Обозначение и размеры

Отрыв от ВПП

Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу , на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу . Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение - ВПП 07 . Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс - 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25 .

Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно - то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное - L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе - 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких - 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных - 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта (мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Освещение ВПП

Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы - обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках , а также в условиях ограниченной видимости .

Файл:Razmesheniye ogney VPP sistemy OVI 2

Схема размещения осветительных сигналов

Освещение ВПП (ОВИ - огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета - стробы - длиной 500-700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП - жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.

Группы сигнальных огней:

  1. Огни приближения постоянного и импульсного излучения устанавливают по линии продолжения оси ВПП. Они предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП и используются для маркировки участка между БПРМ (см. Маркерный радиомаяк ) и началом ВПП. Хотя импульсные огни приближения и рекомендуются во всех системах ОВИ, но, как показывает практика, их применение целесообразно только днем в тумане, когда отсутствует их слепящее действие. Огни приближения излучают белый свет.
  2. Огни световых горизонтов располагаются перпендикулярно линии продолжения оси ВПП, создавая искусственный горизонт. Световые горизонты дают информацию пилоту о поперечном крене ВС по отношению к поверхности ВПП. Огни световых горизонтов излучают белый свет.
  3. Входные огни устанавливают у порога ВПП. Они предназначены для указания начала ВПП (его торца) и излучают зелёный свет.
  4. Огни знака приземления устанавливают на расстоянии 150-300 м от порога ВПП перпендикулярно оси ВПП в виде небольшого светового горизонта за пределами ВПП. Огни знака приземления излучают белый свет.
  5. Ограничительные огни обозначают конец ВПП и излучают красный свет.
  6. Огни зоны приземления служат для обозначения зоны приземления на ВПП с целью облегчения посадки в условиях плохой видимости. Огни устанавливают в два ряда параллельно оси ВПП на участке 900 м от порога ВПП. Они излучают белый свет.
  7. Боковые огни КПБ и огни зоны приземления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.
  8. Глиссадные огни предназначены для указания визуальной глиссады планирования. Тип, число и схема расположения глиссадных огней определяются заданием на проектирование аэродрома. Существует несколько стандартных схем размещения глиссадных огней. Так, например, одна из стандартных схем визуального указания глиссады планирования включает в себя 12 глиссадных огней, размещенных по следующей схеме: две пары фланговых горизонтов (ближний и дальний) по три огня в каждом горизонте. Ближний горизонт располагается на расстоянии 150 м от порога ВПП, дальний - на расстоянии 210 м от ближнего. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:
    • все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белыми при нахождении ВС выше нормальной глиссады планирования;
    • огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования.
  9. Посадочные огни размещают с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП. При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП. На этих участках посадочные огни излучают жёлтый свет, на остальных - белый.
  10. Огни концевой полосы безопасности (КПБ) - осевые, центрального ряда и боковые - устанавливают только в светосигнальных системах ОВИ-П, ОВИ-П1 перед началом ВПП на участке длиной 300 м. Они предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала выравнивания. Осевые и центральные огни КПБ излучают белый свет, а боковые огни КПБ - красный.
  11. Осевые огни ВПП предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлёте ВС. Для кодирования участков ВПП осевые огни, смонтированные на последних 300 м ВПП для каждого направления посадки, излучают красный свет в направлении к ВС, движущемуся по ВПП. На участке 900-300 м от конца ВПП осевые огни излучают красный и белый свет попеременно, а на остальном участке до порога ВПП - белый. Осевые огни используются при эксплуатации ВС с высокими посадочными скоростями, а также при ширине ВПП более 50 м.
  12. Огни быстрого схода с ВПП располагаются на скоростных выводных РД и предназначены для руления на большой скорости (60 км/ч и более) при сходе с ВПП в целях увеличения пропускной способности ВПП. Огни излучают зелёный свет. Огни схода с ВПП устанавливают на выводных РД, имеющих большой угол закругления. Они предназначены для использования при сходе с ВПП. Огни излучают также зелёный свет. Огни схода с ВПП и огни быстрого схода с ВПП должны быть экранированы так, чтобы они были видны только в заданном направлении.
  13. Боковые и осевые рулёжные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулёжных дорожек. Боковые рулёжные огни излучают синий свет, а осевые - зелёный.
  14. Стоп-огни предназначены для запрещения движения ВС у пересечений РД, мест примыкания РД к ВПП или мест ожидания при рулении. Они дополняют светофоры или заменяют знаки дневной маркировки огнями высокой интенсивности в условиях плохой видимости. Стоп-огни однонаправленные и излучают красный свет.
  15. Предупредительные огни предназначены для предупреждения пилота о ближайшем пересечении рулёжных дорожек. Огни устанавливают в виде светового горизонта, перпендикулярного оси РД. Они излучают жёлтый свет.
  16. Заградительные огни предназначены для светового обозначения препятствий в районе аэродрома, излучают красный свет и должны устанавливаться в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе ГА».
  17. Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении, а также при движении ВС по аэродрому. Огни бывают двух видов - управляемые и неуправляемые. К управляемым относятся светофоры и стрелочные указатели. Светофоры, запрещающие движение, должны излучать красный свет, разрешающие - зелёный, а стрелки (световые указатели направления движения) - жёлтый свет. Цветовое исполнение неуправляемых светосигнальных знаков определяется их назначением. На рабочем поле знака прямоугольной формы, как правило, имеется только один символ в виде буквы, цифры или стрелки. Формы и размеры символов соответствуют рекомендациям ICAO.

Разметка ВПП

Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах .

Слева-направо:

  • Концевая полоса безопасности, КПБ (жёлтые шевроны). Предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей (чтобы не разрушать поверхность, не поднимать пыль и т. д.), а также для случаев выкатывания за ВПП. Летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес.
  • Перемещённый порог (либо смещённый торец , белые стрелки) - зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка.
  • Порог (либо торец , белые полосы в виде «зебры») - начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться. Порог сделан таким для того, чтобы быть заметным издалека. Количество линий зависит от ширины ВПП.
  • Маркированный номер и, если необходимо, буква (Л/L - левая, П/R - правая Ц/С - центральная)
  • Зона приземления (двойные параллельные прямоугольники, начинаются в 300 м от порога ВПП).
  • Отметки фиксированного расстояния (большие прямоугольники, располагаются через 150 м). При идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону приземления, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.

Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.

Активная (рабочая) полоса

Активная полоса (рабочая полоса) - это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.

Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта - это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (лучше абсолютного штиля!) - это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.

В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско 4 взлётно-посадочные полосы - одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса , который также имеет 4 ВПП, угол между 2-мя парами параллельных полос составляет 60°. А в крупнейшем аэропорту Чикаго - О’Хара - 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки - сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.

В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой - для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R - для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5-2 км).

Самые длинные ВПП в мире

Примечания

См. также

Ссылки

  • Приказ Росаэронавигации от 28 ноября 2007 г. № 119 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов“»
  • Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94.) Часть 1.
  • Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94.) Часть 2.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Взлётно-посадочная полоса" в других словарях:

    См. в ст. Аэродром. Энциклопедия «Техника». М.: Росмэн. 2006. Взлётно посадочная полоса (ВВП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади … Энциклопедия техники

    взлётно-посадочная полоса Энциклопедия «Авиация»

    взлётно-посадочная полоса - Лётная полоса. взлётно посадочная полоса (ВВП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы (см. рис.), взлётно посадочная полоса представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной… … Энциклопедия «Авиация»

Страх перемещений по воздуху довольно распространен. Пассажиры, которые пытаются бороться с ним путем изучения статистики авиаперелетов, знают, что большинство несчастных случаев происходит при взлете и во время посадки.

Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина

Однако есть аэропорты, садиться и взлетать в которых опасаются не только самые хладнокровные пассажиры, но и высокопрофессиональные пилоты.

Паро, Бутан

Взлетно-посадочная полоса расположена между гималайскими вершинами-пятитысячниками. Аэропорт считается одним из самых сложных для посадки. Чтобы ее совершить, пилотам приходится закладывать виражи между гор, что возможно только в светлое время суток.


Взлетно-посадочная полоса Матекане, Лесото


Полоса протяженностью 400 метров заканчивается обрывом высотой 600 метров. Редкому самолету удается разогнаться для набора высоты, не достигнув конца взлетно-посадочной полосы. Согласно идее проектировщиков аэропорта, авиасуда для набора нужной полетной высоты должны совершать свободное падение.

Хуанчо-Ираускин, остров Саба


Взлетно-посадочная полоса аэропорта самая короткая в мире - длина составляет менее 400 метров. Посадка здесь не для слабонервных: пилот должен направить судно прямо на скалу, в последний момент перед приземлением совершить крутой вираж вправо, чтобы оказаться на возвышенности, с трех сторон омываемой океаном. Приземляться в аэропорту разрешено самолетам трех типов, и реактивные не входят в их число.

Аэропорт Принцессы Юлианы, остров Святого Мартина

Главный аэропорт Карибских островов. При заходе на посадку самолеты пролетают прямо над головами (на высоте 10–20 метров) отдыхающих на пляже Махо, так как полоса расположена вплотную к нему. При взлете пилот вынужден совершить U -образный поворот, чтобы не врезаться в скалу, которой полоса заканчивается.


Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари, город Лукла, Непал


Аэропорт, где пилот не имеет права на ошибку, в 2008 году был переименован в честь первых покорителей Эвереста: Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари. После продолжительного маневрирования среди скал судно необходимо резко направить вниз, чтобы избежать столкновения со скалой, которой оканчивается короткая, протяженностью 537 метров взлетно-посадочная полоса. К слову, полоса начинается сразу после обрыва и расположена под уклоном. Взлеты и посадки выполняются в аэропорту исключительно по правилам визуальных полетов, без использования современных систем навигации.

Аэропорт Мадейры, Португалия


Главный аэропорт Мадейры когда-то был еще страшнее, чем сейчас. Однако его реконструировали после катастрофы 1977 года, унесшей жизни 131 пассажира. Сегодня две взлетно-посадочные полосы, расположенные на скале, имеют протяженность 1,8 километра. Однако значительная часть полотна представляет собой эстакаду, держащуюся на 180 столбах диаметром 3 метра и высотой до 50 метров. За счет гор и моря аэропорт оказался в зоне повышенной турбулентности.

Барра, Шотландия

Функционирование расположенного на пляже аэропорта периодически прерывается естественным образом - во время приливов, размывающих взлетно-посадочную полосу на песке. Также невозможны здесь приземления (почти приводнения) ночью.


Гибралтарский международный аэропорт


Аэропорт принадлежит Великобритании. Пилотам, совершающим здесь посадку, нужно хорошо владеть тормозами, чтобы не утопить самолет в проливе, которым оканчивается взлетно-посадочная полоса. Кроме того, нужно следить за движением автомобилей, следующих по пересекающей полосу дороге.

Веллингтон, Новая Зеландия

Крайне загруженный аэропорт имеет всего одну взлетно-посадочную полосу, да и та относительно короткая - чуть больше 1,8 километра. Это обстоятельство, а также необходимость маневрировать среди холмов делают невозможной посадку крупных самолетов. Что же касается небольших судов, то их пилотам жизнь омрачают неимоверно сильные воздушные потоки.

Александрос Пападиамантис, остров Скиатос, Греция


Посадка в аэропорту Скиатоса далека от идеала и способна обеспечить острые ощущения даже самым хладнокровным пилотам. Относительно короткая (1,6 километра) и узкая взлетно-посадочная полоса заканчивается в океане. На побережье - отдыхающие. Поэтому пилотам требуется воля и умение сильно давить на тормоз. Взлет щекочет нервы не меньше.

Конгоньяс, Бразилия


Расположенный в нескольких километрах от центра города Сан-Паулу аэропорт - подарок для пассажиров, но не для пилотов, которым приходится маневрировать между высотными зданиями. Также здесь есть проблемы с покрытием взлетно-посадочной полосы - она часто оказывается скользкой из-за дождей. Так, в 2007 году по этой причине при посадке разбился самолет, в результате крушения 187 пассажиров погибли в салоне, 12 - на земле.

Аэропорт Густав III, остров Сен-Бартелеми, заморское сообщество Франции


Расположенный на острове в Карибском море, аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу протяженностью всего 650 метров. Также она очень узкая, поэтому при каждой посадке в непосредственно близости от склонов самолет рискует упасть в океан.

Нарсарсуак, Гренландия

Красивейшие пейзажи за окном не дают пилотам повода расслабляться - местность славится повышенной турбулентностью, из-за чего к полетам здесь допускаются только хорошо подготовленные пилоты, знающие местность.

Международный аэропорт Тонконтин, Гондурас

Здесь с 2008 года запрещена посадка больших самолетов. Причиной вето стала авария, в результате которой самолет съехал со взлетно-посадочной полосы и врезался в набережную, смяв несколько автомобилей. Пострадали 65 человек, 5 погибли.


Куршевельский аэропорт, Французские Альпы


Сажать самолет на расположенной среди гор 525-метровой взлетно-посадочной полосе, имеющей уклон 18,5 %, имеют право только сертифицированные пилоты.

Кито Марискал Сукре, Эквадор

Находится в центре густонаселенной столицы Эквадора. Пилотам приходится сажать самолет на ухабистую, окутанную туманом взлетно-посадочную полосу среди гор.


Кай-Так, Гонконг (ныне закрыт)


Принимавший самолеты с 1925 по 1998 год аэропорт предусматривал посадку над загруженным портом и густонаселенными районами. В данных условиях и при сильном переменчивом ветре пилотам приходилось на высоте 200 метров до посадки разворачивать судно на 47°.

Ice Runway, Антарктика


Взлетно-посадочную полосу на острове Росса сооружают здесь ежегодно, аэропорт действует начиная с декабря. Основная сложность - в погодных условиях. Чтобы посадка была возможна, лед должен выдержать самолет. Поэтому пилоты и диспетчеры тщательно следят за температурой воздуха и таянием льдов и снега. Допустимое погружение судна в лед при посадке составляет примерно 25 сантиметров.

Фото: Ywchow, Scott Wylie (CC-BY), MartinPUTZ (CC-BY-SA), Konstantin von Wedelstaedt (GNU FDL), Peter Forster (CC-BY-SA), Indrik myneur (CC-BY), Photo courtesy of Tom Claytor - www.claytor.com , Andrew Cooper (CC-BY), Fyodor Borisov (CC-BY-SA), Mariordo (CC-BY-SA), iStock (x2), Timo Breidenstein (GNU FDL)

Боитесь летать? Психологи считают страх полетов одной из самых сложных психологических проблем: некоторые содрогаются даже от одной мысли о том, чтобы сесть в самолет и оторваться от земли. Порой этот страх становится для таких людей серьезной преградой к тому, чтобы свободно передвигаться по миру и увидеть множество чудесных дальних стран. Согласно некоторым исследованиям, страх полетов усугубляется, когда дело доходит до вопросов безопасности, в том числе в аэропорту.

В этом выпуске мы расскажем вам про 25 самых ужасных аэропортов мира, в которых ужас зарождается задолго до того, как сядешь в самолет.

1. Международный аэропорт Веллингтон, Новая Зеландия.

Приземление в этом аэропорту может быть очень опасным, потому что здесь всего одна - да и то короткая - взлетно-посадочная полоса, которая к тому же заканчивается… в море. Несмотря на это, здесь очень живописно, так что этот аэропорт можно назвать не только одним из самых опасных, но и одним из самых красивых.

2. Аэропорт Агатти, Лакшадвип, Индия.

Этот аэропорт со всех сторон окружен Индийским океаном, из-за чего, естественно, возникает вопрос: что произойдет, если во время посадки что-то пойдет не так или пилоту просто не хватит места для торможения? Аэродром длиной в 1219 м настолько маленький, что похож на фрагмент более крупной взлетно-посадочной полосы, часть которой как будто ушла под море. Из-за опасностей, которые несут в себе короткие полосы, не раз предлагалось растянуть ее, но пока что полеты продолжаются в нормальном режиме, т.к. это единственный аэропорт Лакшадвипа - индийской территории, состоящей из 36 роскошных экзотических островов.

3. Международный аэропорт Саванна / Хилтон Хед, США.

Конечно, это не такой «опасный» аэропорт (по сравнению с другими в данном списке), но в нем есть кое-что необычное. Если вы когда-нибудь будете проезжать на такси вдоль взлетно-посадочной полосы 10 в этом аэропорту, вы сможете увидеть кое-что жуткое. Дело в том, что на полосе 10 выгравирована пара… могил. Они принадлежат бывшим владельцам земли, на которой сейчас находится аэропорт - их последним желанием было, чтобы их похоронили здесь.

4. Аэропорт Нарсарсуак, Гренландия.

Приземление в этом красивом благодаря окружающей природе аэропорту и одном из самых удаленных на планете может быть либо потрясающим, либо самым страшным опытом - в любом случае, незабываемым. А вот для пилотов это, без сомнения, сущий кошмар, т.к. для того, чтобы приземлиться здесь, нужно лететь вдоль фьорда в постоянном страхе попасть в турбулентность, которая бывает даже в казалось бы безветренные дни.

5. Международный аэропорт Кансай, Япония.

Размеры искусственного острова Кансай составляют 4 км в длину и 2,5 км в ширину - говорят, он даже виден из космоса. С инженерной точки зрения местный аэропорт - один из самых внушительных в мире, но, к сожалению, частые землетрясения, мощные циклоны и нестабильное морское дно делают этот шедевр инженерии одним из самых опасных аэропортов в мире.

6. Международный аэропорт Донмыанг, Таиланд.

Это «обманчивый» аэропорт, в котором с первого взгляда нет ничего необычного. Однако, если присмотреться, вы заметите довольно странную вещь: прямо в центре двух взлетно-посадочных полос кто-то умудрился втиснуть… гольф-поле на 18 лунок. Это делает данный аэропорт не только одним из самых опасных, но и одним из самых странных.

7. Аэропорт Паро, Бутан.

Тот факт, что лишь 8 пилотов во всем мире достаточно квалифицированны, чтобы приземляться здесь, уже должен сказать вам о многом. Но если этого мало, вам наверняка также будет интересен тот факт, что аэропорт Паро находится в 2,4 км над уровнем моря и окружен острыми вершинами-пятитысячниками, а взлетно-посадочная полоса - всего 1980 м длиной. И наконец, ходят слухи, что пассажиры, отважившиеся приземляться в этом крошечном аэропорту в Гималаях, обычно закидываются успокоительными таблетками, чтобы привести в порядок нервишки.

8. Аэропорт Кайтак, Гонконг.

Многие пилоты считали это место самым страшным аэропортом, и именно поэтому его и закрыли в 1998 году. Сильные боковые ветра и окружающие горы лишь добавляли сложностей во время приземления, и одно время это место было самым непопулярным для местных жителей. Не зря ведь этот аэропорт зовут «отцом всех самых страшных аэропортов».

9. Международный аэропорт Барра, Шотландия.

Это поистине уникальный аэропорт на планете, ведь там вместо взлетно-посадочной полосы используется… пляж. Да-да, вы все правильно прочитали: на пляже установлено три ВПП в форме треугольника, а отмечены они деревянными шестами на концах.

10. Аэропорт Конгоньяс, Бразилия.

Самое опасное и в то же время странное в этом аэропорту - тот факт, что он находится всего в 8 км от центра города. Если вы часто путешествуете, то должны знать, что самые густонаселенные и крупные города в мире обычно строят свои аэропорты на окраине или даже в нескольких километрах от границ города по причинам безопасности, но, видимо, жители Сан-Паулу про такое не слыхали. В результате каждое приземление самолета в этом аэропорту становится настоящим испытанием в плане безопасности.

11. Аэропорт Гисборн, Новая Зеландия.

Может, это прозвучит как преувеличение, но это, наверное, один из самых безумных аэропортов в мире. Почему? Да потому что прямо поперек главной взлетно-посадочной полосы проходит железная дорога. Да-да - настоящая железная дорога! Диспетчеры должны координировать взлеты и приземления с прибытием поездов. И даже несмотря на то, что недавно дорога закрылась после повреждений в результате урагана, аэропорт все еще работает, хотя и осуществляет только грузовые рейсы с 2001 года.

12. Аэропорт имени Тэнцинга и Хилари, Непал.

В 2010 году канал History Channel назвал этот аэропорт самым опасным в мире. Он находится на высоте 2900 метров, а его взлетно-посадочная полоса обрамлена высокой горой с одной стороны и глубочайшей пропастью с другой. Идеальные условия для приземления, правда?

13. Международный аэропорт Лос-Анджелеса, США.

Лос-Анджелесский аэропорт не раз называли самым опасным в США. В нем проходит «интенсивная программа обучения» для пилотов, диспетчеров и операторов транспортных средств по вопросам ситуативных опасностей и другим аспектам безопасности на взлетно-посадочной полосе.

14. Аэропорт Куршевель, Франция.

Это один из самых опасных аэропортов в мире, несмотря на то что он обслуживает богачей, прилетевших покататься на лыжах во Французских Альпах. Чтобы добраться до одноименного курорта, нужно сначала пережить захватывающее дух приземление в аэропорту. Взлетно-посадочная полоса всего 518 м в длину, но самый лучший «сюрприз» - это холм где-то на середине полосы.

15. Международный аэропорт Олд Марискал Сукре, Эквадор.

Это был настоящий кошмар даже для самых опытных пилотов. Для начала, аэропорт находился на большой высоте, в самом сердце густонаселенной столицы Эквадора, что сильно повышало фактор риска. Более того, горная местность, активные вулканы и долина, которую постоянно затягивало туманом, лишь усложняли приземления и взлеты в этом аэропорту. Но это еще не все: взлетно-посадочная полоса была неровной, на ней было много кочек. К счастью, аэропорт наконец закрыли в прошлом году и отстроили новый.

16. Международный аэропорт Тонкотин, Гондурас.

В списке самых опасных аэропортов мира канала History Channel этот занял второе место, причем не без причины. Его ВПП находится в долине, окруженной горами, причем «вход» и «выход» для самолетов находится в одном месте, что, конечно же, повышает риск возникновения трагедии. Как это ни удивительно, несмотря на это, даже Boeing 757 каждый день приземляются в этом аэропорту и вылетают из него.

17. Аэропорт Гибралтара.

С первого взгляда может показаться, что аэропорт вполне обычный, но стоит присмотреться, и вы поймете, что это не так. Несомненно, самым исключительным фактом является то, что главная ВПП проходит через главную улицу города. Да-да. То есть каждый раз, когда должен приземлиться самолет, автомобили должны остановиться и пропустить поезд… то есть мы хотели сказать самолет, конечно же.

18. Аэропорт Мадейры, Португалия.

Этот небольшой международный аэропорт на прекрасном острове Мадейра имеет очень короткую ВПП. И это при том, что в 2003 году ее длину увеличили вдвое. Кроме того, океан окружает ее с одной стороны, а горы - с другой. Аэропорт считается одним из самых опасных в мире.

Чтобы приземлиться в этом одном из самых оживленных аэропортов Карибского бассейна, пилоты пролетают над пляжем, пересекают забор, пролетают над дорогой, а потом наконец приземляются.

20. Ледяной аэропорт, Антарктида.

Это одна из трех главных ВПП, используемых для доставки провизии и исследователей на станцию Мак-Мердо в Антарктиде. Она разработана с расчетом даже на Boeing 757 и тяжелые грузовые самолеты. На данный момент главными опасностями аэропорта являются погодные условия, а не расположение самого аэропорта.

21. Международный аэропорт Король Фахд, Саудовская Аравия.

Это крупнейший аэропорт в мире в плане площади суши - он тянется на 300 кв. миль пустыни. Здешний аэропорт настолько огромен, что - хотите верьте, хотите нет - сами пилоты порой затрудняются сказать, где он начинается, а где заканчивается, т.к. с большого расстояния он сливается с окружающей его пустыней.

22. Международный аэропорт Кливленда Хопкис, США.

В техническом плане с месторасположением или планом этого аэропорта нет ничего плохого, но здесь работает самый безответственный персонал в мире. Однажды ночного авиадиспетчера обвинили в том, что он смотрел фильм, вместо того чтобы направлять самолеты. А в другой раз администраторы жаловались, что диспетчеры ночной смены спят в перерывах или играют в электронные игры, если график рейсов не слишком плотный.

23. Аэропорт Гастаф III, Сент-Бартелеми.

Этот аэропорт имеет невероятно короткую ВПП, которая обычно обслуживает мелкие самолеты вместимостью не более 20 пассажиров. Находится полоса у основания склона, который заканчивается на пляже. Кроме того, самолеты представляют опасность уже на подлете из-за холмистой местности, а взлет вообще происходит практически над головами у отдыхающих на пляже.

24. Аэропорт Бамда, Тибет.

Тибет находится в самых высоких горах мира - Гималаях, так что неудивительно, что аэропорт Бамда - один из самых высоко расположенных в мире, он находится на высоте более 4000 метров. Самое интересное, что длина ВПП - почти 5 км, т.е. это самая длинная взлетно-посадочная полоса в мире. Низкое содержание кислорода на таких высотах может вызвать дискомфорт у новичков этой местности, а также снижает производительность двигателей самолета, из-за чего посадка здесь - настоящее испытание.

25. Аэропорт на острове Саба.

Путь до этого прекрасного Карибского острова может стать для вас сущим кошмаром, т.к. аэропорт представляет собой одну взлетно-посадочную полосу длиной в 396 м. Окруженная высокими утесами, эта коротенькая полоса (которая, наверное, стала бы отличным местом для проведения соревнований по скейтбордингу) почти обрывается в океане. Понятно, что крупные самолеты попросту не смогут приземлиться здесь, однако это непросто даже для кукурузников.

Есть на планете несколько аэропортов, успешно приземляясь на взлетно-посадочные полосы которых, аплодируют даже пилоты. Некоторые населенные пункты и промышленные объекты находятся в крайне труднодоступной местности, где построить полноценный и безопасный аэропорт просто невозможно. Взлетно-посадочные полосы строят на краю скал и среди пустыни, а иногда их заменяет узкая полоса самого обычного пляжа. Учитывая высокий уровень современной индустрии и непрерывный технический прогресс, наличие подобных «взлетно-посадочных феноменов» кажется фантастическим. Чтобы успешно посадить самолет в одном из нестандартных аэропортов, пилотам мало стандартных знаний и навыков, они проявляют настоящие чудеса маневрирования, повторить которые сможет далеко не каждый.

В Шотландии находится один из самых уникальных аэропортов мира – пляжный аэропорт Барра. Расположен он на северной оконечности одноименного острова и входит в число самых опасных аэропортов планеты. Барра является единственным пляжным аэропортом в мире, который имеет три песчаных взлетно-посадочных полосы. Работает аэропорт только днем, во время отлива, длина его ВПП составляет от 680 до 846 метров.


Обслуживают аэропорт самолеты, которые имеют укороченные взлетно-посадочные характеристики, такие как Twin Otter. Сажать самолет пилотам приходится прямо на песок, а классическую разметку в данном случае заменяют небольшие деревянные колышки. Открытие аэропорта состоялось в 1936 году, сегодня его инфраструктура дополнена современным терминалом, есть здесь и диспетчерская вышка, а также служба загрузки багажа.


Несколько лет назад на территории аэропорта были построены помещения для аварийных служб. Помимо нестандартной ВПП, практически лишенной разметки, огромную опасность для пилотов и пассажиров представляют тюлени. Они часто выбираются на пляж и совершенно не замечают отличий между обычным побережьем и взлетно-посадочными полосами аэропорта, поэтому специальным сотрудникам приходится переносить тюленей обратно в море. Ежедневно необычный пляжный аэропорт обслуживает более 10 000 человек, а в год принимает более 1 500 самолетов.


Еще один оригинальный и опасный пляжный аэропорт следует искать в Соединенных Штатах, а точнее, в штате Вашингтон. Здесь аэропорт был открыт на песчаном побережье в дельте реки Копалис, в честь которой и получил свое название. Примечательно, что в штате Вашингтон категорически запрещено совершать посадку воздушного транспорта на побережье. Аэропорт Копалис является единственной в штате прибрежной зоной, в которой посадить свой самолет можно абсолютно законно.

Аэропорт Juancho E. Yrausquin, расположенный на Карибском острове Саба, тоже находится у побережья, но в отличие от пляжных аэропортов готов предложить воздушным судам заасфальтированную взлетно-посадочную полосу. Несмотря на качественное современное покрытие, единственная полоса аэропорта является самой короткой в мире, ее длина составляет всего 396 метров. Для сравнения можно сказать, что без особого труда приземлиться на такую короткую ВПП могут лишь авианосцы.

В ближайших окрестностях испанского города Санта-Круш находится уникальный аэропорт Мадейра – один из самых экстремальных аэропортов мира. Его взлетно-посадочная полоса была построена на побережье, прямо над водой, и по внешнему виду напоминает мост с массивными бетонными опорами. Протяженность «моста» составляет 2 777 метров, его поддерживают 180 бетонных колонн, высота которых составляет 80 метров. Пространство под необычной ВПП тоже не пустует, под ней была оборудована масштабная парковка.

Аэропорт Нарсарсуак, расположенный в Гренландии, является не только одним из самых опасных аэропортов планеты, но и настоящей исторической достопримечательностью. Расположен он в южной части Гренландии, среди многочисленных фьордов. Протяженность единственной взлетно-посадочной полосы составляет порядка 1 830 метров, последние несколько лет аэропорт ежегодно обслуживает более 25 000 человек.

Остров Святого Бартелеми является местом расположения одного из самых экстремальных аэропортов мира. Аэропорт Густав III находится в прибрежной зоне и отличается миниатюрными размерами. Его взлетно-посадочная полоса была построена перпендикулярно побережью, поэтому у пилотов, которые заходят на посадку, невольно создается ощущение падения в море.

Главным аэропортом Эквадора является Марискал Сукре, расположен он в городе Кито - столице государства, а точнее, в самом ее центре. Небольшую территорию, отведенную для аэропорта, окружает плотная застройка, кроме того, в непосредственной близости от аэропорта находится несколько вулканов. Совершать посадку в столь сложных условиях разрешено лишь высококвалифицированным пилотам.

Расположенный в Японии Международный аэропорт Кансай со всех сторон окружен водой, он был построен на искусственном острове недалеко от Осаки. Открытие аэропорта состоялось в 1994 году, над его проектом работал выдающийся архитектор Ренцо Пиано. Масштабный аэропорт отличается развитой инфраструктурой и имеет два терминала – северный и южный. Один лишь южный терминал ежегодно обслуживает более 12 миллионов человек. На территории аэропорта представлены не только служебные помещения, но и многочисленные магазины, рестораны и уютные кафе.

Аэропорт Конгоньяс, который расположен в самом центре Сан-Пауло, смело можно назвать аэропортом с самыми скользкими ВПП в мире. Главную угрозу для опытных пилотов в данном случае представляет плохая дренажная система. В настоящее время в аэропорту есть две взлетно-посадочные полосы, длина которых составляет 1 435 и 1 940 метров. Широкой общественности крупный аэропорт в Сан-Паулу известен из-за череды страшных авиакатастроф.

Один из самых удивительных аэропортов мира стоит искать у подножия Гибралтарской скалы. Аэропорт Гибралтар является единственным аэропортом в мире, взлетно-посадочную полосу которого пересекает автомобильная дорога. Построен он был еще в 1939 году для военных нужд, и сейчас владельцем одного из самых экстремальных аэропортов планеты является Министерство обороны Великобритании.

В Лесото находится уникальная в своем роде взлетно-посадочная полоса Матекине, которую без доли сомнений можно назвать самой опасной в мире. Никакого аэропорта в привычном понимании слова в этой местности не существует, ВПП расположена на горном плато и имеет протяженность 400 метров. Заканчивается взлетно-посадочная полоса на краю пропасти, за которой следует 600-метровый обрыв.

Взлётно-посадочная полоса (сокр. ВПП ) - часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав летной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным покрытием (ИВПП , искусственная взлетно-посадочная полоса) или грунтовым покрытием (ГВПП , грунтовая взлетно-посадочная полоса), предназначенную для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА).

Обозначение и размеры

Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво, ВПП имеет магнитный курс 72°. Соответственно, её обозначение - ВПП 07 . Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс - 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25 .

В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно - то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное - L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе - 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких - 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных - 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.

Освещение ВПП

Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы - обеспечивать безопасную посадку и взлет воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.

См. также