2. Предпосылки возникновения социологии

3. Основные этапы развития социологии

Донаучный этап:

- социологическое учение Платона и Аристотеля

Главные социально-политические теории Нового Времени: взгляд на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Викко

Философия эпохи Просвещения: Взгляд на общество Дж. Локка, Ш Монтескье, Ж-Ж. Руссо, французских материалистов

Классический этап развития:

- Французская социологическая школа.

- Немецкая школа социологии.

- Ранний этап развития американской социологии: Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, А. Смолл.

- Современный этап социологии.

1. Критерии переодизации и этапы развития социологии

Можно выделить три вида критериев периодизации этапов развития социологии: временной (века 19-20вв), пространственный (континенты), содержательный (школы, течения, парадигмы).

Попытки периодизации истории социологии. Неоднократно предпринимавшиеся в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодизации и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации накопленного материала.

Обычно в работах по истории социологии акцентировалось внимание на каких-то одних, чаще всего временных либо содержательных критериях. При этом в основу каждой переодизации могли быть положены различные критерии. Французские ученые Ш.А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии» выделяют пять этапов развития социологической науки:

Первый до 1917г;

Второй – 1918-1945;

Третий ­­– 1945-1968;

Четвертый – 1969-1990-х гг;

Пятый – с начала 1990-х гг.

В основу подобной передизации положены не столко содержательные процесс, происходившие в самой социологической науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значание: революции, войны, общественно-политические двидения и выступления, серьезно повлиявшие на развитие общества.

Гораздо более точной представляется периодизация истории социологии, в основу которой кладется анализ внутреннего развития, содержания, существенных изменений, происходящих по мере развития социологического знания, и выявляются его стержневые проблемы. Среди них можно назвать понимание общества, его взаимоотношения с социальными группами и личностями, вопрос о предмете социологии и т.д. Поэтому одной из наиболее актуальных и «сквозных» является проблема соотношения теоретической и эмпирической социологии.

Выделяют два основных этапа развития социологии. Первый охватывает 19в (со времени Конта) и начало 20 в. (вплоть до 1920-х г.), второй – весь 20 век. Первый получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй – современного (этап развития современной социологии). Первый связан с существованием, преимущественно теоретической социологии, второй – наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Теоретическая социология – область развития теоретического знания, создание общих и специальных социологических теорий.

Эмпирическая социология – получение фактологического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов.

Понятно, что называя второй этап современным, мы рискуем, быть непонятыми. Неужели на рубеже 20-21 века можно позволить утверждать, что имевшие место 80 лет назад процессы в социологии должны рассматриваться в качестве современного этапа ее развития.

По поводу границ между классическим и современным этапами развития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отечественной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая) и новешую социологию. Рубеж между периодами конец 1960 х. гг. Протяженность классического этапа определяется зарождением социологии в середине 19 века и завершение во Время второй мировой войны. При этом он включает всебя периоды ранней и поздней социологической классиийки. Рубеж между ними – Первая мировая война и Октяюрьскя революцция в России. Именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое сотояние, вызванное необходимостью его осмысления с помощью не традиционных социологических теорий, в первую очередь с помощью эпирических исследований. Стали изучаться социальные группы, локальные вопросы жизни города, производства, этических отношений, образования и т.д. Благодаря таким исследованиям стали возникать отрасли социологии. Усилилосьнаправление изучения субъяетивных явлений с точки рения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы.

Представляется что для социологии 20 в. центральным звеном, и еще какоето время в 21 в. будет взаимоотношение теоретической и эмпирической социологии. Плодотворное развитие социологических исследований многие десятилетия упирается в вопрос об их обоснованности, доказательности, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Временной критерий

Пространственный критерий. Персоналии

Ранний классический период: 1830-1880-е гг.

Позитивизм

Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм

расово-антропологическое направление

географическое направление

Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия)

Гумплович, Ратценхофер

(Австрия),

Смолл, Самнер (США),

Стронин, Лилиенфельд

Гобино, Летурно (Франция)

Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия)

Марксизм

Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)

Поздний классический пе­риод: 1880-1910-1920-е гг.

Психологическое направление: эволюционизм

психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм

Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия)

Вундт(Германия)

Тард, Лебон (Франция)

Мак-Дугалл (Англия)

Кули (США)

Классическая немецкая социология: формальная социология

понимающая социология

Теннис, Зиммель (Германия) Вебер (Германия)

Позитивизм и неопозитивизм

Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)

Современый этап. Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; ы третьих, с появлением новых школ, напрвлений, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в 19 века; в-четвертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологии; в-пятых, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики».

В границах современного этапа развития социологии можно выделить несколько периодов.

Первый приходится на 1920-1930-е гг. и характери­зуется мощным наступлением социологического эмпиризма.

Второй - 1940-1960-е гг. - определяется значительным усилением теоре­тико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции.

Третий - 1970-е - сере­дина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросо­циологию, с другой - вывести науку на новый уровень теоретического ос­мысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).

Четвертый - охватывает последние 20 лет и позволяет обна­ружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный харак­тер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе, прежде всего, для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Социология Г.Спенсера

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказа-тельства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совер-шалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эво-люционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредствен-ных данных. Рассматривая эволюцию как переход от не-определенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние дви-жения и интеграцию материи, он в работе «Основные на-чала» различал три ее вида: неорганическую, органиче-скую и надорганическую. Особое внимание Г.Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в дру-гом труде «Основания социологии».

Социология изучает форму надорганической эволю-ции, которая «обнаруживается человеческими общества-ми», их ростом и строением, «продуктами и отправления-ми». Но, с его точки зрения, социальные явления в боль-шей степени обусловлены свойствами составляющих об-щество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г.Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взгля-дам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для раз-вивающегося индивидуума.

«Стартовое» состояние условий развития индивидов и их собственные, как первобытных людей, физические, эмоциональные и интеллектуальные параметры рассмат-ривались Спенсером в качестве внешних и внутренних «факторов социальных явлений». У него не было сомнений в том, что вторичные или производные факторы вызыва-ются социальной эволюцией. На многочисленных приме-рах он демонстрирует зависимость человеческой деятель-ности и социальных явлений от свойств климата, ланд-шафта местности проживания той или иной группы людей и почвы, флоры и фауны данной местности. При этом он подчеркивает, что более ранние стадии социальной эволю-ции гораздо сильнее зависят от местных условий, чем более поздние. Вооружившись фактами об основных свойствах не-цивилизованных людей и проанализировав их, Спенсер приходит к выводу о том, что прогресс первобытного челове-ка задерживался отсутствием способностей, могущих поя-виться только с самим прогрессом. Развитие высших физи-ческих, эмоциональных, интеллектуальных способностей шло, по его утверждению, вместе с социальным прогрессом.

Чем менее развитыми являются физические, эмоцио-нальные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существова-ния, важнейшей частью которых может быть соответству-ющее групповое образование. В борьбе за выживание че-ловек и группа совершают ряд непреднамеренных дейст-вий, объективно предопределенных функций. Этими фун-кциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организа-ции и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования перво-бытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нециви-лизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, по-зволяют племени осуществлять соответствующую функ-цию, направленную на поддержание его нормальной жиз-недеятельности.

Каждая общественная структура и организация, возни-кающая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функционирование той или иной общественной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на результатах, появляющихся в ходе взаимодействия эти: единиц. Социология призвана описывать и объяснять возникновение и развитие политической организации и церковных учреждений, жизнедеятельность общества и всех частей в целом («отправлений», по выражению Спенсера) заключенный в обрядовых формах контроль и отношения между регулятивными и производительными отделами каждого общества. На следующем этапе объектами соци-ологического анализа являются развивающиеся языки и знания, нравственность и эстетика, а в итоге учитывается взаимная зависимость между структурами и организация-ми общества, с одной стороны, и жизнедеятельностью об-щества и его частей, с другой.

Этапы развития

Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе за-конов» Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный и тернистый истори-ческий путь обществознания вплоть до нового времени. Принципиальная отличительная особенность здесь состоит в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «Асоциальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией. Это — заслуга прежде всего основателей науки О.Конта и Г.Спенсера, первому из которых принадлежит честь введения в науч-ный оборот самого понятия «социология ».

Вопреки преобладающей точке зрения, Р.Арон считает необ-ходимым начинать историю социологии на столетие раньше, ибо, по его мнению, Ш.Монтескье (1689-—1755) — «не предвестник социологии, а один из основоположников социологической доктри-ны».

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамсю Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выдел: отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (16 1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в этой области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, в связи с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Анализ общее поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительным по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, устроят свою жизнь в соответствии с ней и установят наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки в этом случае интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не выдвинуло вопросов практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками мора ли, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о "волевом и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся к всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства с всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо, прежде всего, подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Классический период развития социологии

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно, прежде всего, глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это, прежде всего, отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология» (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

1. Основные периоды и этапы развития социологической мысли.

2. Становление и развитие социологии в ХIХ – начале ХХ века (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер).

1. Основные периоды и этапы развития социологической мысли.

Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.

Донаучный период (сер. I тыс. до н.э.- середина XIX века)

Первый этап - середина I тысячелетия до нашей эры- Y век нашей эры.

Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).

Второй этап (Y - Х YI века).

Развитие социальных знаний в эпоху средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Томаса Гоббса и др.

Третий этап (Х YII - Х YIII века).

Дальнейшее развитие социальных знаний об обществе и человеке. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и др. Идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.

Научный период (30-40 гг. Х I Х века - по настоящее время)

Первый этап (середина Х I Х века - начало ХХ века)- классика.

Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М.Вебер, Э. Дюркгейм).

Второй этап (20-е - 50-е гг. ХХ века) - модерн .

Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.

Третий этап (II половина ХХ – начало ХХI века) – постмодерн.

2. Становление и развитие социологии в ХIХ – начале ХХ века (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер).

Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). В 1817-1824 гг. Конт был секретарем графа де Сен-Симона, который разрабатывал концепцию усовершенствования жизни человечества. Конт активно помогал Сен-Симону в составлении его проектов и впослед­ствии развил многие из его идей. В 1822 г. в написанном Контом под руководством Сен-Симона «Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества» была выдвинута идея создания «социаль­ной физики» - специальной научной дисциплины, базирующейся на наблюдениях и естественно-научных методах. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение - масштабный, в шести томах, «Курс позитивной философии» , в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией.

1. Конт является основателем нового направления в науке – позитивизма . По Конту, позитивные знания - это “истинно доступные нашему уму и полезные для нас” знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости. Позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть, как это имеет место в естественнонаучных теориях. Отсюда он предложил использовать для анализа социальных явлений такие методы как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

2. Социологию Конт рассматри­вал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде ие­рархии основных наук: математика - астрономия - физика - хи­мия - биология - социология. Конт полагал, что на каждой после­дующей ступени иерархии находится наука, чей предмет сложнее предмета предыдущей и чьи законы формулируются на основе зако­нов, открытых на предыдущей ступени системы наук.

3. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, ко­торую Конт считал образцом точной науки, он подразделил социо­логию на два основных раздела: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественное согласие и порядок. Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития.

4. Согласно Конту, общество в процессе своего развития , т.е. реализации социальной динамики, проходит три последовательные стадии : 1. Теологическая (до 1300 г), когда господствующее положение в обществе, определяющее его развитие, занимает религия. 2. Метафизическая (до 1800 г), когда главенствующую роль в развитии общества играет философия (метафизика - философ­ские рассуждения об общих принципах, сущности, смысле явлений). 3. Позитивная, когда решающую роль в развитии общества занимает наука, знание, которое необходимо использовать для совершенствования общества.

5. Задача новой науки – быть не просто средством описания и объяснения общества, а слу­жить инструментом формирования и поддержания нового социального порядка - промышленного общества. Социология должна объяснять, каким же образом возможен социальный порядок . Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Основной задачей социологии ученый видит прогнозирование социальных явлений .

6. Во взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит общество. Не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности. С одной стороны Конт отказывает человеку в праве делать самого себя и общество, с другой стороны, верит в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности. Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему – священный долг каждого гражданина. Основной эстетический принцип общественной жизни – «жизнь для других». «Основной принцип позитивной философии – любовь, фундамент – порядок, цель – прогресс», - писал Конт. На основе этого принципа Конт мыслил, как и Платон в свое время, перестроить человеческое общество. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания «позитивной религии».

Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Второй после Конта крупнейший представитель позитивизма в социологии - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Спенсер в ранних своих работах стремился развить и дополнить социо­логию Конта. Однако в последующих работах ученый раз­работал собственный вариант системы позитивного знания. Его труды охватывают учение о принципах бытия («Основные начала», 1862), о живой природе («Основания биоло­гии», 1864-1867), о человеческом сознании («Основания психоло­гии», 1855-1872), о социальных явлениях и процессах («Основа­ния социологии», 1874-1896) и о морали («Основания этики», 1892-1898). В целом Спенсер воспринял позитивизм О. Конта, но в противоположность Конту он сделал акцент не на использовании достижений физики, но, прежде всего, биологии и психологии.

1. На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина . Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что общества, подобно биологическим организмам, развиваются от простейших форм к более сложным. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого, в противном случае общество развалится. Согласно Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции.

2. Однако общество, по мнению Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, - оно существует ради блага своих членов, индивидов. Направление социальной эволюции Спенсер определял исходя из тезиса о том, что свобода индивида - критерий социального прогресса . В своих поздних работах, например «Человек против государства» (1884), Спенсер сосредоточился на обоснова­нии идеала социального порядка, построенного на принципах конку­ренции и уважения индивидами прав и свобод друг друга.

3. Спенсер первым ввел в научный оборот применительно к социальному организму категории «структура» и «функция». Подобно организму, утверждал он, развитие структуры общества связано с усложнением и разделением его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, т. е. их положительная роль в социальной системе - это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для соци­альной системы каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов системы.

4. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов . Согласно этому закону, развитие общества определяется средним уровнем человеческого развития в данное время. Люди в своей массе должны адекватно дорасти до изменений в культурном, научном, интеллектуальном, политическом отношениях.

5. Спенсер также сформулировал закон выживания сильнейших и лучших (аналогия с естественным отбором Дарвина). Спенсер распространял его не только на отдельных индивидов, но на общества в целом, их структуры и функции. Так, индустриальное общество как более совершенное приходит на смену военному. Социолог приводит многочисленные эмпирические свидетельства тому, что моногамная семья заменила полигамные формы брака именно благодаря утверждению более совершенных отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

6. Спенсер считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс. Такая философия получила название «социальный дарвинизм». Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов. Спенсер полагал, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов.

7. Спенсер сформулировал и обосновал, по его мнению, основополагающий принцип социологии – «свободы от оценочных суждений» , который предполагал разделение того, что есть в действительности, что подтверждается фактами и может быть эмпирически перепроверено другими исследователями, от того, что желательно с позиций социальных групп, политических движений или религиозных (идеологических) воззрений. Последователи Спенсера исходили из того, что ученые-социологи должны быть беспристрастными исследователями, т.е. независимыми от каких-либо идеологических или моральных соображений.

Социологическая система Г. Спенсера базируется на трех основных элементах: эволюционной теории, организме и учении о социальной организации. Спенсер является основоположником органической школы и структурного функционализма в социологии.

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в се­редине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марк­сом (1818-1883). Замысел Маркса, представленный в таких его ран­них работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Немецкая идеоло­гия» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения как умозритель­ные и абстрактные. В этом отношении проект Маркса похож на по­зитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что не идеи «управляют миром», а материальные интересы, обуслов­ленные участием людей в производстве и распределении благ.

1. Главный вклад Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества , основанный на убеждении, что, суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством.

2. Именно Маркс впервые разработал и провел первый социологический опрос (анкетирование), посвященный изучению положения рабочего класса в Англии.

3. Основной подход при изучении социальных явлений - исторический материализм - подход, опирающийся на кон­цепцию современного общества как системы отношений, основы­вающихся на неравном распределении экономически значимых ресур­сов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает . Все отношения в системе - экономические, право­вые, политические, религиозные, семейные и пр. - рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Исследование причин неравенства и эксплуатации должно дать зна­ние, которое можно использовать для организации коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый и гуманный социальный порядок.

4. Общество Маркс трактовал как систему отношений, характер которой определяется способом производства материальных условий жизни людей. Под способом производства Маркс понимал истори­чески складывающийся комплекс, включающий производительные силы - применяемые ресурсы и технологии - и производственные отношения - формы собственности и организации труда. Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они ос­мысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура эконо­мических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» - структуры политических, правовых, семейных отно­шений, формы религии, морали, идеологии.

5. Материалистическое по­нимание истории заключается в открытии последовательности сме­няющих один другой способов производства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс выделил азиатский, антич­ный, феодальный и буржуазный способы производства.

6. Маркс признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии, хотя он терпеть не мог термина «социология», впрочем, как и самого Конта. Маркс предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем социального конфликта . Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества , а все другие социологи – за реформистский.

Подобно Конту, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигатель общественного развития. Но в отличие от него он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт полагал, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

7. Знание закономерности социально-исторического развития нужно было Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразо­вания изложена в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Фридрих Энгельс (1820-1895) схематизировал и по­пуляризировал идеи Маркса. Усилиями Энгельса, редактировавшего и издававшего рукописи Маркса, комментировавшего его труды и развивавшего его критику капитализма, марксизм был превращен в утопическую концепцию «научного социализма».

Идеи Маркса характеризуются преувеличением роли классового созна­ния и революционного потенциала эксплуатируемого класса, а также недооценкой общности ценностей, стереотипов мышления и поведе­ния, интегрирующих современное общество.

На рубеже XIX и XX веков наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода их науки . Социология могла претендовать на место в ряду других наук только при условии отделения ее предмета и метода от предметной области и методов истории, политической экономии, этнографии и, особенно, психологии. Идея о психической сущности социальных явлений и о тождественности социологии и социальной психологии была весьма популярна среди исследователей общества благодаря работам таких исследователей, как Габриель Тард и Гюстав Лебон (Франция) и Лес­тер Уорд (США). Полемика с психологизмом послужила отправным пунктом формирования классической теоретической социологии.

Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма , разработанная фран­цузским ученым Эмилем Дюркгеймом (1858-1917).

1. В работе «Правила социологического метода» (1895) Дюркгейм выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, поскольку существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социальные факты – это особые общественные явления, порожденные обыденными действиями людей и их коллективным сознанием. Именно они отличают одно общество от другого. Социальные факты Э. Дюркгейм разделил на 1) морфологические, т.е. имеющие материальную основу (плотность населения, частота общения); 2) духовные, нематериальные – обычаи, традиции, верования.

2. Независимое от индивида существование социальных фактов предполагает, что изучать их нужно «подобно ве­щам», т. е. так же, как изучаются материальные объекты в естествен­ных науках. Основным для естественных наук методом Дюркгейм считал экспериментальный метод , но для социологии он недоступен, поскольку сложно или даже невозможно при изучении социальных фактов создать искусственную, контролируемую и управляемую ис­следователем экспериментальную ситуацию. Методом социологии должен быть сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка» . История человечества рассматривалась Дюркгеймом как тот естественный эксперимент, который предоставляет социологу огромное количество эмпирических данных в виде статистических, этнографических, архивных и т. п. материалов.

3. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в се6я. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего система, корпус социальных наук. В этом смысле «социологизм» из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение.

4. В рабо­те «О разделении общественного труда» (1893) он обосновал тезис о том, что функцией разделения труда является поддержание единства в обществе - социальной солидарности. Дюркгейм выделил два типа солидарности: механическая солидарность возникает в силу общности верований и чувств, когда люди поддерживают отношения с теми, кто походит на них по образу мыслей и образу жизни; органическая солидар­ность возникает в силу разделения по роду деятельности , когда лю­ди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мыслей и образу жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей. В современном обществе в отличие от архаических форм социального порядка органическая солидарность является доми­нирующим типом. При помощи концепции двух типов социальной солидарности Дюркгейм объяснял тенденции гуманизации правовой системы, индивидуализации образа жизни, уважения прав и свобод личности.

5. Концепцию социальной солидарности Дюркгейм использовал и в другой своей работе, также вошедшей в число классических, - ис­следовании «Самоубийство» (1897). В этом исследовании Дюркгейм стремился доказать, что объяснение статистиче­ских данных, демонстрирующих различия в количестве самоубийств в разных странах, этнических и религиозных общностях, демографи­ческих категориях, может быть только социологическим. Количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции - включен­ности индивидов в социальные группы и общности. Снижение сте­пени социальной интеграции ведет к увеличению числа самоубийств эгоистического типа , обусловленных слабостью влияния на индивидов социальных (групповых) норм, следование которым организует ин­дивидуальную жизнь и придает ей смысл. Именно относительно низкой степенью социальной интеграции (и, следовательно, более индивидуалистическим образом жизни) объясняется, согласно Дюркгейму, более высокая частота самоубийств в городе, чем в деревне, среди людей одиноких, чем среди семейных, среди протестантов, чем среди католиков. Чрезмерное повышение степени социальной инте­грации ведет к увеличению числа самоубийств альтруистического типа, обусловленных «поглощением» индивидуальности «коллек­тивным сознанием», которое обязывает людей жертвовать собой во имя общества (социальной группы). Третий тип - фаталистическое самоубийство, обусловленное чувством бессилия и отчаяния, возникающим в условиях чрезмерной или даже тотальной регуляции индивидуальной жизни социальными (групповыми) нормами. Дюркгейм не анализировал этот тип подробно, поскольку считал его слиш­ком редко встречающимся. Однако этот тип самоубийства не раз становился распро­страненным в XX веке в условиях тоталитарных режимов. Четвертый выделенный Дюркгей­мом тип - анемическое самоубийство.

6. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Дюркгейм рассматривал аномию как ситуацию неопределенности норм, как такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида. Отсутствие постоянных, изначально и ясно заданных общих ориентиров и конкретных правил поведения ведет к развитию чувства отчужденности от общества, к распространению конфликтного и саморазрушительного (вплоть до самоубийства) по­ведения. Аномия с особой силой проявляется в кризисные периоды развития экономики, когда обостряются противоречия между классами, группами, индивидами и обществом, происходит искажение или полный упадок общественных функций. Аномия может проявиться и в переходном состоянии общества, когда разрушение старого, привычного намного опережает созидание. Выход из состояния аномии, характерного для современ­ного ему общества, Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп - профессиональных корпораций, свободных от средневековой замкнутости и способных выполнить функцию нормативной регуля­ции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.

Макс Вебер (1864-1920) – соотечественник и антагонист К. Маркса. Маркс отдавал приоритет обществу, главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

1. На основе своих ранних работ по экономической истории Антич­ности и Средневековья, в которых исследовалась взаимосвязь хозяй­ственных форм и правовых институтов, Вебер пришел к идее социо­логического изучения экономических феноменов . Этот подход бле­стяще реализован в самом известном произведении Вебера - цикле статей «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), где на большом историческом и статистическом материале прослежены сходство и даже преемственность между принципами практиковав­шегося протестантами мирского аскетизма (строгая самодисциплина, посвящение себя хозяйственной деятельности как служению) и прин­ципами капиталистической организации промышленности и торговли.

2. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма представлена характерная для западной цивилизации в целом ра­циональность - отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности, эффективности. Главной идеей Веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, появляющегося во всех сферах человеческих отношений. Рационализация по Веберу – это всемирно-исторический процесс. Его теория рационализации – это, по существу, видение им судеб капитализма, который по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности , нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

2. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии.

3. Классический этап в развитии социологи:

Социально-философская концепция марксизма;

Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма;

Интегральная социология Питирима Сорокина, социальная стратификация и социаль­ная мобильность;

- «понимающая» социология Макса Вебера

4. Основные школы и направления современной социологии:

Эмпирическая социология;

Структурный функционализм;

Конфликтология;

Феноменология.

Начало исследования общественной жизни возникло еще в Античности от работ «Госу­дарство» Платона и «Политики» Аристотеля. Затем более 2-х тысяч лет заметных концепций в области социологии не было. И, наконец, в 16-17 веках появляется достаточно серьезные социологические работы, авторами которых были Н.Макиавелли, Томас Гоббс, Гельвеции, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ф.Бэкон. И лишь в середине 19 века утверждается понимание социологии как самостоятельной науки об обществе как целостной системе. Заслуга основа­ния новой науки и введение в научный оборот самого термина принадлежит французскому социологу Огюсту Конту.

К предыстории социологии относятся работы античных авторов и Нового времени. К собственно социологии относится период середины 19 века, когда наряду с Контом появляются работы выдающихся ученых, таких как Спенсер, Карл Маркс, М. Вебер и т.д. И только в этот период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют донаучный этап социологии, когда объяснение функционирования и развития общества формировалось в рамках социальной философии. Первых социологов Античности называют социальными философами - Платон и Аристотель, которые также как и современные социологи изучали традиции, нравы, взаимоотношения людей в обществе и строили научные концепции с целью практических рекомендаций по совершенствованию общества.

Заслуга Платона в том, что он подчеркивал особую роль разделения труда и создал пер­вую в истории теорию сгратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высшее, среднее и низшее. Его труды продолжил Аристотель, который считал, чт> опорой любого динамично развивающего общества является средний класс, а несовершенст­во общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением лю­дей. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизнен­ных шансов.

Следующий шаг в развитии социологии был сделан в Новом времени (16-17 века) ив эпоху Просвещения (18 век). В лице Макиавелли социология обрела новое измерение, она стала наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли известен, прежде всего, своим крылатым изречением, относящимся к области политики: «Цель оправдывает средства».



Следующий шаг сделал Томас Гоббс, который разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе). Однако развитие социологии в донаучный период выражалось в том, что общество рассматривалось как часть природы, а знание о нем как составная часть других уже известных наук. И лишь к середине 19 века сложились предпосылки для появления самостоятельной науки об обществе. Связано это, прежде всего, с именем О. Конта, являвшегося учеником французского социолога-утописта Анри Сен-Симона, который обосновал тезис о том, что в историческом процессе также как и в развитии природы, имеются закономерности, поэтому задачу науки он видел в раскрытии законов, которым подчиняются индивиды. Уже в 17 веке в теории «социальной физики» впервые рассматривается идея об обществе как системе, которая представляет собой неотъ­емлемую часть природы и подчиняется естественно-научным законам. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в механике, геометрии и астрономии, наталкивались на противоречащие им социальные факты, и этим была обусловлена попытка ввести формализацию и в общественные отношения.

В век Просвещения общество часто сравнивали с машиной (так называемая линейно-меха­ническая модель), в которой каждый винтик выполняет свою работу. Именно с таких пози­ций толковалось разделение труда, межличностные связи, теория обмена. Но эти и подобные им концепции не могли с научных позиций объяснить особенности функционирования об­щества и его отличие от природных систем. Появление социологии было подготовлено всем предшествующим социально-политическим и духовным развитием человечества.

Первая половина 19 века, когда возникает социология, - это было время бурного про­мышленного развития стран Европы, что было связано с использованием силы пара и вне­дрением машиной индустрии. Также в этот период были сделаны фундаментальные откры­тия во всех областях знания. Кроме того, это время сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен.

Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности тех социальных перемен, которые происходили в передовых странах Западной Европы и Америки во второй половине 18 - начало 19 веков (американская и французская буржуазные революции, промышленная революция в Англии и других странах Европы). Эти перемены означали цивилизационный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Идеология прав человека и гражданина, республиканское и демократическое государственное устройст­во, предпринимательство и конкуренция были той социальной средой, в которой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека. На этом фоне было обнаружено отставание знания людей о самих себе и об обществе, в котором они живут. Кроме того, вторая половина 19 века в интеллектуальной истории Запада - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогдашняя социология. Широкое распространение получила эволюци­онная теория Чарльза Дарвина, опирающаяся на представление о единстве законов истории, природы и человека, а также о единстве методов естественных, и общественных наук.

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общества» и разработку теории общества, благодаря познанию естественных основ социально­го развития.

Таким образом, становление социологии как самостоятельной науки было обусловлено следующими предпосылками:

1. Идеи естественного общественного порядка, который обладает собственными зако­нами развития, отличными от законов развития природы.

2. Развитие рыночной экономики, носителем которой является не государства, а граж­данское общество.

3. Идеи историзма и направленности исторического процесса.

4. Разработка современной концепции науки и научного прогресса.

Таким образом, формирующееся гражданское общество составило социальную основу социологии, а позитивистская школа - теоретическую основу. Непосредственной же предпо­сылкой ее рождения стал наивысший уровень развития общественно-политических отноше­ний того времени.

Таким образом, с момента своего возникновения социология стала претендовать на ста­тус научного знания. Информация об обществе отбиралась, изучалась и анализировалась в соответствии с принципами и методами современной науки. Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуа-зии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа : Первый этап связан с появлением первых социологических теорий. В этот период социология развивается в основном как теоретическаянаука . Этап представлен такими видными социологами XIX – начала ХХ века как Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и ряд других. Второй этап хронологически ограничивается 20–40-ми годами ХХ столетия (примерно между двумя мировыми войнами). В этот период бурно развивается эмпирическаясоциология , внедряются методы конкретных исследований в сферу производства, политическую практику, межличностные и межгрупповые отношения. Среди представителей этого этапа: Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Джорж Герберт Мид, Чарльз Кýли, Гюстав Лебóн. Третий этап – современный, начинается с конца 40-х годов ХХ века, то есть после второй мировой войны. Для этого этапа характерно усиление как теоретической, так и прикладной социологии. Активизируются попытки преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания. Для этого создаются так называемые теориисреднего уровня . К представителям третьего этапа относятся Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Энтони Гидденс и многие другие. В истории со­циологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. В рамках социологии выделяют, по край­ней мере, три типа научности (этапа): классического, неклассиче­ского, постклассического (электический). Классический тип научности был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов. 2) Поэто­му социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления Должны быть описаны количественно. 4) Важней­шим критерием научности является объективность содер­жания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умо­зрительные рассуждения, но описывать социальную дейст­вительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий». Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. Неклассический тип научности социологии разработан не­мецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Ве-бером (1864-1920). В основе этой методологии лежит пред­ставление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необхо­димости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитар­ного знания). Социология же, по их мнению, это погранич­ная наука, и поэтому она должна заимствовать у естество­знания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса :. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой мате­риалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф Энгельса (1820 - 1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф Энгельс исходили из натуралис­тических установок позитивизма, требовавших рассматри­вать социальные явления как факты и строить обществове­дение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его разви­тия, а также основных социальных общностей и институтов.