Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 352

Год издания: 2016

Язык: Русский

Эта книга - самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт для гадания. Ее создатель Артур Эдвард Уэйт не только был прекрасным знатоком и комментатором Западной мистической традиции, но и хорошо разбирался в прорицательных техниках. Карты, нарисованные под его руководством художницей Памелой Колман Смит, лишь кажутся простыми. Это продукт эзотерической (то есть секретной) школы, выработавшей очень интересное видение мира и сложную систему магической практики. Но по Таро Уэйта можно гадать и на сугубо мирские, повседневно-бытовые темы (что люди и делают уже почти сто лет), даже совершенно не интересуясь эзотерикой. В этой книге подробно освещаются обе стороны Таро Уэйта: мистическая и практическая. Вы найдете здесь переводы оригинальных текстов Артура Эдварда Уэйта и современную методику гадания на его картах.

Отзывы

Глеб, Новокузнецк , 30.03.2017
Искал один роман, давно друг посоветовал. А тут больничный. Чего делать библиоману? Читать канеш! Но чтоб везде и всюду не носить за собой книгу, я ее у вас скачал - называется Таро Уэйта как система. Теория и практика. Понравилось, что без заморочек. Ввел код перед скачиванием и все. Вас в закладки.

Анатолий, Барнаул , 21.01.2017
Порой для того, чтобы найти нужную литературу в глобальной сети, нужно потратить от 15 минут до целого часа. Это очень не удобно, ввиду постоянного отсутствия времени на подобные занятия. Очень доволен тому, что начал функционировать сайт с настолько богатой базой необходимых знаний. Теперь проблемы поиска книг для меня не существует!

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Это еще одна из моих любимых работ. Когда в конце 90-х я увлекся (как оказалось, на всю жизнь) картами Таро, литературы было очень мало. Мне захотелось собрать все, что можно было узнать о Таро Уэйта, в одном конспекте. Получилась вот такая книга, которая с 1999 года много раз переиздавалась под разными названиями и в разных форматах. Я постоянно исправлял неточности перевода, добавлял (по собственному желанию блеснуть ученостью) и убирал (по требованию издателей экономить бумагу и удешевлять книгу) разные исторические и теоретические материалы. Было несколько вариантов моего предисловия. Ниже я представляю облегченный (лишенный множества сносок) сетевой вариант.

***

Ответить на вопрос «Что такое Таро?» не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро — это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медитации. (Кстати, вопреки расхожему мнению, «обычные» игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот — в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое количество «козырей» — дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой работе по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифическая книга, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:

Таро — это, с одной стороны, целый комплекс человеческих практик, а с другой стороны — особый класс вещей, необходимых для этих практик.

Эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под практиками я понимаю Таро как:

  • игру (точнее, целое семейство карточных игр);
  • прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных систем, в основном относящихся к категории гадания, то есть использующих генератор случайных чисел);
  • символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать «класс систем»), кодирующую определенные философские, религиозные и т. д. идеи.

(Таро — это еще и особый жанр изобразительного искусства, в котором отметился, например, сам Сальвадор Дали. Но все равно готовое произведение оформляется как колода карт для гадания или философского созерцания, поэтому данную практику я бы не выносил в отдельный пункт.)

Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.

Таро как вещь может быть колодой карт или просто набором рисунков в книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.

Эта книга посвящена Таро как прорицательной и символической системе. Но я не случайно уточнил, что применительно к Таро можно говорить лишь о классах, или категориях, практик и лишь о достаточно обширном классе вещей. Не существует такой вещи, как «традиционная», «правильная» или «стандартная» колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать «стандартной» — дело личного выбора. Точно так же не существует единой, «традиционной» или «стандартной» методики гадания на картах Таро. И не существует единой «правильной» символической системы Таро. Итак, в нашей книге описывается лишь одна система Таро из многих — та, которую разработал английский оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857 — 1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Колман-Смит (1878 — 1951). Впервые изданная в декабре 1909 лондонским издательством «Райдер», эта колода впоследствии получила название « » и стала самой популярной в мире. О причинах этого беспрецедентного успеха мы поговорим чуть позже. В начале 1910 года то же издательство выпустило и книгу Уэйта, в которой даются гадательные и символические значения карт и методика прорицания — то есть собственно уэйтовская система.Книга тоже стала очень популярной, многократно переиздавалась на всех основных языках (в настоящем сборнике используются обширные фрагменты из нее), и для многих людей (особенно в Англии и США) Таро Уэйта — это, собственно, и есть Таро как таковое.

Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта — лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.

«Оккультным Таро» принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений — в противоположность колодам, созданным в первую очередь для карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры. Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, ассоциируясь с черной магией. На самом деле они происходят от латинского occultus («тайный», «сокровенный») и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.

Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змеям и лестницам» и т. п. были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, Мажорных или Больших Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. На этих страницах мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).

И тут начать нужно, безусловно, с французов Антуана Кура де Жебелена (1728(?) — 1784) и некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727 — 1804), чьи эссе « » и « » соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального труда де Жебелена «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным ». Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро. В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря с Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро. Кроме того, де Жебелен первым опубликовал — в качестве иллюстраций к своему эссе — колоду Таро, «исправленную» по оккультным соображениям. (Она состояла лишь из козырей и тузов и основывалась на распространенном тогда во Франции дизайне, который впоследствии получил название «марсельского Таро». Некоторые карты де Жебелен переименовал «в египетском стиле», а Повешенного (козырь XII) не только превратил в Благоразумие, но и перерисовал, поставив «с головы на ноги»). И де Жебелен, и де Меле обсуждали также гадательные применения Таро.


Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738 — 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом . Он впервые в документированной истории:

  • написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;
  • создал полную оккультную колоду (она была, с одной стороны, специально предназначена для гадания, а с другой стороны, должна была воспроизводить древнеегипетскую «Книгу Тота »);
  • установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и первоэлементами мироздания;
  • разделил карты Таро на мажорные и минорные .

Начиная с де Жебелена, все оккультисты создавали «исправленное» или «восстановленное» Таро. Основой для «исправления» сначала служило марсельское Таро, а со временем «исправляться» стали колоды предыдущих поколений оккультистов. Забегая вперед, укажу для примера, что Таро Уэйта, которому посвящена эта книга, было «исправлением» колоды ; в свою очередь, Уэйта «исправляли» и «дополняли» авторы, которых я перечислю позже. Эттейла исправил марсельское Таро очень радикально: он перерисовал все карты, поменял их названия и, что самое главное, нумерацию козырей. Этого ему не могли простить последующие поколения оккультистов, считавшие марсельское Таро либо древнейшим, либо максимально близким к гипотетическому древнеегипетскому прообразу, но, во всяком случае, «традиционным». (И все потому, что когда-то ученому масону де Жебелену случайно попалась на глаза колода не , не болонского Тароккино, не сицилийского Тарокко, а именно марсельского Таро.) Тем не менее, как показал текстологический анализ, проведенный недавно Джеймсом Риваком (США), около половины гадательных значений карт в книге того же Уэйта происходят от Эттейлы, либо от его учеников. Кроме того, минорные карты Эттейлы заимствовали для своих собственных колод такие видные оккультисты, как и (Эрнст Куртцан). Поэтому можно смело утверждать, что Эттейла еще и

  • заложил основы гадательных значений карт Таро;
  • внес вклад в иконографию оккультного Таро.

Гадательно-символическая система Эттейлы существует и развивается по сей день и породила много интересных вариаций, которым я намерен посвятить отдельную книгу. Но сейчас нас интересует другая ветвь традиции, основателем которой был Альфонс Луи Констан (1810 — 1875), более известный как Элифас Леви Захед или просто Элифас Леви. В его системе эзотерической философии Таро впервые оказалось тесно связанным с Каббалой — да и практически со всеми другими ветвями Западной оккультной традиции, поскольку свои энциклопедические сочинения Леви любил делить на 22 главы, которым соответствовали буквы еврейского алфавита, а значит, и козыри Таро.

Леви категорически отверг систему Эттейллы и взял за основу для марсельскую колоду. Он объявил Таро ключом ко всем оккультным наукам и практикам и самым совершенным инструментом прорицания. Вот важнейшие для истории оккультного Таро нововведения, предложенные Леви:

  • он связал десять очковых карт каждой масти с десятью Сефирот каббалистического Древа Жизни, а четыре масти — с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе);
  • хотя о соответствии козырей Таро еврейским буквам говорилось еще в «Первобытном мире », Леви первым соотнес Фокусника (позднее названного Магом) с буквой алеф , Папессу (впоследствии ставшую Жрицей) — с буквой бет , и т. д. Дураку (ненумерованному козырю марсельского Таро) Леви приписал 21-ю букву, шин .

Итак, Леви интегрировал Таро с Каббалой, и это была целостная система, которую продолжили развивать последователи Леви. Особенно большой вклад в нее внес доктор Папюс (Жерар Анкосс, 1865 — 1916). Он, в частности, в своей классической книге «Цыганское Таро » (1889) назначил козырям Таро астрологические атрибуты, воспользовавшись каббалистической книгой «Сефер Йецира », в которой буквы еврейского алфавита (уже соотнесенные Элифасом Леви с козырями Таро) сопоставляются с тремя стихиями, семью планетами и двенадцатью знаками Зодиака. Эта система, с отдельными вариациями, была вскоре принята оккультистами Германии, России и других стран, но, поскольку зародилась она во Франции, ее принято называть французской. Графически французскую систему впервые реализовал швейцарец (1860 — 1943). В 1889 году он издал колоду Таро из 22 козырей; эти же карты Вирта послужили иллюстрациями к «Таро цыган » Папюса.

Каббалистические и астрологические атрибуты карт — это важнейший аспект Таро как оккультной системы (да и как гадательной тоже, потому что эти соответствия не могут не влиять на значения карт в раскладах).


Французская система Леви — Папюса, при всей ее жизнеспособности и влиятельности,не лишена недостатков. Особенно странным и нелогичным выглядит размещение Дурака в последовательности козырей (Старших Арканов) между Судом и Миром. С одной стороны, если Дурак соответствует 21-й букве шин , он, по идее, и должен стоять между 20-й буквой реш (Суд) и 22-й буквой тау (Мир). Но, с другой стороны, в дооккультных колодах он либо вообще не имел номера, либо имел номер ноль, либо (в бельгийском Таро) нумеровался XXII, замыкая последовательность козырей. Во всех вариантах Таро как карточной игры Дурак — особая карта, которая подчиняется особым правилам (вроде джокера в других играх). Если верить в то, что создатели игры в Таро передали нам некое зашифрованное эзотерическое послание, на обособленность Дурака обязательно надо обратить внимание. Если ставить козыри Таро в соответствие буквам еврейского алфавита, логичнее предположить, что Дурак должен либо открывать последовательность, либо завершать ее. То есть соответствовать либо букве алеф (1), либо букве тау (22).

Оба этих варианта были реализованы после смерти Леви, что привело в конечном счете к созданию еще двух систем оккультного Таро.

Прародителем первой из них былеще один француз и ученик Леви, Жан-Батист Питуа (1811 — 1877), более известный под литературным псевдонимом Поль Кристиан. В его оккультных сочинениях « » (1863) и «История магии » (1870), в частности, описывается особая сложная система астрологии. В эту систему вплетаются нумерология, Таро и особый «алфавит магов», или «египетский иератический алфавит» (в принципе, это те же 22 еврейские буквы, только пишущиеся и называющиеся несколько иначе). Описывая Арканы Таро (кстати, именно Кристиан впервые назвал картины Таро «Арканами»), он следует порядку Леви (Крокодил, кристиановский аналог Дурака, имеет номер 0, но стоит между Арканами 20 и 21).

В 1888 году Эли Стар (он же Эжен Жакоб) издал книгу «Мистерии гороскопа », в которой описывается кристиановская версия астрологии и Таро. Эли Стар изменил нумерацию Крокодила (Дурака), поставив его на более уместное 22-е место.

В 1896 году (события все еще разворачиваются во Франции) вышла книга Р. Фальконнье «Двадцать два герметических листа прорицательного Таро ». Она была снабжена иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным текстам в соответствии с традицией Магов древнего Египта». Вряд ли иллюстрации Вегенераспециально создавались к этой книге, и вот почему. Фальконнье ввел свою собственную номенклатуру и нумерацию «листов» Таро.На картах Вегенера нет ни подписей, ни номеров, зато есть буквы того самого магического алфавита, который приводит в своих книгах Кристиан. Но если расположить карты по порядку букв, мы получим не нумерацию Фальконнье и даже не нумерацию Леви — Кристиана, а именно нумерацию Эли Стара (иначе говоря, карте с крокодилом и дураком соответствует 22-я, и последняя, буква алфавита).

Система оккультного Таро, в которой дизайн и названия карт происходят от Кристиана, а нумерация — от Стара, получила некоторое развитие вГермании, но расцвела по другую сторону Атлантики. В 1901 г. в Чикаго вышла книга Эдгара де Валькур-Вермона (писавшего под псевдонимом «Граф К. де Сен-Жермен»), в которой, в сущности, пересказывалась астрологическая система Кристиана — Стара. В 1936 году Элберт Бенджамин (известный более как , 1882 — 1951) издал книгу «Священное Таро ». Это шестой том из его энциклопедии герметических наук в 21 книге.Труды Заина и его собственная версия Египетского Таро породили несколько новых ветвей этой традиции в США и странах Латинской Америки.
Систему Леви — Папюса называют французской. Отпочковавшуюся от нее систему Кристиана — Заина я бы назвал американской.

Теперь мы переходим к английской системе — и приближаемся вплотную к теме настоящей книги, ибо Артур Эдвард Уэйт является ярким представителем именно этой школы Таро. Она тоже отпочковалась от французской системы, оформилась же в недрах знаменитого британского Герметического Ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году.

Для широкой публики название этого ордена ассоциируется в основном с многочисленными скандалами, расколами и судебными тяжбами, которые устраивали входившие в него знаменитости. Тем не менее, «Золотая Заря» сыграла важную роль в оккультном ренессансе начала ХХ века, породив огромное количество дочерних школ, орденов и оккультных систем. Основные ритуалы и теоретические документы Ордена составил Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 — 1918); он же разработал систему Таро «Золотой Зари». В 1888 году Матерс издал небольшую книжку «Таро: краткий трактат о чтении карт », в которой описывает колоду марсельского типа и приводит французские (т. е. согласно Леви) соответствия козырей еврейским буквам.Но уже в то время он работал над совершенно новой системой. В конце концов его новое, английское Таро было описано в так называемой «Книге Т », предназначенной только для членов Ордена. Супруга Матерса нарисовала соответствующую новым требованиям колоду. Ученики должны были собственноручно копировать ее и хранить копию исключительно для личного пользования. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Со временем были опубликованы как «Книга Т », так и само Таро «Золотой Зари». Английская система перестала быть тайной, но это лишь способствовало ее распространению.

Матерс, как и его предшественники, «исправил» колоду Таро. Он радикально изменил иконографию нескольких карт, назначил козырю Сила номер VIII, а Справедливости — номер XI (во французской школе и старом марсельском Таро было наоборот). Дурака он поставил не в конце последовательности козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответствовать не буква шин , как во французской системе, и не тау , как в американской, а алеф ! Кроме того, Матерс изменил общий порядок карт в колоде: в начале идут тузы, потом фигурные карты, потом очковые (в сложной астрологической последовательности); соответственно, козыри не начинают, а завершают колоду.


Перестановки карт позволили назначить козырям более уместные, с точки зрения Матерса, астрологические и каббалистические соответствия. Действительно, оккультной системе «Золотой Зари» нельзя отказать в целостности и продуманности деталей. Но от совершенства она была все-таки далека, иначе не находилось бы такое количество желающих ее реформировать. Две самые популярные в ХХ веке колоды Таро были созданы оккультистами, которые на каком-то этапе были видными членами «Золотой Зари». Речь идет, конечно, об Артуре Эдварде Уэйте и Алистере Кроули (1875 — 1947). С системой Кроули читатель может познакомиться, обратившись к его «Книге Тота », изданной в моем переводе . А мы наконец займемся непосредственно Уэйтом.

Уэйт был чрезвычайно эрудированным оккультистом и человеком разносторонних интересов. Начав свою карьеру католиком, он последовательно увлекался спиритизмом, теософией, учением Элифаса Леви, розенкрейцерством, мартинизмом, эзотерическим масонством... Он перевел и написал десятки серьезных книг, но прославился в первую очередь как автор самой знаменитой и продаваемой колоды Таро. В Герметический Орден Золотой Зари Уэйт, увлеченно коллекционировавший разные оккультные посвящения и степени, вступил в 1891 году; вскоре ушел из него, затем вернулся. В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт создал собственную группу раскольников — «Исправленный Орден Золотой Зари» — и распустил ее в 1914 году, сформировав затем «Братство Розового Креста». Все биографы Уэйта утверждают, что его наклонности всегда были не столько магическими, сколько мистическими, и он безуспешно пытался преориентировать «Золотую Зарю» с практической каббалистики на мистицизм более созерцательного толка. Тем не менее, в каббалистике он хорошо разбирался, с удовольствием переводил с французского Леви и Папюса и прекрасно усвоил магическую систему «Золотой Зари».

Теме картомантии и Таро Уэйт посвятил несколько небольших публикаций и наконец решил издать собственную — естественно, «исправленную», — колоду Таро. К тому времени (конец 1909 — начало 1910 гг.)из оккультных колод были широко распространены лишь эттейлловские, но Эттейллу «серьезные» оккультисты со времен Леви презирали как дешевого шарлатана. Авторитетом пользовалась колода Освальда Вирта, но в нейбыло лишь 22 карты Старших Арканов. Имело хождение египетское Таро Вегенера (см. выше); говорят, им пользовались теософы, но последователи Леви его тоже отвергали. И это, пожалуй, все. (Как уже отмечалось, к Таро «Золотой Зари» имели доступ только члены Ордена.) Возникла настоятельная необходимость в издании полной оккультной колоды Таро, которая бы стилистически не слишком далеко отходила от Вирта.

И вот в 1909 году во Франции вышла книга Папюса «Предсказательное Таро », к которой прилагался альбом — полная колода из 78 карт. Карты нужно было вырезать и наклеить на картон. Уэйт пошел по другому пути. В самом конце того же года он выпустил полную колоду готовых карт; книга «Ключ к Таро » и второе издание карт вышли в начале 1910 г.

Переиздания карт и книги Уэйта на разных языках и в разных форматах исчисляются десятками, если не сотнями.Таро же Папюса никогда не приобрело такой популярности. Почему? Старшие Арканы Папюса иллюстрируют описания Поля Кристиана (см. выше), а Младшие позаимствованы у Эттейллы. На очковых картах нарисованы только знаки мастей в соответствующем количестве и какие-то непонятные талисманы. Уэйт и здесь пошел по другому пути. Он велел своей художнице, Памеле Смит, снабдить каждую очковую карту, кроме тузов, уникальным сюжетным рисунком. Рисунок должен был отображать прорицательное значение карты. Вопреки широко распространенному мнению, Уэйт не был первым, кто до этого додумался (и он честно признает это в своей книге).Но то были колоды, известные разве что коллекционерам. А Уэйт и Смит сделали Таро для народа — широко доступное, понятное, готовое к употреблению. Теоретическая часть книги Уэйта (как и все его остальные работы) была написана очень мудреным языком, в многозначительном тоне, но описания карт и их значений в разных положениях и сочетаниях — достаточно просты и притом изящны.

Уэйт не дает ни на самих картах, ни в книге никаких астрологических соответствий, никаких еврейских букв — ничего, кроме общепринятых названий и номеров карт. Он сообщает, что в Таро существует Тайная Традиция (Доктрина) и не оставляет у нас сомнений в том, что сам он в нее посвящен, но объявляет, что многого раскрыть не может, ибо «здесь вопрос чести... Я чувствую, что пришло время сказать то, что можно сказать, чтобы свести к минимуму влияние нынешнего шарлатанства и неразумности». Название «Золотой Зари» в книге даже не упоминается. Вопрос о еврейских буквах (важнейший, как мы видели) Уэйт несколько раз затрагивает, но очень не хочет в него углубляться, отделываясь отговорками: «Истина в том, что настоящее расположение карт никогда не становилось известным».

Дурак под номером 0 располагается между козырями XX и XXI, как во французской традиции, но Сила имеет номер VIII, а Справедливость — XI (как в традиции «Золотой Зари»). При этом Уэйт ни единого разу не упоминает о «Золотой Заре»! Поскольку такое расположение козырей Сила и Справедливость именно в его книге впервые было опубликовано, а источник (Матерс и Орден Золотой Зари) не указан, неудивительно, что именно Уэйту и приписали авторство перестановки.

Замысел Уэйта, судя по вводным главам его книги, заключался в том, чтобы опубликовать внешнюю, экзотерическую версию эзотерической стстемы («Тайной Доктрины») Таро и составить здоровую конкуренцию шарлатанам и недоучкам (намекается на последователей Эттейллы и французской традиции). В части конкуренции замысел, безусловно, удался. Публика получила Таро, взывающее к интуиции, изображающее архетипы («универсальные типы»), не нагруженное (на взгляд непосвященного) сложными астрологическими и каббалистическими атрибутами. Пожалуй, в этом и заключается главный секрет всемирной популярности системы Уэйта: в том, что системы-то вполне может и не быть!Всё, что нужно для гадания и философской медитации, содержится в картах: смотри и истолковывай, как подсказывает интуиция. Список прорицательных значений может быть полезным, но в принципе можно обойтись и без него. Все карты Уэйта «говорят» — и это их качество стало чуть ли не стандартом для многих десятков позднейших Таро. Разрабатывая новые гадательные колоды, современные авторы все чаще иллюстрируют очковые карты, чтобы они напоминали пользователю о своих значениях и взывали к его интуиции. Кое-кто придумывает свои сюжеты, но чаще их заимствуют у соответствующих карт Уэйта. Так что система все-таки существует: хотя бы система образов.

Чтобы разгадать уэйтовскую «Тайную Доктрину», нужно быть учеником английской школы оккультизма. Один из таковых, Дэвид Аллен Халс, опубликовал в 1994 году монументальный труд «Ключ ко всему этому » (название цитирует кроулианскую «Книгу Закона », III, 47), в котором, помимо прочих интереснейших оккультных открытий, продемонстрировал скрытый символизм карт Таро Уэйта. Важнейшие наблюдения и рассуждения Халса включены в наш сборник; здесь мы только констатируем, что этот исследователь убедительно доказал: в Таро Уэйта есть и астрология, и Каббала, и другие магические атрибуты, и вся система образов выстроена в традиции Золотой Зари (хотя кое в чем и расходится с классическим ТароМатерса).

Итак, Таро Артура Эдварда Уэйта амбивалентно: с одной стороны, это продукт эзотерической (сиречь секретной) школы, выработавшей четкую систему иерархий, соответствий, атрибутов, ритуалов, посвящений и т. д. — то есть достаточно жесткую структуру теории и практики. Прорицание в «Золотой Заре» — это очень ритуализированная сакральная практика, требующая серьезной предварительной подготовки. Результаты прорицания выражаются в терминах духовной эволюции, астральных влияний, энергий Элементов и т. п.

С другой стороны, Таро Уэйта было опубликовано автором, то есть предназначено для всех. По этим картам можно гадать на сугубо мирские, повседневно-бытовые темы (что люди и делают уже десятки лет), даже не подозревая о существовании какой-либо оккультной традиции. Можно назвать эти два аспекта уэйтовской системы соответственно эзотерическим и экзотерическим. В настоящем издании предпринята попытка представить оба аспекта. Но читатель должен отдавать себе отчет в том, что для полного понимания эзотеризма Таро Уэйта следует искать посвящения в оккультную школу, следующую традиции «Золотой Зари». Ни из каких книг всех необходимых знаний не почерпнешь: нужна систематическая учеба и работа под руководством квалифицированных наставников. Что же касается экзотерического, или интуитивного, понимания этого Таро, то мы надеемся, что описания карт и упражнения, собранные нами из разных источников (в первую очередь из книги самого Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро »), помогут читателю сделать первые шаги на этом пути.

В заключение надо отметить, что история Таро Уэйта не окончилась с публикацией его колоды и книги. Во-первых, сам Уэйт с годами все больше разочаровывался в ритуальной магии «Золотой Зари» и созданной под ее влиянием собственной колодой Таро. В 1919 – 1923 годах художники Уилфрид Пиппет и Джо Брамс Триник создали для Уэйта новое, более мистическое Таро — 22 «Великих Символа Путей [Древа Жизни]» . Эти рисунки использовались в уэйтовском «Братстве Розового Креста», о котором мы упоминали выше, и не получили распространения за пределами этой школы.

Судьба же первого Таро Уйэта, или колоды «Райдер — Уэйт», была более интересна. Как мы уже отметили, это Таро многократно переиздавалось. Им охотно пользовались как гадалки, так и «высоколобые» оккультисты. Но и издатели карт, и лидеры оккультных школ рано или поздно явно начинали чувствовать, что в Таро Уэйта «чего-то не хватает». Издатели старались сделать эти карты «покрасивее», меняя цвета и перерисовывая все заново . Оккультисты поначалу пользовались колодой «Райдер — Уэйт», а потом создавали свою собственную. Приведем лишь несколько примеров:

К. К. Заин в созданной им школе «Братство Света» ( www.light.org ) поначалу пропагандировал Таро Уэйта, но в 1918 году опубликовал свою собственную колоду, в египетском стиле .

Пол Фостер Кейс, еще один выходец из «Золотой Зари», в созданной им школе «Строители Святилища» (www.bota.org) пользовался Таро Уэйта, но в 1931 году опубликовал свою собственную колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями.


Долорес Эшкрофт-Новицки для своей школы «Служители Света» (www.servantsofthelight.org) в начале 1990-х годов заказала колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями в духе классической системы «Золотой Зари».
Борис Моносов, основатель российской школы магии «Атлантида» (www.avvadon.org), использует в своей системе Таро колоду «Таро Аввадона » (1993). Она основана на Таро «Райдер — Уэйт», но нарисована в «русском стиле».

Эйлин Коннолли, выдающийся таролог и нумеролог современности, разработавшая собственную систему толкования Таро Уэйта, в 1989 году создала (вместе с сыном-художником) и собственную колоду , во многих деталях отличающуюся от уэйтовской.

Как относиться к такому огромному количеству «улучшенных» версий? Конечно, можно воспринимать это как свидетельство несовершенства оригинала, Таро «Райдер — Уэйт», но можно и как доказательство его жизнеспособности и эффективности. Так или иначе, системе Артура Эдварда Уэйта скоро исполнится сто лет! И к вековому юбилею она подходит живая-здоровая и окруженная системами-детьми и даже внуками.

Безденежье. Вы живёте от зарплаты до зарплаты, иногда занимаете у друзей, иногда берёте кредит, отказываете себе в прелестях жизни, завидуете знакомым, которые только что купили новый автомобиль, в то время как у Вас не хватает денег даже на обучение в автошколе. А чем они лучше Вас?.. Вы стараетесь изо всех сил, крутитесь, как белка в колесе, а просвета всё не видно. А пожить красиво хочется! Купить новый гаджет, вкусно покушать в ресторане, съездить на море…

Для многих знакомая ситуация. Жизнь превращается в бесконечную гонку, Вы выдыхаетесь, и все Ваши мечты так и остаются нереализованными. Интересно, что с Вами будет, если Вы продолжите жить в том же духе? Долговая яма, ощущение постоянной нехватки ресурсов, неудовлетворённость и, как следствие, ухудшение отношений с окружающими людьми, зависть и озлобленность на весь мир за Ваши трудности. Сколько ещё лет своей жизни Вы готовы отдать такому положению дел? Не чувствуете ли Вы себя тягловой лошадью, которая взвалила на себя непосильный груз, тащить который и есть смысл существования?

Бедность - это не просто отсутствие денег, это тип мышления, который приводит к безденежью . Многие из Вас регулярно посещают различные тренинги по деньгам, читают истории миллионеров, исключают из своего лексикона фразочки бедных и изо всех сил пытаются показать в соцсетях своё мнимое материальное благополучие. Но всё это не работает, поскольку Ваши проблемы лежат глубоко на уровне установок, которые сложно увидеть и куда доступ многим закрыт. Без специальных практик и подготовки невозможно переписать негативные программы, заложенные в подсознание ещё с молоком матери.

Если Вы хотите изменить существующую ситуацию по деньгам, то Вам нужна глубокая работа по устранению негативных установок мышления. Сотни наших клиентов, прошедшие сессии тета-активаций через арканы Таро, подтверждают: с помощью этой практики запускаются коренные изменения в разных сферах жизни. Тета-активация вернёт Вас к себе. Благодаря этому процессу Вы вновь начнёте слушать и слышать себя. Вы увидите причины и следствия ваших поступков, прошлых и будущих. Вы будете точно знать, как поступить в той или иной ситуации. Вы научитесь наслаждаться жизнью и иметь всё, что хотите.

Анастасия Шучалина, тренер и наставник нашей Школы, является сертифицированным НЛП-практиком, что позволяет ей мастерски сочетать два эффективных инструмента – Таро и тета-хилинг – для проработки неосознаваемых сценариев. Тета-активация по расширению Вашего денежного канала с помощью колоды Райдера-Уэйта начинается 10 июня. 10 дней подряд на Вашу почту будут приходить короткие видео, которые запустят процесс перемен по Вашей финансовой ситуации в лучшую сторону.

Вам остаётся только расслабиться и принять изобилие Вселенной в Вашу жизнь!

Стоимость 10 видео – 999 руб.

© «София», 2008

© ООО Издательство «София», 2008

Предисловие

У этой книги достаточно долгая судьба. Первое издание в мягкой обложке вышло в 1999 году и сразу же приобрело известность как самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт Таро «Райдер – Уэйт». Авторитетность книге, несомненно, придает то, что в ней обильно цитируется главный труд одного из создателей колоды, Артура Эдварда Уэйта, – «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911). При работе над книгой были также использованы работы Дэвида Халса, Роберта М. Плейса, Марши Мазино, Стюарта Каплана, Джеймса Ривака, Роберта О’Нилла, К. Франка Йенсена, Иден Грей, Эйлин Коннолли, Джоан Баннинг, Рональда Декера и Майкла Дамметта и других видных современных специалистов по Таро Уэйта. Чтобы проследить ход развития тарологических идей Уэйта и прокомментировать многочисленные полунамеки и недосказанности, которыми славился этот выдающийся знаток оккультных наук, пришлось обратиться к работам его предшественников – французов Кура де Жебелена, Элифаса Леви, Поля Кристиана, Освальда Вирта, Папюса и англичанина С. Л. Макгрегора Матерса.

Несколько раз сменив название, формат и содержание, в нынешнем издании наша книга называется «Таро Уэйта как система. Теория и практика» . Мы сократили раздел, посвященный истории карт Таро Уэйта, но этот материал обязательно войдет в нашу будущую книгу о различных эзотерических системах Таро. Кроме того, мы готовим полное издание «Иллюстрированного ключа к Таро» и других тарологических работ Артура Эдварда Уэйта – со всеми необходимыми комментариями, библиографией и другими дополнительными материалами.

Андрей Костенко

Теория

Общее описание

Карты Таро Уэйта (которых всего 78) делятся на несколько категорий:


Большие Арканы (Козыри) – 22 карты

Это символические карты, которые не относятся ни к одной из мастей. В карточных играх с колодой Таро эти карты называются козырями (в зарубежной оккультной литературе они тоже так часто называются; напомним, что термин Аркан (таинство) применительно к Таро ввел Поль Кристиан, а разделил Арканы на Большие и Малые Эли Стар). В русской тарологической литературе термин козыри практически не употребляется, потому что в России никогда не было традиции игры в Таро. Впрочем, в России издавна играли в покер, используя колоду с одним или более джокерами. Джокеры могут служить отдаленным аналогом Больших Арканов, особенно Дурака , с которым они находятся в генетическом родстве.

Обычно считается, что Большие Арканы символизируют явления и события духовного мира (хотя по этому поводу есть и другие мнения).


Малые Арканы – 56 карт

Это большая группа карт, разделенная на четыре масти: Жезлы, Мечи, Чаши и Пентакли.

В игральных картах Жезлы соответствуют Трефам, Мечи – Пикам, Чаши – Червам, а Пентакли – Бубнам (впрочем, об этом соответствии тоже есть разные мнения).

Малые Арканы повествуют о различных обстоятельствах и моментах повседневной жизни. В этой части Таро перед нами проходят события и ситуации, составляющие наш индивидуальный мир, и связанные с ними переживания.

Малые Арканы делятся на:

Номерные (очковые) Карты – 40 карт

Карты от Туза (Единицы) до Десятки, имеющиеся в каждой из четырех мастей. В этой группе особо выделяются Тузы (в карточных играх они часто бывают старше остальных очковых карт и даже фигур).

Фигурные Карты – 16 карт

В каждой из четырех мастей есть по четыре таких карты. В системе Уэйта они называются Королем, Королевой, Рыцарем и Пажом. В обычных игральных картах Королева – это Дама, Паж – Валет, а Рыцаря нет вообще. В Таро Уэйта Рыцари (всадники) стоят по старшинству на предпоследнем месте – между Королевами и Пажами. Такой же порядок принят и в большинстве вариантов игры в Таро. В других системах оккультного Таро порядок и номенклатура Фигурных Карт могут отличаться. В частности, в классическом Таро «Золотой Зари», каким его разработал Матерс, Рыцарь (всадник) – самый старший; за ним идут Королева (сидящая на троне), Принц (бывший Король, едущий на колеснице) и Принцесса (стоящая); этой же схемы придерживался Кроули.

Фигурные Карты указывают на присутствующих в нашей жизни людей и на характер наших с ними взаимосвязей. Степень участия и влияния этих особ на мир нашего личного бытия отличается особой силой.

Порядок описания карт в книге «Иллюстрированный ключ к Таро» таков:

Козыри (начиная с Мага (I) и заканчивая Миром (XXI); Дурак (0) идет предпоследним, как во французской традиции)

Масть Жезлов (по убыванию старшинства: сначала Фигурные Карты от Короля до Пажа, затем номерные от десятки до туза, как у Эттейлы)

Масть Чаш

Масть Мечей

Масть Пентаклей


Поскольку настоящее издание не есть академический перевод «Иллюстрированного ключа» , но лишь популярное описание системы Таро Уэйта, в нашем изложении порядок карт изменен. Поскольку же дальнейший материал должен обнаружить зашифрованные эзотерические значения карт, мы и начнем с карты, которая эзотерически должна идти первой, – с Дурака .

Большие Арканы

0. Дурак
Алеф = Воздух
Оригинальный текст Уэйта

Легко шагавший, словно все земные препятствия неспособны были его удержать, юноша в цветистых одеждах замирает над краем пропасти среди высочайших вершин этого мира; взгляд его устремлен в голубую даль – скорее в бездонные небеса, чем на панораму, открывающуюся внизу. Он показан в энергичном шаге, хотя в данный момент и неподвижен; его собака [показана взметнувшейся] в прыжке. Край разверзшейся пропасти не пугает [его]; похоже, что ангелы готовы подхватить его, если он вдруг решится прыгнуть с высоты. Его лик светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой – перекинутый через правое плечо драгоценный жезл, на котором висит затейливо расшитая сума. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] – посреди утреннего великолепия и свежего воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как он вернется другой тропой много дней спустя. Он есть Дух в поиске Опыта. Многие символы Учрежденных Мистеpий обобщаются в этой карте, полномочно отменяя тем самым все прежние недоразумения.

В своем «Руководстве по картомантии» Великий Восток делает любопытное предположение о функции Мистического Дурака как части его процесса высшего прорицания; однако для того, чтобы заставить его работать, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта в обычном гадании, и для тех, кто обладает проницательностью, это послужит подтверждением того факта, что Старшим Картам изначально не было места в искусстве гадательных игр, где карты используются как указатели на заранее заготовленные тексты. Впрочем, нам очень мало известно об обстоятельствах зарождения этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям , Дурак означает плоть и чувственную жизнь; у одного острослова его дополнительным именем был Алхимик – воплощение предельной стадии глупости.

Метафизическая интерпретация

Символика Дурака – это подлинная сокровищница оккультных образов, однако не зная точного значения этой символики, легко сбиться с пути. Само собой разумеется, что тайные знаки этого первого и чрезвычайно важного Аркана Таро задумывались именно с целью сокрытия их истинного смысла. Оккультные школы Таро придавали огромную ценность непостижимым тайнам, заключенным в Больших Арканах. Стремясь уберечь их от превращения в «разменную монету», эти школы создали нечто, именуемое «завесой». Эта «завеса» представляла собой намеренное облечение карты Таро такими именами или символами, которые неизбежно заводили непосвященного – каковы бы ни были его намерения – в тупик. Ярким тому примером может послужить карта Дурак . Само название карты совершенно обманчиво. Сколь же важной должна быть идея, заложенная в ней учителями оккультизма, если они прибегли к столь изощренному камуфляжу!

В этой карте перед нами предстает Созидатель с присущей ему энергией, мощью и громадным потенциалом. Юношеский облик Дурака символизирует его силу и динамичную открытость навстречу жизни. Собственно, и сами эти приключения представлены образом юноши, одержимого жаждой странствий и открытия окружающего мира. Этот юноша, все скромные пожитки которого умещаются в небольшом узелке, стремится к посвящению в жизнь, отважно проходя через уготованные ею испытания. Об этом говорит и беспечность, с которой наш персонаж ступает в глубокий овраг.

Адепты «Золотой Зари» считают, что карта Дурак символизирует Силу, или Созидательную энергию, движущую всей Вселенной. Дурак фактически является Божественной сущностью Таро. В этом аспекте она представляет Дух, стремящийся к познанию себя и избравший для этого проявление на земном уровне и достижение совершенства. Ничего удивительного в том, что потенциальные возможности Дурака столь огромны – ведь это энергия самого Творения!

В странствиях по материальному миру Дурака сопровождают животные. Нередко у его ног изображается кошка. Во французских вариантах Таро у ног Дурака можно увидеть крокодила. Эта рептилия, чье брюхо касается земли, означает не просто животный мир, мир физических ощущений, но и саму Землю, на которой Дурака ожидают немалые испытания.

В колоде Уэйта Дурака сопровождает белый пес, символизирующий две различные концепции. Во-первых, он указывает на звериное чутье, которым мы руководствуемся в земном мире. Во-вторых, пес наводит на мысль и о рассудочном разуме, с помощью которого мы анализируем и определяем свойства окружающей нас Вселенной. Иными словами, перед нами хозяин и его преданный слуга. Но кто же подлинный повелитель, если маленький пес, символизирующий сознательный разум и пять физических чувств, – это всего лишь верный друг и проводник? По-видимому, сам Дурак символизирует куда более широкую концепцию. Это Созидательная Божественная Сила, неизмеримо превосходящая по величию и могуществу все то, чему мы, смертные, позволяем руководить нашей жизнью.

На карте Дурак мы видим белое солнце и желтые небеса. Желтый цвет неба указывает на озарение или свет. Что до белого солнца, то оно совсем не то, что сияет на нашем небосводе. Это совершенно особая сила, преисполненная духовной чистоты сила белого света, известная как «Древний днями, Единосущий, Блаженство и Единение», понимаемая как Бог, Источник нашей духовности.

Во многих книгах по Таро Дурак означает глупый безрассудный поступок, нередко с признаками безумия. Есть три возможных объяснения подобному толкованию. Авторы или толкователи, по-видимому, атеисты, которые считают связываемую с этой картой Всевышнюю Силу глупым поверьем. Или же, не зная подлинного значения этой карты, они исходят лишь из поверхностного ее толкования. Третий ответ в том, что авторам отлично известно истинное значение карты, однако они скрывают его, будучи связаны клятвой верности своей школе оккультных наук.

Образный строй

Перед нами Том Сойер, беззаботно странствующий с Геком Финном по Миссисипи, увязав свои пожитки в нехитрый узелок. Впереди у них великие приключения и постижение житейских уроков, что называется, из первых рук.

Это блудный сын, стремящийся к постижению жизни.

Это чистый душой и плотью рыцарь Парсифаль, идущий к спасению через постижение всего присущего земному миру добра и зла.

Это странствующий принц и менестрель, ибо люди такого сорта, отличаясь от других и видом, и поведением, всегда служат посмешищем для зевак.

Дурак – это присущее любому из нас совершенно особое свойство, которое пробуждается при одной мысли о приключениях и живо откликается на каждый новый вызов. Его юношеский вид символизирует тлеющую в каждом из нас искру вдохновения, готовую вспыхнуть и разгореться жарким пламенем, едва лишь повеет ветер перемен.

Символизм

Каббалистическим атрибутом Дурака является еврейская буква Алеф a, соответствующая элементу Воздуха как дыханию жизни, а также аспекту духа как животворящему принципу всей жизни.

Уэйт вставил в эту карту много символических указаний на Алеф , первую букву еврейского алфавита:

Самая очевидная подсказка – это собака на переднем плане картины. Ее тело графически отображает форму еврейской буквы Алеф , где хвост соответствует верхнему завитку Алеф , голова, тело и задние лапы – центральной наклонной части Алеф , а передние лапы – фактической «ножке» Алеф . Более того, ее задние лапы напоминают по форме букву Бет , вторую букву алфавита. Комбинация Алеф-Бет означает исток, оригинал или начало, а также алфавит.

Десять кругов на одежде Дурака напоминают о десяти эманациях, формирующих еврейское Древо Жизни , которое выходит из небытия-пустоты (Айн-Соф-Аур). Само их присутствие на ткани одеяния показывает, что Дурак – это то, что предшествует десяти эманациям каббалистического числового ряда, и, по существу, именно он должен возглавлять этот ряд как нуль. Внутреннюю часть этих кругов представляют колеса из восьми спиц, которые в «Золотой Заре» символизируют Дух (второй из двух атрибутов Алеф ).


Собака алеф-бет


Платье Дурака, перо в его головном уборе и растрепанные ветром волосы вызывают ассоциацию с элементом Воздуха. На изображении преобладает желтый цвет фона, что также соответствует принятой в «Золотой Заре» цветовой гамме Алеф как Воздуха.

Белое солнце с четырнадцатью лучами за спиной Дурака – это высшее эзотерическое указание на истинное положение Дурака на Древе Жизни. Путь Дурака (в качестве Алеф это одиннадцатый Путь) соединяет первую и вторую Сефиры. Первая Сефира, Кетер (Корона), может быть представлена ослепительно-белым сиянием Солнца, сам Путь – свисающим с палки узелком, перекинутым через правое плечо, а вторая Сефира – зияющей бездной у его ног.

Направление движения Дурака – справа налево; и это тоже тайный символ. Если Дурак расположен во главе ряда Больших Арканов и двадцать две карты располагаются последовательно, начинаясь с Дурака , и справа налево (как и сам еврейский алфавит), то становится ясно: Дурак открывает цикл из двадцати двух картин и входит в последовательность карт, двигаясь влево. Интересно, что танцовщица в Мире (Аркан XXI) размещается в конце ряда и повернута телом вправо, как бы стремясь зарядиться энергией, генерируемой Дураком . При таком порядке расположения Смерть (Аркан XIII) оказывается единственной дополнительной картой, в которой движение происходит навстречу Дураку , потому что Смерть – это прекращение нашего нынешнего странствия на Земле в образе Дурака.

Гематрия – замена еврейских букв их числовыми значениями – олицетворяется Солнцем за Дураком вместе с Луной и звездой на левом плече Дурака. Солнце, Луна и звезда – это символы еврейской буквы Алеф в каббалистической технике гематрии.

В гематрии два слова или выражения, обладающие одинаковой численной величиной, разделяют также и одинаковое символическое значение. При использовании такого приема еврейское буквенное название Алеф , записанное в общем виде, имеет такое же числовое значение, как и фраза «Солнце, Луна и звезды», и равно 831:

1. ALР = 1 + 30 + 800 = 831 = запись названия Алеф – еврейской буквы, связанной с Дураком .

2. ShMSh LBNH VKVKBIM = (300 + 40 + 300) + (30 + 2 + 50 + 5) + (6 + 20 + 6 + 20 + 2 + 10 + 40) = 640 + 87 + 104 = 831 = фраза «Солнце, Луна и звезды».

В этом же процессе гематрии мы обнаруживаем, что уэйтовское размещение еврейской буквы Шин в желтом кругу с восемью спицами, который расположен у нижней левой кромки платья Дурака , также подтверждает ассоциацию Алеф с Арканом 0.

Числовое значение Шин как буквы равно 300 и совпадает со значением фразы «Жизненное дыхание Богов», обычно переводимой в Библии как «Дух Божий», RVCh ALHIM = (200 + 6 + 8) + (1 + 30 + 5 + 10 + 40) = (214) + (86) = 300.

«Жизненное дыхание» – это специальный термин в «Сефер Йецира» , который используется для описания буквы Алеф как элемента Воздуха. В соответствии с этим Уэйт получает возможность тайно сопоставить Алефу жизненное дыхание (поза Дурака предполагает, что он только что вдохнул полной грудью).

Итак, Шин – это ошибочная позиция, которую занимает Дурак во французском порядке Таро Элифаса Леви, попадая между Судом (Аркан XX) и Миром (Аркан XXI). Но именно такое положение Уэйт отводит Дураку в своем перечислении Больших Арканов.

Важное решение и благоприятная возможность.

Здесь Вопрошающий стоит перед выбором образа жизни либо другим, не менее значительным решением. Выбор, о котором идет речь, чрезвычайно важен и в случае принятия изменит всю жизнь Вопрошающего. Ключевое слово здесь «благоприятная возможность». Вопрошающему может представиться случай оказаться в новом для себя окружении или избрать новый образ жизни. Благоприятные обстоятельства могут открыться в виде «единственного в жизни шанса» в деле, которое Вопрошающий принимает близко к сердцу. Карта Дурак указывает на новую страницу в жизни, начало с чистого листа. В прямом положении карта говорит о том, что открывающаяся возможность позитивна или полезна и, не упустив мгновения удачи, можно добиться немалого успеха. Посоветуйте Вопрошающему прислушаться к голосу сердца и руководствоваться потребностями души.


Глупое решение либо эгоистический поступок .

Если карта Дурак перевернута, то Вопрошающий, по-видимому, сделал неправильный выбор. Возможно, он попал под чье-то влияние или собственные тревоги заставили его избрать неверный путь.

Посоветуйте Вопрошающему, оказавшись перед выбором или потенциальной возможностью, прибегнуть к помощи своего подсознания. Не хочет же он, в самом деле, попасть под власть собственных страхов или чужое влияние. Подведите Вопрошающего к мысли о необходимости переоценить прежние ценности и разобраться, чего же он хочет от жизни. Поскольку речь идет о решении особой важности, Вопрошающий ни в коем случае не должен упустить своего шанса.

Перевернутая карта может указывать и на глупые, эгоистические поступки. Нередко Вопрошающий вмешивается в дела, отлично понимая, что вмешиваться в них не следует, и независимо от последствий простодушно гнет свою линию, пока в конечном счете его же действия не ставят его в глупое или униженное положение.

Безумство, мания, сумасбродство, опьянение, бред, лихорадочное возбуждение, невольное предательство.

Небрежность, отсутствие, рассредоточение, беспечность, апатия, ничтожность, тщеславие.


I. Маг
Бет = Меркурий
Оригинальный текст Уэйта

Юноша в облачении мага, с ликом божественного Аполлона, с уверенной улыбкой и сияющими очами. Над головой у него мистический знак Святого Духа, знак жизни в виде бесконечной ленты, образующей горизонтальную восьмерку ∞. Его талию опоясывает змей, кусающий себя за хвост. Большинству из нас он знаком как общепринятый символ бесконечности, но в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. В правой руке Мага – жезл, поднятый к небесам, левая же рука указывает вниз, на землю. Этот двойной жест известен в самых высших степенях Учрежденных Мистеpий; он символизирует нисхождение благодати, добродетели и света от того, что вверху, к тому, что внизу. Таким образом, общей идеей является обладание Силами и Дарами Духа и их передача.

На столе перед Магом находятся символы четырех мастей Таро, представляющие природные стихии; они лежат перед адептом как фишки [некоей игры], которыми он распоряжается по своему усмотрению. Внизу – розы и лилии, flos campi и lilium convalium , превращенные в садовые цветы: символ взращивания [духовного] устремления. Эта карта означает божественное побуждение в человеке как отражение Бога, волю в освобождающем союзе с тем, что вверху. Это также единство индивидуального бытия на всех планах, а в наивысшем значении это мышление в его [наиболее] сконцентрированной форме. Возвращаясь к тому, что я назвал символом жизни, и его связи с числом 8, можно вспомнить, что христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе как о превращении «в Восьмерицу». Это мистическое число связывают с небесным Иерусалимом, с Землей, текущей молоком и медом, со Святым Духом и Господней Землей. Согласно [учению] мартинизма, 8 – это число Христа.

Метафизическая интерпретация

Маг представляет собой воплощение веры в могущество разума и силу позитивного мышления. Это принцип «Я Есмь». Маг символизирует жизненную энергию сознательного разума, являющуюся ключом ко всякому творчеству и успеху. Наш сотворенный разумом образ – иными словами, то, какими мы себя видим, – обладает магической силой, ибо его применение порождает наши успехи и неудачи. Всякая магия коренится в нашем собственном ментальном программировании и является плодом нашего творчества. Карта Маг создана оккультистами как олицетворение потенциальных возможностей пробуждающейся ментальности и раскрепощения творческих способностей.

Вера в себя, свои силы и таланты способна пробудить к жизни сознательную ментальную магию, благодаря которой исполняется пророчество самореализации: мы становимся тем, чем себя вообразили. Чтобы достигнуть этого, следует помнить, что наш сознательный разум способен поддерживать связь со всемогущей энергией Сверхсознательного Разума, посредством которого мы получаем доступ к неизмеримому потенциалу карты Дурак . Как подлинный интеллектуал, Маг не забывает ни об узах, связующих его со Всевышним Творцом всего сущего (на что указывает парящий над его головой символ Бесконечности), ни о взывающем к его вниманию источнике Бесконечного Потенциала.

Его заостренный с обоих концов жезл указывает как вниз, так и вверх, говоря о том, что человек направляет свое мастерство и дарование вниз, к материальному проявлению, и в то же время отчетливо осознает, что его творческая сила черпает энергию из источника, неизмеримо более возвышенного, нежели его собственный ограниченный интеллект.

Карта пронизана атмосферой глубокомыслия. Здесь перед нами тоже юноша, но уже куда более зрелый по сравнению с беззаботным философом Дураком. На нем белая роба посвященного, указывающая на чистоту намерений, красная же тога свидетельствует о жажде великих свершений в этом мире, ибо красный цвет – цвет страсти и желаний.

На рабочем столе перед ним разложены те же атрибуты, которые Дурак нес увязанными в узелке. Жезл означает нашу волю и желания; Чаша – любовь и чувственность; Меч символизирует наши помыслы и деяния; а Пентакль – нашу физическую плоть и материальные нужды. В свою очередь, каждый из этих атрибутов представляет одну из четырех сторон личности самого Мага, наводя на мысль о том, что предстоит серьезная работа над всеми четырьмя аспектами нашей собственной личности.

Образный строй

Маг представляет ученика, с искренним усердием взявшегося за выполнение трудного задания; ремесленника, не дающего себе поблажки в достижении мастерства; профессионала, успешно продвигающегося в карьере.

Это художник, наделенный не только даром зарождения новых творческих идей, но и умением сочетать талант и практическое мастерство для воплощения замысла в жизнь.

В скитаниях Дурака жизнь досконально изучена и найден наконец ключ к самовыражению и реализации. Теперь же пришла пора подтвердить свой выбор, направив сконцентрированные усилия на достижение подлинного мастерства.

Символизм

Каббалистическим атрибутом Мага является еврейская буква Бет b, связанная с планетой Меркурий. Уэйт воспользовался следующим символизмом, зашифровывая меркурианскую природу еврейской буквы Бет :

Желтый цвет фона – это цвет Меркурия в системе магических соответствий «Золотой Зари». Форма контуров цветочного сада вверху и внизу напоминает очертание еврейской буквы Бет .

С Меркурием традиционно ассоциируется число восемь (как планетарный магический квадрат для Меркурия). Уэйт зашифровывает это меркурианское число в горизонтальное изображение цифры восемь над головой Мага.

При толковании этого символа Уэйт указывает, что цифра восемь, изображенная на его картине, является числом Христа. Гематрические расчеты показывают, что буква Бет , Меркурий, Иисус и число 8 взаимосвязаны и символизируются знаком бесконечности, парящим над головой Мага:

1. Восемь – это позиция на Древе Жизни, соответствующая Меркурию как восьмой Сефире – Ход.

2. 88 – это числовое значение одного из вариантов написания слова Тот (Меркурий) по-гречески: ΘΟΘ = 9 + 70 + 9 = 88.

3. 818 – это числовое значение другого варианта написания имени Тот (Меркурий) по-гречески: ΘΩΘ = 9 + 800 + 9 = 818.

818 – это и числовое значение еврейской фразы ATh HBITh ( + = 818), «сущность Бет » (дом как святой храм).

4. 888 возникает в том случает, когда буква Омикрон предшествует Тоту как Ο ΘΩΘ = (70) + (9 + 800 + 9) = 888. Ο ΘΩΘ означает «Бог Меркурий», что в виде 888 олицетворяет имя Иисуса: ΙΗΣΟΥΣ (10 + 8 + 200 + 70 + 400 + 200 = 888).

Итак, нимб в виде изображения восьмерки над головой Мага зашифровывает в себе следующую каббалистическую формулу:

8 = Меркурий

88 = Меркурий (Тот)

818 = Меркурий, Храм (Бет )

888 = Меркурий, Иисус

Современное гадательное толкование

Составление планов, формирование идеи .

Маг символизирует идею, которую Вопрошающий желает воплотить в жизнь, реализовать или осуществить. Цель может быть достигнута благодаря самоотдаче и полному сосредоточению усилий. Перед нами неповторимое стечение обстоятельств: Вопрошающий не только обдумывает некий план или творческий замысел, но к тому же наделен талантом и мастерством, необходимым для его воплощения в жизнь.

Мага можно включить в группу карт-сигнификаторов в раскладе для мужчины. Выбравший эту карту – человек честолюбивый, посвятивший себя достижению великих целей. Высоко ценя свободу и независимость, он неуклонно стремится к полной самостоятельности.

В раскладе для женщины Маг может указывать на мужчину с упомянутыми выше чертами характера, чьи жизненные планы строятся вокруг Вопрошающей женщины. Не помышляя об изменах, он выступает активной стороной в любовных отношениях.

Маг по преимуществу указывает на творческие замыслы либо на уверенность в своих силах как мужчины, так и женщины.

Вопрошающий может быть конструктором, директором, менеджером, руководителем или специалистом, умело применяющим свои организаторские способности в работе или на досуге.

В гадании на исход судебной тяжбы Маг может означать юриста; в гадании о здоровье это может быть врач. Кроме того, он может выступить в роли учителя, советника или адвоката.


Неосуществленные планы и цели.

Главное значение перевернутой карты – беспорядок и непоследовательность. Эти черты могут относиться к самому Вопрошающему, рассматриваемой ситуации или какому-нибудь другому лицу, участвующему в деле. Для Вопрошающего это может также означать обдумывание и совершение несправедливого, безнравственного поступка.

Если Маг указывает на конкретного человека, то это пренеприятная личность. Он строит козни и холодно рассчитывает каждый шаг, стремясь воспользоваться любым преимуществом. Он не держит слова и вообще не заслуживает никакого доверия.

Дополнительные значения по Уэйту

Мастерство, дипломатия, обращение, тонкость; недуг, боль, утрата, катастрофа, расставленные врагами западни; уверенность в себе, воля; сам Вопрошающий – если это мужчина.

Врач, волхв, психический недуг, позор, беспокойство.


II. Верховная Жрица
Гимел = Луна
Оригинальный текст Уэйта

У ее ног – полумесяц, на голове – диадема с рогами и шаром посередине, а на груди – большой солнечный крест. На свитке в ее руках начертано слово Тора , что означает Высший Закон, Тайный Закон и второе значение слова . Он отчасти прикрыт ее мантией, указывая на то, что некоторые вещи подразумеваются, но не произносятся [вслух]. Она восседает меж белой и черной колонн – [помеченных буквами] J и B – мистического Храма , и позади ее [видна] завеса Храма, расшитая пальмами и гранатами. Ее одеяния струятся прозрачными волнами, а мантия подразумевает свет – мерцающее сияние. Ее называли Оккультной Наукой на пороге Святилища Исиды , но на самом деле это Тайная Церковь, Дом для Бога и человека. Она также представляет Второй Брак Князя, который более не от мира сего; это духовная Невеста и Мать, дочерь звезд и Вышнего Сада Едемского. Наконец, она – Царица заимствованного света, но это свет всего [сущего]. Она – Луна, питаемая молоком Вышней Матери.

В каком-то смысле она также и сама Вышняя Матерь – то есть [ее] яркое отражение. Именно в этом значении отражения ее самое истинное и высшее имя в символизме есть Шехина – сугубое великолепие. Согласно [учению] Каббалы, Шехина присутствует как вверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина – Вышнее Понимание, отражающееся в низших эманациях. В низшем же мире это Малкут – мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство, а благословляет его Слава Господня. В мистическом смысле Шехина – это Духовная Невеста праведного мужа, и когда он читает Закон, она придает [ему] Божественный смысл. В определенных отношениях эта карта является наивысшей и самой святой среди Больших Арканов.

Метафизическая интерпретация

Между Верховной Жрицей и двумя предыдущими картами Больших Арканов – Магом и Дураком – существует огромное различие. Прежде всего, у нее совершенно иной колорит. Верховная Жрица облачена в голубые цвета, свидетельствующие о свойственной водному элементу пассивной восприимчивости, что разительно отличает ее от активных, агрессивных, мужественных цветов Мага .

Будучи типично женским по своей природе, ее могущество берет начало в мире души и подсознания. В прежние времена эти понятия воспринимались с благоговением, однако встречали мало понимания, ибо держались в строгой тайне от простаков. Только посвященный мог узнать, как контролировать и развивать эти грани личности и их энергию. Символы воды с присущими ей текучестью и отражательной способностью вообще часто увязываются с подсознанием. Можно сказать, что вода символизирует память, книгу нашей личной истории. Концепция текучести станет яснее, если учесть, что подсознательный разум должен быть чрезвычайно подвижным, ибо он первым впитывает в себя все, что думает, испытывает, ощущает, познает и чувствует человек; затем он обрабатывает приобретенный опыт, создавая в памяти некую постоянную модель. В карте Верховная Жрица вода растекается с ее одеяния в спокойную морскую гладь. Этому морю, раскинувшемуся за покрывалом Верховной Жрицы, приписываются и другие присущие подсознанию качества. Речь идет о таких психических свойствах, как телепатия, пророческий дар, ясновидение и интуитивное общение с помощью языка универсальных символов. Через подсознание мы телепатически настраиваемся на волну других людей, обретаем интуитивное видение ситуации с помощью символического языка сновидений и даже способность предсказывать грядущие события. Порядковый номер Верховной Жрицы – II (2). Таким образом, перед нами два водных источника, указывающих на персональное и вселенское подсознание. Ниспадающее двумя крыльями покрывало означает два аспекта подсознания: психическую способность, таинственным образом связующую нас с прошлым, настоящим и будущим, и способность подсознания отражать и преобразовывать в символы события нашей жизни.

. «Цветы полевые и лилия долин» (лат.) фигурируют в латинском тексте библейской «Песни песней» (2:1). В русском синодальном переводе – «нарцисс Саронский, лилия долин». Здесь Суламита, возлюбленная царя Соломона, сравнивает себя с простыми, дикими цветами Палестины.

См. в «Учении высшей магии» Леви: «Все заключено и одном слове; слово это состоит из четырех букв: это Тетраграмма [Йод-Хе-Вау-Хе] евреев, Азот алхимиков, Тот (Thot) цыган и Таро Каббалистов. Это слово, выраженное столь различными способами, для профанов обозначает Бога, для философов человека и дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти; но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не разглашать».

С Исидой эту карту впервые связал Кур де Жебелен, остальные слова происходят от Элифаса Леви. Поль Кристиан назвал Аркан II «Дверью Оккультного Святилища».

У этой книги достаточно долгая судьба. Первое издание в мягкой обложке вышло в 1999 году и сразу же приобрело известность как самое полное и авторитетное русскоязычное руководство по самой популярной во всем мире колоде карт Таро «Райдер – Уэйт». Авторитетность книге, несомненно, придает то, что в ней обильно цитируется главный труд одного из создателей колоды, Артура Эдварда Уэйта, – «Иллюстрированный ключ к Таро» (1911). При работе над книгой были также использованы работы Дэвида Халса, Роберта М. Плейса, Марши Мазино, Стюарта Каплана, Джеймса Ривака, Роберта О’Нилла, К. Франка Йенсена, Иден Грей, Эйлин Коннолли, Джоан Баннинг, Рональда Декера и Майкла Дамметта и других видных современных специалистов по Таро Уэйта. Чтобы проследить ход развития тарологических идей Уэйта и прокомментировать многочисленные полунамеки и недосказанности, которыми славился этот выдающийся знаток оккультных наук, пришлось обратиться к работам его предшественников – французов Кура де Жебелена, Элифаса Леви, Поля Кристиана, Освальда Вирта, Папюса и англичанина С. Л. Макгрегора Матерса.

Несколько раз сменив название, формат и содержание, в нынешнем издании наша книга называется «Таро Уэйта как система. Теория и практика» . Мы сократили раздел, посвященный истории карт Таро Уэйта, но этот материал обязательно войдет в нашу будущую книгу о различных эзотерических системах Таро. Кроме того, мы готовим полное издание «Иллюстрированного ключа к Таро» и других тарологических работ Артура Эдварда Уэйта – со всеми необходимыми комментариями, библиографией и другими дополнительными материалами.

Андрей Костенко

Общее описание

Карты Таро Уэйта (которых всего 78) делятся на несколько категорий:

Большие Арканы (Козыри) – 22 карты

Это символические карты, которые не относятся ни к одной из мастей. В карточных играх с колодой Таро эти карты называются козырями (в зарубежной оккультной литературе они тоже так часто называются; напомним, что термин Аркан (таинство) применительно к Таро ввел Поль Кристиан, а разделил Арканы на Большие и Малые Эли Стар). В русской тарологической литературе термин козыри практически не употребляется, потому что в России никогда не было традиции игры в Таро. Впрочем, в России издавна играли в покер, используя колоду с одним или более джокерами. Джокеры могут служить отдаленным аналогом Больших Арканов, особенно Дурака , с которым они находятся в генетическом родстве.

Обычно считается, что Большие Арканы символизируют явления и события духовного мира (хотя по этому поводу есть и другие мнения).

Малые Арканы – 56 карт

Это большая группа карт, разделенная на четыре масти: Жезлы, Мечи, Чаши и Пентакли.

В игральных картах Жезлы соответствуют Трефам, Мечи – Пикам, Чаши – Червам, а Пентакли – Бубнам (впрочем, об этом соответствии тоже есть разные мнения).

Малые Арканы повествуют о различных обстоятельствах и моментах повседневной жизни. В этой части Таро перед нами проходят события и ситуации, составляющие наш индивидуальный мир, и связанные с ними переживания.

Малые Арканы делятся на:

Номерные (очковые) Карты – 40 карт

Карты от Туза (Единицы) до Десятки, имеющиеся в каждой из четырех мастей. В этой группе особо выделяются Тузы (в карточных играх они часто бывают старше остальных очковых карт и даже фигур).

Фигурные Карты – 16 карт

В каждой из четырех мастей есть по четыре таких карты. В системе Уэйта они называются Королем, Королевой, Рыцарем и Пажом. В обычных игральных картах Королева – это Дама, Паж – Валет, а Рыцаря нет вообще. В Таро Уэйта Рыцари (всадники) стоят по старшинству на предпоследнем месте – между Королевами и Пажами. Такой же порядок принят и в большинстве вариантов игры в Таро. В других системах оккультного Таро порядок и номенклатура Фигурных Карт могут отличаться. В частности, в классическом Таро «Золотой Зари», каким его разработал Матерс, Рыцарь (всадник) – самый старший; за ним идут Королева (сидящая на троне), Принц (бывший Король, едущий на колеснице) и Принцесса (стоящая); этой же схемы придерживался Кроули.

Фигурные Карты указывают на присутствующих в нашей жизни людей и на характер наших с ними взаимосвязей. Степень участия и влияния этих особ на мир нашего личного бытия отличается особой силой.

Порядок описания карт в книге «Иллюстрированный ключ к Таро» таков:

Козыри (начиная с Мага (I) и заканчивая Миром (XXI); Дурак (0) идет предпоследним, как во французской традиции)

Масть Жезлов (по убыванию старшинства: сначала Фигурные Карты от Короля до Пажа, затем номерные от десятки до туза, как у Эттейлы)

Масть Чаш

Масть Мечей

Масть Пентаклей

Поскольку настоящее издание не есть академический перевод «Иллюстрированного ключа» , но лишь популярное описание системы Таро Уэйта, в нашем изложении порядок карт изменен. Поскольку же дальнейший материал должен обнаружить зашифрованные эзотерические значения карт, мы и начнем с карты, которая эзотерически должна идти первой, – с Дурака .

Большие Арканы

Алеф = Воздух

Оригинальный текст Уэйта

Легко шагавший, словно все земные препятствия неспособны были его удержать, юноша в цветистых одеждах замирает над краем пропасти среди высочайших вершин этого мира; взгляд его устремлен в голубую даль – скорее в бездонные небеса, чем на панораму, открывающуюся внизу. Он показан в энергичном шаге, хотя в данный момент и неподвижен; его собака [показана взметнувшейся] в прыжке. Край разверзшейся пропасти не пугает [его]; похоже, что ангелы готовы подхватить его, если он вдруг решится прыгнуть с высоты. Его лик светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой – перекинутый через правое плечо драгоценный жезл, на котором висит затейливо расшитая сума. Это князь мира иного, странствующий через этот [мир] – посреди утреннего великолепия и свежего воздуха. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как он вернется другой тропой много дней спустя. Он есть Дух в поиске Опыта. Многие символы Учрежденных Мистеpий обобщаются в этой карте, полномочно отменяя тем самым все прежние недоразумения.

В своем «Руководстве по картомантии» Великий Восток делает любопытное предположение о функции Мистического Дурака как части его процесса высшего прорицания; однако для того, чтобы заставить его работать, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта в обычном гадании, и для тех, кто обладает проницательностью, это послужит подтверждением того факта, что Старшим Картам изначально не было места в искусстве гадательных игр, где карты используются как указатели на заранее заготовленные тексты. Впрочем, нам очень мало известно об обстоятельствах зарождения этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям , Дурак означает плоть и чувственную жизнь; у одного острослова его дополнительным именем был Алхимик – воплощение предельной стадии глупости.