По мнению депутатов и сенаторов, правительственный законопроект «О теплоснабжении» должен быть существенно откорректирован ко второму чтению. Какие изменения необходимы, выясняли во время парламентских слушаний в Государственной Думе 6 февраля.

ТЭЦ работают в неэффективном режиме

Аварии на теплосетях, по данным Ростехнадзора, учащаются с каждым годом. Происходят они, как водится, в самое неудобное время - когда на улице стоят трескучие морозы. Только за 2016 год серьёзные аварии случились в Санкт-Петербурге (без отопления остались 673 здания), в Смоленске (150 домов), а также в Улан-Удэ, Твери и Оренбурге. Ну а с наступлением 2017 года на всю страну «прославилась» Пенза - там в результате гидроудара без тепла оказались 75 тысяч жителей. Эксперты считают, что ситуация в отрасли близка к коллапсу и вся система теплоснабжения работает неэффективно. По мысли Минэнерго, ситуацию может исправить новая редакция закона «О теплоснабжении». Главное, что предлагает документ, - в каждом регионе должны появиться Единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Они-то, по мнению авторов законопроекта, и наведут порядок: кому и сколько тепла поставлять и - главное - сколько оно теперь будет стоить. Эксперты делают вывод о появлении на рынке нового мощного монополиста.

Тариф для ЕТО пока не рассчитали

Правительственный законопроект, принятый в первом чтении, наделяет Единую теплоснабжающую организацию широкими полномочиями. Например, появляется возможность заниматься отбором наиболее эффективных объектов теплоэнергетики, которые смогут обеспечить теплом ту или иную территорию. Нетрудно догадаться, что в число «эффективных» скорее всего не войдут мини-котельные и перераспределение произойдёт в пользу ТЭЦ. Другим важным полномочием ЕТО станет установление единого для региона тарифа на тепло. Правда, каким он станет, пока неясно. Замминистра Вячеслав Кравченко отмечает, что в некоторых регионах тариф будет ниже, чем сейчас, вместе с тем расчёты, приведённые в исследованиях Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, говорят о том, в ряде регионов рост тарифов может быть значительным. Для покрытия расходов, связанных с переходом на новую систему, Пермскому краю понадобится дополнительно 1 млрд 239 миллионов рублей, Бурятии - 1 млрд 500 миллионов рублей, Самарской области - до 3 млрд 800 миллионов рублей.

«Чиновники умалчивают, что тариф в каждом конкретном регионе будет зависеть от технического состояния местных теплосетей, а оно в большинстве регионов плачевное. Например, в Удмуртии износ сегодня составляет 70 процентов», - замечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Илья Долматов.

По его словам, очевидно, что региональная ЕТО, защищающая интересы отрасли, будет подходить к установлению тарифов для населения более жестко, чем власти на местах, в чьём ведении сегодня находятся тарифы на теплоснабжение. Кроме того, следует помнить, что ЕТО - организация коммерческая, а значит, должна приносить прибыль. На этом фоне прописанные в законопроекте меры сдерживания аппетитов Единой теплоснабжающей организации (в случае невыполнения обязательств ей запрещено в дальнейшем поднимать тариф) выглядят как-то не очень убедительно.

При этом ряд специалистов опасаются: не приведёт ли приход на рынок ЕТО, которое будет аккумулировать все собранные средства и уже потом распределять их по поставщикам тепла (ТЭЦ), к массовому банкротству станций, которые недополучат своих денег. Такой точки зрения придерживается профессор Института проблем национальной безопасности Виктор Ярощук. Он сравнивает предлагаемую Минэнерго реформу с той, что проходила в начале нулевых под руководством Чубайса.

Тогда появление на рынке монополиста в лице РАО ЕЭС, жёстко регулирующего рынок и забирающего себе все средства, начисто убило желание инвесторов вкладывать деньги в отрасль и привело к её глубокому кризису. Но как бы там ни сложились отношения между монополистом ЕТО и другими участниками рынка, главным недостатком реформы, по мнению парламентариев, является отсутствие какой-либо защищённости простых граждан в случае произвола этой самой ЕТО. Поэтому, считают депутаты и сенаторы, в правительственный законопроект ко второму чтению предстоит внести серьёзные коррективы.

В законопроекте должны быть отражены интересы граждан

«Рабочей группой в Совете Федерации в правительственный законопроект подготовлены 23 поправки, все они направлены на защиту граждан от тарифного произвола», - сообщил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий. По его мнению, если уж мы хотим, чтобы во главе реформы стоял монополист, то регулировать его деятельность должно государство. «Поэтому должен быть разработан единый госстандарт по обслуживанию потребителей, и тогда будет видно, выполняет свои обязательства ЕТО или нет», - считает сенатор.

Он убеждён, что участие муниципальных властей в разработке новых схем теплоснабжения, а также в контроле за деятельностью ЕТО должно стать обязательным. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению и делам Севера Дмитрия Азарова, сегодня и так ничто не мешает строить эффективную модель теплоснабжения по уже действующим законам. Сенатор не согласен с тем, что реформа позволит навести порядок с тарифами.

«Мы не раз слышали мнение экспертов, что тарифы в результате могут вырасти ещё больше», - напомнил Дмитрий Азаров. Он уверен, что принятых законов сегодня достаточно, чтобы говорить всерьёз о долгосрочных тарифах. Что касается роста инвестиций в отрасль, то опять же поправки в закон могут этой цели и не достичь. «Есть сведения, что уже утверждённые инвестиционные программы теплоснабжающими организациями не исполняются», - отметил сенатор. При этом он считает, что регулирующую роль местного самоуправления, а также региональных законодательных собраний надо сохранить обязательно.

Схожую позицию разделяет и вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников: «Возникают обоснованные опасения, что переход на новую ценовую модель повлечёт рост цен на тепло в субъектах. Кроме того, вызывает тревогу, что заложенный в реформе подход усилит монопольное положение ЕТО и ликвидирует конкуренцию».

Второе чтение законопроекта пока назначено на март. С учётом того, что большинство поправок законодателей уже согласованы с Правительством, ожидается, что документ будет принят в сильно изменённом виде.

Совет Федерации на пленарном заседании во вторник одобрил поправки в закон «О теплоснабжении», предусматривающие внедрение «альтернативной котельной».

Принятие закона должно дать толчок реформе отрасли теплоснабжения в РФ, которая, по мнению экспертов, недофинансирована. В результате одобренных изменений инвесторы смогут вкладывать средства в обновление и модернизацию инфраструктуры.

Ранее документ был принят Госдумой. Документ был внесен в Думу правительством 30 мая 2016 года. Его текст был разработан в соответствии с поручениями президента РФ и правительства РФ. В течение 2014-2016 годов он прошел все стадии общественных обсуждений и оценки регулирующего воздействия, неоднократно обсуждался в очном режиме со всеми субъектами РФ. Закон направлен на повышение эффективности функционирования, оптимизацию и развитие систем теплоснабжения.

Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя — уровня так называемой «альтернативной котельной». Цена будет рассчитываться исходя из того, сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителям в случае строительства ими собственной котельной. Введение такого принципа будет возможно в населенных пунктах только по представлению глав муниципалитетов. Рост стоимости до уровня «альтернативной котельной» будет растянут на несколько лет — предусмотрен так называемый переходный период, длительностью от 5 до 10 лет.

В РФ также появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Закон определяет роль такой организации в теплоснабжении потребителей. ЕТО обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения. Также она отвечает за качество предоставления услуги и допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.

За деятельностью ЕТО будет вестись наблюдение со стороны антимонопольных органов, такая организация признается занимающей доминирующее положение. Также закон устанавливает особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения. В закон также добавлены механизмы досудебного урегулирования споров, порядок взаимодействия ЕТО со своими контрагентами.

Как ранее сообщал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, закон вступит в силу до конца 2017 года, реализация реформы в некоторых муниципалитетах при их добровольном согласии может начаться с середины 2018 года. Ряд регионов уже думает над началом реформы. «Изъявляли свое желание в том числе крупные города — Казань, Набережные Челны, не исключаю, возможно, что в этом направлении двинется Красноярск, и я полагаю, что туда спокойно может двинуться ряд городов по Волге — Самара, Дзержинск», — отмечал В.Кравченко.

Принятие реформы должно быть актуально для населенных пунктов, где высок износ инфраструктуры и необходимо привлечение инвестора в отрасль.

Ранее за реформу теплоснабжения высказывались многие энергетические компании. Как поясняли «Интерфаксу» в пресс-службе ПАО «Т Плюс» (генеральный директор компании Борис Вайнзихер стоял у истоков реформы — ИФ), в ходе доработки документа ко второму чтению он сохранил все важные концептуальные положения ранее разрабатываемой новой модели рынка тепловой энергии, отдельные положения были качественно доработаны. «Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, а также в части контроля за деятельностью ЕТО. В частности, предусмотрено обязательное соглашение администрации муниципалитета и ЕТО об исполнении схемы теплоснабжения», — сказали в компании. В «Т Плюс» полностью поддерживают это изменение. «В соглашении должны быть зафиксированы инвестиционные обязательства ЕТО и ответственность за их невыполнение, финансовые гарантии ЕТО по выполнению своих обязательств, региональные особенности стандартов деятельности ЕТО, обязательства ЕТО по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии и так далее. Данные условия и отчеты об исполнении являются публичными», — заявили в компании.

Также в «Т Плюс» отметили, что в законе описаны необходимые механизмы синхронизации новой модели с моделью концессий и долгосрочной аренды объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В целях защиты интересов инвесторов условия ранее заключенных договоров сохраняются.

Ранее у депутатов возникло много вопросов в связи с тем, что принятие закона может вызвать рост цен на тепловую энергию. Как подсчитали эксперты Высшей школы экономики, если бы стоимость поднималась одномоментно до уровня «альтернативной котельной», то рост бы составил от 10% до 47% в зависимости от регионов. Если же растянуть внедрение «альтернативной котельной» на 5-10 лет, как это предлагается в законе, то, например, по Тюмени разовый рост тарифа составит индекс потребительских цен (ИПЦ) плюс 1,2%, по Челябинску — ИПЦ плюс 1,9%.

По данным Минэнерго, теплоснабжение по обороту сопоставимо с 2,5% ВВП РФ (1,5 трлн рублей), на него приходится более 50% платежа гражданина за жилищно-коммунальные услуги. При этом в отрасли наблюдается высокий износ оборудования — только 25% энергетических котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. Ежегодные инвестиции в теплоснабжение достигают 87 млрд рублей, при этом потребность в инвестициях составляет 250 млрд рублей, 37% из которых могут быть получены за счет повышения эффективности работы отрасли.

Несмотря на это, вопросов по‑прежнему больше, чем ответов. Напомним суть реформы. Согласно законопроекту, единая теплоснабжающая организация (ЕТО), определяемая в каждом поселении или районе, где есть централизованное теплоснабжение, в каждой так называемой ценовой зоне, станет единым центром ответственности в системе теплоснабжения. Именно она будет отвечать за его надежность и качество в соответствии с федеральными требованиями, контролировать состояние сетей, формировать планы развития и инвестиционные программы.

Второй важный аспект: вместо государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения стоимость тепла должна будет определяться исходя из цены так называемой альтернативной котельной, то есть из расчетного альтернативного источника теплоснабжения, а не от затрат и нормы прибыли.

Оценивая новый подход правительства к теплоснабжению, интересно провести параллели с реформой электроэнергетики, осуществленной Анатолием Чубайсом. В обоих случаях целями реформы декларировалась либерализация рынка и привлечение инвестиций. При этом в «чубайсовской» реформе оказалась «забыта» такая важная сфера, как теплоснабжение. Следствием стала сложившаяся ситуация, когда тепловая электроэнергетика находится в заведомо невыигрышном и неконкурентном положении в сравнении с гидро- и атомной энергетикой. Мало того что ТЭС проигрывают на оптовом рынке «ценовую войну» ГЭС и АЭС, так они еще и «отягощены» теплоснабжением по регулируемым государством тарифам, зачастую установленным ниже экономически обоснованного уровня. Но и по таким низким тарифам тепловая энергетика зачастую не может в полном объеме получить причитающиеся ей средства за услуги теплоснабжения. Долги потребителей растут как снежный ком.

Словом, перекос между гидро- и атомной генерацией, с одной стороны, и тепловой генерацией – с другой, был и остается слишком очевидным. Собственно, в первую очередь на устранение этого перекоса и направлена реформа теплоснабжения. Первым ее важным шагом стало принятие в 2010 году закона «О теплоснабжении», в котором четко прописан приоритет когенерации (то есть ТЭЦ) перед котельными. Правда, с его реализацией периодически возникали проблемы. Так, несколько лет шло противостояние московской мэрии с «Мос­энерго», деятельность которой на территории первопрестольной московские власти пытались ограничить в пользу источников тепла компании МОЭК, находящейся под контролем городских властей. Ситуация разрешилась только тогда, когда «Мосэнерго» выкупило МОЭК у правительства Москвы. Схожие конфликты возникали и в ряде других муниципальных образований, где местные власти нередко лоббировали интересы «своей» котельной против «чужой» им ТЭЦ.

Новые поправки в закон о теплоснабжении, предполагающие укрупнение зон теплоснабжения в рамках одного муниципального образования, тем самым фактически предлагают закрепить монопольное положение ТЭЦ в зоне своей деятельности. Во-первых, ТЭЦ, в первую очередь, соответствуют критериям для наделения статусом единой теплоснабжающей организации. Во-вторых, котельные в большинстве случаев проигрывают ТЭЦ по себестоимости выработки тепла. В-третьих, поправки передают от органов местного самоуправления в ЕТО полномочия по принятию решения о выводе объекта теплоснабжения из эксплуатации. Что, собственно, окончательно убивает конкуренцию между ТЭЦ и котельными в рамках одного муниципалитета.

С одной стороны, это хорошо и для потребителя, и для тепловой генерации, и того, что реформа проводится в интересах ТЭЦ, ее идеологи, собственно, не скрывают. Но тут опять возникает аллюзия к реформе электроэнергетики «по Чубайсу». Если там «забыли» про теплоэнергетику, то здесь оказалась «забыта» малая теплоэнергетика. Нелишним будем напомнить, что почти две трети общероссийского объема тепловой генерации вырабатывается на котельных, а не на ТЭЦ. На Западе доля когенерации значительно выше. Читатель вправе воскликнуть: «Пусть в тех городах, где есть ТЭЦ, они и правят бал». И с этим трудно не согласиться, но вот вопрос – что делать инвесторам, которые в данных муниципальных образованиях понесли затраты, построили котельные, где‑то переложили теплосети, а теперь эти компании из малой генерации оказываются заложниками у ЕТО, представленной ТЭЦ. Это не значит, что ТЭЦ напрямую отберут потребителей у котельных – в крупных городах есть районы, где подача тепла с ТЭЦ невозможна или затруднена. Просто ТЭЦ, которым в большинстве случаев гарантирован статус ЕТО, будут определять правила игры, в том числе и цену на ресурс.

Цены и отношения участников системы теплоснабжения будут строиться на свободной договорной основе с ЕТО. Для нового инвестора эти правила станут сигналом, насколько ему выгодно заходить в тот или иной город, а вот для уже действующего возникают серьезные риски неокупаемости его проектов, в которые он вложил средства. Во избежание такого развития событий необходимо, чтобы отношения между ЕТО и прочими субъектами систем теплоснабжения в части договорной цены регулировались на уровне законодательства. И чтобы законодательно была закреплена возможность возврата инвестиций, вложенных в систему теплоснабжения.

Вопрос об инвестициях – отдельная тема. Либерализация цены на тепло посредством метода альткотельной совсем не гарантирует автоматического притока инвестиций. Здесь можно снова сослаться на опыт реформы электроэнергетики. Поначалу ее идеологи надеялись, что приватизация объектов генерации уже сама по себе сулит инвестиции в соответствии с либеральной концепцией о заведомой эффективности частного перед государственным. Но позднее под давлением энергетиков был выработан специальный механизм – ДПМ (договор предоставления мощности), который, при всех своих недостатках, позволил развернуть масштабную программу строительства новых объектов генерации. Оплачивали это удовольствие потребители – без восторга, конечно, но с пониманием, что новые объекты генерации необходимы.

В предлагаемых поправках в закон о теплоснабжении ничего аналогичного ДПМ не просматривается. Условием для инвестирования предлагается либеральный тариф, но насколько он будет инвестиционно привлекателен – большой вопрос. В пункте А тариф будет привлекателен, а в пункте Б – нет, но при этом инфраструктура теплоснабжения в пункте Б вполне может находиться в еще более плачевном состоянии, чем в пункте А. Причем если для строительства объектов генерации худо-бедно стимулы можно найти (если благодаря использованию более эффективных технологий и перехода на более дешевый вид топлива удастся снизить себестоимость вырабатываемого тепла, то при условии долгосрочного тарифа такие вложения окупятся), то для реконструкции сетей стимулов у игроков на рынке теплоснабжения особо не наблюдается. Это при том, что состояние сетей – проблема еще более острая и актуальная, чем состояние источников тепла, масштабы обновления которых значительно выше, чем сетей. Ежегодно необходимо менять 4 % тепловых сетей, в реальности же обновляется только 2,7 %.

Поправки в закон «О теплоснабжении» особо не касаются данной проблемы, поскольку ничего не говорят про ценообразование на передачу тепла по тепловым сетям, но при этом всю полноту ответственности за сети возлагают на ЕТО, которые получат тариф по методу альтернативной котельной. Однако данный метод рассчитывается исходя из стоимости строительства нового источника тепла, без учета строительства и / или реконструкции тепловых сетей в данной ценовой зоне. Откуда ЕТО возьмут деньги на реконструкцию, остается невыясненным.

При этом уже сейчас, в принципе, существует механизм привлечения инвестиций в теплоэнергетику, и конкретно в сети. Это концессионные соглашения, которые гарантируют инвестору возврат инвестиций в течение примерно 7‑20 лет, а муниципалитеты получают новую инфраструктуру. Последние несколько лет концессионное законодательство совершенствуется, причем в пользу концессионеров. Первые проекты модернизации систем теплоснабжения и сетей на условиях концессии уже реализуются в российских регионах. Если в закон о концессии будут внесены дополнительные правки, позволяющие в концессионную плату включать долговые обязательства государственных и / или муниципальных предприятий, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения, то это придаст дополнительный стимул приходу инвесторов в теплоэнергетику.

То есть и в действующем законодательстве, в принципе, уже имеются механизмы, позволяющие привлекать инвестиции в модернизацию объектов теплоэнергетики. Только дело в том, что за концессию у нас отвечает Минстрой, а за реформу теплоэнергетики – Минэнерго, и пока не особо заметно, что эти ведомства координируют свою работу в решении вопросов совершенствования теплоснабжения. А такая координация представляется весьма необходимой, поскольку в настоящее время существует в общем‑то ненормальная конкуренция между котельными и ТЭЦ. Достаточно показательна цифра: с 2012 по 2014 г. прирост мощности ТЭЦ составил 1,9 тыс. Гкал, а прирост мощности котельных за тот же период – 11 тыс. Гкал.

Реформа по Минэнерго предполагает, по сути, выдавливание малой теплоэнергетики в пользу большой. А задача состоит в том, чтобы найти баланс между ними, в том числе и в плане взаимовыгодного сотрудничества, когда котельные используются совместно с ТЭЦ в пиковых режимах. Примеры такого позитивного взаимодействия, к сожалению, достаточно редки.

Резюмируя, можно сказать, что реформа теплоснабжения – вещь, безусловно, необходимая, но ей не хватает широты видения и учета многих нюансов. Она должна включать в себя поправки не только в закон о теплоснабжении, но и в другие нормативные документы, позволяющие в комплексе создавать условия для развития российской теплоэнергетики. Кроме того, любая теория подтверждается практикой, и, опять вспоминая реформу электроэнергетики, отметим, что она стартовала с места в карьер в общефедеральном масштабе, что вызвало необходимость серьезных и порой болезненных корректировок. Чтобы опять не наступать на те же грабли, наиболее целесообразной представляется обсуждаемая идея после существенной доработки всех предложений запустить несколько пилотных проектов в регионах, власти которых проявят к ним интерес. А по результатам и с учетом данного эксперимента уже окончательно довести «до ума» реформу теплоснабжения.

Законопроект, реформирующий сферу теплоснабжения в России, одобрен Госдумой в первом чтении. Второе чтение ожидается в феврале. Если документ утвердят, тарифы будут рассчитываться по другому принципу, а отрасль станет более привлекательной для инвесторов - по крайней мере, на это надеется Минэнерго. По мнению экспертов, для заметного улучшения ситуации нужны более радикальные изменения, но даже этот законопроект поможет - теплоэнергетика находится в глубоком кризисе.

Изношенность и неэффективность

26 января на Пензенской ТЭЦ-1 рухнула кровля. Погиб человек, тепломагистрали города прорвало в четырех местах, и без отопления в двадцатиградусный мороз остались более 400 домов - 75 тысяч человек. Устранить последствия аварии оказалось не так просто - теплоснабжение не восстановили полностью даже к 30 января. В городе ввели режим ЧС.

По данным Минэнерго, количество аварий только на магистральных сетях в последние годы выросло на 45 процентов. Инфраструктура централизованного теплоснабжения в городах России была выстроена еще в советские времена и сегодня нуждается в перестройке по всем направлениям, говорят эксперты.

«Не ремонтируются бесхозные тепловые сети. Уровень потерь в теплосетях достигает 20-30 процентов - это в четыре раза выше, чем в Европе. Почти 70 процентов теплосетей работает с превышением нормативного срока службы», - перечисляет проблемы отрасли директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.

«Более половины оборудования и тепловых сетей требуют обновления, из года в год объем теплотрасс, отработавших срок эксплуатации, лишь растет, так как средств, предусмотренных в тарифе на их замену, недостаточно даже для нормативных объемов перекладки», - говорит «Ленте.ру» директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерина Косогова. Как следствие - все больше сообщений о прорывах на тепловых сетях, нарушениях теплоснабжения, других ЧП.

«Аварий в теплоснабжении все больше, отрасль катастрофически недоинвестирована, мы уверенно движемся к финальной стадии технологической деградации систем теплоснабжения - с разной скоростью в разных городах за очень редкими исключениями», - считает Парвиз Абдушукуров, заместитель генерального директора по операционной деятельности - главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу.

«Мы опаздываем на десять лет»

Для восстановления эффективного централизованного теплоснабжения необходимы инвестиции. «Только на один миллионный город нужно примерно 30 миллиардов рублей на пять-семь лет инвестиционного цикла», - подчеркивает Игорь Миронов из «Совета производителей энергии». Но бизнес не спешит вкладываться в отрасль - работа в ней зачастую убыточна, инвесторам она неинтересна в силу отсутствия законодательных механизмов окупаемости, поясняют в СГК.

Текущая система регулирования тарифов, исходящая из затрат производителей (так называемый метод «затраты плюс»), крайне неэффективна, говорят эксперты. «Этот метод сдерживает рост тарифов на тепло и не позволяет проводить обновление оборудования», - указывает Миронов.

В итоге увеличивается разрыв между экономически обоснованным тарифом и платежом гражданина, добавляет Екатерина Косогова, и эту разницу взваливают на себя ресурсоснабжающие компании, а также бюджеты городов. «Получается, что из-за популизма властей меньше экономически обоснованного тарифа платят все жители региона, хотя многие граждане с высоким доходом вполне способны платить 100 процентов за отопление. Необходимо размазанные на всех суммы дотаций направить только действительно нуждающимся, отрасль приобретет дополнительный источник дохода, а помощь каждой нуждающейся семье станет действительно существенной», - говорит представитель СГК.

В отрасли с избытком есть госнадзор, но нет эффективного управления и полностью отсутствуют стимулирующие рыночные механизмы, считает Парвиз Абдушукуров из «Фортума». «Правила игры могут моментально меняться, - сетует он. - Приписываем к достижениям введение долгосрочного тарифа, который дает хоть какой-то горизонт для бизнеса. Но одновременно имеем девять оснований для его пересмотра и перекраивания необходимой валовой выручки под предельные индексы. Предпринимательскую прибыль в 2015 году включили в выручку, сейчас уже рассматриваются проекты по ее исключению».

Серьезное недофинансирование сектора теплоэнергетики, прежде всего из-за накопленных институциональных проблем, ведет и к другой угрозе, предупреждает представитель «Фортума». По данным финотчетности компаний, работающих в тепловом секторе, абсолютно все они убыточны по теплу. «Бизнес начинает сдавать ТЭЦ муниципалитетам. И не потому, что бизнес безответственный. Любой разумный собственник выделяет убыточные активы и продает их, закрывает. И это уже повсеместная реальность», - говорит Абдушукуров.


По словам вице-президента «Фортума» по тепловому бизнесу, «начинать реформу теплоснабжения надо было одновременно с реформой электроэнергетики». «Мы опаздываем как минимум на 10 лет», - констатирует он.

Рынок по новой модели

В Минэнерго сформулировали целевую модель рынка тепловой энергии. Предполагаемые изменения зафиксированы в виде поправок к закону «О теплоснабжении».

Речь о методе так называемой «альтернативной котельной». По сути госрегулирование тарифов на тепло прекращается, вместо него устанавливается предельный уровень цены на тепло для конечного потребителя - цена «альтернативной котельной». Для каждого населенного пункта этот показатель рассчитывается отдельно: в зависимости от стоимости строительства здесь условной котельной, уровня ее безубыточной деятельности и возврата инвестиций в строительство. Продавать тепловую энергию можно будет по цене не выше рассчитанного показателя.

В некоторых регионах потребители сейчас платят значительно больше, чем было бы с альткотельной. В этом случае тариф будет заморожен или снижен. Там, где сейчас цена ниже, тарифы вырастут, но не резко: каждый регион сможет установить переходный период сроком до десяти лет.

Кроме того, законопроект предполагает повышение ответственности единой теплоснабжающей организации (ЕТО) за надежность и качество теплоснабжения перед потребителем. Она сможет заключать договоры на поставку тепла с наиболее эффективными источниками, а в случае зафиксированного недоотпуска тепла (перерыва в снабжении или отклонения температуры) - взимать штрафы с поставщиков и выплачивать потребителям соответствующие компенсации.

Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении 16 декабря 2016 года. Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный говорил , что документ будет доработан и в весеннюю сессию уже может быть принят. Закон может вступить в силу с 2018 года, но не повсеместно, а в пилотных регионах, где новая модель будет вводиться по согласованию с местными властями.


Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Первый шаг

Эксперты в основном оценивают законопроект положительно. При реализации документа выиграют все участники отрасли, считает директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. «Государство - от появления единого ответственного от бизнеса за теплоснабжение в лице ЕТО, которая будет координировать деятельность остальных участников в рамках свободных договорных отношений и нести экономическую ответственность перед государством и потребителями, а также от активизации инвестиционного процесса в важной инфраструктурной отрасли, подстегивающей развитие множества смежных отраслей российской экономики», - поясняет он.

Бизнесу закон даст снижение административного давления, при этом возникнут долгосрочные ценовые сигналы в виде регулирования только конечного тарифа по методу «альткотельной», которое более не связано с издержками конкретных организаций и зависит исключительно от объективных изменений стоимости ресурсов, полагает эксперт. Наконец, потребители оценят предсказуемость цен, упрощенный порядок взаимодействия с инфраструктурой (через ЕТО). «Бизнес заинтересован инвестировать в модернизацию теплоснабжения, так как в новой модели эффективная и качественная работа системы напрямую влияет на уровень доходов ЕТО (чем лучше работа, тем больше доход)», - подытоживает Игорь Миронов.

Парвиз Абдушукуров из ОАО «Фортум» и Екатерина Косогова из СГК напоминают, что законопроект в ходе дискуссий претерпел огромные изменения. Изначально разработчики реформы планировали системные решения с опорой на долгосрочные рыночные правила по всей стране, а не эксперименты в отдельно взятых регионах, отмечает Абдушукуров. Принять законопроект предлагается в сильно усеченном виде по сравнению с тем, как его формулировала сторона потенциальных инвесторов, - но даже так документ «вызывает массу противодействий со стороны ряда региональных властей, популистски настроенных депутатов», говорит эксперт.

Главный экономический принцип новой модели рынка тепла - от подхода «затраты плюс» (индексация накопленной неэффективности во всех сегодняшних методах, выигрывают худшие) к подходу бенчмаркинга с установлением предельной цены - не становится единым для всей отрасли. «В итоге мы не создадим никакого повода для инвестора, государство не получит облегчения и по-прежнему будет тянуть воз проблем, пытаясь решать их путем перекладывания с одной телеги на другую. Потребитель никогда не скажет спасибо за предельную индексацию тарифа на уровне четырех-пяти процентов, потому что в его понимании он заложник тарифа и системы в целом без надежд на улучшение своего положения», - рассказывает Абдушукуров.

С принятием закона в его нынешнем виде для многих регионов, скорее всего, вообще ничего не изменится, полагает Екатерина Косогова. Но там, где начнет действовать новая модель, закон «обеспечит приток инвестиций в теплоснабжение, позволит ответственным игрокам повысить свою эффективность, а неэффективные должны будут уйти с рынка». В конечном счете по словам Косоговой, положительный эффект на себе почувствуют потребители - повысится качество теплоснабжения, рост эффективности позволит сдержать необоснованное увеличение тарифов в дальнейшем. «Но нужно понимать, что это произойдет не сразу, а лишь после того, как будут вложены средства и система начнет работать по-новому», - предупреждают в СГК.
Представитель «Фортума» Парвиз Абдушукуров согласен: законопроект в том виде, в котором его планируют принять, с массой ограничительных механизмов, не приведет к качественным изменениям в отрасли. «И все же как первый шаг на пути реформирования теплоснабжения законопроект принимать надо», - констатирует он.