В любой организации могут возникнуть ситуации, когда работники нарушают трудовую дисциплину и работодатель вынужден применять к ним санкции - как правило, дисциплинарные взыскания.

Как следует из Трудового кодекса, дисциплинарные взыскания налагаются только на работников, совершивших виновные действия. Но иногда установить вину работника не так-то просто. Решение ситуации - это проведение служебной проверки.

Вообще, служебная проверка - это термин, применяемый к государственной службе. По отношению к ней порядок проверки определен законами. Как провести служебную проверку в коммерческой организации - законом не установлено. Но тем не менее и в коммерческой организации такую проверку провести возможно. Прежде всего для того, чтобы подтвердить объективность наложенного взыскания (особенно если им выступает увольнение) и чтобы работник не смог обжаловать взыскание.

Когда стоит проводить проверку

Перечислим некоторые случаи, в которых целесообразно проведение служебной проверки.

  1. Работник совершил дисциплинарный проступок, то есть не исполнял или не надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности. Прежде чем назначить служебную проверку, нужно оценить характер проступка и последствия, которые наступили. А также то, какое именно взыскание будет наложено. Если проступок небольшой, и влечет лишь замечание или выговор - нет особого смысла проводить проверку. Но если работнику грозит увольнение, то, конечно же, провести проверку стоит.
  2. Работник привлекается к материальной ответственности. Однако в тех случаях, когда хищение было выявлено инвентаризационной комиссией, нет смысла проводить проверку: эта комиссия итак установит необходимые факты.
  3. Работник совершил действия, которые влекут возможность его увольнения по определенным основаниям (предусмотренным в статье 81 ТК РФ). Например, работник, обслуживающий ТМЦ, совершил виновные действия, влекущие утрату доверия со стороны работодателя. Или работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный поступок, в связи с чем продолжение его работы невозможно.

Задачи служебной проверки

Конечно же, служебная проверка имеет свои задачи. Это установление:

  1. Факта совершения тех или иных действий.
  2. Места, времени, обстоятельств совершения этих действий.
  3. Последствий совершенных действий.
  4. Работника, совершившего те или иные действия;
  5. Вины этого работника в совершенных действиях;
  6. Мотивов действий, их целей и иных обстоятельств (например оценка личности работника, его деловых качеств).

Как начать проверку

Прежде всего стоит отметить сроки проведения проверки. Дело в том, что проведение проверки никак не приостанавливает течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Поэтому нужно действовать только в пределах этого срока. Нужно помнить, что, во-первых, дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня обнаружения проступка. Во-вторых, оно налагается только в течение полугода после совершения проступка.

В иных же случаях, когда проверка проводится не в связи с дисциплинарным проступком, проверку желательно начать как можно раньше с момента поступления необходимой информации.

Проверку нужно проводить на основании приказа работодателя. Там надо зафиксировать:

  1. повод проведения проверки;
  2. ответственные за проведение проверки лица (как правило, это комиссия), председатель комиссии;
  3. полномочия ответственных лиц;
  4. срок проведения служебной проверки и порядок оформления её результатов.

Комиссию работодатель формирует по своему усмотрению. Но обычно туда включаются представители кадровой службы, правового управления, управления безопасности, финансового отдела. В комиссию не следует включать работника, который совершил действия, инициировавшие проверку. Равно как и его родственников и подчиненных.

Вся проверка должна проводиться в соответствии с законом, с соблюдением прав человека и гражданина. Не допускается принуждение того или иного работника к даче объяснений и т.д.

Комиссия вправе:

  1. вызывать различных работников и просить их дать объяснения, в том числе письменно;
  2. знакомиться со всеми документами организации, имеющими отношение к проверке, а также приобщать их к материалам проверки;
  3. просить работников предоставить информацию и документы, имеющие отношение к проверке;
  4. с разрешения работодателя использовать для консультаций специалистов, запрашивать необходимые документы и информацию у государственных органов, физических и юридических лиц;
  5. оформлять результаты проверки.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки комиссией составляется акт или заключение о результатах проверки. Комиссия вправе сформулировать свои предложения о привлечении виновных лиц к ответственности.

Стоит отметить, что работник, в отношении которого проводят проверку, тоже имеет определенные права. Так, он вправе давать объяснения, приобщать документы, просить отвода члена комиссии, знакомиться с материалами проверки (по её окончании).

Ознакомление с результатами проверки работником - важный этап. Ознакомление должно происходить под роспись. Если работник отказывается подписаться, то об этом составляется соответствующий акт.

Заключение о результатах проверки должно быть подписано всеми членами комиссии, и утверждено руководителем организации. К заключению должны быть приложены все материалы проверки.

Документы, относящиеся к проверке, могут считаться конфиденциальной информацией. Хранить их лучше в отделе кадров, копию заключения вложить в личное дело работника.

Если по результатам проверки выявились признаки преступления или административного нарушения, необходимо сообщить о них в правоохранительные органы.

Сроки проведения служебной проверки во многом зависят от того, где она осуществляется. Для проведения проверки необходимо какое-то событие или информация об этом событии. Только после этого руководитель может назначить служебную проверку. Расскажем подробнее.

Понятие

Служебной проверкой называют деятельность, которая направлена на установление виновности сотрудника и обстоятельств происшествия. Как такового термина "служебная проверка" не существует, по крайней мере, для предприятий. А вот для государственной службы он имеется и закреплен в нормативных актах.

Но коммерческие организации все равно проводят служебные проверки, они утверждены в локальных нормативных актах компании. Даже в отсутствие закона, регулирующего служебное расследование, проводиться оно должно с соблюдением всех правил.

Цель проверки

Перед тем как говорить о сроках проведения служебной проверки, нужно разобраться с тем, какую цель преследуют руководители, проводя служебную проверку. Руководство организации хочет установить все причины, обстоятельства или условия, при наличии которых работник совершил противоправное деяние. Это деяние должно влиять на работников организации, ее руководителя. Как правило, государственные органы, которые имеют полномочия, тоже не остаются в стороне.

Правильно оформленные результаты проверки могут быть доказательством правомерных действий руководителя или информативным источником для уполномоченных органов.

В каких случаях проводится проверка

Сроки проведения служебной проверки, безусловно, нужно знать, но не менее важной информацией является то, в каких случаях она проводится.

Итак, служебная проверка проводится, если:

  1. Работник не явился на работу.
  2. Сотрудника нет на своем рабочем месте без уважительной причины или гражданин находится в состоянии токсикологического, наркотического или алкогольного опьянения.
  3. Служащий уходит с работы до окончания рабочего дня.
  4. Сотрудник отказывается проходить медицинское обследование или ехать в командировку, при этом уважительных причин для этого нет.
  5. Работник не выходит на работу в праздничный или выходной день, хотя это не является нарушением Трудового кодекса.
  6. Отказывается проходить проверку знаний или инструктаж по охране труда.
  7. Сотрудник намеренно расходует лишние денежные средства.
  8. Работник неправильно хранит или учитывает материальные активы предприятия.
  9. Сотрудник умышленно портит или уничтожает сырье, готовую продукцию или материалы.
  10. Работник отказывается получать часть имущества или в полном объеме по доверенности.
  11. Сотрудник совершил преступление или противоправное деяние.
  12. Работник нарушает график выплаты зарплаты, пособий или пенсий, не имея на это уважительной причины.
  13. Причинение имущественного ущерба по вине сотрудника физическим, юридическим лицам или государству. Это должно быть установленным фактом, который подкрепляется судебным решением, вступившим в силу.
  14. Множественные нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Сюда же относится отказ в рассмотрении обращений граждан, юридических лиц и предпринимателей, если это в компетенции органа.
  15. Множественные случаи предоставления неверной или неполной информации в уполномоченные органы.
  16. Халатное отношение к соблюдению трудовой дисциплины подчиненными. Кроме того, на проведение служебной проверки влияет сокрытие нарушений подчиненными исполнительной и трудовой дисциплины или отсутствие ответственности за подобные действия.
  17. Сотрудник нарушил правила техники безопасности или охраны труда, что повлекло смерть или увечье другого сотрудника.
  18. Работник не принял меры по устранению нарушений в срок, который прописан законом, или не выплатил компенсацию за причиненный ущерб.

Методы проведения проверки

Сроки проведения служебной проверки напрямую зависят от того, какой из вариантов выберет руководитель предприятия.

Их всего два.

  1. Создается специальная комиссия, которая должна в срок проведения служебной проверки в отношении сотрудника разобраться с ситуацией.
  2. Проверяющим назначается определенный сотрудник, как правило, он является руководителем подразделения, в котором было совершено нарушение.

Порядок проведения проверки комиссией

Порядок и сроки проведения служебной проверки в этом случае будут следующими:

  1. Сначала появляется основание для проверки. Это могут быть документы или сведения, которые указывают на то, что работник совершил противоправное действие. Сюда относятся заявления, петиции, протоколы, обращения, решения и прочее.
  2. Проверка должна начаться в течение трех дней с того момента, как информация или документы были получены. Срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней с даты, когда она была назначена. Это обусловлено тем, что в статье 192 Трудового кодекса указан срок, когда к работнику можно применить дисциплинарное взыскание.
  3. Сроки проведения служебной проверки в отношении сотрудника, а также ее условия и порядок прописываются в приказе или распоряжении руководителя организации. Кроме этих данных, документ содержит основания, по которым началась проверка, полномочия и состав комиссии, срок предоставления руководителю результатов проверки.

Обычно в комиссию входят сотрудники кадрового отдела, юридического и бухгалтерии предприятия. Если возникает необходимость, то включают и сотрудников других отделов.

Важно то, что в комиссию не может быть включен человек, который совершил деяние. Не включаются в проверяющую комиссию и люди, которые являются родственниками или друзьями нарушителя.

Если в организации существует профсоюз, то его представитель также должен быть включен в комиссию.

Работу комиссии контролирует ее руководитель. Он же отвечает за объективность проверки, соблюдение сроков и полноту проверки. Все члены комиссии обязаны подписать приказ о проведении проверки. Последний подписывает и нарушитель.

Деятельность комиссии фиксируется в протоколе или акте заседания.

Права комиссии

Члены комиссии и ее председатель могут:

  1. Получать от работников организации письменные объяснения или другую информацию, которая поможет проведению проверки.
  2. Изучать документы организации и, если возникает необходимость, приобщать их к материалам по проверке.
  3. Требовать от сотрудников организации информацию или документы, которые относятся к проверке. Комиссия имеет право не только ознакомиться, но и изъять для приобщения необходимые бумаги.
  4. Если руководитель предприятия разрешил, то комиссия имеет право консультироваться у стороннего специалиста. Это касается только тех вопросов, для ответов на которые нужно иметь специальные знания. Также комиссия может запрашивать документы у физических, юридических лиц или госорганов.
  5. Все полученные сведения оформлять документально.

Обязанности комиссии

Кроме прав, комиссия имеет и свои обязанности. Среди них:

  1. Принятие всевозможных мер для изучения оформления информации о совершенном деянии.
  2. Рассмотрение и приобщение к материалам проверки заявлений, которые поступают во время ее проведения или относятся к ней.
  3. Обеспечение конфиденциальности и сохранности данных о проверке, неразглашение ее результатов до того момента, пока руководитель их не утвердит.
  4. Составление по итогам работы заключения о результатах расследования.
  5. Подготовка предложений о мере ответственности провинившегося сотрудника.
  6. Представление результатов проверки в сроки руководителю.

Права нарушителя

Сроки проведения служебной проверки в ОВД или негосударственной организации нужно соблюдать, но это не говорит о том, что должны нарушаться права человека, которого проверяют. А он имеет следующие права:

  1. Не давать письменное объяснение совершенного поступка.
  2. Требовать, чтобы представленные материалы и документы были приобщены к проверке.
  3. Подать заявление руководителю, чтобы некоторые члены комиссии были заменены, и аргументировать это.
  4. После окончания проверки ознакомиться с заключением и материалами дела и подписать документ. Если сотрудник отказывается ставить подпись, то по этому поводу составляют акт.
  5. Не признавать результатов проверки и действий руководителя и обратиться с возражениями в суд.
  6. Отказать в добровольном возмещении ущерба.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Проверка при неявке на рабочее место

Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.

Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:

  1. Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
  2. Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
  3. Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.

Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.

Сроки проведения проверки в полиции

Срок проведения служебной проверки в полиции равен четырнадцати дням. Его начинают отсчитывать, как только руководитель получает информацию о нарушении. В сроки проведения служебной проверки не включается время отпуска сотрудника, его больничного, командировки или отсутствия на службе по уважительной причине. Любое из этих обстоятельств нужно подтвердить документом, будь то справка из отдела кадров или иная бумага.

Служебная проверка не может проводиться больше тридцати дней. Даже если окончание этого периода выпадает на праздничный или выходной день, срок проведения служебной проверки в полиции нельзя нарушать, все мероприятия должны закончиться перед праздничным или выходным днем.

Не так давно был принят федеральный закон о продлении срока проверки. Теперь если руководитель органа исполнительной власти или его заместитель решили продлить мероприятия, то срок проведения служебной проверки может быть продлен еще на тридцать дней.

Порядок служебной проверки в МВД

Он не отличается от того, что принято в обычных организациях.

Сначала издается приказ о проведении проверки. В нем должны быть указаны дата назначения, комиссионный состав и основания для проверки. Что касается комиссии, то она должна состоять как минимум из трех работников. У них должны быть достаточные знания и опыт. Руководителем назначается начальник одного из структурных подразделений МВД.

Поручение о проведении проверки дается уполномоченному служащему с учетом его звания и должности провинившегося сотрудника.

Оформление отчета

Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.

Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.

В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.

Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.

В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.

Заключение

В статье мы рассмотрели сроки проведения служебной проверки в МВД и коммерческих организациях. Как вы успели заметить, они не отличаются друг от друга. И в том, и в другом случае для проверки привлекаются комиссии, которые и изучают обстоятельства дела.

Срок проверки также одинаков, кроме возможности продления проверки в МВД еще на тридцать дней. В остальном же нет различий, даже отпуска и больничные в обоих случаях не включаются в срок проверки.

Это все, конечно, сухая информация, которую хочется разбавить морально-этическими соображениями. Если вы работник, то должны понимать, к каким последствиям могут привести нарушения дисциплины, правил безопасности и прочих норм на производстве. А потому побеспокойтесь о том, чтобы у вас было достаточно доказательств собственной невиновности, если в отношении вас будет проводиться проверка. Но лучше, конечно, не допускать подобных промахов. Ведь вы можете поставить под угрозу не только свою работу, но и чью-то жизнь. А потому соблюдайте на работе все правила, технику безопасности и предупреждайте руководство заранее о своих проблемах. И тогда служебная проверка вас не коснется.

Регистрационный N 28587

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1 - приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 .

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России 3 , территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" 4 .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

3 За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

Приложение

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России 1 , территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 2 .

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 3 , Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 4 , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377 5 .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации 6 сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации".

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации 7 , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел 8 , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации 9 , а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

8. В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке 10 .

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка 11 , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

40. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5808.

10 Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24633).

29.10.2010 15.30

Проведение служебной проверки на государственной гражданской службе

Определения «служебная проверка» Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не содержит. Исходя из его содержания, служебную проверку можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков государственных гражданских служащих или для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданских служащих.
Порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим совпадает с тем порядком, который предусмотрен Трудовой Кодексом Российской Федерации для всех работников всех отраслей деятельности: до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а в случае отказа от такого объяснения составляется соответствующий акт; дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, а также не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Вместе с тем порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим имеет ряд особенностей. Одна из основных особенностей состоит в том, что по каждому случаю нарушения служебной дисциплины проводится служебная проверка. Для ее проведения независимо от того, по чьей инициативе она проводится, издается приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, в котором указываются дата начала проверки и срок ее проведения, состав комиссии, а также факты, послужившие основанием проведения служебного расследования.
Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона целью проведения служебной проверки является установление:
факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
вины гражданского служащего;
причин и условий, способствующих совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении проверки.
Сроки проведения служебной проверки установлены ч. 6 ст. 59 Федерального закона и не могут быть нарушены, поскольку они корреспондируют со сроками применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст. 58), а также могут повлечь за собой нарушения прав гражданского служащего. Установлено, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. На практике уже возникли определенные проблемы, связанные с установлением данного срока. Дело в том, что, устанавливая общий срок наложения дисциплинарных взысканий (не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка), законодатель обоснованно по аналогии с трудовым законодательством исключил из него периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Однако в отношении сроков проведения служебной проверки такое исключение им не было установлено. В результате комиссии по проведению служебных проверок попадают в сложную ситуацию, в случае, например, серьезного заболевания гражданского служащего, в отношении которого данная проверка назначена. Продолжительность нетрудоспособности служащего в таком случае может превышать один месяц, а характер заболевания может сделать нереальным получение у служащего каких-либо объяснений по поводу совершенных им действий. В итоге заключение по результатам служебной проверки не будет соответствовать требованиям, установленным в ч. 2 ст. 59 Федерального закона. Если на гражданского служащего после выхода его на службу, будет наложено дисциплинарное взыскание по итогам проверки, оно может быть им обжаловано в силу нарушения установленного пунктом 1 ч. 8 ст. 59 права давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы. Отсутствие же заключения по результатам служебной проверки по истечении месячного срока, исходя из смысла ч. 2 ст. 58 и ч. 9 ст. 59 Закона, делает невозможным применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
В части 8 гражданскому служащему предоставлено право обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, что возможно осуществить только в процессе проведения проверки и не означает права на обжалование письменного заключения по ее результатам.
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения. При этом следует обратить внимание на ч. 10 ст. 59, в которой содержится положение, позволяющее констатировать, что руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров должен быть одним из участников служебной проверки. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего. Вместе с тем, законом запрещено участие в проведении служебной проверки гражданских служащих, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. В этих случаях они обязаны обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении их от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Данная норма направлена на устранение и избежание возможного конфликта интересов при проведении служебной проверки.
Особенностью применения дисциплинарных взысканий является также временное отстранение от замещаемой должности гражданского служащего на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период получаемого им денежного содержания. Если гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Согласно п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113, федеральным государственным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка, очередной классный чин не присваивается.
Результаты служебной проверки должны быть сообщены представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему подобного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Вместе с тем может сложиться ситуация, когда участники служебной проверки (члены комиссии) не пришли к единому мнению. Закон не содержит указаний, как составлять заключение по результатам служебной проверки в этом случае. Представляется, что соответствующим нормативным актом должно быть предусмотрено право участника служебной проверки при несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения, подписав заключение, приобщить к нему свою объяснительную записку, содержащую особое мнение.
Несмотря на достаточно подробное урегулирование процедуры проведения служебной проверки в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ряд вопросов остается не решенным. К таким вопросам, в частности, относятся:
установление сроков назначения служебной проверки;
указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;
закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод должностных лиц от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку;
определение перечня сведений, которые должны содержаться в заключении о проведении служебной проверки.
Представляются целесообразными разработка и принятие в государственных органах локальных правовых актов, которыми должны быть урегулированы те вопросы, которые не нашли отражения в Федеральном законе.

Как показывает практика, производственная деятельность на любом предприятии может сопровождаться различными дисциплинарными нарушениями со стороны сотрудников. В случае, если подобный проступок носит серьезный характер, влекущий тяжелые последствия, компания должна организовать особую служебную проверку (расследование) с целью выявления виновных субъектов и применения справедливого наказания.

Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование

Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.

Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания. Практика демонстрирует, что подобное характерно для крупных компаний. При этом, в локальных нормативах организации должны быть отражены правила, с учетом которых будет осуществляться расследование.

Законодательство не фиксирует порядок проведения служебных проверок для коммерческих формирований. Однако, в случае принятия административного решения о ее проведении все этапы должны реализовываться в строгом соответствии установленным правилам. Это обуславливает необходимость оформления ряда документов. Если установленные правила не исполняются представителями комиссии или управленцем, субъект, в отношении которого проводится проверка, может направиться в инспекцию по труду.

В свою очередь, для государственных структур актуален ФЗ № 79 от 26.06.2017г., содержащий все особенности и нюансы реализации подобного мероприятия.

Для структур МВД РФ действителен Приказ МВД № 161 от 26.03.2013г.

Кроме того, цельная картина относительно проведения служебной проверки составляется на основании различных статей трудового законодательства РФ. Так, например, в ст. 193 ТК РФ четко прописан порядок применения дисциплинарных взысканий. Именно при наличии тяжкого дисциплинарного проступка в дальнейшем может быть начато служебное расследование.

Если порядок применения подобного взыскания будет нарушен, лицо, обвиняемое в нарушении дисциплины, может обжаловать обвинение в суде. Нередко суд становится на сторону сотрудника и привлекает управленца к ответственности.

Существует ряд общих принципов, на которых должна базироваться служебная проверка:

  • все факты, выявляемые в ходе проведения расследования, должны оцениваться объективно и беспристрастно. Личное эмоциональное отношение к тому или иному явлению не должно влиять на решение управленца, представителя комиссии или обвиняемого;
  • до тех пор, пока вина субъекта не доказана, он является невиновным. Вина устанавливается только по факту выявления очевидных и неопровержимых доказательств;
  • порядок действий членов комиссии должен строго соответствовать определенному в локальных нормативах регламенту. В противном случае подобные действия могут расцениваться, как противоправные.

Многие задаются вопросом: служебная проверка и служебное расследование − в чем разница? Важно отметить, что указанные термины являются тождественными и их использование равноценно.

Основания для проведения служебной проверки

Служебное расследование должно иметь под собой веские основания. В частности, к причинам организации служебной проверки относятся :

  • , описанные в ст. 192-193, а также в ст. 195 ТК РФ. Так, необходимость осуществления расследования коррелирует с тяжестью осуществленного противоправного проступка. Например, если сотруднику грозит увольнение по статье или кто-то из коллектива пострадал из-за его действий, расследование в рамках предприятия должно проводиться обязательно. Помимо этого, проверка осуществляется при систематических прогулах сотрудников, выявлении хищения в любом объеме, распространении коммерческой и/или государственной и т.д.;
  • проступок лица, который влечет за собой привлечение субъекта к , согласно ст. 232-233, 238-250 ТК РФ;

Если необходимость наказания конкретного субъекта была выявлена по факту проведения инвентаризации, организовывать дополнительную служебную проверку нет необходимости. Вместо этого соответствующая комиссия устанавливает факт недостачи/хищения.

  • осуществленный лицом проступок, влекущий за собой увольнение. Подобное, к примеру, справедливо для административных лиц, принявших какое-либо необоснованное управленческое решение, повлекшее за собой крупные финансовые потери. Более детально причины увольнения сотрудников описаны в ст. 81 ТК РФ;
  • нарушение правил оформления , обозначенных в ст. 84 ТК, при составлении документа. Например, прописанные обязанности сотрудника в трудовом контракте не соответствуют действительной квалификации лица и, соответственно, не могут им исполняться;
  • наступление всех обстоятельств, оговоренных в законодательных нормативах, при которых проведение служебной проверки неизбежно. Например, подобное мероприятие должно осуществляться при и т.д.

Нарушением может считаться как противоправный поступок сотрудника, так и его бездействие в определенных обстоятельствах. Например, отказ от исполнения своих должностных обязанностей, если их выполнение не противоречит трудовому соглашению и не ущемляет прав сотрудника.

Основные задачи организации служебной проверки

Так как служебная проверка проводится только при наличии весомых причин, она обязательно должна преследовать конкретные цели. В частности, к главным задачам подобного мероприятия можно отнести :

Порядок проведения служебной проверки

Для начала следует определить периодичность проведения служебной проверки. Это требуется, так как правомерное время, отведенное на наложение дисциплинарного взыскания, не увеличивается при расследовании.

Поэтому проверка и определение наказания должны проводиться в рамках установленного срока – одного календарного месяца с момента обнаружения правонарушения. Непосредственное приведение выбранной меры ответственности в действие, в свою очередь, не должно осуществляться позднее 6 месяцев с этой даты.

Если служебная проверка не обусловлена дисциплинарным нарушением сотрудника, ее рекомендуется проводить как можно скорее, но точных сроков не указано.

Служебная проверка проводится на основании распоряжения управленца. В нем необходимо отразить следующую информацию :

  • причины проведения расследования;
  • необходимость организации соответствующей комиссии и перечень всех субъектов, входящих в нее. Также необходимо отдельно выделить председателя комиссии;

Зачастую в нее включается представитель кадровой службы, инженер по охране труда, представитель финансового и правового отделов бизнес-субъекта.

  • деловые полномочия членов комиссии и прочих ответственных лиц;
  • периодичность осуществления служебной проверки;
  • порядок документального оформления результатов проведенного мероприятия.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее определенных выше сроков. По факту ее окончания представителями комиссии формируются соответствующие документы.

Права и обязанности членов комиссии в ходе служебной проверки

Полномочия членов комиссии заключаются в следующем:

  • запрашивать у любых сотрудников компании объяснения по вопросам произошедшего и любую иную информацию;
  • оформлять полученные показания в письменном виде;
  • ознакомляться с документацией компании, которая имеет отношение к проводимому расследованию. Помимо этого, все документы, которые представители комиссии сочтут уместными, могут быть причислены к материалам расследования;
  • с согласия нанимателя привлекать к расследованию специалистов узких профилей, запрашивать в государственных и частных структурах требуемую информацию и приобщать подобные документы к материалам дела.

К обязанностям представителей комиссии относятся:

  • осуществление различных мероприятий в ходе служебной проверки для установления обстоятельств происшествия и виновных лиц;
  • рассмотрение и принятие во внимание заявлений, поступающих в рамках текущего дела;
  • обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе проверки;
  • грамотное оформление итогов проверки.

В свою очередь, к правам предположительно виновного сотрудника относится:

  • изложение в письменной форме своего взгляда на произошедшую ситуацию;
  • выдвижение требований к членам комиссии о приобщении к материалам служебной проверки бумаг и иных данных, поддерживающих позицию сотрудника, совершившего проступок;
  • право быть информированным о сведениях, собранных комиссией в ходе проведения расследования.

Следовательно, предположительно виновное лицо вправе отстаивать свои взгляды и приводить документальные доказательства своей правоты.

Сотрудник вправе не предоставлять объяснения своих взглядов в письменной форме представителям комиссии. Однако, в подобных обстоятельствах будет оформлен соответствующий акт об отказе от объяснений.

Особенности документального оформления служебной проверки

По факту окончания служебной проверки участники комиссии организуют итоговое заседание, где обсуждается следующий ряд вопросов :

  • аспекты трудовой дисциплины, которые были нарушены, а также наличие установленного факта нарушения;
  • конкретное лицо, виновное в происшествии;
  • мотивы и причины противоправного деяния со стороны сотрудника;
  • характер действий виновного субъекта;
  • наличие смягчающих или отягощающих факторов.

Приведенный перечень вопросов выносится на обсуждение. В процессе дискуссии делаются выводы, отражаемые в протоколе собрания.

После завершения дискуссии члены комиссии приступают к оформлению итогового документа – акта, состоящего из таких частей :


К акту также должны прикладываться все бумаги, собранные комиссией по ходу проверки. Ими могут быть :

  • докладные записки;
  • распоряжения начальников отделов и управленца;
  • заключение различных экспертов и специалистов, в частности, аудиторов или представителей ревизионной структуры;
  • акты, оформленные по факту инвентаризации;
  • иные бумаги, подтверждающие или опровергающие вину конкретного лица.

Не только акт, но и все документы, прикладываемые к нему, должны быть подписаны и заверены всеми представителями комиссии.

Затем акт должен пройти регистрацию в соответствующем журнале. Ему назначается порядковый номер и фиксируется дата публикации. По завершению этой процедуры рассматриваемый документ визируется управленцем, который ставит на нем подпись и штамп предприятия.

Использование результатов проверки

Только при наличии грамотно составленного комиссией акта наниматель вправе применять к виновному дисциплинарное наказание. В иных условиях увольнение сотрудника либо вынесение ему выговора могут признаться незаконными и в дальнейшем обжаловаться.

Если обвиняемый субъект не согласен с предъявляемыми ему обвинениями и уверен в своей правоте, он должен обратиться в инспекцию труда или суд с целью защиты своих прав. Для нанимателя в таких обстоятельствах оформленный акт и проведенное расследование станет весомым доказательством правомерности действий в отношении подчиненного.

Таким образом, служебная проверка представляет собой комплекс процедур, направленных на выяснение обстоятельств того или иного нарушения и определение вины лица, которые важно грамотно, быстро и в соответствии с правилами реализовать. Нанимателям настоятельно рекомендуется быть детально ознакомленными не только с порядком проведения рассмотренного мероприятия, но и с законодательной базой, регулирующей данный вопрос.