В Петербурге открылся форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления», организованный СПбГУ и ФСО России. В ходе пленарных заседаний ученые, представители власти и бизнеса обсуждают современные возможности обеспечения информационной безопасности и роль ситуационных центров в управлении государством.

Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) - это уникальный комплекс средств коммуникационной связи, своеобразный «центр управления полетами», который позволяет следить за всем, что происходит не только в конкретном регионе, ведомстве, университете, но и во всей стране.

Сегодня в России работает более ста таких центров: они помогают руководителям разных уровней, быстро получая и анализируя информацию, принимать максимально эффективные решения. Также СРСЦ широко применима для устранения транспортных проблем, работы на космодромах, ликвидации последствий лесных пожаров, терактов и других чрезвычайных ситуаций, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Planet Today.

Ситуационные центры активно открываются и в научных учреждениях, а одним из пионеров в этой области стал Санкт-Петербургский государственный университет, где первые ситуационные методы управления начали применять несколько лет назад.

«Открытость информации для Университета является нормой, - рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев. - В СПбГУ создана Виртуальная приемная, где публикуются все ответы на обращения к должностным лицам вуза, а каждый наш внутренний приказ заканчивается электронным адресом и обращением ко всем желающим отправлять на этот адрес предложения по совершенствованию документа. И таких методов огромное количество. Мы убеждены, что в жизни Университета, как и в жизни города или региона, должны принимать участие не только руководители, но и все, кому небезразлична его судьба. Именно поэтому ситуационные центры в таких организациях, как СПбГУ, должны вовлекать в собственные процессы управления еще большее количество людей».

Николай Кропачев также добавил, что очень важно выработать общие стандарты, которые позволят объединить ситуационные центры разных уровней, а значит, сделать систему госуправления эффективнее. Эту проблему во время пленарного заседания затронул и первый заместитель главного конструктора СРСЦ Николай Ильин. Он отметил, что мало просто собирать информацию, важно с помощью этих центров научиться строить прогнозы и предсказывать последствия управленческих решений.

«Сегодня ситуационные центры в основном решают задачи мониторинга, но пора смотреть шире и начинать заниматься многофакторным прогнозированием, вопросами стратегического планирования, текущего территориального и отраслевого планирования, управления проектами, - рассказал Николай Ильин. - Чтобы формировать правильные, обоснованные и эффективные решения, в процесс должны включаться эксперты. Уверен, что на форуме мы вместе выработаем конкретные направления совершенствования работы ситуационных центров».

Безусловно, в работе центров не обойтись без современных научных и технологических разработок, которые также представили участникам форума. Гости мероприятия смогли увидеть новейшие отечественные спутниковые и справочные системы, интеллектуальные системы контроля доступа, сервисы для визуализации данных и многое другое.

Представленные на выставке разработки высоко оценил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов: «Человечество вступило в следующую фазу развития - цифровую эру, и мы должны соответствовать требованиям, которые диктует новая эпоха. Сегодня мы видели достижения в области коммуникаций, в том числе петербургских ученых, среди которых очень много интересных решений, а некоторые уже внедрены в жизнь. Этот опыт обязательно нужно использовать - только так мы сможем вступить в новую эру с гордо поднятой головой».

Добавим, на выставке были презентованы уникальные ресурсы СПбГУ, которые позволяют собирать и обрабатывать информацию, необходимую для работы СРСЦ: Вычислительный центр и Центр социологических и интернет-исследований. Как рассказал первый проректор Университета Илья Дементьев, уникальный распределенный ситуационный центр СПбГУ давно перерос концепцию «комнаты с мониторами». Ее заменили современные информационно-аналитические системы, пронизывающие всю работу вуза: цифровая платформа Blackboard для управления обучением, система учета персонала SAP, система учета достижений ученых Pure, система электронного документооборота и делопроизводства «Дело» и ряд других продуктов.

Все это позволяет управлять такой крупной и многопрофильной организацией, как Санкт-Петербургский государственный университет, где сегодня учатся и работают более 40 000 человек. Уникальный опыт СПбГУ может помочь наладить систему управления в других научных организациях или органах власти - как отметили на форуме представители вуза, Университет готов делиться своими знаниями с коллегами.

20.08.2015, Чт, 17:08, Мск , Текст: Игорь Королев

Реализация указа президента Владимира Путина о создании системы распределенных ситуационных центров обойдется в 1,6 млрд руб., подсчитали в ФСО. Эти деньги из бюджета до сих пор не выделены, хотя система должна заработать уже в этом году.

Нужно 1,6 млрд рублей

ФСО и Минкомсвязи оценили затраты на реализацию проекта создания системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ). Согласно отчету Счетной палаты о составлении федерального бюджета на 2015-2017 гг., на эти цели запрашивалось i 1,61 млрд, в том числе в 2015 г. - i 840 млн, в 2016 г. - i 770 млн. Еще i 680 млн потребуются в 2018-2020 гг.

Для чего необходим ситуационный центр

Ситуационный центр (СЦ) - организационно-технический комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах госвласти. СЦ применяется для поддержки принятия управленческих решений на основе мониторинга событий и процессов, анализа их причин и последствий, а также прогнозирования развития ситуации.

Центр состоит из специализированного помещения, оснащенного комплексом телекоммуникационного оборудования (видео-конференцсвязь, средства визуализации информации и т. д.) и ПО класса «бизнес-аналитика» со специализированным информационно-аналитическим инструментарием (средства хранения, сбора, обработки и визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования).

Первый ситуационный центр - при Администрации Президента - появился в России в 1996 г. С тех пор многие органы федеральной и региональной власти обзавелись собственными подобными структурами. В 2009 г. была утверждена стратегия национальной безопасности, предусматривающая создание ситуационных центров, работающих по единому регламенту. В 2013 г. соответствующий указ подписал президент Владимир Путин .

Единая распределенная система

СРСЦ призвана кардинально повысить эффективность информационно-аналитической поддержки реализации госполитики в сфере социально-экономического и общественного политического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в том числе в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций.

Система является многоуровневой, территориально-распределенной и интегрированной структурой. Она включает в себя комплекс программно-технических средств, распределенный информационный фонд, комплексы информационных систем, защищенную телекоммуникационную сеть, центр управления и координации и комплекс обеспечения информационной безопасности.

Согласно указу президента, в 2013 г. должна была быть разработана и утверждена концепция информационной безопасности СРЦС, в 2014 г. - разработан единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по вводу новых ситуационных центров, а также введен опытный участок системы. В текущем году создание системы должно было быть завершено, в том числе должен быть введен в эксплуатацию центр управления и координации системы.

По плану, в 2015 г. доля органов госвласти, использующих ситуационные центры должна составить 30%, в 2020 г. - 90%. Доля государственных информационных систем, интегрированных в СРСЦ, в текущем году должна составить 10%, в 2020 г. - 80%.

Ведомством, ответственным за функционирование СРСЦ, является ФСО. Финансирование должно получать Минкомсвязи в рамках мероприятия «Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных ИТ», включенного в госпрограмму «Информационное общество».

На что потратить деньги

ФСО представило следующую смету расходов на два года. На разработку и внедрение распределенного центра управления и координации СРСЦ предлагалось направить i 445 млн. На типовые программно-технических комплексов для создания новых и модернизации существующих СЦ предполагалось потратить i 350 млн. На типовые программные комплексы информационно-аналитических систем для поддержки государственного управления и стратегического планирования - i 330 млн.

На типовые комплексы информационного взаимодействия элементов СРСЦ с информационно-коммуникационной инфраструктурой электронного правительства - i 200 млн.

Кроме того, i 150 млн предполагалось направить на создание комплекса обеспечения информационной безопасности СРПЦ. Еще i 110 млн - на формирование распределенного информационного фонда СРСЦ, включая обеспечение доступа к открытым и конфиденциальным данным государственных информационных систем, а также i 20 млн - на разработку проекта СРСЦ.

Минкомсвязи запросило выделить из бюджета в 2015-2016 гг. запрошенные ФСО средства, но данный вопрос не был согласован. Текущую судьбу проекта в министерстве не комментируют.

В последней декаде октября в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления», организованный ФСО России и Санкт-Петербургским государственным университетом. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, вузов, научных организаций и ИT-предприятий. Один из выводов состоявшихся дискуссий заключается в том, что без единой экосистемы ситуационного реагирования на вызовы времени не удастся повысить результативность принимаемых на разных уровнях решений. В новых технологических условиях предстоит переосмыслить роль и функции ситуационных центров. Организаторы мероприятия поставили перед делегатами цель – выработать рекомендации по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров как основы цифровой трансформации государственного управления. Сегодня в стране более 100 ситуационных центров разного уровня – в федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в корпорациях, прежде всего с государственным участием, и учебных заведениях. Среди вузов пионером в использовании технологий ситуационного управления стал Санкт-Петербургский государственный университет, где применяют и опробуют различные методики. Например, ответы на обращения к руководству и должностным лицам университета размещают в виртуальной приемной. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, возможности ситуационного центра позволяют приобщить к процессам управления вузом большее количество людей. Выступающие на пленарном заседании конференции отмечали необходимость выработки общих стандартов, на основе которых можно объединить ситуационные центры разных уровней. Переход от мониторинга […]


Полная версия доступна только зарегистрированным пользователям! 

25-27 октября в Таврическом дворце прошел Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) - 2017».

В форуме приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, более 125 федеральных и региональных органов власти, 23 ведущих вузов, 22 научных организаций Российской академии наук, руководители 58 IT-предприятий, всего 650 человек.

СПбГЭУ принял активное участие в работе форума. Ректор университета И.А.Максимцев являлся заместителем председателя программного комитета, а заведующий кафедрой информационных систем и технологий И.Л.Коршунов совместно с научным руководителем Центра долгосрочного прогнозирования и стратегическго планирования МГУ имени М.В. Ломоносова С.Ю. Малковым выступили модераторами секции 3 «Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами». Интересный доклад, по мнению участников, на секции сделал профессор Колбанев М.О. «Информационно-технологическая платформа цифровой экономики».

В резолюции форума было отмечено, что система распределенных ситуационных центров является технологической базой для развития цифровой экономики и цифрового управления Российской Федерацией. И задача ведущих вузов – осуществлять подготовку и переподготовку кадров для этих целей.