В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.
Действующие лица События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир. Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.
Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.
Краткое содержание: гротескная завязка Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора. А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.
Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти. Что такое смерть? Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план. Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: "Что такое смерть?"
Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия – понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко. Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, – к Никифору. Образ Никифора Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду. Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья. Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать. Подготовка к смерти Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.
А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.
Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни. Смерть – это часть жизни? Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья. Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения. Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб».
Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.
Бессмертна ли душа? На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить. Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь. Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом. Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле. Метафизический реализм Ю. Мамлеева Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.
С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.

В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.

Действующие лица

События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир.

Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.

Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.

Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора.

А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.

Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти.

Что такое смерть?

Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план.

Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: "Что такое смерть?"

Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия - понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко.

Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, - к Никифору.

Образ Никифора

Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду.

Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья, Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.

Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать.

Подготовка к смерти

Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.

А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.

Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни.

Смерть - это часть жизни?

Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья.

Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения.

Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб». Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.

Бессмертна ли душа?

На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить.

Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь.

Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом.

Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле.

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.

С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.


Ничего, ничего я там не понял. Ну, люди, ну, города. И вдруг один страшный момент. Я был за городом, в лесу. Природа эта поразила меня своей тоской, но какой-то высшей тоской, словно природа эта была символом далеких и таинственных сил. И вдруг из леса вышла девочка лет четырнадцати. Она была избита, под глазом синяк, немного крови, нога волочилась. Может быть, ее изнасиловали (а такое случается везде) или избили. Но она не испугалась меня - здоровенного мужчину лет сорока, одного посреди леса. Быстро посмотрев в мою сторону, подошла поближе. И заглянула мне в глаза. Это был взгляд, от которого мое сердце замерло и словно превратилось в комок бесконечной любви, отчаяния и... отрешенности. Она простила меня этим взглядом. Простила за все, что есть бездонно-мерзкого в человеке, за все зло, и ад, и за ее кровь, и эти побои. Она ничего не сказала. И пошла дальше тропинкой, уходящей к горизонту. Она была словно воскресшая Русь.

Я огляделся вокруг. И внезапно ясно почувствовал, что в этой бедной, отрешенной природе, от одного вида которой пронзается душа, в этих домиках и в храме вдалеке, в этой стране таятся намек на то, что никогда полностью не понять и что выходит за пределы мира сего...

Ну ладно, с этим конец. Потом, вернувшись на Запад, я завертелся в обычном человеческом колесе: деньги, бессмысленная работа, слабоумный вой по телевидению, алкоголь. Стресс. Где-то в стороне гомосексуализм. Счета. Метро. Стресс. А потом - эта болезнь. Осталось всего два-три дня, я думаю; и так еле двигаюсь. А теперь - здравствуй, пиво с ядом! На этом ставлю точку и пью... Вот и буквы расплываются... Я уже почти не могу писать.

Прощай, нелепый мир!

Прыжок в гроб

Время было хмурое, побитое, перестроечное. Старичок Василий об этом говорил громко.

И так жизнь плохая, - поучал он во дворе. - А ежели ее еще перестраивать, тогда совсем в сумасшедший дом попадешь... Навсегда.

Его двоюродная сестра, старушка Екатерина Петровна, все время болела. Было ей под семьдесят, но последние годы она уже перестала походить на себя, так что знакомые не узнавали ее - узнавали только близкие родственники. Их было немного, и жили они все в коммунальной квартире в пригородном городишке близ Москвы - рукой подать, как говорится. В большой комнате, кроме самой старушки, размещалась еще ее сестра, полустарушка, лет на двенадцать моложе Катерины, звали ее Наталья Петровна. Там же проживал и сын Натальи - парень лет двадцати двух, Митя, с лица инфантильный и глупый, но только с лица. Старичок Василий, или, как его во дворе называли, Василек, находился рядом, в соседней, продолговатой, как все равно гроб на какого-нибудь гиганта, комнате.

В коммуналке проживали еще и другие: не то наблюдатель, не то колдун Кузьма, непонятного возраста, и семья Почкаревых, из которой самый развитой был младенец Никифор. Правда, к сему времени он уже вышел из младенчества и стукнуло ему три с половиной года. Но выражение у него оставалось прежнее, словно он не хотел выходить из своих сновидений, а может быть, даже из внутриутробного состояния. Потому его так и называли соседи: младенец.

Екатерина Петровна болела тяжело, даже как-то осатанело. Болезнь прилепилась к ней точно чума, но неизвестная миру. Возили ее по докторам, клали в больницы - а заболевание брало свое, хотя один важный доктор заявил, что она якобы выздоровела. Но выздоровела, наверное, только ее мать - и то на том свете, если только там болеют и выздоравливают. Другой доктор так был обозлен ее неизлечимостью, что даже пихнул старушку во время приема. После каждого лечения Екатерина Петровна тяжело отлеживалась дома, но все чахла и чахла. Родственники - и сестра, и Митя, и дед Василек - измотались с ней и почти извели душу.

Тянулись месяцы, и старушка все реже и реже обслуживала сама себя. Только взрослеющий младенец Никифор не смущался и уверенно, словно отпущенный на волю родителями, забредал иногда к Екатерине Петровне и, замерев на пороге, подолгу на нее смотрел, положив палец в рот. Екатерина Петровна порой подмигивала ему, несмотря на то что чувствовала - умирает. Возьмет да и подмигнет, особенно когда они останутся одни в комнате, если не считать теней. Никифору очень нравилось это подмигиванье. И он улыбался в ответ. Правда, Екатерине Петровне иногда казалось, что он не улыбается ей, а хохочет, но она приписывала это своему слабеющему уму, ибо считала, что умирает не только тело, но и ум.

Никифор же думал по-своему, только об одном - взаправдашняя Екатерина Петровна или нет. Впрочем, он не был уверен, что и он сам взаправдашний. Мальчугану часто снилось, что он на самом деле игрушечный. Да и вообще пришел не в тот мир, куда хотел.

Митя не любил младенца.

Корытники, когда еще они людьми будут, - улыбался он до ушей, поглядывая на стакан водки. - Им еще плыть и плыть до нас. Не понимаю я их.

Старичок Василий часто одергивал его:

Хватит тебе, Митя, младенца упрекать. Неугомонный. Тебе волю дай - ты все перестроишь шиворот-навыворот. У тебя старики соску сосать будут, строго добавлял он.

То ли наблюдатель, то ли колдун Кузьма шмыгнет, бывало, мимо открытой двери, взглянет на раскрывшего от удивления рот мальчугана Никифора, на мученицу Екатерину Петровну, онемевшую от неспособности себе помочь, и на все остальное сгорбившееся семейство - и ни слова не скажет, но вперед по коридору - побежит.

Наталье Петровне хотелось плюнуть в его сторону, как только она видела его, - но почему именно плюнуть, она объяснить себе не могла. Она многое не могла объяснить себе - например, почему она так любила сестру при жизни и стала почти равнодушна около ее смерти, теперь.

Может быть, она просто отупела от горя и постоянного ухаживания за сестрой. Ведь в глубине души она по-прежнему любила ее, хотя и не понимала, почему Катя родилась ее сестрой, а не кем-нибудь еще.

Старичок Василек, так тот только веселел, когда видел умирающую Катю, хотя вовсе не хотел ее смерти и, наоборот, вовсю помогал ее перекладывать и стелить для нее постель. Веселел же он от полного отсутствия в нем всякого понимания, что есть смерть. Не верил он как-то в нее, и все.

Шестидесятые годы. Один из главных героев - Федор Соннов, доехав на электричке до какой-то подмосковной станции, шатается по улицам городка. Встретив незнакомого молодого человека, Федор ножом убивает его. После преступления - абсолютно бессмысленного - убийца «беседует» со своей жертвой, рассказывает о своих «радетелях», о своём детстве, других убийствах. Переночевав в лесу, Федор уезжает «в гнездо», подмосковное местечко Лебединое. Там живёт его сестра Клавуша Соннова, сладострастница, возбуждающая себя с помощью запихивания в матку головы живого гуся; в этом же доме живёт и семья Фомичевых - дед Коля, его дочь Лидочка, её муж Паша Красноруков (оба - чрезвычайно похотливые существа, все время совокупляющиеся; в случаях беременности Паша убивает плод толчками члена), младшая сестра четырнадцатилетняя Мила и семнадцатилетний брат Петя, питающийся собственными струпьями. Однажды Федор, и так уже надоевший обитателям дома своим присутствием, съедает Петенькин суп, сваренный из прыщей. Чтобы уберечь брата от мести Фомичевых-Красноруковых, Клавуша прячет его в подпол. Здесь Федор, уставший от безделья, от невозможности убивать, рубит табуретки, представляя, что это фигуры людей. В голове его только одна идея - смерть. Наверху тем временем Лидинька, вновь забеременевшая, отказывается совокупляться с мужем, желая сохранить ребёнка. Тот насилует её, плод выходит, но Лида заявляет Паше, что ребёнок жив. Красноруков зверски избивает жену. Она, больная, лежит у себя в комнате.

Федор тем временем делает подкоп на фомичевскую сторону, выходит наверх, чтобы осуществить странную идею: «овладеть женщиной в момент её гибели». Лидинька отдаётся ему и в момент оргазма умирает. Федор, довольный своим опытом, сообщает обо всем сестре; из заточения он выходит.

Павла сажают в тюрьму - за убийство жены.

К Клавуше приезжает «жиличка» - Анна Барская. Женщина совсем другого круга, московская интеллектуалка, она с интересом разглядывает Федора; они беседуют о смерти и потустороннем. «Дикий» Федор очень занимает Анну; она решает познакомить его с «великими людьми» - для этого они едут куда-то в лес, где происходит сборище людей, одержимых смертью, - «метафизических», как их называет Федор. Среди присутствующих - трое «шутов», изуверы-садисты Пырь, Иоганн и Игорек, и серьёзный молодой человек Анатолий Падов.

«Шуты» вместе с Федором и Анной приезжают в Лебединое. Здесь они бурно проводят время: убивают животных, Пырь пытается задушить Клавушу, но все заканчивается мирно - та даже обещает переспать с ним.

До Клавы доходят слухи, что Федору грозит какая-то опасность. Тот уезжает - «побродить по Расеи».

У Клавы появляется ещё один жилец - старик Андрей Никитич Христофоров, истый христианин, со своим сыном Алексеем. Старик чувствует скорую смерть, закатывает истерики, перемежающиеся моментами христианского умиления; размышляет о загробном мире. Через какое-то время он сходит с ума: «соскочив с постели в одном нижнем белье, Андрей Никитич заявил/что он умер и превратился в курицу».

Алексей, подавленный безумием отца, пытается утешить себя разговорами с Анной, в которую влюблён. Та издевается над его религиозностью, проповедует философию зла, «великого падения», метафизическую свободу. Раздосадованный, Алексей уезжает.

По просьбе Анны в Лебединое, к «русскому, кондовому, народно-дремучему мракобесию», приезжает Анатолий Падов, постоянно мучимый вопросом о смерти и Абсолюте.

Очень тепло встреченный Анной (она его любовница), Падов наблюдает за происходящим в Лебедином. Молодые люди проводят время в беседах с наглой сладострастницей Клавушей, с «куротрупом» Андреем Никитичем, друг с другом. Однажды Клавуша выкапывает три ямки в человеческий рост; любимым занятием обитателей дома становится лежание в этих «травяных могилках». В Лебединое возвращается Алеша - навестить отца. Падов дразнит Алексея, глумится над его христианскими идеями. Тот уезжает.

Сам Анатолий, впрочем, тоже не может долго сидеть на одном месте: он тоже уезжает.

Анна, измученная общением с Падовым, в кошмарном сне видит ещё одного своего «метафизического» приятеля - Извицкого. Она перестаёт ощущать самое себя, ей кажется, что она превратилась в извивающуюся пустоту.

Федор тем временем едет в глубь России, к Архангельску. Соннов наблюдает за происходящим вокруг него; мир раздражает его своей загадочностью и иллюзорностью. Инстинкт тянет его убивать. Федор приезжает в «малое гнездо» - местечко Фырино, к родственнице старушке Ипатьевне, питающейся кровью живых кошек. Она благословляет Федора на убийства - «радость великую ты несёшь людям, Федя!». Федор, бродя в поисках новой жертвы, сталкивается с кастрировавшим себя Михеем. Поражённый его «пустым местом», Федор отказывается от убийства; они становятся приятелями. Михей ведёт Федора к скопцам, на радения. Друзья наблюдают за странными обрядами; Федор, удивлённый, остаётся, впрочем, недоволен увиденным, его не устраивает идея нового Христа Кондратия Селиванова - «своё, своё надо иметь».

В Фырино приезжает полубезумный Падов - познакомиться с Федором. Тот интересует Анатолия своим народным, неосознанным восприятием неправильности мира. В разговоре Падов пытается выяснить, убивает ли Соннов людей «метафизически» или на самом деле, в реальности.

От Федора Анатолий возвращается в Москву, где встречается со своим другом Геннадием Реминым, подпольным поэтом, автором «трупной лирики», приверженцем идей некоего Глубева, провозгласившего религию «высшего Я». Встреча приятелей происходит в грязной пивнушке. Ремин проводит здесь время вместе с четырьмя бродячими философами; за водкой они разговаривают об Абсолюте. Увлечённый рассказами Анатолия о компании, поселившейся в Лебедином, Геннадий с другом едет туда.

В Лебедином «творилось черт знает что» - здесь сходятся все: шуты-садисты, Анна, Падов, Ремин, Клава, остатки семьи Фомичевых. Анна спит с Падовым; ему кажется, что он совокупляется «с Высшими Иерархиями», ей - что она уже умерла. Падова начинают преследовать видения, он пытается убежать от них.

В Лебединое является Извицкий - человек, про которого ходят слухи, что он идёт к Богу путём дьявола. Он - большой друг Падова и Ремина. Выпивая, товарищи ведут философский разговор о Боге, Абсолюте и Высших Иерархиях - «русский эзотеризм за водочкой» как шутит кто-то из них.

В дом приезжают и Федор с Михеем. Алеша Христофоров, навещающий отца, с ужасом наблюдает за собравшимися здесь «нечеловеками».

Мальчик Петя, питающийся собственной кожей, доводит себя до полного изнеможения и умирает. На похоронах выясняется, что гроб - пустой. Оказывается, Клавуша вынула труп и ночью, усевшись поперёк него, пожирала шоколадный торт. Кудахчущий куро-труп Андрей Никитич мечется по двору; дед Коля собирается уехать. Девочка Мила влюбляется в Михея - она вылизывает его «пустое место». Все трое уходят из дома.

Оставшиеся проводят время в нелепо-безумных разговорах, диких плясках, надрывном хохоте. Падова очень привлекает Клавуша. Напряжение нарастает, в Клавуше что-то происходит - «точно взбесились, встали на дыбы и со страшной силой завертелись её клавенько-сонновские силы». Она выгоняет всю компанию из дома, запирает его и уезжает. В доме остаётся только куротруп, становящийся похожим на куб.

«Метафизические» возвращаются в Москву, проводят время в грязных пивнушках за разговорами. Анна спит с Извицким, но, наблюдая за ним, чувствует что-то неладное. Она догадывается, что тот ревнует себя к ней. Извицкий сладострастно обожает собственное тело, ощущает себя, своё отражение в зеркале как источник полового удовлетворения. Анна обсуждает с Извицким «эго-секс». Расставшись со своей любовницей, Извицкий бьётся в экстазе любви к себе, испытывая оргазм от чувства единения с «родным «я».

В это время к Москве приближается Федор; его идея - убить «метафизических», чтобы таким образом прорваться в потустороннее. Соннов идёт к Извицкому, там наблюдает за его «бредом самовосторга». Поражённый увиденным, Федор оказывается не в состоянии прервать «этот чудовищный акт»; он в бешенстве от того, что столкнулся с иной, не уступающей его собственной, «потусторонностью», идёт к Падову.

Алеша Христофоров тем временем, убеждённый в безумии отца, тоже едет к Падову, где обвиняет его и его друзей в том, что они довели Андрея Никитича до сумасшествия. «Метафизические» упрекают его в излишнем рационализме; сами они единодушно пришли к религии «высшего Я». Это - тема их надрывных, истерических разговоров.

Федор с топором в руке подслушивает разговоры Падова и его приятелей, ожидая удобного момента для убийства. В это время Федора арестовывают.

В эпилоге двое молодых поклонников Падова и его идеи, Сашенька и Вадимушка, обсуждая бесконечные метафизические проблемы, вспоминают о самом Падове, говорят о его состоянии, близком к безумию, о его «путешествиях в запредельности». Выясняется, что Федор приговорён к расстрелу.

Друзья едут навестить Извицкого, но, испуганные его выражением лица, убегают. Анатолий Падов валяется в канаве, истерически крича в пустоту от неразрешимости «главных вопросов». Вдруг почувствовав, что «все скоро рухнет», он подымается и идёт - «навстречу скрытому миру, о котором нельзя даже задавать вопросов...».

Пересказал


Что может скрываться за названием «Прыжок в гроб»? Большинство ответит, что это произведение о смерти, о борьбе с ней или, напротив, о человеческом бессилии. Безусловно, они окажутся правы, но лишь после прочтения придёт осознание, что рассказ Юрия Мамлеева затрагивает далеко не одну проблему общества, подавленного мнением окружающих и временем «перестройки», словно убивающим в них всё живое. Подтверждение этому мы найдём в поведении героев Мамлеева, несчастных и угнетённых.

Одной из важнейших проблем, затронутых в рассказе является проблема «отцов и детей». На фоне перемен в стране, старики не находят поддержки в молодом поколении, представителем которого является Митька. «Племяш умирающей» лишь «всё упрощал», ему показалось адекватным «плюнуть на всё», а мысль о продолжении жизни старушки всплывала у него в голове только представлением уборки и ухода за ней.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вместе с проблемой «отцов и детей» искала разрешения проблема семьи, взаимоотношений в ней, влиянии её на формирование личности.

Говоря о личностях, стоит задаться вопросом: а кто же личность в этом рассказе? Я считаю, что это - Катерина. Настоящая, с душой, старушка даже будучи на смертном одре думает лишь о своих родных. Даже обращаясь к ним, несмотря на ужас предложения, она говорит «родные мои». «Да как же я вас теперь подведу?»....Личность Катерины показывает себя в решении самой умирающей лечь в гроб. Она хочет сделать этот шаг сама, «прыгнуть» в него.

А где же её душа? Чистая, как зеркало всей её безропотной и тихой жизни. Она - Никифор. Ведя диалог с ним даже посредством взглядов, старушка как бы советуется сама с собой. Делать ей шаг в гроб или нет...

Самого Никифора можно назвать героем-резонёром - «для него и так мир был как плохая сказка».

Весь мир изобразил Мамлеев, хотя затронул скорее разные миры. Пожалуй главным средством в этом был язык общения бытия-небытия - Екатерины и Никифора, Катерины и Великого Духа. Примечательно, что автор использовал мифологические мотивы. Это и добровольная жертва под стать «Положению во гроб» из Евангелия, и мотив «зажившегося человека» из язычества. Но делал он это, чтобы полнее раскрыть наш, реальный, мир.

Мир, где живые завидуют умирающем, где устают от жизни. Мир, в котором проще пить, как Митя, чем пытаться найти решение проблем. Где мысль о «досрочной» смерти не кажется глупой - другого выхода просто нет. Здесь ещё живые люди, как дед Василёк, шагнул в гроб, похоронив себя заживо (сама его комната была похожа на «гроб какого-то гиганта».)

Так что же хотел донести до читателей Мамлеев? На этот вопрос может ответить лишь сам автор. Но, безусловно, первостепенное - осознание важности и ценности жизни, того, что она - главное человеческое сокровище. Именно не существование тела, а ЖИЗНЬ души...

Обновлено: 2018-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.