Полно нравственная культура личности проявляется и реализуется в культуре общения. Общение вместе с трудом и познанием являются проявлениями человеческой деятельности, называется коммуникативной деятельностью. Общение является особой формой человеческого взаимодействия и межличностных отношений.

Без общения люди не могут обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, влиять друг на друга. Общение является обязательным условием формирования интеллекта, эмоциональной сферы, воли человека. Развитие индивидуального сознания, основных психических свойств, способностей и личных качеств, форм поведения и деятельности осуществляется в процессе общения (взаимодействия) с другими людьми. Итак, без общения не может быть полноценного развития человека как субъекта деятельности и общественных отношений, является важной потребностью человека и вообще человеческого существования.

Отсутствие общения людей воспринимается как тяжелая, невосполнимая утрата, что может привести к расстройству психических функций. Тогда как общение может выступать и высшей ценностью, когда ценность общения помогает человеку самоопределиться, самовыразиться, самореализоваться, самоутвердиться, взаемозбагатитись. Гуманистическая этика ориентирует на процесс общения, в котором осуществляется отношение к человеку как высшей ценности, уважение его чести и достоинства. Эта ценностная установка является трансформацией известного кантовского категорического императива: всегда относиться к человеку, как к цели, а не как средства. По своей природе общения является социально-психологическим явлением.

Цель общения - планирование и координация совместной деятельности индивидов, социальных общностей, общества, то есть обслуживает другие виды деятельности - не коммуникативные (материальную, политическую, духовную и т.д.). Цель общения может находиться за пределами самого общения, то есть общение осуществляется для получения или передачи материальных благ (предметов, услуг), информации, обеспечение взаимодействия при выполнении совместной работы, изменения настроения собеседника или собственного; помощи другому и тому подобное. Процесс общения обеспечивается определенными средствами язык (слово), взгляд, жест, поза, мода, послание т.п., т.е. вербальными и невербальными средствами. Зависимости от глубины взаимодействия выделяют этикетных (формальный уровень ролевого взаимодействия), безличностный или функциональный, а также деловой (связанный с выполнением социальных ролей или социальных функций, например члены трудового, учебного коллектива и т.п.), товарищеский (коллеги), дружественный, интимный типа общения, или личные формы (межличностные), а также общение с самим собой. Независимо от типа общения может быть моральным или аморальным зависимости от субъективных установок, интересов, ценностей (мотивов), субъектов общения. Поскольку участниками общения являются индивиды, имеющие индивидуальные особенности восприятия окружающего мира и живут в своем пространстве и времени, в своем кругу предметов, людей, явлений, то могут возникать противоречия в общениях а также острые, особенно по разнице в уровне культуры, образования, воспитания и тому подобное.

На смену одним противоречиям приходят другие и требуют их своевременного решения. Основным в реализации противоречий общения моральная культура личности, ее нравственная активность, соблюдение моральных принципов общения: равенство, доброжелательность, доверие, уважение, толерантность, любовь и сострадание, альтруизм, тактичность, деликатность, умение выслушать. Аморальное общения базируется на эгоизме, пользы, мести, неуважении т.д.. Нравственная культура общения является разновидностью человеческой деятельности, при которой социоморальна активность направлена на реализацию коммуникативных противоречий, чтобы победа оставалась на принципах гуманизма и социальной справедливости. Нравственная культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применять в каждой конкретной ситуации общения, а при необходимости находить новые.

Нравственное общение всегда рассматривается как творческий акт. Здесь важны умение координировать свое поведение с поведением партнера на уровне психофизиологической взаимодействия (учет громкости (тембра) голоса, скорости реакций и т.д.), интеллектуальных операций (тезаурус, сообразительность и т.д.), предоставлять обратную связь не вызывая защитных реакций, обеспечивать психологическую поддержку, осуществлять самопрезентацию. Итак, нравственная культура общения требует знание и владение культурными инструментами общения, моральными нормами поведения, принятыми в социокультурной среде, развитые коммуникативные способности, высокую моральную культуру человека.

Главная > Учебник

21.2. Общение и его нравственные основы

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определенное содержание, они требуют определенных навыков и привычек. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Это, прежде всего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения. Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как надо действовать. Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения. Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не могут быть чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определенной культурой общения . Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек. Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу. Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива. Неформальное общение представляет собой всевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. Если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальном общении эмоциональные контакты становятся его содержанием. Из всех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. Поэтому критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми. Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей. Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. Если уважение строится из отношений «по горизонтали», т.е. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», т.е. между руководителем и подчиненным. Отношения субординации, т.е. руководства и подчинения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчиненные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении все сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает все предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчиненным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе . Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов: Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению все то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим. Обстановка в кабинете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы. Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных. В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предписания врача.

21.3.Понятие нравственной культуры и культуры поведения. Информационная культура

Специфическое взаимодействие морали со всеми составными частями духовной культуры, наполнение науки, образования, искусства нравственным содержанием позволяет говорить о нравственной культуре общества. Понятие культуры фиксирует внимание на достигнутом уровне материального и духовного развития общества. Однако сознаваемое многими поколениями действительность, предметное богатство общества есть лишь внешняя форма существования культуры. Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения. Культура есть необходимое условие для существования, функционирования и развития общества. Другими словами, выживание общества зависит и от нравственной культуры как составной части культуры вообще. Речь идет о том, насколько то или иное общество способно обеспечить утверждение простейших (обычных) норм человеческого общежития, каково нравственное наполнение повседневного общения людей, каков характер их личных взаимоотношений? Нравственная культура есть общественно-исторический процесс, практика нравственного освоения действительности общественным человеком при посредстве его родовых сущностных сил – нравственного сознания и нравственного чувства. Нравственная культура личности есть относительно самостоятельный компонент общения и деятельности. Она неотделима от развития культуры в целом, но обладает относительной самостоятельностью, являясь показателем степени усвоения господствующих в обществе норм и принципов поведения. Моральная культура личности так или иначе обусловлена уровнем культурного развития общества в целом. Мораль обслуживает все сферы общественных отношений, но её роль как особой регулирующей силы проявляется по-разному. Начальным элементарным уровнем функционирования морали можно считать простейшие правила человеческого общежития. Понятие человеческого общежития указывает на момент необходимого единства между вступающими во взаимное общение людьми в процесс их совместной трудовой, общественно-политической и бытовой деятельности .В данном случае имеется в виду единство норм общения, обеспечивающих существование общества, воспроизводство самой общественной жизни, а на этой основе и личной жизни. Это порождает уже на начальных этапах человеческой истории потребность в особых нормах, обеспечивающих человеческую солидарность, получающую свое выражение в элементарной взаимопомощи, товарищеской поддержке. Потребность подобного рода норм выходит далеко за пределы непосредственных процессов труда. Усложнение общественных связей, развитие коммуникаций, цивилизации, самосознания все более усложняет процесс общения, что отражается на содержании и объеме простейших норм человеческого общежития. Помимо норм, обеспечивающих элементарную солидарность людей, появляются и специально выделяются нормы регулирующие общественную дисциплину на улице, транспорте, в местах большого скопления людей. Культура поведения есть совокупность форм повседневной деятельности человека (в труде, быту, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляется в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека. Культура поведения зависит, прежде всего, от мировоззрения, морали, духовного облика человека, от его моральных качеств. Для кого мораль, её принципы и нормы стали глубоким нравственным убеждением, внутренней потребностью, для того не возникает вопрос, как ему поступить при сложившихся обстоятельствах, чтобы это было культурно и нравственно. Всякий его поступок будет нравственным и культурным.Культура поведения людей вырабатывается в процессе их повседневной жизни и деятельности. В её содержание входит широкий круг общеизвестных норм и правил, таких, как требование соблюдать установленные порядки в общественных местах, на работе, дома и в гостях, быть вежливыми в обращении с людьми. Эти нормы и правила не есть что-то обособленное от морали. По сути дела они являются конкретным выражением требований морали. Культура поведения зависит не только от механического освоения определенных норм и правил поведения. Необходимо, чтобы соблюдение этих норм и правил стало привычкой, внутренней потребностью человека. В противном случае они превращаются в обузу и сковывают поведение человека. Нравственные нормы и правила не просто эмоционально окрашивают наше поведение, но и придают ему определенную направленность, усиливают или ослабляют эффективность поступков. В этой связи необходимо «воспитывать» окружающую социальную среду, которая постоянно напоминала бы человеку о требованиях нравственности, культуры поведения. Информатизация социума могла бы играть решающую роль в этом процессе. С интенсификацией процессов информатизации можно говорить и об информационной культуре . Последняя есть способ существования культуры вообще, есть её своеобразная копия. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей может существовать в символическом виде как информация. Под информационной культурой общества мы будем в дальнейшем понимать его способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:
    система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей; информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации; демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе - зарубежные источники информации; развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности людей получения необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т.п.).
Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития. Необходимо отметить, что уровень информационной культуры общества не только может служить интегральным показателем его развития, но также является и важнейшим движущим фактором этого развития. В информационной культуре можно выделить два аспекта. Первый – это культура общения. Общение на уровне информации существовало всегда. Сегодня ситуация радикально изменилась. Благодаря техническим средствам и компьютерам общение стала новой мощной культурой, источником развития личности и общества. Здесь преобладает оперативность и обмен информацией. Второй – это компьютерная, экранная культура как совокупность информационных технологий 1 . Экранная культура все больше занимает человеческое время, даже приходит на смену обычной культуре, мы увлекаемся компьютерными играми и виртуальной реальностью, которые практически мало, чем отличаются от настоящих. Разновидностью экранной культуры является безбумажная информатика. Экранная культура проникает во все сферы общества и определяет их развитие. Это экспертные системы в медицине, наукоемкие технологии в народном хозяйстве и т.д.

21.4. Нравственный прогресс, его критерии и направления

Мораль – социальный феномен, находящийся в постоянном изменении и развитии. Изменяются взгляды людей о добре и зле, совершенствуются обычаи и традиции. Решая одни моральные проблемы, в обществе возникают другие. Процесс развития морали сложен и зависит как от социальных условий, так и от изменения других сфер человеческой деятельности. Не всегда процессы изменения морали были правильно поняты. Противоречивый характер нравственности и отсутствие четких критериев способствовали формированию негативных или скептических представлений относительно прогресса морали. Древнегреческий поэт Гесиод отмечал, что в своем развитии цивилизация прошла несколько периодов (веков). Первым был золотой век, общество характеризовалась высокой нравственностью, люди были благочестивы, жили хорошо и без проблем. Следующим был серебряный век – люди жили хуже, в результате деградирования морали. Процесс деградации морали продолжается и дальше, поэтому последующий век был хуже предыдущего. Однако действительность доказывает, нравственность развивается по восходящей линии, что мораль имеет прогрессивные тенденции. Об этом говорят возрастающие возможности морали влиять на социальные процессы, на духовное совершенствование личности. Мораль все больше и больше проникает во все сферы общества, играет решающую роль в регламентации человеческой деятельности. Мораль есть способ самовыражения и совершенствования человека, проявление его в системе социальных отношений. Будучи совокупностью человеческого опыта, ценностей и идеалов мораль способствует совершенствованию нравственного сознания личности. Нравственный прогресс как составная часть общественного прогресса детерминирован теми же условиями. Соответственно критерием нравственного прогресса является общечеловеческий критерий того же социального прогресса – степень свободы человека, гуманизации и демократизации общественных отношений. Другими словами, о нравственном прогрессе можно судить по тому, насколько нормы и принципы морали отражают объективные условия общественного развития, соответствуют потребностям развития общественных отношений и человеческой личности . Общественный прогресс есть всестороннее качественное и количественное развитие всех сфер общества – производительных сил, техники, естественных и технических знаний, материальной и духовной культуры, морали, искусства и т.д. Без нравственного прогресса не может быть и общественного прогресса. Содержанием общественного прогресса есть степень развития и свободы человека, его господства над силами природы, над социальными и духовными явлениями и самим собой. Содержанием нравственного прогресса есть степень гуманизации общественных отношений, решения противоречий между добром и злом, индивидом и обществом. Он способствует расширению объективных возможностей для морально-позитивного выбора в поведении и развитии морального сознания. Нравственный прогресс неизбежно ведет к возрастанию роли и ответственности каждого человека во всех сферах общества.

21.5. Мораль, экономика, право и политика

Мораль как общественное явление детерминирована в первую очередь природой и содержанием общественных отношений. В системе этих отношений развивается экономическая деятельность, которая является основой общества и детерминирует все формы духовной деятельности. Политика есть способ взаимодействия классов и социальных групп прямо или косвенно связанных с государственной властью, управлением социальных явлений. Мораль и политика как формы общественного сознания взаимодействуют, непосредственно связаны с экономическим базисом, отражают эти экономические отношения специфическим образом. Политические отношения классов и социальных групп детерминированы основными, экономическими интересами этих классов. Политика есть концентрированное выражение экономики. Экономические интересы получают теоретическое выражение как политические идеи. Выражая основные интересы классов и социальных групп, политика не может не иметь первенства над экономикой и другими сферами общественной жизни. Политика оказывает мощное воздействие на экономическую, социальную, духовную сферы. В этом смысле регламентирует нравственность общества опосредовано. Или, другими словами, экономика воздействует на нравственность через призму политических концепций. Если политика отражает свой предмет преимущественно в политических взглядах, идеях и теориях, то мораль отражает действительность через различные нормы, правила, запреты, принципы, законы и категории этики. Если политические концепции классов выражаются в различные программы и уставы, то нравственные взгляды и концепции не имеют такого выражения. Политическая идеология формулируется определенными личностями, идеологами партии, тогда как нравственные нормы образуются в процессе совместной деятельности людей. Различие политики и морали проявляется и в соотношении общечеловеческих и классовых элементов. В политике классовые элементы формулируются более четко и непосредственно, тогда как в морали преобладают общечеловеческие интересы. Нравственные отношения адресуются взаимодействию индивида и коллектива. Политика отражает более сложные отношения и интересы и предназначены целостной системе: классы – партии – государство – общество – индивид. Поскольку политика непосредственно связана с экономическим базисом, постольку она быстрее и сильнее реагирует на изменения базиса, чем мораль.Существуют две крайности в понимании отношения политики и морали, которые основываются на идее их несовместимости. Ещё Н.Макиавелли (1469-1527) утверждал, что политика аморальна, что цель оправдывает средства, что для реализации политических целей могут быть использованы любые средства, включая обман и насилие. А Дж. Локк утверждал, что бессмысленно говорить о морали относительно государства и политики. Если здесь преувеличивается политика и игнорируется мораль, то другая крайность абсолютизирует мораль и игнорирует политику. Действительность такова, что политика выражает различные интересы как прогрессивные, так и регрессивные. Мораль – это чувственный барометр, который в эмоционально-оценочной форме улавливает тенденции и изменения в обществе. Политика должна быть оценена моралью. Многие теоретики считают необходимым даже формулировать политическую этику, которая объединяла бы либеральные и демократические ценности, совмещала бы принцип политической свободы с принципом социальной защиты 1 . Политическая этика это общедемократический принцип регулирования свободы в политическом поведении. Такая этика возможна в демократичном обществе, когда конкурирующие партии могут прийти к согласию, когда существует плюрализм ценностей и идеалов, когда в обществе преобладают общечеловеческие интересы. Если государственную, партийную, социальную политику не основывать на нравственности, отмечал А. Солженицын, то у человечества вообще нет будущего 2 . Наряду с политической этикой в обществе должна существовать и этика ненасилия 2 . На протяжение всей истории все спорные вопросы решались с точки зрения силы. Кто сильнее – тот и прав, сила была истиной в последней инстанции. 95% пролитой крови и слез в истории совершалось из благих намерений, из слепой веры в какие-то священные принципы, которые должны быть осуществлены обязательно и немедленно. Ненасилие - это определяющее содержание добра и может считаться синонимом этики, оно адекватное средство осуществления справедливости и законности. Ненасилие, изменяя человека и межчеловеческие отношения, может положительно изменить социальные учреждения, партии, классы, государства. Этика ненасилия рекомендует решать все спорные вопросы мирным путем, через взаимное доверие, консенсус, имея в виду и мнение оппонента (что и он может быть прав), попытаться превратить врагов в друзей и вместе бороться со злом. Сила, покоряя и уничтожая врага, только временно может подавить конфликт, но не устраняет его причину. Ненасилие может ликвидировать основу конфликта и перестроить социальные отношения на основе доверия и взаимного сотрудничества. Мораль и право - формы общественного сознания, имеющие общие функции регламентации поведения людей . Но поведение людей регулируется не только моралью, но и юридическими законами, административными решениями, социально-гигиеническими нормами и т.д. Мораль и право имеют и свои различия. Юридические законы сформулированы и приняты как различные кодексы, санкционированы волей государства, моральные законы – «неписаные» законы. Юридическая регламентация – более жесткая, осуществляется через принуждение, тогда как мораль основывается на добровольном её исполнение. Юридические законы адресуются определенным категориям людей, социальным учреждениям и обязательны для исполнения. Моральные законы предназначены для всех, и их исполнение зависит от желания каждого. Нарушение юридических законов ведет к личной ответственности и наказанию, а нарушение моральных норм, в самым худшем случае, осуждается общественным мнением. Право есть воля господствующего класса, (партии) возведенная в закон, следовательно, юридические законы содержат в себе классовые, партийные элементы, отражают интересы некоторых социальных групп. Мораль выражает больше общечеловеческие моменты.

Общение, как важнейшая характеристика бытия человека, неразрывно связана с моралью. Мораль включена во все сферы деятельности человека, и в принципе невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в том числе и сферу общения, вне действия морали: любой феномен общения несет то или иное нравственное содержание.

В чем проявляется взаимосвязь общения и морали? Какую роль играет мораль в процессе общения?

Во-первых, общение является сферой непосредственной реализации нравственных ценностей и норм, в которой человек постоянно стоит перед моральным выбором, определяющим его нравственные или безнравственные поступки.

Во-вторых, сам процесс общения оценивается с нравственной точки зрения.

В-третьих, нравственные ценности, идеалы, принципы и нормы, наряду с другими социальными нормами, регулируют процесс общения.

Современные исследователи в области этики полагают, что особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения требует создания специализированного раздела этического знания под названием "этика общения", статус которого может быть подобен, например, статусам таких разделов как: "прикладная этика", "профессиональная этика", "биоэтика" .

Что должно входить в компетенцию этики общения? Чему она должна учить? Каков ее предмет?

Предметом этики общения должен быть анализ нравственных аспектов общения на теоретическом и практическом уровнях. Она включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

На теоретическом уровне этика общения должна изучать нравственные проблемы ценностных ориентацией в общении, содержания и сущности нравственных качеств субъектов общения, а также проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения.

На практическом уровне предметом изучения этики общения является совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения.

Помимо исследования процессов общения с нравственных позиций этика общения призвана воздействовать на реальные процессы общения, учить тому, как должно и как не должно общаться.

Этика общения тесно связана с культурой общения. К. Маркс определял культуру как меру человечности в человеке. Развивая эту мысль можно сказать, что культура общения определяет меру человеческого в общении.

Культура общения как неотъемлемая часть культуры личности определяет качество и степень совершенства общения. Понятие "этика общения" выражает нравственное содержание более широкого понятия "культура общения". Культура поведения, культура речи, культура невербальных средств общения (мимики, жестов, вокальных характеристик голоса, и т.д.), культура этикета, речевой этикет, психологическая культура партнеров по общению, все это входит в культуру общения.

Как связаны между собой этика и культура общения? Можно сказать так: то, что не культурно, не этично.

Представьте, что женщина в маршрутном такси громко обсуждает по мобильному телефону с подругой свои дела. Это некультурно, согласно этикету громкий разговор в присутствии посторонних лиц не допустим. Но это и неэтично, поскольку, во-первых, демонстрируется неуважение к другим пассажирам, которые воспринимаются в качестве неодушевленных предметов, а, во-вторых, чужие дела становятся достоянием посторонних. Другой пример. Человек с безупречными манерами начинает иронизировать над промахом собеседника. Иронический подтекст понятен, он больно ранит, тем более, что защититься от иронии сложно. Неэтично? Да. Можно ли назвать такого человека культурным? Очевидно, пет, поскольку культура включает в себя духовный компонент. Недаром А. П. Чехов писан: "Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Таким образом, нравственные характеристики личности, к которым относятся дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм и т.д., наряду с техникой и стилем общения определяют саму культуру общения.

Введение…………………………………………………………………….2
1.Общение и этика………………………………………………………….3
2. Деловой этикет…………………………………………………………..10
3. Заключение……………………………………………………………….19
4. Список использованной литературы……………………………………20

Введение
В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения,педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этическогознания под названием «этика общения».
Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила рядтеоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, назаконах человеческого самосохранения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должномповедении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика жедолжна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализвзаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы иобычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный длямассы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиямиразвития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах...