Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения для позднейших эпох истории культуры.
Греческую древность называют АНТИЧНОСТЬЮ , к античности также относят и Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII в. до н.э., к VI в.до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА , или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА , или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).

Величайшим достижением греческого строительного искусства были ХРАМЫ .
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики (VI в. до н.э.), когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор.
Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков- прямоугольное в плане строение с двумя колоннами у входа.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещеня без окон, где находилась статуя божества, здание окружали один или два ряда колонн. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древниегреки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определенным правилам. Размеры, отношение частей и количество колонн были точно установлены. Таким образом, сложилась система ОРДЕРА - соотношение между частями античного здания.

Древнейшим из них был ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ , который сложился уже в эпоху архаики.
Он был мужественным, простым и мощным.
Название получил от дорических племён, которые его создали.
Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекытия. Верхрюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая (эхин ), а верхняя квадратная (абака ).
Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки (каннелюры ). Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшения- фризом . Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления (триглиф ), на других обычно помещены рельефы (метопа ).
По краю крыши проходят выступающие карнизы ; на обоих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны , которые украшали скульптурами.
Римский архитектор Витрувий считал, что дорический ордер выражает идею мужественности, ионический - женственности . Там, где античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию опоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорического стиля, а в ионических - женские фигуры кариатид .
Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда -то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии.
Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме (слева), неподалеку от Неаполя,
который выглядит несколько тяжеловесным и приземистым.
Храм Афины на острове Эгина, ок. 500-480 гг. до н.э.(вверху в центре)
И фронтон Парфенона V в. до н.э. (вверху справа), построенные в дорическом стиле

Древнегреческая архитектура грандиозна и величественна, кроме того, она оказала огромное влияние на последующее мировое искусство. Основным направлением в архитектурном деле той эпохи было строительство храмов.

Известные архитекторы Древней Греции

Гермоген из Алабанды - известный архитектор Древней Греции III-II века до н.э. Является основоположником ионического ордера в древнегреческой архитектуре. Его великие творения: храм Артемиды Левкофрины и в Теосе.
Еще один знаменитый древнегреческий архитектор и философ Гипподам Милетский, сын Еврифонта , родился в 498 г. до н.э. Как градостроитель он проявил свое мастерство в разработке плана города Фурии, а также Пирея и Родоса. Участвовал в отстройке Милета после персидского вторжения.
Еще один выдающийся архитектор Древней Греции - Пифей . Самая главная его работа - мавзолей в Геликарнасе. По приказу возводил храм Афины в Приене в 340-330 г. до н.э. Пифей написал научные труды по архитектурной теории, в которых описывал преимущества ионического ордера.
Скопас родом с острова Парос, родившийся в 395 году до н.э., занимался скульптурой и архитектурой. Последователь стиля поздней классики в древнегреческом искусстве. Принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее и мавзолея в Геликарнасе.

Архитекторы Парфенона

Главный афинский храм в Акрополе создавался несколькими великими архитекторами в течение 16 лет. Один из них - зодчий Иктин , работавший в период правления Перикла. Он разработал план, по которому строили

Основным материалом, который использовали греки при строительстве был камень. На заре расцвета древнегреческой храмовой архитектуры применялся мягкий камень или известняк.

Из него был построен Акрополь в Афинах в VI в до н. э. и другие общественные здания. Более поздний вариант Акрополя, перестроенный Периклом, включал использование мрамора.

Сырой и обожжённый кирпич, приходился главным ресурсом для возведения жилых построек. Снаружи дома покрывались каменными плитами.

Деревянные балки служили при конструировании перекрытий. Нередко на ранних этапах строительства колонны культовых построек также изготовлялись из дерева (храм Геры в Олимпии).

Впоследствии они заменялись на каменные. Укрепляли каменную кладку шпонами, шипами и металлическими скобами.

Постройки древней Греции ориентировалась на человека. Соблюдая гармонию в пропорциях, эллинские мастера создают художественную систему декорации и возведения построек, состоящую из комбинации несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов (VII в. до н. э.). Они назвали её стоечно-балочной конструкцией или ордерной системой.

Ордерная система

Различают три ордерных типа:

Дорический;

Читайте также: Архитектура и строительство домов в Польше

Ионический;

Коринфский.

Дорический появился раньше остальных, последним возник коринфский ордер (храм Аполлона в Бассах). Все три ордера строились по одной композиционной системе. Она делила постройку на три части:

Стереобат (основание);

Ствол колонны (стоечная конструкция);

Антаблемент (балочная конструкция).

Колонна также делилась на три уровня (снизу вверх):

Ствол (фуст);

Капитель.

База была промежуточным звеном между стереобатом и стволом колонны. Капитель поддерживала антаблемент, который лежал на абаке.

Дорический – самый простой ордер. Он обходился без базы и декоративных деталей. Ионический сужался кверху и завершался валютной капителью. Коринфский ордер украшался вертикальными прорезями в стволе колонны (каннелюрами) и имел пышно декорированную капитель.

Антаблемент также делился на три части (снизу вверх):

Архитрав;

Ордерная система получила широкое распространение по всему миру. Архитекторы до сих пор используют её закономерности.

Именно эта схема легла в основу древнегреческих храмов, которые представляли собой жилища богов. Изначально греки селили своих богов в окружении природы.

Читайте также: Архитектура и строительство домов в Испании

В естественных гротах и рощах устанавливались алтари. С появлением храма, священнодействие переносилось под его крышу.

Древние архитекторы выбирали наиболее возвышенные места под строительство. Их замысел состоял в том, чтобы связать постройку с окружающей природой.

Храм воздвигался на каменном основании, обносился чётным числом колонн, имел портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.

Первые постройки делились в плане на несколько частей:

Наос (главная зала);

Пронаос (входной портик);

Опистодом (сокровищница).

Внешний вид превалировал над внутренними помещениями, куда допускался исключительно жрец. Основное богослужение происходило вне стен храма – снаружи. Интерьер не играл никакой роли.

По количеству и распределению колонн храмы делились на следующие виды:

Храм в антах (одна-две колонны между стенами);

Простиль (колоннада на входном фасаде);

Амфипростиль (колоннада на обоих фасадах);

Периптер (колоннада окружает храм по периметру);

Диптер (удвоенная колоннада по периметру);

Моноптер (округлый в плане храм).

Каменные стены древних храмов активно расписывались красками, замешанными на воске.

Развитие архитектуры началось с развитием городов- в период архаики.

Главным сооружением в архитектуре греческой античности выступал храм.

Храм посвящали богам - хранителям города или обоготворенным героям. Храм являлся центром городских событий .

В храмах хранилась городская казна и художественные сокровища. Площадь перед храмом служила местом собраний и местом для проведения праздников.

Храм возводился в центре городской площади или на акрополе. Фасад храма был расположен на восток к восходящему солнцу..

Храмы - главные архитектурные сооружения Древней Греции

Простейшим и древнейшим типом храма был Дистиль Пример такого храма это храм в Антах. Он состоял из небольшого помещения-наоса прямоугольного в плане и открытого на восток с двумя колоннами между антами (боковыми стенами) на главном фасаде Такой храм воспринимался только с фасадной стороны


Следующим, более совершенным, типом храма был Простиль . Он был схож с дистилем, но в таком храме на фасаде было уже четыре колонны.

Усовершенствованным простилем был Амфипростиль или двойной простиль.Такой храм имел по четыре колонны на переднем и на заднем фасаде храма (там, где был вход в сокровищницу)..

Классическим видом греческого храма стал Периптер (оперенный). Такой храм был прямоугольным в плане и по периметру окружен колоннадой.

На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

Развитие архитектуры продолжалось и появляются новые типы храмов

Диптер - тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

И наконец, Круглый периптер или Толос . Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму.

Храм окружается колоннами по всему периметру.

Подведем итог, на рисунке представлены планы античных греческих храмов.


1-дистиль-храм-в-антах 2-простиль 3-амфипростиль 4-периптер 5-диптер 6-псевдодиптер 7-толос

Основные элементы в архитектуре храмов Древней Греции

  • Основой всех греческих храмов служил фундамент из трех и более ступеней, который представляет собой плиты, выложенные из плоских отесанных камней.
  • Ступени дорического храма носят названия стереобат и стилобат . Верхняя часть храма получила название фронтон, от латинского frontis – лоб, передняя часть стены.
  • В греческой архитектуре использовался фронтон треугольной формы .

Основные элементы храма просты и органично связаны с конструкцией здания.

Ландшафт и архитектура в Древней Греции

Важным моментом в античной архитектуре является то, что в строительстве большое внимание уделялось природным условиям и тому, как построенный объект будет гармонировать с окружающим его пейзажем

Во время эпохи высокой классики создается самый замечательный ансамбль эпохи- Афинский акрополь.

Акрополь располагался на холме, возвышаясь над Афинами


На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике.


Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи. Тут возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды.

И конечно главный храм Акрополя Парфенон , который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке.

Обозначается тремя основными периодами: архаическим, классическим и эллинистическим.

Архаический период (VIII – VI века)

В те времена города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса. Об этом свидетельствуют раскопки храма Аполлона Терепиоса (Гермон), храма Геры (Олимпия), храма Афины (о. Эгида), «базилики» и храма Деметры (Пестум) и др. Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Классический период (V век до н.э.)

Наиболее известным памятником классического периода архитектуры является храмовый комплекс – Акрополь а , построенный в V – IV веках, но разрушенный в результате персидской войны. В восстановлении Акрополя во второй половине V века были задействованы великие архитекторы Иктин, Калликарт, Мнесиклет. Весь храмовый ансамбль был отстроен из сверкающего белого мрамора. Храм богини Афины – Парфенон – главный в комплексе и наиболее величественный. Он считается высочайшим достижением зодчества всех времен. Высота его колонн равна высоте колонн храма верховного бога Зевса, что в Олимпии. Но тяжеловесность храма Зевса сменилась изяществом, стройностью пропорций. В Парфеноне хранилась и афинская казна. На входе в Акрополь располагалось здание Пропилей, где находились картинная галерея и богатая библиотека. Это здание служило воротами в Акрополь. Восстановленный комплекс Акрополя должен был поражать строгими, спокойными формами, гармоническими пропорциями, сверкающим белым мрамором колонн, яркими красками, которыми окрашивались отдельные части зданий, и внушать мысль о силе, величии, могуществе державы и общеэллинском единстве. Кроме храмов, в соответствии с ландшафтом, строились и здания светского назначения: торговые и зрелищные комплексы. Стадионы располагали в естественных низинах, театры – на склонах холмов, чтобы зрительские места ступенчато опускались к сценической площадке – орхестре.

Эллинистический период (IV – I века)

Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн. Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.