

Значительный рост межгосударственной торговли и снижение уровня протекционизма происходят во второй половине XIX в., когда государства вводят режимы наибольшего благоприятствования . Индустриализация, развитие транспорта, колониальные захваты спо-собствовали развитию экспорта сырья из колоний, которые в свою очередь закупали промышленные товары у метрополий. Вместе с тем, в отличие от периода после Второй мировой войны, в эпоху «Европейского концерта» международного режима торговли еще не существовало.

Развитию торговых обменов способствовало установление в 1878 г. золотого стандарта, который зафиксировал курсы основных валют в золоте , центральную роль в этой системе играла Великобри-тания. Возникновение централизованных абсолютистских государств приводит к появлению единых государственных валют. К XVI в. в Европе складывается финансовый порядок в виде организованной системы кредитных отношений : государства нуждались в займах для финансирования войн, развитие торговли создало спрос на услуги банков , которые позволяли избежать рисков, связанных с перевоз-кой денег через границы. Во второй половине XIX в. растут зару-бежные инвестиции и займы . Промышленно развитые европейские страны накапливали излишек сбережений, которые вкладывались в зарубежные, как правило инфраструктурные, проекты с высокой доходностью в развивающихся странах и колониях. Развивающиеся страны, наоборот, не имели достаточных государственных накопле-ний и поэтому охотно брали займы для развития промышленности.

В конце XIX в. возникают первые крупные многонациональные корпорации, которые вели свою деятельность в различных странах , делали иностранные инвестиции, но имели в основном сырьевую ориентацию. Их предшественниками обычно считают Ост-Индские компании , при помощи которых велась торговля между Европой и Азией. Такие компании обладали значительной властью: имели свои валюты и даже свои частные многотысячные армии . Однако все-таки эти компании занимались именно торговлей, а не производством. К концу XIX в. трансконтинентальные торговые компании исчезли, а их функции взяли на себя правительства метрополий, укрепивших к тому времени свою государственную власть.

Важную роль в эпоху «Европейского концерта» играли процессы миграций. Во второй половине XIX в. начинается масштабная волна миграции из Европы на Американский континент: по разным све-дениям, до Первой мировой войны Европу покинули около 50 млн мигрантов . Во многом причиной миграции была индустриализация, которая оставляла без работы сельских жителей, и они переезжали в те государства, где рабочей силы как раз не хватало. Миграция поз-волила Европе избавиться от безработных и малообеспеченных слоев населения , которые могли бы организовать социальные беспорядки и революции. В целом миграции XIX в. происходили с Севера на Юг (из развитых стран в развивающиеся ), в то время как в настоящее время наблюдается обратная тенденция.

В целом система «Европейского концерта» считалась достаточно стабильной благодаря прежде всего согласованному регулированию международных процессов и отношений великих держав XIX в.

Причина согласия великих держав — в однородности их политических систем и форм государства : все они были монархиями и империями . Опасаясь революций, подобных Великой французской, монархии договорились о коллективных действиях по подавлению возможных революционных движений .

В XIX в. намечается противостояние двух форм государственного устройства и правления династических монархий и республиканских демократий . Причем вектор развития мировых политических процессов не был изначально очевиден.

В первой половине XIX в. начинают появляться первые демокра-тические государства. В дальнейшем процессы демократизации про-исходили волнообразно, в результате это явление получило название «волн демократизации» — данную концепцию предложил известный американский политолог Самуэль Хантингтон.

Волна демократизации — это группа переходов от неде-мократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значи-тельно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период.

Первая длинная волна демократизации датируется 1828—192 6 гг., т.е. примерно совпадает с эпохой «Европейского концерта». Конеч-но, демократии XIX в. сильно отличаются от современных, поэтому исследователи считают достаточным критерием демократичности, чтобы 50% взрослого мужского населения имели право голоса, а от-ветственный глава исполнительной власти либо сохранял за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избирался в ходе периодических всенародных выборов. Первая волна демо-кратизации начинается с США, к концу XIX в. указанных критериев достигают Швейцария, Франция, Великобритания, заморские бри-танские доминионы , в начале XX в. Италия и Аргентина . Феномен зарождающейся демократии описал в своем исследовании «Демо-кратия в Америке» (1835-1840) французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), где указал в том числе и на проблемы, порож-даемые новой формой организации общества: это централизация власти и зависимость индивида от бюрократии.

Противостояние между монархиями и республиками происходи-ло и на уровне идеологий . В эпоху буржуазных революций и зарожде-ния государств-наций возникают светские идеологии либерализм, консерватизм и социализм . В учебнике «Мир политической науки» под редакцией А. Ю. Мельвиля дается следующее определение: идеология относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и функционировании общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей со-стояния общества , которая создает основу для организованной политической деятельности, независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение политической действительности.

В раннем марксизме идеология считалась «ложным сознанием», потому что она всегда представляет действительность искаженным образом, идеологи выдают мнимый образ действительности за саму действительность. В более нейтральных определениях идеология это система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом политиче-ский порядок .

Основу классического либерализма закладывают труды Джона Локка и шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723— 1790). Развивается либеральная идеология в период буржуазных ре-волюций и включает в себя такие компоненты, как индивидуализм, идеал свободы индивида во всех сферах общественной жизни — но свободы, ограниченной правовым и политическим равенством («ра-венство возможностей»), терпимость, плюрализм, вера в прогресс, участие в политике через различные формы представительства.

Как реакция на буржуазные революции и либерализм возникает идеоло-гия консерватизма, который призывает к опоре на традиции, а не на абстрактные идеалы. Идеологи консерватизма уверены во врожден-ном неравенстве людей, несовершенстве природы человека, считая, что лучшей формой организации общественной жизни является иерархия.

Еще одним оппонентом либерализма выступает социа-лизм, который оформляется в виде политической идеологии в XIX в. Вместо принципа индивидуализма социализм предлагает опору на общество, эгалитаризм («равенство результатов»), классовый подход и идеал общественной собственности вместо частной. Радикальным направлением социализма является идеология марксизма.

Идеологию марксизма не следует путать с марксизмом как теорией. Немецкий социолог, философ и экономист Карл Маркс (1818-1883) создал совместно с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) философскую теорию исторического материализма, согласно кото-рой «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обще-ственное бытие определяет их сознание». Материальной основой, которая оказывает определяющее влияние на все стороны жизни общества , Маркс считал способ производства , который представляет собой единство производительных сил (кто производит материальные блага) и производственных отношений (отношений между теми, кто производит и кто потребляет блага). Маркс выделял пять историче-ских способов производства (формаций) — первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммуни-стический . Среди недостатков марксизма часто называют его евро-поцентризм — ученому не удалось объяснить «азиатский» способ производства, который не вписывался в его научные построения.

Основными субъектами в теории Маркса являются не государства или общества, а социальные классы — например, буржуазия и про-летариат, причем у них «нет отечества», т.е. это интернациональные общности с разделяемыми интересами, независимо от страны про-живания. Именно поэтому государства на международной арене Маркс рассматривал как вторичных акторов , а сами международные отношения — лишь как надстройку над экономическим базисом, который и определяет все взаимоотношения . Суть как внутриго-сударственных, так и международных отношений состоит в борьбе эксплуатируемого пролетариата против империалистической буржуа-зии. Теории Маркса развил В. И. Ленин (1870-1924), который считал причинами войн и революций жесткое политическое противоборство между империалистическими колониальными державами и эконо-мическую борьбу между монополиями .

И хотя марксизм как теория международных отношений по-пулярностью никогда не пользовался, марксизм как политическая идеология привел к существенным изменениям в международных отношениях XX в., заложив основы для проведения самого большого в истории человечества социального эксперимента по построению социализма.

2. Межвоенная система международных о тношений: формирование «классических» теорий

Относительно стабильная многополярная система «Европейского концерта» прекращает существование с началом Первой мировой войны (1914-1918). Локальная война на Балканах в 1914 г. быстро переросла в мировую из-за системы военных союзов (Антанта, Тройственный, а затем Четверной союз), которые обеспечили почти автоматическое разрастание конфликта. Политические союзы, по сути, обесценивали формировавшуюся экономическую взаимозави-симость, которая могла бы предотвратить вооруженный конфликт. Первая мировая война отличалась от войн предыдущих столетий прежде всего своим географическим охватом . Поскольку в войне уча-ствовали колониальные державы, боевые действия велись не только в Европе, но и в Африке и на Ближнем Востоке. Одним из главных геополитических последствий войны стал распад четырех империй Австро-Венгерской, Османской, Германской, а также Российской, вместо которой впоследствии возникает Советский Союз.

В 1919 г. принимается решение о создании Лиги Наций — первой всемирной политической организации (кроме США и Саудовской Аравии в тот или иной период в Лигу Наций входили все существовав-шие тогда государства мира), целями которой были предотвращение конфликтов и поддержание мира путем создания системы коллективной безопасности . После Первой мировой войны возникает такое теоре-тическое направление, как либерализм (идеализм), который пытался ответить на вопрос о причинах войны и мира и понять, как избежать повторения подобной трагедии. Выразителем идей либерализма стал создатель Лиги Наций американский президент США Вудро Вильсон .

«Четырнадцать пунктов» из послания президента США В удро В ильсона конгрессу от 8 января 1918 г.

(извлечение)

Нашей программой является программа всеобщего мира. Эта про-грамма, единственная возможная программа, следующая:

1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после кото-рых не будет никаких тайных международных соглашений какого- либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех. <...>

  1. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех на-ций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.
  2. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с го-сударственной безопасностью.
  3. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное раз-решение всех колониальных споров, основанное на строгом соблю-дении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

<...>

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политиче-ской независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.


Исследователи межвоенного периода (Питман Б. Поттер, Аль-фред Э. Циммерн, Дэвид Митрани) занимались главным образом описанием деятельности Лиги Наций и ее потенциала по обеспе-чению международной безопасности, а также проблемами коллек-тивного управления и экономической взаимозависимости между государствами , заложив основы таких направлений, как изучение международных организаций и интеграции.

Теоретической основой исследований межвоенного времени глав-ным образом был федерализм, который позднее вдохновлял «отцов» европейской интеграции. Представляя собой скорее политическую программу, чем теорию, федерализм видел конечной целью интегра-ции создание из некогда суверенных государств нового единого фе-деративного государства или надгосударственных структур . В 1943 г. появляется работа Дэвида Митрани, в которой были заложены основы конкурирующей теории — функционализма.

Согласно федералистам для создания нового политического сообщества необходимо заменить национальные правительства наднациональными институтами. По мнению функционалистов , международные организации должны быть созданы для удовлетво-рения базовых функциональных потребностей — развития торговли, транспортных сетей, производства и т.п. Экономику функционали-сты считали важнее политики , а институциональная форма должна была определяться функциональным содержанием .

Федералисты стояли на противоположных позициях : форма (федеративное су-пергосударство) важнее содержания , политика важнее экономики . В то же время были у данных подходов и общие черты : их целью было обеспечение мира , а само существование национального государства представлялось скорее как препятствие на этом пути ; государство-нация и привязка к территории воспринимались как пережиток Вестфальской системы мира, само устройство которой провоцировало войны и конфликты.

Значимым фактором межвоенного периода стал мировой эко-номический кризис, который начинается с краха на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 1929 г. Этот кризис, который получил название Великой депрессии , привел к небывалой экономической рецессии в развитых странах Запада, отбросив промышленное про-изводство на уровень начала XX в. Большинство стран выходят из кризиса лишь к 1933 г. Советский Союз, который к тому времени за-крылся от внешнего мира, от экономического кризиса не пострадал, а голод 1932-1933 гг. был следствием внутренних причин — процессов коллективизации и индустриализации.

Если по поводу причин Великой депрессии консенсуса среди экономистов нет, то последствия можно выделить достаточно чет-ко. Первое значимое последствие рецессии — это ломка рыночных механизмов, распад системы золотого стандарта, которая была вос-становлена после Первой мировой войны лишь к 1925 г. Государства отреагировали на спад в экономике введением протекционистских мер, что привело к снижению объемов международной торговли .

Существовавшие экономические теории не могли предложить вы-хода из кризиса. В 1936 г. британский экономист Джон Мейнард Кейнс публикует работу «Общая теория занятости, процента и де-нег », которая оказала огромное влияние на развитие экономической мысли, в частности, заложила основу для такого направления, как макроэкономика . По мнению Кейнса, Великая депрессия показала , что саморегулирование рынка не позволяет выйти из кризиса, соответ-ственно обязанности по регулированию экономики должно взять на себя государство . Государство должно обеспечивать полную занятость населения за счет оплачиваемых из бюджета общественных работ или государственных заказов. Снижение безработицы и рост до-ходов, а также предоставление дешевых государственных кредитов приведут к росту спроса и оживлению экономики .

Идеи Кейнса активно применялись государствами как для выхода из Великой депрессии, так и для преодоления экономических последствий Второй мировой войны. В 1970-х годах произошел отход от идеа-лов государственного регулирования экономических процессов , однако финансовый кризис конца 2000-х годов вновь сделал кейнсианство актуальным .

Резкий рост безработицы и обнищание населения в период Великой депрессии привели к появлению в обществе радикальных настроений и росту популярности коммунистической и нацистской идеологий : например, в 1933 г. на выборах в Германии , где рост без-работицы был самым значительным среди западных стран, побеж-дает Национал-социалистическая рабочая партия Германии во главе с Адольфом Гитлером.

В целом после Первой мировой войны, согласно периодизации С. Хантингтона, наблюдается первый «откат» в распространении де-мократии (1922—1942), когда часть недавно демократизировавшихся государств возвращается к недемократическому правлению. Нача-лом первого «отката» принято считать приход Муссолини к власти в Италии в 1922 г. Во многих государствах к власти путем перево-ротов приходят военные, которые затем устанавливают диктатуру : такой сценарий был реализован в Литве, Латвии, Польше, Эстонии, Португалии, Бразилии, Аргентине, Испании, Греции , профашист-ские режимы устанавливаются в Югославии и Болгарии . В начале 1930-х годов в Японии военные предпринимают попытки перево-ротов, которые, хотя и не удались, позволили военным получить значительное влияние на принятие государственных решений. Смена режимов сопровождалась расцветом фашизма, нацизма и других милитаристских идеологий .

После окончания Первой мировой войны несколько государств все же становят-ся демократическими — это получившие независимость Ирландия и Исландия , в начале 1930-х годов — Испания и Чили . Однако стран, осуществивших поворот к авторитаризму в межвоенный период, оказалось больше, в основном это были страны, где демократия установилась относительно недавно и не успела консолидироваться, т.е. укрепиться.

Несмотря на то что Первая мировая война прямо или опосре-дованно привела к значительным изменениям во многих сферах, европейское политическое мышление так и не смогло адаптироваться к новым реалиям : процессы растущей взаимозависимости между ре-гиональными подсистемами не нашли отражения в созданной после 1919 г. европоцентричной структуре многополярного баланса сил , которая пыталась воссоздать стабильность «Европейского концерта». Неучастие в Лиге Наций Соединенных Штатов и исключение из нее Советского Союза не могли не снизить эффективность этой органи-зации. Выход будущих агрессоров (Японии, Германии, Италии ) из Лиги Наций превратил ее из всемирной организации коллективной безопасности в подобие военно-политических союзов предшеству-ющих эпох, однако с менее строгими обязательствами.

Из-за того что Лига Наций как система коллективной безопас-ности не смогла предотвратить развязывание Второй мировой войны (1939—1945), господствовавший в межвоенный период подход к ана-лизу международных отношений был позднее назван « идеализмом». Термин ввел в оборот в 1939 г. британский историк Эдвард X. Kapp, который был представителем противоположного в теоретическом плане подхода. Назывался этот подход реализ-мом. Реалисты , конечно, немного упрощая подходы своих оппонен-тов, критиковали идеалистов за утопичный подход к международным отношениям , желание установить благодаря деятельности Лиги На-ций едва ли не вечный мир между государствами. Эти теоретические дискуссии получили название «первого большого спора», который стал далеко не последним в развитии международных отношений как научной дисциплины.

После множества региональных и двух мировых войн реалисты не верили ни в желание государств решать споры мирными средствами, ни в способность международных организаций типа Лиги Наций помогать сохранению мира . Всю историю человечества реалисты воспринимали как череду войн, сменявшихся лишь краткими пере-дышками для подготовки к следующим конфликтам. Если предпо-сылки конфликтов каждый раз разные , то причины всегда одинаковые , считают реалисты, потому что природа человека неизменна и именно она определяет законы, по которым живут общество и государство . Поэтому философские и политические теории Древней Греции или Древнего Китая до сих пор актуальны. Чтобы доказать это, реалисты начали искать интеллектуальные основы своего подхода в истории политической мысли от Античности до эпох Возрождения и Про-свещения , в так называемой «классической традиции».

Первым представителем «классической традиции» реалисты считают жившего в V в. до н.э. древнегреческого историка Фукидида, который в своей «Истории Пелопоннесской войны », анализируя причины войн, отмечал, что природа человека неизбежно ведет к на-силию, а право действует только при равенстве сил противников, в результате главным аргументом в любом конфликте является сила, которая нужна для отстаивания интересов государства и обеспечения его безопасности .

Одним из основателей реалистского теоретического направления считается немецко-американский исследователь международных отношений Ганс Моргентау (1904-1980), который в 1948 году опубли-ковал классический труд «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир », где изложены шесть основных принципов политического реализма .

  1. Политика и общество в целом подчинены объективным за-конам , которые обусловлены неизменной природой человека.
  2. Ключевое понятие реализма — интерес , определенный в тер-минах власти . Международная политика — это борьба за власть . Политический реализм исходит из того, что внешняя политика должна быть рациональной с точки зрения мораль-ных принципов и практических целей. Вместе с тем реалисты признают, что иррациональность и случайность также могут влиять на внешнюю политику.
  3. Государство всегда должно отстаивать свои национальные интересы . Интерес как стремление к власти — это объективная категория, неизменная во все эпохи. Однако политическая и культурная среда может влиять на конкретное содержание этого понятия: власть как контроль одного человека над другим имеет разное воплощение в разные эпохи.
  4. У человека и государства разные подходы к морали : индивид может принести себя в жертву общечеловеческим моральным принципам, государство такого права не имеет, потому что несет ответственность за выживание нации.
  5. Если исходить из того, что все государства преследуют на-циональные интересы, определенные в терминах власти, то получается, что нужно судить о всех государствах одинаково, не возвышая моральные принципы одного государства над принципами других . Такой подход позволяет проводить по-литику, которая защищает интересы собственного государства, при этом уважая интересы других государств.
  6. Политическую сферу нужно анализировать отдельно от эко-номики, права, морали , потому что при изучении каждого из этих аспектов необходим свой подход: например, для эконо-миста интерес определяется в терминах богатства, для юриста интерес — это соответствие действий нормам права.


В целом сторонники реализма рассматривают в качестве главного участника международных отношений только суверенные государ-ства , поведение которых на международной арене можно изобразить в виде столкновения бильярдных шаров. Государства анализируются как унитарные (целостные) акторы , т.е. государство воспринимается как однородный организм, а не совокупность институтов.

На между-народные отношения значимое влияние могут оказывать только вели-кие державы, остальные вынуждены подстраиваться под их политику . В отсутствие наднациональной верховной власти международные отношения носят анархичный характер, в результате для государств действует принцип «помоги себе сам». Цель любого государства — обеспечить свою безопасность, в том числе за счет безопасности дру-гих государств . Поскольку интерес любого государства заключается в приобретении власти, интересы игроков на международной арене вступают в противоречия, которые могут быть разрешены только силовыми методами. Реалистский подход достаточно точно отражал поведение великих держав после Второй мировой войны, поэтому именно он стал господствующей парадигмой в международных от-ношениях вплоть до окончания холодной войны.

Литература

Никитина Ю.А. Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. - С.60-74.