Тест по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

а) Ш.Перро;

б) братья Гримм;

в) Г. Андерсен.

2.Какой предмет в сказке разбился вдребезги?

а) зеркало;

б) стекло;

3.Куда проникали осколки этого предмета?

а) лёгкие;

б) сердце;

в) печень.

4.Какой куст рос в каждом ящике?

а) розовый;

б) малиновый;

в) фиолетовый.

5.Что умели рассказывать цветы в саду?

а) легенды;

б) сказки;

в) анекдоты.

6.В виде каких цветов были две кровати?

в) тюльпаны.

7.На какой вяленой рыбе старуха написала два слова?

в) треска.

8.Какое слово складывал Кай из льдин?

а) «вечность»;

б) «жизнь»;

в) «бесконечность».

9.Что получил бы Кай от Снежной королевы, если бы написал это слово?

а) новые лыжи;

б) новые коньки;

в) новые санки.

10.Чем напоила молодая олениха Кая и Герду?

а) напиток;

б) молоко;

11.О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»?

а) О льдинках;

б) О снежинках;

в) О сугробах.

12.Что растопило ледяное сердце Кая?

а) Горячие слёзы Герды;

б) Горячий чай;

в) Горящий огонь.

13.Что заметили Кай и Герда, вернувшись домой?

а) Они стали взрослыми людьми;

б) Они стали выше ростом;

в) Они стали более красивыми.

14. Что помогло Герде вспомнить о Кае, когда она жила у женщины, которая умела колдовать?

а)Розовые кусты роз;

б)Белые кусты роз;

в)Снежинки.

15.Кто помог Герде попасть во дворец к принцу и принцессе?

а)Ворон и ворона;

б)Добрый охранник;

Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно — река словно бы не хотела брать у девочки ее драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая. Девочка же подумала, что бросила башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от ее толчка отошла от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег, но пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже совсем отплыла и быстро неслась по течению. Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль берега и щебетали, словно желая ее утешить: — Мы здесь! Мы здесь! Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за лодкой, но не могли догнать ее. “Может быть, река несет меня к Каю?” — подумала Герда, повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами. Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им — она приняла их за живых, — но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. — Ах ты бедное дитятко! — сказала старушка. — И как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко? С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду. Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой старухи. — Ну, пойдем, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала, — сказала старушка. Герда стала рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: “Гм! Гм!” Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ. Окна были высоко от пола и все из разноцветных — красных, синих и желтых — стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки. — Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! — сказала старушка. — Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая — старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубокоглубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее. Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы. На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым из них была роза — старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под землю. Вот что значит рассеянность! — Как! Тут нет роз? — сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла. Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде. Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае. — Как же я замешкалась! — сказала девочка. — Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? — спросила она у роз. — Правда ли, что он умер и не вернется больше? — Он не умер! — отвечали розы. — Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было. — Спасибо вам! — сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: — Вы не знаете, где Кай? Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае. Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве. — Ты, маленькое ясное солнышко! — сказала ему Герда. — Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца? Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае! — Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота — он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! — сказал одуванчик. — Бедная моя бабушка! — вздохнула Герда. — Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы — толку от них не добьешься, они знай твердят свое! — И она побежала в конец сада. Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею. Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно. — Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! — сказала Герда и опять пустилась в путь. Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!

Литературная игра-викторина «Кто хочет стать Снежной королевой».

Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель, ГБООУ НАО НСШИ, город Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ.
Форма проведения этой литературной игры-викторины может быть любая. В небольшом помещении лучше выдать детям сигнальные карточки с цифрами от 1 до 4. В просторном помещении можно выделить пронумерованные сектора, и тогда дети на протяжении всей игры смогут двигаться. Педагог зачитывает вопрос и называет 4 варианта ответа. Дети должны показать номер правильного ответа (или перейти в нужный сектор). За каждый правильный ответ ребёнку даётся одна из букв имени главной героини – С Н Е Ж Н А Я К О Р О Л Е В А.
Кто быстрее соберёт все буквы – победитель игры.
Игра может быть использована для закрепления материала и во внеурочной деятельности для учащихся 4-5 классов.

Цель: Закрепление знаний по сказке Андерсена «Снежная королева».
Задачи: Прививать любовь и интерес к творчеству Г.Х.Андерсена,
Развивать мышление, внимание, память.
Способствовать умению принимать самостоятельное решение.

Во что превращалось сердце, если в него попадал осколок дьявольского зеркала?
1. В камень.
2. В кусок зеркала.
3. В кусок льда.
4. В кусок стекла.
Из чего была сделана шуба и шапка Снежной королевы?
1. Из ваты.
2. Из снега.
3. Изо льда.
4. Из меха.
Что хотела подарить Герда речке в обмен на Кая?
1. Красную шапочку.
2. Красные башмачки.
3. Красную розу.
4. Красный платочек.
Какие птицы пытались утешить Герду, уплывающую на лодке далеко по течению?
1. Голуби.
2. Ласточки.
3. Синички.
4. Воробьи.
Какие цветы отсутствовали в саду у старушки, умевшей колдовать?
1. Розы.
2. Гиацинты.
3. Нарциссы.
4. Вьюнок.
От чего вырос в этом саду куст роз?
1. От дождя.
2. От росы.
3. От слёз Герды.
4. От колдовства старушки.
Какое время года было на дворе за садом старушки?
1. Осень.
2. Зима.
3. Весна.
4. Лето.
В форме каких цветов были сделаны кровати принца и принцессы?
1. Колокольчика.
2. Тюльпана.
3. Ландыша.
4. Лилии.
Собаки какой породы жили в замке разбойников?
1. Овчарки.
2. Бульдоги.
3. Пудели.
4. Таксы.
Кто сообщил Герде о том, что Кай находится у Снежной королевы?
1. Маленькая разбойница.
2. Олень.
3. Лесные голуби.
4. Бородатая разбойница.
В какую страну повёз олень Герду?
1. Лапландию.
2. Северную Америку.
3. Гренландию.
4. Антарктиду.
На чём лапландка написала записку финке?
1. На бумаге.
2. На шкуре.
3. На кости.
4. На рыбе.
Во что превращалось дыхание девочки от холода?
1. В лёд.
2. В пар.
3. В густой туман.
4. В сосульки.
Что находилось посреди залы Снежной королевы?
1. Замёрзшее озеро.
2. Сугроб.
3. Каток.
4. Зимний сад.

Какое слово складывал Кай из льдинок?
1. Герда.
2. Снежная королева.
3. Любовь.
4. Вечность.
Что обещала Снежная королева подарить Каю вместе со всем светом?
1. Мороженое.
2. Пару коньков.
3. Санки.
4. Лыжи.
Что называла Снежная королева Чёрными котлами?
1. Пещеры.
2. Кратеры вулканов.
3. Пропасти.
4. Овраги.
«Ну вот и сказке конец». Кто из героев сказки сказал эти слова?
1. Герда.
2. Олень.
3. Маленькая разбойница.
4. Снежная королева.

Ответ: Она решила, что Кай погиб, и пролила о нём много слёз.

Почему река не забрала башмачки девочки?

Ответ: Потому что она не могла вернуть девочке Кая взамен этих башмачков.

Кто взял Герду к себе, когда та плыла по течению на лодке в поисках Кая, и каким богатством она обладала?

Ответ: Старушка. У неё было много-много цветов, умеющих рассказывать сказки.

О чём мечтала старушка?

Ответ: Она мечтала иметь миленькую девочку, такую как Герда.

Кем она была и что она сделала с Гердой, и почему?

Ответ: Она была немного колдуньей. Она стала расчёсывать Герду, затем она повела её в цветник, чтобы та любовалась цветами, позабыв о Кае, и осталась там.

Почему она сделала так, чтобы розы не попадали на глаза девочке?

Ответ: Чтобы девочка не вспомнила о розах, что у неё дома, а наряду с ними не вспомнила о Кае.

Цитата: «Старушка боялась, что Герда при виде её роз вспомнит о своих, а там и о Кае, да и убежит.»

Где Герда увидела розу и почему она там была?

Ответ: На шляпе у старушки. А была, потом что старушка забыла её стереть.

Почему вырос розовый куст?

Ответ: Потому что слёзы Герды, вызванные из-за недостатка роз, покапали прямо на него.

Что после этого произошло с девочкой?

Ответ: Она стала целовать розы выросшего куста и вспомнила о Кае.

Кто сказал Герде о том, что Кай жив, и почему они об этом знали?

Ответ: Розы. Когда они были под землёй, где лежат все умершие, они не видели там Кая.

Как реагировали другие цветы на слова Герды о Кае?

Ответ: По-разному, но ни слова о Кае. Они якобы знали только свои песенки.

Андерсена «Снежная королева» представляет для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.

Сказка объединила жанры романа, лирики, драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа ;

по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме. Она становилась все длиннее, превращаясь в повесть, в большую многоплановую новеллу;

благодаря своей философичности и огромному подтексту пошла в «большую» литературу , ею зачитываются не одни дети, но и взрослые» (Л. Брауде).

«Взрослый» смысл связан с более сложными человеческими отношениями и характерами, чем те, к которым привыкли дети в других сказках. В «Снежной королеве» любовь Герды и Кая ушла как бы в подтекст, обнаруживая себя лишь в простых отношениях названых брата и сестры.

Сложен и характер Кая. Не только его дерзость, но и что-то другое привлекло к нему внимание Снежной королевы еще до того, как осколок зеркала тролля попал ему в сердце.

В центре внимания учителя на каждом уроке мы считаем необходимым выделить одну задачу, наиболее важную в данном случае. Ее мы стремились обозначить заглавием-девизом каждой подтемы. Время на изучение каждой подтемы учитель определит самостоятельно.

Ниже приводятся примерные планы изучения этих подтем:

Подтема 1.

«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало». (X.-К. Андерсен)


1. Вводное слово учителя о Хансе Кристиане Андерсене.
2. Краткая беседа с учащимися о знакомых им сказках Андерсена.
3. Вступление к чтению сказки «Снежная королева».
4. Чтение сказки первой, в которой говорится о зеркале и его осколках.

Вводное слово учителя об Андерсене может иметь самое разнообразное содержание, но оно должно подвести к основному - к пониманию детьми своеобразия Андерсена-сказочника, своеобразия, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой.

Можно обратить внимание учащихся на сходство его биографии с сюжетом сказки «Гадкий утенок», например, следующим образом:

«Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником . Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось.

Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..

И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем» (по Г. Цыферову).

Здесь уместно было бы прослушать пересказ сказки «Гадкий утенок».

Завершением этой вступительной части могло бы стать сообщение о том, что немецкий писатель Фриц Майхнер написал для детей книгу «Гадкий утенок». Подзаголовок у этой книги такой: «История жизни сказочника Ханса Кристиана Андерсена». Рассказ о жизни великого датского сказочника начинается со дня его рождения в семье бедного башмачника и прачки, с описания его безрадостного и тяжелого детства, от которого в душе писателя на всю жизнь остался горький след. А в конце жизни Андерсена земляки и весь мир признали в сыне башмачника и прачки великого поэта.

И быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику, открытого в 1880 г. в Королевском саду Копенгагена, высечены слова : «Воздвигнут датским народом».

Беседа после чтения первой сказки может опираться на такие вопросы и задания:

Прочитайте начало сказки и ответьте, чем похоже это начало на народные сказки, известные вам, а чем нет.
- Чему учили в школе тролля? Как сказочник относится к жизни и людям, а как тролль и его ученики?
- Началось ли уже действие в сказке? Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке, зачем оно нужно?

К следующему уроку нужно подготовить художественный пересказ первой сказки, ответить на вопросы: какими были ученики тролля? Какое зло причинило волшебное зеркало людям?

Подтема 2.

«Мальчик и девочка».

Заглавие-девиз второй подтемы не просто повторяет название сказки второй. Оно позволяет понять, почему на уроке соединены две сказки (вторая и третья), что связывает Герду и Кая, в чем они противостоят друг другу.

Примерный план занятий:

1. Пересказ сказки первой.
2. Чтение сказок второй и третьей.
3. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
4. Задание на дом.

По ходу занятия учащимся предлагаются вопросы и задания, направленные на уяснение связи событий и мотивов поведения героев, например:

Кто такие Герда и Кай и где они жили? Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь? Как изменился Кай после того, как осколок зеркала попал в его глаза и сердце?

Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае?

Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей ее такой заботой? Как начинается рассказ о Снежной королеве? Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не вспоминает?

Попав в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать, Герда тоже многое забывает. Но что ее насторожило? Чем оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву? В чем разница между Каем и Гердой, попавшими в сходные обстоятельства?

Задание на дом предполагает «инсценирование» сказок четвертой и пятой (подготовку выразительного чтения по лицам, обдумывание по группам учащихся декораций, костюмов, внешнего вида героев).

Подтема 3. «В какой длинный путь она отправилась ради него...»

Примерный план занятий:

1. Рассказ о месте действия сказок четвертой и пятой, подготовленный группой «декораторов».
2. Рассказ о внешнем виде героев сказки, подготовленный группой «костюмеров» и «гримеров».
3. Выразительное чтение по лицам сказок четвертой и пятой.
4. Беседа по содержанию прочитанных сказок.

Общий вопрос, который нужно решить на этом занятии, следующий: что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая? Конкретизацией этого вопроса будут другие вопросы и задания:

Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во дворце припеваючи?

Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере? Прочитайте описания разбойников. Как вы себе представляете сказочника по этим описаниям?

Дома следует подготовить ответы на вопросы: что пришлось пережить Герде во время поисков Кая? Кто больше всех помог ей? Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и определите, чем схожа эта сказка со сказкой Андерсена «Снежная королева», а что отличает их друг от друга.

5. Подготовка к беседе по прочитанным самостоятельно шестой и седьмой сказкам.

Подтема 4.

«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»

Уроки должны дать ответ на главный вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Примерный план занятий:

1. Пересказ: «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?»
2. Чтение фрагментов из шестой и седьмой сказок.
3. Беседа по содержанию прочитанного.
4. Развитие понятия о литературной сказке. Сопоставление сказок А. С. Пушкина и Х.-К. Андерсена.

Следует использовать проверенные и удачные задания методистов, например:

В чем видит мудрая финка силу Герды? Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
- Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
- О чем говорили Кай и Герда на обратном пути? Почему они снова вспомнили о розах?
- Маленькая разбойница говорит при новой встрече Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?

Всем своим творчеством Андерсен утверждает: «Стоит!» Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем «пропащий».

Задание на дом предполагает разноплановую работу учеников:

Ответить на вопросы: какая из семи сказок вам особенно запомнилась? Каким человеком представляется вам автор после внимательного прочтения сказки «Снежная королева»?
- Подготовиться к уроку внеклассного чтения на тему «Сказочники в мире так прекрасно разны...». Какие сказки других писателей вы знаете?
Заключительный урок литературы,
посвященный сказке Андерсена «Снежная
королева», проведенный В. А. Болдиной.

Итак, уроки по сказке «Снежная королева» имеют давнюю традицию изучения. Однако каждое новое поколение учителей вносит в разработки все новые приемы. В московской школе № 1666 учительница В. А. Болдина так организовала и провела последний, заключительный урок по этой теме:

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы подведем итоги изученного, вспомним, что мы узнали нового об Андерсене, что писатель рассказал нам о своих героях...

Учащиеся рассказывают об Андерсене: что родился он в Дании. Отец его - бедный сапожник. От матери и бабушки слышал удивительные истории, песни. Полюбил театр. Сам писал пьесы и разыгрывал перед ребятами. Взрослым много путешествовал, наблюдал жизнь, собирал сказки, по их мотивам создавал свои и т. д.

С какими произведениями Андерсена вы познакомились? («Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» и др. Книги Андерсена издаются во всех странах мира», - говорят школьники и показывают те, которые они принесли для выставки книг писателя и которые подготовлены к этому уроку. Рассказывают об иллюстрациях, оформлении.)

Учитель. Сказки действительно принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут датским народом».

Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)

К доске приглашается ученик. Он рисует карту-схему путешествия Герды в поисках Кая.

Класс работает над предложенным учителем планом, который заранее написан на доске:

1. Добрые герои сказки и их враги.
2. Причина несчастий добрых героев.
3. Разлука.
4. Поиски.
5. Помощники добрых и злых героев.
6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.

К какой из известных вам сказок может относиться такой план? Назовите («Сказка о мертвой царевне...», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», «Снежная королева» и др.).

Учитель. Действительно, этот план подходит ко многим волшебным сказкам, народным и литературным. Почему многие литературные сказки мы тоже можем назвать волшебными? В них совершаются необыкновенные фантастические события - звери и птицы говорят человеческим голосом, герои умеют колдовать, время бежит необыкновенно быстро, как в жизни не бывает, и многие другие приметы волшебства.

А что значит сказка литературная? Это значит, у нее есть автор, писатель. Ее можно еще назвать писательской.
- Какие события составляют основу сказки? (Похищение Кая и поиски его Гердой.)
- Без каких помощников Герде не удалось бы найти Кая? (Школьники перечисляют помощников и рассказывают о них.)
- Покажите свои рисунки-схемы поисков Кая Гердой. (Учащиеся рассказывают и показывают, каким был путь Герды и что встречалось ей в пути.)

Почему Герда ушла от старушки?
- Подумайте, почему мудрая финка отказалась варить для Герды питье, которое дало бы ей силу дюжины богатырей. (Прослушивается диалог финки и оленя.)
- Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием Герды? (Надо было преодолеть чары Снежной королевы, не испугаться ее войска, преодолеть колдовские чары тролля.)
- Подумайте, почему маленькая босая девочка оказалась победительницей сильных и злых врагов.
- Почему, когда появляется Снежная королева, сразу же появляется беда? (Гибнут от жестокой и холодной королевы все: от ее дыхания гибнут птенцы, замерзают растения.) Какой ее увидел Кай?
- Как Герде удалось сделать Кая прежним, добрым, как удалось разрушить чары Снежной королевы?
- Какие качества характера помогли Герде? (Горячее сердце, верная любовь, мужество, самоотверженность, стойкость, доброта.)
- В чем сходство королевы и умеющей колдовать старушки? (Эгоизм, они все делали для себя.)
- Что же побеждает в сказке?

Домашнее задание:

придумать собственную небольшую сказку, в которой шла бы речь об осколках зеркала...

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 5 класса