7.2.2 Короткие волны : шагом 30-90 см, чаще 45-60 см, связаны, как правило, с неравномерной подачей смеси к шнековым питателям укладчика, в результате чего выглаживающая плита то поднимается, то опускается вследствие изменения давления смеси на плиту. Другими причинами могут быть износ шарниров плиты, неправильная установка угла атаки плиты, нестабильность смеси по составу (при укатке). Для устранения дефекта следует проверить работу питающих устройств укладчика и выглаживающей плиты, а также стабильность состава смеси и ее температуры. Короткие волны шагом 7-10 см могут быть вызваны неправильным режимом работы виброкатка.

7.2.3 Длинные волны появляются, как правило, из-за колебаний состава и температуры смесей в прибывающих автосамосвалах или резких изменений направления движения катков, а также по названным выше причинам (неправильной работы укладчика и катков). Кроме того, длинные волны могут отражать неровности нижнегослоя основания. Расслоение смеси при доставке также может быть причиной появления длинных волн. Для устранения дефекта необходимо проконтролировать работу механизмов на укладке и качество (однородность и температуру) подвозимой смеси.

7.2.4 Разрывы по центру полосы укладки, по внешним кромкам или по всей ширине вызываются, как правило, неудовлетворительным состоянием или неправильной работой укладчика (в первую очередь, его выглаживающей плиты), пониженной температурой укладываемой смеси, появлением в составе смеси негабаритного щебня или посторонних включений. Для устранения разрывов необходимо проверить и отрегулировать работу плиты, контролировать температуру смеси и плиты (особенно при остановках укладчика), при одиночных разрывах дефект устраняется вручную добавлением горячей смеси лопатой перед началом уплотнения дорожным катком.

7.2.5 Неоднородная текстура поверхности покрытия (особенно при работе с щебенистыми смесями) вызывается, главным образом расслоением смеси при приготовлении и доставке, низкой температурой смеси, колебаниями состава смеси и неправильной регулировкой подачи смеси под выглаживающую плиту. Устранение дефекта определяется причиной его возникновения и заключается в контроле и регулировке работы органов асфальтоукладчика, устранении причин расслаивания смеси на АБЗ.

7.2.6 Следы от выглаживающей плиты могут быть вызваны при остановках укладчика перед разгрузкой очередного самосвала, неправильном взаимодействии укладчика и самосвала (резких торможениях) или при работе

укладчика с уширителями. Для устранения дефекта следует отрегулировать или отремонтировать плиту укладчика, добиться взаимодействия при разгрузке автосамосвалов, сократить остановки укладчика.

7.2.7 Растрескивание (появление коротких поперечных трещин), обычно проявляетсяпосле 2-3 проходов катка (особенно гладковальцового) в начале укатки. Трещины могут появляться и в промежуточный период укатки при повышенной температуре смеси и пластичных (малощебенистых) смесях. Редко трещины возникают при значительной разности температур укладываемой смеси и нижнего слоя. Причинами растрескивания могут быть состав смеси, неправильно выбранные режимы уплотнения катком (повышенная скорость катка, резкие развороты или остановки катка на покрытии). С учетом основной причины следует, в первую очередь, проверить и откорректировать или изменить состав смеси (некоторые смеси растрескиваются даже при температуре 65°С), откорректировать режим уплотнения (в первую очередь температурный) или изменить состав звена дорожных катков, например, использовать в начале укатки только пневмокаток.

7.2.8 Выступание битума (жирные пятна) на поверхности покрытия обычно появляются в начальный период эксплуатации покрытия в виде двух жирных полос по колее движения. Они могут вызывать резкое повышение скользкости покрытия особенно в мокрую погоду. Причины связны главным образом с повышенным содержанием битума в составе асфальтобетонной смеси, расслоением смеси, присутствием воды в смеси, повышенным содержанием битума при обработке (подгрунтовке) нижнего слоя. Для устранения дефекта следует добиться, в первую очередь, минимального содержания влаги в укладываемой смеси, снижения содержания битума или изменения состава смеси. Как крайняя мера может быть рекомендована присыпка жирных пятен сухим мелким песком или минеральным порошком.

7.2.9 Следы от катков на покрытии обычно остаются в процессе начального или основного уплотнения и удаляются на этапе окончательного уплотнения. Однако, при неправильном режиме уплотнения они могут остаться на готовом покрытии. Причинами дефекта могут быть высокая температура или повышенная пластичность состава смеси, недостаточное число проходов или остывание смеси до окончания укатки. Для устранения дефекта следует соответственно проверить и при необходимости откорректировать состав и температуру смеси, увеличить число проходов катков, применить более тяжелый каток или пневмокаток при окончательной укатке.

7.2.10 Некачественные швы сопряжения полос (разность уровней или расслоение смеси в шве) имеют причиной несоблюдение выше приведенных правил их выполнения. Поэтому для устранения дефекта следует четко соблюдать правила работ, целесообразно рекомендовать разогрев холодных спаек газовыми горелками или линейками дефектных мест с подкаткой катком.

7.2.11 Неравномерная толщина слоя вызывается, как правило, неправильной регулировкой выглаживающей плиты или повышенной скоростью движения укладчика (более 24 м/мин для тонких слоев и 15 м/мин для слоев толще 6 см). Дефект может быть устранен за счет корректировки работы выглаживающей плиты укладчика.

7.2.12 Продольные трещины вдоль полотна могут быть вызваны либо недостаточным уплотнением нижнего слоя или сцеплением с ним, либо сдвигом от тяжелого катка при разворотах, либо уплотнением слишком горячей смеси. Дефект, в случае двух последних причин, может быть устранен только частично, пока смеси находятся в горячем состоянии.

7.2.13 Возможные дефекты готового покрытия из литого асфальтобетона – наплывы в местах с продольным уклоном, могут возникать из-за расслоения смеси при перевозке; скользкость покрытия – из-за недостаточной вязкости вяжущего (глубина вдавливания штампа меньше нормы) или несоблюдении температурного режима укладки; выкрашивание в процессе эксплуатации покрытия, вызываемое плохой обработкой швов сопряжений полос или укладкой литой асфальтобетонной смеси в мокрую погоду.

7.2.14 Для предотвращения дефектов при работах с литым асфальтобетоном рекомендуется строгое соблюдение правил и норм. укладка холодного асфальта

Применение новых технологий и материалов в строительстве дорог испытывает на себе каждый автовладелец. Нельзя не заметить, что качество дорог с каждым годом улучшается, и компания «БиК» вносит свой весомый вклад в этот процесс.

Почему разрушается полотно автомобильных дорог?

Самый распространенный ответ на этот вопрос: климат. Но винить во всем природные условия не очень корректно, так как на нашей планете существует огромное количество стран с холодным климатом и хорошими дорогами.

На быстрый износ покрытия дорог, в первую очередь, влияет качество дорожных работ . Если дорожное покрытие укладывается с использованием низкокачественных материалов, с нарушением технологий укладки, с неточными расчетами толщины покрытия, то причины быстрого износа дорог становятся очевидными.

Основные виды разрушения полотна автомобильных дорог

  • износ или истирание - происходит под воздействием давления автомобильных колес и климатических осадков;
  • шелушение - проявляется в виде обнажения участков дорожного покрытия в результате частого замораживания и оттаивания асфальта, также отслоение покрытия могут спровоцировать антигололедные реагенты;
  • выкрашивание - проявляется в виде потерь фракций щебня и гравия.
  • выбоины, колеи, сдвиги, трещины, вмятины - основной причиной таких повреждений являются дорожные работы , выполненные с нарушением технологического процесса.

Как сохранить дорожное покрытие от износа в течение длительного времени?

Как уже было сказано выше, главное в дорожных работах - это высокое качество материала и точность соблюдения технологий укладки.

«БиК» использует в своей работе различные приемы и материалы, призванные повысить качество и долговечность дорожного покрытия. Мы применяем специальные эмульсии для повышения герметичности покрытия, укладываем геотекстиль между слоями дороги, а также производим покрытие литым асфальтом.

Но единожды хорошо выполненные дорожные работы - это половина дела в вопросе сохранения целостности дорожного полотна. Необходимо регулярно отслеживать дальнейшее состояние дорожного покрытия, потому что чем раньше обнаружено разрушение, тем проще и дешевле будет осуществить ремонтные работы.

Всегда удобно ехать в автомобиле по ровной и гладкой автостраде, развивая большую скорость. Отнюдь не редко качество трассы не позволяет это сделать, так как покрытие имеет отклонение от нормы и малопригодно для качественной езды. Со временем под давлением колес машин, особенно больших грузовых, влиянием неблагоприятных природных условий в виде дождя, града, резкой смены температуры, асфальтобетонный настил теряет свой первозданный вид. Покрывается мелкими трещинами, ямками, выбоинами, что укорачивает время качественной работы автотрассы. Езда по таким изношенным дорогам ведет к порче автомобилей и даже может привести к аварии.

Причины разрушения

В результате использования покрытий из асфальтобетона, они подвергаются различным деформациям. Износ дорог образуется из-за внешних и внутренних воздействий на . Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя:

  • силовые нагрузки от автомобильных колес;
  • атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание).

Основные причины разрушений — несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна и воздействие автомобилей.

Внутренние факторы, связанные с разрушением асфальтобетонного покрытия, возникают вследствие неправильного составления проекта для дорог, их строительства и ремонта:

  1. К разрушению дорожной поверхности приводит неправильное проектирование асфальтобетонной автомобильной трассы. Неточно проведенные исследования, расчеты и допущенные ошибки при определении интенсивности потока транспортных средств могут способствовать образованию дефектов на дороге из асфальтобетона и привести к разрушению дорожного сооружения, а именно: нарушится целостность асфальтного слоя на дорожных покрытиях; грунт основания просядет; снизится прочность грунтовой подушки; последует износ асфальтобетонного настила.
  2. Применены старые методики и выбраны материалы низкого качества при работе с покрытием из асфальтобетона. Совсем недавно, для монтажа, укладки асфальтного раствора и ремонта трасс использовали горячие , в состав которых входил некачественный битум. Он вызывал повреждения дорожного настила и ухудшал прочностные характеристики готовой смеси для асфальтирования дорожной поверхности. Однако строительство не стоит на месте, и уже сегодня разрабатываются и внедряются новейшие полимерно-битумные материалы, способные значительно повысить свойства материала и будущей трассы. Большую популярность приобрели различные добавки в смесь для: улучшения сцепления, повышения стойкости к воздействию воды и образованию трещин. Благодаря этим добавкам обеспечивается стойкость дорожного полотна к минусовым температурам. Чтобы избежать дефектов и износа дорожного полотна, следует не только применять новые смеси для укладки асфальта, но и выбирать новые технологии, которые позволят стабилизировать и укрепить ослабшие подвижные почвы основания. Чтобы предотвратить разрушения покрытий, используют армирующую сетку, которая усилит дорожную конструкцию и увеличит продолжительность срока эксплуатации асфальтированного полотна.
  3. Дефекты и износ на асфальтобетонном покрытии возникают вследствие неправильного технологического процесса при возведении дорожной конструкции. Разрушения образовываются из-за допущенных ошибок при укладке асфальта и ремонте трассы. Способствуют возникновению дефектов нарушения правил перевозки асфальтобетонного раствора, в результате чего, смесь подается неправильной температуры. При уплотнении уложенной смеси не были удалены пузырьки воздуха или, наоборот, раствор был слишком уплотнен, тогда асфальтированное полотно начнет трескаться и расслаиваться. Разрушения трассы могут возникнуть в результате некачественной подготовки земельного полотна и работ по укладке дорожного сооружения.
  4. Дефекты на дорожном покрытии чаще всего образовываются в результате погодных условий, когда во время дождей влага проникает в асфальтированное полотно, а жаркие лучи солнца портят верхний слой трассы – осуществляется ухудшение прочности асфальтобетона, что приводит к образованию выбоин. В период минусовых температур собравшаяся влага в слоях асфальтобетона способна увеличиваться в объеме и тем самым разрушать структуру и уплотнение асфальта.
  5. В результате больших нагрузок от транспортных средств происходит разрушение дорожного полотна. Высокие нагрузки на поверхность трассы обусловлены интенсивным потоком транспортных средств, в результате чего, норма пропускной способности за 24 часа превышается и как последствие – ресурс полотна трассы снижается. Повышение осевой нагрузки вследствие эксплуатации дорожного покрытия транспортными средствами большой грузоподъемностью, приводит к разрушениям асфальтобетонного полотна, образованию колеи и трещин.

Повреждения дорожного покрытия из асфальтобетона могут происходить вследствие комплексного влияния внешних и внутренних факторов.

Основные виды дефектов


Типичные дефекты автомобильных дорог.

Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:

  • Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
  • Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
  • Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
  • Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
  • Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
  • Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
  • Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
  • Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
  • Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.

    Укладка бордюра является обязательным этапом устройства дороги и благоустройства участков возле дома. Гораздо аккуратнее и привлекательнее выглядит ровная асфальтированная дорога или дорога, вымощенная тротуарной плиткой, с бордюром по краям, нежели вытоптанная тропинка.
    Бордюры имеют свойство разрушаться, иногда разочаровывая слишком коротким сроком службы. Их приходится менять, потому что восстановить бетонные конструкции не так уж просто. Судя по многолетней практике, факторов, которые могут вызывать разрушение бордюров, несколько.

    1. Неправильная или нарушенная технология бетонопроизводства. Из-за того, что в состав бетона добавляют дешевые заменители основных морозостойких компонентов, срок их службы при условиях низких температур заметно сокращается. К тому, же на бордюр постоянно воздействуют атмосферные осадки, а ведь даже в дождевой воде содержатся кислотосодержащие вещества, которые провоцируют разрушение бетона. Следовательно, низкая устойчивость бетона к окружающим условиям эксплуатации, вызванная неправильной технологией производства, приводит к быстрому разрушению бордюра.
    Говоря о технологии, следует добавить, что во время производства бетона требуются определенная температура и уровень влажности для его вызревания. Если его помещают в слишком сухие условия вызревания, то недостаток влаги отражается на будущих свойствах эксплуатации. Период, когда бетона оставляют для так называемого приобретения прочности, - это особенный период. Любое колебание температур отражается на свойствах будущего бордюра. Поэтому нельзя допускать понижения температуры до отрицательной отметки и до нуля.
    В состав бордюра, согласно ГОСТам, должны входить компоненты, которые обеспечивают его прочность и устойчивость к разным факторам. Такими компонентами являются цемент, крупнозернистый песок, вещества, повышающие прочность.

    2. Воздействие крупногабаритной и тяжеловесной техникой. Это один из наиболее распространенных факторов, из-за которого бордюры на придомовой территории приходится менять. Когда ведутся ремонтные или другие работы во дворах с использованием тракторов, подъемных кранов, грузовиков, как правило, не ограничивается территория их движения. Надо вырыть яму на зеленом участке для того, чтобы докопаться до трубопровода? Ремонтные бригады не замечают с ужасом наблюдающих за ними жильцов, которые столько сил и времени потратили на благоустройство своей территории. В результате - перерытые газоны, поврежденные бордюры. После завершения ремонта коммуникационных сооружений практически ни одна коммунальная служба не берет на себя обязательства по восстановлению придомовой территории.
    Для бетонного бордюра устанавливаются максимальные, предельно допустимые нормы воздействия на них. Любые нагрузки не должны превышать этих параметров. Если на бордюр не будет наезжать крупногабаритная и тяжелая техника, и намеренными усилиями никто не станет его разрушать, то срок его службы может составить до двадцати лет.

    3. Отразиться на сроке службы бетонных бордюров может и неправильная технология их укладки. Непрофессионализм или недостаточные знания специалистов по укладке бордюров приводят к тому, что через короткое время между отдельными частями бордюра появляются слишком большие зазоры. Бордюр может в отдельных участках провалиться под землю либо наоборот, - в некоторых местах приподняться над землей. В результате от дороги тротуарную часть отделяет не ровная, аккуратная бетонная полоса, а отдельные бетонные полоски, когда-то составляющие одно целое от бордюра.

    4. Снижает прочность бордюров и неправильная технология хранения их перед укладкой. Если бордюр слишком долго залежался в складских помещениях, а в них еще и температурный режим был несоответствующим, то свойства бетона теряются, бордюр становится очень чувствительным к различного рода воздействиям извне.
    Компания, осуществляющая укладку бордюра, как правило, дает гарантию на выполненную работу. Эта гарантия имеет силу только в тех случаях, когда бордюр не подвергался сильным нагрузкам и намеренным разрушениям. Гарантийный срок указывает и сам производитель, - он уверяет, что бордюр прослужит не менее пяти лет со дня его укладки.
    Таким образом, жильцы могут рассчитывать на то, что заплатив деньги за благоустройство территории и в частности укладку бордюров, они смогут не возвращаться к этому вопросу, по крайней мере, лет десять. Территория их двора будет радовать аккуратными дорогами и ухоженными тротуарами.