Как хорошо становится на душе, когда, даже мельком, видишь счастливую, дружную семью. Атмосфера тепла, любви и доброжелательности царящая в их доме, так и искрится и передается как лучики солнца и чувствуется за расстояние. Ведь семья - это любовь, забота, твое счастье заключенное в радости и счастье другого человека; где муж и отец - надежная опора и пример для подражания, а жена и мать хранительница очага, где главное забота о своих детях, их здоровье и благополучии. Именно в дружной любящей семье растут счастливые уверенные в себе дети: в семье прививаются ценностные ориентации и дети учатся уважению, ответственности, состраданию и искренности. Такие крепкие семьи, любящие родители - образцы для подражания восхищают, наполняют жизнь смыслом и окутывают меня, моими самыми счастливыми воспоминаниями о детстве.

Но к моему большему сожалению все реже встретишь таких семей. Кризисное состояние современного общества, социально-экономический кризис, падение уровня жизни, изменение ценностных ориентаций, нравов, морали и т.п. - все это служит причиной возникновения множества проблем в семьях и семейном воспитании детей.

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами всего общества, из-за увеличения явления неблагополучной семьи. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И.Буянова, И.Ф.Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношение между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в неблагополучных семьях.

Постоянные ссоры, драки, деспотизм, алкоголизм и многие другие факторы плохо сказываются на здоровье, развитие ребенке и формирование его личности.

В неблагополучных семьях отмечается нарушение поведения детей: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, надоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм. Наблюдается нарушения общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность, ненормативная лексика, нарушение социальных связей с родственниками.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, разделяют виды неблагополучных семей условно на две группы.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные). В эту группу входят семьи алкоголиков, семьи с нарушением детско - родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Например, это семьи сосредоточенные только на успех ребенка. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, стиля воспитания как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить педагогом семьи, находящие в зоне риска:

Но наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях необходимо: провести разъяснительные работы с родителям, обьяснить, что из конфликтной ситуации страдает ребенок. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат). Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра и требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Перетягина Альбина Александровна,

педагог-психолог

Задумывались ли вы когда-нибудь над словосочетанием «НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК»?

Вероятнее всего, при этом словосочетании в мыслях возникает образ растрепанного ребенка, который пропускает уроки, хулиганит в школе. Его одежда и школьные принадлежности неряшливы. Под эту категорию попадают дети, которые не выполняют домашние задания и требования взрослых; они могут быть капризными, агрессивными, тревожными, гиперактивными.

Можно сделать вывод, что в основном в это понятие включаются характеристики, касающиеся самого ребенка, особенностей его поведения и результатов его деятельности.

Но, если вы прочтете это словосочетание медленно, разделяя его на части – «Не БЛАГО получный ребенок», то вы сможете разглядеть характеристику, отражающую особенности окружения этого ребенка, которая и является причиной такого состояния.

Неблагополучный - ребенок, который не получает БЛАГО. Но под словом БЛАГО здесь имеются в виду не только материальные предметы (карманные деньги, игрушки и гаджеты, модная одежда).

И данную ситуацию подтверждают жизненные истории. Многие из вас, скорее всего, хотя бы один раз встречали неблагополучного ребенка из вполне обеспеченной семьи.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «БЛАГО» - это то, что служит удовлетворению потребностей человека , дает материальный достаток, доставляет удовольствие, моральное удовлетворение.

Возникает важный вопрос: какие же потребности, кроме материальных, у неблагополучных детей не удовлетворяются, какое же БЛАГО необходимо для воспитания счастливых детей?

Некоторые правила, помогающие сделать своего ребенка
БЛАГОПОЛУЧНЫМ:

1. Уделяйте больше времени. На вопрос «Как сделать ребенка счастливым?» можно ответить просто – проводите больше времени с ним. Даже если вы заняты, уделите сыну или дочке немного внимания. Читайте им сказки на ночь, пойте колыбельные, играйте в игры по выходным.

2. Покажите, что он вам нужен. У ребенка есть врожденная потребность быть нужным. Дайте ему почувствовать, что он вносит пусть небольшой, но уникальный вклад в семью с самого раннего возраста. Это не только сделает его чуточку счастливее, но и повысит самооценку. Уже в три года дети могут выполнять несложные поручения: разложить салфетки во время обеда или насыпать сухой корм в кошачью миску. Старайтесь давать поручение, способствующее развитию ребенка. Если малыш любит систематизировать предметы, поручите ему работу по сортировке вилок и ложек. Если он любит нянчиться, попросите развлечь младшую сестренку, пока вы готовите ужин.

3. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не стоит ожидать, что ребенок в три года научится разговаривать на чистом английском, если он еще не произносит все звуки родного языка. Развивайте его потенциал, не гоняйтесь за званием вундеркинда.

4. Не реализуйте в нем свои мечты. Некоторые родители, воспитывая ребенка, делают другую ошибку – пытаются реализовать через него свои несбывшиеся мечты. Часто выросшие дети идут в университет, который выбрали за них взрослые. Не нужно лишать своего ребенка счастливого и, главное, самостоятельного будущего. Оставьте выбор за ним.

5. Акцент на поступке. Никогда не ругайте самого малыша, делайте акцент на его поступках, а не на чертах характера или способностях. Если он еще слишком мал и не понимает недопустимости подобных действий, ясно скажите: «Так делать нельзя!» Нельзя отчитывать ребенка у всех на виду. Все, что вам нужно высказать ему, произнесите наедине.

6. Прививайте ребенку полезные привычки. Многие вредные привычки люди получают в детстве. Наиболее распространенная – неправильное питание. Большинство родителей сталкиваются с этой проблемой. Они кормят детей чипсами, крекерами, гамбургерами, что может вызвать ожирение и другие неприятные последствия. Чтобы сделать ребенка здоровым и счастливым, прививайте полезные привычки, конечно, на собственном примере.

7. Установите распорядок дня. Важный момент в воспитании ребенка – распорядок дня. Это помогает малышу не только чувствовать время, но и организовывает его. Необходимо разработать распорядок дня для всей семьи и строго его придерживаться. Ребенок, который допоздна смотрит телевизор или играет в компьютер, не высыпается и постоянно раздражается из-за любой мелочи. Недостаток сна может серьезно подпортить отношения в семье.

8. Создайте гармоничные отношения. Ребенок чувствует, что в семье что-то не так, если родители ссорятся. Он становится беспокойным, подавленным. Ребенок любит вас обоих. Не стоит уточнять, кого больше: маму или папу. Психологи утверждают, что ребенок, который жил в атмосфере борьбы и враждебности, вырастает несчастным. Лучшая вещь, которую вы можете сделать для душевного спокойствия своего малыша – обеспечить безопасное семейное окружение, где любовь, доверие, поддержка и поощрение видны в каждом жесте.

9. Объясните, что совершать ошибки – это нормально. Детство – время экспериментов. Дети пробуют разные вещи и, конечно, делают ошибки. Вместо того чтобы ругать и критиковать их, поговорите с детьми, объясните, почему конкретное действие является неправильным. Предложите правильный вариант поведения.

10. Целуйте и обнимайте ребенка. Прикосновение и поцелуи очень важны в построении отношений. Обнимайте и целуйте ребенка, чтобы показать, что вы действительно его любите. Психологи говорят, что детям в буквальном смысле слова жизненно необходимы ласковые и ободряющие прикосновения родителей. Они подчеркивают поддержку, близость и внимание, что позволяет ребенку ощутить себя любимым, значимым и нужным.

11. Научите ребенка заботиться о других. Истинное счастье кроется в умении дарить, отдавать. Ваш ребенок станет счастливым, заботясь о других, помогая ближним, ничего не требуя взамен. Купите ему домашнего питомца или поставьте комнатное растение на подоконник в детскую комнате. Это поможет сделать его ответственным.

12. Учите ребенка общению. Общение с друзьями и любимыми людьми улучшает настроение и делает нас счастливыми. Учите ребенка общаться, заводить друзей и ощущать принадлежность к коллективу. Счастье можно найти в друзьях.

13. Имейте позитивный взгляд на мир. Наши мысли и поступки оказывают гораздо большее влияние на наших детей, чем мы можем себе представить. Когда счастливы родители, дети тоже чувствуют себя счастливыми. Когда у вас позитивный взгляд на жизнь, она становится намного легче. Пусть и ваш ребенок тоже будет оптимистом.

14. Говорите ребенку правду. Мы учим наших детей быть честными. Если мы лжем, они будут брать пример с нас. Помните, что рано или поздно тайное становится явным. Если вы будете говорить правду, то между вами и ребенком установятся доверительные отношения.

15. Любите своего ребенка. Это самое главное! Любить безусловно – принимать ребенка независимо ни от чего. Несмотря на его внешность, плюсы и минусы, недостатки, способности. Независимо от того, чего он добился сейчас или чего вы ждете от него в далеком будущем. Любите своего малыша любым: капризным, неталантливым и даже неудачливым.

16. Цените своего ребенка. Если он научился чему-то новому или достиг чего-либо, укажите на это и похвалите.

Сила похвалы

Каждому человеку, как взрослому, так и ребенку, важно встречать в близких людях поддержку, признание и любовь. Ребенку, который только начинает свой путь, внимание и похвала родителя необходима как здоровое питание.

Интуитивно родители радуются первым успехам малыша: улыбнулся, схватил игрушку, встал на ножки, поддерживая, таким образом, активность ребенка. Однако чем старше становится ребенок, тем труднее его хвалить, тем больше к нему требований и от него ожиданий, которые часто не удовлетворяются. Это приводит к недовольству родителей, им становится непонятно, «за что» хвалить и «зачем» это делать.

Связанно это с множеством факторов, начиная от стереотипов воспитания и заканчивая личными проблемами самого родителя. Ребенку, тем не менее, похвала, поддержка и любое позитивное внимание нужны на протяжении всего взросления, а особенно во время трудностей, сложностей и неудач.

Как работает похвала? Почему это так важно для развития человека?

Во-первых, похвала является позитивным подкреплением. Ребенок получает информацию о том, что то, что ему нравится и хочется делать, поддерживается родителями, то есть правильно и ценно.

Во-вторых, это является дополнительной информацией о себе. «Меня хвалят, значит, я делаю что-то хорошее, значит - я хороший». Или «я могу (умею) это делать (рисовать, петь, танцевать)».

В-третьих, информация о себе подобного рода используется ребенком как ресурс, является толчком для дальнейшего движения и развития.

В-четвертых, многочисленные пробы себя в какой-либо деятельности, сопровождаемые родительской похвалой, формируют у ребенка уверенность в своих силах. Он теперь точно знает, как много у него получается, и может пробовать себя в чем-то новом.

В-пятых, так как родитель много раз сообщал ребенку о том, что тот успешен, то, начиная новую деятельность, ребенок верит в себя, в свой успех. Это помогает двигаться и преодолевать препятствия. Другими словами, регулярно получая родительскую похвалу и поддержку, ребенок научается действовать так по отношению к самому себе самостоятельно. В сложные моменты он поддерживает себя и движется дальше, тогда как другой начинает сомневаться, критиковать себя и пасовать перед трудностями.

В-шестых, пользуясь поддержкой родителей, ребенок имеет возможность много и часто экспериментировать. Результаты подобных опытов не всегда бывают удачными, но привычка видеть плюсы и во всем находить позитив позволяют ребенку безболезненно переносить неудачи и использовать их как позитивный опыт.

Подбирайте разнообразные слова для похвалы, не ограничивайтесь простыми, похожими на отмашку «Молодец» и «Умница». В похвале вы можете выразить ребенку степень его успеха, важность этого достижения для вас и для него.

Разные варианты похвалы:

Ах, какой ты молодец! Большое спасибо тебе, ты меня порадовал! Великолепно! Верю в тебя! Вот это да! Горжусь тобой! Давай и дальше так же хорошо делать! Еще немного времени, и все получится!

Еще лучше, чем вчера. Желаю тебе успеха! Замечательно! И с этим заданием ты справился! Как быстро ты справился! Лучше и не бывает! Мои поздравления! Настоящий мастер! Неужели это сделал ты сам?!

Очень хорошо! Отлично! Превосходно! Правильно! Поздравляю! Радуюсь за тебя! Разве кто-то сомневался? Сегодня уже лучше получается! Сейчас получится! Славно! Ты быстро учишься! Так держать! Успех! Удача! Ура!

Фантастика! Хорошая работа! Ценю твои старания! Чудесно! Чудо! Шутка ли, такое сложное задание сделать самому! Это ты сам сделал?! Это то, что надо! Юное дарование! Я знала, что ты сможешь это сделать!».

Похвала должна подкрепляться и невербальными составляющими . Невербальные средства общения – это жесты, мимика, интонация, знаки-символы и т.д. Хваля, очень важно транслировать положительные эмоции. Похвала, высказанная ребёнку невыразительным тоном, с «каменным» лицом, будет уже не столь эффективна. А в ряде случаев невербальные средства вполне могут заменить слова (объятие, поцелуй, поднятый вверх большой палец, кивок, одобрительная улыбка и т.д.).

Таким образом, родительская похвала нужна ребенку как позитивное подкрепление, ресурс для развития, информация о себе. Похвала дает детям уверенность в себе, веру в свой успех и умение справляться с неудачами.

Полагаю, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, уверенным и позитивным человеком. А это значит, что каждого ребенку нужно хвалить и поддерживать.

И помните, если вам самому не хватает вышеперечисленных качеств, то пора начинать делать то же самое в отношении себя.

Хвалите себя и своих детей! И в вашей жизни будет больше позитива.

«Какие родители, такими будут и дети». Это утверждение подразумевает не генетическое, а социальное наследование – в процессе воспитания родители формируют у ребенка личность, похожую на свою. Они делают это либо неосознанно, воздействуя на ребенка примером собственного поведения, либо вполне сознательно, передавая установки и моральные ценности.

Неудивительно, что в семьях, где родители внимательны к детям, заботятся о них и хорошо относятся друг к другу, дети вырастают счастливыми полноценными личностями. Удивительно, как дети из неблагополучных семей умудряются вырасти достойными благородными людьми? Казалось бы, им не на кого ориентироваться и опереться, в семье царит атмосфера взаимной враждебности. А ведь нормальный ребенок в неблагополучной семье – не исключение.

Их детство было очень тяжелым. В семьях постоянно происходили конфликты, в лучшем случае они завершались разводом. «В лучшем случае» – не парадокс. Для ребенка предпочтительней остаться в неполной семье, чем быть постоянным свидетелем взаимной ненависти отца и матери, их нетерпимости по отношению друг к другу.

Враждебность периодически выплескивалась на ребенка, от которого требовали сделать выбор, с кем он и против кого. Я слышал, как четырехлетний мальчик предлагал матери: «Мама, давай продадим отца и купим корову». Общение с отцом продолжались, и отец участвовал в воспитании сына, ощущая его неприязнь.

Ребенок хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым

Когда один из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону и настроить его против партнера, он часто готов выполнять и поощрять любые его желания, порой совершенно неприемлемые – лишь бы он был с ним заодно. Такое «подыгрывание» ребенку из корыстных соображений с раннего детства обучает манипулятивности и в то же время обесценивает все, что родитель делает для демонстрации своей любви: ребенок чувствует, что это не проявление искренней любви к нему, а всего лишь попытка его задобрить.

Между тем только бескорыстная любовь родителей с первых дней жизни ребенка становится его основной ценностью и определяет потом формирование его мотивов и поведения. Он хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым.

Так как же все-таки вырастают нормальные дети в семьях, где они всего этого лишены? По счастью, родители – не единственный возможный источник любви, которая становится взаимной и дает ребенку ощущение счастья.

Я знаком с женщиной, любимой друзьями и близкими. От нее исходит свет, направленный на всех, кто его заслуживает. Она не способна на моральные компромиссы и нетерпима к низким мотивам. Жизнь ее была трагичной с самого детства, но ее это не сломало и не лишило способности испытывать счастье.

Ее родители рано развелись, с отцом ей повезло не общаться, ибо он был бесчувственным роботом. Мать испытывала к дочке с ранних лет странные чувства, похожие на ревность, и постоянно пыталась подавить ее как личность. Она вела с ней постоянную войну, поражавшую знакомых и родственников, оскорбляла ее в присутствии других.

Как можно было в таких условиях сформироваться цельной личностью и вырасти такой, какой стала эта женщина? Думаю, что только благодаря глубокой эмоциональной связи с бабушкой, которая была противоположна маме и с раннего детства заполняла мир девочки теплом, любовью и пониманием. Она была по-человечески мудрой, и многие любили ее. Пока она была жива, отношения с ней были для внучки защитой, о которую разбивались волны маминой враждебности.

Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки

В этой роли может выступать и родственник, и даже сосед или родители друга ребенка – но эти люди обязательно должны так относиться к ребенку, чтобы он чувствовал их родными и в любой момент мог прийти к ним за любовью. Во всех историях, которые я знаю, такой человек находился.

Так создается альтернатива разрушающей семейной атмосфере. Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется некоторая независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется и критическое отношение к родителям, которые ее создают, взгляд на них со стороны – именно потому, что этими домашними отношениями его опыт человеческих отношений уже не исчерпывается. Такой ребенок часто взрослеет раньше, чем его благополучные сверстники.

Это очень тяжелый процесс личностного формирования, но те, кто его успешно прошел, могут оказаться более устойчивыми и к другим жизненным кризисам. Бывает, что они находят потом в себе силы пожалеть и простить родителей и попытаться помочь им – но только тогда, когда они уже больше от них не зависят.

Материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда - и детское воровство, и агрессия, и пр.

Недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними делами, собой; отец - зарабатыванием денег, своими проблемами. Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние постоянно увеличивается, и когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.

Неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ребенка: отсюда эгоизм из-за того, что мать и другие родственники, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям.

  • замкнутость, уход в себя;
  • агрессия, жестокость, озлобленность;
  • непослушание, грубость;
  • плаксивость, забитость;
  • заикание;
  • неврастенические реакции: страхи, тики;
  • уход из дома;
  • суицид.

Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им:

  • осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье;
  • сделать практические шаги к устранению этих проблем;
  • в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам.

Фиксировать работу с неблагополучными семьями можно в виде картотеки, где отмечаются сведения о данной семье и ребенке или в «Карте неблагополучной семьи».

Работу с неблагополучной семьёй необходимо осуществлять на трёх уровнях: профилактическом, диагностическом и реабилитационном (коррекционном).

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей - родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители - первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья - первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи - это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, - это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость - это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие - это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб - максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим - материальную, третьим - медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, - тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе - это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап - воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.