А как Вы уважаемые читатели считаете, турбулентность для самолета или верней на самолете Боинг 767 это плохо или не очень? Если вы думаете, что плохо, то как тогда быть тем людям (летчикам) которые пилотируют на много меньших размеров авиатехнику (самолеты)? Не знаете? Давайте вместе на какое-то время представим, каково же приходится пилотам находиться за штурвалом небольшого самолета в данной описанной нами выше ситуации(?). Особенно тем, кто пилотирует мини-самолеты без дополнительного корпуса. Мы предлагаем вам обзор самых маленьких пилотируемых летчиками авиа- транспортных летательных аппаратов (авиасредств). И так, мы приступаем.

10) Microjet 200.


Этот Французский авиапроект так и не был завершен. Первый самолет "Microjet 200" поднялся в воздух только в 1980 году. Всего было построено четыре таких прототипа.

Самолет был оснащен двумя турбоактивными Microturbo TRS 18 двигателями.

Длина самолета составляла 6,67 метра, размах крыльев составлял - 7,56 метра. Максимальная скорость самолета составляла 463 км/ч, а максимальная высота его полета соответственно составляла 9150 метров. Экипаж - 2 человека (пилот и штурман).

9) Икарус 451M.


"Икарус" - это первый Югославский реактивный самолет. Данная была создана для исследования эргономики кабины самолета и для многих других научно-исследовательских целей. Но не смотря на узкую специализацию самолета, его решили использовать и для других важных для науки целей. Например, для попытки установить мировой рекорд скорости которая в то время составляла 750 км/час. К сожалению установить рекорд на данном самолете не получилось, его удалось разогнать только до 724 км/ч.

Длина самолета Икарус 451М - 7,45 метра, размах крыльев - 6,78 метра. Максимальная высота полета самолета составляла 8500 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

8) Gee Bee Model R.


Самолет "Gee Bee Model R" был разработан исключительно для гоночных целей (для авиационного спорта). В 1932 году одна из модификаций Gee Bee Model R могла разгоняться до 476 км/час. Правда это было возможно только в том случае, если самолетом управлял очень опытный пилот.

Эта самолета три раза терпела авиакрушение. В двух из трех случаев в авиакатастрофе погибли летчики. Эти несчастные случаи были связаны с довольно низкой стабильностью сложной системы управления и с неуравновешенностью самой конструкции.

Длина самолета - 5,38 метра. Размах его крыльев составлял - 7,62 метра. Максимальная скорость самолета составляла 476 км/час. Дальность полета (расстояние) - 1488 км. Экипаж - 1 человек (пилот).

7) McDonnell XF-85 Goblin.


ВВС США разработали мини-самолет "McDonnell XF-85 Goblin". Целью создания данного XF-85 было, расширить свои уже существующие боевые единицы Соединенных Штатов Америки, которые в то время стояли на вооружении США (самолеты XB-35 и В36). Но в отличие от традиционных самолетов конструкторы XF-85 решили освоить мини-размеры, тем самым рассчитывали создать самый маневренный мини-самолет ни в чем не уступающий по своим характеристикам традиционной военной авиатехнике.

Но позднее этот проект был свернут, так как инженеры и конструкторы самолета пришли к общему выводу, что McDonnell XF-85 Goblin не обладает таким преимуществом перед другими реактивными самолетами того времени.

Длина самолета - 4,5 метра Размах его крыльев составлял - 6,4 метра. Максимальная скорость самолета - 1043 км/час, а максимальная высота полета самолета составляла 14249 метров. Экипаж: 1 человек (пилот).

6) Columban Cri-Cri.


Вы наверно думаете (считаете), что этот самолет выглядит так, будто он спроектирован и построен в каком-то гараже? Вы угадали. А знаете почему он так нелепо выглядит?... Дело в том, что самолет Columban Cri-Cri действительно полностью спроектирован и построен частным Французским мастером в гараже частного (собственного) дома.

Смотрите также:

Да, вы правы, это безусловно не самый впечатляющий самолет из всех представленных в нашем списке. Особенно если речь идет о его скорости полета и о других технических характеристиках. Но этот самолет все равно удивляет многих. Например,- своими размерами.

Длина самолета - 3,9 метра. Размах его крыльев составляет - 4,9 метра. Максимальная скорость самолета 220 км/час. Максимальная высота полета - 3700 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

5) Stits DS-1 Baby Bird.


Этот самолет известен во всем мире, так как он внесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый маленький моноплан (самолет) на плапете. Действительно размеры самолета ДС-1 очень уж малы. А как вы думаете, зачем был разработан такой самолет? Не знаете? Тогда лучше не гадайте. Отвечаем. Эта техника была спроектирована и построена именно специально, т.е. именно для того, чтобы войти (попасть) в историю рекордов Гиннесса.

Не сказать, что этот самолет может похвастаться еще своими какими-нибудь потрясающими и удивительными техническими характеристиками, кроме как размеров. , так как на нем было совершено (сделано) всего 35 авиаполетов.

Длина самолета - 3,4 метра. Размах его крыльев составляет всего 1,91 метра. Максимальная скорость самолета 177 км/час. Экипаж - 1 человек (пилот).

4) Bensen B-8 Gyrocopter.


Самолет "Bensen B-8 Gyrocopter" на самом деле не имеет в своей основе особый раздражающий корпус конструкции, который есть (существует) во всех традиционных самолетах. Такая авиатехника позволяет ей летать и наслаждаться пилоту окружающим его видом. А дело в том, что она не имеет основного так-такового корпуса. На самом деле этот самолет сделан (собран) достаточно просто, а именно, имеются: -рама, сиденье, и ротор, вот и весь самолет.

Давайте посмотрим правде в глаза, а разве нужно еще что-нибудь для истинных поклонников авиации(?).

Длина самолета - 3,43 метра. Максимальная его скорость составляет 137 км/час. Максимальная высота полета - 3800 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

3) Stits SA-2A Sky Baby.


В 1952 году эта модель самолета отправилась в небо, чтобы попытаться стать единственным самым маленьким самолетом в мире. Однако после 25 часов полета (полетного времени) этот самолет больше не сделал ни одного вылеты.

Как мы видим, чтобы в этой области (авиаполетов), невозможно создать самолет который, будучи самым маленьким летательным аппаратом в мире, мог бы использоваться в последующем достаточно длительное время.

Длина самолета - 2,7 метра. Размах его крыльев составляет - 1,68 метра. Максимальная скорость самолета 305 км/час. Максимальная высота полета - 2460 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

2) Starr Bumble Bee II.


Еще один из самых маленьких пилотируемых самолетов в мире, который совершил свой первый и последний полет в 1988 году. К нашему сожалению данный самолет потерпел крушение из-за отказа двигателя. К счастью, что его создатель Роберт Х. Старр пилотировавший самолет по божьей воле остался жив, хотя и получил при этом очень тяжелые травмы.

Длина самолета - 3,0 метра. Размах его крыльев составляет - 2,18 метра. Максимальная скорость самолета 354 км/час. Экипаж - 1 человек (пилот).

1) Jetpack Wingsuit.


В попытке расширить свое разнообразие в авиатехнике для любителей дельтапланеризма и свободного падения, пилот Ив Росси разработал эту (свою) "штуковину" (т.е. приспособление). Данное приспособление-самолет "Jetpack Wingsuit" оснащено четырьмя реактивными двигателями, которые установливаются на мини-крылья и одеваются прямо на спину самого пилота. Максимальное время полета аппарата составляет 13 минут.

Ив Росси при помощи Jetpack Wingsuit перелетел через все Альпы (через горы).

Самое потрясающее здесь то, что этот летательный аппарат можно перевозить прямо в багажнике автомобиля!

Человек во все времена рвался в небо. Почти столетие назад его мечта осуществилась в полной мере - человек смог не просто оторваться от земли, но и парить в небе. С этого самого момента инженеры и конструкторы всех мастей и стран «упражняются» в создании самых невероятных летательных аппаратов.


1. М2-F1

Стоит сразу сказать, что сами создатели в шутку прозвали свое творение «летающая ванна». Достаточно одного взгляда на фото этого аппарата, чтобы понять, за что он получил своё прозвоще. Летательный аппарат был создан NASA в 1963 году. Полетал он всего три дня. Инженеры надеялись на то, что он поможет им разработать капсулу приземления для пилотов и астронавтов нового поколения. Не получилось.

2. McDonell Douglas X-36



На первый взгляд в этом самолете мало чего удивительного. На самом деле это не так. У машины нет хвоста, но при этом она вполне успешно летает. Аппарат был создан в 1997 году с одной единственной целью - испытание потенциала бесхвостных машин. Предполагалось, что он будет управляться с земли дистанционно.

3. Ames AD-1



Еще один экспериментальный самолет, который на удивление смог подняться в небо. Данная машина считается первым самолетом в истории, использующим косое крыло. Построили его в 1979 году. Тогда же машина совершила и свой первый полет. К 1982 году его освоило 17 летчиков. После закрытия программы машину поставили в музей Сан-Карлос, где ее можно увидеть и сегодня.

4. Boeing Vertol VZ-2



Еще один «первый в мире», на этот раз в области поворачивающегося крыла. До этого проекта Boeing ни у кого не получалось создавать подобные летательные аппараты. Машина имела вертикальный взлет и посадку. Свой первый полет с зависанием в воздухе аппарат совершил в 1957 году. После серии успешных испытаний его подарили NASA.

5. МИ В-12



А вот кое-что отечественное. Вниманию читателя - самый большой вертолет в мире (любят в СССР все самое большое, однако!). Создан аппарат был конструкторском бюро им. М. Л. Миля еще в 1959 году. Через 10 лет машина поставит абсолютный мировой рекорд подъема 40 тонн груза на высоту 2 250 метров. Этот рекорд не побит до сих пор. В 1971 году вертолет стал звездой показа в Париже, а затем и звездой показа в Берлине.

6. VZ-9-AV Avrocar

Мечта о покорении воздушного пространства человеком отображается в легендах и преданиях практически всех народов населяющих Землю. Первые документальные свидетельства попыток человека поднять в воздух летательный аппарат относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Тысячи лет попыток, труда и размышлений привело к полноценному воздухоплаванию только в конце 18 века, вернее к его развитию. Сначала появились монгольфьер, а следом и шарльер. Это два вида летательного аппарата легче воздуха — аэростата, в дальнейшем развитие аэростатной техники привело к созданию — дирижаблей. А на смену этим воздушным левиафанам пришли и аппараты тяжелее воздуха.

Примерно в 400 году до н. э. в Китае массово стали применяться воздушные змеи не только для развлечения, но и в сугубо военных целей, в качестве средства сигнализации. Этот аппарат уже можно охарактеризовать как устройство тяжелее воздуха, имеющее жесткую конструкцию и использующее для поддержания в воздухе аэродинамическую подъемную силу набегающего потока за счет струйных воздушных течений.

Классификация летательных аппаратов

Летательный аппарат — это какое-либо техническое устройство, которое предназначается для полетов в воздушном или космическом пространстве. В общей классификации различают аппараты легче воздуха, тяжелее воздуха и космические. В последнее время все более широко развивается направления конструирования смежных аппаратов, особенно создания гибрида воздушно — космического аппарата.

ЛА классифицироваться могут и иначе, например по следующим признакам:

  • по принципу действия (полета);
  • по принципу управления;
  • по предназначению и сферам применения;
  • по типу двигателей, установленных на ЛА;
  • по конструктивным особенностям, касающимся фюзеляжа, крыльев, оперения и шасси.

Кратко о летательных аппаратах.

1. воздухоплавательные ЛА. Считаются летательные аппараты легче воздуха. Воздушная оболочка наполнена легким газом. К ним относятся дирижабли, аэростаты и гибридные ЛА. Вся конструкция данного типа аппаратов всецело остается тяжелее воздуха, но из за разности плотностей газовых масс в и вне оболочки, создается разность давлений и как итог — выталкивающая сила, так называемая сила Архимеда.

2. ЛА, использующие аэродинамическую подъемную силу. Данный тип аппаратов считается уже тяжелее воздуха. Подъемная сила у них создается уже за счет геометрических поверхностей — крыльев. Крылья начинают поддерживать ЛА в воздушной среде только после того как вокруг их поверхностей начинают образовываться воздушные потоки. Таким образом крылья начинают работать после достижения ЛА определенной минимальной скорости «срабатывания» крыльев. На них начинает образовываться подъемная сила. Поэтому, например, чтобы подняться самолету в воздух или опуститься из него на землю, нужен пробег.

  • Планеры, самолеты, экранолеты и крылатые ракеты - это аппараты, у которых подъемная сила образуется при обтекании крыла;
  • Вертолеты и им подобные агрегаты, у них подъемная сила образуется за счет обтекания лопастей несущего винта;
  • ЛА, имеющие несущий корпус, созданный по схеме «летающее крыло»;
  • Гибридные - это аппараты вертикального взлета и посадки, как самолеты, так и винтокрылы, а также устройства совмещающие качества аэродинамических и космических ЛА;
  • Аппараты на динамической воздушной подушке типа экраноплан;

3. ко смические ЛА. Эти аппараты созданные специально для работы в безвоздушном пространстве с ничтожной гравитацией, а так же для преодоления силы притяжения небесных тел, для выхода в космическое пространство. К их числу относятся спутники, космические корабли, орбитальные станции, ракеты. Перемещение и подъемная сила создается за счет реактивной тяги, путем отбрасывания части массы аппарата. Рабочее тело так же образуется благодаря преобразованию внутренней массы аппарата, которая до начала полета еще состоит из окислителя и топлива.

Самые распространенные летательные аппараты - это самолеты. При классификации они подразделяются по многим признакам:

На втором месте по распространенности находятся вертолеты. Они также классифицируются по разным признакам например, по количеству и расположению несущих винтов:

  • имеющие одновинтовую схему, которая предполагает наличие дополнительного рулевого винта;
  • соосная схема - когда два несущих винта находятся на одной оси друг над другом и вращаются в разные стороны;
  • продольная - это когда несущие винты находятся на оси движения друг за другом;
  • поперечная - винты располагаются по бокам от фюзеляжа вертолета.

1,5 — поперечная схема, 2 — продольная схема, 3 — одновинтовая схема, 4 — соосная схема

Кроме того вертолеты можно классифицировать по назначению:

  • для пассажирских перевозок;
  • для боевого применения;
  • для применения в качестве транспортных средств при перевозке грузов различного назначения;
  • для различных сельскохозяйственных нужд;
  • для потребностей медицинского обеспечения и поисково-спасательных работ;
  • для применения в качестве воздушно-крановых устройств.

Краткая история авиации и воздухоплавания

Люди, серьезно занимающиеся историей создания летательных аппаратов, определяют, что какое-то устройство является ЛА, в первую очередь исходя из способности подобного агрегата поднять человека в воздух.

Самый первый из известных в истории полетов относится к 559 году нашей эры. В одном из государств на территории Китая приговоренного к смерти человека закрепили на воздушном змее и после запуска он смог пролететь над городскими стенами. Этот змей был скорее всего первым планером конструкции «несущее крыло».

В конце первого тысячелетия нашей эры на территории мусульманской Испании арабский ученый Аббас ибн Фарнас сконструировал и построил деревянный каркас с крыльями, который имел подобие органов управления полетом. Он смог взлететь на этом прообразе дельтаплана с вершины небольшого холма, продержаться в воздухе около десяти минут и вернуться к месту старта.

1475 год — первыми серьезными с научной точки зрения чертежами летательных аппаратов и парашюта считаются эскизы сделанные Леонардо да Винчи.

1783 год — совершен первый полет с людьми на воздушном аэростате Монгольфье, в этом же году в воздух поднимается аэростат с гелиевым наполнением шара и выполняется первый прыжок с парашютом.

1852 год — первый дирижабль с паровым двигателем выполнил успешный полет с возвращением в точку старта.

1853 год — в воздух поднялся планер с человеком на борту.

1881 — 1885 года — профессор Можайский получает патент, строит и испытывает самолет с паровыми двигателями.

1900 год — построен первый дирижабль Цеппелина с жесткой конструкцией.

1903 год — братья Райт выполняют первые реально управляемые полеты на самолетах с поршневым двигателем.

1905 год — создана Международная авиационная федерация (ФАИ).

1909 год — созданный год назад Всероссийский аэроклуб вступает в ФАИ.

1910 год — с водной поверхности поднялся первый гидросамолет, в 1915 году русский конструктор Григорович дает старт летающей лодке М-5.

1913 год — в России создан родоначальник бомбардировочной авиации «Илья Муромец».

1918 год, декабрь — организован ЦАГИ, который возглавил профессор Жуковский. Этот институт многие десятилетия будет определять направления развития российской и мировой авиационной техники.

1921 год — зарождается российская гражданская авиация, перевозящая пассажиров на самолетах «Илья Муромец».

1925 год — совершает полет АНТ-4, двухдвигательный цельнометаллический самолет-бомбардировщик.

1928 год — принят к серийному производству легендарный учебный самолет У-2, на котором будет подготовлено не одно поколение выдающихся советских летчиков.

В конце двадцатых годов был сконструирован и успешно испытан первый советский автожир — винтокрылый летательный аппарат.

Тридцатые годы прошлого века — это период различных мировых рекордов установленных на ЛА разного типа.

1946 год — в гражданской авиации появляются первые вертолеты.

В 1948 году рождается советская реактивная авиация — самолеты МиГ-15 и Ил-28, в этом же году появляется первый турбовинтовой самолет. Через год в серийное производство запускается МиГ-17.

Вплоть до середины сороковых годов XX столетия основным строительным материалом для ЛА были дерево и ткань. Но уже в первые годы второй мировой войны на смену деревянным конструкциям приходят цельнометаллические конструкции из дюралюминия.

Конструкция самолета

У всех летательных аппаратов есть схожие конструкционные элементы. Для воздушных аппаратов легче воздуха — одни, для аппаратов тяжелее воздуха — другие, для космических — третьи. Самая развитая и многочисленная ветка летательных аппаратов — это устройства тяжелее воздуха для полетов в атмосфере Земли. Для всех летательных аппаратов тяжелее воздуха есть основные общие черты, так как все аэродинамическое воздухоплавание и дальнейшие полеты в космос исходили с самой первой конструктивной схемы — схемы аэроплана, самолета по другому.

Конструкция такого ЛА как самолет, независимо от его типа или предназначения, имеет ряд общих элементов, обязательных для того, чтобы это устройство могло летать. Классическая схема выглядит следующим образом.

Планер самолета.

Этим термином называют цельную конструкцию, состоящую из фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. На самом деле — это отдельные элементы, имеющие разные функции.

а) Фюзеляж - это основная силовая конструкция самолета, к которой крепятся крылья, хвостовое оперение, двигатели и взлетно-посадочные устройства.

Корпус фюзеляжа собранный по классической схеме состоит из:
— носовой части;
— центральной или несущей части;
— хвостовой части.

В носовой части этой конструкции, как правило, располагается радиолокационное и радиоэлектронное самолетное оборудование и кабина экипажа.

Центральная часть несет основную силовую нагрузку, к ней крепятся крылья самолета. Кроме того, в ней располагаются основные топливные баки, проложены центральные электрические, топливные, гидравлические и механические магистрали. В зависимости от предназначения ЛА внутри центральной части фюзеляжа могут располагаться салон для перевозки пассажиров, транспортный отсек для размещения перевозимых грузов или отсек для размещения бомбового и ракетного вооружения. Возможны также варианты для топливозаправщиков, самолетов разведчиков или других специальных ЛА.

Хвостовая часть имеет также мощную силовую конструкцию, так как она предназначена для крепления к ней хвостового оперения. В некоторых модификациях самолетов на ней располагаются двигатели, а у бомбардировщиков типа ИЛ-28, ТУ-16 или ТУ-95 в этой части может располагаться кабина воздушного стрелка с пушками.

С целью уменьшения сопротивления трения фюзеляжа о набегающий воздушный поток выбирается оптимальная форма фюзеляжа с заостренными носом и хвостом.

Учитывая большие нагрузки на эту часть конструкции во время полета, он выполняется цельнометаллическим из металлических элементов по жесткой схеме. Основным материалом при изготовлении этих элементов является дюралюминий.

Основными элементами конструкции фюзеляжа являются:
— стрингеры — обеспечивающие жесткость в продольном отношении;
— лонжероны — обеспечивающие жесткость конструкции в поперечном отношении;
— шпангоуты — металлические элементы швеллерного типа, имеющие вид замкнутой рамы разного сечения, скрепляющие стрингеры и элероны в заданную форму фюзеляжа;
— внешняя обшивка — заранее заготовленные по форме фюзеляжа металлические листы из дюралюминия или композиционных материалов, которые крепятся на стрингеры, лонжероны или шпангоуты в зависимости от конструкции ЛА.

В зависимости от заданной конструкторами формы фюзеляж может создавать подъемную силу от двадцати до сорока процентов всей подъемной силы ЛА.

Подъемная сила, за счет которой ЛА тяжелее воздуха держится в атмосфере — это реально существующая физическая сила, образующаяся при обтекании набегающим воздушным потоком крыла, фюзеляжа и других элементов конструкции ЛА.

Подъемная сила прямо пропорциональна плотности среды, в которой образуется воздушный поток, квадрату скорости с которым движется ЛА и углу атаки, который образуют крыло и другие элементы относительно набегающего потока. Она также пропорциональна площади ЛА.

Самое простое и популярное объяснение возникновения подъемной силы это образование разницы давлений в нижней и верхней части поверхности.

б) Крыло самолета - это конструкция имеющая несущую поверхность для образования подъемной силы. В зависимости от типа самолета крыло может быть:
— прямым;
— стреловидным;
— треугольным;
— трапециевидным;
— с обратной стреловидностью;
— с переменной стреловидностью.

Крыло имеет центроплан, а также левую и правую полуплоскости, еще их можно называть консолями. В случае, если фюзеляж выполнен в виде несущей поверхности как у самолета типа Су-27, то имеются только левая и правая полуплоскости.

По количеству крыльев могут быть монопланы (это основная конструкция современных самолетов) и бипланы (примером может служить Ан-2) или трипланы.

По расположению относительно фюзеляжа крылья классифицируются как низкорасположенные, среднерасположенные, верхнерасположенные, «парасоль» (то есть крыло расположено над фюзеляжем). Основными силовыми элементами конструкции крыла являются лонжероны и нервюры, а также металлическая обшивка.

К крылу крепится механизация, обеспечивающая управление самолетом — это элероны с триммерами, а также имеющая отношение к взлетно-посадочным устройствам — это закрылки и предкрылки. Закрылки после их выпуска увеличивают площадь крыла, изменяют его форму, увеличивая возможный угол атаки на малой скорости и обеспечивают увеличение подъемной силы на режимах взлета и посадки. Предкрылки — это устройства для выравнивания воздушного потока и недопущения завихрений и срыва струи на больших углах атаки и малых скоростях. Кроме того, на крыле могут интерцепторы-элероны — для улучшения управляемости ЛА и интерцепторы-спойлеры — как дополнительная механизация уменьшающая подъемную силу и тормозящая ЛА в полете.

Внутри крыла могут размещаться топливные баки, например как у самолета МиГ-25. В законцовках крыла располагаются сигнальные огни.

в) Хвостовое оперение.

К хвостовой части фюзеляжа самолета крепятся два горизонтальных стабилизатора — это горизонтальное оперение и вертикальный киль — это вертикальное оперение. Эти элементы конструкции ЛА обеспечивают стабилизацию самолета в полете. Конструктивно они выполнены также как и крылья, только имеют значительно меньший размер. К горизонтальным стабилизаторам крепятся рули высоты, а к килю — руль поворота.

Взлетно-посадочные устройства.

а) Шасси — основное устройство относящиеся к этой категории.

Стойка шасси. Задняя тележка

Шасси самолета — это специальные опоры предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки ЛА.

Конструкция их достаточно проста и включает стойку с амортизаторами или без них, систему опор и рычагов обеспечивающих устойчивое положение стойки в выпущенном положении и быструю уборку ее после взлета. Также имеются колеса, поплавки или лыжи в зависимости от типа самолета и взлетно-посадочной поверхности.

В зависимости от расположения на планере возможны различные схемы:
— шасси с передней стойкой (основная схема для современных самолетов);
— шасси с двумя основными стойками и хвостовой опорой (примером может служить Ли-2 и Ан-2, в настоящее время практически не применяется);
— велосипедное шасси (такое шасси установлено на самолете Як-28);
— шасси с передней стойкой и выпускающейся при посадке задней штангой с колесиком.

Самой распространенной схемой для современных самолетов является шасси с передней стойкой и двумя основными. На очень тяжелых машинах основные стойки имеют многоколесные тележки.

б) Тормозная система. Торможение самолета после посадки осуществляется с помощью тормозов в колесах, спойлеров-интерцептеров, тормозных парашютов и реверса двигателей.

Двигательные силовые установки.

Самолетные двигатели могут размещаться в фюзеляже, подвешены на крыльях с помощью пилонов или размещены в хвостовой части самолета.

Конструктивные особенности других летательных аппаратов

  1. Вертолет. Способность взлетать вертикально и вертеться вокруг своей оси, зависать на месте и летать боком и задом. Все это характеристики вертолета и все это обеспечивается благодаря подвижной плоскости, создающая подъемную силу — это винт, который имеет аэродинамическую плоскость. Винт постоянно находится в движении, не зависимо от того с какой скоростью и в каком направлении происходит полет непосредственно вертолета.
  2. Винтокрыл. Особенностью этого ЛА является то, что взлет аппарата осуществляется за счет несущего винта, а набор скорости и горизонтальный полет — за счет классически расположенного пропеллера, установленного на ТВД, как у самолета.
  3. Конвертоплан. Эту модель ЛА можно отнести к аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой, которые обеспечиваются поворотными ТВД. Они закреплены на концах крыльев и после взлета поворачиваются в самолетное положение, в котором создается тяга для горизонтального полета. Подъемная сила обеспечивается крыльями.
  4. Автожир. Особенность данного ЛА заключается в том, что во время полета он опирается на воздушную массу за счет свободно вращающегося винта в режима авторотации. В данном случае винты заменяют собой статичное крыло. Но для поддержания полета необходимо постоянно вращать винт, а он вращается от набегающего воздушного потока, поэтому аппарата, не смотря на винт необходима минимальная скорость для полета.
  5. Самолет вертикального взлета и посадки. Взлетает и садится при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу реактивных двигателей, которая направлена в вертикальном направлении. В мировой авиационной практике это такие самолеты как Харриер и Як-38.
  6. Экраноплан. Это аппарат способный передвигаться на большой скорости, используя при этом эффект аэродинамического экрана, который позволяет этому ЛА держаться на высоте нескольких метров над поверхностью. При этом площадь крыла у этого аппарата меньше, чем у аналогичного самолета. ЛА использующий этот принцип, но способный подниматься на высоту в несколько тысяч метров называется экранолет. Особенностью его конструкции является более широкие фюзеляж и крыло. Такой аппарат имеет большую грузоподъемность и дальность полета до тысячи километров.
  7. Планер, дельтаплан, параплан. Это ЛА тяжелее воздуха, как правило безмоторные, которые для полета используют подъемную силу за счет обтекания воздушным потоком крыла или несущей поверхности.
  8. Дирижабль. Это аппарат легче воздуха, использующий для управляемого движения двигатель с винтом. Он может быть с мягкой, полужесткой и жесткой оболочкой. В настоящее время используется в военных и специальных целях. Однако целый ряд преимуществ, таких как дешевизна, большая грузоподъемность и ряд других, дают повод к дискуссиям о возврате этого вида транспорта в реальный сектор экономики.

Когда приступают к классификации предметов или явлений, то ищут основные, наиболее общие черты, свойства, которые служат доказательством их родства. Наряду с этим изучают и такие признаки, которые резко отличали бы их друг от друга.

Если мы, следуя этому принципу, начнем классифицировать современные летательные аппараты, то прежде всего встанет вопрос: какие же признаки или свойства летательных аппаратов считать наиболее важными?

Может быть, можно классифицировать их, исходя из материалов, из которых изготовлены аппараты? Да, можно, но это будет мало наглядно. Ведь из разных материалов можно сделать одно и то же. Алюминий, сталь, дерево, полотно, резина, пластмассы в тон или иной степени применяются при изготовлении н самолетов, и вертолетов, н дирижаблей, и воздушных шаров.

Может быть основой для классификации летательных аппаратов избрать: когда и кем сделан аппарат впервые? Можно классифицировать в историческом плане - это вопрос важный, но тогда под одну рубрику попадут несхожие между собой по многим признакам аппараты, предложенные в одно время и в одной стране.

Очевидно, не эти признаки для классификации нужно считать наиболее важными.

Ввиду того что летательные аппараты предназначены для перемещения в воздушной среде, их принято подразделять на аппараты легче воздуха и аппараты тяжелее воздуха . Итак, основой классификации летательных аппаратов является их вес по отношению к воздуху.

Мы видим, что к аппаратам легче воздуха относятся дирижабли, воздушные шары и стратостаты . Они поднимаются и держатся в воздухе за счет наполнения их легкими газами. К аппаратам тяжелее воздуха принадлежат самолеты, планеры, ракеты и винтокрылые аппараты.

Самолет и планер поддерживаются в воздухе подъемной силой, создаваемой крыльями; ракеты удерживаются в воздухе силой тяги, развиваемой ракетным авигателем, а винтокрылые аппараты - подъемной силой несущего винта. Существуют (пока в проектах) аппараты, занимающие промежуточное положение между самолетами и винтокрылыми аппаратами, самолетами и ракетами. Это так называемые преобразуемые самолеты, или конверто-планы, которые должны объединить с себе положительные свойства как тех, так и других и сочетать огромные скорости полета с возможностью висения в воздухе, возможностью взлетать без разбега и садиться без пробега.

Вертолет, как и автожир, относится к винтокрылым летательным аппаратам. Их различие состоит в том, что несущий винт автожира не связан с двигателем и может свободно вращаться.

Несущий винт вертолета (или несколько несущих винтов) в отличие от несущего винта автожира в процессе взлета, полета и посадки приводится во вращение двигателем и служит как для создания подъемной силы, так и тяги. Создаваемая винтом аэродинамическая сила используется как для поддержания вертолета в воздухе, так и для его движения вперед Кроме того, несущий винт является также органом управления вертолетом.

Если у самолета тягу создает воздушный винт или реактивный двигатель, подъемную силу - крылья, а органами управления служат рули и элероны, то у вертолета все эти функции выполняет несущий винт. Из этого становится понятным, насколько важно значение несущего винта на вертолете.

Вертолеты отличаются друг от друга по количеству несущих винтов, по их расположению, по способу привода вращения. В соответствии с этими признаками и разделены вертолеты, изображенные.

Люди с самых давних времен стремились в небо. Достаточно вспомнить истории об Икаре, ковре-самолете, Карлсоне и Бабе Яге с ее метлой. С тех пор прошли века, и на смену сказкам пришла наука с ее четким и конструктивным подходом. Поэтому сегодняшняя наша статья будет посвящена малой авиации.

1

Все мы знаем о существовании парашютов. Основным недостатком этого летающего средства, является его неспособность управлять полетом. С этим легко справляется «Параплан».
Параплан – сверхлегкий безмоторный летательный аппарат. Полет осуществляется, благодаря набегающему потоку воздуха, который подается через специальные отверстия — воздухозаборники.

2


Является аналогом Параплана, с той лишь разницей, что он оборудован двигателем, обеспечивающим его запуск и полет.

3


Аппарат, близкий по строению к мотопараплану, но, в отличие от него, двигатель размещается не на кресле пилота, а закрепляется на раме, снабженной также шасси для разбега.

4


Летательный аппарат назван в честь греческой буквы Дельта. Полет осуществляется благодаря восходящим потокам воздуха и балансирующей подвеске пилота. Именно при помощи дельтаплана, вел за собой стаю журавлей президент России Путин В.В. Правда, его дельтаплан был снабжен мотором. В результате этого, он превратился в «Мотодельтаплан», или «Дельталёт».

5


В переводе с английского, вингсьют читается как «белка-летяга». Внешне он похож на костюм-крыло. Между руками и ногами имеются дополнительные складки, которые во время полета превращаются в крылья. Вингсьютом пользуются при выполнении своих головокружительных трюков. Посадка же осуществляется при помощи парашюта.
Самыми зрелищными являются прокси полеты над склонами. Видео по теме

6


При этом мы будем говорить не о шарике на ниточке в руках ребенка, а о шаре, на котором можно облететь весь Земной шар. Научное название шара звучит как «Аэростат» или «Монгольфьер». Это летательный аппарат, использующий для полёта нагретый воздух. К шару прикреплена корзина для пассажиров, в которой также находится горелка для поддержания требуемой температуры. Полет осуществляется благодаря физическому закону, по которому следует, что нагретый воздух более легкий, по сравнению с холодным. Именно поэтому и происходит полет.

7


Несмотря на то, что звучного названия у аппарата пока нет, поговорить о нем все же стоит. Аппарат, разработанный японской корпорацией «GEN Corporation», представляет собой кресло, сверху которого расположены четыре вертолетных винта, способных поднять груз до 210 кг. Конструкция весит всего 70 кг и может находиться в полете до 30 минут.
Стоимость аппарата составляет 30 тысяч долларов!!!

8


Персональный сверхлегкий летательный аппарат вертикального взлета и посадки. Разработчиком Martin Jetpack является новозеландская компания. Устройство работает на бензине. Может пролетать до 100 км/час, поднимаясь на высоту до 2,5 км. При полной заправке может находиться в воздухе в течение получаса.

9


Аппарат, разработанный американцами, представляет собой самый маленький пилотируемый реактивный самолет. Конструкция самолета представляет собой жесткую конструкцию, снабженную крыльями – экзоскелет. Устройство настолько легко, что его можно носить как ранец. Благодаря EXO-Wing, можно пролететь до 15 км, не приземляясь.

10


Последний наш номинант является реальным претендентом на получение приза Сикорского, который составляет 250 тысяч долларов.
По условиям конкурса, он должен подняться в воздух на высоту 3 метра и продержаться в течение одной минуты. Аппарат представляет собой гибрид велосипеда и вертолета. Он летает исключительно на мускульной силе человека!!!