Греческий герой Ахиллес является одним из самых ослепительных и в то же время наиболее привлекательных фигур в мифах о Троянской войне. Его жизнь, любовь и смерть, как ни у какого другого героя греческой мифологии, была воспета на протяжении веков и до сегодняшнего дня, будь то в литературе, музыке, театре или в изобразительном искусстве.

Как никакой другой герой греческой мифологии, он всегда рассматривается с одной стороны, как восхваляемый герой, а с другой — как необузданный упрямец.

Каждой эпохе свойственно собственное понимание героя Ахиллеса и его снова и снова обсуждают в соответствии с текущими интересами и социальными дискурсами.

Ахиллес в искусстве

Это особенно заметно при изображении Ахиллеса в живописи, что в тот или иной момент стоит во главе угла на выставках: в зависимости от эпохи и культуры, на картинах показаны всегда разные эпизоды жизни Ахиллеса, подчеркиваются различные аспекты его героизма, придавая новый колорит и различные качества и формы его телу и фигуре, по разному оценивая его в обсуждениях.

В то же время образы Ахиллеса ищут в новых контекстах жизненных аспектов: так в древней Греции образ Ахиллеса встречается в основном на выдающихся полотнах, где изображены мужские застолья.

Здесь можно отметить героя как выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

Всегда украшали картинами Ахиллеса свои жилища и гробницы. Однако, в отличие от , на первом плане в этих полотнах Ахиллес был изображён значительно реже как воин, скорее, тут были выбраны эпизоды из его детства и юности, которые показывают его как юного прекрасного мальчика или как желанного любовника в ослепительно-мужественном образе.

Более поздние эпохи еще раз подчеркнули совершенно другие стороны Ахиллеса: в придворной культуре Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, они показывали Ахиллеса как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

В период Барокко Ахиллес, прежде всего, предстаёт перед нами как мужественный любовник и герой, красивый в свой смертный час. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем. Эта история непрерывного переосмысления Ахиллеса продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру.

Рождение и молодость Ахиллеса

Ахиллес был сыном Пелея и морской нимфы Фетиды. Так как маленький Ахиллес, как и его отец был смертным, его божественная мать окунула его в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым и даровать вечную жизнь. Но на его ноге осталось место, за которое его держала мать, и на которое не попала вода и, следовательно, оно оставалась уязвимым – это пятка: в результате это место было названо пресловутая «ахиллесова пята».

Ахиллес с наслаждением обучался Кентавром Хироном, который научил молодого героя верховой езде, охоте и обращению с оружием, а также игре на лире и исцеляющим искусствам.

Поскольку было предсказано, что Ахиллес либо погибнет до Трои, либо проживёт длинный, но очень славный жизненный путь, Фетида спрятала своего сына, переодетого в девочку, на острове Скирос. Там он и скрывался среди дочерей царя Ликомеда и влюбился в одну из девушек по имени Деидамия. Однако, хитрый Одиссей обнаружил спрятавшегося на Скиросе героя и попросил его следовать за ним на войну. Так Ахиллес пришел в Трою, где он стал самым выдающимся героем Греции.

Троянская война

Уже на свадьбе его родителей, судьба Ахиллеса была предрешена. Богиня раздора, Эрида, не была приглашена и, рассердившись, вызвала ссору среди богинь , Геры и Афродиты.

Молодой принц-троянец Парис должен был выбрать самую красивую из трех богинь. Наконец, он выбрал Афродиту самой красивой женщиной на земле. Однако Парис был влюблён в Елену, и обещал ей титул самой прекрасной женщины на земле. Он обратился к Афродите с просьбой продать её титул красавицы, чем очень разозлил богиню.

Поскольку Елена уже была замужем за Менелаем, королем Спарты, он похитил её и увёз с собой в Трою, и тем самым вызвал , в которой затем принял участие и погиб Ахиллес.

Ахиллес и Пентесилея

В борьбе с греками троянцев поддерживают амазонки. Участвуя в «битве амазонок», он встречает королеву Пентесилею, и влюбляется в неё, прекрасную воительницу. Он убивает ее мечом, и, остаётся со своей любовью, которая так и останется несбывшейся.

Гнев Ахиллеса

После почти десяти лет войны и бесчисленных подвигов, между Ахиллом и царем Агамемноном вспыхнул спор о прекрасной рабыне Хрисеиде. Агамемнон в конце концов победил, и Ахиллес отказался повиноваться, хоть и потерял свою рабыню и пострадала его честь.

Вывод Ахиллеса из борьбы и победа греков, произошли, так как и было предсказано, что только при участии Ахиллеса будет покорён город Троя. По этой причине Агамемнон отправляет посла к Ахиллесу, который должен убедить его, чтобы тот вернулся в бой – это не увенчалось успехом, и проблема осталась. Только смерть Патрокла возвращает Ахиллеса на поле битвы.

Когда Патрокл, ближайший доверенный и близкий друг Ахиллеса, был убит сыном царя Трои Гектором в битве, греческий герой вернулся на войну и призвал Гектора на поединок. Ахиллес побеждил в ожесточенной схватке между двумя равными противниками и, наконец, убивает троянского наследника. Наполненный ненавистью к человеку, который является убийцей его друга, Ахиллес протащил тело Гектора вокруг неприступной городской стены Трои.

Он притащил тело в лагерь греков, где ему отказали в подобающем захоронении. Но когда Приам, царь Трои и отец Гектора, пришел к Ахиллесу и умолял отдать ему тело своего сына, Ахиллес передумал, и отдал тело отцу, чтобы его можно было похоронить со всеми почестями.

Смерть Ахиллеса

Вскоре после того, как Ахиллес убил своего злейшего противника Гектора, судьба подготовила для него удар. Парис, брат Гектора и основной виновник Троянской войны, поразил героя в его уязвимую точку — пятку. Поскольку стрела, направленная вмешавшимся богом Аполлоном, была отравлена, это немедленно привело к смерти героя. Так исполнилось пророчество, и Ахиллес умер после славного сражения, прожив выдающуюся, но очень короткую жизнь.

Ахиллес Ахиллес

или Ахилл

(Aehilies, Άχιλλεύς). Главный герой “Илиады” Он был сын Пелея, царя мирмидонов, и; Нереиды Фетиды. Мать его, желая сделать его бессмертным, окунула его, когда он был еще ребенком, в реку Стикс, причем осталась сухой только пятка, за которую она его держала. Воспитателями его были Феникс и кентавр Хирон, из которых первый обучил его красноречию и военному искусству, а второй - искусству врачевания. Когда ему было только девять лет, Калхас объявил, что Троя не может быть взята без его помощи. Но мать его, зная, что он должен погибнуть в этой войне, переодела его девочкой и послала его на остров Скирос, к двору царя Ликомеда, где он жил вместе с его дочерьми и назывался Пиррой, т. е. красной, вследствие каштанового цвета своих волос. Видя, однако, что Троя не может быть взята без его помощи, хитрый Одиссей отправился на Скирос, переодетый купцом, и узнал Ахиллеса, когда разложил перед девушками различные женские украшения, положив между ними щит и копье. Ахиллес тотчас же схватил оружие и таким образом выдал себя. Одиссей увез его под Трою, в греческое войско. При дворе Ликомеда Ахиллес сделался отцом Неоптолема, или Пирра, матерью которого была Дейдамия. Под Троей Ахиллес совершил великие подвиги военной доблести. Убив множество троян, он, наконец, встретился с Гектором, которого заставил три раза обежать вокруг стен Трои, а затем, умертвив его, привязал его тело к своей колеснице и потащил в греческий лагерь. У Ахиллеса было неуязвимое вооружение, выкованное Гефестом по просьбе его матери. В конце концов Ахиллес был убит Парисом, сыном Приама, попавшим ему стрелою в пятку - единственную уязвимую часть его тела. Ахиллес не только главный герой “Илиады”, но считался храбрейшим и красивейшим из греков. После своей смерти Ахиллес сделался одним из судей подземного мира и жил на островах блаженных, где был супругом Медеи или Ифигении.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Ахиллес" в других словарях:

    Ахиллес, Альбрехт У этого термина существуют и другие значения, см. Ахиллес (значения). Альбрехт Адольф Конрад Ахиллес (Albrecht Adolf Konrad Achilles) 25 января 1914(19140125) 27 сентября 1943 (29 лет) … Википедия

    - (греч. Achilles). 1) мужское имя: обоготворенный. 2) храбрейший из героев троянского похода; теперь Ахиллесом называют иногда человека с необыкновенным мужеством. 3) красивая дневная бабочка в Суринаме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    - (АХИЛЛ) (герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А … Литературные герои

    Сущ., кол во синонимов: 3 ахилл (3) бабочка (201) персонаж (103) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. Ахилий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    АХИЛЛЕС - (вар. к АХИЛЛ; тж в знач. нариц.) Разъединил ли б зрящ Елену с Ахиллесом? // Елена. Ахиллес. Звук назови созвучней. (рфм. к завесой) Цв924 (II,235); Лишь шорохом древес Миртовых, сном кифары: «Елена: Ахиллес: Разрозненная пара». РП … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    АХИЛЛ, АХИЛЛЕС, а; м. [от греч. Achilleus]. 1. [с прописной буквы] В греческой мифологии: имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою. 2. В речи медиков: ахиллово (ахиллесово) сухожилие. Повредить, травмировать а. Сойти с дистанции из… … Энциклопедический словарь

    АХИЛЛЕС - (achilles) Альбрехт (25.1. 1914, Карлсруэ – 27.9.1943, северо восточнее Бахии, Бразилия), офицер подводник, капитан 3 го ранга (посмертно, 5.4.1945). В апр. 1934 начал службу на флоте. Прошел подготовку в военно морской школе в Шлезвиг Гольштейне … Военно-морской флот Третьего рейха

    Или Ахилл (греч.) в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I м.; = Ахилл Имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою, единственным уязвимым местом которого была пята, за которую держала его мать, когда, желая сделать его бессмертным, окунала в священные воды реки Стикса. II м. Название… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Ахиллес Сын морской богини Роман в двух книгах Книга 1 Часть 1-3 , Колобова Н.. Боги предоставили ему выбор: жизнь долгая, спокойная и ничем не примечательная или короткая, но полная подвигов и славы. Он выбрал вторую. Сын богини и смертного, один из выдающихся героев,…

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.

Ахилл или Ахиллес - в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Источник: Мифы и легенды Древней Греции

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикс или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребимая поговорка - «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.

В детстве носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). По другим авторам, его в детстве звали Лигирон. Подобная смена детского имени на «взрослое», связанная с травмой или подвигом - реликт инициационного ритуала (ср. смена детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Воспитывался Хироном на Пелионе, не был женихом Елены. Лишь Еврипид называет его женихом. Хирон кормил его костным мозгом оленей и других животных, именно поэтому его, якобы, стали называть а-хилос, «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По истолкованию, нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию, Ахилл не знал врачебного искусства, но исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца, он присоединился к походу против Трои в сопровождении 50 кораблей (либо 60), своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру, он прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха, буря занесла его на Скирос.

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скирос, где он в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила его пол, и Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны пытался взять город Монению (Педас), в него влюбилась местная девушка.

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства - описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его - царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

В «Илиаде» убил 23 троянца, названных по имени. Например, он убил Астеропея. Сражался с Энеем, Эней бежал; с Агенором (которого спас Аполлон).

Смерть Ахилла

При дальнейшем течении осады Ахилл, как об этом повествуют эпосы эпического цикла, умертвил Пенфесилею, царицу амазонок, равно как эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона он убил, мстя за смерть своего друга (по некоторым авторам, возлюбленного) Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего убил 72 воина.

По убиении последних, он проник до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. По некоторым авторам, убит самим Аполлоном, либо стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла - Стаций, однако есть соответствующее изображение на амфоре VI в. до н. э.

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону, был убит Геленом или Пенфесилеей, Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Ад.

Последующие предания

По версии, его тело выкуплено за равный вес золота с Пактола.

Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи его, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. По Одиссее, Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.