10. Появление первых университетов

Классическое образование (которое используется до сих пор в некоторых заведениях) представляло собой систему, используемую университетами, созданными в Раннем Средневековье (впервые в истории). В университетах преподавали различные виды искусства, право, медицину и теологию (науку о религии). Болонский университет (созданный в 1088 году нашей эры) впервые мог предоставить научную степень. В дополнение к классической структуре (основанной на древнегреческом образовании) средневековые университеты также испытали арабское влияние. В то время, как женщин действительно не допускали в университеты, женское образование действительно существовало. Женские монастыри той эпохи обучали женщин, которые могли вступать туда в раннем возрасте. Одна из них (Хильдегард Вон Бинген) является одной из самых знаменитых женщин Средневековья, имевших влияние на власть имущих мужчин.

9. Начало развития науки

В то время как научный прогресс на Западе был медленным, его достижения были достаточно стабильными и достигали высокого уровня. Заложение научных основ в эту эпоху смогло дать начало великолепному расцвету науки, произошедшему в Позднем Средневековье. Можно с уверенностью сказать, что без научных достижений Раннего Средневековья, сейчас мы находились бы на гораздо более низком уровне развития.
Рональд Намберс (профессор Кембриджского университета) сказал следующее: «Идеи о том, что «развитие христианства убило античную науку», «средневековая христианская Церковь подавила рост естественных наук», «средневековые христиане думали, что мир был плоским» и то, что «Церковь запрещала вскрытия и исследования трупов» являются примерами широко распространенных мифов, которые все еще иногда воспринимаются как правда, несмотря на то, что они не обоснованы какими-либо историческими исследованиями.

8. Ренессанс Каролингов

Ренессанс Каролингов был периодов развития литературы, письменности, искусств, архитектуры, юриспруденции, литургических и библейских исследований, произошедших в конце восьмого и в девятом веках нашей эры. Каролинги были королями франков, самым известным среди которых был Шарлемань. Империя Каролингов представляла собой возрождение культуры Римской империи. К этому времени «народная латынь» представляла собой множество диалектов, употребляемых в Европе, таким образом, создание школ было жизненно необходимым для распространения этих знаний среди простых людей. Это был также период зарождения западной классической музыки.

7. Золотой век Византии

В период правления Юстиниана появился Corpus Juris Civilis – огромная компиляция норм римского права. Уровень грамотности был достаточно высоким, начальное образование было широко распространено (даже в сельской местности), среднее образование было доступно для многих людей, а высшее образование, о чем говорилось выше, было также широко доступным. Это был также период массового издания книг – энциклопедий, словарей и антологий. В то время как появилось не очень много новшеств, было приложено немало усилий для сохранения для будущего былых достижений.

6. Религиозное единство

Это довольно спорная тема, но фактом является то, что во времена Раннего Средневековья в Европе была единая Церковь, согласованный канон Библии и развитая философская традиция. Это привело к долгому мирному периоду в пределах западных наций. Это религиозное единство было связано с интеллектуальным развитием, до сих пор невидимым по сравнению с Римской империей эпохи её расцвета. Несмотря на то, что ислам был далек от доктрин Запада, но взаимный обмен информацией всё же имел место. Но это было лишь затишье перед бурей, которой стал Первый Крестовый поход, направленный на возвращение Иерусалима и других христианских святынь. После этого взаимный обмен информацией между двумя цивилизациями завершился.

5. Появление алгебры

Исследования на Востоке привели к появлению первой книги по алгебре. «Книга о восполнении и противопоставлении», написанная Аль-Хорезми (790-840 гг.) и арабское название книги дали начало слову «алгебра». Это книга дала первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений. Слово «алгоритм» происходит от имени самого Аль-Хорезми. Более поздние переводы его книг дали также десятичную позиционную систему чисел, используемую и поныне. Аль-Хорезми, наряду с Диофантасом являются «отцами» алгебры.

4. Искусство и архитектура

На протяжении Раннего Средневековья архитектура были инновационной и разнообразной. В это время была внедрена идея реалистических изображений в искусстве, ставшая основой Романского искусства, влияние которого проникло и в Позднее Средневековье. В течение этого же периода имело место внедрение классических форм и понятий в архитектуру. Можно сказать, что этот период стал первой эпохой высокого искусства, и по сравнению с эпохой Великого переселения народов он было намного более функциональным и менее артистическим. Мы можем утверждать, что Раннее Средневековье породило удивительную и красивую историю искусства и архитектуры.

3. Фантастическая погода

Это может показаться тривиальным, но погода играла гораздо более значительную роль в жизни жителей эпохи Средневековья. Когда мы представляем себе «Средневековье», мы представляем себе шторм, снег, дождь и тьму – так, как мы можем это наблюдать в фильме «Имя Розы». Фактом является то, что в Раннем Средневековье Североатлантическая область нагревалась настолько, что к началу Позднего Средневековья (1100 г. н.э.) в этой области уже более ста лет длилась эпоха, получившая название «Средневековый теплый период». В течение этого периода имело место таяние ледников, позволившее викингам колонизировать Гренландию и другие северные земли. Как ни странно, протестантская Реформация (16 век), а также период вплоть до 19 века сопряжена с периодом Малого ледникового периода – период Просвещения был буквально-таки более темным и холодным, чем сама эпоха Темных веков. Во время этого периода реформы и повышения уровня сельскохозяйственных знаний обеспечили повышение запасов продовольствия.

2. Закон становится справедливым

В Раннем Средневековье была сложная система законов, которые часто не были связаны между собой, но они были эффективны в применении и справедливы. Для торговцев, путешествовавших по миру существовал Lex Mercatoria (Торговое Уложение), который развивался на протяжении долгого времени. Этот закон учитывал создание арбитража и стимулировал хорошую практику среди торговцев. В то же время англо-саксонское право было сформировано с акцентом на сохранении мира на земле. Раннее Средневековье (с его правовой системой) было лучшим временем для проживания, поскольку система права был гибкой и удобной для большинства. Третьей важной системой права было раннегерманское право, которое позволяло каждом человеку быть судимым себе подобными.

1. Сельскохозяйственный бум

Если Вы желали умереть голодной мучительной смертью, то Раннее Средневековье было не наилучшим времен для этого. Как следствие превосходной погоды и расширения сельскохозяйственных знаний, стали чрезвычайные успехи Запада. Железные инструменты были в широком употреблении в Византийской империи, а феодализм в других странах предоставил возможность для эффективного управления землей, а значительные излишки распределялись так, что животные питались зерном, а не травой. Государственная безопасность также обеспечивалась феодальной системой, а мир и процветание были доступны для большинства людей.

Статья в оригинале.

Средневековье, «темные времена»... Эта эпоха у многих ассоциируется с кострами инквизиции, жестокими междоусобными войнами, кровавыми крестовыми походами, страшными эпидемиями, невежеством и фанатизмом. Однако не следует забывать, что именно в ту далекую эпоху, от которой нас отделяет почти тысячелетие, Данте Алигьери создал «Божественную комедию», признанную потомками жемчужиной мировой литературы, был возведен великолепный собор Святого Петра, в крупных городах открывались университеты, в числе которых Оксфордский и Кембриджский.

Но даже не это главное. В Средние века медленно, с огромным трудом наука и технический прогресс входят в жизнь обычных людей, радикально меняя привычный уклад. Подковы, изобретенные еще римлянами, теперь гвоздями крепят к копытам животных, более совершенный плуг, широко распространившийся в этот период, дает толчок к развитию земледелия. Ведь теперь можно обрабатывать каменистые, глинистые участки земли, получать щедрые урожаи. Для крестьян, составлявших большую часть населения Европы, богатый урожай был единственным способом выжить, прокормить семью. В городах создавались гильдии ремесленников, которые, по меркам современников, творили чудеса. Именно тогда впервые удалось изготовить листовое стекло. В эту эпоху были организованы мастерские по производству венецианского стекла, до сих пор высоко ценимого в мире. Еще довольно долго стеклянные бусы приравнивались к украшениям из самоцветных камней.

Впервые был выплавлен чугун, который очень быстро нашел широкое применение: чугунные пушки были прочнее, трубы - надежнее, посуда - удобнее и дешевле. Вместе с порохом, изобретение которого приписывают монаху Бертольду Шварцу, эти достижения привели к созданию стрелкового оружия. Обшитые железными листами корабли покоряли океаны, торговые границы государств начали стремительно расширяться, предвещая эпоху Великих географических открытий.

Именно в эти непростые времена Коперник создал свою гелиоцентрическую теорию мира, а Парацельс, Ибн Сина и Визалий пытались понять, какие процессы происходят в человеческом теле, и искали новые способы лечения различных болезней.

И, наконец, именно Средневековье подарило нам блистательное Возрождение, великого да Винчи, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Микеланджело...

Расцвет искусства пришелся на конец Средневековья. Началом эпохи, называемой в исторической науке Ранним Средневековьем, отечественная и мировая медиевистика считают крушение под натиском германских племен Западной Римской империи в V в. н. э. Этот период длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 г.) и ознаменовался грандиозной миграцией народов: многочисленные германские племена расселялись на землях римлян, что впоследствии привело к противостоянию культур, религий, языков и вылилось в многочисленные кровавые конфликты. Вследствие переселения северные готские племена оказались на юге Европы, азиаты гунны поселились в нынешней Франции и на западном побережье Черного моря, а вандалы из Германии добрались до территорий нынешних Алжира и Туниса, а оттуда перекочевали в Италию и на Корсику.

Народы Пиренейского полуострова, почти полностью завоеванного маврами, начали борьбу с поработителями. Непрерывные распри христианских правителей значительно мешали освободительному движению, но, несмотря ни на что, в 1492 г. мавры были окончательно изгнаны с Иберийского полуострова.

В это же время на Британские острова после вывода римских легионов участились нападения германцев. Англосаксонские войска высадились в Кенте и к X в. стали полновластными хозяевами Британии.

На юге Европы все большее влияние приобретала Византийская империя. Огромную территорию Западной и Центральной Европы занимало Франкское королевство, влияние которого на ход истории было весьма значительным.

Высокое Средневековье без преувеличения можно назвать эпохой крестовых походов и могущества Церкви. Продолжался этот период примерно с 1000 по 1300 г. Расцвет сельского хозяйства, торговли и ремесел привел к демографическому взрыву - численность населения Европы заметно увеличилась. Естественно, что это повлекло за собой значительные изменения в политике, экономике, духовной жизни и искусстве. Киевская Русь всеми силами сдерживала нашествие монгольских полчищ, но многие государства Восточной Европы были завоеваны и разграблены азиатами.

Позднее Средневековье началось с ужасных бедствий: Великого голода 1315-1317 гг. и эпидемии чумы, которая выкосила более половины населения Европы. Эти бедствия стали причиной многочисленных крестьянских восстаний. Кровопролитная и жестокая Столетняя война унесла еще тысячи жизней.

Череду страшных событий эпохи венчало Возрождение, подарившее обессиленным народам свет науки и культуры, новые знания и открытие торговых путей.

Средневековье подарило нам великолепные строения, полотна, скульптуры, поэтические и философские трактаты, рыцарские баллады, а еще... чай, шоколад, табак, картошку... Эта эпоха преподнесла потомкам и сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Именно о них пойдет речь в книге, которую вы держите в руках. Здесь пытливый читатель найдет немало интересных, порой парадоксальных фактов о прошлом и сможет провести параллели с современной жизнью. Ведь история, как известно, движется по спирали.

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.

, продолжателей (псевдо)Фредегара , Павла Диакона и Эйнхарда . Кроме собственных писателей Запада, европейской историей интересовались византийцы, особенно Агафий Миринейский , оставивший апологию общественного строя франков , а также арабы .

Грамоты, при помощи которых регулировались имущественные отношения, составляют наибольшую часть актового материала раннего Средневековья. Кроме них, также были известны описи и завещания. Исследователи насчитывают более 1000 обнаруженных грамот. Необходимо помнить при исследовании грамот, что не все из них обязательно являются достоверными. Некоторые грамоты представляют ранние ( , X век) подделки, сфабрикованные ради обоснования наследственного права на монастырь или виллу.

Материальные остатки раннесредневековой цивилизации также скудны. До VII века Европа не знает самостоятельной чеканки, отсутствие монеты замещается использованием византийских денег (безанов). Постройки раннего Средневековья в большинстве своем не дошли до наших дней: зачастую, в качестве их материала использовалось дерево, многие ранние сооружения были перестроены.

Историография Тёмных веков

Центральной темой в обсуждении Тёмных веков историками остается вопрос о преобладании рабовладельческого или феодального способа производства в эту эпоху.

В современной науке наиболее распространено представление о том, что раннее Средневековье являлось периодом разнообразного, многоукладного хозяйства, в котором существовали параллельно друг другу, причудливо переплетаясь, элементы разлагающегося варварского родоплеменного, находящегося в упадке античного рабовладельческого и нарождающегося феодального укладов, причём в самых различных пропорциях в зависимости от региона.

В этот период всё ещё сохранялись крупные рабовладельческие латифундии (лат. villa ) - в большинстве своем это были ещё старые, доставшиеся варварской знати от провинциальной римской аристократии, поместья. Однако их наличие ещё не является поводом для причисления Тёмных веков не к феодальной, а к рабовладельческой эпохе. Видимо, это уже не были классические рабовладельческие хозяйства, эффективное управление которыми в условиях нехватки образованных людей было сильно осложнено ещё в позднеримскую эпоху. Именно в связи с этим ещё задолго до падения Империи был сделан важнейший шаг в сторону феодализма - появление колоната и перевод в эту форму личной зависимости значительной части сервов . Очевидно, что развитие этих отношений продолжилось и в средние века, с постепенным переходом от рабства в классической форме и колоната - к крепостной зависимости крестьян от сеньора. Наряду с этими крупными хозяйствами, но совершенно независимо от них, среди варваров продолжали существовать свободные крестьяне-общинники, образ жизни которых поначалу мало изменился по сравнению с тем, который вели их дальние предки.

Представляет интерес получивший определённое распространение в европейской историографии тезис бельгийского историка Анри Пиренна , который утверждал, что нашествие варваров не привело к окончательному крушению римского мира. По мнению Пиренна, германские государства экономически оставались тесно связаны с Византией, образуя зону влияния константинопольской империи. Историк утверждал, что Запад оставался в ситуации Тёмных веков до тех пор, пока не был отрезан арабскими завоеваниями от византийской торговли, что подвигло его на вынужденную трансформацию. Политические центры европейского мира отодвинулись к Северу, язычество было искоренено, роль папства возросла, рабовладение было окончательно вытеснено крепостным правом, восстановлена Империя; на месте позднеантичного мира стала выстраиваться классическая средневековая феодальная система.

Аграрная цивилизация

Запад раннего Средневековья переживает упадок городов. Самым значительным признаком кризиса оказывается переезд варварских монархов из городов в резиденции-латифундии . Большинство раннесредневековых грамот было подписано королями именно там. В сельских же резиденциях монархи предпочитали хранить свои сокровища. Минуя города, аристократы германцев путешествовали в сельской местности между виллами, оставаясь в каждой из них до полного исчерпания припасов.

Запад Тёмных веков выступает как экономическая периферия Восточной Римской империи . На фоне упадка городов монархи варваров закупают на Востоке ремесленные товары, подражают римской моде и сохраняют свои сокровища в византийской монете .

Церковь

На эпоху Тёмных Веков выпадает ослабление влияния римских Пап . В результате варварских нашествий часть Запада возвращается к язычеству, что особенно касается западно-балканских регионов и Британии. В то же время византийское христианство добивается впечатляющих успехов в Ирландии, однако ирландская церковь сохраняет независимость от папства.

Тем не менее греческие Папы, так же, как и другие, тяготились византийской властью и её неспособностью справиться с лангобардской опасностью. Начиная с папы Григория III ( г.) понтифики ищут союза с ортодоксальными франками в ущерб интересам Византии.

Христианизация

Под действием варварских нашествий слабая епархиальная организация некоторых регионов рушится. Британия, направлявшая делегатов на I Вселенский собор , становится почти полностью языческой. Степень христианизации сельского населения ко времени варварских нашествий остается в значительной степени неисследованным вопросом. Так или иначе, в начале VII века св. Аманд крестил язычников в окрестностях крупных галльских городов, часть из крещенных он выкупил из рабства.

Обращение Британии начинается с германского королевства Кент, связанного по своим торговым отношениям с Галлией (конец VI века). Остальные германские государства Британии принимают крещение в течение VII века. При этом кельтские государства Уэльса и ирландские колонии на территории Шотландии сохраняли христианскую веру, подвергшуюся изменениям вследствие изоляции.

Крещение Германии открывается событиями VIII века, решающую роль в которых сыграл св. Винфрид , а завершается насильственным обращением саксов воинами Карла Великого . В VIII веке начинается обращение в христианство первых славян - альпийских (связанных по родству с нынешними словенцами).

Недостаток централизованного прозелитизма (и государственной религиозной политики) заметно отличал Тёмные века от Каролингского времени.

Культ святых

В Раннее Средневековье распространилось почитание святых королев. Королеву Радегунду вспоминали на фоне разнузданности её супруга, монарха франков Хлотаря I . После того, как Хлотарь убил своего брата, Рагнетруда удалилась в монастырь. Клотильда , несмотря на то, что происходила из народа бургундов, исповедовавших арианство , придерживалась ортодоксальной веры. Считалось, что Хлодвиг I принял ортодоксальную веру благодаря её непрестанным уговорам. Королеве пришлось пройти через опалу после того, как крещенный в христианскую веру сын короля внезапно умер. Св. Батильда , бывшая рабыня в одном из англо-саксонских государств, стала супругой короля Хлодвига II и регентшей после его смерти. Королеву, основательницу многих монастырей, почитали за благочестие как святую.

Варварские короли, недобрые нравом, редко добивались канонизации. Почти единственное исключение - монарх франков Гунтрамн , сравнивавшийся по мудрости с Соломоном , так и не был канонизирован. Тем не менее в государстве франков почитался король Сигеберт III .

Наибольшей популярностью среди всех святых Запада пользовался св. Мартин Турский . По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа». Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан , то есть «хранитель капы».

Аббатство св. Мартина было одним из богатейших монастырей Запада. Чтобы спасти его от разграбления, Карл Мартелл вывел войска на дорогу между Туром и Пуатье , по которой передвигались войска исламских завоевателей Абд-ар-Рахмана.

Раннее Средневековье - эпоха возникновения местного культа. Епископы переносят мощи христианских святых во внутренние регионы варварских королевств, и появляется почитание местных святых, чаще всего, из самих епископов.

Научные знания

В течение всего периода Тёмных веков научные знания находятся на Западе в глубоком упадке. Так, «Этимологии» Исидора Севильского , составленные в VII веке, представляют собой одно из самых фантастичных сочинений средневекового периода. Исидор азартно описывает василисков и драконов и, в целом, убежден в плоскости Земли, хотя приводит и противоположную точку зрения.

Упадок научного знания на Западе отчасти может быть объяснен сокращением контактов с Византией и, в частности, забвением греческого языка, продолжавшимся на Западе вплоть до времени гуманистов.

Внутри империи франкское королевство достигают выдающегося положения. Вступив в борьбу за римское наследие последними, франки добиваются победы над вестготами на равнинах Вуйе (). После того, как Византия объявляет войну остготам, те, поддавшись угрозам, уступают франкам Прованс . Ещё ранее сыновья Хлодвига завоевывают Бургундию. После воссоединения пространства римской Галлии под началом Меровингов франкская экспансия направляется в Германию, где герцогство баваров образовывается под их верховенством.

Королевство вестготов, пережив катастрофу при Вуйе, обращается к объединению испанских земель, где во второй половине 6 века исчезают королевство свевов и независимые римские территории, вероятно, существовавшие в этом регионе. Континентальные захваты византийцев на юге Испании оказываются кратковременными, но отсутствие флота так и не позволит варварам вернуть Балеарские острова.

Варвары и римляне

Монархи варваров заключают союз с Церковью и римской сенаторской аристократией. В местах, выделенных германцам для расселения, особенно на севере Галлии, римская аристократия сохраняет часть собственности, но германизируется. На юге Галлии, где расселения не было, она остается римской до VIII века. Практическое отсутствие конфликтов за землю между варварами и римлянами объясняется депопуляцией региона в период Великого переселения народов.

Во французской историографии XX века принято мнение о том, что галло-римляне , жившие в Аквитании , предприняли три попытки добиться независимости от государства франков. Первая из них связана с восстанием Храмна , сына короля Хлотаря I. Вторая - с мятежом самозванца Гундовальда , поддержанного Византией, вмешавшейся в дела государства франков. Во второй половине VII века при патриции Феликсе и его преемнике Лупе Аквитания обретает независимость от франков. Во время арабского нашествия правителем Аквитании выступает герцог Эд , чьи родственные связи с Феликсом и Лупом из-за недостатка источников не прояснены. Оказавшись стиснутой между арабами на юге и франками на севере, Аквитания окончательно теряет независимость в период правления Пипина Короткого . Можно отметить, что некоторые города на средиземноморском побережье Франции выбрали между франкским и арабским подданством арабское, в частности, Арль и Марсель . Различия между Югом и Севером приводят к войнам второй половины IX века и остаются существенными до Альбигойских крестовых походов.

В государстве остготов при правлении Теодориха Великого союз между королем и римской аристократией был разрушен, благодаря интригам Византии. Монарх варваров, сменив милость на гнев, приступает к репрессиям в отношении итало-римлян, исповедовавших не арианскую, а православную (ортодоксальную) веру. Жертвой преследований становится философ Боэций , которого Теодорих заключает в тюрьму.

Епископы

В период Тёмных веков короли варваров принимают право назначать епископов в своих государствах, римские папы утрачивают контроль за своим патриархатом, митрополиты - за подчиненными епископствами. Епископы обладали уникальной властью в городе, оставшемся после ослабления торговых связей, по преимуществу культовым центром. Епископами назначались галло-римские и германские аристократы, часто епископы имели детей и жён. В период кризиса меровингского государства (VII век) прелаты выступают как правители полусамостоятельных территорий, где власть их возрастает настолько, что превышает графскую. В отличие от большинства меровингских аристократов, епископы были тесно связано с городом потому, что в городе находилась главная епархиальная церковь. Прелаты опирались на многовековые финансовые и земельные ресурсы своей епархии.

Влияние епископов не было повсюду одинаково велико. В некоторых городах государства франков списки епископов содержат многолетние лакуны, в чём исследователи усматривают признак частичного возвращения к язычеству.

Короли созывали епископов на соборы. Лучше всего известны Толедские соборы в государстве вестготов (их было 18). В ходе одного из Толедских соборов был сформулирован первый вариант доктрины филиокве , впоследствии выступившей причиной разделения древнего православного христианства на восточную (православную) и западную (католическую) ветви. Другой из Толедских соборов одобрил скандальное предложение продать евреев в рабство.

Известно, что епископы раннего Средневековья вели войны. Некоторые из них сами участвовали в войне: например, епископ Милон - один из трех (наряду с Карлом Мартеллом и его братом Хильдебрандом) участник сражения при Пуатье , сведения о котором сохранились до наших дней.

Отшельничество

В местах поселения монахов-анахоретов к ним присоединялись ученики, что приводило к образованию монастырей. Отвергавшие принцип общежития, как недостаточный для монашеской жизни, отшельники часто отличались непредсказуемостью: покидали пустыни, где возникновение монастырей было неизбежно, и уходили в поисках нового пристанища. Непростая судьба брошенных общин и неконтролируемость отшельников вызывали раздражение у епархиальной власти. Лангобард Вульфилаих столкнулся с тем, что, по приказанию епископа, был разрушен его столп. Противником отшельничества выступил архиепископ Тура Григорий . Он объехал известных ему анахоретов, уговаривая их присоединиться к тому или иному монастырю. Вышедший в первой трети VI века устав Бенедикта Нурсийского запрещал поселение монахов на значительном удалении от монастырей.

С явлением монашеской колонизации связывают экономическое возрождение Запада после Великого переселения народов.

Начиная с каменного века и до космической эры, каждая эпоха в человеческой истории стремилась к прогрессу. Ну, почти каждая эпоха. Темные века являются исключением из правил - все знают, что после того, как пал Рим, мир перестал развиваться и «окунулся во тьму», которая длилась на протяжении веков. Это был период интеллектуальной и экономической темноты, где каждый превращался либо в жестокого воина, либо в грязного оборванца.

Да, Вы быть может сидите и хотите сыграть в online игру на тему средневековья и также ждете там привычную грязь, бедность и разруху, быть может это всего лишь flash и не полноценная 3D игра, а всего лишь онлайн гейминг, но быть может это всё выдумка и вам лучше сыграть в фантастическую сагу? Исторические игры, как и сама история по факту, рассказ, который дошел нас в виде старых книг, рассказов прапрапрапра...праочевидцев... И стоит ли этому верить?

По крайней мере, нам так говорят. Несмотря на то, что Темные века были определенно темнее, чем современные (точно так же, как и в бронзовом веке никто, еще не знал, что такое телефон), они ни в коем случае не были слишком безнадежными, как принято о них рассказывать. Во имя того, чтобы исправить некоторые популярные заблуждения о данном периоде, давайте рассмотрим мифы, в которые вы наверняка верите.

№ 1. Общество было жестоко, а условия жизни отвратительными

Причины, по которым этот период времени назвали именно Темные века:
Общество имело очень мало предметов обихода, и практически отсутствовала инфраструктура. По земле бродили полководцы и варвары, любая поверхность была покрыта слоем грязи, а средняя продолжительность жизни основной части населения была очень мала.

Между тем, церковь широко применяла пытки над людьми, для того, чтобы они стали верить в Христа, и, возможно, даже и после этого продолжала издеваться над ними по любому случаю. Честно говоря, попробуйте поискать фильм или книгу об этой эпохе, и мы гарантируем вам, что вы не найдете ни на одной обложке кучу улыбающихся детей.

Реальность:

На самом деле, уровень жизни был довольно неплохим, даже если человек был очень беден. В действительности в то время человечеству удалось достигнуть лучшего уровня в филантропии и здравоохранении, а также ввести новый вид благотворительности, совершаемой практически на ежедневной основе.

К примеру, в Темные Века рабство перестало быть очень популярным. Известно, что римляне любили своих некоторых рабов, но улучшения в технологии земледелия и появление лучше наученного рабочего скота постепенно сделало вынужденный человеческий труд менее необходимым. Вместо этого классы, которые, вероятно, ранее были в рабстве, стали в основном либо бесплатными работниками или, в худшем случае, крепостными. Последние были еще технически не свободными (они не могли оставить землю без разрешения своего Господина), но пользовались гораздо большей свободой, чем рабы.

Также, надо признать, что, несмотря на большое количество случаев сжигания людей на кострах, в это время стало развиваться христианство, а также наблюдалось резкое увеличение благотворительных организаций. Почти сразу же после того, как представители церкви утвердились в Европе, они начали формировать широко распространенную систему благотворительных организаций, которые раздавали нуждающимся продовольствие, одежду и деньги. Может быть, это и не случайно, что первые формы хосписов, больниц и приютов для бедных были изобретены именно во время «темных» веков, что подготовили почву для создания системы общественного здравоохранения.

Не поймите нас неправильно, если бы вы вернулись в эпоху средневековья на машине времени, вы бы возненавидели это время, потому что местным жителям понадобилось бы всего пять минут, чтобы убить вас за колдовство. Но термин «темные века» вообще не используется учеными, потому что есть не так много доказательств того, что та жизнь была хуже, чем в периоды до или после того века (но об этом позже). Его стали использовать потому, что массовая культура помнит только насильственные его части, там, где рассказывается о том, что люди собирались посмотреть, как мужики бьют друг друга лошадьми просто для удовольствия. И, раз уж мы заговорили об этом…

№ 2. Развлечения в Средние Века состояли из рыцарских турниров и боев на мечах

Если вы были в ресторане средневековых времен, то вы знаете, что когда средневековые люди хотели расслабиться после тяжелого рабочего дня, проведенного в пролитии крови, их самым предпочтительным видом развлечений было - пролить еще больше крови.

Поэтому, когда Европа не была охвачена очередной войной, подданные различных царств находили себе другие способы, чтобы насытить свою пресловутую кровожадность и жажду боя. Естественно, они предпочитали игры, которые как можно больше напоминали войну - рыцарские турниры были, очевидно, самыми популярными, но различные поединки и «битье дубинами» также стали широко распространены.

Реальность:

Турниры (каждый может себе мысленно представить себе, как выглядел исторический кровавый спорт) в действительности просто не могли проводиться в этот период. Настоящие рыцарские стремена еще не были известны в большинстве стран Европы, так что отсутствие опоры для ног приводило к тому, что участников сражений легко сбивали с ног (вернее, с коней) как мешки с картошкой самыми легкими ударами. На самом деле, рыцарские турниры были, собственно, военными тренировками вплоть до конца 11 века.

Но реальность еще менее потрясающая: даже в самые «темные» века Средневековья проводились невинные семейные забавы. По сравнению с эпохами до и после них, спорт и игры в Темные века были явно менее воинственными. Многие вещи, которые люди из Средневековья делали для удовольствия очень похоже на то, что мы по-прежнему делаем и сегодня (когда мы не проводим весь день в интернете). На самом деле стрельба из лука, бокс и регби были либо изобретены или усовершенствованы в Темные Века.

О, а как вам такое: в скандинавских сагах, начиная с девятого века, описывают страшных викингов, весело резвящихся на ледовых катках и участвующих в лыжных гонках. И давайте не будем забывать о действительно популярных играх того времени таких, как боулинг, танцы, игры в салки и метание подковы. Да, метание подковы было в моде в средневековье. Сравните это с гладиаторской резней, что проводилась во времена Римской империи или турниры, которые появились во время позднего средневековья. Так какое столетие заслуживает прозвище «темного»?

№ 3. В это время постоянно шли жестокие войны

Причина, по которой Темные века так назвали, была в том, что тогда, после падения славной Римской империи, предположительно начались унылые года. Когда Римская империя была разрушена в результате многочисленных нападений со стороны варварских орд в 476 году нашей эры, мгновенно стала ощущаться нехватка нации, которая смогла бы легко уклониться от нападений народных ополчений. Обнаружив внезапное отсутствие такого большого государства, различные вожди из всей Европы сразу же вздохнули с облегчением и начали, в хаотичном порядке, воевать друг против друга.

Вскоре весь континент оказался в бесконечном состоянии тотальной войны, князья и военачальники стали бороться за контроль над владениями друг друга.

Реальность:

Конечно, тогда велась борьба. Это очень возможно. Но, что люди склонны забывать, так это о масштабе тех боевых действий.
Если сравнить сражения во время Темных Веков, скажем, с римскими войнами, то это то же самое, что сравнить борьбу между двумя малышами с дракой разбойничьих банд: в обоих случаях воины обучались вести борьбу, но в первом из них все выглядело так, как будто миллионы людей просто поспорили между собой.

Давайте внесем ясность: Рим был великолепен, когда дело дошло до крупномасштабных сражений. Во время первой войны с Карфагеном, римский флот численностью в 100000 человек был потерян в течение одного дня. Рим ответил на эту катастрофическую потерю спокойно, отправив воевать еще больше войск и продолжив войну еще на полтора десятилетия вперед. В течение второй Карфагенский войны, Рим потерял 400 000 солдат, не моргнув и глазом. Римская империя не была заинтересована в том, чтобы перехитрить своих противников, она просто дольше продержалась. Если у Рима появлялись какие-то проблемы, он отправлял войска для их решения, и не отзывал назад, пока они не выполняли свою задачу.

Когда Римская империя была сломана, экономика Европы становилась все более и более локальной. Без межконтинентального налога и разумного разделения труда, гигантская постоянная армия превратилась в артефакт ушедшей эпохи. Это внезапное отсутствие финансовой инфраструктуры позволило десяткам королей и князей, занять освободившиеся места у римской власти ограниченной в средствах. Конечно, они бы, наверное, хотели провести с собой через весь континент миллион мужчин, наподобие легиона, но они просто не имели денег, чтобы оплатить услуги такой огромной армии.

Большинство лидеров отреагировал на эту проблему путем введения феодальной системы, они разделили свои земельные владения, выделив отдельные участки земли для военных сил. Так как очень немногие из них с самого начала завладели большими участками земли, это заставило их сделать свои армии относительно небольшими (даже самые массивные военные силы на последних этапах эпохи, хорошо, если насчитывали по 20 000 солдат). Большинство армий были похожи на большие банды. Таким образом, войны в Темные века проходили как короткие стычки между крошечными силами. Там не было никаких масштабных кампаний, ни десятилетней борьбы, никакой адской жизни на истерзанных войнами землях, просто короткие перепалки между двумя бандами парней, которые затем возвращались пасти скот и пахать свои поля.

Но это приводит нас к еще одному наиболее распространенному мифу, что...

№ 4. Темные века были в «интеллектуальной бездне»

Как ни крути, но Темные века не стали бы так называется только потому, что несколько варваров мародерством прокладывали себе путь через Европу. Реальная причина, по которой эта эпоха была лишена любого света, это потому что люди, по большей части, были очень неграмотными, да и к тому же суеверными. Ученых (не говоря уже о людях, которые умели бы читать) было мало, и они жили далеко друг от друга, а любое стремление к литературе активно подавлялось, поскольку оно не имело никакого проку в сельскохозяйственных работах. На самом деле написание хоть какого-либо рассказа привело бы к тому, что вас, вероятно, сожгли как ведьму.

Реальность:

Причина, по которой этот век был, практически, вычеркнут из истории человечества, является то, что никто не учитывал все, что происходило в течение указанного периода. Образ Средневековья ничем не отличается от переходного интеллектуального периода. Конечно, основное население не умело читать и писать, но подобные примеры можно найти в каждой эпохе вплоть до новейшей истории. С другой стороны ученые просто напросто развлекались в Темные Века.

Минускул Каролингов стал стандартным рукописным шрифтом, который был введен императором Карлом Великим в восьмом веке и произвел революцию во всей концепции чтения и письма. До Каролингов минускулы и письмо большинства писак, были неразборчивыми и велись без всяких правил. Верхний регистр в смеси с нижним регистром и случайное расставление разделительных знаков было довольно распространено, а правила орфографии и алфавита отдельные ученые высказывали только в качестве вежливого предложения. Стандартизированный, быстрый и эффективный минускул Каролингов ввел революционные концепции, такие как падежи, знаки препинания и пробелы между словами. Это значительно ускорило как письмо, так и чтение, потому что сделало его более быстрым, ведь теперь не надо было долго вглядываться в абсурдные загогулины на протяжении нескольких часов.

Введение минускула Каролингов дало возможность начать производство документов и книг. А также, возможно, самой главной причиной, почему сохранилось так много древних текстов, стало то, что ученые и переводчики Каролингов разыскали все неправильно написанные книги, пьесы, и документы, тщательно выправили в них ошибки, скопировали и воспроизвели их, пользуясь своим новым супер почерком.

Что касается основных нововведений касаемо истории передачи информации, написание документов в удобочитаемой форме и относительно быстрое их производство, вероятно, следует сравнить с печатным станком Гуттенберга и интернетом. Но никто никогда не помнит о минускуле Каролингов, потому что это было в Темные века.
Но, в конце концов, это приводит нас к тому, что...

Фактически благодаря труженикам "Темного времени" мы то и читаем средневековые рукописи

№ 5. Темные века были реальной вещью

Хорошо, может быть, в Темные Века происходили какие-то необычные события, но даже в самые ужасные эпохи обязательно было что-то такое. В целом, должна быть очень хорошая причина для того, что окрестить подобным названием целую эпоху. Таким образом, историки должны были руководствоваться какой-то серьёзной причиной, чтобы придумать термин «темные века», не так ли?

Реальность:

Ха, конечно, нет! Вот вам шокирующие поворот: историки никогда не имели ничего общего с использованием термина «Темные века», просто некоторые из них были введены в заблуждение, принимая этот термин. Как мы уже упоминали ранее, в те дни средневековые историки пытались избежать этого названия, предпочитая использовать более нейтральные термины, такие как «переселение народов», «Раннее Средневековье» или просто «Средневековье» в зависимости от того, которое столетние описывалось значением «Темные века».

А все потому, что Темных веков никогда и не существовало. Общее представление о них является полной и абсолютной выдумкой, кое-как слепленным сбитым с толку писателем. Термин «Dark Ages» был впервые использован в 14 веке Петрарком, итальянским поэтом, у которого была склонность к римской ностальгии. Петрарка использовал его, чтобы описать, практически каждое событие, произошедшее после падения Рима. Он не высказывал аргументы о «темноте», которая была в течение сотен лет человеческих достижений в силу того, что было достаточно исторических доказательств о любых событиях, которые тогда происходили. Все свои аргументы он построил на основании общего мнения, что жизнь стала плохой с тех пор, как был разрушен Рим.
Петрарка считал, что единственный способ улучшить мир - это подражать древним римлянам и забыть о варварских летах, которые отбрасывали его современников из Рима в прошлое. Конечно, он благополучно забыли еще несколько вещей. А именно массовое рабство, заклание и чрезмерное налогообложение древних римлян, их невозможно найти в его выдуманных образах, как и многочисленные достижения «века тьмы», который он так радостно очернил.

И это самое смешное в истории. Любой человек может переписать ее при определенных обстоятельствах, и все, что для этого требуется - некоторый идиот с запоминающимся термином и его поклонники, которые осквернят целую эпоху. Поэтому, когда вы, наконец, закончите создавать машину времени и захотите проверить будущее, не удивляйтесь, если в случайно выбранном 26-й веке фетишисты из викторианской Англии назовут наше время «Информационным веком».