Крыша вашего дома нуждается в декоративном окрашивании, так же как и его стены. Краска не только завершит цельный образ эстетичного здания, но и защитит кровлю от агрессивных воздействий окружающей среды. Наша статья раскроет вам секреты технологии удачного окрашивания кровли.

Как правило, окраске подвергаются в основном кровли, выполненные из оцинкованной стали. Наличие цинкового покрытия предохраняет металлические элементы от коррозии и продлевает срок их службы, однако цинк и сам нуждается в антикоррозийном покрытии, в роли которого может удачно выступить краска.

Прежде чем начинать малярные работы, обратите внимание на следующие общие рекомендации:

Для окрашивания кровли необходима сухая погода, идеальными периодами считаются апрель-май и сентябрь-октябрь - специалисты утверждают, что нанесенное покрытие в такое время покрытия будет наиболее долговечным.

Ни в коем случае не следует приступать к покраске кровли во время дождя.

Для работы подготовьте обувь на мягкой подошве (желательно резиновой), чтобы не скользить по кровле и не царапать поверхность крыши.

Позаботьтесь о страховке - проводя кровельные работы, для безопасности привяжитесь крепкой веревкой к стропилам или балкам. Отметьте, что дымовая труба является ненадежной опорой в данном случае и может не выдержать тяжести вашего тела.

Технология покраски стальной кровли

  1. Старательно очистите кровлю, удалив пыль и грязь, избавившись от ржавчины. Ржавые пятна следует обработать железной щеткой и сразу же покрыть зачищенный участок грунтовочной краской для металла.
  2. Внимательно осмотрите кровлю, обращая внимания на механические повреждения поверхности, в частности сквозные отверстия, выходящие на чердак.
  3. Небольшие отверстия на скатах и прорехи на гребне крыш заделайте замазкой, приготовленной из сухого мела и натуральной олифы. При желании в замазку можно добавить немного масляной краски для придания нужного оттенка.
  4. Внушительные дыры требуют создания заплат. Заплату необходимого размера, как правило, нарезают из брезента. Готовую и обязательно сухую заплату пропитайте сметанообразным составом железного или свинцового сурика на олифе - для качественной пропитки хватит 10-15 минут.
  5. Отожмите полотно заплаты и наклейте ее на соответствующий участок кровли, аккуратно разгладив руками или кистью с жестким ворсом. К окрашиванию можно приступать не раньше, чем через 5-7 суток после накладывания заплат.
  6. Уплотните гребни кровли, подбивая их обычным молотком или киянкой - добейтесь надежного прилегания соединений.
  7. Нанесите на поверхность кровли грунтующий состав - обычно для его приготовления используют жидкую массу (густая краска, разбавленная олифой). Грунтовку наносят кистью, аккуратно растушевывая ее тонким слоем.
  8. Для окрашивания кровли применяют маховые кисти с жесткой щетиной, которой втирают краску в поверхность. Использовать валики не рекомендуется, так как благодаря их мягкому ворсу получаются толстые пласты краски на кровли. Такие слои легче покрываются трещинами, к тому же для их создания потребуется явно большее количество красящего состава.
  9. Начинайте малярные работы с нанесения краски на кровельные спуски, которые в любом случае требуют дополнительного окрасочного слоя по сравнению с остальной поверхностью кровли.
  10. Дождитесь высыхания краски на спусках и приступайте к покрытию всей кровли. Набирайте небольшое количество краски на кисть и растушевывайте ее тонким слоем по направлению от конька к спускам.
  11. Не забывайте регулярно перемешивать красящий состав, чтобы не допустить потери им однородности.
  12. Обычно кровлю окрашивают 1-2 раза в зависимости от ее изношенности, новые кровельные покрытия - 2-3 раза. После нанесения каждого из слоев необходимо сделать паузу (5-8 суток), позволяя покрытию хорошо просохнуть.

Обратите внимание!

Используйте специальную краску для оцинкованного металла.

Краска для первого слоя нужна более жидкая, чем для последующих пластов.

Водосточные трубы до окрашивания следует разобрать и тщательно прочистить, а затем покрасить изнутри и вернуть на законное место.

Внутренние поверхности стальной кровли - листы, обращенные к чердаку - также нуждаются в антикоррозийной защите. А значит, желательно окрасить обе стороны кровли. Нанесите два слоя краски при помощи маховой кисти, оставляя элементы обрешетки в исходном виде.

Красим кровлю из шифера

Шиферные покрытия не менее стальных нуждаются в защитном покрытии краской. Однако в данном случае упор делается на декоративных аспектах окрашивания - исходно серый шифер выглядит не слишком привлекательно.

Для проведения малярных работ воспользуйтесь специальной кровельной краской для шифера (как правило, на акриловой основе). Цвет краски выбирайте, исходя из собственных пожеланий и предпочтений. Традиционно шиферные крыши окрашивают в темные цвета (черный, темно-зеленый), так как светлые тона легко загрязняются. К тому же северная сторона крыши часто обрастает мхом, наличие которого лучше прикроет темная поверхность.

Листы шифера можно сделать и разноцветными. Подумайте, как лучше скомпоновать цвета и приобретите несколько банок краски соответствующих тоном. Монтируя кровлю, листы разного цвета уложите в разбежку или соберите ряды различных цветов.

Шифер проще красить до установки. Расстелите листы на земле и приступайте к окрашиванию, предварительно загрунтовав для лучшего сцепления покрытия с основанием.

Малярные работы по шиферу проще вести при помощи маховой кисти с жесткой щетиной, так как валику будет проблематично равномерно прокрашивать вогнутые и выпуклые элементы будущей кровли.

Сама покраска крыши конечно же может сослужить хорошую службу, потому что слой краски будет в будущем защищать кровельный материал, будет это шифер либо покрытая оцинкованной сталью, также придаст строению завершенный эстетический вид. Данный материал прослужит достаточно хорошо и долго, краска предупредит развитие коррозии на поверхности нашего кровельного покрытия.

Надо всегда помнить и о том, что покраску крыши дома следует осуществлять согласно с погодными условиями. До того как задать себе вопрос: как все же выкрасить крышу строения, задайтесь вопросом, когда это лучше всего сделать. Специалисты всегда рекомендуют не начинать малярные работы по покраске крыши в сильную жару, потому что это очень плохо отразится в дальнейшем на процессе покраски. Во время дождя или сырой погоды, вы тоже как понимаете красить крышу не рекомендуется.

Хорошим временем чтобы проводить работы по покраске кровельного покрытия в первую очередь становится весна (либо апрель, либо май) или же рекомендуется красить осенью (в сентябре или октябре). Сухая погода в данные периоды станет залогом более долговечного срока службы нанесенной покраски, задача которого не только лишь преобразить крышу, но и защита материала от наружных воздействий.

Техника безопасности при покраске крыши

Похлопочите о том, чтоб во время проведения наших малярных работ на крыше вам было не только лишь комфортно, но и не опасно. Для этого подберите обувь с резиновой подошвой, хорошей кандидатурой может стать без разницы какая обувь на мягкой подошве, которая не сможет поцарапать поверхность материала. Но она не должна быть чересчур скользкой в ваших же интересах. Обмотайте себя за талию крепкой веревкой, организовав, таким образом страховку. Другой же конец веревки привяжите к опорам. Не полагайтесь на кажущуюся с первого взгляда крепость дымовой трубы: она может не выдержать значительного веса. Теперь можно смело приступать к предварительным работам.

На первый взгляд, такой простой и быстрый в выполнении процесс покрытия крыши краской требует кропотливой и тщательнейшей подготовки всей поверхности. В первую очередь подготовительная обработка покрытия крыши обеспечит крепкое прилегание слоя краски, следовательно и его надежность и долговечность. Сначала необходимо постараться удалить всю грязь и пыль с поверхности нашей крыши. Также это позволит вам увидеть все те недостатки, которые предстоит устранить.

Если вы увидели ржавчину, то ее необходимо зачистить именно в покоробленных коррозией местах при помощи стальной щетки. После очистки обрабатываем участки особым грунтовочным составом, специально предназначенным для металла.

Если обнаружите маленькие дырочки и отверстия на поверхности крыши, тогда можно воспользоваться шпатлевкой, состоящей из олифы и мела. Маленькая хитрость - если добавить в состав олифы немного краски, которой потом будет покрашена крыша, тогда обработанные участки практически не будут выделяться нигде, ни на скатах, ни на гребне.

В случае с большими отверстиями, нужно провести работу по установке заплат. Можно пользоваться брезентом, для этого сухой материал надо нарезать на куски необходимых размеров, пропитать составом сурика (металлическим, свинцовым) на олифе, который имеет консистенцию сметаны. Через 10 минут после нанесения состава заплаты отжимаются, наносятся на поверхность крыши и разглаживаются. В ситуации с созданием схожих заплат следует помнить о том, что к малярным работам мы приступаем только спустя неделю после ремонта.

Необходимо также обратить внимание на элементы водосточной системы: трубы нужно снять, прочистить и выкрасить внутреннюю поверхность. Только после всего этого трубы можно устанавливать на место.

При помощи кисти на саму поверхность крыши наносится грунтующий состав подготовленный заранее, который представляет из себя смесь олифы с загустевшей краской.

Специально для тех, кто интересуется тем, как выкрасить крышу подобным образом, чтоб она была очень защищена от коррозии, нужно дать один очень принципиальный совет. К чердаку обращены все те же железные листы, и как следствие, они требуют такой же защиты, как и кровельные материалы снаружи. Не нанося краску на саму обрешетку, малярной кистью покрасьте железные листы в чердачном помещении.

Подобрав необходимый вам красящий состав для покрытых цинком листов, всегда помните, что вся покраска крыши дома от начала и до конца должна проходить в несколько приемов. В случае, если на крыше материалы новые, тогда их следует покрыть краской в 2-3 захода. Обычно для крыши довольно 1-2 слоя. Между нанесением слоев нужно сделать не большой перерыв в 5-7 суток. Первая покраска наносится более водянистым составом краски.

Во время ведения малярных работ временами перемешивайте краску, чтоб она оставалась однородной. Не рекомендуется использовать для покраски крыши специально предназначенные валики, они могут стать предпосылкой образования неровного слоя краски на поверхности всей крыши. Это станет предпосылкой дальнейшего образования трещинок потом. Идеальнее всего для такой малярной работы сможет подойти маховая кисть с достаточно жесткой щетиной. Маховой кистью наносим красящий состав на спуски кровли. После того как высохнут спуски можно уже покрыть краской всю оставшуюся крышу. Двигаться необходимо от коньков к спускам.

Если сталь нуждается в противокоррозийной защите, то шифер нужно красить, исходя сначала из эстетических соображений. Скучно серый шифер навряд ли сможет нормально дополнить общую цветовую и жизнеутверждающую композицию строения. Но при подборе красящего состава необходимо обратить внимание на базу, часто для шифера применяется краска на акриловой базе. С цветом каждый владелец дома может обусловиться без посторонней помощи, но есть общие советы: обычно употребляют темные тона цветов, чтоб на поверхности не так был приметен время от времени возникающий мох и мусор.

Красят крышу из шифера обычно маховой кистью с жесткой щетиной. Валик в данном случае абсолютно не комфортен. Благодаря кисти, поверхность всей крыши будет прокрашиваться умеренно.

Лучше всего проводить малярные работы перед установкой материала на крышу. Еще проще красить шифер, который раскладывается на земле, чем тот, который уже установлен на крыше. Перед самой покраской вся поверхность материала подвергается грунтовке. Можно воспользоваться краской разных цветов. При успешной сборке разноцветных листов при монтаже выходит весьма уникальный образ дома.

Большинство застройщиков сегодня покрывают крышу крашеным профнастилом или металлической черепицей. Но к концу строительства денег часто не хватает, поэтому выбор некоторых падает на более дешевые оцинкованные листы.

Из них же сделано множество крыш на домах более старой постройки. Продлить срок их службы, а заодно и изменить цвет поможет покраска оцинкованной крыши специальными составами.

Что дает покраска

Несмотря на устойчивость оцинковки к коррозии и даже на наличие защитного масляного слоя на кровельных листах, через какое-то время под действием атмосферных осадков он сходит, и металл начинает ржаветь. Краска для оцинкованной крыши способна предотвратить или остановить этот процесс, приводящий к постепенному разрушению покрытия.

Однако это не единственная причина её применения, есть и другие:

  • Это возможность изменить внешний облик дома , создать стилистически и колористически выверенную гармонию крыши и фасадов;
  • Покраска крыши своими руками обойдется значительно дешевле полной замены кровельного материала , даже не смотря на высокую стоимость предназначенных для этой цели составов.

Но, чтобы покрытие надежно защитило поверхность от агрессивного воздействия атмосферы, сделало её более привлекательной и прослужило не один год, нужно знать, чем красить оцинкованную крышу и как делать это правильно.

Составы для нанесения на оцинковку

Так как поверхность оцинкованного металла обладает высокой пассивностью, то краска для него должна обладать хорошими адгезионными (сцепляющими) свойствами и эластичностью.

Обратите внимание. Масляные краски и алкидные эмали при нанесении на металл химически взаимодействуют с ним, что приводит к значительному ухудшению сцепляемости, а затем и быстрому отслоению от поверхности. Поэтому их использование не рекомендуется для данной цели, если только вы не хотите каждый год повторять эту трудозатратную и недешевую процедуру.

Есть специально разработанные для окраски оцинкованных поверхностей составы на основе синтетических акриловых смол – акриловые грунт-эмали. Их цена достаточно высока, но и прослужит такое покрытие долго, став не только украшением старой кровли, но её надежной защитой.

Что приведет к существенному увеличению срока её эксплуатации. Таких составов много, рассмотрим самые качественные и популярные.

Сереброл

Это антикоррозионная эмаль для черного и оцинкованного металла, производимая на основе алюминиевой пудры, создающей барьерный эффект и повышающей защитные свойства поверхности.

Также в состав входят:

  • Перхлорвиниловые смолы;
  • Эпоксидные смолы;
  • Антикоррозийные добавки;
  • Органические растворители.

Помимо высокой устойчивости к коррозии, она придает обработанной поверхности износостойкость и невосприимчивость к воздействию масел и нефтепродуктов.

Хаммерайт

Продукция этой марки славится тем, что не требует удаления ржавчины – краску можно наносить прямо поверх неё.

Обладает она и такими положительными качествами, как:

  • Разнообразие выбора цветовых решений;
  • Быстрое высыхание;
  • Высокая степень сцепления с поверхностью металла;
  • Создание износостойкого покрытия с повышенными антикоррозионными свойствами;
  • Долговечность;
  • Устойчивость к выцветанию;
  • Высокие декоративные свойства.

Однако через несколько лет после нанесения ржавчина все же может проступить сквозь покрытие. Иногда на нем образуются солевые отложения и трещины.

Совет. Чтобы избежать этого, поверхность кровли перед окрашиванием нужно хорошо обезжирить, а краску наносить не валиком, а кистью.

Тиккурила

Финская компания Tіkkurila выпускает лакокрасочные материалы буквально для всех видов работ и для любых поверхностей. Краска для оцинкованной кровли обладает теми же достоинствами, что и составы марки Hаmmerite: она легко распределяется по поверхности и быстро сохнет, образуя противостоящее коррозии покрытие, надежно защищающее крышу от осадков и сохраняющее первоначальный цвет на протяжении многих лет.

Но есть у неё и дополнительные достоинства:

  • Она обладает устойчивостью не только к атмосферным осадкам, но и к агрессивным химическим средам;
  • Отличается высокой термоустойчивостью (до 80 градусов);
  • Так же легко переносит и низкие температуры. Причем не только во время эксплуатации, но и при хранении и транспортировке;
  • Наносится в один слой, не требуя предварительной грунтовки поверхности.

Уником

Специальная уралкидная однокомпонентная эмаль от российской компании ЛКМ Торг, занимающейся выпуском преимущественно составов специального назначения. Как и предыдущие составы, содержит в себе противокоррозионные добавки и светопрочные пигменты.

Технология окрашивания

Выбрать краску – это лишь половина дела. Нужен ещё качественный инструмент и четкая инструкция: как, что и в какой последовательности делать.

Лучше всего использовать для этого широкую кисть с прочной щетиной, не теряющей волоски в процессе работы. Или краскопульт (см. Как выбрать краскопульт и не ошибиться).

Что же касается самого процесса, то он выполняется в два этапа.

Подготовка

Чтобы понять, какие подготовительные работы требуются на крыше, нужно оценить её состояние, предварительно очистив поверхность от мусора и грязи. Для этого её обметают и моют с использованием раствора стирального порошка или другого моющего средства, затем смывают его чистой водой из шланга.

  • Если крыша была окрашена ранее и старая краска облупилась, её нужно счистить;
  • Если на ней есть проржавевшие участки, их следует заменить либо, если повреждения не критичные, очистить керосином или шлифовкой.

Обратите внимание. Последнее требование относится только к тем краскам, которые не предназначены для нанесения по ржавчине.

  • Отверстия от крепежа, трещины и прочие дефекты заделываются герметиком или методом пайки;
  • Затем поверхность обезжиривают, чтобы увеличить сцепление с краской. А под некоторые составы рекомендуется наносить грунтовку.

Окрашивание

Переходим к тому, как покрасить оцинкованную крышу:

  • Во-первых, нужно выбрать теплый сухой день без сильного ветра. Не стоит тянуть до вечера, так как на свежепокрашенную поверхность может выпасть роса и испортить её.
  • Во-вторых, после всех подготовительных работ крыше нужно дать высохнуть. Также следует дожидаться высыхания каждого слоя грунтовки или краски, если она наносится в несколько слоев.

Работу выполняют любым удобным инструментом, двигаясь сверху вниз и стараясь не оставлять не прокрашенных участков.

Это важно! Чтобы избежать падений и травм, работать нужно со страховкой.

Заключение

Как правило, краска держится на поверхности 8-10 лет, после чего отделку повторяют. Но раз в два-три года стоит проверять состояние покрытия и, если на нем появились трещины и прочие повреждения, закрашивать эти участки, чтобы не допустить попадания влаги на металл.

Подробнее сам процесс показан на видео в этой статье.

Покрытие из металла обходится дороже традиционной .

Однако застройщиков привлекает прочность, а также длительный срок службы этого материала.

Чтобы защитить от воздействия этих факторов и предотвратить появление ржавчины, используется окрашивание. Причем, красить крышу нужно не единожды, а периодически, так как со временем портится под влиянием тех же факторов.

Насколько часто придется повторять процедуру, зависит от вида и качества самого покрытия, качества его нанесения.

Краска должна отвечать ряду требований:

  • быть стойкой к коррозии – содержать коррозийные ингибиторы;
  • иметь хорошие адгезионные свойства;
  • один из наиболее важных параметров – это атмосферостойкость;
  • чем больше у краски эластичность, тем лучше она подходит для окрашивания металлической кровли;
  • немаловажным условием является декоративность покрытия, так как выполняют не только для защиты от непогоды, но и для придания кровле привлекательного внешнего вида.

  • алкидные;
  • масляные;
  • акриловые.

Первые два вида используют для железной кровли чаще всего – и процедуру их нанесения приходится повторять тоже часто, так как эти покрытия не отличаются стойкостью и долговечностью.

Еще один упрек в адрес обычных эмалей: они недостаточно растяжимые, и летом просто отслаиваются с крыши – происходит это вследствие температурного расширения металла. При этом акриловая эластичная краска держится гораздо лучше и намного дольше. Что касается , то акрилсодержащее покрытие дороже, но ежегодная покупка дешевых и недолговечных материалов едва ли обойдется дешевле.

О безопасности проведения работ

Об условиях проведения работ и безопасности напоминает инженер по ОТ и ТБ монтажно-строительной фирмы Тимофей Долгопятов:
«Общие рекомендации касаются погодных условий: приступать к работе нужно в сухую погоду при отсутствии ветра, как жара, так и мороз осложняют нанесение лакокрасочных покрытий.

Что касается непосредственно безопасности: работы на высоте нужно производить в обуви, которая не скользит, а также с применением страховочного пояса.

Необходимо использовать спецодежду, избегать попадания краски на открытые участки тела.

Окрашивание нужно проводить с напарником, который подстрахует в случае возникновения опасной ситуации. Стоит помнить и о том, что пары лакокрасочной продукции токсичны, а сами краски и растворители пожароопасны. Работы с преобразователем ржавчины необходимо производить в защитных очках и резиновых перчатках ».

Особенности окрашивания оцинкованной кровли

О важных моментах в выборе и нанесении краски на оцинкованную крышу расскажет профессиональный строитель, оператор покраски (маляр) Александр Кицук:
«Нельзя использовать для крыши, покрытой оцинкованными стальными листами, просто любое имеющееся в наличии лакокрасочное покрытие – они могут быть несовместимы.

К примеру, нанесение алкидной краски приведет к быстрому окислению поверхности и отслоению покрытия. Наиболее подходящими для такого вида крыш являются промышленные краски.

Перед тем, как наносить специальную краску против коррозии, все следы ржавчины нужно тщательно очистить при помощи жесткой щетки.

Железные крыши без оцинкованного защитного покрытия красить нужно в обязательном порядке ».

Подготовка поверхности и окрашивание

На вопрос, как подготовить крышу к покраске и произвести окрашивание, ответит бригадир маляров по металлу Денис Валеренко:
«Если есть желание покрыть свой дом, гараж или другую постройку металлом, стоит подумать об обычных стальных листах, которые будут защищены от влаги окрашиванием. Лист, покрытый антикоррозионной эмалью, обойдется намного дешевле металлочерепицы, а по долговечности такая крыша уступает ей незначительно. Поэтому этот вариант смело можно рассматривать в качестве альтернативы.

Если же кровля не новая, важно защитить ее от негативных воздействий с помощью краски, тем самым продлив срок ее эксплуатации.

И в том, и в другом случае важно правильно подготовить основание.

При первом окрашивании основная задача заключается в удалении пыли. Прежде окрашенную поверхность нужно сначала очистить от остатков старого покрытия и ржавчины с помощью металлической щетки или специальных химических средств – преобразователей и удалителей ржавчины. Сильно поврежденные коррозией листы нужно заменить, а затем можно приступать к удалению мусора.

От площади и конфигурации зависит, сколько краски потребуется. Примерный расход обычно указан на этикетке или в инструкции. Далее все зависит от выбранного типа лакокрасочного покрытия, главное – строго следовать рекомендациям производителя. Перед применением состав нужно перемешать.

Первыми красят водосточные желоба, затем спуски. Скаты, как правило, красят широкими маховыми кистями или валиками вдоль, двигаясь сверху вниз, а затем переходят к коньку. Если слоев наносят несколько, перед тем как нанести следующий, нужно дождаться полного высыхания предыдущего ».

Технологии не стоят на месте

О новых материалах расскажет представитель фирмы, специализирующейся на поставках лакокрасочной продукции и строительной химии, Лиза Бондаренко:
«Водно-дисперсионные краски для металла – это чушь. Такое утверждение было справедливым еще несколько лет назад. Попадание влаги на железную крышу – и сразу же начинается активный процесс коррозии.

Но речь идет не о традиционном, а о специализированном акриловом водно-дисперсионном покрытии: оно идеально подходит для металлической кровли.

Такая краска обладает хорошей адгезией с металлом и отличными антикоррозионными свойствами.

Кроме того, испаряются не вредные вещества, а вода, поэтому этот вид покрытия безопасен в экологическом плане. Успешный опыт применения в европейских странах позволил наглядно убедиться в и преимуществах применения, и подобные материалы уже продаются и используются в России ».

Что почем

  • «Цикроль» – краска для металлических и оцинкованных крыш, расход 0,2-0,3 кг на 1 кв. м, стоимость 200-250 руб./кг;
  • «Тиккурила Панссаримаали» – применяется для наружной окраски оцинкованных, алюминиевых и стальных поверхностей, в том числе металлических крыш, расход 1 л на 8-12 кв. м, стоимость 650-700 руб.;
  • кровельная краска по оцинкованному железу «Еврокровля», при нанесении валиком в 1 слой расход 50-100 г на 1 кв. м, стоимость 350-400 руб.;
  • «Hammerite» – подходит для нанесения на ржавые неокрашенные и окрашенные ранее поверхности из чёрных металлов, расход 1 л на 5 кв. м, стоимость 600-650 руб./л;
  • «Акваметаллик» – акриловая антикоррозионная грунт-эмаль для металла на водной основе, расход 0,2-0,25 кг на 1 кв. м, цена 240 руб./кг.

Случается, что владельцам зданий, крытых тонколистовой сталью с защитой из цинка, приходится искать, чем покрасить оцинкованную крышу дома, чтобы не загнать коррозию под лакокрасочное покрытие, а остановить разрушение металла кровли раз и навсегда. На рынке представлено достаточно много марок лаков и красок, но не все они одинаково подходят для обработки оцинкованной поверхности.

Зачем нужно красить оцинкованную кровлю

Как ни странно, но сама постановка вопроса о необходимости покраски оцинкованной кровли зачастую ставит в тупик будущих хозяев. Сбивает с толку достаточно распространенный среди автолюбителей и кустарей-самодельщиков миф о том, что оцинкованный металл даже в экстремальных условиях городских улиц не гниет и не ржавеет. Поэтому, как бы формально, не существует причин для того, чтобы покрасить оцинковку на крыше.

В реальности ситуация с оцинкованной кровлей обстоит сложнее и запутаннее:

  • Цинк — относительно мягкий металл, поэтому при перевозке и монтаже на оцинкованной поверхности появляются царапины глубиной до 0,1 мм;
  • Оцинкованная поверхность крыши оказывается значительно менее устойчивой к абразивному воздействию ветра с поднятой пылью и мелким песком.

В результате трения песка на блестящем металле, особенно в районе конька, карнизов и свесов кровли, появляются лысые полоски без оцинкованной защиты. Если вовремя не покрасить крышу, то достаточно быстро появится белесый налет, и далее остановить процесс коррозии будет непросто.

К сведению! После того как оцинкованный слой будет стерт абразивом, ржавчина начинает проникать под защиту, поэтому размеры пораженной поверхности могут быть значительно больше, чем видимое пятно.

Первоначально блестящая оцинковка фальцевой крыши придает всему строению праздничный вид, хотя многие хозяева предпочитают вместо оцинкованной более природные или натуральные цвета, например, краски обожженной черепицы или цветные колеры битумной кровли. Это еще один способ покрасить крышу из оцинкованной стали, тем более чем раньше приступить к покраске, тем более долговечным получится декоративный слой.

Особенности покраски оцинкованной крыши

Красить крышу из оцинкованного железа можно несколькими способами, инструменты и приемы окраски практически не отличаются от тех, что применяют для нанесения лакокрасочного покрытия на обычную металлическую поверхность, например, при окрашивании металлических ворот или забора из черной стали.

Но цинк — необычный металл, его структура такова, что независимо от способа нанесения на тонкую листовую сталь, оцинкованная поверхность формируется из огромного количества микрокристаллов. Если пощупать оцинкованную поверхность пальцами руки, то тонкая цинковая пленка покажется слегка жирной, словно на нее нанесли небольшое количество силиконовой смазки.

Иногда горе-мастера, перед тем как покрасить оцинкованную крышу, обрабатывают металл растворителем, так, как это делается при нанесении краски на обычную черную сталь. В результате краска ложится на поверхность кровли неравномерно, часто даже скатывается микрокаплями.

Поэтому, перед тем как красить оцинкованное железо на крыше, потребуется, как минимум, правильно подготовить поверхность, провести обработку, увеличивающую адгезию и устойчивость красящей основы.

Чем покрасить оцинкованное железо на крыше

Самым сложным вопросом будет подбор лакокрасочного материала, подходящего для покраски фальцевой оцинковки. Разумеется, можно просто купить специальную краску с маркировкой «для оцинкованной поверхности» и полностью довериться опыту производителя лакокрасочных материалов.

Краска для оцинкованной кровли должна удовлетворять как минимум трем условиям:

  • Обладать высокой адгезией к оцинкованному покрытию;
  • Материал краски не должен взаимодействовать с цинком;
  • Лакокрасочный слой должен обладать высокой эластичностью и прочностью, не трескаться и не отслаиваться в условиях температурного расширения оцинкованного металла крыши.

Но специализированные защитные составы, используемые для покрытий на оцинкованных крышах в промышленности, стоят недешево. Поэтому всегда возникает дилемма – использовать доступную специализированную смесь для цинка или покрасить оцинкованную крышу красивейшей фирменной краской.

Чем нельзя красить оцинковку

Кровельный материал с защитным покрытием нельзя красить лакокрасочными составами с высоким содержанием солей кислот или щелочных мыл, обычно используемых в красках для улучшения адгезии и преобразования ржавчины в фосфат железа. В отличие от стали, цинковый слой быстро растворяется с образованием амфотерных соединений, в результате краска отслаивается и сходит с поверхности крыши вместе с оцинкованным покрытием.

Вторым ограничением является присутствие в краске специальных тонеров или пигментов на основе порошковой меди, олова или сурьмы. Если покрасить оцинковку краской с медным пиментом, даже в окисленной форме, процесс деградации кровельного покрытия все равно происходит, правда, с заметно меньшей скоростью, чем при прямом контакте с медью.

Акриловые краски

Наиболее популярными для оцинкованных крыш считаются материалы на акриловой и водной основе. Акрилаты и полимеры на их основе обладают наименьшей коррозионной активностью по отношению к цинку, поэтому краски подобного класса можно использовать, для того чтобы покрасить фальцевые кровли в яркие расцветки.

Но прочность сцепления акриловых покрытий с оцинкованным металлом невысока, поэтому их можно использовать для небольших деталей, например, доборных элементов. Например, краску компании «Краско» под маркой «Цикроль» и его аналоги можно наносить пульверизатором, кисточкой или обычным малярным валиком.

Для полноразмерных скатов крыш, крытых железом, лучше всего использовать композиционные смеси акриловых смол и циклогесанонформальдегида, растворенных в полярном растворителе, обычно на основе этилового и бутилового спирта.

В качестве красящего пигмента используют алюминиевую и цинковую пудру.

К сведению! Если металл, из которого изготовлен тонер-наполнитель, расположен левее цинка в ряду электронапряжений или потенциалов металла, то гальванической пары не образуется.

В этом смысле алюминий является наилучшим материалом, так как из-за окисной пленки не проявляет активности при контакте с растворителями.

В качестве примера удачного выбора краски для новых оцинкованных крыш можно привести композицию «Сереброл», обладающую полуматовым отблеском. Чтобы добиться высокого качества покрытия, достаточно покрасить оцинкованную крышу двумя слоями эмали. Хорошей репутацией пользуется белорусская MAV BASTION KR-12.

Полиуретановые краски для оцинкованных крыш

Покрытия на основе полимерных уретановых смол считаются более устойчивыми к внешним нагрузкам. Специалисты рекомендуют использовать полиуретановые лакокрасочные композиции в тех случаях, когда на крыше оказывается огромное количество песка, льда и прочих материалов, оказывающих абразивное действие на оцинкованное покрытие.

Полиуретановые и алкил-уретановые краски отлично сохраняют цветовую гамму, считается, что подобными материалами лучше всего покрасить старые и изрядно изношенные крыши. Например, недорогая «Уником» прекрасно пристает и удерживается на вытертой до дыр металлической кровле, даже если на поверхности остаются участки и следы оцинкованного покрытия. Тогда как перед использованием наиболее популярной акриловой композиции «Цикроль» лучше всего предварительно покрасить крышу грунтом, улучшающим сцепление с цинком.

Композитные и алкидные лакокрасочные материалы

Если оцинкованная кровля дома подвержена мощным порывам ветра, или существуют иные неблагоприятные условия, негативно влияющие на состояние крыши, то лучше всего для защиты оцинкованного металла использовать более современные варианты лакокрасочных покрытий на основе эпоксидных и уретановых смол.

Например, можно использовать тот же «Сереброл» на основе перхлорвиниловых и эпоксидных смол. Такая композиция отлично подойдет не только для фальцевой крыши, материал идеально выбрать, для того чтобы покрасить оцинкованные желоба и водосточные трубы. Тем самым можно уменьшить износ водоотводной части почти втрое.

Алкидные эмали применяются для покраски крыш в ограниченном количестве. И хотя кровля, окрашенная алкидно-уретановой композицией, выглядит очень красиво, лакокрасочное покрытие держится на оцинкованной поверхности не очень прочно. Поэтому, чтобы покрасить цинк, приходится покупать дополнительный грунт или использовать более дорогостоящие композиции «три в одном», с грунтом-адгезивом, блескообразователем и ингибитором коррозии.

Совет! Если есть выбор, то лучше всего покрасить оцинковку краской светлых тонов, без пигментов на основе окиси меди и железа.

Это не только улучшит защиту покрытия, но и скроет светлые пятна окислившегося цинка.

Как покрасить оцинкованную крышу дома

Способ нанесения защитного слоя на оцинковку зависит от размеров крыши и характеристик материала. В первую очередь необходимо подготовить поверхность оцинкованной кровли.

Схема зачистки выглядит следующим образом:

  • Удаляется старый слой краски. Если новое и старое покрытие одного типа, выполнено на одной полимерной основе, то потребуется лишь снять внешний окисленный слой краски;
  • Нанести грунт, лучше всего использовать «Ростекс Супер» или его аналоги, грунтовая основа специально разрабатывалась, как адгезив для акриловых и композитных покрытий;
  • Тщательно просушить слой грунта и покрасить.

К сведению! Многие лакокрасочные материалы можно наносить на грунт или прямо оцинковку даже при отрицательной температуре. Если не удается покрасить в теплое время суток, то работу лучше перенести до устойчивого заморозка.

В промежутке от 0 о С до +8 о С лучше всего не красить из-за образующегося слоя конденсата на крыше.

Подготовка новой оцинкованной крыши

Специалисты рекомендуют покрасить новую оцинкованную крышу после года эксплуатации, за это время на металлической поверхности образуется тончайший слой окисленного цинка. В результате адгезия краски увеличивается на порядок.

Сложнее всего покрасить только что уложенную оцинкованную крышу. Первоначально металл кровли вымывают щеткой с песком и каустической содой, тем самым удаляют слой технологической смазки, оставшейся на поверхности оцинковки еще с завода. Следующим этапом поверхность просто промывается чистой водой.

Покраска металла

Непосредственно перед нанесением краски металлическую кровлю натирают чистой сухой ветошью, пропитанной растворителем 647 или Уайт-спиритом. Покрасить металл необходимо в течение получаса с момента окончания обработки.

На крышу укладывают сбитый из досок трап, по которому и перемещаются во время работы. Удобнее всего покрасить фальцевую кровлю с помощью пульверизатора, установленного на штанге-удлинителе. В этом случае для окрашивания ската потребуется всего лишь один трап.

Максимальное качество поверхности можно получить только в безветренную погоду, поэтому наилучшее время для того, чтобы покрасить крышу, это тихое утро осеннего дня. Зачистку и подготовку поверхности кровли можно выполнить вечером накануне проведения работ.

Второй слой на металл наносится вечером, после тщательной просушки поверхности. За это время важно осмотреть нанесенный первый слой и определить огрехи и места, требующие подкрашивания.

Последним проходом подкрашивают детали водосточной системы и конька.

Заключение

Покрасить оцинкованную крышу дома можно без особых проблем даже обычной кисточкой, если нет специального оборудования или не позволяют условия работы. Только придется выбирать лакокрасочный материал без блеска, лучше всего на основе пигмента из алюминиевой пудры, чтобы избежать характерных для такого способа разводов и следов.