А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Статья вторая

Илл. 1. Карта демонстрирует эпоху Тюркских каганатов.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кочевник, захвативший пленника, и кочевник, стреляющий в барса, изображены на медальонах древнего медного сосуда.

Скиф VII-IV веков до Р. Х. из села Сумское близ Никополя. Реконструкция лица по черепу произведена М. М. Герасимовым.

Илл. 2. Так называемая первая стадия кочевания диктовалась одним: приобрести новые пастбища, максимально расширить территории для выпаса скота.

Захват новых земель, урегулирование отношений с завоеванными племенами, начало "обретения родины" - элементы второй стадии кочевания. Его символом становится кочевник-воин (С. А. Плетнева. Кочевники Средневековья. - М., 1982.).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Перед вами портреты древних славян, реконструированные по черепу методом, разработанным профессором М. М. Герасимовым. Молодые мужчина и женщина, жившие в середине II тысячелетия до н.э. Фатьяновская культура (Ивановская обл.).

ЕВРОПА ПОСЛЕ ГУННОВ

Итак, первая волна степных кочевников отхлынула от "берегов" европейского Запада. Обитавшие здесь германские племена уже на протяжении четырех веков жили в близком соседстве с Римской империей. В отдельных схватках они нередко побеждали римлян, но тем не менее римское величие все еще оставалось неколебимым. Поэтому германские конунги и герцоги предпочитали наниматься на службу к римским императорам, соперничая друг с другом за высокие звания и за земли для расселения соплеменников. На рубеже IV-V столетий большинство имперских военачальников были германцами по происхождению и греко-римлянами по воспитанию.

В 476 году западная Римская империя рухнула. Влияние Рима на соседей прекратилось, хозяйственные связи рушились, культурный уровень катастрофически падал. Но уже в конце V - начале VI века в центре римских владений (Италии, Галлии, Испании) складываются королевства во главе с германскими конунгами и с населением, говорящим на романских диалектах. Латынь в новых королевствах - единственный вид грамотности: римско-католическая церковь все более укрепляет свои позиции. Из руин западной Римской империи проступают очертания будущей Западной Европы. В это же время начинается размежевание между церквами Востока и Запада. Различное толкование природы Святой Троицы побудило Папу римского Феликса II (482-493) исключить из круга своего общения константинопольского патриарха Акакия (472-489).

А вот европейскому Востоку распад гуннской державы не принес ни возврата к прежнему состоянию, ни стабильности. Тюрко-язычные народы, пришедшие из Центральной Азии вместе с гуннами, остались кочевать в степях Восточной и отчасти Центральной Европы, тесня исконное население, которое под страхом истребления либо бежит, либо дичает. В Предкавказье закрепляются барсилы, савиры, хазары; в Северном Причерноморье и далее по Истру (Дунаю) - булгары, утургуры, кутургуры, акациры, огуры, оногуры, гунногундуры и пр. Их дальнейшая жизнь протекает уже в рамках истории средиземноморского региона. Нужен был лишь новый импульс, чтобы объединить их.

В Крыму и на Тамани еще остаются готы, не ушедшие на запад после гибели государства Эрманариха. Теснимые кочевниками, они спустя полтора столетия признали власть византийского императора Юстиниана (527-565), обязавшись выставлять ему по требованию три тысячи воинов. Византийские инженеры возвели для готов на южном берегу Крыма две крепости - Алустон (Алушта) и Горзувит (Гурзуф). Цепь крепостей протянулась и на северных склонах Крымских гор. Город Дорас, столица крымской Готии, был обнесен стеной.

СЛАВЯНЕ - ПРИШЕЛЬЦЫ ИЛИ СТАРОЖИЛЫ?

В царствование Юстиниана на восточно-европейскую авансцену выходит новый персонаж - славяне. В 547-548 годах два славянских отряда, форсировав Дунай, опустошили земли вплоть до побережья Адриатического моря. "Вначале они не щадили ни возраста, ни пола... - пишет современник событий Прокопий Кесарийский, - так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами".

Если германцы шли в Восточную Европу из Скандинавии, а гунны и другие кочевые племена - из степей Центральной Азии, то о происхождении славян сказать почти нечего. К тому времени, когда они сами начали вести исторические записи, события ранней истории уже стерлись из их памяти. Поэтому автор начальной русской летописи "Повесть временны" х лет", пересказав историю вавилонского столпотворения и разделения Ноева потомства на 72 языка, сразу после этого пишет: "От сих же 70 и 2 языку бысть язык словенеск, от племени Афетова".

Как и когда оказались славяне на Дунае, неизвестно. Скорее всего, их предки под другими именами жили где-то на востоке Европы со времен прихода сюда индоевропейцев. В середине I тысячелетия до Р.Х. произошло разделение славянских и балтских языков. Считают, что в I веке после Р.Х. соседи знали западных славян под именем венедов, или венетов .

Тацит задает вопрос, относить ли венетов к германцам или же к скифским сарматам: "Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеты переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам... Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне".

Само имя "славяне" появляется в источниках лишь с VI века от Р.Х. Происхождение его довольно прозрачно: славинией или славией называлась у этих народов большая община и территория, ею занимаемая. Современники не примечали особой разницы между славянами и антами, но обычно и не смешивали их. Прокопий Кесарийский определяет славян (в греческой транскрипции "склавины") и антов как единый народ, констатируя, что они занимают большую часть земель по левому берегу Истра (Дуная).

Действительно, с начала VI века все больше славян переселяется в низовья Дуная и на Балканы. К началу VII века они достигают южной Греции, осваивают земли будущих Венгрии, Словакии, Моравии, Чехии, восточной Германии. В VI-VII веках на широких пространствах от Эльбы и Дуная до Среднего Поднепровья существовали поселения, в археологии называемые культурой Прага-Корчак. Она считается первой достоверно славянской, поскольку доказана ее связь с последующими "историческими" культурами Восточной Европы, определенно принадлежавши ми славянам.

В "Повести временны" х лет" есть предание об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом. А армянский историк Зеноб Глак в VII веке рассказывает о том же событии: город Куар в стране полуни (полян) основали Куар, Ментей и Хореан. Раскопки, проведенные в XХ веке, показали, что в этом предании есть элемент исторической правды: на месте Киева до конца X века существовали три древнейших поселения, позже слившихся.

Шаг за шагом славяне продвигались и на север, занимая балтийское побережье от Кильской бухты до устья Вислы. Пройдя земли финно-угорских племен между Чудским и Ладожским озерами, они достигли Финского залива и далее вдоль Онежского озера распространились далеко на северо-восток.

Интересную характеристику дает славянам "Стратегикон" - руководство по ведению военных действий, приписываемое византийскому императору Маврикию (582-602). "Племена склавинов и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, наготу, недостаток в пище... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным сроком, предлагают на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться на положении свободных и друзей... Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь".

Обман иностранцев не считался у славян недостойным делом. "Они коварны и не держат своего слова относительно договоров, - продолжает Маврикий, - их легче подчинить страхом, чем подарками. Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и собираются, то решенное ими тут же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому".

Автор "Стратегикона" описывает гостеприимство славян, но особенно подробно (в соответствии с назначением сочинения) останавливается на способах ведения ими военных действий. Упоминает он, в частности, способность славянских воинов долгое время находиться под водой, дыша через выдолбленный камыш.

МОСТ ЧЕРЕЗ СТЕПЬ: ТЮРКИ

Вскоре после появления на Дунае славян тропинка между двумя краями Евразии, едва намеченная гуннами, восстанавливается и расширяется. На запад движутся новые волны кочевников. С V века в китайских летописях упоминается народ тугю - тюрки. Как и их соседи, они говорили на языке той группы, которая впоследствии была названа тюркской. Главенствующее положение в их "подвижном государстве" занимал клан Ашина - монгольское имя, означающее "волк". Первые вожди Ашина признавали власть хуннских правителей Китая. Со временем они попали в зависимость от другого сильного племени - жужаней и перебрались на Алтай, где выплавляли для жужаней железо. И хотя занятие это на всем пространстве от Китая до Западной Европы считалось позорным, реально оно давало тюркам преимущество перед соседями.

В середине VI века хан Ашина Бумын, вступив в союз с одним из северокитайских государей, принялся громить и подчинять окружающие непрочные и рыхлые кочевые объединения. Осмелев, он даже попросил у жужаньского кагана его дочь в жены, но тот ответил: "Ты мой плавильщик, как ты осмелился сделать мне такое предложение!" Зато китайский государь прислал в дар союзнику царевну (настоящую или нет, толком неизвестно), что окончательно закрепило авторитет Бумына среди окрестных кочевников. Зимой 552 года он напал на жужаней и разбил их. Позже его внук и преемник Мугань довершил разгром жужаней - все они, кроме детей и слуг, были обезглавлены, а их каганат прекратил существование.

Тем временем Истеми-хан, младший брат Бумына, предпринял грандиозный поход на Запад. Это было уже не бессистемное перемещение в поисках удобных кочевий, как у гуннов, а самая настоящая военная операция. За полтора года подчинив весь центральный Казахстан, Семиречье и Хорезм, Истеми во главе стотысячного войска вышел к "Западному морю" (вероятно, Аральскому), а затем, продолжая двигаться на запад, - к берегу Волги. Дальше хан не пошел, ограничившись подчинением приуральских степей. Оттуда тюрки Истеми переместились в Среднюю Азию, разгромили державу эфталитов и попытались атаковать Иран. Переправившись через Амударью, они через территорию современной Туркмении прорвались к южному побережью Каспия. Проникнуть дальше им помешали мощные укрепления только что выстроенного Дербента, закрывавшие узкий проход вдоль западного берега Каспийского моря. Наступление захлебнулось, и в 569 году тюрки вернулись в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

Так сложился огромный Тюркский каганат. Если гунны всего лишь прошли огромное расстояние, отделявшее северо-восточный Китай от окраин Средиземноморья, то тюрки все пространство между Китаем и Византией соединили под своей властью. История их державы в равной мере принадлежит обеим частям Евразии. Отныне восточноевропейские народы знали двух могущественных государей - императора и кагана. Именно на этом политическом фоне происходило здесь становление новых государств, в том числе и Руси.

Во главе тюркского эля (народа-государства) стоял клан Ашина, глава которого носил титул "каган". Предназначением кагана было устроение державы; в этом ему помогали сородичи - братья, дядья, сыновья и племянники, носившие титул тегин. Политическую систему каганата, позже заимствованную Рюриковичами, российские историки называют удельно-лестничной (от слова "лестница"). Верховная власть принадлежала правящему клану. Ближайшие родичи кагана в ожидании очереди на занятие престола получали наследственные уделы. По мере умножения потомства количество уделов росло.

В наследовании власти действовал установившийся принцип. Младший брат (родной или двоюродный) сменял старшего, старший племянник - дядю. Таким образом, каждый как бы поднимался по ступеням лестницы к вершинам власти - разумеется, в зависимости от удачи, долгожительства и наличия свободных мест. Но всегда находился кто-то, кто не желал ждать и шел на нарушение порядка, силой захватывая приглянувшийся кусок.

Самое высокое после кагана положение занимали джабгу и шад. Джабгу считался высшим администратором, заместителем кагана, но не наследником. Шадом мог стать только один из тегинов, то есть принц крови. Старейшины тюркских кланов назывались бегами, но и все должностные лица относились к сословию бегов. Остальные тюрки именовались будун - народ. Высшие сановники каганата звались тарханами, подвластные тюркам племена управлялись собственными вождями - иркинами или эльтеберами, причем эльтебер рангом выше иркина.

В китайской хронике говорится, что тюрки "почитают духов, верят шаманам". Письменности они первоначально не имели, но, видимо, со времени грандиозного похода Истеми на Запад стали пользоваться вариантом согдийского письма. По тюркским законам смертью карались измена, бунт против кагана, убийство, измена жены и кража стреноженного коня (когда нельзя было сослаться на то, что конь просто бродил сам по себе). За остальные преступления следовали наказания разной степени тяжести - от отрубания половых органов (за насилие над женщиной), обращения в рабство до простого штрафа. У тюрков уже была воинская повинность. Наибольшая воинская единица насчитывала около десяти тысяч воинов и называлась "туман" или "тюмен" (отсюда впоследствии произошло русское слово "тьма" и название города Тюмень).

АВАРЫ - ПРЕЕМНИКИ ГУННОВ

Итак, тюрки остановились на подступах к Средиземноморью. В Европу же, по пути гуннов, двинулся другой кочевой народ - авары. По одной гипотезе, они представляли собой осколок жужаньской державы, по другой - результат слияния двух племен, разгромленных Истеми-ханом. Пока Истеми воевал в окрестностях Каспийского моря, авары через западную Грузию добрались до Константинополя и, заключив союз с Византией, обрушились на соседей. Их успеху способствовали два новшества - изогнутые сабли и железные стремена, позволявшие всаднику выпрямляться и стоя наносить удар. Авары быстро подчинили причерноморских кочевников, ранее подвластных гуннам, и антов. К славянам авары каждый год приходили на зимовку. По сообщению хрониста Фредегара, "они брали женщин и детей славян и пользовались ими". Бесчинства аваров оставили особенно глубокий след в памяти племени дулебов. Когда спустя несколько столетий в этих местах образовалось Русское государство, в его летопись были вписаны предания о том, как обры (авары) впрягали в свои повозки дулебских женщин вместо лошадей.

В 567 году авары ворвались в многострадальную Паннонию, вытеснив оттуда наиболее дикое германское племя лангобардов _ "длиннобородых". Избавившись от опасных соперников, аварский хан Баян занял долину Тисы и подчинил славян, живших на востоке Венгерской равнины. Спустя столетие после гуннов в самом центре Европы вновь появилось могучее кочевое государство - аварский каганат.

Теперь византийцам приходилось отбиваться одновременно от тюрков, авар и славян. В 576 году тюрки неожиданно заняли Боспор, в 581 году авары проникли во Фракию и Пелопоннес, а в следующем году захватили крупный паннонский город Сирмий (Сремска Митровице в Югославии), откуда совершали набеги на соседние земли. В том же году, пишет Иоанн Эфесский, "выступил проклятый народ славяне, которые прошли всю Элладу, фессалийские и фракийские провинции, взяли многие города и крепости, опустошили, сожгли, разграбили и завладели страной и расселились в ней совершенно свободно и без страха, как бы в своей собственной. Это продолжалось четыре года, пока царь занят был войной с персами и все войска послал на Восток".

"В это время славяне по Божьему попущению распоряжались в стране совершенно свободно, - продолжает Иоанн Эфесский, - опустошали, жгли и грабили даже до Внешней стены (призванной защищать Константинополь. - А. А. ), так что захватили все царские стада - многие тысячи - и стада частных лиц. И до нынешнего дня - а теперь идет 895 год - они спокойно живут в римских провинциях, без заботы и страха, занимаясь грабежом, убийствами и поджогами, отчего разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих римлян. А между тем это были простые люди, которые не смели выходить из своих лесов и не умели пользоваться оружием".

Тюрков императору Маврикию удалось удержать на подступах к Крыму, и они отступили, перебив множество пленников. В дальнейшем их натиск на Византию приостановился из-за разраставшейся в каганате усобицы. Зато авары и славяне в 583 году захватили ряд дунайских крепостей, включая Сингидун (Белград), а спустя пять лет одновременно подступили к Константинополю.

Итог: в ходе двухвековой борьбы в Причерноморье и на берегах Дуная закрепились две новые силы: кочевники, пришедшие из глубин Азии, и славяне. В последующие столетия именно им предстояло определять судьбы Восточной Европы и формировать ее облик, столь отличный от европейского Запада.



Славяне и гунны. Часть 1

Николай Бурланков, Михаил Усачев.

Дикие и ужасные гунны, прискакавшие из Бурятии или Монголии, поработившие предков славян - а потом не оставившие от себя никаких следов - вообще говоря, довольно странное явление. Аналогичное ему - только появление авар. Которые тоже поработили именно славян и тоже не оставили от себя следа. Причем, никакого - ни археологического, ни лингвистического, ни генетического.

Так что вопрос довольно актуальный - «а был ли мальчик»? И были ли тут какие-то народы, кардинально - по генетике, языку и обрядам - отличавшийся бы от славян?

В 1976 году П.Б. Коновалов написал:

«Теория славянского происхождения хунну давно отмерла» .

Насчет монгольских хунну сложно что-либо сказать; хотя в их захоронениях много европеодов, но если они и имеют какое-то отношение к пра-славянам, то где-то не позднее скифских времен, когда скифская культура действительно была распространена по всей степи, от Монголии до Украины. Но вот гунны западноевропейские, тождество которых с хуннами восточными считается чем-то само собой разумеющимся, представляют из себя совершенно другой случай. И прежде всего необходимо вернуться и понять, почему два совершенно разных народа вдруг были отождествлены.

В фундаментальной работе на эту тему К.А.Иностранцева говорится, что такое отождествление возникает в 18 веке, в общем-то, без особых на то оснований.

«Разрабатывая историю Китая, миссионерам невольно приходилось касаться я истории некоторых других народов, входивших в различные сношения с китайцами. Приходилось им касаться и Хунну. Но они занимались ими только попутно, в связи с историей Срединного царства, а не ради самих народов, не для выяснения их происхождения и истории. Этих Хунну они, не сомневаясь, считали Гуннами. Никаких доказательств этому они не приводили - отожествление было основано исключительно на сходстве имён. Вот, напр., как выразился патер Гобиль (Gaubil. Traité de la Chronologie Chinoise, éd. Sylvestre de-Sacy, 1814, стр. 58): «Эти Хунну бесспорно те, которых европейская история называет Гуннами». Больше ничего он и не сказал по этому поводу».

Тем не менее, идея была высказана, и стала разрабатываться. И теперь является почти аксиомой, несмотря на совершенное различие в археологических культурах, приписываемых гуннам западным и хунну восточным:

Восточные хунну (см. ; в дальнейшем мы будем называть восточных хунну просто хунну/сюнну или хуннами, западных гуннов – гуннами или уннами, следуя греческой традиции)

«…в шестнадцати пунктах в междуречье Джиды, Селенги, Чикоя и Хилка Ю.Д. Талько-Грынцевичем раскопано около 100 хуннских могил «в срубах» и «гробах». Но самые крупные по масштабам раскопки были произведены в местности Ильмовая падь в 23 км к северу от Кяхты, где им раскопано 33 могилы «в срубах», и в местности Дэрестуйский Култук на левом берегу р. Джиды, где вскрыто 26 могил «в гробах» ».

Западные гунны (см.):

«Лишь немногие исследователи связывают конкретные комплексы непосредственно с гуннами. Рассматривая особенности погребального обряда и вещевой материал памятников гуннской эпохи, мы отметили ряд новых черт, не свойственных культуре сарматов или аланов (Засецкая, 1971, с. 62; Она же, 1977, с. 92-100). Такие явления как погребения с сожжением, курганы с кострищами, захоронение шкуры лошади, а также распространение новых форм оружия, конской узды, украшений и др., свидетельствуют о сложении в первой половине V в. в южнорусских степях новой культурной общности, исторически связанной с образованием здесь племенного союза под властью гуннов. Эти данные и ряд других наблюдений позволили нам выделить памятники конца IV-V вв. в самостоятельную историко-культурную группу, отграничив ее от позднесарматских древностей III-IV вв. и от комплексов VI-VIII вв. (Засецкая, 1968а, с. 52-62; Она же, 1977, с. 92-100).»

Итак, прежде всего, погребальные обряды различаются кардинальною. Да и найденные в погребениях предметы не дают основания принять хоть какое-то родство этих культур.

В связи с распадом СССР на территории России вновь возник вопрос о нашей истории (ибо производить себя от Киевской Руси стало уже «политически неудобно»), и появились именно что политические спекуляции на тему славян, заселявших всю территорию России с древнейших времен. Насчет всей территории – вопрос, конечно, более чем спорный.

Но есть факты, которые отрицать сложно.

М. Б. Щукин полагает, что в 4 веке славяне еще не отделились от балто-славянской общности. Лингвистика при этом подтверждает существование общеславянского единства в 5 веке. В 6-м же веке начинается процесс распада общеславянской общности на восточных, западных и южных славян.

Но как и где могло быть это «общеславянское единство»?

Вся территория, занятая в 6 веке явно славянскими археологическими культурами (Пеньковской, Пражско-Корчажской, Суково-Дзедицкой), а с 8 века и до вполне проверяемых «исторических времен» явно славянскими племенами, в 5-м веке принадлежала гуннам!

И если бы гунны были тюрками, монголами, даже угро-финнами – славянские языки если и не принадлежали бы к этой группе языков, то по крайней мере имели бы ОБЩЕславянские корни, восходящие к этим языковым группам. Между тем, таких слов просто нет. Гунны, перед которыми дрожала Византия и Гесперия, не оставили славянам – основному населению их государства! – которыми правили более 80 лет, ни одного слова! Есть, правда, спекуляции по поводу слова «книга» у Фасмера (якобы, из китайского посредством гуннов) – но она не выдерживает никакой критики (не говоря уж о странности заимствования именно слова «книга» «неграмотными славянами» у «неграмотных гуннов»). При этом, отметим, общеславянские корни готского происхождения – готы управляли племенами, составившими в дальнейшем значительную часть славян, примерно столько же, сколько и гунны, всего на полвека раньше – безусловно, имеются (ср. Котел).

Итак, первая загадка «восточных гуннов в Европе» - это отсутствие общеславянских корней из этих языков. Все заимствования – поздние, из татарского – в русский и украинский, из турецкого – в украинский, польский и болгарский.

Вторая загадка. До гуннов предки славян были подчинены готами готам. С которыми, и по нарративным, и по археологическим данным, были очень напряженные отношения. Иордан пишет о войне готов с венедами и роксоланами, которые впоследствии позвали гуннов и вместе с ними били готов. Готский вождь Витимир распял антского (еще одно славянское или пра-славянское племя) вождя Божа и 70 старейшин. В общем, отношения более чем враждебные. По Щукину, в Черняховской культуре (отождествляемой сейчас с державой готов) готские поселения занимают более удобные места, поселения же киевской культуры вытеснены в низины и болота.

Одним словом, с готами у предков славян отношения не сложились.

Зато удивительно удачно они складываются с гуннами! Так, что даже в середине 6 века Прокопий Кессарийский пишет, что «анты и склавины в чистоте хранят гуннские нравы».

Восстания у славян происходят против Авар (восстание Само в начале 7 века), против готов, но нет бунтов против гуннов. Которые наводили ужас на все народы Европы и вторгались в Римские империи (обе, и западную, и восточную).

Данное спокойствие наводит на мысль, что славянам в империи гуннов жилось неплохо (по крайней мере, их знати, которая могла выступить зачинщиком бунта). И они там не были подданными, униженными и оскорбленными, а привилегированным народом!

Третья загадка. После исчезновения гуннов славяне, занимавшие в 4-5 вв небольшую территорию Киевской культуры (почти целиком подчиненную готской Черняховской), в 6-м веке увеличивают ареал своего обитания в десятки раз, фиксируясь археологически и в Прибалтике (Суково-Дзедицкая культура), и в Причерноморье (Пеньковская, Ипотешти-Киндешти), и в центре Европы (Пражско-Корчажская), и на севере (Псковских длинных курганов), и даже есть версии, что на Волге (Именьковская культура).

Размножиться так, чтобы заселить все это пространство, за сто лет физически невозможно. Так что данные культуры могли только сложиться под влиянием славян, но никак не быть созданными на базе славянского населения.

Но вся эта территория опять же в 4-5 вв. была под властью гуннов!

Четвертое. Как мы уже видели, археологически культуры, отождествляемые с хуннами восточными и гуннами западными, очень различны. При этом гунны западные куда ближе, скажем, к Именьковской и Колочинской культуре. Прежде всего – обряд сожжения мертвых. В принципе, сожжение не очень характерно для степных культур, в силу бедности топлива, и очень характерно для лесных и лесостепных народов. Скифы сжигали своих умерших только в границе лесостепи, в самой степи – множество погребений, раскапываемых по сей день.

Пятое. К сожалению, никаких текстов, которые можно было бы считать гуннскими ли хуннскими, не сохранилось (если бы сохранились, вопросов и гипотез было бы гораздо меньше). Как от гуннов, так и от хунну, остались лишь несколько слов, записанных их соседями (для восточных это китайцы, для западных – греки и римляне). Это разные слова, принадлежащие к разным языковым группам. И характерно, что если от восточных хунну остались слова, принадлежащие тюркским или монгольским языкам, то от западных гуннов остались лишь слова, которые явно восходят к славянским аналогам! Это слова, упоминаемые у Приска – Медос (мед), Камос (квас; в силу отсутствия звука «в» в древнегреческом, греческие писатели передавали его самыми разными сочетаниями букв, в том числе и м – например, Новгород у Константина Багрянородного назван Немоград – ), и у Иордана – страва (погребальная тризна) и гуннское название Днепра «Вар» (которое возводят к названию Борисфен – правильнее, Борустен – и в целом к иранскому «Вару»). У Иордана есть и еще любопытный момент – «Готы же преимущественно заимствуют имена гуннские» (там же). Видимо, с помощью этого можно пополнить наш именослов для гуннов, причислив к ним ряд готских имен. Но про имена мы поговорим отдельно, ниже.

Шестое. Ибн Фалдан, побывавший на Волге – в царстве Волжских Булгар – называет это царство «царством славян» (сакалиба), а их правителя – царем славян. Д.Е. Мишин, исследовавший вопрос о сакалиба в арабских текстах, признает, что до 11 века этим термином арабы называют только славян. В данном конкретном случае исследователь пытается доказать, что Ибн Фалдан ошибся – но доказательство довольно странно (Мишин предполагает, что царь Волжских Булгар принял титул «царя славян», чтобы показать арабам, с которыми стремился заключить союз, свое могущество, ибо славяне были известны арабам как могущественное племя. Но не говоря уже о том, что это некоторый нонсенс в истории – присваивать себе титул царя народа, который вовсе не входит в число твоих подданных – странно, что при этом в его титуле нет названий настоящих народов, которыми он управляет, да и Ибн Фалдан прекрасно осведомлен о подчиненном положении царя Булгарии по отношению к хазарам, так что если у того и были планы кого-то обмануть, они явно не помогли. При этом Ибн Фалдан упорно продолжает его так называть, что невозможно объяснить просто «упрямством», как настаивает Мишин; в данном случае упрямство могло бы дорого стоить Ибн Фалдану, ибо он был официальным лицом в составе посольства и реальное положение дел до своего повелителя должен был довести). Гораздо проще объяснить это все-таки наличием по крайней мере родственных славянам племен в этих краях (и Именьковская культура, раскопанная в этих местах и относящаяся к 4-8 вв., является родственной Киевской культуре!)

Итак, есть ряд серьезных моментов, заставляющих как усомниться в родстве гуннов западных и хунну восточных, так и посчитать гуннов западных более близким к славянским и пра-славянским племенам, нежели к каким-либо другим.

Теперь разберем подробнее, как именно произошло отождествление двух разных народов на базе сходства их названия, а также, как может такое быть, что «дикие монгольские кочевники гунны» все-таки родственники славян.

Атилла в бою

Об этом этносе есть множество противоречивых мнений, которые редко пересекаются в одну точку зрения. Древние западноевропейские историки говорят одно, китайские другое, персидские сообщают третье. Гунны, племенной союз древних тюрок, являются потомками великих хуннов, и это факт, который, к сожалению, не все хотят принимать.

Хунны создали свою державу в 3 в. до н. э., когда к власти пришёл сын шаньюя Туманя — Модэ. Отец не любил своего старшего сына и старался любыми способами от него избавиться. Тумань отдал его в заложники юэчжам, а затем напал на них, чтобы те убили сына. Но Модэ смог бежать. Тумань уже не посмел убить сына после его возвращения. Отец поставил его во главе 10 000 семей. А Модэ, в свою очередь, создал жёсткую дисциплину в своём войске, после чего произвёл переворот, за которым последовала гибель Туманя, его жены и младшего брата, и он сам стал шаньюем. Грозный Модэ не церемонился со своими подчинёнными, рубил головы даже за мелкие провинности. Он создал настолько жёсткую систему ведения войны, хунны стали побеждать китайцев, у которых был двадцатикратный перевес вооруженного состава!

Такое государство, как империя Хань, было отнюдь не слабым. Об этом писал китайский историк 1 в. Сыма Цянь. Мы не будем останавливаться на подробном описании истории державы Хунну, а просто проведём короткий экскурс, а затем перейдём к основной теме, где нас интересуют уже гунны, которым, собственно говоря, я и посвятил эту тему. Хунны вели войны с восточными племенами дунху, затем с юэчжами, но самыми частыми были войны с Китаем. В периоде с 202 г. до н. э. до середины 1 в. они сдерживали агрессию сначала империи Цинь, а потом империи Хань. Но китайцы, терпевшие поражения от «свистящих стрел» храбрых хуннов (хунны делали стрелы с отверстиями на кончике, вследствие чего стрела летела со свистом и действовала на психику противника), стали использовать своих искусных дипломатов, которые подняли против хуннов окрестные племена и смогли ввязать государство в междоусобную войну. Ситуация была очень тяжёлой. Междоусобица расколола державу Хунну. Затем, как говорят историки, в степи началась вековая засуха, пустыня Гоби расширилась. То есть здесь сильно повлияла не только политическая обстановка, но и природный фактор. Теперь восточные соседи и предки монголов – сяньбийцы- стали постепенно завоевывать влияние в Великой Степи, а с хуннами они решили покончить (2 в.)

Выше описанные события разделили хуннов на четыре ветви. Южные хунны стали жить в самой северной части Китая — Ордосе и считались ядром китайской военной мощи; хунны-юебань ушли в Среднюю Азию, разделившись на племена: чуюе, чуми, чумугунь, чубань; Северные хунны продолжали сопротивляться воинственным сяньбийцам, но затягивать войну больше не могли. Обессиленные засухой, они бежали на Запад к новым землям. Последние, четвёртые, самые слабые и субпассионарные подчинились добровольно Сяньби.

Северные хунны

Путь на Запад был чрезвычайно сложным, так как за спинами уцелевших хуннов были сяньбийцы, которые преследовали беглецов. Великий историк Л.Н. Гумилёв пишет, что женщины не могли выдержать этого перехода. Уцелели только физически и духовно крепкие люди, т.е., в основном, мужчины. Но сколько их было? Ответ на этот вопрос содержится в книге Гумилёва «Тысячелетие вокруг Каспия»: «Вернёмся к демографической проблеме, которая, несмотря на всю приблизительность цифровых данных, даёт нам необходимое решение. Выше было указано, что хуннов в 1 в. до н. э. было 300 тысяч человек. За 1-2 вв. н. э. был прирост, но очень небольшой, так как хунны всё время воевали, к ним присоединились лишь китайские эмигранты — кулы». Подчёркиваю, что кулы — это эмигранты, бежавшие от произвола китайских чиновников и императора, которые считали, что найдут покой у хуннов. «Кулами», т. е. рабами, их прозвали хунны. Слившись в систему державы Хунну, кулы стали хуннским субэтносом. В 3 в. в Китае насчитывалось 30 тысяч семей, т. е. около 150 тысяч хуннов, а «малосильных» в Средней Азии около 200 тысяч (хунны-юебань). Так сколько же могло уйти на Запад? В лучшем случае — 20-30 тысяч воинов, без жён, детей и стариков, неспособных вынести отступление по чужой стране без передышек, ибо сяньбийцы преследовали хуннов и убивали оставшихся.

Эти энергичные, пассионарные люди прошли 2600 км за 1000 дней. Остановились они только на территории Урало-Волжского междуречья, где, найдя убежище и спокойную жизнь, хунны в буквальном смысле подружились с угро-финскими племенами. Известно, что многие угро-финны покинули степную зону и уплыли на север по Оби, где уже в северной части Урала встретились с малоизвестным племенем — сииртя, относившийся к некой Усть-полуйской культуре. Считалось, что сииртя — очень опасный и беспощадный народ, который нападает внезапно на пришельцев.

Очень интересно, как хунны могли взаимодействоать с уграми и финнами через такое огромное расстояние, а точнее через всю таёжную зону с юга на север? «Заметим, что все перечисленные этносы (вначале перечислются народы Поволжья. Угорские: мокша, луговые черемисы, Чудь заволоцкая; Финны: эрзя, горные черемисы, Чудь белоглазая. Чуваши-потомки гуннов, т. к.чувашский язык принадлежит к наиболее архаичным тюркским языкам) живут около Волги и её притоков или поблизости от них. Значит, именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север,» — пишет Л. Н. Гумилёв.

Пришедшие в новые земли хунны ни с кем не воевали 200 лет, жили мирно, составляя хунно-угро-финнский симбиоз. Как уже было сказано выше, у хуннов не хватало женщин, недостаток они и восполнили благодаря уграм. О полной ассимиляции говорить не приходится, был только симбиоз и не более. Образовался этнос гуннов, т. е. тех самых ужасных для европейцев «дикарей». Хотя, судя по тому, что за такой промежуток времени от 160 г. до 360 г. н.э. гунны не вели войн, можно судить, что римско-германские историки преувеличивали. Один из них — историк Аммиан Марцеллин , который по словам своего лазутчика, испугавшегося «страшных кочевых варваров», докладывал своему хозяину о неизвестных пришельцах.

Взгляд на Европу

Период большой резни народов. Идёт постепенный развал Западной Римской империи, возвышается Восточная Римская империя и т. д. Начнём, пожалуй, с Восточной части Европы. Здесь, в Причерноморских степях, последние скифы отстаивают свою независимость и жизнь от аланов (сарматов). Сарматы жестоко расправляются со скифами, истребив одних и вытеснив других в Крым. Бедные скифы посчитали, что Крым станет неприступной природной крепостью для врагов, но, к сожалению, события покатились не в пользу скифов. В устье Вислы высадились три отряда воинственного племени готов. Готы разделились на вестготов, гепидов и остготов.

Остготы стали завоевателями Восточно-Европейской равнины. Здесь они покорили племена антов (предков полян), венедов (тоже славян, как и антов, но являющихся самыми воинственными из славянских племён и равно пассионарными со многими германскими племенами). В будущем венеды разделятся на лютичей и бодричей, которых в Средневовье уничтожат швабские императоры), ругов (племя германское, жившее до разгрома от готов на берегах Вислы.), герулов (германское племя), а затем поголовно уничтожили последних скифов в Крыму и здесь же создали свой флот, заимствуя его у греков. Остготы создали своё сильное королевство, во главе которого стали править короли из рода Амалов (благородных), среди них особо отличился король Германарих . Они стали союзниками аланов. Позднее гунны придут, как мстители за скифов (гунны знали о скифах и их родственных саках, так как их культура произвела на гуннов большое впечатление) и освободители славянских племён от жестоких аланов и германцев, если смотреть на историю этих народов «с высоты птичего полета», как называл это Лев Николаевич.

Вестготы во главе рода Балтов (храбрых) побеждают римлян, проходят Балканы, а позже захватывают Рим. Римляне отличали готов, как агрессивных воинов с длинными копьями. Как раз эти длинные копья серьёзно помогали готам в сражениях с римскими пехотинцами-легионерами. Готы захватывают половину Европы; Франки захватывают Галлию; Вандалы проходят Западную Европу, обосновываются в Испании, где сталкиваются со свевами (затем, как мы знаем, вандалы переселяются в Африку, откуда совершают нападение на Рим, после которого город и сама империя больше не оправились, но это происходит практически в самом конце описываемого нами периода); саксы, англы, юты захватывают Британию. Теперь на арену истории Великого переселения народов (здесь описан поздний период, когда гунны уже были в Европе, но описанное выше исключать нельзя) выходят гунны…

Воинственность гуннов

Гунны не забыли своих великих предков. Сидя у костра, старейшины вели повествования своим сородичам о славе, мужестве и героизме воинов государства Хунну, где каждый помогал друг другу в сложные времена, вследствие чего они — потомки хуннов, всё-таки живы. И пришло время, когда гунны должны были сами показать, на что они способны …
Начиная с 360 г. аланы решают захватить Урало-Волжское междуречье, территорию, с которой они когда-то ушли (после ухода с этой территории, они покорили Северный Кавказ и Доно-Волжское междуречье). Здесь они и встретились с гуннами. Тяжёлая аланская кавалерия считалась непобедимой, однако мобильные гунны использовали лёгкую конницу блестящих лучников.

Война длилась 10 лет, до 370 г., но в итоге победу одержали малочисленные гунны в союзе с уграми. Но легкая ли это победа? Аланы были отлично снаряжены и вооружены. Кроме того, они имели свои крепости, что говорит об их полуоседлости. И что важнее, аланы имели сильных пассионарных союзников — готов. Тем более, под готами жили анты, гепиды, герулы, венеды, росомоны и другие племена. И всё-таки, гунны победили. Они продвинулись через Северный Кавказ к берегам Азовского моря, однако, как пишет Гумилёв, «предгорные крепости взяты не были», т. к. гунны крепостей брать еще не умели. Форсировать Дон гунны не решались, видимо из-за того, что правый берег реки был серьёзно укреплён и готы готовились к столкновению. Однако всё пошло не по их планам.

По легенде, в 371 г., на Таманском полуострове, охотившиеся гуннские всадники, увидели самку оленя и погнались за ней. Олениха вошла в воду и … перешла в Крым! Затем гунны сами перешли пролив и напали на своих врагов с тыла. Если следовать легенде, то керченский пролив тогда был настолько мелководным, что по нему можно было свободно пройти! Постепенно прорвавшись через Перекоп в степи Северного Причерноморья, гунны начали внезапную войну с остготами, которые так же, как и их союзники аланы, потерпели полное поражение. Государство Германариха пало, а освобождённые гуннами племена, ненавидевшие готов, стали охотно служить новым хозяевам. Теперь гуннское войско пополнилось иноземцами и открылся выход в Европу.

Начиная с 376 г., непримиримая часть остготов и их родичи вестготы перешли Дунай и оказались в области, подвластной римлянам. В это время в плен гуннам попал сын римского генерала Гауденция (он был германцем) и какой-то римлянки — Аэций . Он подружился тогда со своим сверстником Аттилой , и наверняка с дядей Аттилы — Ругилой и отцом — Мундзуком . Аэций позже станет для Аттилы не другом, а самым непримиримым, но достойным врагом, когда один будет возглавлять западными варварами, а другой восточными. То что касается,Ругилы, он считался очень мудрым правителем, настоящим дипломатом. Грозился напасть на Византию, которая тогда платила ему ежегодную дань, потому как император принимал к себе готов, бежавших от гуннов. Однако переговоры были нарушены из-за смерти Ругилы, тогда как границы государства гуннов уже располагаются на Рейне.

В 434 г. власть переходит к сыновьям Мундзука — Аттиле и Бледе . Уже в это время их государство превратилось в химеру, когда все подчинённые им племена жили не по отдельности, где в симбиозе этносы взаимодействуют между собой, а слились в анти-этнос, который, как считает Гумилёв, в отличие от этноса, не имеет возраста и может быть быстро разрушена, если сталкивается с молодым и энергичным этносом.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на этом заявлении, потому, что именно оно объясняет нам столь быстрый распад гуннской империи. Химера в этногенезе является образованием, породившем смесь народов в одной массе, при этом представители своих этносов, которые вошли в химеру, теряют традиции и стереотип поведения, который раньше им был свойственен. Химера в отличие от этноса, возраста не имеет! То есть, если мы говорим «химера», то ни о какой фазе этногенеза и речи не может идти. Химеры побеждают политически и экономически, но никогда — идеологически.

Долго продержавшаяся она становится оплотом лжи, т. е. её члены используют ложь, как «modus vivendi», как принцип существования. Образуются антисистемы, т. е. религиозно-философские организации с отрицательным мироощущением. Примеры из истории: Государство Птолемеев (греки+евреи+копты), Газневидский султанат (тюрки+персы+арабы), государство Караханидов (тюрки+таджики), Фатимидский султанат (славяне+тюрки+венгры+арабы+берберы); самый достойный пример современной химеры — США. Но вернемся к гуннам 5-го столетия.

В 445 г. Аттила убивает Бледу и станет полноправным правителем своей империи. Он разрушает 70 городов на Балканском полуострове (города-крепости сами гунны брать не умели, что отмечено выше, поэтому эта роль была отведена на подвластных им славян и германцев). Сначала, в 447 г. византийский император Феодосий II заключает с Аттилой мир, а затем второй, сменивший его император Маркиан, не желавший «стоять на коленях» перед гуннами, решается порвать мир в 450 г. Интересно, что Аттила снова не идет на Византию войной, а начинает наступление на Запад, в западноримскую Галлию, современную Францию.

Здесь Аттила встречается с Аэцием, талантливейшим дипломатом и политиком, с «последним из Римлян»(титул который, впервые, присвоен ему византийским ученным Прокопием. Аэцием ), ставшим римским полководцем, возглавившим римские легионы и племена, враждебные державе Аттилы. Короче говоря, случился момент в истории, когда две племенные массы, две коалиции, бились в одном сражении — на Каталаунских полях. Сражение произошло в 451 г.

Финальное шествие

Здесь были анты, остготы, руги, герулы, алеманны, биттогуры, венеды, язиги, гепиды, мелкая часть франков (которые не доверяли Аэцию), и, конечно, сами гуннские войны. Аэций же управлял другой частью франков, вестготами, непримиримыми остготами, аланами, саксами, бургундами, рипариями, и, римскими легионами. По словам германского историка Иордана , сражение было одним из самых кровавых и зверских. Многие современные историки полагают, что сражение выиграл Аэций, однако Гумилёв считает иначе -победа не досталась никому: «Аттила отступил, Аэций его не преследовал». Полагаю, что точка зрения Гумилёва верна, ибо гунны, если бы и потерпели серьёзное поражение, то уже не стали бы наступать войной на Италию в 452 г., год спустя сечи.

И всё же, Аттила продолжил войну и взял сильнейшую крепость Аквилею, которая, кстати, была построена во 2 в. до н. э. для защиты от иллирийцев, кельтов и македонцев. Аттила разграбил Северную Италию, пока римляне не предложили завоевателю огромный выкуп, ради спасения своих жизней и ухода вождя гуннов из Италии.

В 453 г. Аттила умирает во время брачной ночи с бургундкой Ильдико (есть версия, что она его отравила). После этого гуннская империя быстро раскололась, а сами гунны были окружены в Паннонии, причём бились они уже без остготов и гепидов, т. к. последние стали изменниками и объединились против кочевников, для которых бойня в Паннонии стала могилой. Погибло около 30 тысяч гуннов и их верных союзников. Уцелевшие ушли в Причерноморье. Но и здесь их история не закончена! Вожди Денгизих и Ирник (братья погибшего в Паннонии в битве при р. Недао Эллака — сына Аттилы) сопротивлялись ещё готам, савирам, сарагурам. Алан Аспар разбил Денгизиха, а его голову отправил в Константинополь (гунны тогда были вассалами Византии). Вот именно на этом моменте история гуннского пути в несколько сотен лет и несколько тысячи километров и заканчивается.

В истории очень часто мы видим, как народы появляются, достигают пика славы и … погибают. Гунны — непредсказуемый сильный этнос, который взял элементы угорской и тюркской храбрости. Хотелось бы отметить, что гуннская империя сошла на нет лишь тогда, когда образовала химеру. Не знаю, могли бы этногенные процессые в периоде Великого Переселения идти по другому… Сегодня же в современной России есть потомки гуннов — это чуваши. И пусть они гордятся своими великими предками.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У)

Список литературы:
1. Л. Н. Гумилёв. «Хунны в Азии и Европе».
2. Иностранцев К. А. «Хунну и гунны».
3. Э. Томпсон. «Гунны. Грозные воины степей».
4. Николаев В. В. «История предков чувашей».
5. Отто Дж. Маенхен-Гельфен.»Мир гуннов. Исследования их истории и культуры».

Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до н.э. Их воинственный кочевой союз сложился где-то на северных рубежах Китая еще в V - III вв. до н.э. В ту пору население нынешней Западной Монголии и Северо-Западного Китая говорило в основном на индоевропейских языках (иранских, тохарских и др.). Индоевропейцы обитали на западе в пределах нынешнего Казахстана. На севере от них обитали угорские народы, от которых в наши дни уцелели лишь венгры и небольшие западно-сибирские этносы - ханты и манси. Прежде их сородичи обитали и на Южном Урале, и в Южной Сибири.

Хунну, или гунны, долгое время вели борьбу с китайцами с переменным успехом. Последний нередко сопутствовал кочевникам благодаря тому, что практически все мужское население у них являлось потенциальными воинами, а легкая конница позволяла маневрировать и одерживать верх над китайской пехотой. В то же время длительные контакты с китайцами не сводились только к войнам, но между кочевниками и оседлым населением существовал взаимовыгодный обмен товарами и навыками, в том числе и военными. В силу этого гунны издавна многому научились у китайцев, которые в ту пору были одним из самых цивилизованных народов земли.

Вопрос об этнической принадлежности гуннов до сих пор не ясен. Скорее всего, среди них были и прототюрки, точнее, общие для той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена.

Во II в. до н.э. гунны потерпели серьезные поражения в столкновениях с китайцами и под их напором устремились на запад, воюя и побеждая соседние народы, среди которых главными были так называемые юэджи - родственные сакам-скифам. Юэджи, в свою очередь, должны были отходить на запад, в пределы Средней Азии и нынешнего Казахстана. В ходе такой борьбы гунны где-то ко II в. н.э. вышли к Волге, где их и фиксируют для той поры некоторые античные авторы. На большом пути от Монголии до Волги гунны увлекли с собой массу иных племен, прежде всего угорских и иранских. Так что пришедшие к порогу Европы кочевники уже не являли однородной этнической массы.

На берегах Волги гунны вынуждены были, задержаться почти на два века, поскольку встретили мощное сопротивление со стороны алан, обитавших тогда между Волгой и Доном. Аланский племенной союз был сильным политическим объединением. Аланы, как и гуны, были кочевники, и не случайно авторы IV в., описывая гуннов и алан как совершенно разные по расовому типу племена, подчеркивают их почти одинаковый кочевой быт. И у тех, и у других основной силой была конница, причем у алан часть ее была тяжеловооруженной, где даже кони имели броню. Аланы бросались в сражение с криком "марга" (смерть) и стали достойными противниками для выпестованных в столетних сражениях с китайцами восточных кочевников.

Однако в 70-х годах IV в. исход двухвекового соперничества был решен в пользу гуннов: они разгромили алан и, перейдя Волгу, а затем Дон, устремились на поселение " ". Письменные источники пишут о поражении готов в войне с гуннами, отмечая, что уже сам необычный европейцам вид гуннов приводил готов и их союзников в ужас.

Большую роль в победе играло превосходство гуннской конницы, которая после разгрома алан обрушилась на мирные поселения "черняховцев", где политически господствовали готы. Перед этим страна алан подверглась ужасному погрому. Часть алан была оттеснена в районы Предкавказья, другая должна была подчиниться завоевателям и затем вместе с ними двинуться в поход на запад. Наконец, немалая часть побежденных вместе с поверженными готами также устремилась на запад. В V - VI вв. мы встречаем алан и в Испании, и в Северной Африке. Сходная судьба постигла и готов. Так называемые визиготы ушли сначала на Балканы, в пределы Римской империи, а затем и дальше на запад (сначала в Галлию, а затем в Испанию). Другая их часть, так называемые остготы, первоначально подчинилась гуннам и вместе с ними воевала в Европе, в том числе и против своих соплеменников. Наконец небольшая часть готов осталась в горном Крыму и на Тамани, где их потомки кое-как еще известны до XVI в.

Археологические данные показывают картины страшного разгрома страны "черняховцев". Была уничтожена весьма перспективная ранняя цивилизация, носители которой вынуждены были скрываться в лесостепной полосе, оставив степь в распоряжение пришлых кочевников. Гунны не остались в наших южных степях, и пошли дальше на запад, сделав центральной областью своей "империи" Паннонию (нынешняя Венгрия). Эта историческая область издавна была прибежищем для многих племен и народов. В IV - V вв. там жили славяне, часть потомков сарматов, вероятно, кельты, германцы и другие племена. Гунны составляли там только господствующую прослойку. Ученые полагают, что этнический тип гуннов и их язык изменились за период их перекочевий из Монголии в Европу. Сами гунны попали под цивилизационные влияний местного оседлого населения. Знаменитый Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. Доказано, что имя Аттила переводится с готского языка и означает "батюшка". Когда Аттила двинулся в поход против Римской империи, в составе его орде были и готы, и аланы, и многие другие племена. Попытка Аттилы завоевать Западную Европу завершилась сражением на Каталуанских полях (северной Франции, Шампань) в 451 г., где столь же многонациональные римские армии под предводительством Аэция преградил путь ордам Аттилы. Вернулись в Паннонию, гуннский владыка Аттила умер (453 г.).

Наследники Аттилы перессорились друг с другом. Покоренные народы использовали их распри и заставляли основную часть гуннов уйти на восток в причерноморские степи.

Только на центральном Кавказе сохранялся мощный массив аланского (иранского) этноса, который отправился после гунского погрома и воссоздал свое политическое объединение - Аланский союз.

В западном Предкавказье в VI в. господствующее положение заняли булгары. После распада Тюркского каганата именно Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а слабость обитания булгар получила наименование Великая Булгария. Она занимала приблизительно территорию нынешнего Краснодарского края, севернее реки Кубань. Возможно, булгарам подчинялась и часть адыгов, обитавших на левом берегу этой реки.

Булгары соперничали с западными тюрками, хотя это соперничество и было относительно скромным. Скорее всего, булгары стремились утвердить свое господство на запад, в степях нынешней Украины до Дуная, что им в первой половине VII в. удалось после гибели Антского союза. В то же время на протяжении VI - начала VII в. через эти степи периодически шли на запад различные орды смешанного происхождения, чаще всего именуемые аварами (обрами по славянским источникам).

Этническая принадлежность авар также не ясна. Скорее всего, это была какая-то угорская орда, прорывавшаяся на запад через враждебную тюркскую среду, господствующую в Тюркском каганате. На западе, в Паннонии возник Аварский каганат, правители которого стали вместе с булгарами союзниками Ирана и ирано-византийских войнах первой трети VII в. В 626 г. имела место знаменитая осада Константинополя аварами, в которой в качестве союзников последних участвовали и славяне.

UPD (10/09/2018) На фото экспонаты выставки «Кочевники Аркаимских степей» из фондов Музея археологии и этнографии Челябинского государственного университета (сайт "Реальное Время" https://realnoevremya.ru/galleries/941)

Оценка статьи:

III-IV вв. н. э.- время крупнейших сдвигов в кочевом мире, о которых, однако, известно лишь постольку, поскольку они затрагивали судьбу соседних рабовладельческих империй. Более или менее ясны события, имевшие место на берегах Дуная и Хуанхэ, но то, что происходило посередине, в самом сердце азиатских степей и плоскогорий, остаётся недостаточно выясненным. А между тем именно здесь

подготовлялись грандиозные события, совершенно изменившие облик Европы, события, которые принято называть «великим переселением народов». Однако, прежде чем говорить о движении гуннов в Европу, которое послужило важнейшим импульсом переселения народов, необходимо дать характеристику тех племён, с которыми гунны столкнулись на рубеже Европы и Азии.

Возни кновение аланского племенного союза

Обширные степи от Дона до Аральского моря,от Кавказа до предгорий Урала в III-IV вв. н. э. занимали аланы. Как уже говорилось, упоминания об аланах в античной литературе относятся к середине I в. н. э. Более обстоятельно пишет об аланах в 70-х годах I в. историк Иосиф Флавий, помещающий их на берегах Танаиса и Меотиды. «История Младшей династии Хань», составленная в V в., но по своим источникам восходящая н данном случае к началу II в. сообщает, что владение Яньцай (расположенное, по Сыма Цяпго, вокруг большого озера с пологими берегами,- подразумевается Каспийское море) было переименовано в Аланья.

Таким образом, наименование «аланы» возникает внезапно в I в. н. э. и с самого начала охватывает население значительной территории. Античные источники связывают их с более древними племенами, жившими в тех самых землях, по которым расселились впоследствии аланы,- с савроматами и массагетами (историки Кассий Дион, Аммиан Марцеллин); у знаменитого географа Птолемея сохранилось наименование аланоскифы. Очевидно, аланы представляли собой союз ряда племён, преимущественно кочевых, которые причислялись ранее к сарматам или массагетам. Уже Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы состоят из множества племён и что эти племена лишь постепенно приняли имя аланов. Поэтому правы были те исследователи, которые указывали, что аланские элементы в северокавказских степях появились значительно раньше, чем наименование «аланы» в письменных источниках: действительно, племена, пошедшие в состав аланов, жили здесь издавна.

Таким образом, в I в. н. э. на указанной выше территории происходит образование обширного племенного союза аланов. У Аммиана Марцеллина хорошо показано, как аланы, побеждая соседние племена, принуждали их вступать в своё племенное объединение. Поэтому этнический состав аланского племенного союза был довольно разнородным. Лукиан (или другой автор II в., сочинение которого приписано Лукиану) наряду с аланами упоминает в долине Кубани синдов, сарматов, махлиев и скифов.

Возможно, что эти этнические наименования обозначают, во всяком случае частично, племена аланского союза. Большинство этих племён говорило на диалектах иранской группы, но в составе аланского союза могли быть и племена, говорившие на кавказских языках (например, синды). Что касается племени, которое стало называться аланами и объединило вокруг себя окрестных кочевников, то это были, возможно, аорсы, упоминания о которых прекращаются со второй половины I в. н. э.

Аммиан Марцеллин описывает аланов как высоких, белокурых воителей, суровых и подвижных, по образу жизни напоминающих гуннов, однако более цивилизованных. Ввиду разнородности племён аланского союза трудно сказать, относится ли это описание ко всем аланам или к какой-либо их части.

О хозяйственном быте аланов в источниках имеются различные известия. Аммиан Марцеллин характеризует их как типичных кочевников и сопоставляет с гуннами, тогда как китайские источники, напротив, утверждают, что аланы живут оседло. Объясняется это, повидимому, отчасти тем, что в составе аланского союза имелись и оседлые и кочевые племена. С другой стороны, многие племена Северного Кавказа вели полукочевой образ жизни, сочетая скотоводство с примитивным земледелием. Это подтверждается данными археологии. Богатые керамикой городища, расположенные по берегам Кубани, Терека и Сунжи, встречающиеся в них жернова и зерновые ямы, иногда с остатками проса, определённо указывают на наличие оседлой жизни и земледелия. Весьма характерно наличие архаической культуры проса, типичной, с одной стороны, для кочевников вообще, с другой стороны, для горских народов Кавказа.

Общественный строй аланов определяется разложением первобытно-общинных отношений, хотя традиции их были ещё очень сильны. По словам Аммиана Марцеллина, аланы не знали рабства в своей среде. Однако первобытно-общинный строй уже начал клониться к упадку. Это прежде всего нашло отражение в окончательной победе патриархата. Если когда-то для сарматских племён Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа были характерны сильные пережитки матриархата, то у потомков сарматов -аланов женщины были уже совершенно бесправны. Жену убивали на могиле мужа и хоронили вместе с ним. Вместе с тем начинается расслоение в среде свободных. Из общей массы погребений выделяются более богатые, в которых встречаются золотые украшения со вставками из полудрагоценных камней и другие предметы роскоши. Подобные погребения раннеаланской знати, сплошь разграбленные ещё в древности, встречаются в большом количестве на Северном Кавказе.

Набеги аланов на Закавказье и Переднюю Азию, переселение их на запад

Военные набеги и грабёж занимали довольно большое место в жизни аланов. Аланы сражались и в конном и в пешем строю. Для вооружения аланов характерны длинные железные мечи, сходные с сарматскими. Конные дружины аланов упоминаются в античных источниках, а также в армянских и грузинских летописях. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Особенно усиливаются их набеги в Закавказье с III в. В это время начинается наступление сасанидского Ирана на Закавказье, и аланы часто нанимаются на службу к армянским и иберским царям. Узкий проход между долинами Терека и Арагвы, именовавшийся ранее то Кавказскими, то Каспийскими, то Сарматскими воротами, получает теперь название Аланских ворот.

Аланы совершали также далёкие походы на запад. Уже один из авторов I в. связывает их с Истром (Дунаем). При Антонине Пии Римской империи пришлось вести войну с аланами. При Марке Аврелии аланы участвовали в великом союзе племён Средней и Восточной Европы против Римской империи, с которым римлянам пришлось выдержать многолетнюю борьбу (Германская и Сарматская, иначе первая Маркоманская война 167-175 гг., и затем возобновление борьбы в 178-180 гг.). В 242 г. аланы под Филиппополем во Фракии нанесли поражение Гордиану III. Первоначально на запад проникали отдельные военные дружины, которые, захватив добычу, уходили назад. Позднее стали приходить целые племена, надолго остававшиеся в придунайских степях. К IV в. европейские аланы, т. е. жившие к западу от Танаиса, составляли уже значительный элемент в населении степей Северного Причерноморья. Тем не менее основной территорией аланов продолжали оставаться степи к востоку от Танаиса. Образование аланского племенного союза способствовало относительной безопасности торговых путей и облегчило торговые связи между Восточной Европой, с одной стороны, Центральной Азией и Китаем - с другой.

Таково было аланское общество к середине IV в. н. э., когда на восточной границе области аланов появился новый страшный враг - гунны.

Вторжение гуннов в Европу

Перемещение гуннов на запад началось ещё с I в. до н.э. В середине I в. до н. э. часть гуннов признала себя зависимой от Китая, а часть откочевала на запад, в Южный Казахстан. На рубеже нашей эры гуннские элементы появляются на побережье Аральского моря, где они смешиваются с местным кочевым населением. Таким образом, уже в I в. н. э. гунны были восточными соседями аланов.

Новый напор кочевников на запад начался с III в., когда тунгусо-маньчжурские кочевники сянь-би стали теснить гуннов к укреплённым границам Китая и на запад, в степи Казахстана. Вторжение кочевников в Китай и делёж ими богатых провинций Китайской империи несколько ослабили напор с востока, но затем он усиливается снова.

Гунны разгромили закаспийских аланов, перешли Урал, Волгу и вторглись на территорию западных аланов, именовавшихся танаитами (поскольку они жили на берегах Танаиса - Дона). На своём пути гунны предавали всё огню и мечу, безжалостно истребляли всех противившихся им. Многочисленные городища по Тереку, Кубани и особенно Нижнему Дону прекратили своё существование именно в это время. Оседлое аланское население было в значительной части перебито, а кочевые племена вынуждены были влиться в состав гуннского племенного союза. Только в степях за Тереком и в горных областях Кавказа сохранилось независимое аланское население.

Победив аланов и увлёкши часть их за собой, гунны напали на грейтунгов (остготов). Борьба гуннов и аланов с готами неразрывно связана уже с историей Римской империи и «варварских» вторжений в её пределы.