1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире.

Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

2. Периодизация истории Древнего Египта

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

· период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

· период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

· период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

· период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи (1575 н.э. - I в. до н.э.).

3. Общественный строй Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

· значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

· происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.

Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.

Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Земля - по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства - и . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев - 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского в Египет шел строевой лес - кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты , опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же - главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии , и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло , где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта - содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции . Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые . 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у , правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был , расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от , на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи . Победителями вышли фиванские правители, и при страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Среднее царство

После правления его наследника престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне - Тутанхамоне - утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне , и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей - «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики - в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми . От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения - шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство . Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура - 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона - одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство - Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха .

17 апреля 2016

Возникшая почти 40 веков назад в Африке египетская цивилизация является одной из древнейших и наиболее загадочных на нашей планете. Уже тогда, на берегах Нила существовало государство со своей религией, культурой и устройством. Далее в статье вы узнаете историю и год образования единого государства в Египте и особенности государства.

Протогосударства

Название Древний Египет используется для обозначения исторического региона, в пределах которого находилась египетская цивилизация. Год образования единого государства в Египте точно неизвестен. Древняя цивилизация возникла ещё 6 тысяч лет до нашей эры на берегах священной реки Нил. По обе стороны реки находились поселения или протогосударства, давшие толчок для дальнейшего развития Верхнего и Нижнего Египта. Этот период ученые обозначают как додинастический.

В V веке насчитывалось больше сорока отдельных поселений, образованных в дельте реки. Ещё до того как произошло образование единого государства в Египте, население протогосударств вели активную деятельность. Каждое поселение было самостоятельным. Население занималось обработкой земли и выращиванием злаковых культур. Удачное расположение давало возможность заниматься торговлей. В то время возник рабовладельческий строй. Рабами становились пленные, которых захватили в результате военных набегов.

Год образования единого государства в Египте

Развитие сельского хозяйства и создание ирригационных систем, позволило централизованно контролировать орошение территорий и значительно упростило жизнь местному населению, ускорив образование государства. Древний Египет тогда представлял собой номы - отдельные независимые поселения, которые объединились в более крупные образования. Южный регион представлял собой Верхний Египет, а северный - Нижний Египет.

Период, с которого отсчитывается начало египетского государства, имеет название династический, так как именно он открывает многовековую династию фараонов. Среди исследователей принято считать, что единое государства в Египте образовалось около 3 тысяч лет до нашей эры. Верхний и Нижний Египет были объединены, а столицей стал город Чени или Тинис (на древнегреческом). Существует предположение, что обе части Египта объединялись и вновь разделялись и раньше. Различные источники по-разному сообщают имя правителя, создавшего Египетское Царство, предположительно это был Менес, иногда называется имя Мин.

Иерархия общества

В Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Его власть была неограниченной, он считался главным правителем и военачальником египетских земель. Существовал особый культ фараона, ибо он отождествлялся с богом. Только фараон мог назначать людей на должности, выбирать жрецов, присуждать смертную казнь. Каждый правитель обладал атрибутами: искусственная борода, браслеты на руках, львиная шкура.

Семья фараона занимала высшую социальную ступень. Правой рукой фараона был чати. Он управлял денежными средствами, имуществом, архивами. Чати, чиновники и писцы стояли на второй ступени - это были сливки египетского общества. После них в социальной иерархии стояли жрецы - советники фараонов и управляющие храмами и религиозными культами. Все они составляли правящий класс общества.

Далее в иерархии шли солдаты, следом за ними ремесленники. Ремесленники находились под контролем государства и получали зарплату прямо из казны. За ними были закреплены определенные рабочие места. Дальше следовали крестьяне, работающие в основном на ирригационных каналах. Нижнюю ступень представляли рабы.

Культура Древнего Египта

Культурное наследие Древнего Египта достаточно велико. В основном искусство развивалось в качестве религиозного культа. В основном произведения создавались для усопших. Известные во всем мире пирамиды были гробницами, или послесмертными домами фараонов и их семей.

Архитектурное наследие представляет собой храмовые комплексы и дворцы, например, Луксорский храм. Изобразительное искусство было символичным. Росписи на храмах, гробницах, внутри дворцов часто включали в себя не только рисунки, но и иероглифы. Уже тогда египтяне использовали краски, похожие по принципу на современные. Это были природные красители, такие как сажа, уголь, медные и железные руды, смешанные со специальным веществом, которое обеспечивало их вязкость. Смесь высушивали и разделяли на куски, а перед использованием смачивали водой.

Существовала развитая система верований и обрядов, которые их сопровождали. У египтян не было одной конкретной религии. Вместо этого было много отдельных культов. Для каждого бога существовал свой храм, куда не приходили ежедневно, а посещали храм только по праздникам. Проводили и контролировали обряды и религиозные праздники жрецы.

Заключение

Благодаря хорошей адаптации и освоению речной долины Нила и хорошей организации человеческих ресурсов, древние египтяне смогли образовать могущественное государство. Ученым до сих пор точно неизвестен год образования единого государства в Египте. Однако можно с уверенностью сказать, что древняя египетская цивилизация оставила значительный след в истории человечества.

Египет – это узкая полоска земли от 3 до 20 километров в ширину, идущая по течению Нила. Побережье Средиземноморья в древности было очень заболоченно, поэтому первые поселения появились в центре дельты. Египет с всех сторон бы в пустынях: Ливийская н западе, Аравийская на востоке. Хотя на западе от Нил было много оазисов, прежде всего Фаюмский (там были найдены знаменитые фаюмские портреты, заменившие в Римском Египте традиционнее посмертные маски фараонов). Геродот называл Египет «даром Нила». Климат там засушливый и жаркий, дождей почти нет, но с июля на ноябрь ли разливы реки. Выращивали лен, ячмень, пшеницу, финики. Занимались скотоводством. Из-за песков многое сохранилось. Древнейшие поселения находились в отдаление от воды – боялись разливов. Древнейшее название этой земли – Кемет (Черная земля), в отличие от Джешерет (Красной). Вообще они любили двойственную природу: инер и джебе, верхний и нижний Египет, джет и ненех. Друними названиями были Тауи (Обе Земли), Страна Возлюбленная (Та мери), «Египет» от Хет-ка-Пта.

Земледелие и скотоводство появляются в Египте в 10-9 тыс. до н.э. Тогда климат был влажнее, водились крупные животные. Земледелие на хорошей почве обеспечивало то, что в политэкономии называется прибавочным продуктом. Поэтому население хорошо так росло. В 6-5 тыс. климат становится суше, Сахара становится пустыней и саваны, где обитали народы афразийской общности. Ее распад привел к появлению в долине Нила предков египтян в 5 тыс, первые неолитические поселения в фаюмском оазисе, их соседями становится афразийцы нубийцы на юге и ливийцы на западе. Пересыхание притоков Нила заставило создать оросительную систему, окончательно сложившуюся к т.н. первому додинастическому периоду , время археолог.культуры Нагада I.. первая половина 4 тыс. В это время египтяне жили сельскими общинами. Выделялись ремесленники, освоили медь, но имущественная дифференциация все еще медлила.

Началом второго додинастического периода (36-31 века до н.э. Нагада II и Ш) начинается мощный скачок в развитии. Начинается имущественное расслоения, общины перерастают в города, зарождается письменность. Возникает множество государств, обозначаемых греческим словом ном . Верхний Египет делился на 22 , Нижний – на 20 государств. Каждый из них имел свою религию и правителя-номарха, часто наследственного. Номы – это первые государства, ставшее потом областями единого Египта. Долгое время считалось, что в результате войн сформировалось 2 государства: верхний (Иераконполь) и нижний (Буто), а в концу 4 тысячелетия верхние цари захватили нижних. В действительности, вероятно, Нижний состоял из множества государств (у одного из ни столица могла быть и Буто), а Верхний состоял из 2 царств с центрами в Иераконполе (юг) и Тинисе (северо-восток). Около 1 века царь Тиниса Нармер захватил Иеракополь, а потом и дельту.



Первый фараон – Мина (Менес) , сын Нармера, начал первую династию египетских фараонов, и поэтому считается основателем египетского государства. Он построил новую столицу египетского государства – город Мемфис на границе Нижнего и Верхнего Египта. Он активно воевал и за пределами Египта, особенно в Нубии.

Историю Древнего Египта начиная с Менеса принято делить на крупные периоды («царства»), на протяжении каждого их которых политическое единство страны не подрывалось тяжелыми кризисами. Эпоха 1-2династий , происходивших из Тиниса, называется Ранним царством (середина 31 – конец 29 вв. до н.э.)

В эпоху Раннего царства сложился единый и многочисленный государственный аппарат и кормящее этот аппарат государственное землевладение (крупные хозяйства, где трудились зависимые от государства подневольные работники). Существовали и сельские общины, обязанные государству податями и повинностями. В новых, резко возросших масштабах проводились ирригационные работы. Хоть медь уже была широко известна, каменные орудия труда были распространены ничуть не меньше медных.

При царях 1-2 династий каждые 2 года повторялся церемониал «следования Хора» - возможно, регулярный объезд царем всей страны (типа полюдья). В идеологии все больше ощущается осознание ее единства, отказ от рассмотрения Нижнего Египта как завоеванной территории. Также в этот период активные контакты поддерживались с внешним миром (войны, торговля). Титул царя звучал как несу-бити, составленный из титулов правителей объединенных царств. Фараон – евр, от ег. Пер-аа, великий дом.

К середине правления 2 династии , ок. сер. 29 в. до н.э., Египет постигли потрясения. Распад страны был вызван и борьбой внутри царского дома, и нижнеегипетским сепаратизмом. Царя Сехемиб (от хора), сменил имя на Периибсен (от Сета), перенес столицу из Мемфиса в Абидос. Единство Египта было восстановлено последним царем 2 династии Хасехемуи (Воссиявший обоими жезлами, т.е. и Хор и Сет). Его территориальной базой был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому. Тем самым единство Египта было восстановлено, и он вступил в новый период Древнего царства (конец 26 – 25 вв. до н.э).

Крупнейшим правителем 3 династии и основоположником государственности Древнего царства – самой блестящей, по мнению египтян, эпохи их истории – был Джосер , начало 28 века. Он окончательно вернул столицу в Мемфис (Хи-ку-Пта по-египетски, откуда и произошло название страны) и усилил царскую власть, введя, в частности, новый титул, означавший, что тело царя, подобно плоти богов, сотворено из золота. До него фараонов хоронили плоских сооружениях их кирпича, мастаба («скамья»). Он возвел первую пирамиду. Гробница Джосера была возведена из известняка и представляла собой первую в истории Египта пирамиду общей высотой в 60 м, она непривычной формы, ступенчатая, каждый этаж напоминает плоские гробницы вельмож, что у пирамиды. Ее построил Имхотеп , ученый и государственный деятель, врховный жрец Ра, позднее почитался как бог врачей. При приемниках Джосера завершилось формирование отлаженного и жестко контролируемого царем аппарата централизованного государства. Вслед за Джосером его преемники воздвигают к западу от Мемфиса свои пирамиды. Прекращаются церемонии «следования Хора», ни о каких пережитках независимости номов уже не идет речи.

Основатель 4 династии , Снофру (ок.2600 г.), запомнившийся египтянам как мудрый и добрый правитель, воевал на Синае и в Нубии. Синай- район богатых месторождений меди, был прочно покорен. На восточной границе дельты им была создана система укреплений – дом Снофру. При преемниках Снофру главным делом египетского государства становится строительство великих пирамид. Первый из них, Хуфу (греч. Хеопс), возвел самую грандиозную из них, высотой около 147 м. Пирамида его сына Хафра (Хефрена) 143, последняя из великих сына Хафра Менкаура , достигает 66 м. Правление 4 династии было временем максимальной централизации на протяжении Древнего царства. Они закрыли се храмы, ввели общегосударственный культ солнца, отождествленного с фараоном.

Новая, 5 династия , состоявшая в родстве с 4, отказалась от столь масштабного строительства и всячески содействовала возвышению культа Ра. Почти каждый из царей этой династии возводит, помимо небольшой пирамиды, святилище Солнца. Последний царь династии, Унас , впервые поместил внутрь своей пирамиды Тексты пирамид – запись обширного свода ритуальных формул, связанных с посмертным бытием царя.

При 5 династии египтяне сохраняли свое присутствие на Сенае и в Нубии, воевали в Ливии, торговали с Восточным Средиземноморьем; в конце ее правления, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (в районе совр. Сомали). К еще более масштабной внешней политике переходит 6 династия. Ее цари посылают войска не только в Ливию и на Синай, но и в Палестину.

Для общества Египта в период расцвета Древнего царства характерно огромное могущество царской власти, стоявшей на недосягаемой высоте не только для рядовых египтян, но и для ближайшего окружения царя. Это было связано не только с сакрализацией царской власти и особой ролью царя в осуществлении религиозных ритуалов, но и со структурой экономики, где к 4 династии общинный сектор был полностью поглощен государственным. Сформировалась своеобразная этика чиновника: похвала фараона как критерий самооценки, сдержанность чувств, повиновение старшим, готовность помогать просителям. Чиновники среднего и низшего ровня получали жалование натурой, но высшие получали земли. Они передавались по наследству вместе с должностью.

Уже в эпоху 5 и 6 династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при 5 династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож. Цари раздают ряду храмов иммунитетных грамот освобождающих их от необходимости предоставлять государству работников в порядке повинности. Полномочия номархов теперь часто передаются по наследству. Растет самостоятельность номов. Начинается процесс аридизации. Снижение уровня разливов Нила привело к уменьшению урожаев, голоду, социальным потрясениям и в конце концов распаду страны: одновременно с 8 династией начинает править 9. На этом Древнее царство завершилось.

Начинается кризис 3 тыс. до н.э. – 1 переходный период (22-21 вв.). Распад единого государства, голод, прекращение внешней политики, на востоке дельты появляются кочевники-азиаты. Распространилась коррупция. В «Пророчестве Неферти», другое описание бед, говориться: «на любое речение уст (т.е. критику) отвечают ударами палок». Мемфисские династии уже 22 веке правили тольк на Юге, а на севере, в Гераклеополе, возникла параллельная 9 династия, которая при переносе ее столицы в Мемфис стал называться 10-ой. К концу 22 века они подчинили весь Египет, но не ликвидировали независимость номов - Сиута, Гермополя, Фив. В конце века в Фивах появляется параллельная 11 династия, подчинившая юг страны. Около 2020 года царь Ментухотеп II завоевал север, объединив страну. Начался период Среднего царства (2020- начало 17 века).

Царь Хети III для своего сын Мерикара пишет «Получения», являющиеся первым политическим трактатом, содержащие доктрину «доброго пастыря» и сдержат рекомендацию оказывать почет вельможам, но приближать к себе народ, т. к. тот будет материально зависеть от фараона, опасаться Фив.

На основе фактов, полученных при археологических раскопках на египетской территории в последние десятилетия, можно сделать вывод о том, что процесс формирования государства совершался в Древнем Египте с 3600 до 3100 года до н.э. Современные египтологи называют эту эпоху «додинастическим периодом (Predynastic period)»383. В древнеегипетском обществе данного времени уже существовало неравенство, выделялись устойчивые группы людей, обладавших более высоким статусом и материальным благосостоянием: это были клановые объединения, монополизировавшие в своих руках и сделавшие наследственными управленческие и религиозно-ритуальные функции. Они составляли высший класс древнеегипетского общества. Средний класс воплощали собой свободные земледельцы, искусные ремесленники, торговцы, лица, занимавшие невысокие должности в формировавшемся управленческом аппарате. К низшему классу относились слуги представителей высшего и среднего класса, простые работники, утратившие по каким-то причинам личную свободу, военнопленные, обращенные в рабов. Нил создавал исключительно благоприятные предпосылки для ведения земледелия, особенно в южной части его долины. Периодические разливы этой реки удобряли и увлажняли почву, позволяя получать обильные урожаи при использовании простейших орудий труда, примитивных ирригационных систем и при минимальных затратах людских сил. С другой стороны, прилегающая к Нилу территория была богата глиной, позволявшей развивать гончарное производство. Вместе с тем, пространство Древнего Египта было удобным для развития торговли: на нем было немало точек, где сходились торговые пути из одних стран в другие. В этих местах и возникли первые древнеегипетские городские поселения, ставшие политическими и религиозными центрами первоначальных государственных образований. Природа, климат и географическое положение Древнего Египта позволяли получать прибавочный продукт на довольно примитивном уровне развития экономики. Поэтому здесь раньше, чем в других странах, возникла возможность для освобождения многочисленных групп людей от производительного труда и перехода их в разряд профессиональных управленцев и религиозных служителей. Материалы археологических раскопок показывают, что формирование первоначальной государственности на территории Древнего Египта было сложным процессом, содержание которого составляли коренные перемены не только в социальной структуре и в механизмах управления обществом, но и в его духовной культуре: в религиозных верованиях, идеологии и психологии. Новый общественный строй, предполагавший заметные различия в имущественном положении и статусе различных групп людей, а также монополизацию управленческой функции определенным кланом, мог стать устойчивым лишь при условии признания его со стороны большинства членов общества. Для обеспечения такого признания должна была возникнуть идеология, оправдывающая общественное неравенство, придающая носителям публичной власти качества, возвышающие их над обыкновенными людьми. Формирование в Древнем Египте механизмов осуществления публичной власти стимулировало появление здесь письменности. По признанию египтологов, изучающих древнеегипетские иероглифы, многие из этих знаков применялись еще в додинастические времена. Самые ранние из дошедших до нас древнеегипетских письменных документов описывают торжественные церемонии правителей и наиболее значимые события их правлений, фиксируют объемы выращенных зерновых культур, оливок и других произведенных тем или иным способом продуктов1. Письменность становится необходимой для осуществления публичной власти в особенности тогда, когда одной из важнейших ее функций делается контроль за производством, распределением и расходованием материальных продуктов. Появление и быстрое распространение в том или ином древнем обществе письменности служит поэтому явным свидетельством того, что в нем начал формироваться государственный аппарат. Природные и климатические особенности Древнего Египта обусловили неравномерность в течении на его территории процессов классообразования и государствообразования. В южной части этой страны - в так называемом Верхнем Египте - данные процессы начались раньше и протекали стремительнее, чем в северной ее части - в Нижнем Египте. На территории именно Верхнего Египта появились в середине IV тысячелетия до н.э. первые государственные образования. Среди них самыми влиятельными были те, которые имели в качестве своих политических и религиозных центров городские поселения под названиями Нек- хен (Иераконполис)384 385, располагавшееся на юге, ближе всех к истоку Нила, Накада, находившееся дальше по течению Нила, и Тинис - самое северное из столичных поселений. В дельте Нила подобными центрами были городские поселения Маади386 и Буто. Приблизительно в 3200 году до н.э. произошло слияние двух главных государственных образований Верхнего Египта - Нака- ды и Некхена (Иеранконполиса) в одно политическое сообщество. Во главе его оказался властитель, который стал носить двойную корону: красную - вождя Накады и белую - вождя Некхена. Верховным божеством нового государственного объединения был объявлен бог Некхена Хор. Являлось ли это слияние результатом завоевания Некхеном Накады или следствием политического соглашения двух общин, трудно сказать. Как бы то ни было, с этого момента берет свое начало процесс объединения мелких древнеегипетских государственных образований в одно крупное государство. Некхен (Иераконполис) был расположен на пересечении торговых путей, связывавших долину Нила с его дельтой и территорией, прилегающей к Средиземному морю, с Нубией, Палестиной, Сирией, Ливаном, с побережьем Красного моря, Месопотамией. Выгодное географическое положение этого города способствовало быстрому обогащению правивших кланов и усиливало их могущество. Скорее всего именно по этой причине Некхен стал первым политическим и религиозным центром формировавшегося на территории Древнего Египта единого государства. До последнего времени в исторической литературе доминировало мнение о том, что главным фактором, заставившим небольшие древнеегипетские государственные образования объединиться в одно крупное государство во главе с монархом, была потребность в создании и поддержании единой для всей страны системы ирригации. Это мнение неоднократно высказывали в своих работах и письмах К. Маркс и Ф. Энгельс. На нем строили свои объяснения процесса формирования единого государства в Древнем Египте многие историки. Так, С. Ф. Кечекьян писал, например, в 1944 году в первой части учебника по всеобщей истории государства и права, цитируя статью К. Маркса «Британское владычество в Индии»: «Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений»387. Подобный взгляд выражал и историк И. В. Виноградов: «Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления»1. Мнение о том, что главным фактором возникновения в Древнем Египте единого государства с разветвленным административным аппаратом стала потребность централизованно управлять обширной ирригационной системой, распространено и среди иностранных историков. Карл Виттфогель выразил его следующим образом: «Если ирригационное земледелие зависит от эффективного обращения с большими водными ресурсами, отличительное качество воды - ее тенденция собираться в массу - становится исходно решающим. Большое количество воды может быть помещено в каналы и сохраняться в пределах границ только посредством применения массовой работы, и эта массовая работа должна координироваться, подчиняться дисциплине и направляться. Таким образом, множество земледельцев, жаждущих освоить засушливые низовья и равнины, вынуждены создавать организационные инструменты, которые на основе домашинной технологии дают им успех только в одном случае: если они будут работать в кооперации со своими товарищами и подчинять себя управляющей власти»388 389. Приведенные высказывания имеют одну общую черту: они основаны не на фактах, а на умозрительном представлении о древнеегипетском земледелии. Их авторы исходят из того, что оно требовало создания централизованной и широкомасштабной системы ирригационных сооружений. При этом предполагается, что без такой системы древнеегипетское общество обойтись не могло и отсюда делается вывод о том, что она действительно была создана и существовала. Но кто мог создать централизованную и широкомасштабную систему ирригационных сооружений, кроме централизованного государства с сильной верховной властью и с обширным административным аппаратом? Подобное государство в Древнем Египте существовало на самом деле, но это единственный достоверный факт в утверждениях тех, кто считает главной причиной его возникновения потребность в создании и поддержании единой для всей страны системы ирригации. Существует множество убедительных свидетельств того, что основным способом ирригации возделывавшихся земель была в Древнем Египте природная ирригация, которая осуществлялась спонтанно в процессе разлива Нила. Искусственная же ирригация с помощью построенных сооружений для орошения почв являлась чаще всего лишь побочной, дополнявшей природную там, где это требовалось. Лишь во времена засухи, когда река мелела и ее разливов было недостаточно для орошения почв, искусственная ирригация могла быть основной. Однако при этом устройство и поддержание ирригационных сооружений находились, как показывают факты, в ведении местных правителей. Соответственно общей для всей страны ирригационной системы в Древнем Египте не создавалось. Дошедшие до наших дней сведения о древнеегипетском государственном управлении не дают оснований считать, что в нем предусматривались органы и должностные лица, специально занимавшиеся организацией строительства ирригационных объектов и поддержанием их функционирования390. Современный исследователь древнеегипетской агрокультуры Дж. Д. Хью указывает в своей статье об использовании в ней ирригационных сооружений, что сохранилась маска властителя первой династии по имени «Скорпион», изображающая его копающим канал, но недавние разыскания обнаружили, по его словам, что «большая часть ирригационной работы находилась под контролем местных должностных лиц»1. «Нет никаких признаков того, - пишет современный специалист по географии Древнего Египта Фекри Хасан, - что главной функцией централизованного правительства в Египте или его бюрократии было управление искусственной ирригацией. Несмотря на ссылки на производившиеся время от времени водяные работы в ответ на засухи и копание местных каналов для дренажа или ирригации возвышенностей, масштаб водяных работ в Древнем Египте едва ли сравнится с теми, которые предпринимались Мохаммедом Али в девятнадцатом столетии. Централизованное правительство в Египте являлось более заинтересованным в сборе налогов и более озабоченным монументальной демонстрацией царской власти и религиозных институтов, чем ирригацией. Бассейновой ирригации в местном масштабе было более, чем достаточно, чтобы удовлетворить нужды раннего населения Древнего Египта... Хотя создание искусственных каналов могло практиковаться в местном масштабе с раннего династического периода (3000-2700 гг. до н.э.), если не до этого, нет никаких признаков государственно-контролируемой ирригационной системы. Удивительно, что приспособления для подъема воды - такие, как применявшийся простой шадуф (основанный на принципе рычага), - были неизвестны до Нового царства, 1550-1070 гг. до н.э. Ирригационные работы предпринимались, таким образом, в местном или региональном масштабе, и могли приобрести особенное значение, когда уровень воды в Ниле падал»391 392 393. «Широкомасштабная культивация зерновых основывалась во все периоды на относительно примитивной, но эффективной бассейновой системе ирригации. Она была организована скорее на местном, чем на национальном уровне, но легкость и успех процесса всегда зависел от полноводья Нила, которое значительно варьировалось в древности»1, - отмечает А. Б. Ллойд. В работах по экономической истории Древнего Египта, выходящих в последние годы, преобладающей становится мысль о том, что ирригационная деятельность не была в Древнем Египте связана с существованием единого государства. «Связь между централизованным государством и ирригацией земли в Египте была всегда не прямой»394 395, - к такому выводу пришел, например, современный египтолог Жозеф Маннинг. Последние открытия археологов сделали очевидным, что формирование в Древнем Египте единого государства было процессом, который совершался под действием множества различных факторов. И какой из них был главным, вряд ли возможно установить. Уверенно можно утверждать лишь одно: объединение небольших государственных образований произошло вследствие появления у них потребностей, которые могли быть удовлетворены лишь в рамках крупного централизованного государства. В исторической литературе преобладает мнение о том, что процесс этого объединения привел сначала к возникновению двух самостоятельных государств - верхнеегипетского и нижнееги- петского396. Резиденцией правителей первого, южного, был Некхен, столицей второго, северного, - якобы поселение под названием «Пе», находившееся в северо-западной части Дельты Нила1. Единое же древнеегипетское государство возникло в результате победы Верхнего Египта над Нижним. Для такого представления имеются некоторые основания, но все они таятся исключительно в древнеегипетской мифологии. Материалами же археологических раскопок существование самостоятельного государства в дельте Нила не подтверждается. Эти материалы свидетельствуют скорее о том, что Нижний Египет до самого своего вхождения в состав общеегипетского государства не объединялся под эгидой какого-либо одного правителя, оставаясь раздробленным на несколько государственных образований, и, следовательно, единое государство возникало в Древнем Египте из одного политического и религиозного центра - города под названием Некхен (Иераконполис). После подчинения Накады, правитель Некхена распространил свою власть и на Тинис. Сформировавшееся в результате этого новое государственное объединение продолжило свою экспансию на север, присоединяя к себе все новые и новые земли, как правило, те, по которым проходили торговые пути. Закономерно в связи с этим, что и резиденция верховных властителей расширявшегося таким образом государства переносилась все дальше на север - сначала в Тинис, а потом в Мемфис. Когда, в какой момент данное политическое объединение превратилось в государство Верхнего и Нижнего Египта, невозможно определить с точностью. Можно лишь предполагать, что произошло это еще в додинастический период. Такое государство, по всей видимости, уже существовало в Древнем Египте при монархе, имя которого состояло из звуков «н», «м» и «р» (N’r-mr). Египтологи назвали его условным именем «Нармер». Некоторые из дошедших до нас материалов (и прежде всего «палетка Нармера»397 398) дают основание считать, что именно он объединил или воссоединил Верхний и Нижний Египет. Одним из символом монархической власти является, как правило, корона. Нармер имел две короны: белую - корону Верхнего Египта, в которой он был изображен на лицевой стороне палетки, и красную - корону Нижнего Египта, в которой он представал на обратной стороне палетки. Подобный символ уже использовался ранее и тоже для выражения власти над объединенными территориями. Правда, тогда это были территории Верхнего Египта - государственные образования с центрами в Накаде и Некхене (Ие- раконполисе). Именно в Накаде было обнаружено при археологических раскопках самое раннее изображение короны. На керамическом обломке черного цвета проступал рельеф этой царской инсигнии, и ее вид соответствовал облику красной короны399. Белая корона появилась явно позднее. Самое раннее из ее изображений, найденных археологами, дается на палетке Нармера. Поскольку красная корона была древнее, она почиталась египтянами более священной, чем белая. Данный факт заставляет сильно усомниться в том, что единое древнеегипетское государство возникло путем победы Верхнего Египта над Нижним. Если допустить такой ход событий, то как тогда объяснить, что корона побежденного правителя возобладала над короной победителя? Все это наводит на мысль о том, что двойная корона древнеегипетского властителя отражала не столько реальное событие завоевания правителем Верхнего Египта территории Нижнего Египта, сколько представление о широком пространстве его власти, охватывающем обе части Древнего Египта - долину Нила и дельту. С этой точки зрения, наличие у Нармера красной и белой короны является очевидным признаком того, что он уже был верховным властителем единого древнеегипетского государства. Во всяком случае, являлся таковым в тот момент, когда неизвестный нам искусный мастер вытачивал из камня палетку с его изображением. Идея двойной короны монарха, дуализма в пространстве его власти поддерживалась на всем протяжении истории древнеегипетской государственности. Она стала неотъемлемым элементом официальной политической идеологии и воплощалась в целом ряде ритуалов и прежде всего в торжественной церемонии появления монарха на публике. Во время нее будущий носитель верховной государственной власти появлялся сначала в белой, верхнеегипетской короне, затем в красной, нижнеегипетской, и это действо рассматривалось в качестве акта, выражавшего единство всего Египта. Так, согласно краткой летописи древнеегипетских монархов первых пяти династий, начертанной на «Палермском камне», последний монарх второй династии1 совершал публичный выход в первый, во второй и в четвертый, предпоследний, год своего правления. Первое его появление на публике было связано скорее всего с коронацией. Запись этого события на «Палермском камне» обозначала не только ритуальные действия монарха, но и смысл их. «Появление монарха Верхнего Египта. Появление монарха Нижнего Египта. Объединение двух земель»400 401 - таким было ее содержание. Применительно ко второму году правления также говорилось о появлении монарха в коронах Верхнего и Нижнего Египта, но после записи об этом сообщалось о его вступлении в двойной храм. Подобные ритуальные действия совершал и последний властитель четвертой династии по имени Шепсескаф (Shepseskaf)402. И формула, которой обозначались эти действия на «Палермском камне», была похожей. «Появление монарха Верхнего Египта. Появление монарха Нижнего Египта. Объединение двух земель»403, - гласила она. После этого сообщалось о том, что монарх совершил обход «Стены»1. Властитель пятой династии, по имени Нефериркар, величался титулом «монарх Верхнего и Нижнего Египта, любимец двух богинь» (далее в титуле приводились их имена). Торжественная церемония, совершавшаяся им в седьмой день второго месяца первого года правления (по всей видимости, это была церемония восшествия на трон), обозначалась на «Палермском камне» формулой: «Рождение богов. Объединение двух земель»404 405. Подобные примеры (а их можно привести много) явно свидетельствуют, что объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство рассматривалось египтянами в качестве ритуальной функции верховного властителя, осуществлявшейся каждым из них на протяжении всего его правления. Данное представление отражало реально произошедшее в прошлом слияние различных частей Древнего Египта в единое политическое сообщество, но оно не содержало в себе информации о том, каким образом и когда случилось это объединение, какой из древнеегипетских правителей его совершил. Память о реальном историческом событии была стерта абстрактным политическим ритуалом. Тот факт, что политическое объединение Древнего Египта произошло под эгидой верхнеегипетского властителя, был вполне закономерным. Верхний Египет опережал Нижний Египет в экономическом, политическом и культурном развитии - об этом свидетельствуют многие данные. И главным центром экономического роста являлся именно Некхен (Иераконполис). В середине IV тысячелетия до н.э. главной отраслью его экономики было земледелие, базировавшееся на использовании вод Нила. Местные общины были настолько богаты и хорошо организованы, что могли строить речные дамбы, возводить и поддерживать ирригационные сооружения. Управленческая функция здесь поэтому рано получила повышенное значение, и люди, ее осуществлявшие, быстро приобрели привилегированный общественный статус. Земледельческая идиллия закончилась около 3200 года до н.э. Нил обмелел и перестал питать своими наводнениями почвы Некхена406. Строительство и поддержание ирригационных сооружений стало очень трудным и затратным делом. Дожди же не могли обеспечить земледелие водой. Резкое ухудшение условий для ведения успешного земледелия заставило жителей Некхена обратиться к занятиям ремеслами. Здесь стали возникать мастерские по изготовлению различных сосудов из глины, другой домашней утвари, фаянсовых ваз, статуэток, церемониальных палеток и т. д. Эта перемена в характере экономики повлекла за собой перемену и в политике правящей элиты Некхена. Существовавшие прежде на территории этого государственного образования благоприятные условия для ведения земледелия привязывали к ней его правителей и население. Главные функции правящей элиты были также связаны с данной территорией: на ней располагались участки обрабатываемой земли, были устроены ирригационные сооружения, питающие их водой. Защита данной территории от вторжений чужеземцев, поддержание порядка внутри общин, обеспечение надлежащей работы оросительной системы - эти и другие подобные им общественные функции таили в себе слишком мало побудительных мотивов для экспансии государственного образования с центром в Некхене на другие земли. Упадок земледелия резко ослабил связь его правителей и населения с определенной территорией. Выдвижение же на первый план в экономике Некхена ремесленного производства придало этому государственному образованию чрезвычайную мобильность. Для развития ремесел всегда необходимы по меньшей три условия: искусные мастера, сырьевые материалы и рынки сбыта произведенной продукции. Искусные мастера в Некхене имелись - об этом свидетельствует хотя бы «палетка Нармера», представляющая собой не просто изделие, но настоящее произведение искусства. На это указывают и многие другие изготовленные мастерами Некхе- на предметы, которые были обнаружены археологами при раскопках в названной местности. Но остальные два условия отсутствовали. Направленность государственного образования с центром в Некхене (Иераконполисе) на внешнюю экспансию была заложена в его экономике и в соответствовавшей ее характеру структуре общества. Данная экономика предполагала, однако, экспансию скорее мирную, чем военную. Более того, Некхен имел больше возможностей именно для мирной экспансии. Поэтому даже если завоевание Нижним Египтом Верхнего действительно имело место при формировании единого древнеегипетского государства, оно не могло быть главным фактором в этом процессе. Материалы археологических раскопок последних лет показывают: долина Нила и его дельта не были землями, изолированными одна от другой. До того как обе эти части Древнего Египта слились в одно политическое сообщество, между верхнеегипетскими и нижнеегипетскими общинами происходил интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, и вследствие этого шел быстрый процесс взаимопроникновения их культур. В этих условиях возникновение на территории Древнего Египта единого государства было лишь политическим оформлением сложившейся естественным путем социальной, экономической и культурной общности. С другой стороны, политическое объединение долины и дельты Нила способствовало дальнейшему упрочению социальных, экономических и культурных основ данной общности. * * * Становление социального фундамента и организационного каркаса единого государства завершилось на территории Древнего Египта в эпоху «Раннего царства», когда сформировались основные институты государственной власти и основополагающие догматы государственной идеологии. Начало этой эпохи совпадает с началом летописной династической истории Древнего Египта. Годы правления первых двух династий древнеегипетских монархов составляют временные рамки данной эпохи. Конечно, понятие «династии» является в данном случае весьма условным - называемые династиями группы монархов состояли не только из кровных родственников, но наследственный принцип передачи верховной государственной власти внутри одного кровно-родственного объединения являлся все же правилом, именно он применялся чаще всего при смене одного монарха на другого. Согласно папирусному «Туринскому списку» и высеченному на стене храма фараона XIX династии Сети I Абидосской таблице картушей с именами древнеегипетских монархов1, первым правителем всего Египта был Менес. Родоначальником первой династии древнеегипетских правителей его называли также «История» Геродота и «Египтиака» Манефона. «Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвел защитную плотину у Мемфиса»407 408, - писал Геродот. «Первая династия, - отмечал Манефон, - состояла из восьми монархов, первым из которых был Менес из Тиниса; он правил 62 года и умер от раны, полученной от гиппопотама»409. Современные египтологи склоняются к мнению о том, что Менес являлся реальным историческим лицом. В 1896 году французский археолог Жак Жан Мари де Морган (Jacques Jean Marie de Morgan, 1857-1924) обнаружил при раскопках в местности Нега- да, расположенной южнее Абидоса, большую гробницу. В ней находилась дощечка из слоновой кости, на которой было вырезано имя «Хор-Аха (Хор-боец)» вместе с именем «Менес»410. Указанная гробница принадлежала женщине по имени Нейтхотеп, которая, по всей видимости, являлась супругой Нармера и матерью - Ме- неса. По древнеегипетскому преданию, Хор-Аха, став правителем, перенес свою резиденцию на новое место, расположенное на западном берегу Нила, севернее Тиниса. Стены этого города были построены из белого камня, оттого и город получил название Ineb Hedj («Белые стены»). Вторым его наименованием было слово, звучавшее приблизительно как «Анкхтарди», то есть «связывающий две земли». Во время правления шестой династии здесь был возведен Храм в честь Птаха, и город как центр этого бога стал именоваться «Домом души Птаха». На языке древнеегипетских иероглифов это звучало приблизительно как «Хат-кю-Птах». На древнегреческом языке это писалось как «Ai уи nroq» (Ай-гю-птос): впоследствии отсюда произошло название страны на европейских языках - Egypt, Египет. По названию же пирамиды древнеегипетского властителя Пепи I город еще именовали словом Мен-нефер или Менфи. Греки стали звали его словом Мецф^ (Мемфис), и это наименование сделалось позднее общепринятым в Европе. Мемфис находился примерно посередине между Нижним и Верхним Египтом, и, устроив на этом месте свою резиденцию, Хор-Аха упрочил единство египетских земель. Во всяком случае, можно предполагать, что он сыграл какую-то весьма значимую роль в становлении единого древнеегипетского государства. На это указывает и выбор для него второго царского имени: слово «Менес» означало «установитель». О том, что правление Хор-Ахи открыло новый период в развитии Древнего Египта, свидетельствуют и другие факты. С этого времени берет свое начало древнеегипетское официальное летоисчисление. Правда, велось оно тогда довольно примитивным способом - каждый год правления монарха получал наименование по случившемуся в течение его наиболее примечательному событию. Например, какой-то год мог обозначаться как «год, когда были побиты троглодиты», другой - как «год второго случая подсчета всего крупного и мелкого скота Севера и Юга», третий - «год седьмого случая подсчета золота и земель»411. Менес был в общем не первым правителем в Древнем Египте, но он стал первым среди тех из них, о которых сохранились сведения в начертанных на папирусе или высеченных на камне древнеегипетских летописях. После Хор-Ахи (Менеса) престол верховного властителя унаследовал его сын по имени Джер. В «Египтиаке» Манефона он именуется Атотисом. После Джера верховным правителем Егип та стал его сын, имя которого звучало примерно как «Джет» или «Зет». Манефон назвал его Кенкеносом. Эти факты свидетельствуют, что в Древнем Египте сложилась упорядоченная система смены одного монарха на другого. Согласно «Египтиаке» в переложении Юлия Африканского период правления первой и второй династии занял 555 лет1, в варианте Евсевия Памфила - 549 лет412 413. Современные египтологи отводят эпохе «Раннего царства» 400-450 лет. Последний правитель второй династии, основным царским именем которого было слово, звучавшее как Кхасекхемуи, оставил после себя такие величественные монументы, какие не оставлял ни один монарх, правивший в Древнем Египте до него414. Этот факт служит явным свидетельством того, что древнеегипетское государство в течение правления первых двух династий шло по пути превращения в организацию, способную сосредотачивать в своем распоряжении солидные материальные средства.

Еще по теме ГЛАВА ПЯТАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОГО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА:

  1. ГЛАВА III ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ОРДЫНСКОЕ ИГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
  2. Начало становления единого Российского государства и аппарата центральной власти в XV в.
  3. Часть III. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (вторая половина XV в. – первая половина XVI в.)
  4. Глава 39. Формирование единого страхового пространства в рамках ЕС
  5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ПРЕДЕЛЬНО БОЛЬШИМ ХОУМЛЕНДОМ НА ОСНОВАНИИ МОСКОВСКОГО СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА (С СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА ДО КОНЦА XVII ВЕКА)
  6. Глава 1.. Европа и Средиземноморье: проблема единого пространства, безопасности и межрегионального взаимодействия