Поталь и материалы для золочения

Что такое поталь?

Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.


Обычно продается в виде небольшой папке с листами. Листовая поталь бывает двух видов: трансферная и свободная. У трансферной потали каждый отдельный лист размещен на кальке или шелковой бумаге. Свободная поталь перекладывается двумя бумажными листами. От трансферной потали просто отрезают нужный по форме кусок и переносят на поверхность декорируемого изделия. Бумага потом аккуратно отделяется от потали. Свободная поталь режется на специальной подушке ножом для золочения. Потом ее нужно взять специальной кистью - лампензелью (о которой мы расскажем ниже) и перенести на декорируемую поверхность.

Поталь в крошке


Применяется для создания эффекта растрескивания (кракелюр). Или придания позолоченной поверхности других оттенков. Может помочь в создании световых переходов. Крошку наносят или посыпают на обработанную клеем поверхность.

Поталь в виде краски или жидкости



Простой и доступный вид потали. Такая поталь не требует особых навыков и опыта. Вы просто наносите ее на поверхность кистью.

Поталь в виде пасты



Подходит для дерева, металла, для декорирования кожи, текстиля, сувенирных изделий.

Наносить пасту можно пальцами, кистью, тканью, губкой. После высыхания поверхность можно

полировать до блеска. Имеет сходство с воском для золочения.

Воск для золочения



Дает бронзовый или золотой цвет. Цели применения могут быть совершенно различными. Одни применяют воск для создания эффекта старины. Другие для придания объема изделию. Третьи для тонировки поверхности, например, дерева. Еще воском заделывают мелкие трещины и сколы на поверхности золоченого предмета. По консистенции воск похож на массу для лепки. Мы не рекомендуем использовать воск для поверхностей, которые будут усиленно эксплуатироваться, и подвергаться трению. Иначе воск сойдет с изделия. Наносить воск можно пальцем, кистью или губкой. Преимуществом воска является его экономичность. Еще воск эстетически приятен внешне.

Грунт под поталь


Грунты для золочения бывают обычные и на клеевой основе. Клеевой гунт - прекрасное универсальное средство. Оно сочитает в себе и грунт и клей. Согласитесь, это очень удобно. Чаще всего этот грунт-клей применяют с поталью. И подходит он практически для всех поверхностей. Можно применить и на трафарете и на открытом участке под золочение. Еще один вид грунта под золочение - левкас. Его применяют для дерева или штукатуренной поверхности.

Для золочения нужны специальные грунты, которые обеспечат подготовку ровной поверхности к нанесению клея и потали.

Кисти для потали



Какие понадобятся кисти при золочении:

Лампензель - переносит поталь на поверхность изделия. Благодаря этому поталь не деформируется и не рвется.

Веерная кисть - похожа на лампензель. Имеет форму веера, помогает переносить поталь, разглаживать ее.

Плоская кисть - ей можно разглаживать, наносить краску, лак, битум, патину.

Кисть для обметки и стряхивания лишнего.

Агатовый зубец

Полирует золоченую поверхность при несильном надавливании.

Клей для потали



Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:

Мордан - самый известный клей для потали. Он изготавливается на масляной основе. Считается вариантом как для профессионалов, так и любителей. Его используют и для сусального золота и для потали. Мордан наносят кистью плоской формы. Работы по золочению зависят от времени высыхания клея. Одни виды мордана сохнут 1,5 часа, другие сохнут целые сутки.

Клеи животного происхождения. Кроликовый клей или клеи животного происхождения часто применяют профессионалы и реставраторы. Выпускается в гранулированном виде, продается в пакетах. Клей разводят паром. Рыбный клей - выпускается в хлопьях и имеет свойство желатина. Как и кроличий разводится паром.

Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:

Водно-акриловый клей , клей на водной основе , молочко для золочения - подходит только для внутренних работ. Для гладких водооталкивающих поверхностей без текстуры не подходит. То есть со стеклом, металлом, каменными поверхностями не применим. Через 15 минут после нанесения готов к работе в течение часа.

Клей на спирту. Вот он как раз подходит для стеклянных поверхностей, камня и металла. Но только для предметов стоящих внутри помещений. Готов к работе через пол часа после нанесения и работе в течение трех часов.

Лак для защиты потали



Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде.

Лаки на спиртовой основке - препятствует окислению потали.

Лаки на водной основе могут окислять позолоту.

Средства для декорирования позолоченной поверхности

Патина - применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках.

Битумный лак или воск - позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.

Преимущества использования потали

В первую очередь это выгода - поталь удешевляет стоимость работ. Она существенно снижает цену в смете реставраторов. Второе преимущество это легкость работы для новичков. Исправлять неточности при нанесении на поверхность предметов легче, потому что поталь толще сусального золота. А еще поталь в отличие от золота не жалко испортить.

А вдруг у меня не получится?

Все получится. Смотрите обучающие ролики и читайте статьи. Если не боятся, золочение принесет массу удовольствия.

Декорирование под золото различных изделий из пенопласта, гипса, дерева, стекла, металла и пр. довольно интересное решение при оформлении помещения. Особенно красиво смотрятся лепные потолки, как бы расписанные золотом. Так же возможно украсить статуэтки, картины, иконы золотой окантовкой, придав предметам величественный вид, ведь во все времена золото считалось благородным и дорогим металлом, который могли позволить себе лишь избранные.

В наше время заняться золочением изделий можно и без самого золота, достаточно заглянуть в художественный магазин и купить акриловую краску «золото». Но эффект будет лишь приближен к настоящему, а чтобы придать предмету вид натурального золота со свойственным только золоту блеском, рекомендую другой способ золочения — сусальное золочение поталью.

Поталь – это тончайшие листы фольги, которые имеют золотые, серебряные, медные цвета благородных металлов. С помощью данной техники золочения можно задекорировать изделия из дерева (золочение мебели, рамы картин, икон), гипса (золочение лепнины, статуэток), металла (золочение монет), стекла и пр.

Чтобы начать золочение предметов своими руками, понадобится следующее оборудование:

— изделие, которое будете декорировать

— акриловый грунт

— листы потали

— мягкая плоская кисть

— клей для потали мордан водно-акриловый

— лак щеллак

— пинцет


Сначала поверхность изделия покрывается двумя слоями акрилового грунта с промежуточной сушкой каждого в 30 минут. 20 минут следует выждать и уже потом наносить поталь. Листы потали очень тонкие, и руками их брать не рекомендуется, так как они попросту прилипнут к пальцам. Лучше для этих целей использовать пинцет. Если задумано золочение сусальным золотом полностью всей поверхности, то клей мордан наносится по всему периметру, во все углубления и впадины. Если же хочется, чтобы золото было только на выступающих местах, то клей мажется лишь на выступы.


После 20 минут нанесения клея прошли, можно клеить поталь. Фольга укладывается на клееные места, разглаживается плоской, мягкой кисть. Кисть заодно и снимает излишки потали. Так как листы потали очень тонкие, они могут легко порваться, но переживать по этому поводу не стоит: оставшиеся кусочки сусального золота можно использовать повторно для золочения других предметов. Когда вся золоченая поверхность покрыта, необходимо взять очень мягкую ткань и протереть ею, как бы разгладить поталь, а заодно удалить лишнее. Это позволяет потали максимально сильно приклеиться к поверхности.


Спустя время поталь на изделии может потемнеть. И чтобы этого не произошло, рекомендую покрывать сусальное золото лаком для золочения – шеллаком. Он защитит декорированные участки от внешних воздействий и сохранит блеск настоящего золота.

С помощью данной техники можно произвести золочение абсолютно любых поверхностей. Поталь держится довольно долго, и если вдруг возникнет необходимость реставрации, то ее легко можно заменить новым слоем.

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Всем привет, дорогие читатели блога.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое поталь как работать с ней и какие материалы применяются для золочения.

Вот только вчера завершила работу над очередными часами. Чего только я не использовала для декора! Там и декупаж, и трафарет, и различные цвета красок, ну и завершающим штрихом стало золочение. А точнее имитация неравномерного золочения поталью. Вам тоже нравится эффект позолоты? Тогда вам будет интересно.

Поталь - это очень тонкая золотая фольга для имитации золота. Она дает удивительную возможность украсить интерьер дома позолоченным декором, привнести ему богатства и роскошь. Ведь ее практически не отличить от сусального золота, она прекрасно смотрится как на ровных поверхностях, так и на декоративных элементах сложной формы.

Золочение выполняется на подготовленной поверхности перед наклеиванием картинок.

Плоской кистью нанесите мордан на водной основе без пропусков и подтеков на участки поверхности, где предполагаете делать золочение.

Для неравномерного золочения поталью, как в данном случае, нанесите клей на поверхность при помощи губки тампонирующими движениями.

В течение 15- 20 минут (в зависимости от характера поверхности, толщины слоя и производителя) он приобретет необходимую липкость, и можно приступать к работе.

Как наносить поталь?

Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам.

Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань.

Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы. Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель.

Если вы хотите получить сплошную золоченую поверхность, воспользуйтесь листами потали. Наклеивать их надо слегка внахлест, если лист порвался, прорехи заклейте кусочками. Чтобы получить эффектную мерцающую поверхность, выбирайте поталь в хлопьях. Конечно, и хлопья можно наклеить равномерно, но это хлопотно. Не менее оригинальный эффект получается, если потали положить на чуточку высохший мордан и аккуратно разорвать кончиками пальцев.

Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян.

Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку.

Используя технологию золочения на стенках шкатулки и других подобных предметах, последовательно оклейте поталью каждую поверхность, а не все сразу, иначе вы рискуете не успеть вовремя нанести поталь.

Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать . Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске.

Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.

Но на этом можно не останавливаться, а пойти дальше. В декупаже часто применяется техника вживление изображения в поталь, которая дает очень интересное свечение картинке.

Спасибо что заглянули к нам, оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости блога. Вдохновения вам в творчестве, друзья! Пока, пока.

Процедура золочение поталью строго регламентирована и включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Обработка поверхности, на которую будет наноситься поталь. Необходимо добиться гладкости поверхности и отсутствия на ней видимых дефектов, ведь лист потали чрезвычайно тонкий, а поэтому на нем будут хорошо просматриваться все изъяны.
  2. Нанесение клеевого раствора. На этом этапе специалист поймет совершаются ли работы качественно. К примеру, если поталь будет наноситься на потолки, то мы будем использовать клей с максимальной адгезией, чтобы позолота со временем не отстала. Ключевой момент — присутствует ли в клеевом растворе вода. Она непременно становится катализатором окислительных процессов, поэтому даже ничтожное содержание воды в клее через 5 или 10 лет станет причиной ускоренного потемнения позолоты. Поэтому мы используем только растворы, не содержащие воду. Например, долговечное золочение дерева поталью предусматривает использование клеевого раствора на основе натуральных смол. После нанесения клея мастер ожидает, чтобы он загустел для наилучшего приставания потали к поверхности.
  3. Приклеивание листа потали и окончательная обработка элемента декора. Здесь важна только аккуратность — тонкий лист нужно приложить к поверхности и тщательно прижать без образования пузырьков и прочих недостатков. Если поталь расположена на потолке, то можно обойтись без нанесения защитного лака, но для позолоченных элементов, расположенных на стене возле дверей, окон или мебели, предпочтительней использовать специальный лак. Он позволит избежать механического разрушения позолоты из-за постоянного соприкосновения с ней других объектов.