Видным деятелем в области русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 -1814).

При Екатерине II предпринимается попытка развить просвещение для народа. Система народного образования была заимствована из Австрии, а воплощать ее в России был приглашен в 1782 г. Федор Иванович Янкович - серб по происхождению, знавший русский язык. В том же году была создана комиссия но учреждению народных училищ. Янкович перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, а также перевел, переделал и издал учебники: «Букварь», «Сокращенный катехизис», «Руководство к арифметике », «Священная история», «Руководство к российскому чистописанию » и др. Он проработал в сфере народного образования России более 20 лет.

Главные теоретические положения своих воззрений на образование изложены Янковичем в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783), составленном под влиянием педагогики Я. А. Коменского. Вкратце они сводятся к следующим рекомендациям: нужно учить учеников совокупно, т.е. вместе всех разом одному и тому же ; для этого их следует разделять на классы ; когда один ученик читает или отвечает, весь класс следит за отвечающим; книги должны быть у всех одинаковы, и дети время от времени читают все вместе вслух.

Совокупное наставление и чтение реформировали школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавались особые уроки, учитель особо прослушивал каждого ученика, у каждого была своя учебная книга. Например, в рязанской цифирной школе в 1727 г. 11 учеников учились счислению, 5 - сложению, 1 - вычитанию, 1 - приемам геометрии, 1 - десятичным дробям и т.п.

Были разработаны методы преподавания.

В «Руководстве» пространно говорилось о тех добродетелях, которыми должен обладать учитель: быть миролюбивым и порядочным, терпеливым, прилежным, иметь постоянную бодрость духа и тела; с учащимися поступать справедливо, быть к ним внимательным. Наказания учащихся могут состоять только в лишении приятных вещей, телесные же наказания запрещаются.

В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому учреждались два типа народных училищ - главные (5 лет) и малые (2 года). В каждом губернском городе предполагалось открыть главное, в каждом уездном, а также в селах - малые народные училища.

Причины крайне ограниченного применения широко задуманной системы народного просвещения заключались в том, что средств из государственной казны ассигновано не было, государство взяло в свои руки заведование школами, а расходы на школы предоставило населению. Кроме того, не было педагогического персонала - на всю Россию имелась только одна учительская семинария в Санкт-Петербурге, да и ту вскоре признали ненужной и закрыли. Обязанность подготавливать учителей была возложена на главные училища. Когда же появлялись люди с инициативой и развивали кипучую и разнообразную деятельность, такие как II. И. Новиков, их не только не поощряли, но и засаживали в тюрьму как политически неблагонадежных. Духовенство было малообразованным. Например, в 1786 г. в Казанской епархии 380 церковнослужителей едва могли читать, а другие вообще не умели ни читать, ни писать. Но все-таки духовенство представляло собой сравнительно образованный слой.

Наконец, не следует забывать общую коренную причину, затруднявшую проведение всех просветительских реформ того времени, - отсутствие в обществе осознания необходимости образования и школ. Еще слишком много было людей, убежденных, что школа только отвлекает мальчика от прямого практического дела - от прилавка, от сохи, от ремесла, от завода. Например, козловский купец, смотритель местного училища, находил , что все училища вредны и что их полезно повсеместно закрыть. И многие были закрыты, а в те, что остались, набирали учеников насильно. Так, в Тамбове забирали детей в школу с помощью полиции, в Вятке - также «силою власти».

По этим причинам просветительская реформа шла очень вяло. Учителями становились лица, присланные епархиальным начальством из духовных семинаристов.

Вследствие всех этих причин идеи Янковича не были восприняты современниками, его руководствам не следовали, обучение превратилось в механическое выучивание учебника наизусть.

Несмотря на все недостатки и трудности, к концу XVIII в. в развитии школы наметился прогресс. Хоть и с большим трудом, новые начинания стали проникать в школу, о чем красноречиво свидетельствует нижеследующая таблица.

Статистические данные об учебных заведениях России конца XVIII в. 1

Примечание. Речь идет о народных училищах; данные о сословных, ведомственных учебно-воспитательных заведениях в таблицу не внесены.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие новые тенденции в образовании появились в XVIII в. и каковы причины их возникновения?
  • 2. Какие новые типы школ были созданы и каково их предназначение?
  • 3. Какую роль выполняли Академия наук и университет, академические гимназии?
  • 4. Как способствовала деятельность М. В. Ломоносова развитию образования в России?
  • 5. Каковы заслуги в развитии образования И. И. Бецкого?
  • 6. Каким было первое сословное (для дворян) учебно-воспитательное заведение - кадетский корпус?
  • 7. Как началось развитие женского образования?
  • 8. Что было характерно для народной школы?
  • 9. Работа по группам: составьте по одной из тем перечень педагогических событий и дат и тест для других групп.
  • Кантерев П. Ф. История русской педагогии. С. 255.

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей – сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские классы» для подготовки будущих гувернанток.



В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины. В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах.

В 1779 году на деньги Прокопия Акинфиевича Демидова открыто Московское Коммерческое училище для детей купцов и разночинцев.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института. До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Школьная реформа1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения.


Развитие педагогической мысли в России во второй половине 19 века (Н.А. Корф, Бунаков, Тихомиров)

Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы.

В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.

От платы освобождались дети малоимущих родителей. В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Н.Ф. Бунаков - педагог, разделявший принципы органической связи школьного дела с народной жизнью, внимания к ученику и доверия к личности и труду народного учителя Характерным, «неоспоримым мотивом жизни современного человека является его национальная особенность: сознавать себя гражданином известной страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде - одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспаривать. «Школа... должна поддерживать в своих учениках чувство народности», - формулировал ученый, подподчеркивая значимость в воспитании народного чувства преподавания родной природы, отечественной географии, истории, родного языка и литературы. Идеалом возможно воздействовать на души детей, и нет в этом ни плохого, ни неразумного, - считает педагог-просветитель. Ученик и учитель в народной школе. Эти проблемы интересовали Н.Ф. Бунакова. Школа должна уже с первых дней приятия учащихся делаться для них «серьезным», «интересным, занимательным» делом. Ученик не просто трудится, усваивая новый для себя опыт, но трудится самостоятельно. Размышляя о бытии ученика и учителя в школе, Н.Ф. Бунаков приходит к уже отмеченному в отечественной педагогике взгляду народную школу как на нечто целостное и нравственное - живое одновременно. Условием поддержания нравственного «склада школьной жизни» является знание учителем жизни каждого из его учеников. Завершим обращение к наследию Н.Ф. Бунакова его мыслью о ненужности или даже вредности использования в школе «наказаний и наград». Наказания и награды дурно влияют и на ученика, и на учителя. «Возвышенным» и «благотворным» идеалом (отечество, добро, совесть, труд, люди и в этом вся человеческая вселенная) осмысление и развитие детской духовности, воспитание чувства соборности в душе человека (соборности, сберегающей право личности своей волей к Богу вопрошать и отвечать), представление перед детьми жизни как серьезного, самостоятельного духовного действия-подвига (учение как аналог такой жизни), доверие и следование детской душе в ее желании радостно, с интересом всматриваться в созданный Богом мир; бытие школы как живой соборной духовности (учителей и детей), которая следует правилам, но подчиняется только сердцу - учителя и ребенка; взгляд на учителя как живое явление русской культуры (и науки, в частности); осмысление образования ученика через призму абсолютных ценностей - эти идеи привнес в отечественную педагогику Н.Ф. Бунаков.


Система образования в Западной Европе в период Реформации и Контрреформации. Система иезуитского воспитания

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истину как неизменное отражение божественного провидения, Реформация предполагала дополнить божественные по своему происхождению истины.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения. Лидер последнего Томас Мюнцер (1490 - 1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования происходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом в развитии школьного образования.

В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение.

Учебных пособий, разработанных специально для детей, фактически не было вплоть до XVI в. Распространение элементарного образования шло медленно и трудно. Элементарное образование можно было получить только в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. Значительная часть детей не получала даже начатков образования. Учебные заведения повышенного общего образования XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были связаны с предшествующими городскими и церковными школами.

Борьба за единство веры повысила интерес к школе как аппарату воспитания масс не только в протестантском реформационном движении, но и в пришедшем ему на смену католическом, с конца 50-х годов XVI в. в качестве противостоящей лютеранству силе выступила Контрреформация. Католическая реакция была направлена не только против реформационных религиозных движений, но и против светской гуманистической культуры. Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491-1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность. Контрреформация стала создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. А с целью привлечения к себе господствующих классов она развернула активную деятельность и в направлении средней и высшей школы. Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в их системе обучения и воспитания представляли такие методы, как межклассное и внутриклассное соревнование, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и многое другое. То все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой лежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность римско-католической религии, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области образования, оказалась по сути своей реакционной, уводящей человека от идеала саморазвивающейся творческой личности.

В своем роде только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм Возрождения оказал значительное влияние на определение типа воспитания в новое время. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-разному определяли взаимоотношение индивида и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.

Боевым органом контрреформации стал Орден иезуитов ("Общество Иисуса"). Этот орден был основан Игнатием Лойолой в 1540 г. Иезуиты в отличие от монахов других орденов жили в миру, нередко являясь политиками, дипломатами, придворными, воспитателями и учителями, врачами.
Борьбу против Реформации в Испании возглавлял сам король Филипп II.

Воспитание и образование во второй половине XVIII века.

В век Екатерины продолжает развиваться светское воспитание и образование. Государство, как и прежде, испытывает сильную нужду в грамотных людях для своего бюрократического аппарата. Церковь, встревоженная падением авторитета клира, добивается грамотности и образования духовенства.

По данным 1797 г. процент грамотного сельского населения ровнялся 2,7%; городского – 9,2%, при этом стоит учесть, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% составляли горожане. Критерий грамотности был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, который мог вместо крестика подписаться.

Потребность в знаниях была осознана многими, но удовлетворить ее было непросто. Противоречивость русской жизни в области народного образования сказалась едва ли не в большей степени, чем в других областях культуры.

На образование народа в XVIII существовали различные, часто противоположные взгляды, которые определялись социальным статусом, степенью образованности и уровнем понимания государственных задач конкретного носителя этих взглядов.

Многим деятелям этого времени не была чужда мысль об образовании народа. Так князь М. М. Щербатов вполне в духе «века Просвещения» признавал, что можно «между пахарей» найти многих Александров и Цезарей. Однако поскольку они «родясь с сохой, с сохой и умирают, никогда не подозревая такие дарования иметь», то Александров, Цезарей и Сципионов нужно искать не у сохи, а среди «благородных» /11/.

Государство эпохи Екатерины устраивало школы, но исключало из сферы образования основную массу народа. Как обычно, на школы не хватало денег. Кроме того, для крепостных крестьян образование просто не предусматривалось.

Ко всему этому стоит прибавить, что ни опыта в организации народного просвещения, ни разработанной педагогической теории не было. К тому же в такой громадной, многонациональной и неравномерно развитой стране, как Россия, естественно возникало множество сложностей.

Развитие образования во время царствования Екатерины Великой условно можно разделить на два периода:

Первый, 1755- 1782 гг. характеризуется развитием просветительских педагогических идей, возрастающей ролью Московского университета, осознанием необходимости государственной системы народного образования, реформами учебных заведений.

Второй, начинается школьной реформой 1782-1786 гг. – первой попыткой создания государственной системы народного образования. Заканчивается этот период школьной реформой 1804 г.

Итак, первый период связан с осуществлением и развитием в деятельности Московского университета основных положений М. В. Ломоносова, что имело принципиальное значение не только для русской педагогики, но и для русской культуры в целом /12/.

Московский университет возник в период подъема общественной мысли, когда складывалось русское Просвещение. С полным правом, первыми русскими просветителями можно назвать М. В. Ломоносова и большинство его учеников. Новые педагогические идеи развиваются под влиянием идей Просвещения. Тем более что в системе общественных воззрений просветителей проблемы воспитания и образования занимали ведущие позиции.

В 60-80 гг. в России расцветает публицистика, и в журналах начинают печататься статьи по проблемам образования и воспитания, при чем не только в учебных заведениях, но и в семье. Появилась даже статья о самовоспитании.

В это же время в нашем отечестве усиливается интерес к западноевропейской педагогической мысли. Профессор Московского университета Н. Поповский переводит сочинение виднейшего английского просветителя и философа Д. Локка «О воспитании детей…». Идеи Локка, направленные против средневековой педагогики, основой которой являлся принцип устрашения ребенка, подавления его личности, были очень близки русским просветителям.

Русская педагогическая мысль развивалась и под влиянием идей Ж. Ж. Руссо. Требование «естественного воспитания», которое раскрывает, а не извращает добрые природные свойства личности, беспощадная критика средневековой морали, все это находило отклик в сердцах русских педагогов. Знакомы были русские просветители и с педагогическими высказываниями Я. А. Каменского. Эти педагогические размышления способствовали тому, что русские просветители-гуманисты начали выступать за гармоническое развитие человеческой личности путем воспитания, основанного не на подавлении личности ребенка, а на уважении к ней.

Идеи просвещения становятся наиболее привлекательными для передовых людей того времени. И. И. Бецким, Н. И. Новиковым высказываются мысли о воспитании и образовании «новых людей» и «полезных граждан». Сама Екатерина разделяет эти воззрения.

Екатерина II и те, кто по ее поручению занимался проблемами образования, были «детьми века Просвещения». Им казалось, что если с младых ногтей правильно воспитывать человека, то можно создать «новую породу людей». Это будут просвещенные, гуманные дворяне, купцы, промышленники и ремесленники. Просвещенные дворяне стали бы

по-отечески заботиться о своих крепостных, не озлобляя их излишней жестокостью, а купцы, промышленники и ремесленники прилежно бы трудились. Разумеется, они должны быть всецело преданы престолу и не склонны к «вредным умствованиям». Управлять такими подданными просвещенному монарху было бы спокойно и приятно. Монарх должен господствовать не только над телами, но и над душами и умами подданных.

Поэтому в 60-70 годах была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, в которой могли бы реализоваться эти мечты. Осуществление задуманного Екатерина поручила Ивану Ивановичу Бецкому (1704-1795). Бецкой был известным педагогом и общественным деятелем эпохи. Сын фельдмаршала, князя И. Ю. Трубецкого, И. И. Бецкой родился в Стокгольме, где его отец был в плену. Будучи внебрачным ребенком, он унаследовал сокращенную, без первого слога, отцовскую фамилию. В царствование Елизаветы Петровны служил в коллегии иностранных дел. Получив отставку, пятнадцать лет провел заграницей, где познакомился с французскими просветителями – Дидро, Руссо, Гримом. Вернувшись в Россию, в 1761 году представил проект реформы народного образования, который в 1764 г. был одобрен Екатериной. И. И. Бецкой представил «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором ставил грандиозную задачу: «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение…». Он полагал, что «самые мудрые законы без добрых нравов не сделают государство счастливым, и что нравы должны быть впечатлеваемы на заре жизни». В своей программе он перечислил добродетели, которые следовало воспитывать в детях: веру в Бога, благонравие, дружелюбие, бережливость, опрятность, терпение и т. п. Реформатор поощряет детскую резвость, живость, охоту к забавам и играм, считая, что это «есть главное средство к умножению здоровья и укреплению телесного сложения».



Дать правильное воспитание, по мнению Бецкого, можно, изолировав детей от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училище до 18-20 лет, они должны встречаться даже с ближайшими родственниками только по определенным дням и в присутствии воспитателей. Бецкой разработал целую систему игр и занятий, чтобы «упражнять детей в различных мастерствах и рукоделиях».

В его проекте строго проводился сословный принцип. Дворянские дети должны учиться в кадетских корпусах и «училищах для благородных девиц», а разночинцы - в училище при Академии художеств и воспитательных домах во всех губерниях.

Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие – «третий степень людей» - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей. Первые две «степени» – дворяне и крестьяне. Об образовании крестьянских детей речь вообще не шла, крепостных ни в одно училище не принимали.

Согласно проекту, по инициативе И. И. Бецкого, были открыты: училище при Академии художеств; воспитательные дома для сирот и «безродных» младенцев в Петербурге и Москве; Общество двухсот благородных девиц с отделением для мещанских девиц – в Петербурге; коммерческое училище и кадетские корпуса, реорганизован Сухопутный шляхетный корпус /13 А/.

Для всех училищ Бецкой разработал уставы, в которых высказано немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Уставы училищ утверждались императрицей и неоднократно публиковались, что способствовало распространению новых взглядов на воспитание и образование. К сожалению, действительность показала, что сочинять уставы и проекты гораздо проще, чем создавать на практике учебные учреждения. Благие намерения Бецкого разбивались о неумение, невежество, недобросовестность многих воспитателей.

Смольный институт

Однако среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русского просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), которое положило начало женскому среднему образованию в России.

Мысль о том, что женщинам тоже необходимо образование очень медленно проникала в сознание людей XVIII века. В «высшем свете», как правило, ограничивались элементарным обучением грамоте, дочерей учили французскому языку, танцам, хорошим манерам. Серьезным образованием владели немногие женщины того времени. Княгиня Е. Р. Дашкова – будущий президент Российской академии наук – писала: «Смело могу утверждать, что кроме меня и великой княгини (будущей императрицы Екатерины II – М. Л .) в то время не было женщин, занимавшихся серьезным чтением» /14/.

Бецкой считал, что государство должно взять на себя воспитание «юношества обоего пола», так как правильно воспитанные матери будут воспитывать «новую породу людей». Кроме того, благодаря подобным учебно-воспитательным учреждениям, можно было помочь небогатым дворянам в воспитании дочерей, а из девиц мещанского сословия подготовить гувернанток, учительниц, рукодельниц.

В 1764 г. в Петербурге открылось первое женское дворянское учебное заведение – женский воспитательный институт, (его называли Смольным по имени монастыря, рядом с которым он был расположен) или Императорское воспитательное общество благородных девиц. В него принимали девочек из семей потомственных дворян. Курс обучения был рассчитан на 12 лет и начинался с 6-летнего возраста. Институт являлся закрытым учебным заведением на 200 учащихся.

В указе, разосланном по всей стране говорилось, что каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию», однако на это приглашение никто из провинциальных дворян не откликнулся. Первый курс набрали исключительно из девочек знатных петербургских фамилий. Позже в институт стали принимать в основном небогатых дворянок, это было особым отличием, привилегией. Иногда туда попадали девушки из знатных семей, как правило, это были сироты. Если какой-нибудь заслуженный генерал погибал на поле сражения, то императрица из милости могла зачислить его дочь в институт.

Все обучение длилось девять лет. В институт брали маленьких девочек шести-семи лет, и в течение девяти лет, они, как правило, не видели дома. Родители, жившие в Петербурге, могли посещать детей, но посещения эти строго ограничивались. А небогатые родители девочек из провинции из-за дороговизны поездки в Петербург чаще всего этого сделать не могли.

Ученицы делились на четыре возрастные группы (позже – три), по 3 года в каждой, и в каждом «возрасте» барышни носили платья определенного цвета. Девочки 6-9 лет одевались в светло-серые платья. Они изучали закон Божий, русский, французский, немецкий и итальянский языки, арифметику, рисование, танцы и рукоделие. Девочки 9-12 лет носили коричневые платья с белыми коленкоровыми передниками (их называли «кофейные»). Кроме перечисленных предметов они изучали историю, географию и домоводство. Смолянки 12-15 лет одевались в платья голубого цвета и носили прозвище «голубые» или «отчаянные». В силу переходного возраста они безобразничали, дразнили младших, не делали уроков. «Голубые» дополнительно занимались словесными науками, в том числе «стихотворством», а так же физикой, архитектурой и геральдикой. Девушки 15-18 лет ходили на занятия в зеленых платьях, но назывались «белыми» из-за того, что у них были белые бальные платья. Этим девочкам разрешалось устраивать в институте балы, где они танцевали друг с другом («шерочка с машерочкой»), а в особых случаях на бал приглашалось ограниченное число придворных кавалеров. На уроках «белые» повторяли пройденное и усиленно занимались домоводством, рукоделием и счетоводством.

В уставе общества было сформировано, в чем состоит «совершенное молодых девиц воспитание». Это христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, чистое, к добру склонное сердце, приличная благородным особам скромность и великодушие.

Цель воспитания по системе Бецкого – изгонять зародыши гордости и самомнения: «дабы не думали никогда, что уже совершенны, старались они час от часу лучше быть» /15/.

Особое внимание в воспитании девочек уделялось физическому развитию. Ученицы много времени проводили на свежем воздухе. Девочки играли в подвижные игры, закалялись. По воспоминаниям одной из выпускниц, зимой в дортуарах было холодно, а в воде для умывания плавали льдинки. Пища была простая, исключалось острое и пряное.

В Смольном институте не допускались телесные наказания. Наказывали лишением прогулки с другими детьми, стоянием на одном месте, лишением завтрака или обеда (лишать ужина запрещалось).

Много внимания уделялось, как мы бы сейчас сказали, эстетическому воспитанию. Смолянки ставили домашние спектакли, оперетты, балеты. Считалось, что для воспитания светской девушки театр может сыграть важную формирующую роль. Екатерина II приказала поставить детский театр на широкую ногу: для этих спектаклей писала и сама императрица, и лучшие литераторы того времени, костюмы для спектаклей и концертов шили портные придворного театра, декорации писали тоже придворные мастера. Ведущие балетмейстеры и драматические актеры готовили воспитанниц к спектаклям. Не мудрено, что оторванные от своих семей девочки увлекались театром и играли очень хорошо. Наиболее способные девочки выступали в Эрмитажном театре. Г. Р. Державин писал о смолянках:

Пеньем душу восхищали,

А красотою всех сердца…

Воспитательному обществу благородных девиц и Екатерина II, и Бецкой уделяли на много больше внимания, чем другим общественным заведениям. На него были отпущены большие средства. И. И. Бецкой часто бывал в Смольном, устаивал прогулки по Летнему саду, поездки в Царское Село. Посещала Смольный и императрица.

Первый выпуск смолянок состоялся в 1773 г. Их торжественно, с музыкой повезли на прогулку в Эрмитажный сад, где собралась избранная публика. Лучшие воспитанницы по окончанию института получили шифр (это украшенная бриллиантами монограмма императрицы) и могли стать фрейлинами, что для бедной дворянки было очень важно.

В 1765 г. на следующий год после открытия Смольного института было основано «Особливое училище при Воскресенском Новодевичьем монастыре для малолетних девушек» - закрытое женское учебное заведение для девочек мещанского сословия на 240 мест. Возраст воспитанниц был от 10-12 до 16-18 лет. Программы воспитания и обучения были такими же, как и у смолянок, но исключалась геральдика, география и история.

По окончании курса обучения девушек старались выдать замуж, если находились «достойные их состоянию женихи». В 1776 г. Екатерина II пожаловала из казны 100 тыс. рублей для «содержания и снабжения приданым из сих девиц, которыя сей помощи… ниоткуда иметь не могут».

К сожалению, педагогическая система Бецкого себя не оправдала. Из смолянок не получилось «новой породы людей». Они оставались людьми той же «породы», что их отцы и матери. Однако пребывание в закрытом учебном заведении накладывало на воспитанниц Смольного неизгладимый отпечаток. Родителям порой казалось, что их дети совсем другого склада, чем они. Воспитанные в искусственных тепличных условиях, напичканные «возвышенными» идеями, эти девушки в реальной жизни часто были беспомощными и беззащитными. Однако из этих девушек получались отличные жены – разбиравшиеся в домоводстве и домашней экономике, и вместе с тем достаточно образованные. Недаром, у некоторых передовых деятелей культуры жены были выпускницами Смольного института. Смолянками были жены В. В. Капниста, А. Н. Радищева и Н. И. Новикова.

Созданные по проекту И. И. Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей, а потребность в образованных людях не переставала расти. Многие дворяне обучали своих детей в частных пансионах, которые принадлежали большей частью французам. В таких пансионах много внимания уделялось шляхетным, т. е. светским наукам, геральдике, танцам, фехтованию, иностранным языкам. Изучение французского языка позволяло учащимся быть в курсе достижений европейской культуры и литературы. Их учили «культурным привычкам», благонравию и пристойному светскому поведению. В 1750-х гг. появились частные пансионы для девочек, а к концу столетия в столице было 28 иностранных вольных, т. е. частных школ.

В 1777 г. в Петербурге были основаны две народные школы для детей «обоего пола» - Екатерининская (32 ученика) и Александровская (93 ученика). Инициатором их создания был русский просветитель Н. И. Новиков. Содержались они за счет издания журнала «Утренний свет». Печатая в своем журнале статьи об этих школах, Новиков приглашал общество принять в них участие с помощью денежных взносов по 40 рублей в год на обучение каждого ученика.

Закрытые училища не могли решить задачи образования и воспитания, требовалась новая реформа народного образования.

В 1782 г. внимание Екатерины привлекла австрийская школьная система. По рекомендации австрийского императора Иосифа II в Россию приехал известный австрийский педагог серб Ф. И. Янкович де Мириево. Он хорошо знал русский язык, исповедовал православие. Для руководства реформой была образована Комиссия об учреждении училищ. Возглавил ее сенатор П. В. Завадовский. В городах должны быть созданы «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Малые училища были двухклассными. Их учебные планы совпадали с учебными планами 1 и 2 классов главных училищ, которые были четырехклассными.

В первых двух классах давали элементарное образование – чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис. В старших классах главных училищ изучали закон Божий, русский язык, арифметику, географию, всеобщую и русскую историю, общую и русскую географию, естественную историю, геометрию, архитектуру, механику. Иностранный язык изучался тот, «какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее по употреблению его в общежитии». Так, в южных губерниях изучали греческий язык, а в Иркутске – китайский. Для тех, кто хотел учиться дальше, дополнительно вводился латинский язык.

Екатерина продолжала верить в силу воспитания, поэтому главной целью училищ становится воспитание. Правда, теперь оно не рассматривается, как средство создания новой «породы» людей, а трактуется как «…руководство к закону Божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства, что воспитанием называется» /16/. Поэтому его главной задачей становится толкование правил для учащихся. Для этого Комиссией создается специальная книга «О должностях человека и гражданина» /17/. Она отвечает задаче направить стремление детей к достижению «истинного благополучия» и помочь им в этом. Истинное благополучие не в богатстве, а в чистой совести, здоровье и довольстве своим состоянием. Для того чтобы их достичь, надо «напоить душу нашу добродетелью», заботиться о здоровье, исполнять свой долг и знать правила хозяйствования.

Впервые эта книга была издана в 1783 году в двух вариантах: для учеников (180 стр.) и для учителей (250 стр.). Книга для учителей носит методический характер. Текст тот же, но к нему прилагаются вопросы, которые учитель должен задавать своим ученикам.

Были изданы и «Правила для учащегося в народных училищах». В «Правилах…» указывалось, что прием в училища бывает дважды в году, в другое время не принимали. Это вносило единообразие в учебный процесс, создавало возможность для введения классно-урочной системы. Еще совсем недавно в учебные заведения учащихся принимали в любое время.

Учились зимой с 8 до 11 часов и после обеда с 14 до 16, а летом – с 7 до 10 и с 14 до 17. Занятия начинались молитвой, которую читал учитель или кто-нибудь из учеников. Мальчики и девочки в классе сидели отдельно, им не разрешалось выходить из школы вместе. Телесные наказания запрещались.

В 1783 г. был издан перевод книги известного австрийского педагога И. И. Фельбигера «Руководство учителям первого и второго класса…», «Руководство» было обработано и адаптировано для русских условий учеником Фельбигера Янковичем.

Впервые русским учителям была предложена методика работы с классом. В одной из глав давалась методика опроса («вопрошания»), кроме того, в книгу была включена методика преподавания отдельных предметов. «Руководство» явилось новым словом в преподавании. Оно содержало немало дельных советов и указаний. Для училищ были изданы специальные учебники, во многих из них содержались методические указания учителям. Часть учебников Янкович составил сам, а для работы над другими привлек талантливых ученых. В частности, одним из наиболее удачных был учебник «Начертание естественной истории» академика В. Ф. Зуева. Естествознание впервые становилось учебным предметом. По учебнику Зуева учились до 1828 г.

Тогда уже становилось очевидным, что успех образования определяется в первую очередь педагогами. Янкович много работал над подготовкой учителей. В 1783 г. В Петербурге было открыть первое Главное народное училище. В него зачислили 35 студентов из Петербургской и Московской духовных семинарий. Из них Янкович стал готовить будущих учителей народных училищ. Курс обучения занимал 4 года. В двух высших классах преподавали адъюнкты и профессора Академии наук, в двух младших – подготовленные семинаристы. При училище имелись научные кабинеты и библиотека, выписывались русские и зарубежные журналы. В 1786 г. от Главного училища отделилась Учительская семинария. В ней были организованы 2 факультета: математический и исторический. Учащиеся одного факультета обязательно изучали сокращенный курс другого.

К 1786 г. были выпущены основные уставы и инструкции, изданы учебники и пособия, подготовлены учителя. В этом же году были открыты училища в 25 губерниях, в которых училось около 10 тыс. детей, а к концу века в 288 народных училищах обучалось более 22 тыс. человек, из них 1,5 тысячи девочек. В народные училища могли поступать дети всех сословий, но они открывались только в больших городах, поэтому крестьянские дети там учиться не могли.

Организация народных училищ – это большой прорыв в области российского образования. Впервые в России была создана система единообразно устроенных учебных заведений, с едиными планами, классно-урочным обучением, единой методикой.

Светская школа в России развивалась в трудных условиях. Честь и слава тем людям, которые в это трудное время сеяли «разумное, доброе, вечное», доказывали необходимость учения для всего народа, разрабатывали педагогическую теорию, методику обучения и воспитания.

Вопрос к I пункту. Вспомните, какие учебные заведения появились в России в первой половине XVIII века. Какие новые виды учебных заведений появились во второй половине XVIII века? Для просвещения каких сословий они были организованы?

В первой половине столетия в России существовали среднеспециальные учебные заведения (Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинское училище, Морская академия и т.п.), а также гимназии и университеты (большую часть века – только один университет).

При Екатерине II появились народные училища, воспитательные дома, солдатские, горные и мореходские школы. То есть государство стало заботиться об образовании простого народа, а не только высших слоёв общества. Продвинулось вперёд и женское образование – в 1764 году был создан Смольный институт. Профессиональное образование также развивалось. Например, появились медико-хирургические училища, которые уже при Павле I в 1798 году были преобразованы в Медико-хирургические академии.

Вопрос ко II пункту. Какова связь между развитием системы просвещения и науки? Что нового можно отметить в научной жизни России во второй половине XVIII века?

С развитием просвещения развивалась и наука, хотя связь не прямая – многие учёные, как и прочие дворяне, для завершения образования ездили в Европу, потому уровень просвещения на родине на них напрямую не влиял. Но эти процессы развивались параллельно, потому имели общие тенденции. Число учёных ширилось, как и число учебных заведений. В середине столетия Михаил Васильевич Ломоносов стал ведущим специалистом во многих областях науки потому, что других специалистов было мало. В правление Екатерины II мы видим уже целую плеяду российских учёных, каждый из которых работал в своей сфере науки.

Вопрос к III пункту № 1. Какова, на ваш взгляд, связь между развитием системы просвещения и технической мысли во второй половине XVIII века?

В развитии технической мысли большую роль сыграли не только дворяне, но и выходцы из народа. Потому большую роль сыграло образование для низших слоёв общества, например, народные училища, которые появились именно в екатериненскую эпоху.

Вопрос к III пункту № 2. Почему далеко не все технические новинки российских изобретателей были воплощены в жизнь?

В Европе многие технические новинки использовали предприниматели. Они хотели снизить расходы на производство, чтобы в годы кризисов не остаться без прибыли. В России не было слоя свободных предпринимателей, а дворяне, державшие мануфактуры в годы кризисов просто переводили крестьян обратно на обработку земли. Потому технические новинки порой вызывали интерес, но потребности в новых изобретениях не было.

Вопрос к параграфу № 1. Какие тенденции развития образования и науки были общими для России и европейских стран в эпоху Просвещения? А что их отличало?

И в России, и в Европе в образовании господствовали идеи Просвещения. Считалось, что человек рождается, словно чистый лист, его убеждения закладываются воспитанием. Потому из любого можно вырастить трудолюбивого и порядочного человека, а также свободного гражданина, нужно только должным образом организовать систему образования. Причём в России эти идеи господствовали безраздельно. В Европе шла борьба с системати образования монашеских орденов, прежде всего, иезуитов. В России подобного наследия прежних веков не было.

Вопрос к параграфу № 2. Подготовьте сообщение об одном из российских учёных второй половины XVIII века. Охарактеризуйте его вклад в развитие научных знаний и просвещение российского общества.

Аполлос Аполлосович Мусин-Пушкин родился в 1760 году в семье видного чиновника Аполлоса Эпафродитовича Мусин-Пушкина, который дослужился до должности президента Берг-коллегии (был им с 1767 года до своей смерти в 1771 году). Потому Аполлос получил лучшее для своего времени образование.

Будущий учёный потерял отца в 11 лет, но отцовские связи остались, потому у молодого человека не было проблем с протекцией. Помогли и связи тестя – Аполлос Аполлосович женился на представительнице влиятельного рода Голицыных, внучке фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына. За свою относительно недолгую жизнь он стал капитаном конной гвардии, действительным камергером и тайным советником (то есть дослужился до весьма высокого IV ранга). Был удостоен ордена св. Анны I степени. Но никаких обязанностей в связи с большинством занимаемых должностей, как и было положено чиновнику высокого ранга того времени, он не исполнял, по-настоящему работал лишь в Горной коллегии.

Аполлос Аполлосович вёл широкие научные изыскания в химии, минералогии и немного ботанике. Особенно его интересовала платина. В частности, он нашёл способ наносить платиновую амальгаму. Его избрали членом академий наук в Петербурге, Берлине, Стокгольме и Турине, а также Лондонского королевского общества.

В первые годы XIX века учёный отправился в минералогическую экспедицию в Грузию, незадолго до этого присоединённую к России. По делам Горной коллегии он искал новые залежи руд различных металлов, но научная программа экспедиции была гораздо шире, включала даже ботанику. Мусин-Пушкин прислал в Академию наук большую коллекцию минералов с научными пояснениями.

В этой экспедиции учёный заболел и умер в Тифлисе в 1805 году в возрасте 45 лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Система образования во второй половине 18 века

2. Деятельность И. И. Бецкого

3. Деятельность Н. И. Новикова

4. Деятельность А. Н. Радищева

Список использованной литературы

Введение

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В 1762 г. она писала: "Страсть этого года - писать о воспитании... формировании идеального человека и достойного гражданина".

Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в обсуждении вопросов воспитания и образования в рамках общеевропейского движения Просвещения. В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики с соблюдением собственных традиций.

Русские просветители включились в общеевропейскую полемику о воспитании. При этом они высказывали свои оригинальные суждения. В своих сочинениях они проводили идею свободного развития личности (Е. Р. Дашкова - "О смысле слова "воспитание", А. А. Прокопович-Антонский - "О воспитании", В. В. Крестинин - "Историческое известие о нравственном воспитании... ", Е. Б. Сырейщиков - "О пользе нравоучения при воспитании юношества", Х. А. Чеботарев - "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению", М. М. Снегирев -"Слово о пользе нравственного просвещения"). Авторы отвергли тезис о преимущественном "естественном воспитании" Ж. -Ж. Руссо и настаивали на приоритете общественного воспитания. Вместе с тем они не разделяли и мнения Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожности роли наследственности в воспитании.

Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым вниманием русской императрицы. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала "Мысли о воспитании" Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ф. Фенелона, Ж. -Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил "План Университета для России". В 1770-х гг. Екатерина особо интересовалась педагогической деятельностью И. Б. Базедова.

С течением времени педагогические пристрастия Екатерины претерпели эволюцию. Если в начале царствования императрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни она отошла от либеральных увлечений. Когда требовалось выбирать между идеалами Просвещения и устранением опасности для трона, Екатерина не колебалась. Свидетельство этому - судьбы выдающихся русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева. Первый по подозрению в масонском заговоре против императрицы был брошен в Петропавловскую крепость. Второй за то, что дерзнул публично осудить самодержавие, был отправлен в ссылку в Сибирь.

1. Система образования во второй половине 18 века

Своеобразным манифестом русской педагогики конца ХVIII в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета "Способ учения" (1771). В трактате провозглашены важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию.

Весьма примечательным событием стал спор о приоритете греко-латинской образованности. По свидетельству будущего президента США Дж. Адамса, который служил в 1781-1783 гг. в американском дипломатическом представительстве в России, в Петербурге "не было сколько-нибудь хорошего места для изучения латинского и греческого языков".

Оплот греко-латинской образованности, Славяно-греко-латинская академия, вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вводится преподавание древнееврейского и новых языков, а также целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учебным учреждением и перестает удовлетворять требования нового времени. Ее место занимают университеты.

Если при Петре I царила обязательная ("указная") программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.

Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербургский и Московский университеты. Так, М. В. Ломоносов свидетельствует, что в Петербургском академическом университете "ни образа, ни подобия университетского не видно". Профессора обычно не читали лекций, студентов как рекрутов набирали из других учебных заведений; новобранцы чаще всего "оказывались не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции". Сходная картина была в Московском университете. При открытии в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя - лишь 8. Занятия в среднем проходили 100 дней в году.

Это не значило, что в университетах замерла научная и педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Среди последних С. Н. Котельников (профессор математики), А. П. Протасов (профессор анатомии), Н. В. Попов (профессор астрономии). Профессора Московского университета и Академии наук публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я. А. Коменского, Ж. -Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родному языку, математике, географии, естествознанию и пр.). В трудах профессоров Московского университета и ученых Академии наук ("О пользе наук... " А. Н. Поповского, "Слово о... понятиях человеческих" Д. С. Аничкова и др.) поставлены важные вопросы нравственного, умственного и физического воспитания. Так, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и русских народных педагогических традиций.

Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - сухопутный и морской кадетские корпуса. Уставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; 2) полезные или художественные; 3) "руководствующие к познанию прочих искусств". К наукам первой группы относились нравоучение, юриспруденция, экономия. К наукам второй группы - общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура. К наукам третьей группы - логика, математика, красноречие, физика, священная и светская мировая история, география, хронология, латинский и французский языки, механика. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительные количество часов приходилось на французский язык.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.

Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Сначала воспитателями были немцы, затем их все чаще стали сменять французы. Первые иностранные гувернеры в большинстве оказались несостоятельными педагогами. Как говорится в указе 1755 г., "многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали".

В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции. На втором этапе (с начала 1780-х гг.) - влияние германского школьно-педагогического опыта.

В 1763 г. Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление... о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян".

Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

Профессор Московского университета Ф. Г. Дилътей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей ("рабские" или "дядские" школы). Предусматривалось создать две "дядские школы" - в Москве и Петербурге, более 20 "тривиальных школ" для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

В проекте "государственных гимназий" или "детских воспитательных академий", представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы - низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназначались для мальчиков и девочек. В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух первых типов. Предлагалось учителями делать представителей соответствующих конфессий; обучение вести на родном для "иноверцев" языке.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В разработке этих документов активное участие принял сербскохорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М. Е. Головин (1756-1790), выпускник Петербургского университета Ф. В. Зуев (1754-1794), профессор Московского университета Е. Б. Сырейщиков (ум. в 1790г.) и др.

"Устав... "провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. В документе утверждалось, что воспитание следует начинать с "малолетства", чтобы "семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили". Составители "Устава... " положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на "природном", т. е. русском, языке.

Согласно "Уставу... " 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.

Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

"Устав... " утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести "вопрошение". Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г., была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII в. из 500 городов училища имели 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.

2. Деятельность И . И . Бецкого

В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев - “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10-12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

От императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословии, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

И. И. Бецкой полагал возможным создать новую породу людей путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень всему злу и добру - воспитание”. Он надеялся на то, что первые воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Классовая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Главными средствами нравственного Боепитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.

Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также “увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в ободрение приводить, искореняя все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может”. Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Учить юношество следует, по его мнению, “больше от смотрения и слушания, нежели от твержения уроков”. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В “Генеральном плане Московского воспитательного дома говорилось по этому поводу: “Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать - никогда и ни за что не бить детей”.

Бецкой требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью. Но, провозглашая прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился об их выполнении в создаваемых правительством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого имели отпечаток классовой, дворянской ограниченности. Прежде всего это проявилось в его требовании “вкоренения в сердца детей “страха божия”, в его иллюзорной вере в то, что будто бы путем воспитания можно улучшить сословно-крепостнический строй, а также в его требовании изолировать детей от окружающей действительности, поместив их в закрытые учебно-воспитательные заведения.

В 1763 г. в Москве открылся первый в России воспитательный дом. Попечителем его был назначен Бецкой.

Воспитанники дома делились по возрастам: от 2 до 7 лет,. от 7 до 11, от 11 до 14. До 2 лет дети находились на руках кормилиц, после чего переводились в “общие покои”, где воспитывались в играх и трудовых занятиях. Обучение труду продолжалось в течение всего пребывания ребенка в воспитательном доме. Мальчиков учили огородным и садовым работам-и ремеслу, девочек - домоводству, вязать, прясть, плести кружева, шить, гладить, стряпать. В возрасте с 7 до 11 лет дети посещали школу, в которой занимались всего по одному часу в день, обучаясь грамоте и счету. От 11 до 14 лет в школе же дети изучали катехизис, арифметику, рисование и географию. Им давали очень небольшой объем знаний, за исключением нескольких воспитанников, считавшихся особо одаренными. Внутри каждой возрастной группы дети делились на три подгруппы. К первой относили тех, которые обнаружили большие способности к учению. Их полагалось обучать большему количеству учебных предметов, а по достижении 14 лет отправлять для продолжения учения в Московский университет или Академию художеств. Естественно, что в условиях крепостного строя в эту подгруппу попадало очень незначительное количество детей. Большинство воспитанников ждала тяжелая физическая работа. Во вторую подгруппу попадали дети, проявившие искусство в ремесленных занятиях; из них готовили искусных мастеров. В третью подгруппу включали детей, способных якобы только к физическому труду, которых по окончании срока пребывания в воспитательном доме определяли домашней прислугой к купцам и помещикам. Их тяжелая участь до некоторой степени смягчалась указом, по которому юношей и девушек, выпущенных из. воспитательных домов,. нельзя было делать крепостными. Указ гласил, что, если воспитанник-юноша женится на крепостной или девушка выйдет замуж за крепостного человека, они должны будут принести свободу тем, с кем вступали в брак, и своим будущим детям.

В 1770 г. в Петербурге было открыто отделение Московского воспитательного дома, вскоре ставшее самостоятельным Петербургским воспитательным домом; позже воспитательные дома открылись в провинциальных городах.

Учреждения по призрению сирот и бездомных детей существо вали на благотворительные средства, собираемые различными путями, в том числе на пожертвования богатых людей В интересах укрепления эксплуататорского строя богатые и знатные прибегали иногда к подачкам, одаривая своей “милостыней эксплуатируемые ими трудящиеся массы.

Создание благотворительных филантропических обществ вызывалось различными соображениями. Наибольшее значение имели стремление устранить опасность, грозящую покою угнетателей от наличия в стране бездомных, выброшенных из жизни людей, находящихся, вследствие своего неустроенного положения, в оппозиции к существующему строю. Поступками других благотворителей двигали побуждения личного характера: одни хотели прославиться при жизни, другие, творя “добрые дела на земле в соответствии с требованиями христианской нравственности, рас считывали на загробную жизнь в “раю”. Самолюбию царицы и других членов “воспитательных обществ”, в ведении которых находились воспитательные дома, льстили уставы и документы, регламентирующие работу домов, созданных Бецким и профессором Московского университета Барсовым. Но благотворители и “благодетели не имели в виду на деле следовать требованиям, сформулированным в этих документах.

Жизнь детей, находившихся в воспитательных домах, была очень тяжелой. В каждом доме набиралось очень много детей, иногда до 1000 человек. Огромное скопление детей пред-дошкольного и дошкольного возраста в то время, когда медицина не владела еще средствами борьбы с инфекционными болезнями, приводило к ужасающей детской смертности. В Петербургском доме в 1764 г. из 524 детей умерло 424, иногда из 100 детей умирало 83-87 и даже свыше 90. С 1772 г. воспитательным домам пришлось в целях предупреждения смертности младенцев передавать детей грудного возраста за плату на патронирование в деревни, но и это мероприятие очень тяжело сказывалось на судьбе воспитанников. В народе царские благотворительные учреждения по призрению маленьких детей называли “фабриками ангелов”.

Мизерные материальные средства, отпускаемые воспитательным домам, не давали возможности организовать уход за детьми, их воспитание в соответствии с требованиями медицины и педагогики. Ввиду широко распространенного в крепостнической России казнокрадства и лихоимства со стороны служащих и чиновников воспитанники домов не получали даже того скудного довольствия, которое им полагалось. Вследствие отсутствия заботы правительства о подготовке воспитателей дома были укомплектованы неквалифицированным персоналом, в них работали в большинстве случаев невежественные люди, получавшие за свою работу жалкое вознаграждение. “Воспитатели были далеки от тех гуманных требований, которые проповедовал И. И. Бецкой, они обращались с детьми народа грубо и жестоко, что поддерживалось всей системой сословно-крепостнических отношений.

3. Деятельность Н . И . Новикова

Видное место в истории русского просвещения второй половины XVIII в. принадлежит Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818). Новиков получил образование в Московском университете, и с этим же выдающимся учебным заведением России связан важный период его просветительской и книгоиздательской деятельности, завершившийся арестом и заключением в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. (Осужденный Екатериной II в 1792 г., он, спустя четыре года, был освобожден Павлом I.)

В петербургский период своей деятельности Новиков принимал активнейшее участие в создании независимых от государства народных училищ, мобилизовал общественную инициативу на организацию школ для непривилегированных сословии. В издаваемых им сатирических журналах “Живописец”, “Трутень и “Кошелек» Новиков проводил идею равенства людей, уважения человеческого достоинства, подвергал резкой критике дворянское воспитание.

С 1779 по 1789 гг. Новиков стоял во главе крупнейшего в России основанного на базе университетской типографии книгоиздательского и книготоргового дела. Среди многочисленных изданий важное место занимали учебники, азбуки, буквари и другие пособия для обучения детей. Новиков был создателем и редактором первого русского журнала для детей “Детское чтение для разума и сердца”. Это издание фактически явилось началом издания детской литературы в России, и выпущенные 20 книжек (номеров) журнала были окном в большой мир для нескольких поколений. Воспитательное и образовательное значение этого журнала высоко оценивалось С. Т. Аксаковым, В. Г. Белинским, Н. И. Пироговым.

Публикации Н. И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Так, в статье “О сократическом способе обучения впервые была выдвинута проблема создания педагогики как науки. В другой его статье “Об эстетическом воспитании впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

Особое значение имела статья “О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия”. Это, без сомнения, важнейший педагогический труд того времени, в котором глубоко и основательно рассмотрены вопросы физического, умственного и нравственного воспитания. В разделе “Об образовании разума Новиков сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и последующим развитием педагогической мысли.

Правило первое: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев.

Правило второе: упражняйте детей ваших или питомцев в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо.

Правило третье: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедлива оные себе представлять; гораздо. лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.

Правило четвертое: не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут.

Правило пятое: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

Деятельность и взгляды Н. И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России.

4. Деятельность А . Н . Радищева

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялся до понимания необходимости революционной борьбы с царизмом. Радищев оправдывал крестьянскую войну, возглавленную Пугачевым, он разрабатывал теорию народной революции и считал восстание народа единственным способом освобождения России от крепостничества и самодержавия. В. И. Ленин называл Радищева гордостью русского народа.

А. Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге “Путешествие из Петербурга. в Москву Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он страстно негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей.

Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении “Беседа о том, что есть сын отечества Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, борющийся с самодержавием.

Выдвигая перед воспитанием революционную задачу - формирование “сына отечества”, Радищев коренным образом расходился с официальной царской педагогикой в понимании патриотизма. В то время как в. казенных учреждениях (кадетских корпусах, институтах, школах, воспитательных домах) старались готовить из детей верных слуг самодержавия, и церкви, лжепатриотов, защищающих эксплуататорский строй, Радищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегося с самодержавием, не жалеющего своей жизни в том случае, если эта жертва “принесет крепость и славу отечеству”. Настоящий сын отечества ненавидит от всей души раболепствование, коварство, ложь, вероломство, сребролюбие... зверство и борется с носителями этих пороков.

Критикуя русских (Бецкой) и западноевропейских педагогов (Руссо и др.), которые выступали в это время с требованием изолировать детей от окружающей жизни, революционер Радищев подчеркивал: “Человек рожден для общежития... Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества, быть идейными борцами.

А. Н. Радищев вносил в педагогическую теорию революционность и материализм. Он утверждал, что человек является частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма.

Указывая на наличие у всех детей природных данных к развитию и воспитанию, Радищев вместе с тем считал, что формирование личности человека определяется не его природой; а обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. В отличие от Бецкого он не считал, что можно изменить общество путем воспитания. Наоборот, утверждал, что только в разумном обществе можно правильно организовать воспитание.

Радищев стоял за такую организацию воспитания, которая способствовала бы развитию в ребенке общественных интересов, стремлений к общему благу; говорил, что в развитии полноценной человеческой личности большую роль играет активное участие воспитанника в борьбе со всем косным во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, косным порядкам, невежеству корыстных людей.

А. Н. Радищев был зачинателем новой, революционной морали, основанной на ненависти к угнетателям, стремлении бороться с ними во имя счастья простого народа.

Настаивая на необходимости прививать детям истинную любовь к родине, к народу, А. Н. Радищев решительно выступал против свойственного дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечения французским языком. Он считал, что истинный патриот должен в совершенстве знать родной язык, что честь и достоинство настоящего гражданина требуют от него решительной борьбы с теми, кто не верит в силы своего народа.

Намечая широкий круг общеобразовательных знаний, которыми должен овладеть человек, Радищев многозначительно умалчивал о религии. Он считал, что самодержавие и церковь вместе, “союзно”, как он говорил, угнетают общество, что религия притупляет человеческие способности, парализует волю людей к борьбе.

Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, вытравить память о нем в сознании русских людей. Однако гневный голос великого патриота, мужественно звавшего на революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием, был услышан передовыми русскими людьми. Его произведения, запрещенные правительством, тайно распространялись в рукописях.

Огромна роль А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

Список использованной литературы

1. А. Н. Джуринский- История педагогики: Учеб. пособ. для студ. педвузов. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -432 с.