Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.

Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Лекция 4. Анатомо-физиологические механизмы речи (4ч.)

логопедия нарушение речь речевой

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что. локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, -но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вёрнике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной -- газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова).

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные -- неподвижными.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба -- это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй -- для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Строение речевого аппарата:


Центральный речевой аппарат (регулирующий):

Кора головного мозга:

* подкорковые узлы

* проводящие пути

* ядра ствола

Периферический речевой аппарат (исполнительный):

Дыхательный отдел:

* грудная клетка

Артикуляционный отдел (звукопроводящий):

* носовая полость

* ротовая полость * глотка


Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

1-головной мозг; 2-носовая полость, 3-твердое небо; 4-мягкое нёбо, 5-губы; 6-резцы, 7 - кончик языка, 8-спинка языка; 9 - корень языка, 10-глотка, 11-надгортанник, 12-гортань, 13-трахея, 14-правый бронх; 15-правое легкое, 16-диафрагма, 17-пищевод, 18 - позвоночник, 19 - спинной мозг

Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

Рис. 3. Профиль органов артикуляции: 1 - губы. 2 - резцы, 3 - альвеолы, 4 - твердое нёбо, 5 - мягкое нёбо, 6 - голосовые складки, 7 - корень языка. 8 - спинка языка, 9 - кончик языка

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Понятие об обратной связи. Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:

1) с помощью слуха;

2) через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу - импульсы идут от центра к периферии и далее - от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического двигательного аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох - относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в практике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Фонаторный отдел периферического речевого аппарата анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.

Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок.

Основной и дополнительный тоны голоса модулируются системой резонаторов. Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску.

В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой.

Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Частотный диапазон голоса человека измеряется в герцах. Частотный диапазон разговорного голоса составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. У мужчин частотный диапазон голоса составляет 80-150 Гц, у женщин - 120-400 Гц, у детей он значительно выше. Так как человеческий слух неодинаково чувствителен к звукам разной частоты, то воспринимаемая громкость голоса зависит не только от абсолютной силы, но и от его частотных характеристик. Высокие голоса ощущаются, как более громкие.

В голосовом диапазоне существуют тембровые различия, которые по аналогии с музыкальными инструментами носят название голосовых регистров. В человеческом голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Речь - одна из сложных высших психических функ­ций человека, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речево­го общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посред­ством языка. Язык - это система фонетических, лекси­ческих и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, свя­зывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Структурные эле­менты языка - фонетика, лексика, грамматика.

По степени использования языковых средств выделяют­ся 4 вида речи: 1) аффективная - выражение отношения к ситуации; 2) диалогическая - ситуативная речь; 3) устная монологическая - контекстная речь; 4) письменная моно­логическая. Импрессивная речь - понимание чужой речи, экспрессивная речь - говорение.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: ус­тную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредствен­ном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Отличительными чертами диалога являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность, т.е. предмет или тема об­суждения существуют в совместной деятельности или не­посредственно воспринимаются.

Монологическая речь - последовательное, связное из­ложение одним лицом системы знаний, это речь, обращен­ная к самому себе или другим, не рассчитанная на непос­редственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Для монологической речи характерны: последовательность, до-


казательность и развернутость, которые обеспечивают связ­ность мысли; грамматически правильное оформление; вы­разительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической и по содержанию, и по языковому оформлению, она предполагает достаточно высокий уро­вень речевого развития говорящего.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она наи­более развернута, обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навы­ки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамма­тически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полно­ценное развитие письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходит неосознанная об­работка языкового материала, накопление звуковых и мор­фологических обобщений, которые предопределяют готов­ность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письменной речи различной тяжести.

Внутренняя форма речи - это беззвучная речь, скры­тое мышление в словесной форме, мышление «про себя» и «для себя». Внутренняя речь отличается по своей струк­туре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внеш­ней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблю­дается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс пре­вращения мысли в речь и подготовка речевого высказыва­ния. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мо­тив или замысел, который известен говорящему лишь в са­мых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений,


отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее выделяются необходимые смысловые связи, и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Реализация устной речи происходит благодаря ко­ординированной работе периферического речевого аппа­рата, которая обеспечивается центральной нервной сис­темой.

Возможность правильно ответить на вопросы о механиз­мах речи, их природе дает нам учение И.П. Павлова о выс­шей нервной деятельности человека и о взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Ощущения и воспри­ятия, сигналы первого порядка возникают благодаря орга­нам чувств, анализаторам, ведущими среди которых яв­ляются зрительный, слуховой и двигательный. Человек может познавать и отражать, окружающий мир не только через первую сигнальную систему, но и через сигналы вто­рого высшего порядка - слово, речь. Таким образом, сло­ва, речь, а также те анатомо-физиологические механизмы, благодаря которым человек овладевает речью, И.П. Пав­лов называл второй сигнальной системой, которая раз­вивается на базе первой.

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Ано­хина, А.Н. Леонтьева, A.P. Лурии и других ученых уста­новлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональ­ные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Знание строения и функциональной организации ре­чевой деятельности позволяет представлять сложный ме­ханизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат человека состоит из двух тесно свя­занных между собой частей: центрального (или регули-


рующего) речевого аппарата и периферического (или ис­полнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимуществен­но левого полушария у правшей), подкорковых узлов, про­водящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и ар-тикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной дея­тельности, развивается на основе рефлексов. Речевые реф­лексы связаны с деятельностью различных участков моз­га. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные нижние извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. В са­мой нижней части премоторной извилины левого полу­шария мозга (главным образом правшей) расположена об­ласть, в центре которой находится зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. Верхние височные извилины являются речеслуховой об­ластью, куда поступают звуковые раздражения. На зад­нем участке височной извилины находится зона Верни­ке, с функцией которой связывают восприятие речи. Для понимания речи определенное значение имеет теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью, обеспечивает восприятие буквенных изображе­ний при чтении и письме, а также зрительное восприя­тие ребенком артикуляции взрослых в процессе форми­рования речи.

С деятельностью правого полушария связывают регули­рование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонаци­онные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.

С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, мор­фологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и дол­говременная память.


Анатомо-физиологические механизмы речи

В настоящее время выяснено, что только 15% левору-ких имеют центры речи в правом полушарии. У 70% лево-руких эти центры представлены в левом полушарии, у 15% центры речи представлены билатерально.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительно­стью речи. Часть ядер подкорковой области входит в стрио-паллидарную систему, которая обеспечивает ритм движений, в том числе и речевых, а также принимает непосредственное участие в автоматизации двигательного акта (3).

Проводящие пути связывают кору головного мозга с пе­риферическими органами речи. Различают центробежные (эфферентные) нервные пути - от коры мозга к перифе­рическому речевому аппарату и центростремительные (афферентные) пути - от области речевых органов к коре головного мозга.

К речи имеют отношение 6 пар черепно-мозговых не­рвов, берущих начало в ядрах ствола мозга и иннервирую-щих все органы периферического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть (жевание, открывание рта); ли­цевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мыш­цы, осуществляющие движения губ, надувание и втягива­ние щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки, мягкого неба, задней трети языка. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий снабжает мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв ин­нервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв сообщает язы­ку возможность разнообразных движений. Через эту систе­му черепно-мозговых нервов нервные импульсы передаются от центрального речевого аппарата к периферическому и приводят в движение речевые органы.

Таким образом, реализация устной речи происходит бла­годаря координированной работе периферического речево­го аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонатор-ный (голосовой) и артикуляционный отделы периферичес­кого речевого аппарата.


Дыхательный отдел составляет энергетическую осно­ву речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, бронхами, трахеей, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы.

Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воз­душная струя осуществляет одновременно голосообразую-щую и артикуляционную функции (помимо своей основной функции - газообмена).

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) продол­жительность вдоха и выдоха примерно одинакова. По спо­собу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное. В свою очередь реберное дыхание бывает ключичным, вер­хнереберным и нижнереберным. Наиболее рациональным является грудобрюшное дыхание (диафрагмальное), при котором обеспечивается не только достаточный объем воз­духа, но и оптимальная пластичность дыхательных дви­жений.

В процессе речи существенно увеличивается продолжи­тельность выдоха, увеличивается объем вдыхаемого и выды­хаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания име­ет рациональный способ расходования воздушной струи.

Фонаторный (голосовой) отдел периферического ре­чевого аппарата анатомически представлен гортанью и на­ходящимися в ней голосовыми складками. Гортань пред­ставляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глот­ку, снизу - в трахею.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длин­нее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин - 18-20 мм. У детей гортань растет в разные периоды неравномерно. За­метный ее рост происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Анатомо-физиологические механизмы речи

Голосовые складки своей массой почти совсем закрыва­ют просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосо­вую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, го­лосовые складки раздвинуты.

При фонации (голосообразовании) голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные дви­жения, порождающие звуковые волны. Колебания голосо­вых складок совершаются в поперечном направлении, пре­вращая струю выдыхаемого воздуха в колебания частиц воздуха, воспринимаемые нами как звуки голоса. Частот­ная и силовая характеристики человеческого голоса явля­ются отражением амплитуды и частоты колебания голосо­вых складок.

Голос обладает силой, высотой и тембром. Высота голо­са зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она, в свою очередь, зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они тол­ще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения. Частот­ный диапазон голоса человека измеряется в герцах (Гц). У мужчин он составляет 80-150 Гц, у женщин - 120-400 Гц, у детей он значительно выше.

Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, которая определяется силой выдоха. Значитель­ное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость с его придаточными пазухами), которые являются усилителями звука. Величина и форма резонаторных поло­стей, особенности строения гортани влияют на индивиду­альную «окраску» голоса, или тембр. Окраска голоса от­ражает эмоциональное состояние говорящего.

Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата представлен полостью рта, верхней и нижней челюстями, языком, губами, твердым и мягким небом, аль­веолами (бугорки над передними верхними зубами). Под­вижными органами артикуляции являются: язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть.


Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, час­тично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во вре­мя глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, подни­мается вверх, открывая проход в полость рта и одновре­менно закрывая проход в носоглотку. Носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мяг­ких вариантов (небная занавеска опущена и открывает про­ход в полость носа).

Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте прини­мают участие мышцы губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, и мышцы шеи.

Язык представляет собой массивный мышечный орган, который не имеет сухожилий. Передняя часть языка под­вижна, задняя фиксирована и носит название корня язы­ка. В подвижной части языка различают кончик, передний край, боковые края и спинку.

Сложно переплетенная система мышц языка, разнооб­разие точек их прикрепления обеспечивают возможность из­менять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет большое значение, так как язык участвует в образо­вании всех гласных звуков и почти всех согласных звуков (кроме губных). Наиболее сложные мышечные синергии, т.е. одновременные сокращения разных мышечных воло­кон, относящихся к разным функциональным группам, не­обходимы для артикуляции переднеязычных звуков (смыч­ных, щелевых, дрожащего р).

Артикуляцией называется работа периферических ор­ганов речи по воспроизведению звуков. Гласные звуки - это своего рода «озвученный выдох». При их артикуля­ции происходит тоническое напряжение мышечных сте­нок резонаторных полостей при отсутствии преграды на пути выдыхаемого воздуха. При произнесении согласных звуков нижняя челюсть, губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, аль­веолам, зубам, а также при сжатии губ или прикоснове­нии их к зубам.


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, расположенным во всей надстав­ной трубе. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового виб­ратора.

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между губами и зубами, а также прорываемые струей воз­духа смычки между этими органами. При помощи шумово­го вибратора образуются глухие согласные. При одновремен­ном включении тонового вибратора (колебания голосовых складок) и шумового вибратора образуются звонкие и сонор­ные согласные.

Итак, дыхательный отдел периферического речевого ап­парата служит для подачи воздуха, фонаторный отдел - для образования голоса, артикуляционный отдел является резонатором, который дает звуку силу и окраску и образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляцион­ного аппарата.

Для осуществления произношения слов в соответствии с задуманной информацией в коре головного мозга произво­дится отбор команд для организации речевых движений, т.е. артикуляционной программы, которая реализуется в периферическом отделе речевого анализатора в виде устной (экспрессивной) речи.

Понятие об обратной связи. Для правильного осуществ­ления речевого акта необходим контроль с помощью слуха и через кинестетические ощущения. При этом важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетичес­кий контроль позволяет предупредить ошибку и внести по­правку до того, как звук будет произнесен. Обратные импуль­сы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. За­тем от центра посылается импульс, который вызывает точ­ную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит, пока не будут со­гласованы артикуляция и слуховой контроль.


Анатомо-физиологические механизмы речи __________________

Слуховой контроль действует лишь в момент произнесе­ния звука, благодаря чему человек замечает ошибку. Что­бы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и про­контролировать ее. Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Строение и функционирование детского речевого ап­парата и речевого аппарата взрослых существенно отли­чаются. У детей кора головного мозга еще недостаточно диф-ференцированна, бедна условными связями, отдельные ее участки пока не специализированы на функциях. Перифе­рический речевой аппарат еще не полностью сформиро­ван: недостаточно дифференцированны движения органов артикуляции, не отрегулировано дыхание, недостаточно развиты гортань и голосовые складки. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы центральный и пе­риферический отделы речевого аппарата были нормально устроены и нормально функционировали, а также чтобы ребенок слышал правильную речь.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Для развития речи ребенка очень важно наличие полно­ценного слуха. Ребенок овладевает умением подчинять де­ятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, по­ступающим от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Даже небольшое снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда наруша­ется произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них развивается так же, как и у нормально слышащих детей, но не получает подкрепле­ния со стороны слухового восприятия и постепенно угаса­ет. В таких случаях без специального педагогического воз­действия речь детей не развивается.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети сме­шивают одну фонему с другой, плохо понимают речь, не замечают своего неправильного произношения. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, па­раллельно с формированием произношения. В норме ребе­нок к четырем годам овладевает умением различать на слух фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возник­новении речи и ее восприятии подтверждается тем, что сле­пые от рождения дети начинают говорить значительно поз­же. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо под­ражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами, уча­ствующими в образовании речи, возникает система услов­ных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями (17).


Этиология нарушений речи

■ ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Термин «этиология» греческий и обозначает учение о причинах. Понятие этиологии шире, чем понятие причи­ны. В него входят и причины нарушений и предрасполага­ющие к появлению заболевания условия. Развитие этиоло­гии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин.

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Пер­вое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в воз­никновении речевых расстройств отдавало поражениям го­ловного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата. На пос­ледующих этапах изучения причин речевых расстройств со­хранились эти две точки зрения.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нару­шений начали разрабатываться с 20-х годов XX века. Так, СМ. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», па­тологические изменения в анатомическом строении речево­го аппарата, недостаточность воспитания в детстве, а так­же «общие невропатические состояния организма».

Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органичес­кие (анатомо-физиологические, морфологические), функ­циональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нару­шения периферических органов речи. Функциональные при­чины Хватцев объяснял с позиций учения И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и тормо­жения в центральной нервной системе. К психоневрологи­ческим причинам он относил умственную отсталость, нару­шения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологи-

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Этиология нарушений речи

ческим причинам, понимая под ними различные неблагоп­риятные влияния окружающей среды.

Достижения последних десятилетий в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины, медицинской гене­тики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также фун­кциональные причины речевых расстройств, но и представ­лять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специфи­ку речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между вне­шними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств со­ставляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. Эволюционно-динами­ческий подход заключается в анализе самого процесса воз­никновения дефекта, учете общих закономерностей ано­мального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.). В этом аспекте развитие речевой дея­тельности ребенка определяется степенью зрелости его цент­ральной нервной системы и в значительной мере зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Концепция развития психики, разработанная Л.С. Вы­готским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуа-


ции развития как сочетания внутренних процессов разви­тия и внешних, специфичных для каждого возрастного эта­па развития психики условий.

Принцип единства биологического и социального в про­цессе формирования психических (в том числе и речевых) функций позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на со­зревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воз­действия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих роди­телей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых де­тей, возникновение у ребенка заикания при длительных пси-хотравмирующих ситуациях в семье и др.

В возникновении речевых расстройств большая роль при­надлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа органических центральных причин, при поражении голов­ного мозга, и группа органических периферических при­чин, при нарушении морфологического развития перифе­рического речевого аппарата.

Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, трав­мы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от време­ни воздействия этих факторов выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию; повреждение при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

Поражения нервной системы, которые объединяют раз­личные патологические состояния, обусловленные воздей­ствием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, обо­значаются термином «перинатальная патология» . Веду­щее место в перинатальной патологии помимо заболеваний, инфекций, интоксикаций, токсикозов матери во время бере­менности, разнообразной акушерской патологии (узкий таз, затяжные или стремительные роды, неправильное предле-жание плода и др.) занимают асфиксия и родовая травма.

Асфиксия (кислородное голодание плода в момент ро­дов) и родовая травма, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют на-

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии _________

рушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и ре­чевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой раз­личные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обес­печивающих речедвигательный механизм речи, возника­ют тяжелые нарушения звукопроизносительной стороны речи - дизартрии.

В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, антигенам эрит­роцитов, в результате чего из эритроцитов выделяется ток­сическое для центральной нервной системы ребенка веще­ство - непрямой билирубин, что приводит к специфическим нарушениям речи и слуха.

Нарушения внутриутробного развития плода - эмб-риопатии - могут возникать в связи с вирусными заболева­ниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития (слуха, зрения, ин­теллекта, опорно-двигательного аппарата). Наиболее тяже­лые поражения плода отмечаются при заболеваниях жен­щины в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими ви­русными инфекциями.

У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются: асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса.

В результате воздействия органических периферических причин в период внутриутробного развития могут появиться аномалии в анатомическом строении периферического речево­го аппарата, нарушения его морфологического развития, ко­торые приводят к органическим речевым нарушениям пери­ферического происхождения. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, обус­ловленная врожденными расщелинами неба.


Этиология нарушений речи

Речевые нарушения могут возникать и в результате воз­действия различных неблагоприятных факторов на мозг ре­бенка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и др.). Структура таких речевых нарушений будет зависеть от времени воздей­ствия, вредности и локализации поражения мозга.

Таким образом, при оценке роли экзогенно-органическо-го фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локали­зацию повреждения, особенности пластичности нервной си­стемы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы, в частности при ринолалии, заикании, нарушениях письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализую­щимися в речевую патологию под влиянием даже незначи­тельных факторов.

Наследственные факторы могут играть ведущую роль в возникновении «вторичных» речевых нарушений, наблю­даемых при хромосомных синдромах и наследственно-деге­неративных заболеваниях нервной системы. Синдромы ре­чевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ (при фенил-кетонурии и др.).

Функциональные причины нарушений речи не приводят к изменению в строении речевого аппарата, нарушают только его функцию. К ним относятся социально-психологические причины, связанные с неправильным воспитательным подхо­дом к ребенку в отношении речи (отсутствие эмоционально-по­ложительного окружения; подражание взрослых неправиль­ной речи детей - «сюсюканье»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и разви­тию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излиш­няя требовательность к ней; двуязычие или многоязычие в се­мье и др.). В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть од­ной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые ре­чевые нарушения (нечеткость звукопроизношения, заика-

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Классификация нарушений речи

Разрабатывая вопросы классификации речевых наруше­ний у детей, исследователи как бы разделились на два на­правления: сторонники одного направления сохранили тра­диционную номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполнили ее новым со­держанием; сторонники другого направления отказались от традиционной классификации и ввели новую.

Таким образом, в настоящее время в отечественной лого­педии существуют две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая, вторая - психолого-пе­дагогическая.

Названные классификации при всех различиях в типо­логии и группировке видов речевых нарушений не проти­воречат одна другой, а дополняют друг друга, так как обе ориентированы на решение разных задач единого, но мно­гоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам за­болеваний. Она ориентирована в основном на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхо­да к их преодолению и нацелена на предельную детализа­цию видов и форм речевых нарушений. Клинико-педаго­гическая классификация основывается на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.

Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие психолого-лингвистические крите­рии отграничения одного речевого нарушения от другого:

1) нарушение формы речи (устной или письменной);

2) нарушенный вид речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной - нарушение говорения или слушания, для письменной - письма или чтения;

3) нарушенный этап (звено) порождения или восприятия речи;

4) нарушенные операции, осуществляющие оформление высказывания на том или другом этапе процесса порож­дения или восприятия речи;


5) нарушенные средства оформления высказывания (раз­граничение языковых и произносительных единиц). Клинические (в сочетании с этиопатогенетически­ми) критерии позволяют провести последующую диффе­ренциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе следующих данных:

1) какими факторами обусловлено нарушение речи (соци­альными или биологическими);

2) на каком фоне оно развивается (органическом или фун­кциональном);