Вконтакте

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в XIX веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:

Politikaner , CC BY-SA 3.0

Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.

Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную ложную этимологию.

Немного истории

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века.

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

Messir , CC BY-SA 3.0

Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и

«Повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет».

В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известных мастеров: Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.

Изделия

Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Отличить от подделок


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

работа авторская.

В разные годы фирменное клеймо меняло свой вид. На экспорт шли изделия с клеймом на английском языке.


Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Цветная гжель

Мало кто знает, что изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель.


Al Silonov , GNU 1.2

Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Тонкий рисунок отличается своим изяществом. В наше время лишь немногие мастера владеют этим видом гжельской росписи.

Цветная гжель

Производство Гжели в наше время

После распада СССР «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция «под гжель».

Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России. Лишь в последние годы по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать несколько предприятий.

Но ещё продолжает существовать определенная путаница с выбором продукции от этих и других предприятий, которые по-прежнему часто увязываются с самим объединением «Гжель» и её торговой маркой.

Основные центры производства Гжели:

Есть и еще несколько самостоятельных предприятий, в названии которых присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит».

Фотогалерея































ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести лучшие изделия гжели, можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

Значение названия

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,- это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».

Он расположен примерно в 60 км от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гжельские игрушки

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

Секрет фарфора

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы.

Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Возрождение

Только с середины XX век в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.

В послевоенные годы в восстановлении промысла участвовали художница Н. И. Бессарабова и ученый А. Б. Салтыков. Бессарабова считается основоположницей современного гжельского стиля.

Известные художники

Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого».

Уже в то время на изделиях можно было увидеть надпись, символизирующие то или иное событие в жизни страны. Например, "30 лет ВЛКСМ" или "1948 СССР". Среди учениц Бессарабовой - художница Т. С. Дунашова, известная мастерством «цветочной росписи».

Художница Н. Б. Квитницкая работает над созданием скульптур малых форм: «Бабушка и внучек», «Птичница». Н. Б. Квитницкая. «Бабушка и внучка».

Художница Л. П. Азарова создает посуду крупных форм, украшая ее лепными изделиями. Например, на плечиках квасника фигурки петухов, готовых броситься друг на друга. Крышки у чайников украшены цветами. Все ее изделия несмотря на свою красоту сохраняют свое бытовое назначение.

Отличить от подделок

В первую очередь, нужно обращать внимание на маркировку, которая наносится всегда под эмаль, а значит, ее невозможно стереть.

Обозначается на ней или фирменный логотип завода-изготовителя, или имя мастера, если работа авторская.

И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисунке: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, в то время как на поддельные изделия небрежно наносятся несколько синих штрихов.

Гжельский сувенир, игрушки и посуда ценятся во всём мире, за уникальность рисунка и самобытность. С давних времён подмосковный район Гжельский Куст, занимается росписью посуды, мебели и разной утвари.Мастера, работающие в технике гжель, бережно хранят традиции промысла.

В современном мире большой популярностью пользуются :

  • Сервизы.
  • Чайные пары.
  • Сахарницы.
  • Вазы для цветов.
  • Самовары.
  • Заварочные чайники.
  • Розетки для варенья.

Росписью под гжель традиционно используется фарфор и майолика

В изготовлении посуды мастер, работающий в гжельской технике, использует белую или красную глину — фарфор, тонкий и хрупкий или майолику, более прочный материал.

Изготовление изделий можно разделить на следующие этапы:

  1. Создание основы.
  2. Первый обжиг.
  3. Роспись.
  4. Второй заключительный обжиг.

По стилистике роспись делиться на три основные группы :

  • Орнаментальная роспись.
  • Растительная тематика.
  • Сюжетно ролевая тематика.

Гжельские мастера берут для сюжетов росписи элементы из самой природы.

Для росписи характерны: растения — листики, сказочные цветы, стебли веточки, животных, рыб и птиц.

Расписать посуду, или разделочную доску, или фигурку животного под силу начинающему мастеру. Главное, желание освоить удивительную технику росписи — гжель.

Для этого нужно:

  1. Освоить несколько приёмов.
  2. Понять отличия гжельской росписи.
  3. Научится делать сначала эскизы на бумаге.





















Рисуем в технике «гжель» поэтапно

Для работы необходимо приготовить:

  • Листы плотной бумаги.
  • Гуашь, акварель или акриловые краски для рисования на бумаги.
  • Кисти разной фактуры и толщены.
  • Воду.
  • Палитру и тряпочку.

Ход работы:

Гжель мастер — класс по рисованию простых элементов росписи : капелька, точка, штрихи и линии. Соединив их, запросто получается узнаваемый гжельский узор.

Штриховка

Этот элемент часто используют для заполнения определённых областей рисунка.

Проводим на бумаге горизонтально или под углом, параллельные тонкие синие линии. Они должны быть на небольшом расстоянии.

Затем поверх этих линий нужно провести перпендикулярно такие же прямые линии.

Точки

Кончиком кисти слегка касаемся бумаги. Если точку сделать с усилием, то получится круг и возле которого нужно нарисовать точки поменьше, то можно получить настоящий гжельский цветок .

Капелька

Если прижать кисть лёгким движением к бумаге от основы до кончика, то появится вытянутая капелька, которая используется в композиции как лепесток или листик.

Линии

  • закруглённые;
  • плавные;
  • волнообразные линии или в виде завитков. Ими хорошо оформлять края изделия ;
  • линии, заворачивающиеся, как усики растений.

Кисть, при рисовании постепенно приподнимается от бумаги. В этом случае у основания линия более толстая, к концу она значительно утончается.

Нужно обязательно потренироваться в вырисовывании этих элементов

Из полукругов нарисуйте «забор». Затем следует обязательно потренироваться в рисовании линий с загибами. Необходимо следить за тем, что бы все линии ложились равномерно .

Если соединить нарисованные элементы, то получится листик на стебле или своеобразный цветок

Осваиваем технику мазка.

Для оформления мазка нужно взять толстую кисть.

Для гжели характерен градиент - от насыщенного оттенка синего цвета к чисто белому.

Этот переход получится, если смыть немного краски с кончика , и сделать мазок по ширине кисти на бумаге. Излишки краски можно убрать, если повозить кисточкой по бумаге.

Мазок позволяет рисовать перья птицы, листья, лепестки, цветы.

Теперь стоит попробовать поиграть с мазками, поочерёдно нужно обмакнуть кисть в синюю и белую краску.

Нужно обязательно потренироваться в оформлении мазков с соответствующими оттенками. Стоит понаблюдать, как идёт распределение краски. Для этого не нужно бояться делать мазки контрастной фактуры поверх уже нарисованных линий.

Мастер класс по изготовлению эскизов для гжельской техники

Делаем эскиз на бумаге для самого распространённого узора «Птица Гжель».

Необходимые материалы:

  • бумага для черчения А4;
  • гуашевую краску цвета ультрамарин;
  • шпатель;
  • палитра;
  • вода;
  • кисти номер один, два, три, шесть и восемь.

Алгоритм изготовления эскиза:

  1. На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
  2. Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
  3. Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге , в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа - это туловище.
  4. Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
  5. Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
  6. Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
  7. Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
  8. Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.

Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.

Знакомство с гжелью детей дошкольного возраста

Сегодня программа дошкольного воспитания предусматривает ознакомительные уроки с народными художественными промыслами: хохлома , дымковская игрушка, гжель. Гжельская роспись, приобщит ребёнка к исконно русскому творчеству, поможет развить эстетический вкус, фантазию, умение составлять узор по разнообразным мотивам.

Для начала следует попробовать выполнить гжельскую роспись с помощью раскраски для детей

Раскраски - это картинки в виде шаблонов , изображающих, посуду, птиц, и животных. Работать с раскрасками Гжель интересно и познавательно для детей в любом возраста. Простые элементы помогут без труда освоить этот вид росписи. Когда ребёнок потренируется на раскраске, можно пробовать оформлять тарелочку из глины, гипса или бумаги.

Мастер класс «гжель» по росписи лошадки

Нам потребуется:

  • Гипсовая фигурка лошадки.
  • Художественные акриловые краски синего и белого цвета.

Ход работы:

  1. Покрываем фигурку акриловым белым грунтом.
  2. Наносим простым карандашом рисунок.
  3. Приступаем к раскрашиванию голубым цветом.
  4. Сначала оформляем гриву, потом хвост и нижнюю часть ног.
  5. Наносим темно - синюю краску поверх карандаша.
  6. Делаем небольшие штрихи по голубому цвету.
  7. Покрываем фигурку лошадки лаком.

Не теряете времени и осваивайте класс по гжельской росписи вместе с детьми!


Изготовление гжельского фарфора .

В Гжели трудилось немало мастеров, прошедших обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Владея большим опытом гончарного дела, дополнив его новыми навыками, гжельские умельцы быстро научились изготовлению майолики и начали выпускать подобные изделия у себя. Они делали нарядную посуду, декоративные квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и много другой кухонной утвари. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. По обыкновению в центре рисунка располагалась птица, которая потом дополнялась условными деревцами, веточками, реже архитектурными сооружениями.

Сырье для гжел

ьских изделий.

Глина явля ется основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.

Для получения качественного конечного изделия в состав массы помимо глины добавляют и другие компоненты, такие как:

  • Кварцевый песок
  • Нефелинсиенит
  • Перлит
  • полевой шпат

Основные способы изготовления гжельской керамики:Благодаря этим добавкам появляется возможность регулировать пластичность керамической массы, плотность, огнеупорность.

Формовка - производится из керамической массы руками мастера на токарном станке, либо автоматизированным способом - с применением готовых шаблонов на станках различной конструкции.

Литье в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер).

Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции - оправке.




В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.




На фото сверху: немецкая камера обжига в цеху по обжигу изделий.


Обжиг гжели

Следующий процесс изготовления керамического изделия - обжиг, в результате которого изделие приобретает прочность. Процесс обжига совершается дважды:

Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После утильного обжига изделие покрывают глазурью(тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и и декоративные качества).

Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этаме на изделии закрепляется нанесенная глазурь.

Наиболее подробно процесс изготовления гжельского фарфора показан в фильме Синяя птица "Гжель":

Интересные факты о гжели:

Искусство гжели существует уже довольно-таки давно. Практически каждый человек, которому удалось посетить выставку искусства гжели, унес оттуда массу положительных впечатлений. А мы предлагаем вам интересные факты про искусство гжели и все, что с ним связано.

Вопреки всеобщему мнению, гжель может быть не только бело-голубых цветов, но и зелено-белой, черно-красно-белой и даже разноцветной;


1.Ставшая традиционной бело-голубая гжель является не исконно русской – данные оттенки заимствованы у голландцев;

2.Традиционные цвета – сочетание голубого и белого, отнюдь не исконно русские, а позаимствованные из голландской культуры

3.Каждое изделие расписывается только и исключительно вручную

4.Бело-голубая роспись получается необычным способом: сперва изделия расписывают при помощи оксида кобальта (он имеет черный цвет), после этого покрывают глазурью белого цвета и ставят в печку. После этого кобальт восстанавливается и приобретает тот самый небесно-голубой оттенок, глазурь же становится прозрачной – вот и секрет чуда;

5.Во время последнего обжига гжель существенно уменьшается

О ГЖЕЛЬСКОМ ФАРФОРОВОМ ЗАВОДЕ

Гжельский ф
арфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.

Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.


Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые,бережно сохраняя старые традиции, используют передовые методы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, внедрение технологических новшеств, высокий художественный уровень, объем выпускаемой продукции - вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди гжельских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

Гжельский фарфоровый завод- постоянный участник выставок-смотров народных художественных промыслов России.

Байка

Знаменитый гжельский фарфор появился в конце XVIII века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. С тем же благоговением к гжельским вещицам относились и в советские времена. Секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции со стороны местных гончаров, строго хранили свои секреты. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать тайны на сторону. Крестьяне же прост

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.